Научная статья на тему 'Коммуникативный проект "дискуссия"'

Коммуникативный проект "дискуссия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / ПРОЕКТ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Елена Евгеньевна

В статье дается подробное описание создания проекта с целью формирования нравственной культуры молодёжи и коммуникативных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный проект "дискуссия"»

Сюжетная игра отличается тем, что действия инсценируются в условиях воображаемой ситуации. Этот вид игры активизирует все стороны психической деятельности школьников [2, с. 314]. В результате анализа самых разнообразных игровых форм мы пришли к выводу, что наиболее благоприятное сочетание условий наблюдается в интеллектуальных настольных играх, в которых необходимость выполнения довольно сложной умственной деятельности сопровождается эмоцио -нальным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. Интеллектуальные игры учат многим необходимым в жизни вещам. Они учат вдумчивости, решительности, умению создавать планы, которые учитывают все существенные моменты, закаляют характер, являются в одно и то же время школой мужества и необходимой осторожности. Интеллектуальные игры учат рассуждать, рассуждать не только над возникшей позицией, но и переносить затем эту логику в жизнь. Также интеллектуальные игры учат рациональным действиям, что необходимо для людей всех профессий. Неудивительно поэтому, что во многих странах делаются попытки ввести преподавание интеллектуальных игр в школе, правда, пока факультативно. Подобное разграничение игр не означает того, что в практике педагогической работы они обособленны: сюжетные игры часто сочетаются с играми-упражнениями, последние нередко включаются в игры интеллектуальные и сюжетные.

В результате анализа дидактических игр мы пришли к выводу, что наиболее благоприятное сочетание условий наблюдается в интеллектуальных динамических играх преследования (ДИП), в которых необходимость выполнения сложной умственной деятельности сопровождается эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. Основная особенность этих игр заключается в наличии в них фиксированных правил и конкретных игровых задач.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М.: Просвещение, 1986. 51 с.

2. Афанасьев В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: ЯГУ,

1966. 344 с.

Коммуникативный проект «Дискуссия» Абрамова Е. Е.

Абрамова Елена Евгеньевна / Abramova Elena Evgen 'evna - учитель русского языка и

литературы,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25, г. Абакан

Аннотация: в статье дается подробное описание создания проекта с целью формирования нравственной культуры молодёжи и коммуникативных компетенций.

Ключевые слова: дискуссия, проект, коммуникативная компетентность.

Не секрет, что одна из важных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизни наших потомков.

Формирование нравственной культуры ребенка - очень важная педагогическая задача. Решать ее необходимо методами, отвечающими запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл нравственных ценностей современным

школьникам, обеспечить достаточным нравственным потенциалом, дать возможность противостоять негативу, обрушивающемуся на детей из реального и виртуального миров.

Я предлагаю создать проект «Дискуссия» для учащихся 9-11 классов с целью формирования нравственной культуры и развития коммуникативных компетенций.

Перед началом дискуссии школьники должны просмотреть определенный фильм, который в дальнейшем будут обсуждать. Для примера я возьму кинофильм режиссера Виктора Сальвы «Пудра» с последующим обсуждением тезиса «Продолжение жизни возможно при другом отношении к иному, отличному от нас, человеку».

Совместное проживание педагогами и школьниками сюжета фильма и сложных ситуаций, в которых оказался герой, не должно оставить равнодушными ни детей, ни взрослых, более того, должно способствовать формированию ценностного поля учащихся.

Обсуждение тезиса осуществляется на трех дискуссионных площадках, которые организуются по всем правилам ведения дискуссий: «Суд», «Дебаты», «Аквариум». Руководителями каждой площадки должны быть педагоги.

В ходе дискуссий старшеклассники будут учиться общению, спорить, переживать, выражать отношение к нравственным или безнравственным поступкам героев фильма, высказывать аргументы, приводить доказательства.

Деятельность, организованная на каждой дискуссионной площадке является эффективным способом формирования навыков нравственного поведения учащихся, которые в дальнейшем способны сыграть важную роль в окончательном формировании личности молодых людей.

