Научная статья на тему 'Дидактические основы интеграционного обучения кыргызскому языку и кыргызской литературе'

Дидактические основы интеграционного обучения кыргызскому языку и кыргызской литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ДИДАКТИКА / КЫРГЫЗСКИЙ ЯЗЫК / УРОК / УЧИТЕЛЬ / ПРЕДМЕТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTEGRATION / DIDACTICS / THE KYRGYZ LANGUAGE / LESSON / TEACHER / SUBJECT / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилова Турдугул Ташполотовна

В этой статье дается информация о расшифровке значения интеграции, основах интеграционного обучения, интегрированных предметах, нагрузках обучения. Также изложено, какие предметы могут быть интегрированы с кыргызским языком, и о том, что интегрированный урок является методом обучения согласно сегодняшним требованиям. Путем интеграции кыргызского языка с другими предметами можно повысить интерес учеников, используя разные методы, также можно узнать их характер, повысить качество образования и узнать, к чему они проявляют интерес. В статье говорится, что можно обучать, связывая теорию и практику воедино. При интеграции предметов, в основном работая с текстами, взятыми из произведений, и составляя тексты к картинам, связанным с произведением, можно сформировать речевую деятельность учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING BASIS OF INTEGRATED EDUCATION OF THE KYRGYZ LANGUAGE AND KYRGYZ LITERATURE

This article provides information on decoding of the meaning of integration, basis of integration teaching, integration subjects, and education load. It also includes information on which subjects can be integrate with the Kyrgyz language, and about an integration lesson as a method of teaching according to the present requirements. By the way, of integration of the Kyrgyz language into other subjects, the interest of students can be increased the use of various methods may also tell their character, increase the education quality and learn what they are interested in. It is known that teaching may be conducted in connection with the theory. During integration of subjects, mainly through work with texts taken from fiction and composition of texts to the pictures, related to the fiction, speaking activity can be formed with students.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы интеграционного обучения кыргызскому языку и кыргызской литературе»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КЫРГЫЗСКОМУ ЯЗЫКУ И КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Халилова Т.Т. Email: Khalilova1161@scientifictext.ru

Халилова Турдугул Ташполотовна - преподаватель, кафедра филологического образования, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызская Республика

Аннотация: в этой статье дается информация о расшифровке значения интеграции, основах интеграционного обучения, интегрированных предметах, нагрузках обучения. Также изложено, какие предметы могут быть интегрированы с кыргызским языком, и о том, что интегрированный урок является методом обучения согласно сегодняшним требованиям. Путем интеграции кыргызского языка с другими предметами можно повысить интерес учеников, используя разные методы, также можно узнать их характер, повысить качество образования и узнать, к чему они проявляют интерес. В статье говорится, что можно обучать, связывая теорию и практику воедино. При интеграции предметов, в основном работая с текстами, взятыми из произведений, и составляя тексты к картинам, связанным с произведением, можно сформировать речевую деятельность учеников.

Ключевые слова: интеграция, дидактика, кыргызский язык, урок, учитель, предмет, деятельность.

TEACHING BASIS OF INTEGRATED EDUCATION OF THE KYRGYZ LANGUAGE AND KYRGYZ LITERATURE Khalilova T.T.

Khalilova Turdugul Tashpolotovna - Teacher, DEPARTMENT OF PHILOLOGY EDUCATION, BATKENSTATE UNIVERSITY, BATKEN, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: this article provides information on decoding of the meaning of integration, basis of integration teaching, integration subjects, and education load. It also includes information on which subjects can be integrate with the Kyrgyz language, and about an integration lesson as a method of teaching according to the present requirements. By the way, of integration of the Kyrgyz language into other subjects, the interest of students can be increased the use of various methods may also tell their character, increase the education quality and learn what they are interested in. It is known that teaching may be conducted in connection with the theory. During integration of subjects, mainly through work with texts taken from fiction and composition of texts to the pictures, related to the fiction, speaking activity can be formed with students. Keywords: integration, didactics, the Kyrgyz language, lesson, teacher, subject, activity.

В настоящее время в связи с учебной нагрузкой, чтобы не навредить здоровью детей, предлагается интеграция предметов. В целях сохранения здоровья учеников и сокращения учебной нагрузки в базисном плане обучения в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики на 2012-2013 учебные годы (Объяснительная записка к базисному плану обучения в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики на 2012-2013 учебные годы. // Кут билим, 2012, 8 июня), разработанный на основании Постановления Правительства Кыргызской Республики № 202 от 23 марта 2012 года "О поэтапном сокращении школьной учебной нагрузки в общеобразовательных организациях" рассмотрена интеграция предметов. Несмотря на заведенное дело в этом направлении, не приведены ясные процедуры точных требований, какие предметы должны быть интегрированы и в каком содержании должны быть осуществлены. Поэтому, чтобы ответить на такие вопросы, стоящие перед педагогическим обществом стоит необходимость ведения

57

инновационных работ в этом направлении, действие предметных учителей, чтобы ученики в полной мере овладели образованием, согласно требованиям нужно без страха начать изменения. В Кыргызстане в год десятилетнему ребенку положено 1088 часов, четырнадцатилетнему ребенку 1190 часов учебной нагрузки. В базисном плане обучения дана нагрузка в России 893 часов, в Германии - 774 часа, в Японии - 761 час, в Швеции - 741 час. Этот успех показывает, что в Кыргызстане все равно есть необходимость интеграции предметов или содержания обучения в общеобразовательных учреждениях.

