УДК 37.014 ББК Ч404.4
ГСНТИ 14.15.21
Код ВАК 13.00.00
Трофимова Оксана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ГАОУ ДПО СО «ИРО»; 620066, г. Екатеринбург, ул. Академическая, д. 16; e-mail: trofimova_oa@mail.ru.
ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сетевое взаимодействие образовательных организаций, логистический подход, принципы логистического подхода сетевого взаимодействия образовательных организаций.
АННОТАЦИЯ. В статье описывается анализ основных проблем сетевого взаимодействия образовательных организаций, раскрываются результаты прикладного исследования оценки сетевого взаимодействия в школах с низкими образовательными результатами, определяется и описывается сущность сетевого взаимодействия, цель и задачи сетевого взаимодействия, определяются формы сетевого взаимодействия образовательных организаций. Одной из главных задач сетевого взаимодействия признается обеспечение доступного и качественного образования в условиях открытого информационного пространства. Сетевое взаимодействие позволяет объединить все социальные институты с целью усиления возможностей образовательной организации в создании условий для развития личности. Рассматривается содержание сетевого взаимодействия с точки зрения «педагог — обучающийся», а также раскрываются трудности руководителей и педагогов в организации сетевого взаимодействия,определяются пути решения проблем организации сетевого взаимодействия образовательных организаций через логистический подход, выделяются и обосновываются принципы логистического подхода к организации сетевого взаимодействия образовательных организаций: синергичности, динамичности, комплексности, инициативности, целесообразности.
Trofimova Oksana Alexandrovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Institute of Education Development.
THE PRINCIPLE OF LOGISTIC APPROACH TO THE NETWORKING INTERCATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
KEYWORDS: network interaction of educational institutions, logistic approach, the principles of the logistic approach of network interaction of educational organizations.
ABSTRACT. The article describes the analysis of the main problems of network interaction of educational institutions; it discusses the results of the applied research of the evaluation of network interaction in the schools with low educational results; it defines and describes the essence of network interaction, its goals and tasks and the forms of network interaction of educational institutions. One of the main goals of network interaction is comprehensive and high-quality education in the context of open information environment. Network interaction allows to unite all the social institutes, in order to broaden the opportunities of an educational institution in creation suitable conditions for personality development. The essence of network interaction is discussed from the point of view of «teacher — student»; the difficulties that the managers and teachers face with in the course of network interaction organization are singled out; the ways to solve these problems with the help of logistic approach are outlined; the principles of logistic approach to the organization of network interaction of educational institutions are singled out, among them: synergy, dynamism, complexity, initiative and expediency.
В<
современных условиях развитие 'сетевого взаимодействия решает одну из самых актуальных задач образования: организации всестороннего партнерства. Как отдельная образовательная организация (ОО) школа входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального пространства. Одной из главных задач сетевого взаимодействия является обеспечение доступного и качественного образования в условиях открытого информационного пространства и спроса на альтернативные формы его получения.
Сетевое взаимодействие позволяет объединить все социальные институты с целью усиления возможностей образователь-
ной организации в создании условий для развития личности.
Использование ресурсов сетевого взаимодействия решает учебно-методические задачи, позволяя расширить возможности системы повышения квалификации сотрудников.
В нашем понимании сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования, среднего профессионального образования, общего образования определяется как совместная деятельность образовательных организаций разных типов, имеющих общие цели, задачи, объединяющих ресурсы для их достижения в единый механизм, в результате чего обучающиеся осваивают образовательные программы с использованием ресурсов нескольких образо-
© Трофимова О. А., 2016
вательных организаций [7].
Объединяющая сетевое взаимодействие цель (Трофимова О. А.)основывается на заинтересованности участников сети в использовании совместных материальных, кадровых и информационных ресурсов сети, за счет чего они в той или иной мере минимизируют свои затраты, тем самым повышая эффективность педагогического образования. Однако, исходя из проведенного кафедрой педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО» исследования «Оценка эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций», были выявлены следующие противоречия: с одной стороны, большинство руководителей образовательных организаций не понимают содержания понятия «сетевое взаимодействие» и путают его с понятием «сотрудничество», и, как следствие, руководители не вступают в обмен ресурсами и не знают необходимые условия для эффективного сетевого взаимодействия; с другой стороны, почти 95% руководителей школ понимают, что сетевое взаимодействие способствует повышению качества образовательной деятельности его участников. Однако есть и такие руководители, которые не видят необходимости в сетевом взаимодействии, а некоторые и совсем считают, что сетевое взаимодействие не способствует повышению качества образовательной деятельности [3].
