Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов'

Педагогические условия эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА / ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / МОТИВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев В. Н.

В работе рассматривается педагогическое условие эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов на основе применения в образовательном процессе профессионально-мотивирующих компьютерных обучающих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов»

11. Кузнецова Е.В. Сложность аксиологической позиции героев романа Ф.М. Достоевского «Идиот» / Е.В. Кузнецова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2009. - № 1. - С. 115-117.

12. Кузнецова Е.В. СМИ между молотом и наковальней: политикой и экономикой / Е.В. Кузнецова // Система ценностей современного общества. -2014. - № 38. - С. 37-40.

13. Кузнецова Е.В. Философские грани художественного смысла в мире героев Ф.М. Достоевского / Е.В. Кузнецова // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. - С. 147-148.

14. Кузнецова Е.В. Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: автореф. дис. ... канд. филол. наук (10.01.01) / Е.В. Кузнецова; Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2009. - 23 с.

15. Кузнецова Е.В. Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Кузнецова; Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2009.

16. Новейший философский словарь. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. -С. 15-17.

17. Элементы теории поля: учебное пособие / В.А. Кузнецов, Л.И. Кузнецова. - Магнитогорск, 1997. - 36 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

© Лымарев В.Н.*

Пермский военный институт Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, г. Пермь

В работе рассматривается педагогическое условие эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов на основе применения в образовательном процессе профессионально-мотивирующих компьютерных обучающих программ.

Ключевые слова педагогическое условие, система формирования мотива; обучающие программы, мотивационные возможности.

Современное военно-профессиональное образование развивается в период информатизации - процесса частичной замены информацией традици-

* Старший помощник начальника факультета Артиллерийского вооружения по учебной работе.

онных видов ресурсов общества (материи и энергии). Информатизация осуществляется на базе компьютеризации - расширяющегося использования компьютеров во всех сферах жизни современного общества. Новые компьютерные технологии обучения стали основой развития и современного образования, в том числе военно-профессионального. Процесс информатизации и компьютеризации закономерно привел к возникновению педагогического условия эффективности системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов.

При этом понятие «педагогическое условие» мы трактуем как «совокупность мер педагогического процесса, направленная на повышение его эффективности» [4]. Отметим, что значение имеют свойства необходимости и достаточности условий. Соответственно В.В. Беркову [1], условие является необходимым, если его отсутствие препятствует осуществлению рассматриваемого события, а достаточность условия определяется тем, что его наличие гарантирует осуществление этого события.

Выявляя педагогические условия, мы исходим из следующих факторов:

- содержание и особенности разработанной системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов;

- специфика подготовки курсантов в современных военных вузах;

- социальный заказ общества и требования к современному офицеру;

- научные достижения в области формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов;

- результаты констатирующего этапа эксперимента;

- авторский практический опыт деятельности в соответствии с проблемой исследования.

На основе анализа исследований, посвященных проблеме повышения качества современного военного образования, мы пришли к выводу, что одним из педагогических условий эффективного функционирования системы формирования мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов является применение профессионально-мотивирующих компьютерных обучающих программ.

Возможности применения информационных технологий являются важным доводом в пользу их применения для обучения курсантов специальным дисциплинам. Однако следует подчеркнуть, что использование компьютерных технологий не устраняет преподавателя от управления учебным процессом, а просто делает его более оперативным и эффективным. Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий позволяют в значительной мере устранить недостатки, присущие традиционному преподаванию специальных дисциплин, к которым можно отнести: усредненный объем учебного материала и темп его изложения; трудности в контроле усвоения курсантом профессиональных знаний; не-

достаточное стимулирование познавательной активности обучаемого; преобладание словесных методов изложения материала, создающее объективные предпосылки рассеивания внимания и др.

Профессионально-мотивирующие компьютерные обучающие программы основаны на ключевых идеях концепции профессионально-мотивирующего воспитания и обучения [3], основанной на образовательных ценностях, потребностях и мотивах, а также сущностных, содержательных характеристиках компонентов образования в современных условиях.

