11. Кузнецова Е.В. Сложность аксиологической позиции героев романа Ф.М. Достоевского «Идиот» / Е.В. Кузнецова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2009. - № 1. - С. 115-117.
12. Кузнецова Е.В. СМИ между молотом и наковальней: политикой и экономикой / Е.В. Кузнецова // Система ценностей современного общества. -2014. - № 38. - С. 37-40.
13. Кузнецова Е.В. Философские грани художественного смысла в мире героев Ф.М. Достоевского / Е.В. Кузнецова // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. - С. 147-148.
14. Кузнецова Е.В. Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: автореф. дис. ... канд. филол. наук (10.01.01) / Е.В. Кузнецова; Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2009. - 23 с.
15. Кузнецова Е.В. Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Кузнецова; Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2009.
16. Новейший философский словарь. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. -С. 15-17.
17. Элементы теории поля: учебное пособие / В.А. Кузнецов, Л.И. Кузнецова. - Магнитогорск, 1997. - 36 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
© Лымарев В.Н.*
Пермский военный институт Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, г. Пермь
В работе рассматривается педагогическое условие эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов на основе применения в образовательном процессе профессионально-мотивирующих компьютерных обучающих программ.
Ключевые слова педагогическое условие, система формирования мотива; обучающие программы, мотивационные возможности.
Современное военно-профессиональное образование развивается в период информатизации - процесса частичной замены информацией традици-
* Старший помощник начальника факультета Артиллерийского вооружения по учебной работе.
онных видов ресурсов общества (материи и энергии). Информатизация осуществляется на базе компьютеризации - расширяющегося использования компьютеров во всех сферах жизни современного общества. Новые компьютерные технологии обучения стали основой развития и современного образования, в том числе военно-профессионального. Процесс информатизации и компьютеризации закономерно привел к возникновению педагогического условия эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов.
При этом понятие «педагогическое условие» мы трактуем как «совокупность мер педагогического процесса, направленная на повышение его эффективности» [4]. Отметим, что значение имеют свойства необходимости и достаточности условий. Соответственно В.В. Беркову [1], условие является необходимым, если его отсутствие препятствует осуществлению рассматриваемого события, а достаточность условия определяется тем, что его наличие гарантирует осуществление этого события.
Выявляя педагогические условия, мы исходим из следующих факторов:
- содержание и особенности разработанной системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов;
- специфика подготовки курсантов в современных военных вузах;
- социальный заказ общества и требования к современному офицеру;
- научные достижения в области формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов;
- результаты констатирующего этапа эксперимента;
- авторский практический опыт деятельности в соответствии с проблемой исследования.
На основе анализа исследований, посвященных проблеме повышения качества современного военного образования, мы пришли к выводу, что одним из педагогических условий эффективного функционирования системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов является применение профессионально-мотивирующих компьютерных обучающих программ.
Возможности применения информационных технологий являются важным доводом в пользу их применения для обучения курсантов специальным дисциплинам. Однако следует подчеркнуть, что использование компьютерных технологий не устраняет преподавателя от управления учебным процессом, а просто делает его более оперативным и эффективным. Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий позволяют в значительной мере устранить недостатки, присущие традиционному преподаванию специальных дисциплин, к которым можно отнести: усредненный объем учебного материала и темп его изложения; трудности в контроле усвоения курсантом профессиональных знаний; не-
достаточное стимулирование познавательной активности обучаемого; преобладание словесных методов изложения материала, создающее объективные предпосылки рассеивания внимания и др.
Профессионально-мотивирующие компьютерные обучающие программы основаны на ключевых идеях концепции профессионально-мотивирующего воспитания и обучения [3], основанной на образовательных ценностях, потребностях и мотивах, а также сущностных, содержательных характеристиках компонентов образования в современных условиях.
Основные идеи концепции профессионально-мотивирующего обучения применительно к военно-профессиональному образованию:
а) обучение курсантов в образовательном учреждении должно быть прежде государственным и социальным, а потом личностным;
б) профессиональную мотивацию следует рассматривать как приоритетную цель и главный результат обучения в военном вузе, вытекающие из аксиологической сущности образования;
в) познавательные (внутренние) мотивы, интерес к содержанию обучения не могут быть только средствами, обусловливающими эффективное освоение компетенций курсантов, необходимо обеспечить трансформацию познавательных общеобразовательных и профессиональных мотивов, без которой невозможны осознание личной ценности военного профессионального образования и высокий уровень профессиональной мотивации будущего офицера.
