Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ'

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / КОНФЛИКТ / СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Липская Татьяна Алексеевна, Елфимова Мария Михайловна

В статье рассматриваются стили поведения в конфликтных ситуациях у младших подростков, имеющих разный уровень сформированности психологических границ. В результате эмпирического исследования было выявлено, что в числе наиболее часто встречающихся у младших подростков выявляются такие стили поведения в конфликте как избегание, компромисс и соперничество. Согласно полученным эмпирическим данным реже у младших подростков встречаются сотрудничество и приспособление. Также в данной статье представлена характеристика стилевых особенностей поведения в конфликте трех групп младших подростков с разным уровнем сформированности психологических границ. Описаны наиболее выраженные стили поведения в конфликте у данных младших подростков. В группе младших подростков с высоким уровнем психологической границы преобладают такие стили поведения в конфликте как уход (избегание), компромисс и приспособление. У младших подростков, характеризующихся низким уровнем психологической границы, преобладает стиль соперничества. Младшими подростками со средним уровнем психологической границы чаще выбираются стили компромисса и сотрудничества. Завершают статью рекомендации по организации психологической работы с младшими подростками по изучаемой проблеме. Представлены рекомендации по работе с каждой группой подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Липская Татьяна Алексеевна, Елфимова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC FEATURES OF BEHAVIOR IN THE CONFLICT OF YOUNGER ADOLESCENTS

The article examines the styles of behavior in conflict situations in younger adolescents with different levels of psychological boundaries. As a result of empirical research, it was revealed that among the most common among younger adolescents, such styles of behavior in conflict as avoidance, compromise and rivalry are revealed. According to the empirical data obtained, cooperation and adaptation are less common in younger adolescents. Also, this article presents the characteristics of the stylistic features of behavior in the conflict of three groups of younger adolescents with different levels of formation of psychological boundaries. The most pronounced styles of behavior in conflict in these younger adolescents are described. In the group of younger adolescents with a high level of psychological boundary, such styles of behavior in conflict as withdrawal (avoidance), compromise and adaptation prevail. In younger adolescents, characterized by a low level of psychological boundaries, the style of rivalry prevails. Younger teenagers with an average level of psychological boundary are more likely to choose styles of compromise and cooperation. The article concludes with recommendations on the organization of psychological work with younger adolescents on the problem under study. Recommendations for working with each group of teenagers are presented.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ»

- дидактические инструменты формирования межкультурной компетентности едины, но будучи основанными с помощью регионально определяемой специфики развития многонационального государства, могут обладать высоким уровнем уникальности содержательных компонентов, определяющих «активы знания»;

- циклическая модель мышления, определившая структуру ресурса, оправдывает применение для становления последовательно получаемых результатов личностного преобразования в развитии обучающихся в силу доступности для осмысления на любом уровне непрерывного образования;

- все структурно обозначенные, информационные компоненты, полагающие разработки на их основе дидактических инструментов проектирования, соответствуют критериям актуальности, целостности предоставления информации для изучения, результативности в формируемом личностном опыте обучающихся (познавательные, коммуникативные и регулятивные основания развития личности), управляемости и определяются позитивно с помощью технологии внешнего экспертного оценивания.

Следовательно, с точки зрения авторов, внедрение апробированного инструментария, поддерживаемого цифровыми технологиями в процесс педагогического проектирования результативных преобразований личностного развития обучающихся, является успешным, поскольку все группы вовлеченных в работу с проектными данным сетевого центра, положительно отзываются об опыте подобной работы.

Авторы придерживаются мнению я о том, что подобные сетевые решения позволяют не только стабилизировать межкультурные коммуникации в регионах России, но свидетельствуют о правомерности использования педагогической технологии проектирования и управления проектами в различных областях познавательных практик человека, поскольку позволяют ему осознавать его интеллектуальные возможности, уникальность мышления и возвращают процессу обучения в системе непрерывного образования ранее утраченную свежесть.

Литература:

1. Богданов, В.В. Управление проектами: корпоративная система - шаг за шагом / В.В. Богданов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 247 с.

2. Заруба, Н.А. Управление проектами в образовании: особенности зарубежного и отечественного опыта / Н.А. Заруба // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - №3 (31). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/upravlenie-proektami-v-obrazovanii-osobennosti-zarubezhnogo-i-otechestvennogo-opyta (дата обращения: 30.07.2022).

