СЕТЕВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩЕГО
Александр Анатольевич Пивоваров,
зав. кафедрой информационно-технологического и физико-математического образования Института развития образования Кировской области, кандидат педагогических наук, [email protected]
• образовательное взаимодействие • сетевое социальное партнёрство • основная образовательная программа • модель образовательного взаимодействия — «<сетевая межведомственная лаборатория»
Изменения в социально-экономической ситуации внешней среды школы обуславливают необходимость инновационных процессов и в самой системе муниципального образования. Одно из таких значительных изменений — переход на новый образовательный стандарт1; другое (не менее важное) — профильное обучение2.
Среди возможных управленческих технологий реализации данных направлений модернизации образования может быть применено сетевое взаимодействие социальных институтов. В этих условиях деятельность школы станет определяться не только предоставлением своих образовательных ресурсов для учебного процесса, но и активным сотрудничеством с сетевыми партнёрами и с объектами школьного социума.
Таким образом, образовательные услуги будут предоставляться не отдельной образовательной организацией, а образовтель-ной сетью муниципалитета в целом. Применение такой модели объясняется, с одной стороны, недостаточностью образовательных ресурсов одной образовательной организации для реализации основной образовательной программы; с другой стороны — территориальной разобщённостью образовательных организаций региона и в то же время развитой системой информационных образовательных технологий и цифровых ресурсов, которые позволяют организовать образовательный процесс
в совершенно другом формате. Отметим, что в этом случае речь идёт о технологии «горизонтального» сетевого партнёрства.
Ведущим способом реализации этих требований остаётся основная образовательная программа3. В соответствии с законом об образовании4, основная образовательная программа начального и основного общего образования реализуется образовательной организацией через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность, как правило, организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Вариативными формами внеурочной деятельности могут быть: экскурсии, кружки, секции, кру-
1 Концепция развития профильного обучения на III ступени общего образования в общеобразовательных учреждениях Кировской области [Текст]: утверждена приказом департамента образования Кировской области от 22.10.2012 № 5-1693.
2 Концепция развития профильного обучения на III ступени общего образования в общеобразовательных учреждениях Кировской области [Текст]: утверждена приказом департамента образования Кировской области от 22.10.2012 № 5-1693.
3 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. [Текст]: - М.: Просвещение, 2011. - 455 с. (Стандарты второго поколения).
4 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: № 273 от 29.12.2012. М.: Проспект, 2013. 160 с.
глые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Для расширения возможностей внеурочной деятельности в становлении универсальных учебных действий обучающихся, в её организационных моделях предусматривается широкое привлечение социальных партнёров по просветительской миссии, например музеев.
НАПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Г. КИРОВА
Общие подходы к сетевому взаимодействию
Первое направление — работа сетевых партнёров в рамках учебной деятельности.
Формы взаимодействия: создание совместных музейно-педагогических проектов, которые носят интегративный характер и сочетают потенциал учебных дисциплин, экспозиционных и иных ресурсных возможностей музеев и школ (музейно-педагогиче-ские проекты являются содержательной основой моделирования социального партнёрства взаимодействия музеев и образовательных организаций). Просветительские проекты ориентированы на содержание учебных программ образовательных организаций, тем самым расширяя и углубляя знания обучающихся, а также стимулируя их познавательную деятельность.
Рис. Графическая схема модели взаимодействия
Разработка тематики проектов определяется:
• целью, задачами и содержанием музей-но-образовательной просветительской деятельности (взаимодействия);
• образовательными программами образовательной организации;
• возрастными особенностями аудитории;
• формами, средствами и методическими приёмами, предлагаемыми для реализации программы;
• требованиями ФГОС;
• результативностью и «цифровой» оценкой эффективности.
Форма реализации музейно-педагогиче-ских проектов: образовательно-воспитательные (просветительские) мероприятия, такие как лекция, консультация, музейный урок, музейное занятие.
Второе направление — организация познавательной деятельности в рамках куль-турно-досуговых (внеурочных) форм работы с учащимися.
Формы взаимодействия: создание на базе музеев клубов, кружков и различных студий, которые направлены на организацию внеурочной деятельности учащихся образовательных организаций.
Разработка программ внеурочной деятельности определяется:
• возрастными и психофизическими особенностями учащихся;
• познавательными и культурными запросами социума;
• ресурсными возможностями музеев;
• социально-культурными потребностями учащихся;
• формами, методами и средствами реализации программы (групповыми, индивидуальными, массовыми, художественно-зрелищными);
• требованиями ФГОС.
Третье направление — реализация дополнительных образовательных программ (об-щеразвивающих и предпрофессиональных).
