Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ КОНТЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПАКТНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Дьячкова Людмила Германовна

В статье раскрывается специфика использования цифровых возможностей РСЦ Интеграция «Россия. Приамурье. Родина» дидактических инструментов проектирования и управления проектом, ориентированных на формирование межкультурной компетентности обучающихся, определяемой в рамках кластерного подхода к организации образовательной деятельности в полиэтническом регионе (на примере Хабаровского края).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Дьячкова Людмила Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC TOOLS OF THE CLUSTER APPROACH TO THE DESIGN OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article reveals the specifics of using the digital capabilities of the RSC Integration “Russia. Amur region. Homeland” of didactic design and project management tools focused on the formation of intercultural competence of students, determined within the framework of a cluster approach to the organization of educational activities in a multi-ethnic region (on the example of the Khabarovsk Territory).

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

6. Деятельность омбудсменов по правам ребенка в РФ // Российское агентство правовой и судебной информации [Электронный ресурс]. - 2019. - URL: https://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20191114/305043830.ht (дата обращения: 30.07.2022).

7. Кондратьев, М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М.Ю. Кондратьев. - СПб.: Питер. - 2005. - 304 с.

8. Кравцов, О.Г. Роль толерантности в личностном развитии ребенка / О.Г. Кравцов // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2009. - №7. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/rol-tolerantnosti-v-Hchnostnom-razvitii-rebenka-1 (дата обращения: 30.07.2022).

9. Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие / С.И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС. - 2004. - 608 с.

10. Левитская, А.А. Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях / А.А. Левитская // Социальная педагогика. - 2010. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-deyatelnosti-organizatsiy-dlya-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 30.07.2022).

11. Маралов, В.Г. Психологические детерминанты дифференциации отношения к людям по принципу «свой - чужой» / В.Г. Маралов, Т.П. Маралова // Вестник ВятГУ. - 2021. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/psihologicheskie-determinanty-differentsiatsii-otnosheniya-k-lyudyam-po-printsipu-svoy-chuzhoy (дата обращения: 30.07.2022).

12. Мухина, В.С. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства / В.С. Мухина, В.С. Басюк // Развитие личности. - 2011. - № 4. - С. 167-183.

13. Мухина, В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В.С. Мухина // Вопросы психологии. - №1. - 1989. - С. 32-39.

14. Николаева, Н.А. Исследование причин социального сиротства - жизненных ситуаций, которые приводят к попаданию детей в детские учреждения / Н.А. Николаева, А.С. Хусаинова, А.М. Коротких, Т.Т. Санишвили. - Москва: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - 2019. - URL: https://timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2019/12/issledovanie_prichin_social_sirotstva.pdf (дата обращения: 26.07.2022)

15. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН». - 2000. - 264 с.

16. Приветственное слово Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой на Форуме «Жить и воспитываться в семье» 13.04.2022 // Видеотрансляция: https://facecast.net/w/39aj6k

17. Радина, Н.К. Зарубежный и отечественный опыт реализации технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.К. Радина, Т.Н. Павлычева // В кн.: Социализация детей в социально-опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт учреждений социального обслуживания. - Вып. 7. - СПб.: СПб ГБУ ГИМЦ Семья. - 2016. - Гл. 1.1. - С. 10-28.

Психология

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

профессор с учёной степенью доктора наук Дьячкова Людмила Германовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье раскрывается специфика использования цифровых возможностей РСЦ Интеграция «Россия. Приамурье. Родина» дидактических инструментов проектирования и управления проектом, ориентированных на формирование межкультурной компетентности обучающихся, определяемой в рамках кластерного подхода к организации образовательной деятельности в полиэтническом регионе (на примере Хабаровского края).

Ключевые слова: проект, дидактический инструментарий интерактивный контент, деятельность, культурный интеллект, межкультурная компактность, идентификация, технология, педагогика, образование, региональный сетевой центр.