На вопрос разработанной нами анкеты для определения содержания руководителями образовательных организаций сетевого взаимодействия «педагог — обучающийся» большинство определили, что педагог организует сетевое взаимодействие с одним или несколькими обучающимися и предполагает взаимодействие обучающихся друг с другом. Это свидетельствует о том, что при ответе на вопрос респонденты имели в виду педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит совместная деятельность обучающихся и взрослых, присутствует прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга при информационном обмене, учитываются личностные характеристики взаимодействующих субъектов. Сетевое же взаимодействие является вариантом педагогического взаимодействия, сохраняя сущность и основные параметры педагогического взаимодействия, распространяется на образовательные организации при обмене образовательными ресурсами.
Анализируя ответы на вопрос, с помощью какого инструментария можно организовать сетевое взаимодействие, мы получили следующие результаты: большинство руководителей отмечают, что организация сетевого взаимодействия обеспечивается с помощью школьного сайта, программы
Skype, а также электронной почты и электронного дневника образовательных организаций. Ответы свидетельствуют о том, что руководители и педагогические работники организуют образовательную деятельность в соответствии со статьей 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Закона «Об образовании в РФ» [8], где прописано: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». В этом случае имеется в виду использование возможностей удаленного доступа к этим ресурсам средствами Internet.
Следует отметить и понимание многими руководителями форм обучения при сетевом взаимодействии образовательных организаций: дистанционное обучение, внеурочная деятельность, реализация проектов (проектная деятельность), круглые столы, ярмарки и т.д. Исходя из ответов образовательных организаций, следует сделать вывод о том, что образовательные организации демонстрируют знание разных организационных форм педагогического взаимодействия, но ответ на данный вопрос анкеты предусматривал получение информации о сетевой форме реализации образовательных программ, в том числе в части выполнения требований ФГОС общего образования к условиям реализации ООП.
Сетевое взаимодействие — это совместная деятельность образовательных учреждений, направленная на повышение качества образовательной деятельности и заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационных методических и кадровых ресурсов. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что большинство школ сетевое взаимодействие видят с другими образовательными организациями, в том числе с дошкольными, спортивными центрами, а также с учреждениями культуры и искусства и т.д.
Были и другие ответы руководителей образовательных организаций, например: сетевое взаимодействие, необходимо заключать с предприятиями города, библиотеками, с ВУЗами, НИИ, ЦДО, базовыми площадками ИРО, управлением образования, центрами профориентации и т.д. Это еще раз показывает, что многие руководители путают понятие «сетевое взаимодействие» и «сотрудничество» образовательных организаций, а некоторые совсем не понимают, в чем заключается сетевое взаимодействие.
Руководители, которые используют сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями, отмечают позитивный опыт сетевого взаимодействия, который позволил им использовать ресурсы других организаций в образовательном процессе школы, но большинство образовательных организаций отвечают, что опыта сетевого взаимодействия нет.
Практически у 90% респондентов отсутствует программа сетевого взаимодействия, нет графика совместной образовательной деятельности в рамках сети, и, как правило, договор сетевого взаимодействия заменяется договором сотрудничества. Данные результаты свидетельствуют о недостаточном нормативно-правовом обеспечении, которое регламентирует деятельность сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Какие трудности видят руководители и педагоги в организации сетевого взаимодействия? В первую очередь отмечается отсутствие нормативно-правовой базы, трудности в нахождении партнеров; готовых к сетевому взаимодействию, а также недостатки в понимании сути формы сетевого взаимодействия. Можно выделить еще и следующие аспекты: руководители школ отмечают, что не все партнеры готовы к сетевому взаимодействию; данная форма не предлагается в районе, отдаленность территории, отсутствие скоростного интернета; недостаточная материально-техническая база, контентная фильтрация ограничивает возможности использования сетевого взаимодействия; нет взаимопонимания значимости сетевого взаимодействия и т.д.
Однако у всех руководителей школ есть четкое понимание того, в каких направлениях актуально развивать сетевое взаимодействие — это развитие материально-технической базы образовательных организаций; методическое обеспечение; повышение квалификации кадров профильного образования и в рамках сетевого партнерства, обеспечение качества образования, организация внеурочной деятельности.
Для выявления ресурсного дефицита в образовательных организациях руководителям школ был задан вопрос: каких ресурсов недостаточно в Вашей ОО для повышения качества образования? Были получены следующие результаты: основными определялись кадровые ресурсы, в которых выделялись самые значимые: отсутствие/недостаток кадров, большая нагрузка на учителя, нет молодежи, старение кадров, не хватает учителей-предметников; отсутствие высокой квалификации. По мнению руководителей, в школах не хватает материально-технических ресурсов, а именно:
отсутствует оснащение специализированными образовательными средами (кабинеты, лаборатории, наборы для робототехники; устаревшее оборудование и т.д.). Руководители образовательных организаций отмечают несовершенство информационных ресурсов, необходимость финансовых ресурсов для сетевого взаимодействия. Из этого следует, что руководители образовательных организаций не понимают сущность сетевого взаимодействия, которое заключается в совместном (безвозмездном) использовании ресурсов организациями.
