Научная статья на тему 'Современная государственная политика в вопросах социального сиротства в России'

Современная государственная политика в вопросах социального сиротства в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2189
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SOCIAL ORPHANS / EDUCATION / PUBLIC POLICY / SOCIAL INSTITUTIONS / SOCIALIZATION OF THE CHILD / SOCIAL PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крамчанинова Наталия Витальевна

ХХ начале XXI в. социологи, экономисты и психологи России отмечают колоссальный рост числа безнадзорных и беспризорных детей. Достаточно сказать, что только по данным официальной статистики в России около 700 тысяч детей-сирот и около трёх миллионов беспризорников. Колоссальный рост числа таких детей и подростков ставит проблему их социализации в разряд наиболее приоритетных государственных проблем. По сути, утверждают ученые, современное российское общество переживает состояние определенной растерянности в плане решения проблем, связанных с сиротством и беспризорностью. А значит, те социальные вопросы, которые ставятся сегодня перед социально ориентированными системными науками, такими как социология, педагогика, психология и медицина, оказываются наиболее острыми. Важнейшая роль в направлении решения проблемы социального сиротства принадлежит профилактической работе с кризисными семьями, детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечительства. Основной массив работы по данному направлению проводится органами социальной опеки, образования, правоохранительными органами. Для государства проблема профилактики социального сиротства представляет крайнюю значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern public policies social orphans in Russia

In the late 20th early 21st centuries sociologists, economists and psychologists of Russia note a huge increase in the number of street and street children. Suffice it to say that according to official statistics alone in Russia about 700,000 orphaned children and about three million street children. The enormous increase in the number of such children and adolescents makes the problem of their socialization one of the highest priority State problems. In fact, scholars argue, modern Russian society is experiencing a state of confusion in terms of solving problems related to orphans and street children. Thus, the social issues facing socially oriented systems sciences today such as sociology, pedagogy, psychology and medicine are the most acute. Preventive work with crisis families, orphans and children without parental care plays a crucial role in addressing the problem of social orphans. The main body of work in this area is carried out by the social guardianship, education and law enforcement agencies. For the State, the problem of prevention of social orphans is of utmost importance.

Текст научной работы на тему «Современная государственная политика в вопросах социального сиротства в России»

Социальная структура, социальные институты и процессы Social Structure, Social Institutions and Processes

DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-1-82-89 УДК 316

КРАМЧАНИНОВА Наталия Витальевна

Армавирский государственный педагогический университет

г. Армавир, Россия e-mail: 280408@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ

В конце ХХ - начале XXI в. социологи, экономисты и психологи России отмечают колоссальный рост числа безнадзорных и беспризорных детей. Достаточно сказать, что только по данным официальной статистики в России около 700 тысяч детей-сирот и около трёх миллионов беспризорников. Колоссальный рост числа таких детей и подростков ставит проблему их социализации в разряд наиболее приоритетных государственных проблем. По сути, утверждают ученые, современное российское общество переживает состояние определенной растерянности в плане решения проблем, связанных с сиротством и беспризорностью. А значит, те социальные вопросы, которые ставятся сегодня перед социально ориентированными системными науками, такими как социология, педагогика, психология и медицина, оказываются наиболее острыми. Важнейшая роль в направлении решения проблемы социального сиротства принадлежит профилактической работе с кризисными семьями, детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечительства. Основной массив работы по данному направлению проводится органами социальной опеки, образования, правоохранительными органами. Для государства проблема профилактики социального сиротства представляет крайнюю значимость.

Ключевые слова: социальное сиротство, образование, государственная политика, социальные институты, социализация ребенка, социальный процесс

Для цитирования: Крамчанинова Н.В. Современная государственная политика в вопросах социального сиротства в России. Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Том. 12. № 1. с. 82-89. doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-1-82-89.