Annotation. The article reveals the specifics of using the digital capabilities of the RSC Integration "Russia. Amur region. Homeland" of didactic design and project management tools focused on the formation of intercultural competence of students, determined within the framework of a cluster approach to the organization of educational activities in a multi-ethnic region (on the example of the Khabarovsk Territory).

Key words: project, didactic tools, interactive content, activity, cultural intelligence, intercultural compactness, identification, technology, pedagogy, education, regional network center.

Введение. Наблюдения за развитием образования в последние три года показывают усиление интереса к педагогическим технологиям, способным придать действиям обучающихся осмысленность, направляя их таким образом к достижению лучших результатов, свидетельствующих о действительной заинтересованности учеников любого возраста в качественных преобразованиях жизни, определяемых получением образования. Выраженно прикладной характер формируемого уровня образования на деле весьма двойственен, если не сказать, что иллюзорен, поскольку за ним (в случае получения качественных результатов) просматривается четкая структура, свидетельствующая о стратегии, определяющей логику разработки и продвижения дидактических инструментов обучения, посильного в каждом конкретном возрастном диапазоне обучающихся. Таким образом, становится очевидным методологическое основание, интерпретация которого в каждом частном случае, позволяет устанавливать, как общий объем транслируемых знаний, так и средства обучения, его инструменты, определяемые по ситуации, в соответствии с ранее полученными и верифицированными результатами.

Учитывая, что ФГОСы по уровням обучения представляют собой регламенты учебного процесса, характер которого предполагает декомпозицию его целей и результатов на каждой из точек, полагаемых контрольными, можно предпринять ряд действий, не только соответствующих алгоритму построения процесса предметного обучения, но и общей направленности процесса отечественного образования. Поскольку все граждане, вне зависимости от уровня обученности и возраста, постоянно как-то доучиваются, постольку важным становится расчет задач, связанных с необходимостью определения насущного формирования знания или компетенций в каждом конкретном возрастном или статусном случае:

- дети учатся впервые, поскольку в силу возраста есть какой-то объем знаний и опыта, неизвестный им по определению;

- родители учатся вместе с детьми, сопровождая их в этом жизненном процессе, так как они взрослеют и интерпретируют опыт взросления вместе с наследниками, т.е. реализуют вполне конкретные стратегии;

- педагоги учатся, еще на стадии университета, т.к. улучшая свои профессиональные навыки и т.д., они получают искомый профессиональный опыт и реализуют собственное социальное предназначение.

Исходя из этого сама система непрерывного образования, учитывающая как компетенции, так и получаемые на их основе личностные результаты обучения на уровне взросления граждан, представляется возможной для понимания на основании методологии структурного анализа системного объекта.

Заложенный в данное методологическое клише принцип декомпозиции целей обучения и его данных с целью коррекции в случае вероятных ошибок или неточных, иногда неожидаемых результатов, позволяет отслеживать изменения, происходящие с обучающимися на всех этапах их учебной и иной деятельности.

Таким образом, тема данной публикации, посвященной обоснованию дидактических инструментов, используемых для управления проектной деятельностью в процессе обучения, определяется как актуальная, а ее методологическое основание, учитывающее действующий регламент всех уровней обучения, описывается как системное и деятельностное.

Изложение основного материала статьи. Авторы данной публикации в течение последних трех лет, занимающиеся разработкой дидактических инструментов формирования культурного интеллекта обучающихся, как платформы становления межкультурной компетентности граждан разных возрастов, что подтверждается неоднократными публикациями [4, 5, 6], свидетельствуют об опыте, который позволяет озвучить алгоритм осуществления управления проектной деятельностью обучающихся на уровне как отдельной учебной дисциплины, так и намерения общего образовательного толка.

