Научная статья на тему 'Модель взаимодействия коеоау «Лицей естественных наук» и учреждений культуры города Кирова'

Модель взаимодействия коеоау «Лицей естественных наук» и учреждений культуры города Кирова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / РЕСУРСЫ ГОРОДСКОГО МУЗЕЯ / THE RESOURCES OF THE CITY MUSEUM / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / TEACHING STAFF / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Двинина Галина Геннадьевна

Показаны возможности культурно-образовательного пространства лицея естественных наук при помощи ресурсов городского музея. Культурно-образовательное пространство рассмотрено как среда, созданная педагогическим коллективом и учениками, способствующая развитию и самоопределению всех субъектов: тех, кто учится, и тех, кто учит. Представлены формы внеурочной деятельности, а также опыт работы лицея в инновационном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Двинина Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction model of ’College of natural sciences” and cultural institutions of Kirov city

The possibilities of cultural and educational space of the Lyceum of Natural Sciences using the resources of the city museum are shown. Cultural and educational space is reviewed as an environment created by the teaching staff and students, promoting the development and selfdetermination of all persons: those who study and those who teach. Forms for extracurricular activities, experience in the innovation mode of Lyceum are presented.

Текст научной работы на тему «Модель взаимодействия коеоау «Лицей естественных наук» и учреждений культуры города Кирова»

ном пути и что всё только начинается. Но начинается уже на новом инновационном витке развития активного детско-юношеского эко-лого-познавательного туризма на Телецком озере.

УДК 37.061 351.858; 371.233.4

Г. А. Русских, Г. Г. Двинина

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОГОАУ «ЛИЦЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК» И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА КИРОВА

Показаны возможности культурно-образовательного пространства лицея естественных наук при помощи ресурсов городского музея. Культурно-образовательное пространство рассмотрено как среда, созданная педагогическим коллективом и учениками, способствующая развитию и самоопределению всех субъектов: тех, кто учится, и тех, кто учит. Представлены формы внеурочной деятельности, а также опыт работы лицея в инновационном режиме.

The possibilities of cultural and educational space of the Lyceum of Natural Sciences using the resources of the city museum are shown. Cultural and educational space is reviewed as an environment created by the teaching staff and students, promoting the development and self-determination of all persons: those - who study and those - who teach. Forms for extracurricular activities, experience in the innovation mode of Lyceum are presented.

Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, ресурсы городского музея, взаимодействие, педагогический коллектив, развитие личности, внеурочная деятельность, инновации в образовании.

Keywords: Cultural and educational space, the resources of the city museum, interaction, teaching staff, personal development, extracurricular activities, innovation in education.

Прошедший в России Год культуры оставил перспективу разработки и апробации новых форм взаимодействия учреждений культуры и образования. Актуальность работы была продиктована введением новых Федеральных государственных образовательных

стандартов: изменением содержания образования и в связи с появлением новых форм внеурочной деятельности, а также опытом работы лицея в инновационном режиме в предыдущие годы. Рассмотрим, как имеющийся опыт сотрудничества с разными учреждениями культуры можно применить в новых условиях.

Цель статьи - показать возможности построения культурно-образовательного пространства лицея при помощи ресурсов городского музея.

Культурно-образовательное пространство мы рассматриваем как созданную самим педагогическим коллективом и учениками среду, способствующую развитию и саморазвитию как тех, кто учится, так и тех, кто учит [1]. Категория «культурно-образовательное пространство» интегрирует понятиями «культура» и «образование», которые тесно взаимосвязаны. Культура является основным источником для содержания образования, отражающим ценностные продукты духовной и материальной деятельности человека, свойства и качества личности как носителя и творца культуры, а образование является целенаправленным способом овладения культурой. Развитие культуры и развитие образования - процессы, которые происходят параллельно, синхронно и взаимосвязанно [2]. Культурно-образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов - всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности [3].

Под ресурсами музея мы рассматриваем музейные фонды, выставочные экспозиции, потенциал научных сотрудников.

Задачи нашей статьи:

1. Показать систему взаимодействия учреждений культуры и лицея.

2. Определить роли участников культурно-образовательного пространства.

3. Показать особенности культурно-образовательного пространства на примере Музейно-выставочного комплекса «Природа», Кировского городского научно-естественного музея и Кировского областного палеонтологического музея.

4. Рассмотреть перспективы развития культурно-образовательного пространства лицея.

