Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА «СВОЙ - ЧУЖОЙ» У ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА «СВОЙ - ЧУЖОЙ» У ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА «СВОЙ - ЧУЖОЙ» / МАРКЕРЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВ / ПОДРОСТКИ / «СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменкова Ольга Валентиновна

Необходимость обращения к проблеме обусловлена актуальными данными официальной статистики относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования состояла в выявлении отличительных особенностей дифференцирования социального мира в логике «свой - чужой», которое было выполнено на подростках со статусом «социальных сирот». В исследовании участвовало 111 воспитанников образовательных организаций интернатного типа, находящихся на территории Оренбургского региона. Теоретическими основаниями исследования выступили научные представления о парадигме «свой - чужой» в междисциплинарном, общепсихологическом и возрастно-психологическом аспектах. Эмпирическое исследование строилось на предположении, что субъективные образы «своих» и «чужих» у подростков, лишенных попечительства родителей, отличаются своим содержанием от аналогичных образов у подростков, воспитывающихся в родительских семьях. В качестве диагностического инструментария была выбрана методики «Идентификация Другого в качестве Друга и Врага» (авторы В.А. Лабунская и Д.Н. Тулинова, модификация В.Д. Альперович). По результатам сравнительного анализа эмпирических данных было установлено, что при построении индивидуальной парадигмы «свой - чужой» ориентация на маркеры поведенческого характера присуща всем подросткам, а вот ориентация на маркеры эмоционального характера и незначительное привлечение маркеров социального характера является особенностью подростков, лишённых родительского попечительства. Полученные результаты могут быть использованы в рамках воспитательной практики для создания условий развития и коррекции индивидуальных образов «своих» и «чужих» у подростков, лишенных попечительства родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PARADIGM "US/THEM" AMONG ADOLESCENTS DEPRIVED OF PARENTAL GUARDIANSHIP

The necessity to address the issue is due to current official statistics on orphans and children left without parental guardianship. The research goal was to identify the distinctive features of the social world differentiation in the logic of "us/them", which was carried out on adolescents with the status of "social orphans". The research involved 111 pupils of boarding schools located in the Orenburg region. The research theoretical foundation was scientific idea about the paradigm "us/them" in the interdisciplinary, general psychological and age-psychological aspects. The empirical research was based on the assumption that the subjective images of "us" and "them" among adolescents deprived of parental guardianship differ in their content from similar images among adolescents brought up in parental families. The method “Identification of the Other as Friend and Enemy” (authors V.A. Labunskaya and D.N. Tulinova modified by V.D. Alperovich) was chosen as diagnostic tool. Based on the results of the empirical data comparative analysis it was determined that in the process of building an individual paradigm of "us/them" orientation towards behavioral nature markers is inherent in all adolescents, while orientation towards emotional nature markers and a slight involvement of the social nature markers are features of adolescents deprived of parental guardianship. The obtained results can be used within the educative practice framework to create conditions for the individual images of “us” and “them” development and correction among adolescents deprived of parental guardianship.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА «СВОЙ - ЧУЖОЙ» У ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА»

Психология

УДК 159. 923. 2 К 89

кандидат психологических наук, доцент Кузьменкова Ольга Валентиновна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА «СВОЙ - ЧУЖОЙ» У ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Аннотация. Необходимость обращения к проблеме обусловлена актуальными данными официальной статистики относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования состояла в выявлении отличительных особенностей дифференцирования социального мира в логике «свой - чужой», которое было выполнено на подростках со статусом «социальных сирот». В исследовании участвовало 111 воспитанников образовательных организаций интернатного типа, находящихся на территории Оренбургского региона. Теоретическими основаниями исследования выступили научные представления о парадигме «свой - чужой» в междисциплинарном, общепсихологическом и возрастно-психологическом аспектах. Эмпирическое исследование строилось на предположении, что субъективные образы «своих» и «чужих» у подростков, лишенных попечительства родителей, отличаются своим содержанием от аналогичных образов у подростков, воспитывающихся в родительских семьях. В качестве диагностического инструментария была выбрана методики «Идентификация Другого в качестве Друга и Врага» (авторы В.А. Лабунская и Д.Н. Тулинова, модификация В.Д. Альперович). По результатам сравнительного анализа эмпирических данных было установлено, что при построении индивидуальной парадигмы «свой - чужой» ориентация на маркеры поведенческого характера присуща всем подросткам, а вот ориентация на маркеры эмоционального характера и незначительное привлечение маркеров социального характера является особенностью подростков, лишённых родительского попечительства. Полученные результаты могут быть использованы в рамках воспитательной практики для создания условий развития и коррекции индивидуальных образов «своих» и «чужих» у подростков, лишенных попечительства родителей.