Сетевое социальное партнёрствокиров-ских областных государственных учреждений культуры и образования — это универсальная технология проектирования
шшшии,.......томли,.......прошу
процесса становления региональной системы взаимодействия социально-культурных институтов с целью повышения качественного уровня образования учащихся образовательных организаций и максимального задействования культурно-образовательного потенциала областных государственных учреждений культуры.
Концептуальные критерии для проектирования модели образовательного взаимодействия
1. Целесообразность (конкретность, чёткость целей, задач, их согласованность с ресурсами, процессом и результатом).
2. Системность (целостность, взаимосвязь и взаимоподчинённость целей, компонентов модели, результата).
3. Концептуальность (научно-методическое обоснование достижения образовательных и социально-культурных целей взаимодействия).
4. Управляемость (возможность определять цели, анализировать, планировать, организовывать и контролировать процесс, прогнозировать и диагностировать итоговые и промежуточные результаты работы, выбирать средства для достижения результата; наличие системообразующего фактора всех составляющих модели).
5. Ресурсная обеспеченность (возможность реализации образовательных, социально-культурных и досуговых программ посредством их материально-технического, кадрового, информационно-методического и другого обеспечения).
6. Воспроизводимость (возможность применения, повторения в иных образовательных и социально-культурных ситуациях, освоение другими субъектами культуры).
7. Формы взаимодействия:
• Лекция (академическая и научно-популярная) — последовательное изложение в устной форме темы либо её раздела, связанных с профилем музея, с привлечением материалов музейного собрания.
• Консультация (традиционная и инновационная, базирующаяся на нетрадиционных методах: театрализация и ролевые (ор-ганизационно-деятельностные) игры).
• Музейное занятие (обучающее, развивающее, игровое, студийное, практическое, семинарское) — специфическая форма музейной коммуникации, проводимая непосредственно в пространстве экспозиции или в интерактивной зоне музея и допускающая отличную от экскурсии логику и динамику маршрута осмотра экспозиции в соответствии с тематической доминантой.
• Музейный урок — форма реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, она подразумевает не только серьёзную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода/музейного педагога), предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания способа «обратной связи». Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории — «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, проводимого школьным педагогом в классе.
• Экскурсия — форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и определённому маршруту; форма просветительской (образовательной) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью обретения новых знаний и впечатлений.
• Спектакль — сценическая постановка, инсценировка с привлечением музейного интерьера.
• Концерт — форма задействования музыки в музейной коммуникации: «озвучивание» экспозиции, «музыка как звучащий экспонат», концерт в контексте музейной экспозиции или с привлечением музейных экспонатов для более глубокого и полного восприятия материала, темы.
• Мастер-класс — форма демонстрации искусства изготовления какого-либо изделия (или его фрагмента) в процессе урока, занятия в музее.
Таблица 1
Единые подходы и требованияк компонентам модели образовательного взаимодействия
Целевой компонент Содержательный компонент Технологический компонент Результативный компонент (планируемые результаты)
Становление социально- культурных компетенций учащихся Изучение и анализ социальных, культурных, природных, исторических, политических, художественных, документальных объектов, событий, явлений, артефактов и памятников. Изучение народной, национальной, праздничной и обрядовой культуры, трудовых, литературных, художественных и семейных традиций Применение технологий развивающего обучения. Вовлечение в активную исследовательскую и творческую деятельность. Определение проблемных ситуаций. Проектная деятельность. Обобщение и систематизация. Исследовательская деятельность Наличие социально-культурной компетентности: общекультурный уровень (широта, включенность в региональный культурный контекст); мотивация к изучению жизни региона: личностная, социальная; вовлеченность в социально-культурные процессы; познавательная активность. Уровень усвоения специальных знаний, планируемыхв модели. Готовность к разработке и реализации социально-культурных проектов. Формирование социально-культурной идентичности: региональной, гражданско-патриотической, этнокультурной
Становление личностных, мета-предметных и предметных результатов учащихся. Формирование универсальных учебных действий, необходимых в учебной и повседневной жизни учащихся. Развитие познавательных интересов учащихся Освоение основных методологических понятий, знаний, умений и приемов по работе с текстами, объектами, явлениями и артефактами. Творческая деятельность. Исследовательская деятельность. Аналитическая работа. Самостоятельная познавательная деятельность. Поиск, отбор, анализ, систематизация, обобщение и трансляция информации Готовность к творческой исследовательской деятельности, выявлению и объяснению системных явлений и процессов. Установление межпредметных связей и взаимодействий. Готовность к определению целей деятельности, выдвижению гипотезы, разработке системы действий. Готовность к проведению исследований, экспериментов наблюдений и обобщений. Умения разрабатывать проекты,проводить самодиагностику результатов, их коррекцию. Применение уровневого подхода к оценке результатов (репродуктивный, конструктивный, творческий). Готовность к профессиональному самоопределению личности, умения разрабатывать и презентовать творческое или исследовательское портфолио, или другой интеллектуальный продукт