Раскроем пути решения каждой из перечисленных задач.

Взаимодействие с учреждениями культуры города и области в лицее осуществляется уже с течение нескольких лет. Партнёрами лицея в разное время являлись следующие учреждения: Музей-но-выставочный комплекс «Природа» (МВК «Природа»), Кировский городской научно-естественный музей, Кировский областной палеонтологический музей, Музей естественной истории, Кировский областной художественный музей имени братьев Васнецовых и др. Постепенно сложился порядок взаимодействия с музеями, который органично вписался в систему основного и внеурочного образования лицея.

Участниками процесса взаимодействия являются педагоги лицея, сотрудники музея, ученики и их родители. Их роли мы определяем следующим образом: сотрудники музея - это источники научной информации, научные консультанты, а также знатоки и проводники к ресурсам музея; учителя осуществляют педагогическое сопровождение, научно-методическое обеспечение процесса. Ученик является объектом и субъектом образовательного процесса внутри культурно-образовательного пространства. Родители ученика осуществляют не только финансовое обеспечение процесса взаимодействия с музеями, но и транслируют ученику мотиваци-онно-целевые установки.

Рассмотрим три варианта построения взаимодействия лицея и музеев города Кирова.

В 2005 г. директор МВК «Природа» впервые предложила совместную работу по организации летнего эколого-краеведческого лагеря «Зелёный мир». Каждый год с тех пор перед открытием лагеря готовятся следующие документы:

- Приказ об открытии лагеря в лицее.

- Договор о сотрудничестве с Кировским областным краеведческим музеем.

- Положение о лагере (совместно с МВК «Природа»).

- План теоретических занятий, экскурсий, походов.

По форме организации «Зелёный мир» - городской пришкольный профильный лагерь. Проводится в июне в течение 18 дней. Питание, кабинеты, лабораторию, библиотеку предоставляет лицей, а учебную базу для занятий обеспечивают научные со-

трудники музея. В Положении о лагере прописаны следующие задачи:

- Расширение знаний детей об истории, природе и культуре Кировской области.

- Развитие экологического мировоззрения на основе приобретения знаний о природе родного края.

- Развитие трудовых и исследовательских навыков, навыка выступления с научным докладом.

- Сбор экспонатов для естественнонаучной коллекции музея, составление индивидуальных коллекций по геологии, энтомологии и ботанике.

Воспитательная программа содержит все элементы городского лагеря: оздоровительные мероприятия и отдых, трудовую деятельность. Принципиальным воспитательным элементом является организация экологических десантов. Но центральное место в лагере отводится учебной научно-исследовательской работе. Поэтому главные усилия педагогов и научных сотрудников музея направлены на знакомство учащихся с основными приёмами научно-исследовательской деятельности и выработку начальных навыков проведения научного исследования и выступления на итоговой научно-практической конференции.

Ежегодно экскурсионная программа меняется, чтобы было интересно ребятам, пришедшим в лагерь во второй и третий раз. Научные сотрудники музея всегда с готовностью отзываются на наши предложения и разрабатывают для нас новые занятия и экскурсии. Традиционно в МВК «Природа» предлагают детям следующие научно-исследовательские направления: по геологии, энтомологии, ботанике, териологии, экологии, краеведению. Работа лагеря построена по принципу чередования теоретических музейных занятий, экскурсий в природу, практических работ с натуральными объектами в школьной лаборатории или в музее, экспедиционных выездов в районы области. Тема научного исследования зависит от возрастных и психологических особенностей обучающегося и уровня развития общеучебных умений и навыков. Педагоги лицея планируют индивидуальную траекторию развития каждого, исходя из объема научного исследования и предполагаемого результата. Много внимания нужно уделять последовательности выполнения этапов научно-исследовательской работы:

1) Теоретическая подготовка (лекция, музейный урок, экскурсия в музее).

2) Сбор информации в природе (экскурсия, поход).

3) Обработка материала (практическое занятие в музее, лабораторная работа в лицее).

4) Оформление отчёта (текст, коллекция, презентация).

5) Выступление с докладом.

Сотрудничество лицея с музеем не заканчивается летним временем. В течение учебного года ученики также посещают экскурсии, подобранные согласно программе природоведения, участвуют в выставках рисунков и фотографий, в экологических акциях.

Ещё более насыщенная программа взаимодействия сложилась у лицея с Кировским городским научно-естественным музеем.