С начала пандемии-2019 и далее, по мере развития отечественной цифровизации образования как одной из стратегически значимых отраслей национальной экономики можно говорить о развитии электронной образовательной среды (ЭОС), которая может быть «учителем», и ее полезность зависит от уровня вопросов и понимания ученика. В настоящее время в контексте концепции непрерывного обучения знаниевый подход дополняется компетентностным и должен являться (на практике это, к сожалению, не всегда так) осознанным наращиванием индивидом компетенций в течение жизни. Переход на обучение по стандартам нового поколения способствует открытости и отсутствию четкой детерминированности, с одной стороны, а с другой - открывает новые возможности, позволяющие «конструировать» образование, используя лучшие образовательные ресурсы мира [9].

Сегодня все чаще реальность подтверждает, что, во-первых, обучающемуся необходим инструмент, исправляющий психологические образования, отождествляемые с рутиной и принуждением, - ему необходимы иные способы освоения данных. И это - проекты, поскольку в них есть явно ощутимое чувство новизны познания, т.е. - личностные, индивидуализированные результаты познавательной деятельности, подчеркивающие заслуги обучающегося, его чувство самодостаточности.

Во-вторых, опыт разработки дидактического инструментария, определяющего личностные изменения обучающихся разных возрастов в процессе реализации ими проектной деятельности, позволяет уточнять структуру проектов, как обучающих алгоритмов, свидетельствующих о возможности достижения обучающимися необходимых им по возрасту образовательных результатов.

Указанный запрос отразился в инновационной инфраструктуре в сфере образования Хабаровского края, где при поддержке КГАОУ ДПО ХК ИРО (Хабаровский краевой институт развития образования), с 2020 г. по 2021 г. создавалась модель по формированию культурного интеллекта развития субъектов взаимодействия в условиях полиэтнической образовательной среды (распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края № 262 от 05.03.2020 г. о присвоении статуса КИК). Нужно признать, что развернутая деятельность с участием различных учреждений Хабаровского края руководствуется нормативами ФГОС.

Отметим, что в определении феномена «культурный интеллект» авторы статьи основываются на широко известной концепции межкультурной сензитивности, раскрывающей специфику межкультурной компетентности. Опираясь на современные теории интеллекта данную концепцию обосновали американский психолог Кристофер Эрли и профессор Сингапурского технологического университета Сун Анг [10]. Культурный интеллект (cultural intelligence - CQ) -определяющий способность индивида быть эффективным и успешно взаимодействовать в ситуациях, характеризуется культурным многообразием. Опираясь на работы Р.Дж. Стернберга, авторы концепции рассматривают CQ как многомерный феномен, который не ограничен исключительно когнитивной сферой, и включает четыре компонента: метакогнитивный CQ - стратегии приобретения и понимания знаний о разных культурах, когнитивный CQ - общие и структурные знания о культуре, мотивационный CQ - способность и желание индивида направлять внимание и энергию на культурный контекст, поведенческий CQ - способность осуществлять соответствующие вербальные и невербальные действия в межкультурной коммуникации [10].

Проект основывается на кластерном подходе в организации деятельности. С точки зрения авторов публикации, фундаментальным для понимания сущности кластера и процессов, происходящих как «в нём», так и «с ним», является принцип системности. В соответствии с этим принципом учреждения-кластеры являются объектами, обладающими всеми свойствами социальной системы - целостностью, структурой, взаимодействием образующих её элементов, иерархией, обратной связью, относительной открытостью-закрытостью, и, главное, самоорганизацией. При этом, важно отметить, что образовательные организации и ресурсы, которыми они располагают направлены на поиск и практическое воплощение инновационных решений, ориентированных на повышение эффективности процессов обучения и воспитания.

Основанием для проектирования дидактических инструментов, определяющих изменение мышления обучающихся на уровне развития культурного интеллекта личности, являющегося основанием подготовки индивида к межкультурному взаимодействию. В обозначенном контексте следует отметить несколько способов подготовки индивида к межкультурному взаимодействию, которые можно разделить на три группы: по методу обучения - дидактические или эмпирические; по содержанию обучения - общекультурные или культурно-специфические; по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, - когнитивные, эмоциональные, поведенческие [7, С. 250].