3. Заруба, Н.А. Формирование эффективной команды как условие эффективной реализации проекта / Н.А. Заруба, Л.Д. Бычков // Инновационная экономика; перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 4 (9). -С. 118-122.

4. Кулеш, Е.В. Взаимосвязь самоуправления с стратегиями межкультурного взаимодействия будущих педагогов в полиэтнической образовательной среде (на примере Хабаровского края) / Е.В. Кулеш // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 1. - С. 149-152

5. Кулеш, Е.В. Проектная деятельность в развитии культурного интеллекта обучающихся в системе взаимодействия профессиональных и дополнительных учреждений образования в условиях полиэтнической среды (на примере Хабаровского края) / Е.В. Кулеш, И.В. Шулик // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2020. - №3. - С. 6.

6. Кулеш, Е.В. Дидактический потенциал проектирования учебного сетевого контента в процессе обучения будущих педагогов (на примере реализации проекта «Русская культура в объективе гражданского мира многонациональной молодежи Хабаровского края») / Е.В. Кулеш, Л.Г. Дьячкова, И.В. Шулик // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА. - 2021. - Вып. 72. - Ч.2. - С. 137-142

7. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 250 с.

8. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности / Г.П. Щедровицкий // Методы исследования, диагностики и развития международных коллективов: сб.

- М., 1983. - С. 153-178.

9. Педагогика высшей школы в современном мире: учебник и практикум для вузов / Ю.В. Таратухина, 3.К. Авдеева.

- Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 217 с.

10. Earley, P.C., Ang S. Cultural intelligence: Individual interactions across cultures. - Palo Alto, CA: Stanford University Press, 2003.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Липская Татьяна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат психологических наук, доцент Елфимова Мария Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются стили поведения в конфликтных ситуациях у младших подростков, имеющих разный уровень сформированности психологических границ. В результате эмпирического исследования было выявлено, что в числе наиболее часто встречающихся у младших подростков выявляются такие стили поведения в конфликте как избегание, компромисс и соперничество. Согласно полученным эмпирическим данным реже у младших подростков встречаются сотрудничество и приспособление. Также в данной статье представлена характеристика стилевых особенностей поведения в конфликте трех групп младших подростков с разным уровнем сформированности психологических границ. Описаны наиболее выраженные стили поведения в конфликте у данных младших подростков. В группе младших подростков с высоким уровнем психологической границы преобладают такие стили поведения в конфликте как уход (избегание), компромисс и приспособление. У младших подростков, характеризующихся низким уровнем психологической границы, преобладает стиль соперничества. Младшими подростками со средним уровнем психологической границы чаще выбираются стили компромисса и сотрудничества. Завершают статью рекомендации по

организации психологической работы с младшими подростками по изучаемой проблеме. Представлены рекомендации по работе с каждой группой подростков.

Ключевые слова: подростки, младшие подростки, конфликт, стиль поведения в конфликте, психологическая граница личности.

Annotation. The article examines the styles of behavior in conflict situations in younger adolescents with different levels of psychological boundaries. As a result of empirical research, it was revealed that among the most common among younger adolescents, such styles of behavior in conflict as avoidance, compromise and rivalry are revealed. According to the empirical data obtained, cooperation and adaptation are less common in younger adolescents. Also, this article presents the characteristics of the stylistic features of behavior in the conflict of three groups of younger adolescents with different levels of formation of psychological boundaries. The most pronounced styles of behavior in conflict in these younger adolescents are described. In the group of younger adolescents with a high level of psychological boundary, such styles of behavior in conflict as withdrawal (avoidance), compromise and adaptation prevail. In younger adolescents, characterized by a low level of psychological boundaries, the style of rivalry prevails. Younger teenagers with an average level of psychological boundary are more likely to choose styles of compromise and cooperation. The article concludes with recommendations on the organization of psychological work with younger adolescents on the problem under study. Recommendations for working with each group of teenagers are presented.

Key words: teenagers, younger teenagers, conflict, style of behavior in conflict, psychological border of personality.

