Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО СЕТЕВОГО КОНТЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЪЕКТИВЕ ГРАЖДАНСКОГО МИРА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»)'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО СЕТЕВОГО КОНТЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЪЕКТИВЕ ГРАЖДАНСКОГО МИРА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ КОНТЕНТ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОУПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Дьячкова Людмила Германовна, Шулик Ирина Викторовна

В статье представлен опыт использования образовательного электронного контента - интерактивный атлас «Россия. Приамурье. Родина», представляющего собой визуализированный контент с дидактической направленностью образовательных проектов в области формирования культурного интеллекта субъектов взаимодействия в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Дьячкова Людмила Германовна, Шулик Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC POTENTIAL OF DESIGNING EDUCATIONAL NETWORK CONTENT IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE TEACHERS (USING THE EXAMPLE OF THE PROJECT "RUSSIAN CULTURE IN THE CIVIL WORLD LENS OF MULTINATIONAL YOUTH OF THE KHABAROVSK TERRITORY")

The article presents the experience of using educational electronic content - interactive atlas "Russia. Amur region. Homeland", which is a visualized content with a didactic orientation of educational projects in the field of formation of cultural intelligence of interaction subjects in the multiethnic educational environment of the Khabarovsk Territory.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО СЕТЕВОГО КОНТЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЪЕКТИВЕ ГРАЖДАНСКОГО МИРА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»)»

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

профессор с учёной степенью доктора наук Дьячкова Людмила Германовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск);

преподаватель психолого-педагогических дисциплин Шулик Ирина Викторовна

КГБПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша» (г. Хабаровск)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО СЕТЕВОГО КОНТЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЪЕКТИВЕ ГРАЖДАНСКОГО МИРА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»)

Аннотация. В статье представлен опыт использования образовательного электронного контента - интерактивный атлас «Россия. Приамурье. Родина», представляющего собой визуализированный контент с дидактической направленностью образовательных проектов в области формирования культурного интеллекта субъектов взаимодействия в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Ключевые слова: сетевой контент, сетевое взаимодействие, субъекты образовательной деятельности, самоуправление личности, полиэтническая среда профессионального образования.

Annotation. The article presents the experience of using educational electronic content - interactive atlas "Russia. Amur region. Homeland", which is a visualized content with a didactic orientation of educational projects in the field of formation of cultural intelligence of interaction subjects in the multiethnic educational environment of the Khabarovsk Territory.

Keywords: network content, network interaction, subjects of educational activity, self-government of the individual, multiethnic environment of professional education.

Введение. Сегодня в современном обществе одной из важнейших задач образовательной политики государства выступает организация партнерства образовательных организаций. Потому на первый план выдвигается идея формирования системы сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе в области подготовки будущих педагогов и повышения квалификации педагогических кадров.

Основываясь на документах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. мы стали свидетелями перехода Российского образования на компетентностную парадигму развития, где одновременно с этим открываются новые возможности обучения личности при возрастающем потоке информации в образовательное пространство.

Сетевое взаимодействие при подготовке педагогов предполагает многосторонние, взаимовыгодные и лабильные связи между взаимодействующими, взаимозависимыми и взаимовлияющими ее компонентами, включающие научно-методические, содержательно-технологические ресурсы, обеспечивающие успешность развития профессионально-педагогического образования [1]. Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов [2].

Изложение основного материала статьи. Проект «Русская культура в объективе гражданского мира многонациональной молодежи Хабаровского края» направлен на повышение культурно-языковой адаптивности молодежи Хабаровского края, посредством создания регионального сетевого центра (далее РСЦ) в поликультурной образовательной интернет-среде. На сайте «Дальневосточный ресурсный центр межкультурного взаимодействия» (http://resource-center.tilda.ws/integration-list) представлен образовательный электронный контент - интерактивный атлас «Россия. Приамурье. Родина», который представляет собой визуализированный контент с дидактической направленностью образовательных проектов в области формирования культурного интеллекта субъектов взаимодействия в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Структура сайта (Рис. 1) подразумевает академическое, пошаговое изложение материала, знакомящего пользователей с деталями историко-культурного процесса в изучаемом регионе, поскольку уровни и вкладки организованы как развертывание перед пользователем условий, объясняющих становление традиционной культуры Приамурья и перечисляют:

- исторические условия освоения территории Приамурья;

- определение и описание географо-климатического и ландшафтного своеобразия региона, его природных ресурсов, -описание и картографирование этносостава региона;

- объяснение особенностей традиционной и народной культуры Приамурья.