Ключевые слова: индивидуальная парадигма «свой - чужой», маркеры субъективных образов, подростки, «социальное сиротство».

Annotation. The necessity to address the issue is due to current official statistics on orphans and children left without parental guardianship. The research goal was to identify the distinctive features of the social world differentiation in the logic of "us/them", which was carried out on adolescents with the status of "social orphans". The research involved 111 pupils of boarding schools located in the Orenburg region. The research theoretical foundation was scientific idea about the paradigm "us/them" in the interdisciplinary, general psychological and age-psychological aspects. The empirical research was based on the assumption that the subjective images of "us" and "them" among adolescents deprived of parental guardianship differ in their content from similar images among adolescents brought up in parental families. The method "Identification of the Other as Friend and Enemy" (authors V.A. Labunskaya and D.N. Tulinova modified by V.D. Alperovich) was chosen as diagnostic tool. Based on the results of the empirical data comparative analysis it was determined that in the process of building an individual paradigm of "us/them" orientation towards behavioral nature markers is inherent in all adolescents, while orientation towards emotional nature markers and a slight involvement of the social nature markers are features of adolescents deprived of parental guardianship. The obtained results can be used within the educative practice framework to create conditions for the individual images of "us" and "them" development and correction among adolescents deprived of parental guardianship.

Key words: individual paradigm "us/them", subjective images markers, adolescents, social orphanhood.

Введение. 13-14 апреля 2022 года на Всероссийском форуме лучших региональных практик «Жить и воспитываться в семье» заместитель председателя Правительства РФ Т.А. Голикова в своём приветственном выступлении сообщила, что за последние пять лет в России число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 34% [161. Наметившаяся тенденция на снижение численности таких детей свидетельствует об эффективности решения проблемы сиротства в нашей стране. Но в государственном банке данных на усыновление остаются ещё тысячи детей с официальным статусом сирот, а также тысячи детей с неофициальным статусом «скрытых сирот», имеющим семьи только по документам и не проживающим в них.

Поиск психологического контекста проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определил необходимость нашего обращения к статистической структуре данного контингента и выделения его характерных особенностей. Во-первых, подавляющее большинство детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, приходится на подростковый возраст. В государственном банке данных в возрастном диапазоне от 10 до 17 лет на учёте состоит 77,1% таких детей [14]. Во-вторых, анализ причин попадания детей в детские учреждения позволил установить, что приводящие к сиротству случаи не всегда связаны с физической смертью родителей (24%). Бо'льшая часть случаев относятся к «социальному сиротству», связанному с лишением и ограничением родительских прав (почти 60%) [5]. И, в третьих, статистические данные свидетельствуют, что только 10% выходцев из детских домов способны социализироваться, а остальные 90% оказываются очень уязвимыми в самостоятельной социальной жизни [6; 101. Преобладание в статистическом портрете детей подросткового возраста, лишённых родительского попечительства и испытывающих трудности при «вхождении» в мир людей, актуализирует исследования особенностей психологического развития данной социальной группы.

Несмотря на междисциплинарный интерес к дифференциации по принципу «свой - чужой» как к научной проблеме, специальных психологических исследований данной реальности в сознании подростков без попечения родителей на сегодняшний день нами не обнаружено. В связи с этим представляется важным ответить на вопрос: кого в социальном мире подростки причисляют к «своим» и «чужим», оказавшись в ситуации лишения родительского попечения?

Цель нашего исследования заключалась в выявлении отличительных особенностей дифференцирования социального мира в логике «свой - чужой» у подростков со статусом «социальных сирот». Мы предположили, что субъективные образы «своих» и «чужих» у подростков, лишенных попечительства родителей, отличаются своим содержанием от аналогичных образов у подростков, воспитывающихся в родительских семьях.