Введение. Современная социальная ситуация характеризуется высоким уровнем социальной, политической и экономической нестабильности, ростом конфликтности в общении. Стиль поведения в конфликтной ситуации во многом определяет успешность личности в области построения межличностных отношений, выступает основой для эффективного функционирования в рамках различных видов деятельности, особенно на одном из наиболее сложных и важных этапов развития личности - в подростковом возрасте, уже в начале которого возникает множество предпосылок для роста числа конфликтов. Выбор стиля поведения в конфликте детерминирован множеством факторов, в числе которых ведущее место занимают особенности личности, ее самосознания. В младшем подростковом возрасте начинается активная перестройка отношения с миром, вызванная активным развитием психологической границы личности на фоне процессов эмансипации от взрослых и растущей потребности в общении со сверстниками. Характеристики психологической границы, в свою очередь, начинают определять поведение младшего подростка во взаимодействии с окружающими, в том числе и конфликтном: тонкие, проницаемые границы или же, напротив, толстые и непроницаемые границы не способствуют конструктивному разрешению конфликтов, приводят к межличностной и внутриличностной напряженности, а также негативным последствиям для коммуникации с окружающими и развития личности в целом (С.К. Нартова-Бочавер, О.А. Шамшикова,

B.И. Волохова) [4, 7].

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ обозначенной проблемы исследования показал, что конфликтам и способам их разрешения посвящено много исследований. В исследованиях ученых-психологов Р. Дарендорфа, Д. Морено, А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.И. Донцова, А.И. Шипилова и многих других разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов. Также в данных исследованиях представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, на способы разрешения конфликтных ситуаций и особенности поведения в конфликте. Отмечается, что подростковый возраст уже в начале периода является переломным моментом и сензитивен для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон). Многие зарубежные и отечественные психологи, отмечая кризисность переходного периода, выделяют различные трудности в межличностном взаимодействии подростков. Несмотря на расхождения в подходах к содержанию подросткового возраста, психологи единодушны в том, что конфликты этого периода и их разрешение или неразрешение оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социализацию и специфика стиля разрешения конфликта обусловлена спецификой возрастного кризиса.

C.К. Нартова-Бочавер, О.А. Шамшикова, В.И. Волохова отмечают, что сущность кризиса составляет активное формирование психологических границ личности, стремление к автономии, суверенизации, поиску своего места в мире, его осмыслению. Качество психологических границ определяет поведение в различных ситуациях взаимодействия, включая конфликтное [4, 7].

Теоретический анализ понятия «конфликт» показал, что, по мнению Т.А. Серебряковой, С.В. Десятовой, конфликт -это не что иное, как достаточно ярко эмоционально окрашенный способ разрешения возникающих противоречий, предполагающий активность субъектов взаимодействия [5]. Учеными-психологами предлагаются следующие определения конфликта: 1) трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; 2) биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон (субъектов конфликта), направленной на преодоление противоречий; 3) актуализировавшееся противоречие, противостоящие ценности, установки, мотивы. Подобной точки зрения придерживается и А.Г. Здравомыслов, рассматривая конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, и, как следствие - «форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [2, С. 34]. В.Н. Иванов определяет конфликт как «процесс, развитие действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества» [3, С. 56].

Таким образом, проведенный теоретический анализ показал, что конфликт - это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) [1].

В соответствии с принимаемой нами моделью стилей поведения личности в конфликтном взаимодействии К. Томаса и Р. Киллмена под стилем поведения в конфликте мы будем понимать «относительно устойчивую совокупность целей и осознаваемых или неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направляемых на разрешение конфликта или на выход из него» [цит. по 1, С. 234]. Выделяются пять стилей поведения в конфликте: уход (избегание), уступка (приспособление), компромисс, сотрудничество, соперничество.

Разрешение конфликтов во многом определяется тем, насколько устойчивы, проницаемы границы личности: при толстых границах противоборство может поддерживаться длительное время, конфликт будет нарастать, а при тонких границах, напротив, конфликт будет максимально избегаться, сглаживаться. Только адекватное развитие психологической границы у подростка может способствовать конструктивному разрешению конфликтов со сверстниками и развитию различных сторон личности, способствующих коммуникации.

