Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3 (15)
УДК 316.62
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С ТИПОМ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
О. Б. Бовть
Бовть Оксана Борисовна - доцент, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Севастопольский городской гуманитарный университет, Республика Крым, Россия Е-mail: obovt@mail.ru
Обоснованы актуальность, социальная и практическая значимость исследования виктимного поведения в подростковом возрасте как наиболее уязвимом. Описаны результаты психодиагностического исследования, направленного на выявление доминирующих стратегий поведения подростков в конфликте, их склонности к разным типам виктимного поведения и корреляционных связей между полученными показателями. Эмпирически подтверждено предположение, что склонность подростков к активным моделям виктимного поведения значимо коррелирует с активными стратегиями соперничества и сотрудничества, а склонность к пассивным формам виктимного поведения значимо коррелирует с пассивными стратегиями избегания и приспособления. Описаны результаты корреляционного анализа и выявленные с его помощью тенденции. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: виктимное поведение, виктимизация, конфликтное поведение, стратегии поведения в конфликте, активные и пассивные формы поведения.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-262-265
К постановке проблемы
Бурная динамика социально-экономических и политических событий, происходящих в современном обществе, ведет к росту рисков общей социальной виктимизации населения, и прежде всего детей и подростков. Трудные жизненные ситуации содержат немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. В силу этого проблема профилактики виктимного поведения детей и подростков является одной из наиболее актуальных. С целью обеспечения гармоничного развития представителей подрастающего поколения сегодня, помимо прочих важнейших условий, необходима разработка специальных превентивных мероприятий по предупреждению их виктимизации, организация которых должна осуществляться на основании результатов детальных исследований психологических факторов, детерминирующих их виктимное поведение.
Несмотря на то, что изначально феномены виктимности и виктимного поведения в определенной степени описаны в криминальной викти-мологии (преимущественно в социально-право-
вых аспектах и относительно взрослых жертв преступлений), остро стоит проблема смещения акцентов изучения данных явлений в плоскость возрастных особенностей виктимизации и вик-тимного поведения в подростковом возрасте как наиболее виктимогенно уязвимом.
Результаты анализа различных подходов к пониманию феномена виктимизации (О. О. Андронникова, И. Г. Малкина-Пых, К. Миядзава, Д. В. Ривман, В. Я. Рыбальская, А. В. Туляков, В. С. Устинов, Л. В. Франк и др.) позволяют констатировать, что малоизученными остаются проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение именно у подростков [1, 2]. К слабо освещенным и требующим уточнения вопросам можно отнести особенности возникновения, проявления и закрепления виктимных форм поведения подростков в зависимости от предпочитаемых ими стратегий поведения в конфликте. Отсутствие опыта и навыков в выборе целесообразной стратегии поведения в конфликтной ситуации является фактором, повышающим степень вик-тимогенной уязвимости подростка.
Программа эмпирического исследования
Для эмпирического выявления характера взаимосвязи стратегий поведения подростков в конфликте с типом их виктимного поведения нами было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 20 подростков - учащихся 8-го класса одной из школ г. Севастополя: 11 девочек и 9 мальчиков в возрасте от 14 до 15 лет. Целью эмпирического исследования являлось выявление доминирующих стратегий поведения подростков в конфликте, их склонности к разным типам виктимного поведения и характера корреляционных связей между полученными показателями.
На первом этапе исследования нами использовалась «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) [3]. С помощью этой методики нами определялась частотность выбора подростками в конфликтных ситуациях в качестве предпочтительного одного из пяти стилей поведения: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания или приспособления.
© Бовть О. Б., 2015
О. Б. Бовть. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте с типом виктимного поведения
На втором этапе была использована методика «Тест склонности к виктимному поведению» О. О. Андронниковой [4]. На основании анализа полученных результатов нами выявлялись подростки с низким, средним и высоким уровнем склонности к различным типам виктимного поведения.