Каким же образом происходит принятие ребенком ценностей, норм, которые реально влияют на его поведение и отношения с другими людьми? Обучить ребенка ценностям невозможно. Обучая, можно лишь с помощью слов сформировать представление о нравственной категории, которая в сознании будет оставаться лишь абстракцией, «учебным материалом». Для того чтобы эта категория действительно стала внутренним регулятором поведения школьников помещают в «Аквариум», внутри которого организуется деятельность, используя метод социально-психологического обучения коммуникации, позволяющей ее участникам рефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, анализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

Особенность «аквариумного» исследования проблемы заключалось в том, что представители микрогрупп обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается.

Дискуссия в ролевой форме «Дебатов» представляет собой выступления участников - представителей двух резко противоположных точек зрения, в цели которых должно входить аргументированно отстаивать свою позицию, подтверждающую возможность продолжения жизни героя фильма при другом к нему отношении сверстников и опровергающую её, убеждая в ней оппонентов, приводя доказательства к каждому аргументу. Особенность данного вида дискуссии заключалась в соблюдении строгих правил, жесткой линии выступающего, исполнении четких ролевых предписаний, запрете на свободное высказывание.

Образовательный смысл дебатов направлен на приобретение учащимися важнейших компетенций: обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию; анализировать полученную информацию и концентрироваться на

сути проблемы; различать факты и точки зрения; выявлять ошибки и фальсификации.

В процессе игры «Суд» школьники имитируют судебный процесс по гражданскому делу, основанный на понимании каждым участником ситуации, представленной в художественном фильме «Пудра».

В ходе судебного заседания школьники формируют представление о законном и обоснованном применении норм гражданского процессуального права и принципах построения гражданского процесса; в соответствии с ролью выстраивали монологическую речь с обязательным использованием речевых шаблонов, характерных для судебного заседания; осуществляя игровую роль, высказывали обоснованную точку зрения, не внося собственного суждения по рассматриваемому делу; учились с позиции закона выносить решения по делу.

Погружение в псевдореальность даст возможность учащимся ознакомиться с практикой ведения судебного разбирательства о нанесении морального и физического вреда личности, оценить действия героев - представителей общества, в которое попал Джереми Рид - Пудра (главный герой фильма).

После горячих споров на дискуссионных площадках учащиеся обязательно должны собраться на общее заседание, на котором все участники могут подвести выводы и общий итог совместной деятельности, а также дать выход эмоциям, поделиться переживаниями, чувствами, выразить осуждение жестокости, агрессивности, бесчеловечности, проявленной по отношению к герою фильма.

Если учащимся в данной интеллектуальной игре самым сложным будет проигрывание ролей, то работа выполнена не зря. Ведь некоторые роли могут противоречить внутренним убеждениям учащихся. Необходимость отстаивания позиции в роли, утверждающей невозможность продолжения жизни героя фильма при условии теплого, понимающего к нему отношения общества, должно вызвать у ребят психологическое отторжение, поскольку претит их морально -нравственным ценностям.

Что же является самым высоким, самым ценным, самым святым для человека?

Герой фильма Джереми уходит из жизни, а что же еще как не сама жизнь, носителем которой ты являешься, и жизнь, которая находится рядом с тобой, может быть вершиной иерархии человеческих ценностей? Все остальные ценности по отношению к ней занимают подчиненное положение.

Кто знает, была ли у Джереми перспектива продолжения жизни при условии другого к нему отношения со стороны таких же одиноких, как и он сам сверстников?

Я надеюсь, что в ходе работы школьники будут считать, что Джереми вполне был бы успешен в нашем обществе, если бы оно умело принимать и понимать других, отличных от себя людей такими, какие они есть.

Данный проект можно реализовать в любой школе, киноленты можно использовать разные (даже документальные фильмы), название дискуссионных площадок тоже может быть иным. Я на примере одного фильма показала, как можно реализовать такой важный проект, особенно он важен в наше время. Ведь постоянный рост социальных факторов, смена ценностей в обществе приводят людей к стрессу, переживанию. Ухудшается экологическая обстановка, снижается здоровье и как результат, снижение психо-эмоционального состояния населения страны. Всем прогрессивным сообществом, в том числе, педагогическим, ведется поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Что в свою очередь повлияло на оздоровление атмосферы в обществе, появлению тенденции к гуманизации общественных отношений.

Я надеюсь, что мой проект «Дискуссия» поможет многим моим коллегам в воспитании эмпатии школьников, кто -то возьмет на заметку данный материал и что-то внесет свое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.