Обозначенные нами выше теоретические положения составили теоретико-методологическую основу данного эмпирического исследования. Эмпирическое исследование организовано с целью изучения стилевых особенностей поведения в конфликте младших подростков, имеющих разный уровень сформированности психологических границ, эмпирическое исследование проводилось с помощью следующих методик: «Тест описания поведения» К. Томаса в

адаптации Н.В. Гришиной; «Психологические границы личности» Э. Хартмана в адаптации О.А. Шамшиковой, В.И. Волоховой. Выборку исследования составили младшие подростки - учащиеся 5, 6 классов школ г. Оренбурга.

В ходе проведения эмпирического исследования были выявлены следующие стилевые особенности поведения младших подростков, имеющих разные психологические границы (таблица 1).

Таблица 1

Стили поведения в конфликте у младших подростков с разным уровнем сформированности психологических

границ

Стили поведения в конфликте Уровни сформированности психологических границ

Высокий (тонкие границы) Средний (адекватные границы) Низкий (толстые границы)

Избегание 66,7% 5% 18,8%

Компромисс 16,7% 55% 6,2%

Соперничество 0% 5% 68,8%

Сотрудничество 4,1% 35% 0%

Приспособление 12,5% 0% 6,2%

Анализируя результаты, отметим, что в группе младших подростков с высоким уровнем сформированности психологических границ (тонкие границы) наиболее часто встречающимся, в том числе и в сравнении с другими группами, является такой стиль поведения в конфликте как избегание (66,7%). Это может объясняться тем, что при тонких, неустойчивых и проницаемых психологических границах младшие подростки легко принимают чужое мнение, не всегда могут аргументировать свою позицию в конфликте и уход от конфликта становится наиболее предпочитаемым вариантом, т.к. в этом случае не приходится отстаивать свои интересы. Однако напряжение, свойственное конфликту, при таком стиле сохраняется, а сам конфликт не разрешается, что может приводить к негативным последствиям и для взаимодействия с окружающими, и для развития личности.

16,7% младших подростков с высоким уровнем сформированности психологических границ (тонкие границы) показали в качестве выраженного компромиссный стиль поведения в конфликте. При таком стиле собственные интересы удовлетворяются лишь частично, что при тонких психологических границах может объясняться ведомостью, конформностью во взаимодействии, нежеланием вступать в открытое противодействие. Помимо этого, при таком уровне сформированности психологических границ собственные интересы в конфликте могут утрачиваться, т.к. интересы противоположной стороны могут восприниматься как более значимые, существенные.

12,5% группы с высоким уровнем сформированности психологических границ (тонкие границы) показали в качестве предпочитаемого приспособленческий стиль поведения в конфликте. При таком стиле человек отказывается от своих интересов и целей в конфликтном взаимодействии в пользу соперника. Данный стиль является неконструктивным, т.к. интересы одной стороны «приносятся в жертву» и напряжение сохраняется, что при тонких психологических границах может объясняться высокой внушаемостью, «размытостью» границ между «Я» и «Другой».

Также 4,1% группы с высоким уровнем сформированности психологических границ (тонкие границы) выбрали конструктивный стиль сотрудничества. В данном случае такие результаты могут объясняться тем, что при тонких психологических границах субъект не ориентирован на открытую конфронтацию и диалог представляется более привлекательным вариантом разрешения конфликта.

Стиль поведения в конфликте «соперничество» в группе с высоким уровнем сформированности психологических границ (тонкие границы) не выявлен.

В целом, можно видеть, что преобладающими в группе младших подростков с высоким уровнем сформированности психологических границ (тонкие границы) являются такие стили поведения в конфликте как избегание (66,7%), компромисс (16,7%) и приспособление (12,5%).

В группе младших подростков со средним уровнем сформированности психологических границ (адекватные границы) наиболее часто встречающимся является компромиссный стиль поведения в конфликте (55%). При таком стиле стороны конфликта идут на взаимные уступки и частично могут достигать своих целей, отстаивать свои интересы. При адекватных психологических границах выбор компромиссного стиля поведения в конфликте младшими подростками может объясняться как нежеланием «затягивать» конфликт, так и отсутствием стремления к сотрудничеству у противоположной стороны. Адекватные психологические границы в данном случае могут проявляться в четком понимании собственных интересов и целей, а также того, что в данном конфликте приемлемо уступить.