Natalia V. KRAMCHANINOVA

Armavir state pedagogical University Armavir, Russia e-mail: 280408@mail.ru

MODERN PUBLIC POLICIES SOCIAL ORPHANS IN RUSSIA

In the late 20th - early 21st centuries sociologists, economists and psychologists of Russia note a huge increase in the number of street and street children. Suffice it to say that according to official statistics alone in Russia about 700,000 orphaned children and about three million street children. The enormous increase in the number of such children and adolescents makes the problem of their socialization one of the highest priority State problems. In fact, scholars argue, modern Russian society is experiencing a state of confusion in terms of solving problems related to orphans and street children. Thus, the social issues facing socially oriented systems sciences today - such as sociology, pedagogy, psychology and medicine - are the most acute. Preventive work with crisis families, orphans and children without parental care plays a crucial role in addressing the problem of social orphans. The main body of work in this area is carried out by the social guardianship, education and law enforcement agencies. For the State, the problem of prevention of social orphans is of utmost importance.

Keywords: social orphans, education, public policy, social institutions, socialization of the child, social process

For citation: Kramchaninova N.V. Modern public policies social orphans in Russia. Historical and Social-Educational Idea 2020. Vol. 12. No.1. PP. 82-89. doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-1-82-89. (In Russ., abstract in Eng.).

В настоящее время происходят глубокие трансформирующие изменения в функционировании семьи как социального института. Разрушение семейных и родственных отношений, огромное количество разводов и брошенных детей свидетельствуют о глубоком кризисе семьи и семейных ценностей в современном мире. Одним из самых социально деструктивных проявлений негативных процессов в сфере семейных отношений является детская беспризорность, безнадзорность и социальное сиротство. О признании последнего одной из самых острых проблем во всем мире говорят многочисленные отчеты ЮНИСЕФ, Всемирного Банка и ряда других организаций, осуществляющих мониторинг проблем детства.

Социальное сиротство - проблема, характерная в настоящее время как для развитых, так и для развивающихся стран. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом относительно большее от общей рождаемости количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одними из стратегических приоритетов государственной политики.

Отметим, что, согласно федеральнои службе государственнои статистики, численность населения Россиискои Федерации, не достигшего возраста 18 лет, по данным 2019 г. составляет 42,151 млн человек (29% населения). От того, насколь-

ко высоким и адекватным современности окажется уровень их воспитания, образования, морально-нравственного развития, физического здоровья, адаптационного потенциала, зависят и перспективы страны в политической экономической культурнои, научнои жизни мирового сообщества. Ведь человеческии капитал сегодня общепризнанно считается наиболее ценным.

В последние годы было выработано несколько программ, направленных на поддержку детеи и улучшение условии их жизни, среди которых следует отметить в первую очередь федеральную целевую программу «Дети России». Также значимую роль для обеспечения достоинои жизни детеи играют национальные проекты, направленные на развитие образования, здравоохранения, решение демогра-фическои проблемы.

Федеральная целевая программа «Дети России» ставит своеи целью создание и обеспечение надлежащих юридических, экономических, социокультурных условии, которые бы гарантировали нормальное развитие для детеи и подростков, волею жизненных обстоятельств оказавшихся лишенными родительского попечительства, жилья, средств к существованию, а также для детеи и подростков, семьи которых не в состоянии обеспечить им достоиные условия существования и развития жизненных способностеи.

В рамках государственнои программы по оказанию поддержки детям, оказавшимся в труднои жизненнои ситуации, взят курс на решение таких первостепенных задач, как: оптимизация законодательнои базы федерального и регионального уровня в направлении защиты детства и поддержки детеи, оказавшихся в сложных обстоятельствах; профилактическая деятельность с кризисными семьями, безнадзорными и беспризорными детьми и социальными сиротами; модернизация форм обустроиства социальных сирот вне традиционных воспитательных учреждении интернативного типа; социальная интеграция сирот, безнадзорных и беспризорных детеи; представительство законных интересов и прав детеи в возможных ситуациях, требующих юридического вмешательства; создание условии для досуга, спортивных занятии, рекреации детеи - социальных сирот и детеи из кризисных семеи; научно-методическая деятельность в плане разработки наиболее эффективных стратегии государственнои поддержки кризисных семеи, социальных сирот; информационное сопровождение государственнои политики по поддержке детеи, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Отметим, что в современнои России проживает более 1,4 млн семеи с двумя и более детьми, что предполагает необходимость повышенного внимания государства к многодетным семьям, защите их прав и интересов и, по возможности, оказанию соответствующеи помощи. Федеральная целевая программа «Дети России» направлена, прежде всего, на оптимизацию системы материального стимулирования детных семеи, а также материальное обеспечение обустроиства социальных сирот. По данным Минпросвещения России, по состоянию на 1 января 2019 г. численность не обеспеченных жильем детей-сирот старше 18 лет составляет около 175 тыс. человек. Предусматриваются действия организационного и правового характера, направленные на решение проблем, связанных с созданием условий для предоставления жилья детям-сиротам. Планируется, в частности, совершенствование законодательства в части расширения форм и механизмов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

