Научная статья на тему 'Подготовка учителя начальной школы к проектированию междисциплинарных форм обучения'

Подготовка учителя начальной школы к проектированию междисциплинарных форм обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗНАНИЯ / УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / INTEGRATION / DIFFERENTIATED KNOWLEDGE / UZBEK LANGUAGE / DEVELOPMENT OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Гульрух Нуруддиновна

В данной статье рассмотрены возможные варианты интегрирования узбекского языка с другими предметами, изучающиеся в начальных классах с узбекским языком обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is considered about possible variants of integration uzbek language with the other subjects that studying in initial classes with uzbek language of the education.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя начальной школы к проектированию междисциплинарных форм обучения»

ковой деградации населения Арабской Республики Египта.

В период дискуссий об актуальности арабского литературного языка, лишь Аль-Азхар - религиозный университет является последним сдерживающим оплотом в Арабской Республике Египет, возмущающимся «порчей, загрязнением» литературного языка.

Возможно, путь решения данной проблемы - это использование интег-ративного подхода, заключающегося в расширении функционирования арабского языка среди молодёжи, изучения его в вузах. Существует и другой путь -оптимизация в одной области языковой системы (орфографии, фонетике, морфологии и т.п.), но такой путь может привести к нарушениям в других языковых сферах и нарушить образовательный процесс в области филологии. [7]

Литература:

1. Исаева М.Н. Развитие среднего профессионального образования в Респуб-

лике Татарстан. / М.Н. Исаева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. -С. 3.

2. Akiwowo A.A. Sociology in Africa Today / A.A. Akiwowo // Current Sociology 28 (2), 1980. - P. 136; The Encyclopedia of Islam. - v. I. - London, 1960. - P.571

3. 42 a- - . 12 j - . 2006 - .> jVl \\ Я^!

SJJ^AAJ j ^ <■ Ai^c- jJJ j 11 " ^ " _ Jl

4. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. - М.,1965. - С. 92, 94

5. Amin Khouli. Problems of Our Linguistic life / Amin Khouli // General Egyptian book Authority. - Cairo, 2005. - P.65-66.

6. Сердюченко Г.П. Теоретические проблемы изучения языков Азии и Африки / Г.П. Сердюченко // Языковая ситуация в странах Азии и Африки». - М., 1967.

7. Кухарева Е.В. Арабские пословицы и поговорки. Словарь с лексико-фразео-логическими комментариями. - М., 2008. -С.47.

8. Barakat H. The Arab World: Society, Culture, and State. - Berkeley, Ca: University of California Press, 2003.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Г.Н. Исмаилова

В данной статье рассмотрены возможные варианты интегрирования узбекского языка с другими предметами, изучающиеся в начальных классах с узбекским языком обучения.

Ключевые слова: интеграция, дифференцированные знания, узбекский язык, развитие речи.

This article is considered about possible variants of integration uzbek language with the other subjects that studying in initial classes with uzbek language of the education.

Keywords: integration, differentiated knowledge, uzbek language, development of speech.

Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. Под интеграцией в широком смысле понимают процесс становления целостности. Определение интеграции как процесса взаимопроникновения означает не растворение одного в другом, а их единство, то есть сохранение взаимодействующих систем и налаживание между ними взаимных контактов[2]. Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция -средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели может начаться уже в начальной школе. Интеграция также средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую

очередь, она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему [4].

В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями трактуется по-разному: С.И. Архангельский обращает внимание на взаимосвязанность содержания, методов и видов обучения; Г.И. Батурина понимает под интеграцией создание целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности; О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира; И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает целостность системы обучения; В. Р. Ильченко утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческого научного миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех предметов данного цикла фундаментальных закономерностей природы; Л. М. Момот и В.Г. Гломозда считают, что в содержании обучения интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном предмете, курсе, теме элементов различных учебных предметов на основе широкого междисциплинарного научного подхода; Г.Ф. Федорец видит

интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы [1].

Опираясь на анализ интегратив-ных процессов, в нашем понимании интеграция - это глубокий процесс внутреннего взаимодействия, взаимопроникновения научных знаний, представляющих учебные предметы. Практика подтверждает, что при осуществлении интеграции изменяются предмет, структура соединяемых учебных дисциплин, расширяются и задачи, становится на высший уровень их понятийно-категориальный аппарат и методологический инструментарий. Практика подтверждает, что благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания.

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах она имеет свои особенности и носит коллективный характер, т.е. "немного обо всём".

Учащиеся знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, избегать дублирования материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах)

тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т.к. у ребёнка ещё небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. При разработке такого урока, мы учитываем:

I- Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это - идея, явление, понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания, (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Главной особенностью интегрированного урока, на наш взгляд, является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, в нашем случае родной язык (узбекский язык), который является основным. Осталь-

ные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

В рамках данной статьи мы остановимся на связях узбекского языка с другими предметами. Приведём фрагменты некоторых интегрированных уроков, проведённых нами на практике. Узбекский язык, как предмет школьного образования, - явление многоаспектное, и контакты его с другими предметами обнаруживаются не только в содержании. Связь между предметами, как отмечают учёные, выражается также и в том, "что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете.