Изложение основного материала статьи. В междисциплинарном аспекте феномен «свой - чужой» представлен в качестве объекта осмысления разных областей научного знания - религиозного, философского, культурологического, социологического, политологического, психологического и проч. Так, в философии идея «чужого, иного, другого» рефлексировались в проблематике нравственного отношения к людям с несовпадающими религиозными убеждениями

(И.Кант, Ж.-Ж. Руссо) и при объяснении диалоговой сущности сознания (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М. Бубер, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр). Культурология посредством понятий «мы» и «они» раскрывает развитие культуры, обнаруживая противопоставление соответствующих реалий на протяжении всей истории человечества (A.A. Кроник, Е.А. Кроник, Б.Ф. Поршнев, А.П. Романова, М.С. Топчиев, Е.В. Хлыщева, В.Г. Фельде, С.Н. Якушенков). В области социологии под концептами «свои» и «чужие» подразумевают обособленные друг от друга социальные группы, а расщепление социального мира на «своих» и «чужих» признается универсальным способом организации социальной реальности и распознавания социального окружения (Е.П. Белинская, Л.Д. Гудков, Г. Зиммель, Я.Л. Коломинский, Д. Ранкур-Лаферьер, O.A. Тихомадрицкая). В психологической науке особый акцент делается на роли дифференцирования социального мира на «своих» и «чужих» в личностном становлении и развитии субъекта (М.Ю. Кондратьев, О.Г. Кравцов, В.Г. Маралов, В.С. Мухина).

Общепсихологические аспекты проблемы отражаются в концептуальных описаниях индивидуального конструкта «свой - чужой», включающего представления, эмоциональное отношение к «своим - чужим», поведение в кругу «своих -чужих» [81. Континуум «свои - чужие» по своей сути означает крайние полюсы психологической близости, источники дифференцирования которой сложно объяснить [111- Ближайший социальный круг субъекта определяется как «свой», а отдаленные по степени близости люди, обозначаются субъектом как «чужие». При формировании межличностных отношений субъект оперирует своими представлениями о «своих - чужих» и определяет отнесенность человека к одной из категорий. Благодаря такой дифференциации субъект не только находит свое место в социуме, но и определяет самого себя [31.

В возрастно-психологическом аспекте проблема раскрывается исследованиями субъективного отражения социального мира в логике «свой - чужой» на разных этапах онтогенеза. На подростковый возраст приходится пик переживаний, связанных с необходимостью дифференциации «своих» и «чужих». Острота таких переживаний обусловлена спецификой социальной ситуации подростков, находящимся в промежуточном положении между детским и взрослым сообществами [91. В детстве ребенка окружают «свои» (родители, родственники), и только за пределами семьи ему встречаются «чужие» (воспитатель, учитель). С начала подросткового возраста ребенок начинает обособляться от родителей, как представителей мира взрослых, перемещая их в разряд «чужих». После отчуждения родителей и всех прочих взрослых начинается разделение на «своих» и «чужих» в сфере межличностных отношений со сверстниками. Подросток «осваивает» новую территорию «своих» - территорию сверстников, на которой в основном и протекает процесс его социализации [151. «Своими» подростки считают общности, равные по возрасту, формам поведения, ценностным установкам, социальному статусу, увлечениям, одежде и проч. Обретение в таких общностях группы «своих» обеспечивает подростку удовлетворение ведущей возрастной потребности в групповой принадлежности и эмоциональную поддержку своих поступков, независимо от мнения «чужих». К «чужим», кроме взрослых, подростки относят всех, кто игнорирует или нарушает правила группы и не соответствует ее стандартам. Дифференцирование социального мира на «своих» и «чужих» является важным условием развития таких личностных новообразований подростка, как осознание себя и своей позиции в социуме, развитие самосознания и «Я-концепции», социальная идентичность [2; 41.

В психологических исследованиях неоднократно обнаруживались различия в когнитивном, эмоциональном, личностном и социальном развитии детей и подростков, воспитывающиеся вне семьи [171. При этом, если в развитии дошкольников из закрытых учебных учреждений по сравнению с «домашними» сверстниками фиксируется явное отставание, то в развитии «интернатских» младших школьников и подростков наблюдаются качественные различия [71. Установлено, что у детей и подростков, воспитывающихся в условиях жизни без родительского попечительства, стихийно складывается интернатское «мы» или «мы, не такие как они» [12; 131. Это совершенно особое психологическое образование, которое отличает их от детей из семей. Дело в том, что эти подростки очень активно стремятся укрепить чувство «мы» не только за счет групповой сплоченности и обособления от тех, кто не является «своими», а за счет усиления враждебности по отношению к «чужим». Причем, если «чужие», как социальные объекты, изначально отсутствуют, их находят или придумывают. Социальные отношения подростков, оставшихся без родительского попечения, настолько искажены, что особую значимость приобретает исследование возможностей изменения негативных источников отношений к себе и к окружающим людям.