Интеграция произошла из латинского языка, что в переводе означает "восстановление", "восполнение", "дополнение". Если при обучении будем интегрировать предметы, один предмет будет дополнять второй предмет, это может быть интереснее для учеников. Интегрированные уроки дадут толчок ученикам самовоспитываться, использовать на практике полученные знания. Интеграционное обучение - большой труд, требующий больших усилий. Оно требует глубину методического образования и способности учителя. Несмотря на то, что организовать интегрированные уроки тяжело, для учеников это интересно, они примут мир как целое, а урок будут считать частью этого целого. Если учитель, который хочет дать разностороннее образование ученикам, будет использовать этот метод, то он достигнет больших успехов. В настоящее время не хватает многих материалов для проведения интегрированных уроков, в некоторых случаях учитель может считать что проводит интегрированный урок, хотя замечается, что урок проходит просто связыванием между предметами. Учителю важно расшифровать само значение интегрированного урока, найти отличия, отличающиеся от связывания между предметами, понять. Со временем кажется, что интегрированные уроки превращаются в моду.

Дидактика изучает задачи обучающего процесса и основы образования. Дидактика (взято из древнегреческого и означает didaktikos - обучение и didasko - ученик) составляет основную сердцевину педагогической науки. Процесс обучения очень тяжелый, он в свое время состоит из обучения и учения. Обычно его принимают как неотъемлемый процесс обучения и процессов воспитания (4. 2008. 304 с.)

Во времена восстановления педагогической науки в понятиях "учение", "обучение" вложен только процесс обучения по предмету и сердцевиной процесса, "силой двигателя" приняты ученик и учитель. Однако в последующем доказано, что процесс обучения состоит из двух компонентов, точнее говоря из процесса обучения и процесса учения. Процесс обучения -специальная способность учителя, чтобы каждому ученику дать материалы обучения и их объяснение, а процесс учения - собственные способности ученика в принятии образования, его освоение. В настоящее время в понятие обучения вместе с руководством деятельности учителей для формирования у учеников ясного понятия деятельности входит совместная деятельность учеников и учителей. Процесс обучения определяется следующими характеристиками:

а) двухсторонность процессов (прямо от учителя к ученику; наоборот принятием ученика и внесением изменений в процесс);

б) совместная деятельность учителя и ученика тесно связаными друг с другом;

в) в основном, руководство со стороны учителя;

г) специальное планирование, организация и руководство; д) целостность и единство; е) соответствие учеников возрасту;

ж) управление воспитанием и развитием ученика и другое.

Так, основной задачей дидактики является обучение "кого?", "зачем?" и "кого?", "как?". Показанным на сегодняшней педагогической науке задачам входят и эти вопросы "когда?", "за какое время?", "кого?" и "для чего?". Значит при интеграционном обучении организовывать уроки, полагаясь на эти вопросы дидактических основ, если учитель и ученик тесно будет работать, только тогда урок достигнет своих целей.

Так как кыргызский язык явлется нашим родным языком, то он может быть интегрирован с любым предметом. Интеграционное обучение кыргызскому языку - это обучение оживленному общению, мышлению, проявлению собственного мнения, позиции, решений через познание. Кыргызский язык внутри предмета может быть интегрирован следующим образом:

1. объяснение - слово (термин)

2. речевой - коммуникативный

3. дидактическое обучение

С другими языками кыргызский язык может быть интегрирован следующим образом:

1. кыргызский язык и русский язык;

2. кыргызский язык и литература;

3. кыргызский язык - история, география, биология, математика, химия, физика, информатика;

4. кыргызский язык - музыка, рисование, физкультура, труд.

При интеграционном обучении кыргызскому языку можно подробно изучить связь с кыргызским языком, с помощью проводимых предметов можно глубже понять, ученик может научиться практиковать его связь с настоящей жизнью. Кыргызский язык - очень важен при обучении предметам в школе, он считается основным оружием при доведении слов учителя ученикам или при доведении мыслей учеников учителям. Поэтому какой бы предмет не был, он может быть интегрирован с кыргызским языком.

Интегрировать кыргызский язык и математику очень тяжело и в практике встречается редко. Например: кыргызский язык в математике можем использовать только в "числительных", "расчетных числительных", "регулирующих числительных", "дробных числах".

Кыргызский язык можно свободно интегрировать с кыргызской литературой, с природоведением, рисованием, музыкой и в практике можно привести множество примеров.