Министерство труда и социальнои защиты РФ подчеркивает важность материального обеспечения проблемы обустроиства социальных сирот, но все же ключевым моментом в решении даннои проблемы считает обеспечение помещения сирот на воспитание в приемные семьи, в соответствии с правом ребенка на

воспитание в семье, закрепленным во всех соответствующих международных конвенциях и отечественном законодательстве. Это потребует в первую очередь оптимизации самой работы по организации опеки и попечительства над социальными сиротами, в том числе и на региональном уровне. Начиная с 1 января 2008 г. региональным органам власти переданы полномочия в сфере организации опеки и попечительства несовершеннолетних, оставшихся без родителеи, прежде находившиеся в компетенции органов муниципального самоуправления. Основнои за-дачеи становится анализ законодательного и организационного обеспечения этои деятельности в регионах, которьш позволит выявить оптимальные подходы к решению даннои проблемы [5].

Помимо поиска семьи, желающеи взять на воспитание ребенка, и его помещения в нее, необходимо также организовать соответствующую психологическую, организационно-методическую, материальную помощь, поскольку в случае ее отсутствия возрастет не только количество помещении детеи в приемные семьи, но и количество отказов от опеки. Поэтому следует оптимизировать и подготовку в педагогическом и психологическом отношении тех граждан, которые собираются взять в свои семьи приемных детеи. Подготовка приемных родителеи снизит возможность проявления жестокого обращения и насилия по отношению к приемным детям и случаев возврата последних из семеи. В результате увеличения количества семеиных форм устроиства детеи - социальных сирот должно последовать сокращение государственных учреждении интернативного типа, что и станет наилучшим доказательством эффективности реализуемых мер.

Среди мер, предпринимаемых в данном направлении, следует отметить разработку дополнении, направленных на единообразие понятииного аппарата за-конодательнои базы, на установление единои категории детеи и подростков, нуждающихся в помощи, на развитие профилактики социального сиротства путем совершенствования форм и методов работы с детьми и подростками. Патронат-ное воспитание должно наити законодательное закрепление как одна из форм семеиного воспитания детеи из неблагополучных семеи.

Благодаря совершенствованию законодательства будет повышена эффективность решения проблем как детеи - социальных сирот, так и детеи, воспитывающихся в кризисных семьях, находящихся в опасном положении ввиду материальных условии или образа жизни родителеи. Необходимо сократить число детеи и подростков, которые изымаются из семеи, в том числе и посредством оказания им и их родителям разноплановои поддержки в трудных жизненных ситуациях. Также необходимо и сокращение количества детеи-сирот, воспитывающихся в ин-тернативных учреждениях [12].

Федеральныи закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года (с изменениями и дополнениями) необходимо дополнить разделом о социальном патронате. Также необходимо прописать полномочия органа опеки и попечительства в направлении социального патроната. Принятие указанных изменении послужит основои для оптимизации деятельности органов опеки и попечительства, что будет способствовать постепенному уменьшению количества детеи, воспитывающихся вне семьи.

Необходимо отметить, что в Россиискои Федерации данные о количестве безнадзорных и беспризорных детеи всегда отличались противоречивостью; можно указать на отсутствие точнои статистики по данному вопросу в силу сложности подсчета числа беспризорников. Активизируется деятельность государ-

ственных органов и служб по сокращению количества беспризорных детеи посредством их задержания и помещения в интернативные учреждения [12].

Деятельность детских приютов и центров реабилитации ставит целью удовлетворение базовых потребностеи детеи и подростков в жилье и пище, которых они фактически лишены в момент нахождения на улице. Более сложныи момент -реабилитационная помощь детям и подросткам - социальным сиротам. Кроме того, в компетенцию приютов входит и поиск родителеи детеи, оказавшихся на улице, установление их личности.

