Научная статья на тему 'Закономерные основы инновационному обучению кыргызского языка'

Закономерные основы инновационному обучению кыргызского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ДИДАКТИКА / ПАРАДИГМА / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАТИКА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И Т.Д

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукамбетова Айгуль Садырбаевна

Данная статья посвящена актуальным проблемам коренного изменения обучения кыргызскому языку в демократической стране, где остро стоит вопрос качественного образования, которое требует нынешнее социально-экономическое развитие общества. На основе закона произошли достаточно изменений, чтобы стандарт обучения кыргызского языка как родного поставил конкретные цели обучения в школах. Кроме выявления современных задач, уточнение общего содержания учебных материалов, в его соответствии и объема, грамматических структур, что подтверждает приемлемость обучения в коммуникативнопрактическом значении. Были определены направления формирования социальных навыков общения через инновационное обучение кыргызского языка. Поэтому необходимо обновить цели и задачи содержания урока кыргызского языка, а также дать информацию ученикам, раскрыть необходимость функции удовлетворяющие потребности ученика. В данное время на уроках кыргызского языка создаются условия учителям для определения методов и способов обучения согласно интересу каждого ребенка, а также индивидуального отношения к каждому из них. Каждый метод и форма обучения направлены на развитие ребенка как личности. Главное не только ограничить навыками знания в учебной ситуации, но и доказать необходимость достижения обучения и воспитания путем заинтересованности познания культуры целостного народа в связи с реальной жизнью. В инновационных методах и формах обучения важно не заучить состав и грамматическое значение слова родного языка. Каждое проведенное инновационное обучение создает условия детям провести интересный урок для познания мастерства слова, выразительность, открыть им всю красоту и тайну изучаемого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерные основы инновационному обучению кыргызского языка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 372.882

Мукамбетова Айгуль Садырбаевна

Доктор пед. наук, доцент ИГЯК КГУ им. И. Арабаева г. Бишкек, Кыргызстан e-mail: s_mukanbetova@mail.ru

ЗАКОНОМЕРНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ КЫРГЫЗСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Данная статья посвящена актуальным проблемам коренного изменения обучения кыргызскому языку в демократической стране, где остро стоит вопрос качественного образования, которое требует нынешнее социально-экономическое развитие общества. На основе закона произошли достаточно изменений, чтобы стандарт обучения кыргызского языка как родного поставил конкретные цели обучения в школах. Кроме выявления современных задач, уточнение общего содержания учебных материалов, в его соответствии и объема, грамматических структур, что подтверждает приемлемость обучения в коммуникативно-практическом значении. Были определены направления формирования социальных навыков общения через инновационное обучение кыргызского языка. Поэтому необходимо обновить цели и задачи содержания урока кыргызского языка, а также дать информацию ученикам, раскрыть необходимость функции удовлетворяющие потребности ученика.

В данное время на уроках кыргызского языка создаются условия учителям для определения методов и способов обучения согласно интересу каждого ребенка, а также индивидуального отношения к каждому из них. Каждый метод и форма обучения направлены на развитие ребенка как личности.

Главное не только ограничить навыками знания в учебной ситуации, но и доказать необходимость достижения обучения и воспитания путем заинтересованности познания культуры целостного народа в связи с реальной жизнью.

В инновационных методах и формах обучения важно не заучить состав и грамматическое значение слова родного языка. Каждое проведенное инновационное обучение создает условия детям провести интересный урок для познания мастерства слова, выразительность, открыть им всю красоту и тайну изучаемого языка.

Ключевые слова

Методология, дидактика, парадигма, инновация, инноватика, гуманистическая парадигма, концепция

оценивания, критерии оценивания, инновационный метод, интеграция, инновационное обучение, традиционное обучение, интерактивное обучение и т.д.

Кыргызстан став независимым государством внёс в страну резкую перемену, изменив в общественно-политический, социально-экономический строй прошлого века. Такое явление не смогло не повлиять на образование и воспитание в республике, то есть выход независимой Кыргызской Республики на мировую арену образования и воспитания, с политической стороны, приспособление социально-экономическим явлениям основанные на экономический рынок граждан страны, в соответствии независимости освободившись от давления тоталитарной власти войдя в демократический строй, новый взгляд на этнокультурные и этно-педагогические источники, обуславливают на резкие изменения в средних и высших учебных заведениях внутри страны. Начиная от простых народов, до самых высоких ветвей власти интерес кыргызскому языку повысился. Этим начались действия повышения престижа кыргызского языка, использование его внутри страны, применение его во всех делах административного управления. В результате, для реализации закона о «Государственном языке» принятого в 1989 году, организовались краткосрочные курсы по изучению кыргызскому языку во всех организациях и учреждениях республики. Преподаватели в краткий срок вынуждены были искать методику обучения, которая позволяла в кратчайший срок обучить кыргызскому языку, что коренным образом изменил традиционную учебную деятельность. Это