Интеграционное обучение предметам кыргызского языка и природоведения можно начинать уже с начальных классов. На уроке природоведения ученики начинают изучать правильно называть названия растений, животных и научатся через картины составлять предложения, писать стихи. Размышляя через картины и доводя до учителя свои мысли через слова дети могут получить направление для развития словарного запаса, правильно говорить, правильно и широко излогать свои мысли.

Связываясь с мировой философией, эстетическими мыслями будь то в устной форме, в письменной форме кыргызская литература сделала своим принципом этические формы, принятые прогрессивной цивилизацией человечества. При раскрытии этих идей литература все вещи говорит через язык. Благодаря этому, в нынешних школах предметы языка и литературы интегрируются между предметами и внутри предмета на разных уровнях.

1. Кыргызский язык и кыргызская литература интегрируются;

2. Гуманитарные дисциплины и литература интегрируются;

3. Язык, литература и культуроведение интегрируются.

В связи с вышеизложенным хочется отметить, что интеграционное обучение литературы и языка ведется исторически-литературным принципом из аспекта культуроведения. Это включает в себя работу интерпритации текстов. Интерпритация текстов является основой нынешнего урока литературы. Для связывания кыргызского языка и литературы проводится специальный анализ. Например: расшифровка пословиц, выявление в текстах фразеологизмов, жаргонов, антонимов, синонимов, диалектических, устаревших, исторических, сокращенных, парных слов и др.

Как показывают экспериментальные работы, в средних классах (5-8 классы) если взять предмет кыргызского языка по интегрированным урокам, то ученики отличаются тем, что показывают высокую активность со стороны предметов, которыми они заинтересованы, улучшение качества поиска новостей, достигают соответсвующего и быстрого размышления. А в старших классах (9-11 классы) отличаются тем, что они стараются отображать самостоятельно свои мысли по отношению к поднятым преоблемам с критической точки зрения. Урок кыргызского языка раскрыл, что интеграция одной или другой науки позволит ученикам преодолевать с целью углубления эффективности направления мышления, широко используя мозговой штурм, стремиться отвечать самостоятельно, взяв направление к одной известной цели, глубоко искать разностороннее мышление, полагаясь на научные достижения близкое к личному естеству. Несмотря на то, что урок называется кыргызским языком, так как несколько предметов синтегрированы, и,

59

особенно, среди них есть предметы, которыми заинтересованы ученики, такое явление позволит детям активно участвовать и проявлять интерес к уроку (5. 2010.177 с.).

Через предмет кыргызского языка интеграция других предметов на ряду с интересом учеников к данным материалам, при проведении урока раскрывает новости, отличающиеся от традиционных уроков, говоря иными словами, не только увеличивает интерес учеников, но и толкает на критическое мышление. Критическое мышление среди учеников для достижения цели, поставленной на уроке, развивает каждого стараться самостоятельно мыслить. В результате, это позволит детям активно мыслить, чтобы найти ответы и давать решение при "проблемных ситуациях", при споре предлагать свои предложения.

На уроке кыргызского языка интеграция предметов заканчивается не только запоминанием определений, но и обладает ценным качеством, как ребенок дает ответ на реальные жизненные события. В этом месте, если обратить внимание на ответы учеников данные в опросных анкетах, организованные для изучения влияния интегрированных предметов на уроке кыргызского языка, то это не создало никаких осложнений для освоения материлов обучения. Во-вторых, не было учеников, которые были не удовлетворены уроком.

Полагаясь на вышеуказанные труды, интеграционное обучение дает толчок на развитие сознания ученика, получение многогранного и всестороннего образования, увеличения словарного запаса, полноценно и свободно излагать мысли, увеличение интереса ученика к уроку, правильно говорить на кыргызском языке, в практике использовать полученные знания, самостоятельному поиску, развивать свои способности, писать стихи, составлять тексты, создание произведений, придумывание новых вещей через интеграционное обучение физике, химии и кыргызскому языку, использование их в практике.

Список литературы /References

1. Кашыбаева А. Цели сокращения учебной нагрузки - забота учеников. // Кут билим, 2012. 8 июня. 3 с.

2. Чыманов Ж.А. Теория и практика обучения кыргызского языка. Бишкек. Турар, 2009.

3. Мукамбетова А. Инновационная технология обучения кыргызского языка. (Теория и практика). 1-книга. Монография. Б., 2010. "Полиграфресурс". 238 стр. (сооавтор).

4. Мамбетакунов Э., Сияев Т. Основы педагогики. Бишкек. Айат, 2008.

5. Тешебаев М.Научно-методические основы интеграционного обучения кыргызской литературы (5-7 классы) // Диссертация на соискание канд. пед. наук. Бишкек, 2010. 177 стр.

6. Халилова Т.Т. Дидактические требования при интеграции кыргызского языка и кыргызской литературы // «Наука, техника и образование», 2019. № 8 (61).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.