В данной группе часто встречающимся является также стиль поведения в конфликте «сотрудничество» (35%). Данный стиль является наиболее конструктивным и основан на диалоге, поиске альтернатив разрешения конфликта, учитывающих интересы всех сторон. При адекватных психологических границах выбор сотрудничества в качестве основного стиля поведения в конфликте может объясняться тем, что противник воспринимается как субъект со своим собственным «Я», своими интересами и целями, которые нужно учитывать в той же мере, что и собственные.

Реже в группе младших подростков со средним уровнем сформированности психологических границ (адекватные границы) встречаются такие стили поведения в конфликте как «избегание» (5%) и «соперничество» (5%). Выбор избегающего стиля в данном случае может объясняться нежеланием вступать в конфликт по каким-либо объективным причинам. Соперничество же при адекватных психологических границах может выбираться как способ отстоять свои интересы, цели, при невозможности выбрать другие варианты поведения.

Так, в группе младших подростков со средним уровнем сформированности психологических границ (адекватные границы) чаще всего выявляются такие стили поведения в конфликте как компромисс (55%) и сотрудничество (35%), реже -избегание (5%) и соперничество (5%). Стиль приспособления в данной группе не был выявлен.

В группе младших подростков с низким уровнем сформированности психологических границ (толстые границы) наиболее часто встречается такой стиль поведения в конфликте как соперничество (68,8%). Данный стиль предполагает открытое противодействие, отстаивание своих интересов и целей без учета противоположной стороны. При толстых психологических границах выбор стиля соперничества может объясняться непроницаемостью границ: есть «Я» и собственные интересы, цели, тогда как «Другой» не воспринимается как субъект, также обладающий собственными интересами и целями.

Также в группе младших подростков с низким уровнем сформированности психологических границ (толстые границы) выявлен избегающий стиль поведения в конфликте (18,8%). При таком стиле проявляется стремление не вступать в

конфликт, уходить от открытого противостояния, что составляет противоположную соперничеству тенденцию. В случае толстых психологических границ это может объясняться теми же особенностями: «Другой» не воспринимается как субъект, не имеет значения, и, следовательно, не может нанести вред интересам собственного «Я».

Также в данной группе встречаются компромиссный (6,2%) и приспособленческий (6,2%) стили поведения в конфликте. Компромиссный стиль поведения в конфликте при толстых психологических границах может объясняться тем, что младший подросток сосредоточен исключительно на своих интересах, целях и при отсутствии возможности отстоять их полностью приходится идти на частичные уступки. Приспособленческий стиль при толстых психологических границах может объясняться стремлением «Я» отгородиться от окружающих, не связывать свои цели и интересы с ними.

Так, в группе младших подростков с низким уровнем сформированности психологических границ (толстые границы) чаще всего выявляется такой стиль поведения в конфликте как соперничество (68,8%), реже - избегание (18,8%), компромисс (6,2%) и приспособление (6,2%). Стиль сотрудничества в данной группе не был выявлен.

Выводы. Таким образом, проведенный сравнительный анализ показал, что при разном уровне сформированности психологических границ младшими подростками выбираются разные стили поведения в конфликте: при тонких границах (высокий уровень) выбираются такие стили как уход (избегание), компромисс и приспособление; при толстых границах (низкий уровень психологической границы) преобладает стиль соперничества; при адекватных психологических границах (средний уровень) чаще выбираются стили компромисса и сотрудничества. Обнаруженные в ходе сравнительного анализа различия были нами проверены с помощью критерия различий и-Манна-Уитни, результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Различия в стилях поведения в конфликте у младших подростков с разным уровнем сформированности

психологических границ (по U-Манна-Уитни)*

Стили поведения в конфликте Сравниваемые группы

Высокий / средний уровни Высокий / низкий уровни Средний / низкий уровни

Избегание 123,5 (0,01) 95 (0,01) 89 (0,05)

Компромисс 114 (0,01) 148 (незн.) 74 (0,01)

Соперничество 181 (незн.) 102,5 (0,01) 76,5 (0,01)

Сотрудничество 126,5 (0,01) 159 (незн.) 81,5 (0,01)

Приспособление 150,5 (0,05) 143 (незн.) 127,5 (незн.)

