58
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
вания к организации учебных занятий с использованием ИКТ и использовать здоровьесберегающие технологии.
Качество формирования УУД через использование информационнокоммуникационных технологий зависит от типических свойств методической системы. Главной целью педагогической деятельности мы видим формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Список литературы:
1. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с.
2. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. - 288 с.
3. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. - 2009. -№ 2.
4. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. - 2003. - № 1.
5. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 7. - С. 30-32.
К ВОПРОСУ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ МВД РОССИИ
© Лымарев В.Н.*, Жемчужников А.В.*
Пермский военный институт Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, г. Пермь
В работе представлена классификация закономерностей обучения в военном вузе. Раскрывается необходимость профессионально-моти-вирующей направленности современного военно-профессионального образования и основные идеи концепции профессионально-мотиви-рующего обучения.
Ключевые слова: военное образование, педагогические закономерности, психолого-педагогическая концепция профессионально-мотиви-рующего обучения.
* Преподаватель кафедры Огневой подготовки.
* Доцент кафедры Огневой подготовки.
Теория и методика обучения и воспитания
59
Перед внутренними войсками стоят ответственные задачи как в мирное, так и в военное время. В обеспечении постоянной готовности войск выполнять любые поставленные им задачи трудно переоценить роль офицера, наделенного определенной властью и доверием государства.
Подготовка высококвалифицированного офицера - специалиста, отвечающая потребностям государства, возможна лишь при условии целенаправленной параллельно-последовательной совместной деятельности, имеющей наличие связи на всех этапах развития выпускника, профессорско-преподавательского состава (кураторов), командиров курсантских подразделений, обладающих высоким педагогическим мастерством (старших начальников) и курсанта, как субъекта учебной деятельности высшей военной школы.
Всякая дидактическая концепция (теория) должна обобщать соответствующие законы и закономерности, относящиеся к данной области педагогических явлений. Действие законов в конкретных условиях выражается в виде закономерностей обучения - объективных, существенных, устойчивых, повторяющихся связях между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия «закономерность» в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости между элементами обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Многие известные педагоги (И.Ф. Харламов, И.П. Подласый и др.) вообще не используют понятие «закон дидактики», а ограничиваются понятием «закономерность дидактики», так как все социальные законы носят вероятностно-статистический характер [3, 4]. Другие ученые выделяют несколько основных педагогических законов и педагогические закономерности, понимаемые им как специфические законы.
Закономерности обучения в военном вузе могут быть классифицированы по различным признакам: а) по отношению к процессу обучения различаются внутренние и внешние закономерности. К внутренним закономерностям процесса обучения в военном вузе относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами. Такими закономерностями являются: связь между воинским обучением и воспитанием, зависимость между взаимодействием педагога и курсанта и результатами обучения и т.д.; б) по отношению к аспектам процесса обучения можно выделить общие и частные закономерности. Общие закономерности охватывают своим действием всю систему обучения в военном вузе. Это закономерности, цели, содержания, качества, методов, стимулирования обучения. Сфера действия частных закономерностей обучения распространяется на отдельные аспекты учебного процесса: дидактический, гносеологический, психологический, кибернетический, социологический и организационный; в) по отношению к воинскому воспитанию закономерности разделяются на закономерности обучения, присущие ему как части воспитания (в широком смысле) и специфические закономерности обучения как процесса,
60
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
направленного на обладание знаниями, умениями и навыками. К закономерностям обучения как части воспитания относятся: деятельностный характер воинского обучения, единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности курсантов и другие. К специфическим закономерностям обучения относятся следующие: научность и мировоззренческая направленность, проблемность, наглядность доступность, систематичность, последовательность, прочность обучения.