Для изучения индивидуальной парадигмы «свой - чужой» у подростков, лишенных попечительства родителей, нами было организовано эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе образовательных организаций интернатного типа, находящихся в Оренбургском регионе. В исследовании приняли участие обучающиеся седьмых и восьмых классов общей численностью 111 человек. Отнесенность подростков к категории «социальных сирот» определялась на основании данных социальных педагогов образовательных организаций. Для проведения сравнительного анализа и проверки гипотезы нами также анализировались данные, полученные в группе подростков, воспитывающихся со своими родителями, в количестве 98 человек.

Эмпирические данные собирались с применением методики «Идентификация Другого в качестве Друга и Врага» (В.А. Лабунская, Д.Н. Тулинова, в модификации В.Д. Альперович) [11. Методика исходит из того, что в повседневной жизненной практике индивид идентифицирует «своих» и «чужих», опираясь на специальные маркеры, которые могут быть связаны с внешними характеристиками, конкретными элементами поведения человека, причислением себя к профессиональному или социальному кругу, способами времяпрепровождения и проч.

Полученные данные были проанализированы на предмет популярности среди подростков нашей выборки предпочитаемых маркеров, используемых для описания образа «своих - чужих» (выбор у респондентов от 90 до 100%). «Своих» подростки характеризуют как людей: к которым они испытывают теплые, дружеские чувства; которым доверяют; которому они сделали и делают в жизни много хорошего; симпатичные и приятные для них люди; на решение которого они часто оказывают влияние; которые равны по социальному положению и статусу или считают их равными с собой; успешные люди и те, которые помогают добиваться успеха; те, которыми они восхищаются и те, которые их подражают; люди, которые умеют общаться и весело проводить время и те, которые считают их приятными собеседниками и весельчаками; с которыми ценно общение и которые ценят общение с ними; люди, которые делают им много хорошего в жизни; которые их поддерживают; которые искренни, откровенны, преданы; с которыми общие интересы и взгляды на жизнь. В свою очередь «чужие» характеризуются как люди: которым они не доверяют; с которыми не любят общаться; к которым они недоброжелательно относятся и в свою очередь которые к ним относятся так же; которых они сами ненавидят, и наоборот; несимпатичных и неприятных им, и тех которым они сами не симпатичны; к которым негативное отношение и которые сами к ним негативно относятся; от которых исходит опасность, угроза, унижения, сплетни; и тех которые относятся к ним как к «иным».

Далее был проведен контент-анализ полученных маркеров, позволивший выделить основные группы, из которых складываются субъективные образы «своих» и «чужих» у подростков нашей выборки (таблица 1).

Таблица 1

Группировка маркеров, применяемых для описания образов «своих» и «чужих» подростками (в %)

Группы маркеров Подростки, лишенные родительского попечительства Подростки, воспитывающиеся своими родителями

Частотность «Свой» Частотность «Чужой» Частотность «Свой» Частотность «Чужой»

Поведенческие 42 44 30 32

Социальные 19 21 44 45

Эмоциональные 39 35 26 23

Из данных таблицы видно, что частотность «своих» и «чужих» по выделенным маркерам у подростков, лишенных родительского попечительства, почти равнозначна. Такой характер оценки говорит о максимализме при идентификации «своих» и «чужих», характерной для весьма категоричной, черно-белой картины Мира. Так же очевидно, что в представлениях о «своих/чужих» у подростков, воспитывающихся без родителей, доминируют поведенческие и эмоциональные маркеры. Можно сказать, что подростки, относящиеся к категории «социальных сирот», ориентируются по маркерам, которые лежат «на поверхности» и легче считываются. Подростки, воспитывающиеся в семье, отмечали внешний вид, социальный статус и симпатию окружающих, как определяющие факторы в представлениях о «своих - чужих». Вторым по важности для них является поведенческий маркер. Характеристики эмоционального типа, для подростков из семей занимают третью позицию.