Следует отметить, что не все образовательные организации готовы принять участие в сетевом взаимодействии. Ответ на данный вопрос свидетельствует о том, что образовательные учреждения, имея опыт работы в различных корпоративных, региональных сетях и информационных средах, еще не активно проявляют готовность выбирать сетевое взаимодействие как наиболее адекватный способ общения всех участников образовательного процесса, позиционирования инновационных образовательных программ в образовательном пространстве Свердловской области. Возможно, это связано с недостаточностью или рисками в использовании механизмов организации горизонтального взаимодействия между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов; особенностями распространения опыта работы сетевых сообществ образовательной направленности, осуществляющих коммуникацию с образовательными целями и имеющими при этом устойчивые социальные роли, а также придерживающихся определенных норм поведения в виртуальном пространстве. При сетевом взаимодействии нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети ОУ, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети.
На основании вышеизложенного проявляется необходимость применения логистического подхода в сетевом взаимодействии образовательных организаций, который определяет развитие образовательной организации.
Динамичность логистического подхода определяет быстрое реагирование на изменения, вызывающие затруднения в образовательном процессе, а именно: возникающие проблемы детей по решению математических задач должны решаться в процессе сетевого взаимодействия, т.е. с привлечением учителей начальных классов из других образовательных организаций, у которых обучающиеся не имеют затруднений, а также в целях быстрого реагирования на проблему, решения ее по законам логистики («точно в
срок» и «с наименьшими затратами»).
Логистический подход к организации сетевого взаимодействия позволит организовать системный подход к достижению целей, направленных на повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами. На базе этого принципа возможно достичь лучшего результата в целом за счет согласования действий во всех взаимосвязанных процессах за счет материальных, кадровых и информационных ресурсов нескольких образовательных организаций, а также быстро регулировать условия, положительно влияющие на процессы деятельности (проводить мониторинговые исследования результатов обучения учеников не только учителями, но и руководителями образовательных организаций, которые должны осуществлять постоянный текущих контроль за результатами обучающихся и принимать эффективные управленческие решения).
Логистический подход в сетевом взаи-
модействии позволит быстро ориентироваться в привлечении такого потенциала, который является эффективным в достижении поставленных целей, проявлять избирательность, которая должна быть выражена в стремлении к уменьшению затрат или времени перемещения ресурсов (кадровых, материальных, информационных) в условиях возможности решения определенных задач.
Таким образом, проведенное прикладное исследование и анализ результатов позволили определить ряд принципов логистического подхода для эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций, которые находятся в постоянном взаимодействии: принцип синергичности, принцип динамичности, комплексности, инициативности и принцип целесообразности. Только при согласованности всех принципов логистического подхода можно говорить об эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджинский А. М. Логистика : учебник. М. : Дашков и К, 2007.
2. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика : учеб. пособие. М. : Академ. проект, 2006.
3. Информационно-аналитический отчет прикладного исследования «Оценка эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций» кафедра педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО».
4. Крупнов Ю. В. Управление качеством образования и образовательная аналитика. URL: http: //www.rustowns.com/kyahta/strategy/.
5. Неруш Ю. М. Логистика : учебник для вузов. М. : ТК Велби ; Проспект, 2006.
6. Трофимова О. А. Логистический подход к системе управления в сфере образования // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской Академии образования. 2010. № 9.
7. Трофимова О. А. Повышение эффективности педагогического образования на основе сетевого взаимодействия с применением логистического подхода // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 229-233.
8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, ст. 15.
9. lms.hse.ru.
REFERENCES
1. Gadzhinskiy A. M. Logistika : uchebnik. M. : Dashkov i K, 2007.
2. Golikov E. A. Marketing i logistika : ucheb. posobie. M. : Akadem. proekt, 2006.
3. Informatsionno-analiticheskiy otchet prikladnogo issledovaniya «Otsenka effektivnosti setevogo vzai-modeystviya obrazovatel'nykh organizatsiy» kafedra pedagogiki i psikhologii GAOU DPO SO «IRO».
4. Krupnov Yu. V. Upravlenie kachestvom obrazovaniya i obrazovatel'naya analitika. URL: http://www.rustowns.com/kyahta/strategy/.
5. Nerush Yu. M. Logistika : uchebnik dlya vuzov. M. : TK Velbi ; Prospekt, 2006.
6. Trofimova O. A. Logisticheskiy podkhod k sisteme upravleniya v sfere obrazovaniya // Obrazovanie i nauka: Izvestiya Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy Akademii obrazovaniya. 2010. № 9.
7. Trofimova O. A. Povyshenie effektivnosti pedagogicheskogo obrazovaniya na osnove setevogo vzaimodeystviya s primeneniem logisticheskogo podkhoda // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 7. S. 229-233.
8. Federal'nyy zakon RF «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» N 273-FZ, st. 15.
9. lms.hse.ru.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. П. В. Зуев.