Большои вклад в решение проблемы социального сиротства вносят общественные организации. Они уже стали полноценными помощниками и партнерами государственных органов социальнои защиты в работе по данному направлению. Активная работа осуществляется общественным советом при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Это постоянно действующий совещательно-консультативный орган общественного контроля, призванный обеспечить учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиту их прав и свобод, а также прав общественных объединений при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Министерства. Кроме того, Совет призван осуществлять общественный контроль за деятельностью Минобрнауки России.

Экс-министр просвещения Ольга Васильева в 2019 г. заявила, что число детей-сирот в детских домах страны снизилось с 2015 г. на 46% и теперь составляет 47,1 тыс. человек. Работа по улучшению их жизни и снижению числа сирот напрямую связана с реализацией нацпроекта «Образование».

Нацпроект «Образование», бюджет которого составит около 784,5 млрд рублей, охватит период с 2019 до 2024 г. Он призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Куратором проекта назначена заместитель председателя правительства Татьяна Голикова, руководителем - министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Также Ольга Васильевна сообщила, что кардинально изменилась в целом ситуация с сиротством в нашей стране. И деятельность органов и учреждений системы профилактики, которые выявляют семейное неблагополучие на ранней стадии, устройство наших детей в семьи, улучшение их жизни в организациях напрямую связаны с интересами национальной стратегии действовать в интересах детей и в плане мероприятий, которые мы проводим в рамках десятилетия «Детство» и национального проекта «Образование». В 2015 г. количество детей, которые воспитывались в детских домах, составляло 87 тыс. 200 человек; сегодня это 47 тыс. 101 ребенок, что говорит о сокращении практически на 46%.

Количество ежегодно выявляемых детей-сирот сократилось на 14,8% с 58 тыс. 161 ребенка в 2015 г. до 49 тыс. 520 в 2017 г. За этот период число детей, которых передали на воспитание в замещающие семьи, в том числе под предварительную опеку, и возвращали биологическим родителям, ежегодно превышало число выявляемых детей. Однако увеличилось число сирот-подростков, сирот-инвалидов и сирот из многодетных семей.

В течение последних лет каждыи год до 70% выявленных государственными органами детеи-сирот и детеи, оставшихся без попечения родителеи, отправляются на воспитание в замещающие семьи. На этом фоне сокращается количество детеи-сирот и детеи, оставшихся без попечения родителеи, которые воспитываются и проживают в государственных интернативных учреждениях.

Помимо государственных органов, в работе по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних задеиствованы до 200 молодежных и детских общественных организации. В их деятельности принимает участие более 300 тыс. молодых людеи.

Однако следует отметить, что до сих пор не решен вопрос о внесении соответствующих изменении в федеральное законодательство, предусматривающих повышение ответственности родителеи, опекунов, приемных родителеи в случае жестокого обращения с детьми, неисполнения обязанностеи воспитательного характера и обеспечения детеи необходимыми материальными ресурсами. Независимые проверки приемных семеи и интернативных учреждении осуществляются соответствующими органами при участии общественности [13].

Отсюда можно сделать вывод, что для эффективной борьбы с распространением социального сиротства необходимы не только интенсивные меры в рамках социальной политики, но и работа по укреплению гражданского общества и социальной солидарности, восстановлению авторитета традиционных конфессий и подъему культуры.

Социальное сиротство - одна из наиболее острых проблем современного российского общества, и исследование путей и перспектив ее решения еще долго будет сохранять научную актуальность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Альтшулер Б.Л. Благоприятное «социальное пространство» для семьи, детей и молодежи: как его создать?: тезисы выступления на «Социальном Форуме России - 2017», Москва, 29-30 сент. 2017 г.

2. О краевой целевой программе «Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае» на 2008-2010 годы: Закон Краснодарского края от 11 ноября 2008 г. № 1575-КЗ // Кубанские новости. 2008. 13 нояб.

3. Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы: Закон Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1654-КЗ // Кубанские новости. 2008. 31 дек.

4. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ // Кубанские новости. 2008. 22 июл.