Большинство сформулированных в педагогической литературе закономерностей отражают процесс обучения в военном вузе. Однако они не показывают необходимости профессионально-мотивирующей направленности современного военно-профессионального образования, без которой невозможны его целостность, единство, системный характер и переход от репродуктивно-информационной к гуманистической, культурно-ориентированной парадигме. Направленность - это сосредоточенность мыслей, интересов, направленная к какой-нибудь цели [2]. Профессионально-мотивирующая направленность обучения является закономерностью, вытекающей из аспектного анализа сущностных, системных характеристик военно-профессионального образования. Закономерность профессионально-мотивирую-щей направленности обучения обусловливается существующей связью между ценностями, потребностями, мотивами и компонентами учебной деятельности. Для реализации закономерности профессионально-мотивирующей направленности обучения необходимо: сделать обучение курсантов в первую очередь государственным и социальным, а потом личностным; высокую военно-профессиональную мотивацию рассматривать как приоритетную цель и главный результат обучения, вытекающие из аксиологической сущности военно-профессионального образования; направить все компоненты системы обучения на формирование военно-профессиональной мотивации; обеспечить взаимную трансформацию познавательных и профессиональных мотивов учебной деятельности. Выполнение данных условий должно обеспечить осознание ценности военно-профессионального образования и высокий уровень военно-профессиональной мотивации выпускника военного вуза.
Таким образом, высокая военно-профессиональная мотивация является наиболее существенным системообразующим фактором, в полной мере проявляющимся на уровне целостного рассмотрения педагогической образовательной системы. К сожалению, реформирование военно-профессионального образования в настоящее время носит организационный характер и не затрагивает глубинных основ профессиональной деятельности, внутренних мотивов курсанта. Именно поэтому перспективным направлением развития военно-профессионального образования сегодня является совершенствование методологических основ воспитания личностных, морально-психологических качеств курсантов, в том числе военно-профессиональной мотивации.
Теория и методика обучения и воспитания
61
Обучение в военном вузе базируется на психолого -педагогических концепциях, описание которых сводится к характеристике компонентов дидактической системы: целей, содержания учебного материала, методов, средств и форм обучения. Подавляющее большинство авторов, обобщая богатство имеющихся дидактических концепций, выделяют три основные: традиционную, прогрессивистскую и современную. Каждая складывается из ряда направлений и педагогических теорий. Разделение концепций произведено на основе того, как соотносятся процессы преподавания и учения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность педагога. В прогрессивистской (педоцентристской) концепции главная роль в обучении отводится учению-деятельности обучаемого.
Современная дидактическая система военно-профессионального образования исходит из того, что обе стороны (преподавание и учение) в равной мере составляют процесс обучения, а их отношение в структуре этого процесса определяет дидактика. При этом современная дидактика принимает (использует) некоторые положения традиционной и прогрессивистской школы.
Существующая в военном вузе психолого-педагогическая концепция обучения основана на том, что курсант выступает в роли объекта, хотя и активного. Роль преподавателя заключается в создании благоприятных условий для взаимодействия и оказания помощи обучаемому, который раскрывает свои способности, саморазвивается и самосовершенствуется. Именно такой тип взаимодействий является подлинно «субъектно-субъектным». Обоснованная закономерность профессионально-мотивирующей направленности обучения служит базой для выработки системы идей, которые составляют ядро психолого-педагогической концепции профессионально-мотивирую-щего обучения в военном вузе. Основные идеи концепции:
1. Высокую военно-профессиональную мотивацию следует рассматривать как приоритетную цель и главный результат обучения, вытекающие из аксиологической сущности военно-профессионального образования. Одним из основных направлений совершенствования подготовки курсантов должна стать активизация деятельности по формированию внутренней военно-профессиональной мотивации, что позволит обеспечить субъект-субъектные отношения между преподавателем и курсантом.
2. Познавательные мотивы, интерес к содержанию обучения не могут быть только средствами, обусловливающими эффективное усвоение знаний, умений и навыков, развитие личности курсанта. Необходимо обеспечить взаимную трансформацию познавательных общеобразовательных и профессиональных мотивов, без которой невозможны осознание личной ценности военно-профессионального образования и высокий уровень военно-профессиональной мотивации будущего офицера.
