Научная статья на тему 'Инновации и традиции – два ориентира в дошкольном отделении прогимназии № 698 «Пансион»'

Инновации и традиции – два ориентира в дошкольном отделении прогимназии № 698 «Пансион» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герболинская И. А., Марецкая Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации и традиции – два ориентира в дошкольном отделении прогимназии № 698 «Пансион»»

И. А. Герболинская, Н. И. Марецкая

Инновации и традиции - два ориентира

в дошкольном отделении прогимназии № 698 «Пансион»

В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом - Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).

Согласно концепции Л.С. Выготского развитие ребенка в каждом возрасте определяется несколькими факторами (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, неравномерность психического развития, психологические новообразования), подготавливающими переход в новый период, который происходит только тогда, когда у ребенка возникают новые мотивы поведения и деятельности. При этом личностное развитие происходит в том случае, если у ребенка имеются возможности много и полностью заниматься ведущей деятельностью этого возраста - игрой, а также всеми традиционными детскими занятиями (продуктивная деятельность, слушание, познавательно-исследовательская деятельность, общение и т. д.).

Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у детей желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, необходимо заложить основы способностей, таких как: ставить и решать проблемы; осуществлять выбор; проявлять творчество, фантазию, изобретательность; принимать и осуществлять перемены; критически мыслить; заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.

Как известно, важнейшим условием формирования и развития личности ребёнка является окружающая среда. В образовательном учреждении - это обогащенная, развивающая среда, отвечающая познавательным потребностям и возможностям детей, особенностям их личности, которая формирует психику ребенка, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно на взрослых возлагается ответственность - создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной среды.

Государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 698 «Пансион» Московского района Санкт-Петербурга имеет богатый

36

опыт (более 15 лет) создания условий, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, реализуются в интегрированной программе интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника «Гармония развития», где создание развивающей среды - одна из главных задач. В программе Д.И. Воробьевой определяются как содержание и организация образовательного процесса, так и подходы к построению интеллектуально-художественной среды.

По мнению автора программы, среда художественная прежде всего потому, что изобразительная деятельность - центральное звено и ведущее средство освоения ребенком культуры; интеллектуальная, так как является средством для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т. е. именно для развития личности (которую отечественная психология определяет как систему отношений человека к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей деятельности).

Ключевые принципы построения образовательного процесса в прогимназии «Пансион» соответствуют требованиям ФГТ:

• интеграция различных по содержанию учебных предметов и видов деятельности, что на новой основе позволяет организовывать педагогический процесс;

• личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, что способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их физического развития, формированию общей культуры, эмоциональному благополучию каждого воспитанника, интеллектуальному развитию, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, создание условий для развития личности, приобщению детей к общечеловеческим ценностям.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы в прогимназии осуществляется на основе дифференцированного подхода в двух направлениях: организация многоуровневой функциональной, информационной среды для свободной самостоятельной деятельности детей; гибкий охват детей соответствующими их интересам и возможностям, формами и содержанием деятельности.

Это позволяет обеспечить: развитие любознательности и познавательной активности дошкольника; формирование способности самостоятельно решать задачи (проблемы), адекватные возрасту; развитие творческого воображения; способности общаться со сверстниками и взрослыми.

37

Педагоги моделируют образовательное пространство и создают детям условия для «добывания» знаний на специально организованных игровых занятиях и в свободной самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности. В результате мы выявили, что игры в развивающей среде и занятия с небольшой по количественному составу подгруппой детей одинаково значимы для развития личности ребенка, несмотря на их внешнюю несхожесть. Именно они - свободная игровая деятельность и мини-занятия с детьми -особое развивающее пространство, определяющее успех развития личности дошкольника.

В основу построения развивающей среды нашего образовательного учреждения легли требования, заложенные в ФГТ:

• в каждый момент жизни ребенка и общение, и предметная и игровая деятельность присутствуют одновременно, как и учебная деятельность, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, в который она становится ведущей;

• соответствие предметной среды возможностям ребенка на грани перехода к следующему этапу его развития, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л.С. Выготский);

• среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

• наличие условий для исходной инициативности ребенка, его стремления сразу же на деле применить знания как ясные, так и проблематичные;

• комплексно-тематическое построение интеллектуальнохудожественной информационно-развивающей среды помогает детям осознать практическую направленность знаний, их взаимосвязь, возможность осуществлять интеграцию различных образовательных областей.

Как известно, грамотно сконструированная среда развития способствует успешному решению поставленных задач. В нашем учреждении игры и пособия постоянно проходят ротацию, так как они не должны находиться в группе в течение года бессменно. В результате дети имеют возможность пользоваться не только тем материалом, с которым они только начали знакомиться на мини-занятиях или в других формах взаимодействия со взрослым, но и с материалом уже известным, освоенным в личном опыте, используемым в повседневной жизни для приобретения новых знаний, а также материалом, с содержанием которого им только предстоит ознакомиться.

Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды прогимназии. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно

38

легко запоминается. Наши педагоги учитывают эту особенность детской памяти, ведь память ребенка - это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что воспитатель старается организовать для детей.

В построении образовательной среды «Пансион» учитываются особенности гендерного воспитания, основная цель которого - овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола). Как известно, мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому мы предусматриваем расширение горизонтального и вертикального игровых пространств группы, что, как известно, особенно важно для полноценного психического развития мальчиков.

Центры развития распределены по всем помещениям группы: в спальне, столовой, раздевалке, умывальной и групповой комнатах, где каждый воспитанник может найти себе интересное занятие. Во всех группах организованы центры: литературный, строительный, центр искусства (рисование, лепка, аппликация), рукоделия, науки (уголок природы), центр занимательной математики, центр «песок-вода», спортивный, шашки-шахматы, театрализация, кукольный уголок, центр творческих и сюжетно-ролевых игр, уголок с дидактическими играми, с инвентарем для организации труда.