Ж щ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИЯ 0 НАС СОБЫТИЯ ПРОЕКТЫ ИННОВАЦИИ ПАРТНЁРЫ

Рисунок 1. Структура сайта проекта «Интеграция»

Познавательная активность пользователей ресурса способна сообщить формирующимся у них знаниям прикладную ценность, поскольку обучающиеся не просто получают синтетический продукт в результате, но и развивают свои способности к поисковому мышлению, адекватному восприятию сторонней критики и умения работать как индивидуально, так и в команде. Поэтому, понимая необходимость использования цифровых технологий, как языка, обеспечивающего результаты становления универсальных учебных умений, компетенций, результативной полагается реализация междисциплинарного учебного модуля, способного не только создать необходимые знания, но и постепенно улучшить самостоятельность и критичность мышления посетителей сайта. В качестве примера можно обратиться к наполнению и структурированию сайта ресурсного центра, обнаруживающих:

- основание (оригинальные материалы, сформированные авторами проекта «Интеграция», система изложения которых позволяет привлекать к ним граждан, начиная от учеников средней общеобразовательной школы, ориентированных на ФГОС ООО [3]), определяющий базовые предметы (литература и русский язык; математика; информатика; история; биология; английский язык; география, др. учебные дисциплины [3]);

- методологический принцип междисциплинарной интеграции знаний, учитывающий региональный компонент обучения, позволяющий обеспечить гражданскую, культурную идентификацию обучающихся и сформировать у них желание гордиться Родиной;

- учет базовым учебным дисциплин школьного цикла обучения, развивая который качественно с помощью данного ресурса, можно восполнить нехватку данных, определяемых в рамках программы обучения в школе [3];

- цифровую интерпретацию и последующую трансляцию данных с помощью JavaScript [4], позволяющего использовать технологию дидактической игры в онлайн-обучении и развитии личностных качеств пользователя ресурса, как доступную для граждан любого возраста с помощью визуализации развивающего контента.

Полагаем, что с помощью интерактивного контент ресурса «Интеграция» платформы для организации внеурочного дидактического модуля, реализуемого в рамках дополнительного обучения или проявления самостоятельности учащегося, можно регулировать объем синтеза данных, предоставляемых по дисциплинам учебного года на основе цифровизации процесса обучения. Ценность интерактива в этом случае будет определяться за счет трех компонентов:

- предложенных данных, структурируя которые, пользователи ресурса способны самостоятельно регулировать объем и качество извлекаемого материала, поскольку его цифровая трансляция определяет дидактический смысл и сущность интерактива как педагогической технологии, формирующей язык, способ коммуникации между всеми участниками процесса познания;

- игрового начала, заложенного в технологию виртуального путешествия, определяющего форму и специфику трансляции данных, определяемых для работы с посетителями ресурса;

- эстетической направленности транслируемых с помощью ресурса данных, позволяющей осмыслить этнокультурную особенность региона.

Рассчитывая алгоритм наполнения ресурса и трансляции его содержательного компонента, важным представляется объяснение процесса формирования междисциплинарно определяемой результативности использования контента на примере какой-либо конкретной темы, например «Представления о мире, характерные для традиционной культуры коренных народов Приамурья».

Смысл в том, что пользователи ресурса, знакомые с требованиями освоения цифровых технологий в организации учебных и профессиональных коммуникаций, получают возможность ощутить себя авторами полноценной визуализации обучающих материалов и не ощущают себя подверженными рутине банальных «домашних зданий» и относятся к ознакомлению с академически изложенными данными ресурса как к интеллектуально привлекательному процессу, в котором присутствует элемент интриги и поиска данных, расширяющих представления о предложенной теме.