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

в свою очередь дал возможность выйти из рамки ограниченной формы обучения в средних и высших учебных заведениях, хотя и было обучение схоластического характера. Поэтому необходимо было найти пути обеспечения, чтобы в обязательном порядке «изучали кыргызский язык во всех сферах государственного и местного самоуправления, как основной корень государственности Кыргызской Республики» предусмотренном в «Законе о государственном языке» и в других законах Кыргызской Республики» [3, с. 7].

Преподаватели кыргызского языка хотя и одобрили такие требования со стороны государства, но в качестве обновления обучения кыргызскому языку в стране демократического общественного устройства, для приобщения к новой модернизации, вышли следующие потребности:

◄ - обучение кыргызскому языку в средних и высших учебных заведениях, хотя и взяли себе как базу традиционную научно-методическую форму обучения Советского периода, но данный метод не отвечает на поставленные перед ними следующие требования - в короткий срок обеспечить необходимыми знаниями; глубокому обучению; в деятельности обеспечить нужными для профессии лексико-лингвистическими средствами, то есть в целях обеспечения общественно-социальных нужд, для того чтобы государственный язык в масштабе государства отвечал на все требования, нужно вынести из «стабильного» состояния сформировавшееся в начальной научно-методической базе обучения кыргызскому языку, в зависимости общественно-социальных, социально-экономических ситуаций в каждом направлении, поднять как основную проблему, гибкую, инновационную технологию обучения;

◄ - С влиянием глобализации, у кыргызских детей «терялся» интерес родному языку, в ходе урока, даже во всех сферах социума игнорировали кыргызский язык, стараясь изучить другие языки, то есть счастье искали в изучении других языков, сколько бы не старались преподаватели кыргызского языка, борясь с безразличием к этому предмету, с таким резким ослаблением внутреннего интереса кыргызскому языку, основываясь закону, вынудили к переходу новой формы обучения.

◄ - Стало ясно, для того чтобы разбудить интерес к предмету кыргызский язык среди учеников и студентов, традиционные, даже новые методы, которые используют преподаватели кыргызского языка, не играют значительной роли. Чтобы не распространились и не углубились такие явления среди молодёжи в обществе, для выявления сущности данного вопроса позволяет показать, что разработка разного рода законных положений, концепций, учебных стандартов - имеет закономерное явление.

Несомненно, учитывая решения 1 съезда преподавателей Кыргызской Республики, вместе с тем на основе обновления системы образования, рассмотренные в комплексной программе в принятом проекте международного масштаба «Айыл мектеби», учитывая необходимость повышения уровня качества по отношению общего образования сельских учеников, решения обученить по-новому вышел на основной уровень.

Учебная работа по обучению кыргызскому языку рассмотренная на основе «Комплексной программы», решением коллегии «Министерства образования, науки и молодёжной политики Кыргызской Республики» (№5/19, 2005-г., 21-июль) приняты следующие обязательства:

«- на основе утверждённых государственным стандартом учебных занятий, разработать, объективно оценить, утвердить апробировать в установленном порядке программы государственного общего образования, учебные книги и учебные пособия, также обеспечить тендер по своевременному изданию;

- в будущем для внедрения 12 летнего образования разработать предложения по оформлению учебных дисциплин государственных стандартов нового поколения» [9].

Здесь, как показывает смысл предложений, стало ясно, как и по другим предметам, о необходимости обновления в корне обучение кыргызскому языку.

Действительно, на основе принятого Государственного стандарта, наравне с другими предметами, научно-методическое содержание обучения кыргызскому языку, дидактические критерии, методико-педагогические положения значительно обновились. Изменилось содержание учебной программы. Учебно-методологическое влияние развитых стран проникли и в научно-методическую базу кыргызского языка, где усилились обстоятельства руководствующее прогрессивными преподавателями кыргызского языка.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, к безразличию по отношению к изучению родному языку детей, начаты действия решения проблем. Это на то, что не используются внутренние ресурсы родного языка учеников, на те причины, что в нынешнее время речь, язык становится дефектным, на то, что если даже правильно определено содержание учебной программы в средней школе, они не могут достаточно понять значения слов в прямом и переносном значении. Для этого в содержание учебной программы, которому обучаются в средних школах, были значительные дополнения в обновлённый документ в обучении кыргызскому языку в зависимости от Государственного стандарта.

