Научная статья на тему 'Условия, определяющие профессиональную готовность студента вуза к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста'

Условия, определяющие профессиональную готовность студента вуза к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия, определяющие профессиональную готовность студента вуза к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Высоцкой начальной школы заняла третье призовое место, набрав максимальное количество баллов в задании, где нужно было представить командный проект.

В 2009-2010 учебном году МОУ Русско-Высоцкая СОШ приняла участие в международном игровом конкурсе по английскому языку «British Bulldog». Учащиеся экспериментальных классов заняли призовые места, а также вошли в первую десятку школ Ломоносовского района Ленинградской области. Учащиеся же пятых классов, выпускники первого экспериментального класса, работающего по системе проектов, заняли призовые места в районе и третье место по Ленинградской области в этом конкурсе.

Д. И. Воробьева

Условия, определяющие профессиональную готовность студента вуза к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

XI век расставляет новые акценты в образовании подрастающего поколения, о чем четко заявлено в важных правительственных документах. Это востребует, прежде всего, педагога профессионала, способного успешно реализовывать современные цели образования, использовать инновационные развивающие педагогические технологии, для того чтобы развить у ребенка умение учиться, познавательную, общекультурную, нравственную сферу личности в разных периодах его жизни и особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Ученые всех времен и народов считали и считают, что именно в этом относительно коротком промежутке времени жизни ребенок запечатлевает и накапливает наиважнейшую, невероятно объемную, разнообразную и значимую информацию, определяющую в дальнейшем качество его жизни в социуме. В связи с этим принципиально важными становятся условия, в которых пребывает индивид, и ценностные смыслы и установки взрослых (родителей, педагогов), которые находятся с ним рядом.

В концепции модернизации современного образования ставится задача подготовить высококвалифицированных педагогов соответствующих профилей, в частности, воспитателей и учителей начальной школы, обладающих компетентностью, свободно владеющих своей профессией, способных к эффективной работе с детьми, готовых к постоянному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию.

152

Сложность реализации этой задачи заключается в том, что значительная часть учителей начальной школы не владеет инновационными методами обучения и использует информационновоспроизводящую технологию; а в дошкольном возрасте воспитатели заимствуют содержание, методы и способы организации учебного процесса из начальной школы, чем наносят детям существенный вред их развитию и нивелируют возможность успешного обучения в начальной школе. В этих условиях возникает дисбаланс между ожидаемым и реальным результатом в развитии личности современного ребенка, и общество начинает требовать нового педагога, способного научить ребенка учиться. Успех решения данного требования находится в прямой зависимости от качества обучения студента в вузе, что объективно востребует от каждого участника учебного процесса, будь то будущий воспитатель, учитель или преподаватель, профессиональной компетентности, которая определяется использованием ими развивающих педагогических технологий, основанных на субъект-субъектных взаимоотношений.

Вышеозвученные концептуальные идеи находят свое воплощение в работе кафедры педагогики, функционирующей с начала 90-х годов двадцатого столетия в структуре института психологии и педагогики Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. С той поры на протяжении восемнадцати лет кафедра осуществляет интенсивный научно-практический поиск условий, обеспечивающих студентам по окончании университета по специальностям дошкольная педагогика и психология и учитель начальной школы возможность выходить на высокий уровень профессиональной готовности специалиста и по-новому выстраивать педагогический процесс в соответствующих образовательных учреждениях, обеспечивая дошкольнику и ученику начальной школы развитие ключевой компетенции - умение учиться и развитие важных качеств личности.

В то же время системный анализ обнаруживает ряд проблем в функционировании и развитии дошкольного и начального школьного образования. Одно из значимых - отсутствие должной преемственности между ними, и хотя эта проблема тревожит общество до настоящего времени, она продолжает оставаться наиболее острой и не решенной в масштабах страны. В результате в школу приходит ребенок, не готовый к обучению, что выражается в сложностях его адаптации в школе, в отсутствии у него мотивационной готовности к обучению, во все возрастающей агрессивности, закомплексованности, в переживании страхов, дискомфорта и неуверенности в своих силах.