Кроме того, заметим, что создание интерактивного контента мыслится значимым не только для развития воображения, и общих актов мышления, но и переводит их из адаптивного уровня в потребный, определяемый творчески и способный к усилению мотивации познания мира за счет острой привлекательности компонентов визуализации транслируемых данных.

При подобной работе со всеми категориями сетевых пользователей становится возможным повышение результативности проектной деятельности междисциплинарного характера в процессе саморазвития, определяемого свободой творческой деятельности обучающихся разных возрастов, определяемой за счет ознакомления с возможностью создания интерактивных карт, таблиц и проч. В этих условиях пользователи ресурса, ощущая себя практически первооткрывателями, так как интерактивные приложения JS позволяют использование их гражданами любого возраста и уровня знаний, будучи актуальным языком межличностных коммуникаций и всего лишь учитывают корректное выполнение инструкций, реализуя продуктивную деятельность граждан, поскольку такая деятельность позволяет планировать свои действия, проверять их и быть готовым к конструктивной критике со стороны, получая удовольствие от процесса работы с информационными источниками как процесса созидания.

Обратимся к результатам организации деятельности с помощью интерактивного контента «Россия. Приамурье, Родина» в учебном процессе учебной дисциплины ПМ.02 "Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников", МДК 02.02. Организация внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Отметим, что организация внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию специальности для будущих учителей начальных классов включает в себя такие профессиональные компетенции, как систематизация и оценивание лучшего педагогического опыта и использование инновационных образовательных технологий и ресурсов в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и проектирования внеурочных занятий по краеведению. В основе духовно-нравственного воспитания обучающихся определены базовые национальные ценности, потребности свое будущее в неразрывной связи с будущим Хабаровского края, сохранении самобытности малой родины.

Одной из форм изучения с историей, природными и географическими рессорами родного края является знакомство с образовательными сайтами через составление виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия предполагает иллюстрированное описание объектов памятников архитектуры, музеев, явлений природы и географии, научного процесса. Поэтому при изучении раздела Краеведения в дисциплине МДК 02.02. при организации внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию студенты составляли виртуальные экскурсии для младших школьников, в которых использовались интересные факты о родном крае. Выбор сетевого образовательного ресурса был обоснован несколькими факторами:

- содержательный компонент по всем направлениям краеведения: от исторических фактов заселения края до природно-географических явлений мирового значения;

- безопасность образовательной формы в соответствии с санитарными требованиями к занятиям, техникой безопасности;

- интерактивность и высокая технологичность создания сайта, которая интересна современному поколению студентов, служит примером оформления исследовательской и научной информации для в образовательном процессе;

- моментальный выход на культурные объекты, музеи и библиотеки, в которых хранится лучшие экспонаты, литература и художественные ценности Хабаровского края;

- по итогам работы с сайтом обучающиеся имеют возможность самооценки изученных фактов в форме онлайн-теста.

Изучив разделы сайта, был составлен перечень тем виртуальных экскурсий, цель которых заключалась в изучении

фактов истории и культурных объектов для расширения представлений у обучающихся о Хабаровском крае и осознания себя частью великой страны - России.

В обозначенном контексте по всем тематическим блокам электронного контакта была разработана тематика виртуальных экскурсий. Перечислим некоторые из предлагаемых:

1 блок - «Рождение русского Приамурья», включающего историю освоения региона - http://resource-center.tilda.ws/russian-priamurie:

- становление русского Приамурья: первый этап освоения; новый этап освоения; послереволюционный (1917) период;

- становление русского Приамурья: экспедиция Миддендорфа, экспедиция Шренка, экспедиция Маака, экспедиция Н.Н. Муравьева-Амурского, экспедиция Буссе, экспедиция Максимовича;

- становление русского Приамурья: экспедиция Г.И. Невельского, экспедиция Штернберга, экспедиция Кропоткина, экспедиция Шишкевича, экспедиция В.К. Арсеньева;

- экскурсия в Краевой музей имени Н.И. Гродекова г. Хабаровск. https://hkm.ru;

- экскурсия в Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е. Розова г. Николаевска-на-Амуре. https://www.nik-mkm.ru;

- экскурсия в Городской краеведческий музей г. Комсомольска-на-Амуре. http://www.museum.ru/M1438;

- экскурсия в Президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина. https://www.prlib.ru;

- экскурсия в Дальневосточную государственную научную библиотеку. https://www.fessl.ru и др.