С учетом изложенного представляется значимым проект, направленный на развитие Регионального сетевого центра (далее РСЦ) в интернет-среде с целью повышения культурно-языковой адаптивности иноязычной молодежи Хабаровского края. По сути создание онлайн платформы и запланированные мероприятия проекта платформы АНО «Дальневосточный ресурсный центр межкультурного взаимодействия» с учетом регионального компонента расширяли единое электронное информационно-образовательное пространство, позволяя партнерам по коммуникации осознавать особенности другой культуры. В результате на сайте организации рассматриваемого проекта был создан электронный контент-сервис

«Интеграция» с образовательно-просветительской программой «РОССИЯ. ПРИАМУРЬЕ. РОДИНА» М1р:/Л^оигсе-center.tilda.ws/integration-list.

Как и отмечалось в ранних публикациях авторов, подобное решение было обусловлено не столько востребованностью педагогической интерпретации технологий проектирования, сколько опытом, подтверждающим потребность в управлении учебной, исследовательской и творческой деятельностью обучающихся как способа улучшения личностных показателей развития в процессе обучения. Кроме того, авторы были заинтересованы в привлечении внимания педагогических работников разного уровня к проблеме обеспечения методической поддержки проектной деятельности как явной инновации в области педагогической работы.

Этими деталями был обусловлен выбор цели проекта и его структурирования, обоснования и др. деталей, которые позволили обеспечить полноценную реализацию задуманного. Продукт, определившийся в результате первичного проектирования учебного контента, обеспечивающего формирование культурного интеллекта обучающихся как условия последующего развития межкультурной коммуникации не случаен, поскольку он разработан с учетом необходимой связи целей обучения, воспитания и развития учащихся, и потому ориентирован на региональный компонент образовательных программ, как обеспечение уникальности исследуемой ситуации. Стоит отметить, что платформа междисциплинарна и объединяет многие данные в рамках академической традиции, но формы подачи материалов обучающимся до определенного момента не имели аналогов и потому привлекли массовое внимание, позволившее авторам проекта развить его и предложить в рамках нового курса «Управление проектом», т.к. данные позволяли многоуровневые и разноцелевые интерпретации.

В итоге, после двух лет существования данного проекта РСЦ «Россия. Приамурье. Родина» стало возможным обсуждать следующие детали:

- правомерность вовлечения в формируемый учебный контент теоретических источников, способных определить задачи управления проектом, как дополняющих друг друга;

- использовать понятие «проект» как «... предприятие или продукт, используемый для последующего созидания уникальных решений, услуг и продуктов» [3, С. 118];

- исследовать используемую в формируемом контенте совокупность процессов и функций управления (проектом, собственными знаниями, опытом их получения - всем, что можно оценить, как личностно преобразуемые результаты обучения);

- объединить ресурсы (интеллектуальные, технические, материальные, личностные и др.), и получить в результате интегративно определяемую деятельность, направленную на достижение уникальных результатов в области организации поисковой активности, развития мотивации и самомотивации к познавательно-учебной или исследовательской деятельности, регулятивных процессов в развитии личности обучающегося, что допустимо интерпретировать как процесс управления проектом.

Учет обнаруживаемого соответствия логической структуры проекта и процесса управления им, допустимо предположить условием последующей алгоритмизации действий, направленных на объяснение логики работы с данными и самим процессом проектирования, поскольку это соответствие определяется как концептуально значимое, объясняющее последовательность осмысления собираемых для проектирования данных.

Комплекс последовательно решаемых проектом задач, позволяет каждому обучающемуся индивидуально составлять как целевое, так и тактическое обеспечение собственных достижений, поскольку в зависимости от того, что предполагает обучающийся в стратегическом результате освоения проектной деятельности, формируется уникальный результат освоения образовательной программы и на ее фоне частной учебной дисциплины.