62
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
В контексте обоснованной закономерности профессионально-мотиви-рующей направленности обучения курсантов в военном вузе, сформулированного исходного постулата и основных идей концепции профессиональ-но-мотивирующего обучения следует формулировать три общие цели обучения в военном вузе, которые по существу идентичны целям военно-профессионального образования, имеющего профессионально-мотивирующую направленность.
Первая (государственная) цель - удовлетворение потребности войск в будущих офицерах. Вторая (социальная) цель - воспитание социально активной, социально адаптивной и социально мобильной личности с развитой военно-профессиональной мотивацией. Третья (личная) цель - создание условий для углубления и расширения образования, овладения профессиональной деятельностью и получения квалификации, позволяющей выпускнику военного вуза проходить военную службу в соответствии с его интересами и способностями.
Сформулированные цели военно-профессионального образования определяют качества будущих офицеров, которые необходимо формировать (развивать) в ходе учебно-воспитательного процесса. Одним из основных качеств, обеспечивающих положительный результат военно-профессионального образования, является военно-профессиональная мотивация, которая может быть оценена современными психолого-педагогическими методами. Диагностируемость мотивов профессиональной деятельности обусловливает возможность выбора оптимальных средств достижения целей образования, а также позволяет проверить эффективность педагогических технологий, исключая элементы случайности и непредсказуемости в субъективной деятельности преподавателя. В качестве критериев результативности про-фессионально-мотивирующего обучения могут использоваться образовательные стандарты и квалификационные требования - документы, устанавливающие определенные нормы реализации учебно-воспитательного процесса. В этом случае о качестве профессионально-мотивирующего обучения можно говорить, как о степени соответствия его результатов принятым стандартам и требованиям.
Как уже отмечалось, научной основой формирования стандартов и квалификационных требований является модель специалиста, понимаемая как некий идеал, который должен быть, достигнут при реализации вузовской подготовки, соответствующей требованиям военно-профессиональной деятельности. В данном смысле модель специалиста - это цель и критерий результата профессионально-мотивирующего обучения, формирующего профессиональные, социально-психологические, личностные и творческие качества курсанта, которые определяют его способность и стремление служить в войсках. На наш взгляд, существующие сегодня модели военных спе-
Теория и методика обучения и воспитания
63
циалистов должны стать личностно-ориентированными, отражающими необходимость профессионально-мотивирующей направленности обучения курсанта. Личностно-ориентированная модель выпускника военного вуза, как цель и критерий результата профессионально-мотивирующего обучения, отличается от существующей модели детальной разработкой личностной компоненты и наличием смыслов и целеполаганий будущего офицера [1]. В качестве элементов личностно-ориентированной модели рассматриваются не только функционально-предметная и личностно-творческая стороны модели, но и смыслы, целеполагания (главная задача военно-профессионального образования). Включение смыслов и целей деятельности в модель военного специалиста заметно ее обогащает, вносит гуманистическую направленность. С другой стороны, осознанная продуктивная деятельность не может быть внутренне немотивированной, поэтому здесь вновь нужно говорить о расширении и углублении мотивационной составляющей модели [1].
Сравним принятую и личностно-ориентированную модели выпускников военных вузов, представленную в табл. 1, используя подход В.Ф. Взя-тышева, Л.И. Романковой, В.Е. Шукшунова для различных парадигм образования, расширив при этом круг элементов, составляющих модель. Личностно-ориентированная модель позволяет актуализировать развитие внутренней военно-профессиональной мотивации курсанта в деятельностнопреобразующем процессе учения и службы. Она носит прогностический характер, она помогает определять перспективы в подготовке военных специалистов. При этом одним из главных направлений совершенствования военно-профессионального образования является активизация деятельности по развитию и формированию военно-профессиональной мотивации курсантов, что позволяет приблизиться к продуктивной, гуманистической парадигме.