Для проверки гипотезы нами было проведено сравнение показателей в двух группах по выделенным маркерам с применением критерия углового преобразования ф-Фишера (таблица 2).

Таблица 2

Различия в показателях частотности маркеров в описании образов «своих» и «чужих», применяемых подростками (фэмп(р)*)

Группа маркеров Частотность «Свой» Частотность «Чужой»

Поведенческие 1,912 (0,05) 1,869 (0,05)

Социальные 3,954 (0,01) 3,78 (0,01)

Эмоциональные 1,883 (0,05) 1,847 (0,05)

*фкр=1,64 для р<0,05, фр=2,28 для р<0,01

В результате сравнения характеристик «своего» и «чужого» нами были обнаружены различия в закономерностях выбора маркеров для описания субъективных представлений о «своих - чужих». Если в представлениях о «своих - чужих» у «социальных сирот» являются характеристики поведенческого и эмоционального характера, то у подростков из семей доминируют социальные маркировки (достоверно при 0,05 и 0,01 по ф-Фишера). Объяснить данные различия можно специфичностью взаимоотношений в группах подростков, воспитывающихся в закрытых образовательных учреждениях. В силу стабильной и непререкаемой групповой иерархии у воспитанников интерната не возникает необходимости в выработке и применении категоризации на «своих» и «чужих» по социальным критериям.

По результатам анализа эмпирических данных была разработана программа просветительского семинара-практикума для воспитателей подростков, оставшихся без родительского попечительства. Были сформулированы основные задачи семинара: познакомить воспитателей с понятием индивидуальная парадигма «свой - чужой», с дифференциацией по принципу «свой - чужой» как условием личностного развития подростков; проинформировать воспитателей о результатах исследования индивидуальной парадигмы «свой - чужой» у подростков, лишённых родительского попечительства; дать рекомендации по созданию условий для развития индивидуальной парадигмы «свой - чужой» у подростков.

Выводы. Выполненное исследование позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, для подросткового возраста актуально переживание «свой - чужой», которое связано с потребностями в расширении социального пространства и в групповой принадлежности. Во-вторых, дифференцирование социального мира на «своих» (сверстники как представители равной возрастной общности) и «чужих» (сначала взрослые, потом сверстники иной социальной общности) является одним из ключевых условий полноценного личностного развития подростка. В-третьих, подростки, не имеющие родительского попечительства, демонстрируют четкое разделение на «своих» и «чужих». В-четвертых, при построении индивидуальной парадигмы «свой - чужой» маркеры поведенческого характера присущи всем подросткам, а вот ориентация на маркеры эмоционального характера и незначительное привлечение маркеров социального характера является особенностью подростков, лишённых родительского попечительства.

Литература:

1. Альперович, В.Д. Методы исследований представлений о «своем» и «чужом» в психологии: учебное пособие / В.Д. Альперович. - Ростов-на-Дону. - 2014. - 104 с.

2. Альперович, В.Д. «Свой-чужой» в биографических нарративах различных жанров / В.Д. Альперович // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 246-250. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85050.htm (дата обращения: 11.03.2022).

3. Анисимова, В.В. Влияние опекунской семьи на личностные отношения подростков, лишенных родительского попечительства: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. канд. психологич. наук: 19.00.13 / В.В. Анисимова. - Москва. -2003. - 16 с.

4. Баклушинский, С.А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская. - М.: Издательство НПО «МОДЭК». - 2003. - 272 с.

5. Денисова, Д.Н. Сиротство особенности современной ситуации / Д.Н. Денисова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №91. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sirotstvo-osobennosti-sovremennoy-situatsii (дата обращения: 26.07.2022).

6. Деятельность омбудсменов по правам ребенка в РФ // Российское агентство правовой и судебной информации [Электронный ресурс]. - 2019. - URL: https://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20191114/305043830.ht (дата обращения: 30.07.2022).

7. Кондратьев, М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М.Ю. Кондратьев. - СПб.: Питер. - 2005. - 304 с.

8. Кравцов, О.Г. Роль толерантности в личностном развитии ребенка / О.Г. Кравцов // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2009. - №7. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/rol-tolerantnosti-v-Hchnostnom-razvitii-rebenka-1 (дата обращения: 30.07.2022).

9. Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие / С.И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС. - 2004. - 608 с.