Тем более, что любой проект возникает тогда, когда необходимым является решение конкретной проблемной ситуации, поскольку таким образом алгоритм управления проектом обнаруживает возможность обнаружения скрытых компонентов деятельности и планирование их на уровне, доступном для понимания конкретным обучающимся.

Таким образом становится возможным деление задач проекта и управления им в соответствии с возрастными условиями обучения граждан:

- для школьников, первично изучающих материалы, предлагаются связанные (в данной ситуации) с регионально-культурным компонентом образовательной программы (например: окружающий мир, ботаника, зоология, география, история, краеведение, информатика, второй язык (кроме базово изучаемого иностранного), математика (обработка данных), искусство (МХК) и т.д., поскольку необходим междисциплинарный ресурс, предоставляющий доступ к адаптированным исследовательским материалам, заранее проверяемых и потому не фальсифицирующих информацию для изучения;

- для школьников, подготавливающихся к самостоятельной работе в области учебного проектирования и последующей сдаче экзаменов, важен ресурс, позволяющий развивать поисковую активность и определяющий формирование познавательной деятельности на основании интерпретируемых материалов и возможности самостоятельной ориентации в информационных ресурсах;

- для студентов, опыт которых все еще сохраняет школьные воспоминания, но уже предполагает самостоятельное проектирование учебных курсов для школьников, ресурс обнаруживает логику алгоритмизации управления проектом и свидетельствует о том, как именно в конкретном случае, допустимо подбирать технологии обучения, составленные на основании идеи интерактивной игры с обучающимся;

- для родителей всех групп обучающихся, предполагается возможность совместной проектной, в том числе и на уровне личного развлекающего все стороны процесса обучения, времяпрепровождения в сети, позволяющего уделять занятиям детей время и быть в курсе того, что именно получает ребенок в результате освоения образовательной программы;

- для педагогических работников ресурс предусматривает как инструмент управления проектной деятельностью по отраслям, так и базу данных, предназначенную для обеспечения учебно-воспитательного процесса, поскольку материалы, изложенные подобным образом, свидетельствуют о продвижении технологий учебно-творческого проектирования.

Выводы. Таким образом, подводя итоги последних лет работы над созданием и продвижением ресурсного сетевого центра «Интеграция», определяемой как принципиальными инновациями в области реализации проектных технологий педагогической деятельности и осуществления многоуровневой поддержки населения в процессе обеспечения межкультурной коммуникации на основании развития культурного интеллекта граждан, позволяющей избегать обострений общегражданской ситуации в регионе, можно сделать ряд выводов:

- очевидной становится необходимость формирования цифровых дидактических инструментов, корректирующих ситуацию в области образования и самообразования граждан, как снижающих стресс и определяющих позитивных фон образовательного процесса на основании доступности и рациональности консультирования;

- цифровые варианты предоставления данных, предполагаемых справочными и позволяющих индивидуализацию учебных, исследовательских, творческих достижений у обучающихся предполагают обязательное ознакомление с дидактическими инструментами, облегчающими получение информации и контроль уровня результативности ее освоения;

- дидактические инструменты формирования межкультурной компетентности едины, но будучи основанными с помощью регионально определяемой специфики развития многонационального государства, могут обладать высоким уровнем уникальности содержательных компонентов, определяющих «активы знания»;

- циклическая модель мышления, определившая структуру ресурса, оправдывает применение для становления последовательно получаемых результатов личностного преобразования в развитии обучающихся в силу доступности для осмысления на любом уровне непрерывного образования;

- все структурно обозначенные, информационные компоненты, полагающие разработки на их основе дидактических инструментов проектирования, соответствуют критериям актуальности, целостности предоставления информации для изучения, результативности в формируемом личностном опыте обучающихся (познавательные, коммуникативные и регулятивные основания развития личности), управляемости и определяются позитивно с помощью технологии внешнего экспертного оценивания.