Основные идеи концепции профессионально-мотивирующего обучения применительно к военно-профессиональному образованию:

а) обучение курсантов в образовательном учреждении должно быть прежде государственным и социальным, а потом личностным;

б) профессиональную мотивацию следует рассматривать как приоритетную цель и главный результат обучения в военном вузе, вытекающие из аксиологической сущности образования;

в) познавательные (внутренние) мотивы, интерес к содержанию обучения не могут быть только средствами, обусловливающими эффективное освоение компетенций курсантов, необходимо обеспечить трансформацию познавательных общеобразовательных и профессиональных мотивов, без которой невозможны осознание личной ценности военного профессионального образования и высокий уровень профессиональной мотивации будущего офицера.

При этом, когда речь идет о согласовании государственных (социальных) и личных образовательных ценностей, акцент необходимо делать на государственных (социальных) идеалах. Только такое соотношение между собой аксиологических элементов создает необходимые условия для обучения курсантов военного вуза с развитой профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами, готового трудиться ради интересов государства и общества.

Компьютерные профессионально-мотивирующие обучающие программы называются обучающими потому, что принцип их составления (построения) носит обучающий характер. Программами они называются потому, что составлены с учетом всех принципов программированного обучения: 1) деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части (шаги); 2) активизации деятельности обучающихся, изучающих программированную информацию; 3) немедленной оценки каждого ответа обучающегося; 4) индивидуализации темпа и содержания учения; 5) эмпирической верификации (приспособление степени трудности информации к возможностям обучаемого).

Основываясь на публикациях, посвященных проблемам разработки и использования компьютерных обучающих программ [2] и авторском опыте работы, мы пришли к выводу, что все принципы составления профессионально-

мотивирующих компьютерных обучающих программ могут быть разделены на три основные группы: 1) принципы программированного обучения, на основе которого строятся обучающие программы; 2) общие дидактические принципы обучения, реализуемые в обучающих программах; 3) специфические принципы, обусловливаемые психофизиологическими особенностями восприятия информации с дисплея.

ПОБУЖДАЮЩАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ НАПРАВЛЯЮЩАЯ

СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ РЕГУЛИРУЮЩАЯ КОНТРОЛИРУЮЩАЯ

СБОР, НАКОПЛЕНИЕ,

ОБРАБОТКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

КОМПЬЮТЕРНАЯ КАТАЛОГИЗАЦИЯ И

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММ-ТРЕНАЖЕРОВ

ОБМЕН ОПЫТОМ, БАЗАМИ ДАННЫХ, ПРОГРАММ, ТРЕНАЖЕРАМИ И Т.Д.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИЯ (ТРЕНАЖЕРЫ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Рис. 1. Возможности применения профессионально-мотивирующих

компьютерных обучающих программ Анализ исследований, посвященных проблеме использования компьютерной техники в образовании, в том числе военно-профессиональном, по-

казал, что мотивационные возможности применения профессионально-мотивирующих программ можно представить в виде схемы (рис. 1).

Соответственно, профессионально-мотивирующие компьютерные обучающие программы - дидактические средства обучения, основывающиеся на применении принципов программированного обучения и использовании информационно-коммуникационных технологий.

Профессионально-мотивирующие компьютерные обучающие программы могут использоваться в ходе групповых, практических, лабораторных и самостоятельных занятий под руководством преподавателя, а также в часы самостоятельной подготовки. Это зависит от формы занятия, степени подготовки курсантов, сложности изучаемого материала и т.д.

Ключевыми специфическими принципами реализации этого условия являются:

1) персонификации - учет общих и персональных особенностей личности курсанта при включении его в самостоятельную работу;

2) трансформации общеобразовательных мотивов в военно-профессиональные мотивы - обеспечение перехода мотивов учебной деятельности через овладение новым содержанием в мотив военно-профессиональной деятельности.

Применение профессионально-мотивирующих компьютерных обучающих программ предполагает использование дидактических средств обучения, основывающихся на применении принципов программированного обучения и использовании информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, применение этого условия способствует совершенствованию профессиональной подготовки курсантов в военном вузе, обеспечивает активизацию учебной деятельности, способствует формированию в большей степени потребностно-целевого и рефлексивно-контролирующего компонентов мотива, что позволяет повысить эффективность процесса формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов.

Список литературы:

1. Берков В. Ф. Философия и методология науки: учеб. пос. / В.Ф. Бер-ков. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с.

2. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Воробьева Светлана Викторовна. - СПб., 1999. - 460 с.

3. Илькевич Б.В. Формирование профессиональной мотивации / Б.В. Иль-кевич // Alma mater (Вестн. высш. шк.). - 2001. - № 8. - С. 11-15.

4. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.