Таблица 1
Сравнение принятой и личностно-ориентированной моделей военного специалиста
Элементы модели Принятая модель Личностно-ориентированная модель
Главная задача военнопрофессионального образования Дать знания о существующем мире и законах его развития Воспитание человека способного к созиданию, творческому преобразованию мира
Научная основа деятельности Естественнонаучный подход Теория преобразующей практики
Главная задача военного специалиста Познание существующего мира, его преобразование с целью удовлетворения возрастающих потребностей Продуктивный диалог с природой, социумом, изменение мира с целью его сохранения и развития
64
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Окончание табл. 1
Элементы модели Принятая модель Личностно-ориентированная модель
Аксиологические функции будущего офицера Формирование в военном коллективе системы ценностей и приоритетов, включающей выполнение приказа любой ценой, поддержку официальной идеологии, нетерпимость к инакомыслию Формирование в военном коллективе системы ценностей и приоритетов на основе общечеловеческих, государственных, общественных и личных ценностей при главенстве государственных и общественных ценностей
Профессиональные функции военного специа -листа Знание законов науки, военнопрофессиональной деятельности, умение применять их на практике, не думая о последствиях Знание законов науки, военно-профессиональной деятельности, умение применять их на практике с учетом морально-нравственных принципов
Организационно-управленческие функции будущего офицера Знание законов социально-экономического развития общества, владение методами управления воинским коллективом. Морально-психологические и нравственные аспекты не учитываются Знание законов социально-экономического развития общества, владение методами управления воинским коллективом с учетом социальных, моральных и иных последствий деятельности
Воспитательные и коммуникативные функции будущего офицера Умение подчинить себе людей любой ценой, рационально распределять обязанности и контролировать выполнение поставленных задач Умение организовать продуктивные «субъект-субъектные» отношения по горизонтали и вертикали с учетом индивидуальных особенностей участников деятельности
Возмсжность формирования личностных качеств, в том числе военно-профессиональной мотивации Только частично через гуманитарную составляющую военнопрофессионального образования Возможно, и целесообразно в процессе служебной деятельности
Типичная задача имеет... Одно правильное решение Множество допустимых решений
Критерии оценки решения Единственный, позволяющий утверждать правильно или неправильно принято решение Множество критериев эффективности и полезности
Роль этики, морали, нравственности и личного опыта В них нет нужды, когда речь идет о выполнении приказа Необходимы для выбора решения
Таким образом, следует отметить, что высокая военно-профессиональная мотивация является: целью и результатом образовательного процесса; средством повышения эффективности учебной работы, обусловливающим функциональную и предметную составляющую модели; целью, результатом и средством при формировании творческих качеств курсанта. Таким образом, закономерности профессионально-мотивирующего обучения курсантов военных вузов дают военным педагогам понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической осно-
Теория и методика обучения и воспитания
65
вой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены в принципах и правилах их реализации, которые носят название дидактических принципов и дидакги-ческих правил.
Список литературы:
1. Лымарев В.Н. Личностно-ориентированная модель выпускника военного вуза // Педагогические науки. - 2011. - № 6. - С. 221-224.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1984. - 797 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
4. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2000. -519 с.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Опарина С.А.*
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас
В статье рассмотрены вопросы концепции профильного образования, цели и особенности изучения химии на профильном уровне в соответствие с требованиями ФГОС, описаны особенности разработанного элективного курса «Генетические связи в органической химии» для 10-11 класса естественнонаучного профиля.
Ключевые слова: профильное обучение, профильный уровень изучения химии, элективный курс.
Введение и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего (полного) образования является одним из приоритетных направлений модернизации образования, как в стране, так и в отдельно взятом образовательном учреждении. В условиях внедрения ФГОС подчеркивается необходимость пересмотра подходов к обучению старшеклассников в профильной школе.
* Доцент кафедры Биологии, географии и химии, кандидат педагогических наук.