2 блок электронного контента - «Природа, климат и география Приамурья» http://resource-center.tilda.ws/nature-priamurie:

- природа Хабаровского края: Государственный природный заповедник "Джугджурский", Комсомольский государственный природный заповедник, Природный заповедник "Болоньский", Буреинский заповедник, Ботчинский государственный природный заповедник;

- природа Хабаровского края: Анюйский национальный парк, Национальный парк "Шантарские острова", Баджальский заказник, Ольджиканский заказник, Тумнинский заказник;

- природа Хабаровского края: музей-аквариум "Рыбы Амура" в Хабаровске;

- природа Хабаровского края: Дендрарий Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства;

- природа Хабаровского края: Заповедник "Большехехцирский";

- природа Хабаровского края: Зоосад "Приамурский" им. В.П. Сысоева и др.

3 блок электронного контента «Полиэтнический состав Приамурья» http://resource-center.tilda.ws/structure-riamurie:

- полиэтническая культура Приамурья: нанайский район, Джуен: этнокультрунвй центр Атамака, Кондон: этнокультурный центр, Ачан: этнокультурный центр Силэмсэ, Национальный этнокультурный центр "СЭНКЭ", Гвасюги: этнокультурный центр "Удэ";

- полиэтническая культура Приамурья: Центр нанайской культуры и этнографии Нижнехалбинского с.п., Центр нанайской культуры с. Джари, Центр национальной культуры негидальцев, Центр этнических культур, Центр культуры малочисленных народов Севера, Центр национальной культуры с. Булава;

- полиэтническая культура: Нелькан: этнокультурный центр им. Константинова В.С., Центр национальной культуры "Эргэн", Бельго: этнокультурный центр, Дада - этнопоселение, Лидога - энопоселение, Сикачи-Алян- этнопоселение и др.

4 блок электронного контента «Традиционная культура Приамурья» http://resource-center.tilda.ws/culture-priamurie:

- традиционная культура Приамурья: Древо мира-интерактивная книга о символах на древе жизни народов Приамурья;

- традиционная культура Приамурья: Становление краеведческого музея, филиалы музея др..

Следующим шагом реализации исследовательской работы студентов было систематизация изученных фактов, объектов, явлений; подбор и поиск необходимого материала по следующим этапам:

- постановка идеи, цели и задач экскурсии;

- отбор и изучение экскурсионных объектов;

- введение в тему на основе выхода на интерактивную карту сайта, встав на начало страниц раздела и пролистав их, остановиться на одном их фактов истории или объектов культуры, национальности и так далее;

- составление маршрута выбранной темы экскурсии;

- вставить в презентацию фото и видеообъектив сетевого ресурса через расположение рабочих ссылок для погружения школьников в сюжет организованной образовательной деятельности;

- подготовка речи экскурсовода на основе научного текста, расположенного внизу интерактивной карты;

- подготовка общих, групповых и индивидуальных заданий по просмотренным материалам;

- завершение виртуальной экскурсии, рефлексия, используя тест-онлайн сетевого центра «Интеграция» - http://resource-center.tilda.ws/integration-lis.

Выводы. В результате проведенной работы было составлено более тридцати виртуальных экскурсий студентами специальности «Преподавание в начальных классах» КГБПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша». Практика взаимодействия показала лишь некоторые аспекты использования интерактивного ресурса, поскольку он обладает поистине огромным арсеналом исторических фактов, научных исследований с описанием культурных ценностей и объектов Дальневосточного региона. Поэтому, создание интерактивных ресурсов, поддерживающих и расширяющих результаты обучения и саморазвития постепенно становится преобладающим, что позволяет оценить значение творчества не только во всех областях подготовки. Данный предварительный вывод можно подтвердить, обращая внимание на статистику пользовательских обращений к интерактивному ресурсу «Интеграция» в период с 01.08.2021г. до 15.09.2021г., учитывая, что за данный отрезок времени, суммарно, ресурс посетили 350 человек, предварительно оставившие контактные данные, позволяющие качественный анализ объема посещений, отображаемый с помощью диаграмм (Диаг. 1-2).