Следовательно, с точки зрения авторов, внедрение апробированного инструментария, поддерживаемого цифровыми технологиями в процесс педагогического проектирования результативных преобразований личностного развития обучающихся, является успешным, поскольку все группы вовлеченных в работу с проектными данным сетевого центра, положительно отзываются об опыте подобной работы.

Авторы придерживаются мнению я о том, что подобные сетевые решения позволяют не только стабилизировать межкультурные коммуникации в регионах России, но свидетельствуют о правомерности использования педагогической технологии проектирования и управления проектами в различных областях познавательных практик человека, поскольку позволяют ему осознавать его интеллектуальные возможности, уникальность мышления и возвращают процессу обучения в системе непрерывного образования ранее утраченную свежесть.

Литература:

1. Богданов, В.В. Управление проектами: корпоративная система - шаг за шагом / В.В. Богданов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 247 с.

2. Заруба, Н.А. Управление проектами в образовании: особенности зарубежного и отечественного опыта / Н.А. Заруба // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - №3 (31). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/upravlenie-proektami-v-obrazovanii-osobennosti-zarubezhnogo-i-otechestvennogo-opyta (дата обращения: 30.07.2022).

3. Заруба, Н.А. Формирование эффективной команды как условие эффективной реализации проекта / Н.А. Заруба, Л.Д. Бычков // Инновационная экономика; перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 4 (9). -С. 118-122.

4. Кулеш, Е.В. Взаимосвязь самоуправления с стратегиями межкультурного взаимодействия будущих педагогов в полиэтнической образовательной среде (на примере Хабаровского края) / Е.В. Кулеш // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 1. - С. 149-152

5. Кулеш, Е.В. Проектная деятельность в развитии культурного интеллекта обучающихся в системе взаимодействия профессиональных и дополнительных учреждений образования в условиях полиэтнической среды (на примере Хабаровского края) / Е.В. Кулеш, И.В. Шулик // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2020. - №3. - С. 6.

6. Кулеш, Е.В. Дидактический потенциал проектирования учебного сетевого контента в процессе обучения будущих педагогов (на примере реализации проекта «Русская культура в объективе гражданского мира многонациональной молодежи Хабаровского края») / Е.В. Кулеш, Л.Г. Дьячкова, И.В. Шулик // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА. - 2021. - Вып. 72. - Ч.2. - С. 137-142

7. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 250 с.

8. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности / Г.П. Щедровицкий // Методы исследования, диагностики и развития международных коллективов: сб.

- М., 1983. - С. 153-178.

9. Педагогика высшей школы в современном мире: учебник и практикум для вузов / Ю.В. Таратухина, 3.К. Авдеева.

- Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 217 с.

10. Earley, P.C., Ang S. Cultural intelligence: Individual interactions across cultures. - Palo Alto, CA: Stanford University Press, 2003.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Липская Татьяна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологических наук, доцент Елфимова Мария Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются стили поведения в конфликтных ситуациях у младших подростков, имеющих разный уровень сформированности психологических границ. В результате эмпирического исследования было выявлено, что в числе наиболее часто встречающихся у младших подростков выявляются такие стили поведения в конфликте как избегание, компромисс и соперничество. Согласно полученным эмпирическим данным реже у младших подростков встречаются сотрудничество и приспособление. Также в данной статье представлена характеристика стилевых особенностей поведения в конфликте трех групп младших подростков с разным уровнем сформированности психологических границ. Описаны наиболее выраженные стили поведения в конфликте у данных младших подростков. В группе младших подростков с высоким уровнем психологической границы преобладают такие стили поведения в конфликте как уход (избегание), компромисс и приспособление. У младших подростков, характеризующихся низким уровнем психологической границы, преобладает стиль соперничества. Младшими подростками со средним уровнем психологической границы чаще выбираются стили компромисса и сотрудничества. Завершают статью рекомендации по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.