*При п1=24, п2=20 икр=169 для р<0,05, икр=140 для р<0,01; при п1=24, п2=16 икр=131 для р<0,05, икр=107 для р<0,01; при п1=20, п2=16 икр=107 дляр<0,05, икр=87 дляр<0,01

Проведенный математико-статистический анализ показал, что в стилях поведения в конфликте у младших подростков с разным уровнем сформированности психологических границ выявляются следующие различия:

1) в группе младших подростков с высоким уровнем сформированности психологических границ (тонкие границы) избегающий стиль поведения в конфликте является более выраженным, в сравнении с другими группами (с достоверностью 0,01), а стиль приспособления - более выраженным, в сравнении с группой со средним уровнем (с достоверностью 0,05);

2) в группе младших подростков со средним уровнем сформированности психологических границ (адекватные границы) стили поведения в конфликте «сотрудничество» и «компромисс» являются более выраженным, в сравнении с другими группами (с достоверностью 0,01);

3) в группе младших подростков с низким уровнем сформированности психологических границ (толстые границы) стиль поведения в конфликте «соперничество» является более выраженным, в сравнении с другими группами (с достоверностью 0,01), а стиль приспособления - более выраженным, в сравнении с группой со средним уровнем (с достоверностью 0,05).

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что при разном уровне сформированности психологических границ младшими подростками будут выбираться разные стили поведения в конфликте, а именно: при тонких границах (высокий уровень) будут выбираться такие стили как уход (избегание), приспособление; при толстых границах (низкий уровень) - стиль соперничества; при адекватных психологических границах (средний уровень) - стиль сотрудничества.

Результаты проведенного эмпирического исследования показывают, что необходимой представляется работа психолога по развитию конструктивных стилей поведения в конфликте у младших подростков с разным уровнем сформированности психологических границ. Так, работа с группой младших подростков с высоким уровнем развития психологических границ (тонкие границы) должна быть нацелена на укрепление психологических границ, усиление «Я», развитие конструктивного сотруднического стиля поведения в конфликте. Работа с группой младших подростков с низким уровнем развития психологических границ (толстые границы) должна быть нацелена на усиление «Я» и проницаемости, гибкости психологических границ, развитие конструктивного сотруднического стиля поведения в конфликте. Работа с группой младших подростков со средним уровнем развития психологических границ (адекватные границы), на наш взгляд, должна осуществляться по запросу и может быть направлена на преодоление ситуативных трудностей, возникающих в различных конфликтных ситуациях. Основными задачами здесь может быть снятие эмоционального напряжения, преодоление негативных эмоций.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Проспект, 2020. - 536 с.

2. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки / А.Г. Здравомыслов. - Н. Новгород: Волго-Вятский кадровый центр, 1994. - 197 с.

3. Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире / В.Н. Иванов. - М.: Славянский диалог, 1996. - 334 с.

4. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности: монография [Электронный ресурс1 / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: МГППУ, Прометей 2005. - Режим доступа: http://psychlib.rU/mgppu/NPp-2005/NPp-311.htm#Sp1. (дата обращения: 25.05.2022).

5. Серебрякова, Т.А. Проблема конфликта в психологии [Электронный ресурс] / Т.А. Серебрякова, С.В. Десятова // Бюллетень науки и практики. - 2017. - №1(14). - Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/proЫema-konffikta-v-psihologii. (дата обращения: 25.05.2022).

6. Чикова, И.В. Психологические особенности конфликтности современных подростков [Электронный ресурс1 / И.В. Чикова, М.С. Мантрова // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №4(29). - Режим доступа:

https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskie-osobennosti-konfliktnosti-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 20.05.2022).

7. Шамшикова, О.А. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна [Электронный ресурс| / О.А. Шамшикова, В.И. Волохова // МНКО. - 2013. - №5(42). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihometricheskiy-analiz-i-standartizatsiya-zarubezhnoy-metodiki-psihologicheskie-granitsy-lichnosti-e-hartmanna (дата обращения: 21.05.2022).

8. Шкляева, Д.С. Теоретические основы исследования психологической границы личности [Электронный ресурс] / Д.С. Шкляева // Кронос. - 2020. - №10(49). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-issledovaniya-psihologicheskoy-granitsy-lichnosti (дата обращения: 23.05.2022).