Диаграмма 1. Анализ востребованности интерактивного ресурса «Интеграция» в период с 01.08.2021 до

15.09.2021 (тестирование ресурса)

Диаграмма 2. Анализ характера посещений интерактивного ресурса «Интеграция» в период с 01.08.2021 до

15.09.2021 (тестирование ресурса)

Приведенные данные свидетельствуют о востребованности ресурса «Интеграция», как одной из результативных форм развивающего обучения, представленного с помощью цифровизации педагогической технологии проектирования, что позволяет надеяться на перспективность использования подобных дидактических решений в дальнейшем.

Литература:

1. Акимова, О.Б. Акмеологические аспекты сетевого взаимодействия в системе профессионально-педагогического образования: монография / под. ред. О.Б. Акимовой. Екатеринбург: ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2017. - С. 3-5

2. Осяк С.А., Газизова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 rURL: ttps://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.09.2021).

4. Time Mapper from Open Knowledge Foundation Labs. URL: http://timemapper.okfnlabs.org/ (дата обращения: 28.08.2021).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования индивидуальной образовательной траектории студентов в системе высшего образования. Выделяются особенности индивидуализации процесса обучения с учетом практико-ориентированного и компетентстного подходов. Обозначаются условия профессионального сопровождения педагогов в рамках педагогической поддержки по составлению образовательного маршрута. Подчеркивается основательность личностно-ориентированной организации учебно-воспитательной деятельности студентов вуза.

Ключевые слова: сопровождение, профессиональное образование, индивидуальная образовательная траектория студента, индивидуализация процесса обучения.

An^tatton. The article discusses topical issues of the formation of the individual educational trajectory of students in the higher education system. The features of the individualization of the learning process are highlighted, taking into account the practice-oriented and competence approaches. The conditions for the professional support of teachers in the framework of pedagogical support for drawing up an educational route are indicated. The solidity of the personality-oriented organization of teaching and educational activities of university students is emphasized.

Keywords: accompaniment, professional education, individual educational trajectory of a student, individualization of the learning process.

Введение. Реформирование российского высшего образования помогает решать различные ситуации много вариантности и неопределённости. Создание социально-воспитательного пространства высшей школы способствует многогранному развитию индивидуальности студентов. Формирование неповторимого творческого стиля профессиональной деятельности предполагает развитие личностно-профессиональных качеств, которые сложнее применяются в массовой профессиональной подготовке.

В связи с этим в системе высшего образования поднимается проблема индивидуализации обучения и осуществления сопровождения этого процесса. Принцип индивидуализации обеспечивает возможность осмысленного индивидуально-личностного выбора учебных действий, формирование собственных образовательных результатов, рассмотрение профессиональных перспектив.

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов важно в условиях непрерывного образования и способствует востребованности и конкурентоспособности в современном социуме.

Индивидуализация процесса обучения реализует формирование индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы, индивидуальной траектории обучения. Таким образом подчеркивается роль студента как субъекта образовательного процесса, а также расширяет границы в рамках личностно-профессионального развития.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и обозначить индивидуальную образовательную траекторию студента вуза в условиях профессионального сопровождения педагога.

Изложение основного материала статьи. Индивидуальная образовательная траектория студентов - это пространственно-временной процесс развития личности на основе образовательных профессиональных интересов, потребностей. Профессиональное сопровождение этого процесса предполагает взаимодействие тьютора и тьюторанта, где разрабатывается и реализуется персональная индивидуальная образовательная программа обучающегося в условиях оказания помощи и поддержки.

В систему профессионального сопровождения индивидуальной образовательной траектории студентов включается индивидуально-личностный опыт, эффективная совместная деятельность педагога-наставника и обучающегося, фиксация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.