В первую очередь учитывался тот факт, что в стандарте, который руководствуется образование по кыргызскому языку, не полностью учтены все соответствующие вопросы относящееся кыргызскому языку. Точнее говоря, общественно-социальные потребности внутри страны, проблемы, относящееся делопроизводству на официальном кыргызском языке, определил, что ученик кыргыз, который оканчивает русскую школу, должен освоить не только грамматическое знание, относящееся родному языку, но и должен владеть умениям и навыкам, чтобы ученик мог самостоятельно отвечать на все проблемы касающееся кыргызскому языку. Например, в образовании по математике, которые дают в средней школе, хотя и не учат законы высшей математики, имеют возможность самостоятельно решать задачи, требующее выполнять социальные нужды каждый день, а в Государственном стандарте учитывается тот факт, что образование, предложенное по кыргызскому языку, почему то не могут полностью отвечать интересы в официальном общении, в организации официальных делопроизводств.

В результате в соответствии демократическим требованиям «использование направления» Государственного стандарта по кыргызскому языку правомерно уточнены, это разъясняется следующим образом:

«Положения стандарта в обязательном порядке используются и сохраняются в следующих учреждениях:

- несмотря на (личную и ведомственную независимость) формы и типы в образовательных учреждениях Кыргызской Республики;

- в начальных и профессиональных образовательных учреждениях;

- в высших учебных заведениях;

- в Государственной инспекции по лицензии министерства образования, науки и молодёжной политики Кыргызской Республики;

- в направлениях образования - институтах переподготовки и повышения квалификации (курсах, центрах);

- в отелах регионального управления государственного образования (областных, городских образовательных отделах);

- в академии науки Кыргызской Республики и в исследовательских институтах государства;

- в Кыргызской академии образования и в государственных научных институтах

- в Министерстве образования, науки и молодёжной политики Кыргызской Республики

- в местных органах самоуправления при местном государственном руководстве» [4, с. 4].

Как показывает этот отрывок, на основе закона произошли достаточно изменений, чтобы стандарт обучения кыргызского языка как родного поставил конкретные цели обучения в школах. Кроме выявления современных задач, уточнение общего содержания учебных материалов, в его соответствии и объема, грамматических структур, что подтверждает приемлемость обучения в коммуникативно-практическом значении. Но, если подойти на решение проблем в высказанных мыслях, то мы открыто, замечаем, что в обществе для таких проблем относятся по старому, стараются отвечать старым взглядом, то есть активно остаётся учебная методика по изучению устройства языка, которое использовали в начале ХХ века. Как отметила языковед-методист В.Мусаева: «Если даже ставится цель осуществления связанной речи учеников в совместном обучении лексико-грамматических тем с темами о стиле речи, связанные речи в программе кыргызского языка, но, как показывает исследование, эти сведения, учебные материалы, в школе обучаются отдельно, остаются за рамками грамматических правил-определений, учащиеся оканчивают школу не имея достаточного уровня образования по стиле речи» [8, с. 3]. Есть много причин, определяющих общественные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

потребности, главная причина, если даже законно созданы широкие возможности, то обучение по старой методике, по принципу старой методологии остаётся как сложившееся из века в век традиция. Это становится причиной того, что предмет кыргызский язык, которого изучают в школе, не может достаточно дать все познания в художественно-эстетических средствах родного языка, не могут достаточно изучить все явления окружающей среды, предметы, связывая с лексическими терминами, не могут достаточно выразить на родном языке те новизны и изменения, которое происходит в обществе.

Действительно, за урок по предмету кыргызский язык, не возможно оценить и дать понятия тем предметам или охватить те или иные темы социальных событий, общественных изменений, которые происходят в обществе. В таких условиях в Кыргызстане кыргызский язык не может противостоять другим иностранным языкам, конкурировать с другими языками. Такое мнение высказывали и преподаватели практики кыргызского языка, педагоги, которые исследовали эту проблему, учёные теоретики, чувствуя, что необходимо инновационные обновления, дополнения Государственному стандарту.

Чтобы решить все эти проблемы силы педагогов-практиков средней школы, теоретиков-педагогов не достаточны. Хотя и стараются показать в зависимости от изменения жизненных ситуаций причины обновления социальным явлениям. Государственный стандарт и учебная программа, которая регулирует учебный процесс по кыргызскому языку в средней школе, состоит из учебных материалов характеризующее «фундаментальность», которая сформировалась в ХХ веке, поэтому не достаточно удовлетворяет общественно-социальные требования современной молодёжи. Точнее говоря, для решения проблем о будущем кыргызского языка, которое беспокоит общественность, регулирования роли родного языка в обществе, стало ясно, что требуются ещё дополнения.