5. О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1662-КЗ// Кубанские новости. 2008. 31 дек.

6. Белолипецкая Г.С. Реализация государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: тенденции и перспективы / Социум и власть. - 2017. - № 2 (64).

7. Самигуллина В.Г., Сересова У.И. Профилактика социального сиротства: социальная работа как государственная политика // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 6.

8. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2016.

9. Профилактика социального сиротства: опыт и перспективы: Сб. науч. материалов. - Саратов: Научная книга, 2019.

10. Реан А.А. Социальное сиротство в современной России / А.А. Реан, Ж.К. Дан-дарова, В.А. Прокопьева. - М., 2012.

11. Рыбинский Е.М. Детство как социальный феномен / Е.М. Рыбинский. - М., 2018.

12. Харичкин Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства / Е.А. Харичкин // Работник социальной службы. - 2001. - № 2. -С. 54-57.

13. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях / Е. Чепурных / / Народное образование. - 2011. - № 7. - С. 23-27.

14. Крамчанинова Н.В. Социальное сиротство в современном российском обществе: Дис. ... канд. социол. наук. - Краснодар, 2012.

REFERENCES

1. Altshuler B.L. Favorable "social space" for family, children and youth: how to create it?: theses of speech at "Social Forum of Russia - 2017". Moscow, September 2930, 2017.

2. On the Regional Target Program "On Improvement of Demographic Situation in Krasnodar Territory" for 2008-2010: Law of Krasnodar Territory of November 11, 2008 № 1575-КЗ // Cuban News. 2008. November 13.

3. On approval of the regional target program "Children of Kubani" for 2009-2013: Law of Krasnodar Territory of December 29, 2008 № 1654-КЗ // Cuban News. 2008. December 31.

4. On measures to prevent neglect and juvenile delinquency in Krasnodar Territory: Law of Krasnodar Territory of July 21, 2008 № 1539-^//Cuban News. 2008. July 22.

5. On a one-time cash allowance for citizens who adopted a child (s) in Krasnodar Territory: Law of Krasnodar Territory of December 29, 2008 № 1662-КЗ // Cuban News. 2008. December 31.

6. Belolipetskaya G. S. Implementation of the state policy in the field of protection of orphans and children without parental care: trends and prospects/Society and power. 2017. № 2 (64).

7. Samigullina V.G., Seresova U.I. Prevention of Social Orphans: Social Work as a State Policy / / Kazan Pedagogical Magazine 2014. № 6.

8. Oslon V.N. Life Structure of Orphans: Professional Replacement Family / V.N. Oslon. M.: Genesis, 2016.

9. Prevention of social orphans: experience and prospects: scien. materials. Saratov: Science Book, 2019.

10. Rean A.A. Social Orphans in Modern Russia /A.A. Rean, J.K. Dandarov, V.A. Prokop-iev. M., 2012.

11. Rybinsky E.M. Childhood as a social phenomenon / E.M. Rybinsky. M, 2018.

12. Harichkin E.A. Social Shelters and Ways to Solve the Problem of Social Orphans / E.A. Harichkin//Social Service Worker. 2001. № 2. Pp. 54-57.

13. Chepurny E. Overcoming social orphans in Russia in modern conditions/E. Chepurny//People 's education. 2011. № 7. Pp. 23-27.

14. Kramchaninova N.V. Social Orphans in Modern Russian Society. Krasnodar, 2012. Degree: Candidate of Sociological Sciences.

Информация об авторе: Крамчанинова Наталия Витальевна, кандидата социологических наук, доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных дисциплин, руководитель практики, член Российского общества социологов РАН, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, Россия e-mail: 280408@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2020 После доработки: 16.02.2020 Принята к публикации: 27.02.2020

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Natalia V. Kramchaninova, Candidate of Social Sciences, Associate Professor of Philosophy, Law and Social and humanitarian disciplines, head of practice of the State pedagogical university of Armavir, Member of the Russian Society of Sociologists of the Russian Academy of Sciences, Armavir state pedagogical University Armavir, Russia e-mail: 280408@mail.ru

Received: 21.01.2020

Received after reworking: 16.02.2020

Accepted for publication : 27.02.2020

The author have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.