При этом, когда речь идет о согласовании государственных (социальных) и личных образовательных ценностей, акцент необходимо делать на государственных (социальных) идеалах. Только такое соотношение между собой аксиологических элементов создает необходимые условия для обучения курсантов военного вуза с развитой профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами, готового трудиться ради интересов государства и общества.
Компьютерные профессионально-мотивирующие обучающие программы называются обучающими потому, что принцип их составления (построения) носит обучающий характер. Программами они называются потому, что составлены с учетом всех принципов программированного обучения: 1) деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части (шаги); 2) активизации деятельности обучающихся, изучающих программированную информацию; 3) немедленной оценки каждого ответа обучающегося; 4) индивидуализации темпа и содержания учения; 5) эмпирической верификации (приспособление степени трудности информации к возможностям обучаемого).
Основываясь на публикациях, посвященных проблемам разработки и использования компьютерных обучающих программ [2] и авторском опыте работы, мы пришли к выводу, что все принципы составления профессионально-
мотивирующих компьютерных обучающих программ могут быть разделены на три основные группы: 1) принципы программированного обучения, на основе которого строятся обучающие программы; 2) общие дидактические принципы обучения, реализуемые в обучающих программах; 3) специфические принципы, обусловливаемые психофизиологическими особенностями восприятия информации с дисплея.
ПОБУЖДАЮЩАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ НАПРАВЛЯЮЩАЯ
СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ РЕГУЛИРУЮЩАЯ КОНТРОЛИРУЮЩАЯ
СБОР, НАКОПЛЕНИЕ,
ОБРАБОТКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
КОМПЬЮТЕРНАЯ КАТАЛОГИЗАЦИЯ И
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММ-ТРЕНАЖЕРОВ
ОБМЕН ОПЫТОМ, БАЗАМИ ДАННЫХ, ПРОГРАММ, ТРЕНАЖЕРАМИ И Т.Д.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ
КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИЯ (ТРЕНАЖЕРЫ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Рис. 1. Возможности применения профессионально-мотивирующих
компьютерных обучающих программ Анализ исследований, посвященных проблеме использования компьютерной техники в образовании, в том числе военно-профессиональном, по-
казал, что мотивационные возможности применения профессионально-мотивирующих программ можно представить в виде схемы (рис. 1).
Соответственно, профессионально-мотивирующие компьютерные обучающие программы - дидактические средства обучения, основывающиеся на применении принципов программированного обучения и использовании информационно-коммуникационных технологий.
Профессионально-мотивирующие компьютерные обучающие программы могут использоваться в ходе групповых, практических, лабораторных и самостоятельных занятий под руководством преподавателя, а также в часы самостоятельной подготовки. Это зависит от формы занятия, степени подготовки курсантов, сложности изучаемого материала и т.д.
Ключевыми специфическими принципами реализации этого условия являются:
1) персонификации - учет общих и персональных особенностей личности курсанта при включении его в самостоятельную работу;
2) трансформации общеобразовательных мотивов в военно-профессиональные мотивы - обеспечение перехода мотивов учебной деятельности через овладение новым содержанием в мотив военно-профессиональной деятельности.
Применение профессионально-мотивирующих компьютерных обучающих программ предполагает использование дидактических средств обучения, основывающихся на применении принципов программированного обучения и использовании информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, применение этого условия способствует совершенствованию профессиональной подготовки курсантов в военном вузе, обеспечивает активизацию учебной деятельности, способствует формированию в большей степени потребностно-целевого и рефлексивно-контролирующего компонентов мотива, что позволяет повысить эффективность процесса формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов.
Список литературы:
1. Берков В. Ф. Философия и методология науки: учеб. пос. / В.Ф. Бер-ков. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с.
2. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Воробьева Светлана Викторовна. - СПб., 1999. - 460 с.
3. Илькевич Б.В. Формирование профессиональной мотивации / Б.В. Иль-кевич // Alma mater (Вестн. высш. шк.). - 2001. - № 8. - С. 11-15.
4. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.