Совместная организация летнего лагеря «Зелёный мир» осуществляется с 2009 г. Привлекает богатая научная экспозиция, основу которой составляет переданная в дар городу научная коллекция животных В. Н. Сотникова. Являясь научным сотрудником музея, В. Н. Сотников постоянно пополняет фонды новыми экспонатами. Экспозиция двух выставочных площадок - настоящий клад для научной работы учащихся лицея естественных наук, так как музейная коллекция насчитывает 821 экспонат, среди которых рептилии, млекопитающие, птицы и земноводные. В настоящее время собранная зоологическая коллекция имеет не только региональное, но и общероссийское значение. Причем научная коллекция птиц -третья по величине и значимости в России. У ребят в этом музее есть уникальная возможность увидеть работы лучшего художника-таксидермиста области Р. X. Гильмудинова: чучела животных и огромную редкость - остеологические экспонаты. Мастер может и экскурсию провести, и рассказать о своей работе прямо в мастерской. В будущем музей мечтает открыть зал сравнительной морфологии, где чучела и скелеты животных будут находиться в паре, чтобы студенты и школьники могли изучать животный мир не только по внешним признакам, но и знать его строение изнутри.

Привлекает городской музей своими молодыми научными сотрудниками, которые всегда готовы провести нестандартный формат экскурсии: знакомство с растениями дендропарка в ходе спортивного ориентирования, путешествие в Заречный парк с преодолением экстрим-препятствий, изучение озера с байдарочной переправой, игра в индейцев для изучения рельефа местности и т. п.

Двигателем и идейным вдохновителем всех новых форм работы со школьниками является директор музея Е. А. Махлаева. С её лёгкой руки в лицее стало традиционным проведение научных экспедиций летом и во время учебного года, в ходе которых происходит сбор материала для научных исследований и экспонатов для коллекций. Постоянно ведётся поиск новых маршрутов как вокруг города Кирова, так и в области: заповедник «Нургуш», карстовые провалы в Советском районе, страусиная ферма, технологические пруды Кировского биохимического завода и др.

Первое знакомство учеников с музеем обычно происходит не в ходе обзорной экскурсии, а в увлекательной беседе музейного сотрудника в привычной для детей классной комнате. Проведение музейных уроков в лицее прочно вошло в традиции лицея. На такую встречу сотрудники привозят несколько интересных экспонатов и живые модели. На музейном уроке можно без стеклянной витрины не только увидеть чучела, но потрогать живого хорька Мотю, кролика, черепаху, даже питона Зину... Дети в восторге от такого образования и с удовольствием едут на встречу с уже полюбившимся научным сотрудником в музей.

В течение учебного года городской научно-естественный музей неоднократно предлагает разные формы работы, рассчитанные на массовое участие школьников:

- проведение экологических акций «Покормите птиц зимой», «Соловьиные вечера»;

- проведение праздников «Крылатая весна», «День музея», «Именины хвостатого друга», «Всемирный День животных»;

- экологические десанты на р. Хлыновице, в дендрарии, на посадку цветочной рассады;

- сотрудничество с Союзом охраны птиц России (СОПР) -проведение Дней наблюдения птиц, мероприятий в акции «Птица года».

Музей привлекает школьников к участию в научно-практических чтениях им. С. В. Маракова. Сначала ребят знакомят с биографией Маракова, выдающегося учёного, педагога, писателя, фотохудожника современности. Учащиеся с увлечением читают рассказы из книги С. В. Маракова «Крылатая попутчица», узнают о природе Командорских островов, о работе учёных Государственного природного биосферного заповедника. На уроках изобразительного искусства создают иллюстрации к рассказам, затем участ-

вуют в выставке рисунков в музее. После такой подготовки ученики даже 5-8-х классов могут наравне со взрослыми участвовать в научно-практических чтениях: слушают доклады учёных и сами выступают со своими результатами летних исследований.

Хорошие дружеские связи сложились у лицея с сотрудниками Кировского областного палеонтологического музея с 2007 г. В нашем активе используются следующие формы работы:

- экскурсии в музее согласно учебной программе по природоведению и краеведению;

- экспедиции на местонахождение вятских парейазавров;

- музейные уроки: в школу привозят музейные экспонаты и живых рептилий;

- экскурсии в природе для знакомства с естественной историей Вятской земли;

- костюмированные праздники «По следам первобытного человека»;

- творческие выставки рисунков по результатам посещений музея;

- научно-исследовательская деятельность учащихся, связанная с изучением фауны древнего казанского моря.