153

Оценивая работу кафедры за прошедшие годы по проблеме профессиональной готовности выпускника вуза к работе с детьми детского сада и начальной школы, следует подчеркнуть, что те проблемы, которые решал и решает коллектив, функционируя в рамках классического университета, находили и находят сегодня свое отражение в различных правительственных постановлениях, в новых образовательных стандартах, в рекомендациях по дошкольному образованию.

В концепции модернизации современного высшего профессионального образования ставится задача подготовить высококвалифицированных педагогов соответствующих профилей, в частности, воспитателей и учителей начальной школы, способных к эффективной работе с детьми, готовых к постоянному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию.

Сегодня, на рубеже веков, возникают новые сложности. Кардинально меняются цели образования, следовательно, и способы их реализации. Объективным основанием к их пересмотру служит безграничное увеличение объемов знаний и информации и тенденции к их постоянному обновлению. Этот обнаруженный учеными факт делает невозможными для человека овладеть «всей суммой знаний, выработанных человечеством на всех этапах своего развития» (БСЭ). Поэтому ребенку уже с самого раннего возраста необходимо обеспечивать условия для развития у него такой ключевой компетенции, как умение учиться. Эту концептуальную идею кафедра разрабатывает и широко апробирует в рамках областных и районных экспериментальных площадок с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в Ленинградской области, Санкт-Петербурге и в других регионах страны (в городах: Тихвин, Кингисепп, Боксито-горск, Гатчина, Выборг, Пикалево, Сосновый Бор, Всеволожск Санкт-Петербург, Тольятти, Пятигорск, Новороссийск, Нижний Тагил, Екатеринбург, Кировск заполярный, Нижневартовск и пр.). На базе этих учреждений внедряется и проверяется разработанная нами педагогическая технология, которая предусматривает точное управление учебно-воспитательным процессом, четкое выполнение требований к функционированию всех ее компонентов в период пребывания ребенка в пространстве образовательного учреждения.

Реализуемая на кафедре авторская интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития детей дошкольного возраста «Гармония развития» становится базовой для развития профессионализма воспитателя дошкольного учреждения, а позже и учителя начальной школы.

154

На базе дошкольных учреждений осваивается педагогическая технология и формируется новый опыт взаимодействия воспитателя с детьми. Студенты вуза и практические работники (воспитатели, имеющие стаж методисты и руководители образовательных учреждений) становятся свидетелями и активными соучастниками проводимого исследования с детьми дошкольного возраста. Апробирование данного направления работы проходит как в обычных дошкольных образовательных учреждений, так и в прогимназиях.

В эти годы многие педагогические коллективы проявляют желание работать с кафедрой. Некоторые и сегодня реализуют концептуальные идеи педагогической технологии, разработанной на кафедре педагогики ЛГУ им. А. С. Пушкина, и открывают новые для себя возможности профессионального роста в процессе освоения образовательной, педагогической и социальной действительности.

Успех в образовании дошкольника (ученика) определяется его мотивационной готовностью добывать информацию и исследовать ее, что необходимо востребует умения совершать разнонаправленные учебные действия. По нашим данным у дошкольника учебные действия формируются постепенно и только тогда, когда задействуются его эмоции. В состоянии повышенного эмоционального подъема у ребенка по-иному проявляются внимание, мышление и речь, формируются интерес к познанию и учебные действия (умения анализировать задачу, планировать процесс выполнения, контролировать себя). Важно, чтобы педагог, студент понимали, что сформировать готовность ребенка к школе возможно только в игре, задействуя вкупе с ней такие близкие виды деятельности, как изобразительная, театральная, конструирование и пр. В этих условиях у ребенка формируется мотивационная готовность к учению, развиваются образное мышление и воображение, различные виды речи, зрительно-моторная координация.

Игровая и учебная деятельность, различаясь по видам, остается для каждого возраста ведущей. Общим для детей дошкольного и начального школьного возраста становится мотивационная готовность самостоятельно заниматься конкретной деятельностью, что объективно востребует определенных интеллектуальных, а следовательно, и учебных действий, контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Разработанная педагогическая технология вводится в работу с детьми с двух-трех лет, и к семи годам у ребенка формируется элементарная готовность к деятельности, включающая ориентационный, операционный и практический компонент, что свидетельствует о его готовности целенаправленно осуществлять

155

деятельность, переживая при этом чувство глубокого удовлетворения от полученных результатов.