Таким предметом для узбекского языка является, например, математика. Связь узбекского; языка и математики является строго фиксированной, закрытой. Реализация ее особенно актуальна в тех разделах, материал которых легче всего поддаётся формализации. Поэтому интеграция узбекского языка и математики - очень сложный процесс, и на практике его почти не осуществляют. Если же осуществляют, то очень редко. Например, мы интегрируем узбекский язык с математикой при изучении темы "Правописание числительных" или "Количественные и порядковые числительные" и т.п.

Отметим ещё один вариант контактов, которые устанавливаются между узбекским языком и другими предметами в организационно - методическом плане. Имеется в виду организационные формы обучения, характерные для разных школьных дисциплин, как базы для устных и письменных работ на уроках узбекского языка: составление

примеров, ответы на вопросы, написания сочинений по личным впечатлениям и т.д. Наиболее распространённой является интеграция узбекского языка с чтением, природоведением, изобразительным искусством, музыкой. Эти связи могут переплетаться ещё теснее там, где интегрируются не два предмета, а три и более. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Кроме того, интеграция трех предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.

В начальных классах наиболее распространенная интеграция родного языка с природоведением. В нашей практике к предметам узбекский язык и природоведение добавляется ещё один - изобразительное искусство. Хочется познакомить с фрагментом такого урока: Тема: Весна на картине П. Кончаловского "Сирень".

Урок строился в такой последовательности:

I. "Перед вами репродукция картины П. Кончаловского "Сирень", - обращается учитель к детям, - не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? Рассмотрите внимательно картину. Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? Как будто её только что срезали и принесли в комнату? Какого цвета эта пышная, великолепная сирень? Посмотрите, тщательно

ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его огромную любовь к ней? В природе, а точнее в сирени он видит прекрасное, он видит жизнь!"

2. Далее по опорным словам, записанным на доске (богатый, щедрый, обильный, пышная, благоухает, сиреневый воздух, лиловые, синие, оранжевые, лиловые гроздья), дети пишут свои рассказы или мини-сочинения по картине "Сирень". 3. Знакомство детей с легендой о появлении сирени: "Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда падали лучи, распускались цветы - жёлтые, оранжевые, красные, белые, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая свои лучи. Когда же она достигла севера, у неё остались одни только лиловые. Из них-то и выросли кусты сирени". Есть ещё сирень из Персии. Четыреста лет назад сирень привезли в Вену, а оттуда она стала распространяться по всей Европе".

Далее мы предлагаем детям выполнить упражнения по языку, используя этот текст. Об особенностях интеграции предметов «узбекский язык и музыка». На первый взгляд, общность этих предметов может показаться весьма сомнительной, а возможность объединения - нереальной. Поэтому попытаемся показать, что объединяет эти два предмета как в том материале, который подлежит усвоению, так и в специальных способностях, при помощи которых усваивается материал.

Итак, на уроках узбекского языка ученики должны усвоить узбекскую речь во всех её аспектах, а на уроках музыки изучаемый материал - это песни, музыкальные произведения, в которых

слиты воедино две стихии - музыкальная и речевая. И на уроках узбекского языка, и на уроках музыки мы должны добиваться четкого произношения звуков, правильной постановки корпуса и головы во время речи и пения, владения дыханием и голосом. "Однако связи между речью и пением более глубокие, и корни этой связи уходят в глубь веков, когда, по мнению многих учёных, речь и пение сливались в одну стихию и когда их мелодическая основа не дифференцировалась". Из общей педагогики известно, что главная и общая задача для всех педагогов - это всемерное развитие у ребёнка способностей и мышления, с тем, чтобы он развил желание постоянно совершенствовать знания, умения, навыки, полученные в процессе овладения основами наук. Но каждого педагога-предметника, помимо общего развития ребёнка, заботит также и развитие его специальных способностей.

Современные исследователи в области психологи и педагогики обращают внимание на общее в лингвистических и музыкальных способностях.

Так из всех способностей можно вычленить такую, как речевой и музыкальный слух. Именно эта способность лежит в основе успешного усвоения языка и пения. У учителей узбекского языка и музыки много общих задач, которые гораздо более эффективно могут быть решены объединёнными усилиями. Материал узбекского языка и музыки во многом родственен, и даже различия могут быть использованы при умелом сопоставлении. Интеграция уроков узбекского языка с музыкой даёт эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с "трудными" ударениями: при помощи стихов или песен учащиеся

лучше осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно используются как организованное начало или физми-нутка на уроках узбекского языка, ученики запоминают очень нужные слова, выражения, мысли, совершенствуется произношение. Музыка на уроках узбекского языка создаёт непринуждённую атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. "На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, как и образовательная. Так, как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, учитель чаще всего сообщает краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.

Интеграция этих предметов играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии пространственного представ-

ления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности ребёнка. Таким образом, в данной статье были рассмотрены возможные варианты интегрирования родного языка с другими предметами. Были приведены конспекты интегрированных уроков, а в некоторых случаях только их фрагменты.

Литература:

1. Зорина Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла / Современная дидактика: теория - практике / Под ред. И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. -М.: ИТП и МИО РАО. 2003. - с. 125 - 140.

2. Жукова Т.Н. Интеграционные тенденции в обучении грамоте // Начальная школа. 2001. - № 9. С. 37 - 40.

3. Иванова И.Н. Реализация идеи интеграции науки в системе базового образования // Начальная школа. 2003. № 2. - С. 51 -53.

4. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. 2000. № 5. С. 57 - 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.