10. Левитская, А.А. Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях / А.А. Левитская // Социальная педагогика. - 2010. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-deyatelnosti-organizatsiy-dlya-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 30.07.2022).

11. Маралов, В.Г. Психологические детерминанты дифференциации отношения к людям по принципу «свой - чужой» / В.Г. Маралов, Т.П. Маралова // Вестник ВятГУ. - 2021. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/psihologicheskie-determinanty-differentsiatsii-otnosheniya-k-lyudyam-po-printsipu-svoy-chuzhoy (дата обращения: 30.07.2022).

12. Мухина, В.С. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства / В.С. Мухина, В.С. Басюк // Развитие личности. - 2011. - № 4. - С. 167-183.

13. Мухина, В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В.С. Мухина // Вопросы психологии. - №1. - 1989. - С. 32-39.

14. Николаева, Н.А. Исследование причин социального сиротства - жизненных ситуаций, которые приводят к попаданию детей в детские учреждения / Н.А. Николаева, А.С. Хусаинова, А.М. Коротких, Т.Т. Санишвили. - Москва: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - 2019. - URL: https://timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2019/12/issledovanie_prichin_social_sirotstva.pdf (дата обращения: 26.07.2022)

15. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН». - 2000. - 264 с.

16. Приветственное слово Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой на Форуме «Жить и воспитываться в семье» 13.04.2022 // Видеотрансляция: https://facecast.net/w/39aj6k

17. Радина, Н.К. Зарубежный и отечественный опыт реализации технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.К. Радина, Т.Н. Павлычева // В кн.: Социализация детей в социально-опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт учреждений социального обслуживания. - Вып. 7. - СПб.: СПб ГБУ ГИМЦ Семья. - 2016. - Гл. 1.1. - С. 10-28.

Психология

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

профессор с учёной степенью доктора наук Дьячкова Людмила Германовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье раскрывается специфика использования цифровых возможностей РСЦ Интеграция «Россия. Приамурье. Родина» дидактических инструментов проектирования и управления проектом, ориентированных на формирование межкультурной компетентности обучающихся, определяемой в рамках кластерного подхода к организации образовательной деятельности в полиэтническом регионе (на примере Хабаровского края).

Ключевые слова: проект, дидактический инструментарий интерактивный контент, деятельность, культурный интеллект, межкультурная компактность, идентификация, технология, педагогика, образование, региональный сетевой центр.

Annotation. The article reveals the specifics of using the digital capabilities of the RSC Integration "Russia. Amur region. Homeland" of didactic design and project management tools focused on the formation of intercultural competence of students, determined within the framework of a cluster approach to the organization of educational activities in a multi-ethnic region (on the example of the Khabarovsk Territory).

Key words: project, didactic tools, interactive content, activity, cultural intelligence, intercultural compactness, identification, technology, pedagogy, education, regional network center.

Введение. Наблюдения за развитием образования в последние три года показывают усиление интереса к педагогическим технологиям, способным придать действиям обучающихся осмысленность, направляя их таким образом к достижению лучших результатов, свидетельствующих о действительной заинтересованности учеников любого возраста в качественных преобразованиях жизни, определяемых получением образования. Выраженно прикладной характер формируемого уровня образования на деле весьма двойственен, если не сказать, что иллюзорен, поскольку за ним (в случае получения качественных результатов) просматривается четкая структура, свидетельствующая о стратегии, определяющей логику разработки и продвижения дидактических инструментов обучения, посильного в каждом конкретном возрастном диапазоне обучающихся. Таким образом, становится очевидным методологическое основание, интерпретация которого в каждом частном случае, позволяет устанавливать, как общий объем транслируемых знаний, так и средства обучения, его инструменты, определяемые по ситуации, в соответствии с ранее полученными и верифицированными результатами.

Учитывая, что ФГОСы по уровням обучения представляют собой регламенты учебного процесса, характер которого предполагает декомпозицию его целей и результатов на каждой из точек, полагаемых контрольными, можно предпринять ряд действий, не только соответствующих алгоритму построения процесса предметного обучения, но и общей направленности процесса отечественного образования. Поскольку все граждане, вне зависимости от уровня обученности и возраста, постоянно как-то доучиваются, постольку важным становится расчет задач, связанных с необходимостью определения насущного формирования знания или компетенций в каждом конкретном возрастном или статусном случае:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.