Формирование и развитие профессионализма будущего воспитателя и учителя имеют общие черты и отличия. Для развития профессионализма студента любой специальности используется разработанная программа, в которой представлена научно- и методически обоснованная педагогическая технология, раскрывающая, как надо включать в познавательный процесс дошкольника и ученика начальной школы; как создавать пространственно- развивающую среду, чтобы обеспечить возможность саморазвития ребенка; как организовывать процесс обучения, чтобы дети проявляли себя в качестве субъекта деятельности; как осуществлять интеграционный подход при отборе содержания для занятия и урока; как формировать мотивационную готовность к обучению; как проводить занятие (урок) в составе небольшой подгруппы и т. д.

Выполнение намеченного алгоритма обеспечивает успешную подготовку и обучение детей в школе. В новых условиях руководитель проекта, студенты разрабатывают индивидуальные программы взаимодействия с педагогом и детьми и с учетом выявленных особенностей организации учебного процесса создают план действий (проект) для субъектов образовательного процесса - учителя (воспитателя) и ребёнка, определяя в нём задачи и способы его осуществления. Для педагога любой специальности подбирается содержание, связанное с возможностью сформировать у него осознанное желание апробировать развивающую педагогическую технологию, поменять свои взгляды и установки на организацию учебного процесса с тем, чтобы ребенок в нем занимал активную позицию на всех этапах его осуществления. Для работы с конкретным педагогом подбираются соответствующие видеоматериалы для совместного (в рабочей группе) или индивидуального просмотра. Во время просмотра фиксируются конкретные рабочие моменты и разворачивается обсуждение поведения дошкольника (ученика) на разных этапах их деятельности в учебном процессе. При необходимости рабочая группа предоставляет педагогу возможность ознакомиться с результатами тестов, определяющих уровень развития интеллектуальных способностей и нравственно-волевых качеств у детей. В этих условиях студенты, учитель (воспитатель) и руководитель становятся соучастниками разработки образовательной стратегии, которая определяет путь продвижения ученика (дошкольника) в «зону ближайшего развития», а педагога к более высокому уровню готовности осуществлять учебный процесс, используя новую для себя педагогическую технологию. Создается временный коллектив, в ко-

156

тором каждый участник приобретает новый для себя опыт постановки задач и разработки условий для саморазвития и самосовершенствования всех его участников. Такой способ организации работы студентов на практике повышает уровень профессиональной подготовки как студентов, так и педагогов образовательных учреждений, работающих с детьми в возрасте с двух до двенадцати лет.

В качестве базы для практики студентов университета используются прогимназии (Например: школа-детский сад № 698 «Пансион» Московского района и прогимназия школа-детский сад № 701 Калининского района Санкт-Петербурга). Эти учреждения выполняют роль экспериментальных площадок для подготовки профессиональных специалистов по дошкольному воспитанию и учителей начальной школы. Программа становится для студента источником познания способов профессионального (непрофессионального) взаимодействия воспитателя (учителя) со своими подопечными. Прежде всего, она ставит студента перед необходимостью определять: характер (стиль) взаимодействия учителя с учеником; направленность и уровень максимальной (минимальной) активности ребёнка в учебном процессе; развивающий эффект использования интеграционного подхода, определяющий широкую эрудицию и новое качество присваиваемых детьми знаний, умений, навыков; условия организации педагогического процесса, создающие ребёнку возможность проявлять себя в качестве увлеченного исследователя, способного открывать новые для себя факты и активно пользоваться ими; эффективность совместной индивидуальной работы со сверстниками для отработки универсальных учебных действий, определяющих способность ребёнка учиться. Все это становится для студентов вуза условием для смены взглядов и установок на процесс обучения и воспитания ученика (дошкольника), что выводит их на новый уровень профессионализма.

Посещение студентами вуза различных образовательных учреждений и разная форма работы на практике создают для будущих специалистов уникальную возможность анализировать реальный педагогический процесс. Это формирует у них готовность по-новому осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современной педагогики.