Мы знаем, что сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребенку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. Поэтому в среде групп предусмотрены уголок уединения, уголок отдыха -место, в котором ребенок может побыть один.

Моделирование информационно-развивающего пространства предусматривает решение образовательных задач программы «Гармония развития» в совместной деятельности взрослого и детей на мини-занятиях и в самостоятельной деятельности детей, которую наблюдает (и косвенно воздействует на воспитанников) взрослый.

Созданное информационно-развивающее пространство в «Пансионе» обеспечивает успешное решение единства воспитательных, развивающих и обучающих задач, определяющих качество образования детей дошкольного возраста, формирует различные компетентности: коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность ребенка в плане физического развития. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном и умелом выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых, а также жестовых, мимических, пантомимических средств. Со-

39

циальная компетентность помогает ребенку понимать характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать нравственную линию поведения, сдерживать себя при решении конфликтных ситуаций. Ребенок приобретает умение просить и оказать помощь, учитывать желания и мнения других, может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в приемлемой форме. Компетентность интеллектуальная характеризуется способностью к практическому и умственному напряжению, речевому планированию, логическим операциям. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами. Компетентность ребенка в плане физического развития выражается в том, что он, испытывая удовольствие от физических упражнений, имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет различными видами движений; испытывая недомогание, может сообщить о нем; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Итак, проблемное воспитание в прогимназии осуществляется в условиях информационно-развивающего пространства группы и в небольших по количественному составу подгруппах детей с учетом их интересов на мини-занятиях с обязательным освоением программного содержания всеми детьми. Педагоги, используя развивающие педагогические технологии, с помощью проблемных ситуаций и вопросов учат воспитанников ставить цель, искать пути и способы ее достижения, включаться в исследовательскую, поисковую деятельность, открывать новое для себя в процессе решения возникающих проблем. Такое обучение предполагает творческое сотрудничество воспитанника с педагогом, обеспечивает развитие элементов учебной деятельности, формирование творческого мышления и самостоятельности.

В этих условиях особое место отводится интеграции различных содержательных видов деятельности. Интеграция определяется внутренней потребностью ребенка в познании мира. Ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования осуществляется адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, т. е. через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей. Включаясь в процесс познания, ребенок под руководством педагога проходит по четко фиксированным ступеням познания (увидеть, услышать, узнать, обыграть, создать). В этих условиях у детей формируются ясные представления о самом объекте позна-

40

ния, его особенностях. Это обеспечивает им возможность исследовать, запечатлевать образ предмета, ясно представлять его и при необходимости определять способы и последовательность изображения.

При передаче детям социального опыта на интегрированных занятиях в специально организованных условиях педагоги пользуются такими методами и приемами, которые мобилизуют интеллектуальный потенциал ребенка и увлекают его в интересную страну открытий, где нужно искать, выяснять, ставить цели, находить пути их достижения, добиваться результата. При этом одновременно с дидактическими решаются задачи нравственно-волевого содержания и развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, общительности.

В основе системы образовательной работы прогимназии «Пансион» лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные виды деятельности ребенка. Основным принципом системы является взаимосвязь различных задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой задачи происходит прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой (младшей, средней, старшей, подготовительной) постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость форм и методов работы. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Последовательное осуществление преемственности в обучении, воспитании позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие умений и навыков.

Разрабатывая планирование, мы старались выстроить работу всех специалистов: воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, преподавателя студии художественного творчества в единую систему. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам, изучаемых из года в год лексических тем, а также содержание развивающей среды.

Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Блочное построение педагогического процесса, заложенное в программу «Гармония развития», легло в основу годового тематического планирования прогимназии «Пансион». Оно содержит информацию об игровой деятельности, о сезонных изменениях в природе, об окружающем, о произведениях литературы и искусства,

41

о событиях, праздниках. Для максимального удобства работы педагога с разнообразным материалом все содержание условно распределено на 9 блоков (9 месяцев)

В основе каждого тематического блока - системообразующая идея, сформулированная в названии темы месяца. Эта основная идея позволила подобрать сюжетно-ролевую игру (ведущий вид деятельности дошкольников), соответствующую теме блока; учесть сезонные изменения в природе; в общественной жизни учреждения, города, страны; включить в содержание работы знакомство с литературными произведениями; обозначить виды и жанры изобразительного и народно-прикладного искусства.

Результатом нашей работы можно считать то, что организованная в учреждении информационно-развивающая среда снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого; дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников; у них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками. А также освоение ребенком содержания образования в соответствии с возрастом, формирование таких умений, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением и планировать свои действия, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Таким образом, реализация идеи создания информационноразвивающего пространства для всестороннего развития личности дошкольника полностью оправдала себя. Ребенок, проживающий в течение трех-четырех лет в заданной нами системе координат, становится умной, нравственной личностью, готовой продолжить свой путь развития в начальной школе. Непосредственно наблюдая выпускников дошкольного отделения в условиях обучения в начальной школе и дальше, встречаясь с ними взрослыми людьми, мы видим, что дошкольное образование решает главную задачу: получение дошкольного образования и адекватный его возрасту уровень развития, который позволяет ему быть успешным.

Мы живем в век стремительный: меняется содержание, появляются и внедряются новые образовательные технологии, основанные на сочетании передовых научных идей Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.С. Венгера, А.В. Запорожца и инновационной педагогической практики.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.