На третьем этапе определялись наличие и характер корреляционных связей между показателями склонности подростков к различным типам виктимного поведения и предпочитаемыми стратегиями поведения в конфликтных ситуациях; на четвертом - осуществлялись сравнительный анализ, интерпретация и обобщение результатов, полученных в ходе первых трех этапов исследования, формулировка выводов и рекомендаций по предупреждению у детей и подростков склонности к различным типам виктимного поведения и формированию у них конструктивных моделей поведения в конфликтных ситуациях.
В качестве рабочей гипотезы исследования были приняты следующие предположения:
1) подростки, склонные к активным моделям виктимного поведения (агрессивному, самораз-рушающему и гиперсоциальному), в конфликтной ситуации выбирают активные стратегии поведения - соперничество и сотрудничество;
2) подростки, склонные к пассивным моделям виктимного поведения (зависимому, некритичному), в конфликтной ситуации выбирают пассивные стратегии поведения - избегание и приспособление.
Анализ результатов, полученных с помощью методики К. Томаса, позволил выявить следующие тенденции.
Соперничество как предпочтительный стиль поведения в конфликте выбрало 35 % подростков, т.е. более трети подростков отдают предпочтение сопротивлению, борьбе и доминированию, навязыванию другой стороне предпочтительного для себя решения. Они ориентируются на свои интересы в ущерб интересам другой стороны, значимо заинтересованы в собственных результатах и враждебны по отношению к успехам другой стороны; их запросы высоки и не снижаются; готовность другой стороны к уступкам оценивается ими как высокая. При такой стратегии отсутствует удовлетворяющее обе стороны решение и, следовательно, одна из сторон в итоге оказывается в роли жертвы.
Стратегию компромисса выбрали 20% испытуемых. Эти результаты свидетельствуют о том, что каждый пятый подросток выборки в конфликтной ситуации предпочитает частичное удовлетворение собственных интересов и частичное удовлетворение интересов партнера. Характерными формами поведения для стратегии компромисса у подростков данной группы
являются поддержание отношений, жертвенные уступки, избегание острых столкновений, поиск справедливого решения.
Стратегию сотрудничества выбрали 15% испытуемых. Они предпочитают решать конфликты максимально конструктивными способами. Их поведение определяется уверенностью в своей способности находить взаимоприемлемые решения, а также доверием к оппоненту - уверенностью в том, что он беспокоится об интересах другой стороны. Выбор такой стратегии и уверенность в возможности её реализации у этих подростков связаны, как правило, с уже имеющимся положительным опытом и предыдущими успехами в достижении согласия в конфликтных ситуациях.
Стратегию избегания выбрали 15% подростков. Реакция на конфликт у этих испытуемых выражается либо в игнорировании и фактическом отрицании конфликта, либо в попытке отстранения, выхода из него. Поведение этих подростков определяется их неуверенностью в своих возможностях победить. Они склонны прогнозировать возможные потери в случае неудачного развития конфликта; оценка негативных последствий и своей потенциальной жертвенности слишком высока. Для них характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Основными формами поведения этих подростков являются молчание, уход от активного взаимодействия или полный разрыв отношений.
Стратегию приспособления выбрали 15% испытуемых. Они предпочитают ориентацию на интересы другой стороны в ущерб собственных, приспособление к требованиям других участников конфликта, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Часто для таких подростков характерно нахождение в ситуации конфликта, но без каких-либо действий по его разрешению. Особенностями поведения таких подростков являются согласие, подавление своих чувств, подстраивание под другого человека или создание видимости, что их всё устраивает.
Анализ результатов, полученных с помощью методики «Тест склонности к виктимному поведению» О. О. Андронниковой, позволил выявить следующие тенденции.
Превышающие норму показатели по шкале агрессивного виктимного поведения выявлены у 15% испытуемых. Эти подростки потенциально склонны попадать в неприятные и даже опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападений или иных форм провоцирующего поведения (оскорблений, клеветы, издевательств и т.д.). Для них характерно намеренное создание или провоцирование конфликтных ситуаций; они
Психология
социального развития
263
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3 (15)
легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы.