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Будённовск)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИЙ

ХАРАКТЕРА

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи между психологическими защитами у студентов и типами акцентуаций характера. Показано, что наименьшая представленность для механизмов психологической защиты - у регрессии и вытеснения, наибольшая - у интеллектуализации, проекции и замещения. В меньшей степени представлены дистимный, циклотимный и застревающий типы акцентуаций характера, в большей -демонстративный тип, в равной степени - педантичный и гипертимный типы. Наиболее выраженные связи с акцентуациями характера для студентов представлены у психологических защитных механизмов компенсации (связан с возбудимостью и циклотимностью), проекции (связан с демонстративностью и гипертимностью) и интеллектуализации (связан с возбудимостью и эмотивностью).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, типы акцентуации характера, студенты, компенсация, проекция, интеллектуализация.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between psychological defense mechanisms in students and the character accentuations types. It is shown that the lowest representation for the psychological defense mechanisms is in regression and displacement, the highest is in intellectualization, projection and substitution. To a lesser extent, the dysthymic, cyclothymic and stuck types of character accentuations are represented, to a greater extent - the demonstrative type, equally pedantic and hyperthymic types. The most pronounced connections with character accentuations for students are presented in the psychological defense mechanisms of compensation (associated with excitability and cyclothymicity), projection (associated with demonstrativeness and hyperthymicity) and intellectualization (associated with excitability and emotivity).

Key words: psychological defense mechanisms, types of character accentuation, students, compensation, projection, intellectualization.

Введение. В настоящее время темпы развития происходящих в мире процессов настолько высоки, что современному человеку практически каждый день приходится приспосабливаться к новым условиям. Для облегчения процесса адаптации к новым условиям, часто могущим оказать негативное влияние на физическое и психическое здоровье человека, существуют так называемые психологические защитные механизмы, которые приводят к снятию общего эмоционального напряжения.

Эти механизмы приобретают принципиальную важность и силу в юношеский период ввиду его сензитивности для формирования личности в целом, её мировоззрения, ценностей, установок, отдельных качеств. Защитные механизмы могут выполнять здесь как благоприятную (сохранение, усиление и обогащение аспектов самосознания, обеспечивающих процесс адекватной адаптации личности к условиям, вплоть до фрустрирующих), так и неблагоприятную роль в развитии личности (неадекватная адаптация личности к себе и социальной среде, обеспечивающая формирование ложной я-концепции).

Слабые адаптационные возможности личности в подростковости и юношестве часто определяют усиление отдельных тенденций в развитии индивидуально-психотипологических характеристик, представленных для субъекта на уровне его темперамента и характера, которые обозначаются как акцентуации и определяются как чрезмерные выраженности отдельных черт характера и их сочетаний в формате крайнего варианта психической нормы. В этом смысле особенно актуальным в период юношества является вопрос изучения обусловленности тех или иных акцентуаций характера определёнными механизмами психологической защиты личности.

Изложение основного материала статьи. Наиболее активно разработка проблемы психологической защиты личности шла в русле психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен [напр., 10; 11]). В рамках других направлений следует выделить А. Альфреда, который изучал проблему защитного поведения личности, Э. Берна, Р. Мэя, В. Франкла, В. Райха [напр., 6; 9]. В отечественной психологии первым проблему изучения психологических защит поставил Ф.В. Бассин, а разработкой этого феномена занимались Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, И.Я. Берёзная [напр., 2; 3]. Проблема акцентуаций характера и личности разработана в исследованиях П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко, Б.В. Овчинникова, Л.Н. Собчик [напр., 5; 7]. Связь параметров психологических защит и акцентуаций характера имеет значение на разных сензитивных этапах онтогенеза; в этом смысле в студенческом возрасте такие исследования крайне немногочисленны - так, за последние годы данной проблемой занимались Л.К. Бусловская, Ю.П. Рыжкова, О.А. Кондратьева, А.А. Романенко, И.В. Тюряпина, О.В. Шишкина [1; 4; 8; 12].

Несмотря на имеющиеся исследования авторов, связь акцентуаций характера и психологических защит личности в студенческом возрасте остаётся недостаточно изученной.

Таким образом, противоречие, легшее в основу работы, состоит в том, что к студенчеству у субъекта уже сформированы как предпосылки акцентуаций характера, так и типичные для него механизмы психологической защиты, но отсутствует в должной мере описание особенностей их взаимосвязи.

Разрешению этого противоречия посвящена данная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.