В наших совместных планах - создание детских книжек-путеводителей по музею и организация экспедиции по изучению местонахождений вымерших крупных млекопитающих (плейстоценовой мегафауны).

Новый Федеральный государственный стандарт так формулирует цель и результат образования: развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Сложившийся способ взаимодействия учреждений культуры города и лицея естественных наук отвечает предъявленным требованиям, создаёт условия для реализации ФГОС. Такой вид совместной работы способствует созданию условий для разностороннего развития школьников, их самореализации и может рассматриваться как способ совершенствования образования.

Для дальнейшего развития культурно-образовательного пространства необходимо совместными усилиями решить следующие проблемы.

Первая проблема связана с организацией рабочего пространства для регулярных занятий школьников в музее. Для практической и самостоятельной работы нужен кабинет, столы, раздаточный материал, натуральные объекты для изучения и т. д. Интересен для нас опыт музеев, использующих современное электронное оборудование, которое даёт возможность ученику не только слушать коллективную экскурсию, но и самому выбрать тему и траекторию посещения музея при помощи навигационных элементов, электронного справочного оборудования. Также хотелось бы усилить дистанционные формы взаимодействия, используя интернет-ресурсы: с помощью сайта музея организовывать заочное посещение, дистанционную экскурсию.

Вторая проблема, которую предстоит решить, - это поиск средств, которые, с одной стороны, создают базу для развития музея, а с другой стороны, обеспечивают массовое посещение музея школьниками. В лицее естественных наук ВСЕ музейные программы реализуются за счёт родительских денег. Такой вариант вряд ли устроит проект взаимодействия учреждений культуры и образования на государственном уровне. Нельзя механически соединить гарантированное ФЗ «Об образовании» бесплатное образование и еженедельное/ежемесячное посещение музея согласно прейскуранту. Вариант решения финансовой проблемы подсказал «Протокол совещания по развитию межведомственного взаимодействия образовательных учреждений Департамента образования г. Москвы и учреждений Департамента культуры г. Москвы от 15.02.2013 г.» К документу прилагается перечень музеев и театров, вошедших в программу взаимодействия, таблица мониторинга, рекомендации лицу, ответственному за организацию бесплатного группового посещения обучающимися и студентами колледжей, а также форма группового билета.

В октябре прошлого года на заседании Совета по культуре и искусству Президент РФ выразил мнение, что культура может измеряться только общественным признанием и характером влияния на становление личности. «Алгебру можно изучить в аудитории, а полноценно понять и полюбить искусство только по рассказам учителей, не видя ничего своими глазами, вряд ли возможно. Если музеи станут неотъемлемой частью жизни ребёнка, то он в полной мере оценит культурное наследие своей страны, своего народа, своего этноса, будет искренне заинтересован в развитии всего, что наработано прежними поколениями», - отметил В. Путин.

Нам есть у кого учиться решению поставленных проблемных задач. На просторах Интернета можно найти примеры того, как регионы России решают задачу организации взаимодействия культуры и образования. Например, 22 октября 2014 г. в Ямало-Ненецком автономном округе состоялся I окружной культурно-образовательный форум «Арт-компонент в музейном проектировании. Взаимодействие учреждений культуры и образования». Целью форума являлась выработка эффективного алгоритма взаимодействия учреждений культуры и образования через формы музейной коммуникации. В рамках проведения форума Б. А. Столяров, заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея, рассказал об опыте работы Русского музея по организации учебно-образовательных центров, музейных ресурсных центров в стране и любезно предложил воспользоваться учебно-методическими разработками, позволяющими внедрять передовой инновационный опыт культурно-образовательных проектов

[4].

В заключение нашей статьи хочется поблагодарить наших партнёров за интерес к взаимному участию в построении культурно-образовательного пространства лицея естественных наук.

Примечания

1. Кучеренко М. Н. Культура и образование как составляющие понятия «культурно-образовательное пространство». URL: http://www.rae.ru/ forum2012/250/2115

2. Зязюн И. А. Философия педагогического воздействия: монография. Черкассы: Изд-во от ЧНУ им. Б. Хмельницкого, 2008. С. 88.

3. Щиголева Н. В. Структура культурно-образовательного пространства. URL: http://elib.org.ua /pedagogics/ua_readme.php.

4. Официальный сайт Министерства культуры РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.