К активному саморазрушающему и самопо-вреждающему виктимному поведению оказались склонны 15% испытуемых. Для этих подростков характерны склонность к риску, необдуманное поведение, зачастую опасное для себя и окружающих. С учетом специфики поведения и отношения к виктимным последствиям в рамках этого типа О. О. Андронникова выделяет такие подтипы: сознательный подстрекатель, неосторожный подстрекатель, сознательный самопричинитель, неосторожный самопричинитель.
Превышают нормативные значения показатели по шкале гиперсоциального виктимного поведения у 15% подростков. Таким испытуемым свойственно жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Это подростки, положительное поведение которых провоцирует агрессивные действия против них оппонентов. Зачастую такие подростки демонстрируют положительное поведение в конфликтах, считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт или ситуации нарушения общественного порядка, при этом виктимогенные последствия таких поступков не всегда ими осознаются.
Показатели выше нормы по шкале склонности к зависимому и беспомощному виктимному поведению выявлены у 10% подростков. Этим испытуемым свойственны пассивность, уступчивость, неоказание сопротивления, противодействия оппоненту по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния, трусости, из опасения ответственности за собственные действия и т.д. Установка на беспомощность часто сопряжена с низкой самооценкой, нежеланием делать что-либо самостоятельно, без помощи других. Такие подростки часто вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих, имеют ролевую позицию жертвы, робки, скромны, сильно внушаемы, конформны, склонны оправдывать чужую агрессию, всех прощать. Возможен вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократной виктимизации.
Показатели выше нормы по шкале некритичного виктимного поведения выявлены у 5% подростков. Им не свойственны вдумчивость, осторожность, стремление предугадывать возможные последствия своих поступков, которые приводят к виктимизации, пассивности, страхам, неудовлетворенности своими достижениями, чувству досады, зависти.
По шкале реализованного виктимного поведения превышающие норму показатели не выявлены. Это свидетельствует о том, что у
обследованных подростков отсутствует ярко выраженная предрасположенность к провоцирующим, необдуманным действиям, и они относительно нечасто попадают в виктимные ситуации.
Таким образом, в наибольшей степени подростки обследованной выборки склонны к агрессивному (15%), саморазрушающему (15%) и гиперсоциальному (15%) виктимному поведению; меньшее число испытуемых склонны проявлять зависимость (10%) или некритичное виктимное поведение (5%). При этом показатели склонности к агрессивному и саморазрушающе-му виктимному поведению выше нормы выявлены только у девочек. У мальчиков преобладает склонность к гиперсоциальному виктимному поведению, в то время как превышающие норму показатели склонности к агрессивному, некритичному и реализованному виктимному поведению у мальчиков не выявлены. В целом у 75% подростков выборки присутствует склонность к тому или иному типу виктимного поведения; у 50% испытуемых зафиксирована склонность одновременно к нескольким типам виктимного поведения.
Полученные результаты подверглись корреляционному анализу (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) с целью выявления взаимосвязей между показателями склонности подростков к различным типам виктимного поведения и стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась в следующих показателях:
активные модели виктимного поведения (агрессивное и гиперсоциальное) в конфликтной ситуации имеют сильные корреляционные связи с тактикой соперничества (Л5эмп > rsA, p < 0,01) и сильные и средние корреляционные связи с тактикой сотрудничества (г5эмп > ^л,p < 0,01);
пассивные модели виктимного поведения (зависимое и некритичное) в конфликтной ситуации имеют умеренные корреляционные связи с тактикой избегания (/"5эмп > Т5кр, p < 0,01) и средние и умеренные связи с тактикой приспособления (Г5эмп > rV P < °,01).
Заключение
По результатам проведенного исследования были разработаны практические рекомендации по профилактике виктимного поведения детей и подростков, которая должна быть направлена на снижение уровня конфликтной активности, обучение конструктивным стратегиям поведения, эффективным способам предупреждения и разрешения конфликтов, что является перспективными направлениями для дальнейших исследований.
264
Научный отдел
М. С. Ткачева. Психологические особенности действия социогенных помеховлияний в спорте
Библиографический список
1. Мудрик А. В. Человек - объект, субъект и жертва социализации // Изв. РАО. 2008. № 8. C. 48-57.