Повышение общего культурного уровня учащихся Формирование коммуникативной культуры Развитие творческого потенциала Изучение мировой, российской и национальной культуры, ценностных и духовно-нравственных основ жизни народов, отдельных людей и социальных общностей. Знакомство и изучение культурологических основ социальных, семейных и общественных явлений и процессов, традиционной и обрядовой культуры, роли науки и религии и их влияние на культурно-исторический процесс. Изучение культурного наследия региона и формирование ценностного отношения к истории и культуре Вятского края Применение технологий развивающего обучения. Вовлечение в активную исследовательскую и творческую деятельность. Определение проблемных ситуаций. Проектная деятельность. Обобщение и систематизация. Исследовательская деятельность. Коммуникативная деятельность Наличие системы духовно-нравственных, общекультурных ценностей и культурных потребностей. Наличие навыков взаимодействия с культурной средой. Сформированность коммуникативных умений и навыков. Потребность в культурной самоидентификации. Потребность в реализации творческого потенциала и творческом самовыражении. Необходимость в познании и способность к анализу культурных процессов, взаимосвязи и взаимодействии культурных явлений. Способность к обоснованию культурной самоидентификации. Готовность к подготовке и представлению публичных выступлений
шшшии,.......томли,.......прошу
СЕТЕВАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Актуальность темы
Актуальность темы обусловлена изменениями в структуре системы образования в области, введением ФГОС, профильного обучения, моделированием новых способов взаимодействия с социальными институтами, развитием форм социального партнёрства.
Выделение педагогических (методических) противоречий:
• Между необходимостью командной работы педагогических работников школ и музеев и неразвитостью данных форм работы в образовательной совместной практике.
• Между требованиями ФГОС и рассогласованностью планов работы по организации внеурочной деятельности школ и музеев.
• Между необходимостью активного вовлечения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность и отсутствием выработанного навыка такой работы.
• Между планированием учебно-воспитательного процесса и отсутствием или недостаточностью учебно-методической базы, других образовательных ресурсов для организации совместной деятельности.
• Между развитием ИКТ и отсутствием единого информационного пространства школ и музеев.
Проблема: рассогласованность в целях и задачах работы социальных партнёров ведёт к снижению социальной роли музеев в вопросах развития ребёнка в соответствии с ФГОС, ослаблению партнёрских связей.
Цель лаборатории: взаимовыгодное социальное партнёрство в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их успешную социализацию и накопление практического опыта социальных партнёров в соответствии с ФГОС.
Задачи лаборатории:
• Укрепление партнёрских связей в решении общей задачи интеллектуального развития личности школьника в условиях ФГОС.
• Разработка комплекта образовательных программ дополнительного образования школьников (внеурочной деятельности).
• Обеспечение школьных учителей учебно-методической литературой.
• Организация дистанционного обучения учителей школ и сотрудников музеев по совместным просветительским программам.
• Включение в практику образования новых информационных сервисов, систем, технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения.
• Возрастание роли музея как открытого общественного института; расширение площадок общественного диалога.
• Организация совместной работы по вовлечению учащихся в проектную и исследовательскую деятельность.
Концептуальная основа лаборатории.
Основные идеи, на которые опирается проект: психолого-педагогические, дидактические, методические, философские, художественно-эстетические.
Значимость реализации лаборатории.
Показателем эффективности сотрудничества педагогов, родителей, сотрудников музеев и представителей других городских учреждений являются высокий уровень их совместной деятельности по критериям, разработанным в ходе реализации проекта.
Задачи государственной и региональной политики в сфере образования и культуры, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлена работа лаборатории органи-заций-партнёров.Формирование универсальных учебных действий учащихся, (воспитание архетипного образа социализации конгруэнтной личности), развитие форм организации внеурочной деятельности.
Основные потребители (организации, группы граждан) результатов лаборато-
рии.Основные потребители результатов проекта: социальные партнёры (школы, ИРО, музеи) — объединение образователь-
ных ресурсов для реализации требований ФГОС; родители — социализация детей, учащиеся — становление исследовательских компетенций.
