ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Дидактические игры как средство интеллектуального развития
детей младшего возраста
1 2 Медетбекова Н. Н. , Балыкбаева Т. И. ,
Медетбекова Б. Н.3, Тотикова Г. А.4
1Медетбекова Нургул Ниязбеккызы /Medetbekova Niyazbekkyzy - кандидат
педагогических наук, доцент;
2Балыкбаева Турсынай Исаковна /Ва1укЪаеуа Типтт Ьакоупа - магистрант, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, филологический факультет;
3Медетбекова Бахытгул Ниязбековна /Medetbekova Bakytgul Niyazbekovna - магистрант, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова; 4Тотикова Гулдана Арыновна / ТоИкоуа ОиЫапа Лтупоупа - магистр, старший преподаватель, Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. С. Сапарбаева, г. Шымкент, Республика Казахстан
Аннотация: в статье проанализированы современные подходы к проблеме формирования и развития математического мышления на методологическом, теоретическом и методическом уровнях.
Ключевые слова: дидактические, интеллектуальные игры, развитие детей младшего возраста.
Широкое использование игрового метода имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения в совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебно-воспитательный процесс, позволяют установить общие особенности педагогических игр:
1) игра активизирует психические процессы деятельности ребенка и подростка (ощущения, восприятия, мышление, воображение, память, внимание, волю, речь, моторику); 2) игра строится на добровольных началах; 3) игра создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей; 4) во время игры учащиеся получают глубокое удовлетворение, радость [1, с. 19].
Пользуясь этими особенностями, мы выделили три наиболее распространенных вида дидактических игр - игры-упражнения, игры сюжетные и интеллектуальные игры. Для каждого из этих видов определилось наличие специфических черт, отражающих своеобразие их задач.
В своей совокупности дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умение выделять как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных явлений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Игры-упражнения проводятся непосредственно на уроке, но занимают значительно меньше учебного времени. Они направлены лишь на совершенствование определенных познавательных способностей учащихся. К таким играм относятся разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, анаграммы и др.
| 23 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (2). 2016
Сюжетная игра отличается тем, что действия инсценируются в условиях воображаемой ситуации. Этот вид игры активизирует все стороны психической деятельности школьников [2, с. 314]. В результате анализа самых разнообразных игровых форм мы пришли к выводу, что наиболее благоприятное сочетание условий наблюдается в интеллектуальных настольных играх, в которых необходимость выполнения довольно сложной умственной деятельности сопровождается эмоцио -нальным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. Интеллектуальные игры учат многим необходимым в жизни вещам. Они учат вдумчивости, решительности, умению создавать планы, которые учитывают все существенные моменты, закаляют характер, являются в одно и то же время школой мужества и необходимой осторожности. Интеллектуальные игры учат рассуждать, рассуждать не только над возникшей позицией, но и переносить затем эту логику в жизнь. Также интеллектуальные игры учат рациональным действиям, что необходимо для людей всех профессий. Неудивительно поэтому, что во многих странах делаются попытки ввести преподавание интеллектуальных игр в школе, правда, пока факультативно. Подобное разграничение игр не означает того, что в практике педагогической работы они обособленны: сюжетные игры часто сочетаются с играми-упражнениями, последние нередко включаются в игры интеллектуальные и сюжетные.
В результате анализа дидактических игр мы пришли к выводу, что наиболее благоприятное сочетание условий наблюдается в интеллектуальных динамических играх преследования (ДИП), в которых необходимость выполнения сложной умственной деятельности сопровождается эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. Основная особенность этих игр заключается в наличии в них фиксированных правил и конкретных игровых задач.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М.: Просвещение, 1986. 51 с.
2. Афанасьев В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: ЯГУ,
1966. 344 с.
Коммуникативный проект «Дискуссия» Абрамова Е. Е.
Абрамова Елена Евгеньевна / Abramova Elena Evgen 'evna - учитель русского языка и
литературы,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25, г. Абакан
Аннотация: в статье дается подробное описание создания проекта с целью формирования нравственной культуры молодёжи и коммуникативных компетенций.
Ключевые слова: дискуссия, проект, коммуникативная компетентность.
Не секрет, что одна из важных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизни наших потомков.
Формирование нравственной культуры ребенка - очень важная педагогическая задача. Решать ее необходимо методами, отвечающими запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл нравственных ценностей современным
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (2). 2016 | 24 |