Учебная программа, не предназначена полностью выполнять новые интересы молодежи настоящего демократического общества, которая ограничивается внутренним грамматическим строением лингвистического характера. Важно, чтобы с помощью обучения кыргызскому языку поднять вопрос о личности, нуждающееся общество, показать достойное место в обществе. Политико-социальное обновление внутри страны, на законной основе требует, чтобы учебные программы Государственного стандарта и образовательных учреждений ограничивался не только такими понятиями, как, сколько звуков, сколько букв, как пишется то, или иное слово, как делятся предложения и т.д., но с помощью учебного материала дать такие психо-дидактические понятия как: дух патриотизма учащихся, основанные на жизненном опыте, который передаётся из поколения в поколение, знать свой исторический путь, который претерпел изменения, определить синхронным путём, какие произошли диахронные обновления, объяснить, что они являются носителями языка и должны передать в будущее поколение.

Как определил мировой педагогический процесс, на уроках родного языка, нужно изучать не лингвистические категории, принадлежащие этому языку, а с помощью каждого пройденного урока, нужно дать не только знания правила наизусть, но и нужно дать такое образование, чтобы ученик мог оценить достоинства родного языка, формировать, чтобы ученик гордился при общении на родном языке. Государственный стандарт по кыргызскому языку, который опирался на «фундаментальную» научную базу, не решил и не может решить данную проблему, то есть учебная программа, которая используется в данное время, если даже и обновили некоторые понятия, темы, нет возможности дать полную новизну, которая требует молодёжь.

С помощью каждодневного урока по кыргызскому языку параллельно с грамматическими темами нужно связать - насколько богат словарными запасами кыргызский язык, как образно разговаривают кыргызы. Они должны знать, что есть фразеологические значения кыргызского языка, несколько значений одного слова, прямые и переносные значения одного слова, как нужно использовать слова, чтобы не прозвучали грубо и т.д. Поэтому, если не довести до детей те коммуникативные принципы, которые излагались выше именно на уроке кыргызского языка, то ученики не могут изучить по другим предметам. Значит, для того чтобы Государственный стандарт по кыргызскому языку, «Программа кыргызского языка», которая составляет учебную базу средней школы, должны отвечать на все эти требования, которая сможет ответить. Иначе, урок кыргызского языка не сможет выполнить поставленную перед ними задачу, кроме того, как изучению грамотности. Точнее говоря, главная функция, которая выполняет урок кыргызского

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

языка в средней школе, это изучить не только исследованные фундаментальные научные свойства, начиная от звуков и букв, но кроме фонетики, морфологии и синтаксиса, ученики должны знать, правила-нормы, принадлежащие им, особенно те коммуникативные свойства, которые были изложены выше. Поэтому некоторые языковеды, учёные теоретики, учёные методисты, анализируя общественно-социальную необходимость по отношению кыргызскому языку, отмечают, что если обучение кыргызскому языку молодому поколению ограничится только изучением структуры кыргызского языка, тогда грамотная речь среди молодого поколения будет ещё ниже. В результате такие учёные, как Ж.Чыманов [10, с. 21], С.Рысбаев [9], Т.Маразыков [7, с. 20-45], Ж.ДYЙшеев [1, с. 36-89] и т.д., предлагают незамедлительно, с помощью закона внести в учебную программу средней школы культуру речи.

Сторонники изучения структуры языка, учёные и педагоги, стремящиеся обучению кыргызскому языку на научной основе, этим возможно внесли новизну средней школе, но есть полный аргумент тому, что «это применялся на практике, но не прошла». Потому что, на урок кыргызского языка была внесена основная проблема - «связанная речь», три направления стиля речи - текст, виды речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи (художественный, научный и делопроизводство) но они не были связаны с общественно-социальной необходимостью. Поэтому, учёные в качестве объекта исследования обратили внимание на «обучение речи с помощью текста, формирующее культурному и духовному развитию детей», но не были включены реально жизненные ситуации, категории умения использовать их в речи. Такого рода разногласия среди учёных были и будут всегда. Доказать кто прав, а кто нет дело научной сферы. Но наша задача обеспечить общественно-социальные нужды в родном языке учеников. Это и должно были составить основу учебной программы в средних школах и в высших учебных заведениях, но если даже и есть в научных открытиях, находках, результатах определений исследованных проблем, методисты-учёные не смогли обновить и использовать на практике. Причина тому, объясняется тем, что многие учёные, которые проанализировали учебный процесс, смотрят на проблему старыми взглядами. А изменения в общественном строе обновили не только реально жизненные явления, но и изменился гражданский взгляд по отношению к общественному положению. В результате, как и другие предметы, в кыргызском языке, результативнее будет дать использование структуру языка в речи. Потому что, дети, если заучивая грамматические правила кыргызского языка получают «отлично», но стало ясно, что в наружной среде, которое необходимо, они не могут использовать художественность, образность, изящность языка, если и используют, то не знают культуру использования, часто заметно, что они используют в речи жаргонные слова других языков.