2. Одинцова М. А. Психологические особенности вик-тимной личности // Вопр. психологии. 2012. № 3. С. 59-67.
3. РайгородскийД. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2008. 470 с.
4. Андронникова О. О. Тест склонности к виктимному поведению // Развитие гуманитарного образования в Сибири : сб. науч. тр. : в 2 ч. Новосибирск, 2004. 246 с.
Relationship Strategies Behaviour in Conflict with Type the Victim Type of Adolescent Behaviour
Oksana B. Bovt
Sevastopol Municipal University of Human Science 1, Kornilov quay., Sevastopol, 99011, Respublika Krym, Russia E-mail: obovt@mail.ru
Actuality and social as well as practical significance of studying victim behaviour in adolescence as the most vulnerable are grounded in the article. The results of psychological diagnostic study that was directed to identifying the adolescent behavioral strategies which dominate in a conflict, the teenagers' bent to different types of victim behaviour and correlating connections between the defined indices are described. The analysis of the empirical data resulted in confirming
the hypothesis as the follow: the bent of adolescents to the active models of victim behaviour statistically significantly correlates with the active strategies of rivalry and cooperation, and the bent to the passive forms of victim behaviour statistically significantly correlates with the passive strategies of avoidance and adaptation. The correlation analysis results and the revealed tendencies are described. The prospects of further research are indicated.
Key words: victim behaviour, victimization, conflicting behaviour, the strategies of behaviour in a conflict, active and passive forms of behaviour.
References
1. Mudrik A. V. Chelovek - ob"ekt, sub"ekt i zhertva sotsializatsii (Man is object, subject and victim of socialization). Izv. Ros. akad. obrazovaniya (Izvestiya of Russian Academiy of Education), 2008, no. 8, pp. 48-57 (in Russian).
2. Odintsova M. A. Psikhologicheskie osobennosti vik-timnoy lichnosti (Victim personality's psychological features). Voprosy Psikhologii (Voprosy Psychologii), 2012, no. 3, pp. 59-67 (in Russian).
3. Raygorodskiy D. Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy (Practical psychodiagnosis. Methods and tests). Samara, 2008. 470 p. (in Russian).
4. Andronnikova O. O. Test sklonnosti k viktimnomu po-vedeniyu (Test oftendency to victim behavior). Razvitie gumanitarnogo obrazovaniya v Sibiri: sb. nauch. tr.: v 2 ch. (Development of humanity education in Siberia: the collection of scientific papers: in 2 parts). Novosibirsk, 2004. 246 p. (in Russian).
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ СОЦИОГЕННЫХ ПОМЕХОВЛИЯНИЙ В СПОРТЕ
М. С. Ткачева
Ткачева Мария Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: tkachevam @mail.ru
Изложены данные теоретико-эмпирического исследования проблемы устойчивости спортсмена к помеховлияниям, обусловленным воздействием на него того социума, с которым он непосредственно взаимодействует в своей деятельности. Традиционно в число членов этого социума включают тренеров, товарищей по команде, спортивных соперников и известных в этой области специалистов: все эти лица являются носителями общественного мнения об уровне готовности спортсмена и его соревновательных возможностях. Мы выделили следующие источники помеховлияний, которые можно отнести к окружающему спортсмена социуму: соперники, спортсмены своей команды, поведение тренера, присутствие и поведение зрителей на соревнованиях. По результатам обследования выборки спортсменов (N = 85) различных специализаций и разного уровня достижений
были установлены достоверные связи между подверженностью спортсмена негативному воздействию окружающего социума и личностными особенностями.
Ключевые слова: спорт, спортсмен, помеховлияние, социум.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-3-265-271
Введение
Категории помеховлияния и помехоустойчивости применительно к спортивной деятельности впервые в отечественной психологии были раскрыты в работах В. И. Страхова. С его точки зрения, спортивно-соревновательную деятельность можно трактовать как единство двух вышеназванных противоположных начал. Согласно этой теории спортивное соревнование рассматривается как столкновение двух или более (в зависимости от того, сколько спортивных соперников единов-
© Ткачева /я. С, 2015