С результатами работы кафедры широко знакомятся специалисты разного уровня и ранга в различных регионах страны и Минобразования РФ. Студенты, обучающиеся в этот период в ЛГУ им. А. С. Пушкина, и бывшие ученики университета принимают самое активное участие в работе кафедры по подготовке конференций, выступают при этом в роли журналистов, организаторов, экскурсо-

157

водов и комментаторов при посещении гостями прогимназий и экспериментальных площадок (Международная конференция на тему «Ребёнок до школы, какой он?»; региональная конференция на тему «Социальный человек родом из детства»; Всероссийская конференция с международным участием на тему «Современные стратегии образования: проблемы развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста»).

По результатам работы кафедры выходят сборники, научные статьи, в которых студенты в соавторстве со своими научными руководителями выступают по самым разным проблемам, связанным с развитием и воспитанием личности ребенка на разных ступенях его образования. Многие бывшие студенты и выпускники кафедры продолжают свое обучение в аспирантуре и защищают кандидатские диссертации. Особую организационную и представительскую помощь оказывает инициативная группа студентов выпускных курсов, когда кафедра принимает решение участвовать в международной выставке «Новое образование России 2001 года», организованной в Москве. Четырехлетний опыт работы «Центра развития ребенка» (г. Тихвин), результаты которого представлены на данном форуме, помогли студентам выпускных курсов стать победителями за разработку нового типа дошкольного образовательного учреждения.

Успех подготовки специалиста нового класса закономерен. Созданные условия дают возможность эффективно подготавливать специалистов по дошкольному воспитанию и учителей начальной школы, обеспечивая им высокий уровень готовности к выполнению их профессиональных обязанностей. В этих условиях и для преподавателей высшей школы возникают новые возможности значительно повысить уровень своей профессиональной компетентности и использовать практический материал, собранный студентами во время прохождения практики, для организации свободных дискуссий по темам, связанным с проблемами развития и воспитания ребенка на разных ступенях пребывания его в образовательном учреждении.

Процесс становления профессионализма воспитателя и учителя начальной школы в условиях обучения в ЛГУ им. А. С. Пушкина имеет определенную этапность. Вначале делается акцент на развитие мотивационной готовности студента приобретать знания психолого-педагогического содержания и формировать четкую установку на профессионально ориентированного педагога, востребованного обществом. Этому способствуют кратковременные выходы студентов на практику и просмотры видеоматериалов по организации

158

учебного процесса в дошкольном учреждении и начальной школе. Особое внимание уделяется сопоставлению традиционных и инновационных технологий в работе педагогов разных специальностей. Это становится базовой основой для развития у студента разного вида компетентностей в процессе усвоения и применения им новых педагогических технологий, основанных на преемственных взаимосвязях между разными ступенями образования. И, наконец, будущий специалист выходит на высокий уровень профессионализма, что выражается в развитии у него способности дополнять, самостоятельно разрабатывать педагогическую технологию и применять ее в своей деятельности.

Итак, разработанная на кафедре концепция подготовки высококвалифицированных, профессионально ориентированных воспитателей базируется, по большому счету, на реализации идеи преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Это становится возможным благодаря тому, что разработанная нами система организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении включает такие содержательные направления и компоненты, которые находят свое логическое продолжение в начальной школе.

Цель работы кафедры на протяжении всех этих лет - разработка условий, обеспечивающих формирование и развитие профессионализма воспитателя и учителя начальной школы. В качестве эффективного средства для реализации данной цели кафедра использует практику. Практика служит основанием для формирования профессиональной компетентности, что включает развитие его личностных, содержательных и деятельностных компонентов, которые формируются в системе непосредственных, разнонаправленных наблюдений практики, активного участия в оценке результатов использования различных педагогических технологий. Такой характер обучения в высшей школе обеспечивает будущим специалистам значительный «прирост» теоретических и практических знаний, формирует новые установки на организацию педагогического процесса, учит видеть достижения и недостатки в своей педагогической деятельности и в работе педагогов-практиков, что в целом повышает качество подготовки будущих воспитателей и учителей начальной школы, формирует у них новый уровень компетенций, выводит на путь саморазвития и самосовершенствования.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.