Таблица 2
Сведения об организациях-партнёрах
Наименование субъекта образовательной деятельности. (Адрес организаций. Должность, фамилия, имя, отчество руководителей организаций-партнёров. Телефон, факс, адрес электронной почты, сайт)* Кировский физико-математический лицей
Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики
Школа № 10 им. К.Э. Циолковского
Вятский палеонтологический музей
Школа № 27
ИРО Кировской области
Таблица 3
Ресурсное обеспечение проекта (лаборатории)
Кадровое обеспечение проекта
ФИО, должность, учёная степень, учёное звание, квалификационная категория* Функционал в проекте организации-заявителя
Физико-математический лицей Проведение математической регаты, открытой олимпиады школьников, работы летнего физико-математического лагеря
Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики Предоставление фондов музея для самостоятельной научно-исследовательской деятельности учащихся,проведение экскурсий
Школа № 10 им. К.Э. Циолковского Организация работы в космическом центре
Вятский палеонтологический музей Участие в полевой экспедиции на месте раскопок динозавров
Школа № 27 Организация работы планетария
КафедраИТ и ФМО ИРО Кировской области Научно-методическое руководство, координация работы сетевых партнёров,наблюдение звёздного неба,работа с наноэдюкатором
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Наименование нормативного правового акта (федерального, регионального и/или муниципального) Краткое обоснование включения нормативного правового акта в нормативное правовое обеспечение проекта
Региональный пилотный проект «Формирование механизмов взаимодействия кировских областных государственных учреждений культуры и образования» Обоснование межведомственного взаимодействия
* Любые названия брендов, упомянутые в тексте, принадлежат бренду или запатентованы и являются брендами соответствующих правообладателей. Привлечение названий брендов, общих имён даже без точного упоминания в этом проекте не является основанием для того, что данные названия можно считать незарегистрированными под каким-либо брендом, и не защищёнными законом, и их можно использовать всем без ограничений.
Перспективы развития: полипрофессиональная интеграция образовательных ресурсов, создание единого информационно-образовательного поля, выход за пределы региона.
Краткое описание ожидаемых результатов (продуктов) деятельности лаборатории:
• создание условий для равного доступа к полноценному образованию учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, повышение удовлетворённости учеников и их родителей качеством учебного процесса;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству; социализация и профессиональное самоопределение учащихся;
• реализация дополнительных программ и услуг в соответствии с социальным запросом общества; интеграция содержания основного и дополнительного образования с целью создания пространства выбора;
• упрочение партнёрских связей, поддержка положительного имиджа учреждений-партнёров;
• повышение профессиональной компетентности педагогов, учителей, сотрудников субъектов образовательной деятельности.
В результате реализации проекта (лаборатории) будут созданы:
1. Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся.
2. Программа повышения квалификации работников образования.
3. Рекламно-методические и дидактические материалы.
4. Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия социальных партнёров.
Управление реализацией лаборатории.
Управление реализацией лаборатории происходит на основании рабочих совещаний сотрудников сетевых партнёров последовательно на базе каждого участника социального партнёрства. Модель управления — «звезда», где каждый участник проекта может взаимодействовать с каждым. Данная
шшшии,.......томли,.......прошу
модель удобна тем, что при отсутствии одного из партнёров взаимодействие не нарушается.
Заключение
Актуальность данного проекта не вызывает сомнений. Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта в части условий реализации основной образовательной программы показывает, что их выполнение не всегда под силу даже крупным образовательным организациям. Поэтому возникает необходимость объединения образовательных ресурсов нескольких организаций.
Новый «Закон об образовании в Российской Федерации»5 допускает такую возможность. В частности, в статье 15 подробно говорится о сетевой форме реализации образовательных программ: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».
При реализации образовательных программ в сетевой форме наряду с организациями, ведущими образовательную деятельность, также могут участвовать научные, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, владеющие ресурсами, необходимыми для обучения, проведения учебной и производственной практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Таблица 4
Виды деятельности (форматы работы), которые могут применяться в рамках образовательного проекта (лаборатории)
№ Формат
1 Основы научно-исследовательской и творческой деятельности: знакомство с методикой и технологией организации конкурсов, экспозиций и выставок; сопровождение научно-исследовательской деятельности учащихся; консультативная и методологическая помощь в организации научно-исследовательской деятельности учащихся
2 Урочная деятельность с привлечением музейных экспонатов: уроки на базе музеев (лекции, экскурсии); выездные лекции; практические занятия
3 Внеурочная деятельность: олимпиады, конкурсы, викторины для школьников по дисциплинам, близким к профилю музеев; конкурсы для педагогов по дисциплинам, близким к профилю музеев
4 Организация и проведение семинаров, конференций по тематике, близкой профилю музеев
5 Разработка и публикация учебных материалов по дисциплинам, близким профилю музеев
6 Организация летних (выездных) мероприятий по дисциплинам, близким профилю музеев
Особая значимость данного проекта заключается в том, что он не только действительно сетевой, в котором реально происходит объединение образовательных ресурсов нескольких организаций, но и в его межведомственном характере. (Вероятно, это первый подобный образовательный проект в Кировской области). Действительно, для решения новых задач, стоящих перед современной школой, необходима полипрофессиональная интеграция сил.
Отдельные элементы предлагаемого проекта уже апробируется в течение 2014 и 2015 годов, поэтому с достаточной долей обоснованности можно считать этот проект реально работающим и оценить только положительно. □
5 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: № 273 от 29.12.2012. М.: Проспект, 2013. 160 с.