Если учесть ошибки не только в социальной среде, но и в официальной речи, то становится ясно о необходимости инновации обучения кыргызскому языку, то есть нужно, как можно раньше остановить существующие такие недостатки общественности, необходимо внести дополнения в Государственный стандарт, который регулирует предмет, учебную программу, связанную с состоянием кыргызского языка в будущем. Несомненно, уровень гражданской потребности учащихся в необходимости по отношении кыргызскому языку, теперь в процессе глобализации основано на права человека, которая ориентируется на достижение человеческой цивилизации в педагогическом процессе. Потому что как отмечено в законе «Об образовании», было определено, что один из направлений государственной политики Кыргызской Республики - это образование, в период реформирования экономических и социальных отношений, во всех сферах жизнедеятельности Кыргызстана. Одним из них является изменение модернизации учебно-методических органов, которая изменит в корне учебный процесс, содержание предмета.

Список использованной литературы:

1. ДYЙшеев Ж. CY^ee маданияты жана стилистика. 1 бeлYм. - Б.: 2005.

2. Кыргыз Республикасынын Мамлекеттик тили жещнде мыйзам. / Кыргыз жана орус тилдеринде/ - Б.: Бийиктик, 2004.

3. Кыргыз Республикасынын мектептеринде предметтик билим беруу^н мамлекеттик стандарттары.-Бишкек, 2006.

4. Кыргыз Республикасынын мектептеринде предметтик билим беруу^н мамлекеттик стандарттары.-Бишкек, 2006.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

5. Кыргыз тилинин программасы. Жалпы орто билим берYYЧY мектептердин Y-XI класстары YЧYн. Бишкек, 1994-2006-жылдар.

6. Кыргыз тилинин программасы. Жалпы орто билим берYYЧY мектептердин Y-XI класстары YЧYн. Бишкек, 1994-2006-жылдар.

7. Маразыков Т.С. Текст таануу жана анын айрым маселелери. 1 китеп. - Бишкек,: 2005.

8. Мусаева В. И. Орто мектепте кептин стилдерин окутуу менен окуучулардын байланыштуу кебин eстYPYYHYн илимий-методикалык негиздери. (9-11-класстар) - Канд. дисс. авторефераты. - Бишкек, 2008.

9. Рысбаев С. Кыргыз тили, адабияты окуу китептеринин мазмунун жана тYЗYЛYШYн eркYндeтYY жолдору (Y-YШ класстары) - Б.: 1992;

10.Чыманов Ж. Байланыштуу кепти окутуунун негиздери. - Б. 1997.

© Мукамбетова А.С., 2017

УДК 373

Непрокина Ирина Васильевна

Докт.пед.наук, профессор, Тольяттинский государственный университет

г.Тольятти, РФ E-mail: ivneprokina@rambler.ru Шестова Екатерина Ивановна, зам. заведующего по ВМР МБУ д/с № 28 E-mail: Shishlova_ei@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией процесса управления изменениями в современной дошкольной организации. Содержится краткое описание управленческого цикла, его функций, возможность использования принципа командообразования в управлении дошкольной организацией.

Annotation

The article deals with issues related to the organization of the change management process in today's preschool organization. Contains a brief description of the management cycle, its functions, the use of team building principles in the management of pre-school organizations.

Ключевые слова

Управление, структура системы управления, функции процесса управления, принцип командообразования, матричная модель управления.

Keywords

Management, structure management, process management functions, the principle of team building,

matrix management model.

Профессиональное образование движется сегодня по пути активных перемен и находится на старте нового и ответственного этапа развития, а именно: внедрение ФГОС, введение профессионального стандарта, внешнего укрупнения образовательных учреждений в кластеры. Данные преобразования задают иной формат достижения результатов обучения, воспитания, развития обучающихся, путем управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.