Научная статья на тему 'Дидактические игры как средство интеллектуального развития детей младшего возраста'

Дидактические игры как средство интеллектуального развития детей младшего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медетбекова Нургул Ниязбеккызы, Балыкбаева Турсынай Исаковна, Медетбекова Бахытгул Ниязбековна, Тотикова Гулдана Арыновна

В статье проанализированы современные подходы к проблеме формирования и развития математического мышления на методологическом, теоретическом и методическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медетбекова Нургул Ниязбеккызы, Балыкбаева Турсынай Исаковна, Медетбекова Бахытгул Ниязбековна, Тотикова Гулдана Арыновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические игры как средство интеллектуального развития детей младшего возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Дидактические игры как средство интеллектуального развития

детей младшего возраста

1 2 Медетбекова Н. Н. , Балыкбаева Т. И. ,

Медетбекова Б. Н.3, Тотикова Г. А.4

1Медетбекова Нургул Ниязбеккызы /Medetbekova Niyazbekkyzy - кандидат

педагогических наук, доцент;

2Балыкбаева Турсынай Исаковна /Ва1укЪаеуа Типтт Ьакоупа - магистрант, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, филологический факультет;

3Медетбекова Бахытгул Ниязбековна /Medetbekova Bakytgul Niyazbekovna - магистрант, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова; 4Тотикова Гулдана Арыновна / ТоИкоуа ОиЫапа Лтупоупа - магистр, старший преподаватель, Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. С. Сапарбаева, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье проанализированы современные подходы к проблеме формирования и развития математического мышления на методологическом, теоретическом и методическом уровнях.

Ключевые слова: дидактические, интеллектуальные игры, развитие детей младшего возраста.

Широкое использование игрового метода имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения в совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебно-воспитательный процесс, позволяют установить общие особенности педагогических игр:

1) игра активизирует психические процессы деятельности ребенка и подростка (ощущения, восприятия, мышление, воображение, память, внимание, волю, речь, моторику); 2) игра строится на добровольных началах; 3) игра создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей; 4) во время игры учащиеся получают глубокое удовлетворение, радость [1, с. 19].

Пользуясь этими особенностями, мы выделили три наиболее распространенных вида дидактических игр - игры-упражнения, игры сюжетные и интеллектуальные игры. Для каждого из этих видов определилось наличие специфических черт, отражающих своеобразие их задач.

В своей совокупности дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умение выделять как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных явлений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Игры-упражнения проводятся непосредственно на уроке, но занимают значительно меньше учебного времени. Они направлены лишь на совершенствование определенных познавательных способностей учащихся. К таким играм относятся разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, анаграммы и др.

| 23 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (2). 2016

Сюжетная игра отличается тем, что действия инсценируются в условиях воображаемой ситуации. Этот вид игры активизирует все стороны психической деятельности школьников [2, с. 314]. В результате анализа самых разнообразных игровых форм мы пришли к выводу, что наиболее благоприятное сочетание условий наблюдается в интеллектуальных настольных играх, в которых необходимость выполнения довольно сложной умственной деятельности сопровождается эмоцио -нальным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. Интеллектуальные игры учат многим необходимым в жизни вещам. Они учат вдумчивости, решительности, умению создавать планы, которые учитывают все существенные моменты, закаляют характер, являются в одно и то же время школой мужества и необходимой осторожности. Интеллектуальные игры учат рассуждать, рассуждать не только над возникшей позицией, но и переносить затем эту логику в жизнь. Также интеллектуальные игры учат рациональным действиям, что необходимо для людей всех профессий. Неудивительно поэтому, что во многих странах делаются попытки ввести преподавание интеллектуальных игр в школе, правда, пока факультативно. Подобное разграничение игр не означает того, что в практике педагогической работы они обособленны: сюжетные игры часто сочетаются с играми-упражнениями, последние нередко включаются в игры интеллектуальные и сюжетные.

В результате анализа дидактических игр мы пришли к выводу, что наиболее благоприятное сочетание условий наблюдается в интеллектуальных динамических играх преследования (ДИП), в которых необходимость выполнения сложной умственной деятельности сопровождается эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. Основная особенность этих игр заключается в наличии в них фиксированных правил и конкретных игровых задач.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М.: Просвещение, 1986. 51 с.

2. Афанасьев В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: ЯГУ,

1966. 344 с.

Коммуникативный проект «Дискуссия» Абрамова Е. Е.

Абрамова Елена Евгеньевна / Abramova Elena Evgen 'evna - учитель русского языка и

литературы,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25, г. Абакан

Аннотация: в статье дается подробное описание создания проекта с целью формирования нравственной культуры молодёжи и коммуникативных компетенций.

Ключевые слова: дискуссия, проект, коммуникативная компетентность.

Не секрет, что одна из важных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизни наших потомков.

Формирование нравственной культуры ребенка - очень важная педагогическая задача. Решать ее необходимо методами, отвечающими запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл нравственных ценностей современным

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (2). 2016 | 24 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.