Научная статья на тему 'Дидактическая система полилогическои технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования'

Дидактическая система полилогическои технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ / РУССКАЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОЛИЛОГ ДИАЛОГОВЫХ СОПРЯЖЕНИЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТИПА / ПОЛИЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СРЕДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОЛИЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ / DIDACTIC SYSTEM / TRAINING OF TEACHERS-MUSICIANS / RUSSIAN SPIRITUAL-MUSICAL CULTURE / POLYLOGICAL TECHNOLOGY / POLYLOGUE OF DIALOG INTERFACES / THE CONTENT MODEL OF OBJECT-FUNCTIONAL TYPE / POLYLOGICAL APPROACH / MEANS OF POLYLOGICAL TECHNOLOGIES DIDACTIC SYSTEM / FORMS AND METHODS OF PROFESSIONAL TRAINING / PROBLEMS CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барковская С. П.

Представлена дидактическая система полилогической технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессио нального образования, её содержательные компоненты, средства, организационные формы и методы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барковская С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYLOGICAL TECHNOLOGY DIDACTIC SYSTEM OF RUSSIAN SPIRITUAL-MUSICAL CULTURE MASTERING AS A COMPONENT OF TEACHERS-MUSICIANS TRAINING AT INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article presents a polylogical technology didactic system of Russian spiritual-musical culture mastering as a component of vocational training of teachers-musicians in the institutions of secondary vocational education, its substantive components, tools, the organizational forms and methods of education.

Текст научной работы на тему «Дидактическая система полилогическои технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования»

УДК 377.6.016+78.071.2 ББК Щ 31+4471.385.3+4479.72

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЛИЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛ. Барковская

Магнитогорский государственный университет

POLYLOGICAL TECHNOLOGY DIDACTIC SYSTEM OF RUSSIAN SPIRITUAL-MUSICAL CULTURE MASTERING AS A COMPONENT OF TEACHERS-MUSICIANS TRAINING AT INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

S.P. Barkovskaya Magnitogorsk State University

Представлена дидактическая система полилогической технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования, её содержательные компоненты, средства, организационные формы и методы образования.

Ключевые слова: дидактическая система, профессиональная подготовка педагогов-музыкантов, русская духовно-музыкальная культура, полилогическая технология, полилог диалоговых сопряжений, содержательная модель объектно-функционального типа, полилогический подход, средства дидактической системы полилогической технологии, формы и методы, классификация задач.

The article presents a polylogical technology didactic system of Russian spiri-tual-musical culture mastering as a component of vocational training of teachers-musicians in the institutions of secondary vocational education, its substantive components, tools, the organizational forms and methods of education.

Keyworks: didactic system, training of teachers-musicians, Russian spiritual-musical culture, polylogical technology, polylogue of dialog interfaces, the content model of object-functional type, polylogical approach, means of polylogical technologies didactic system, forms and methods of professional training, problems classification.

Наличие точного представления о сущности и содержании дидактической системы полилогической технологии (ПТ) освоения русской духовно-музыкальной культуры (РДМК) как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования (УСПО) требует обращения к её системе. Мы рассмотрим структуру и содержание дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО. Прежде чем приступить к этому, уточним на-

ше понимание профессиональной подготовки педагогов-музыкантов системы среднего профессионального образования (ССПО), русской духовно-музыкальной культуры, полилогической технологии, а также тип дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК.

Профессиональная подготовка педагогов-музыкантов системы среднего профессионального образования включает общеобразовательное, общенаучное, общепрофессиональное, общепедагогическое, психолого-педагогическое, специальное и методическое направле-

ния теоретической и практической деятельности во взаимосвязи характеризующих их знаний, умений и навыков, необходимых для достижения эффективной профессиональной подготовки.

Русскую духовно-музыкальную культуру мы понимаем как часть отечественной культуры, в которой отражены ценности художественного творчества и православной аскетической системы, а также соответствующие историческому этапу процесс и результаты творческой деятельности человека, обогащающие духовную культуру посредством вокально-хоровой и православно-инструментальной технологии.

Под полилогической технологией понимается совокупность диалоговых методов и средств, объединённых и выстроенных в технологическом порядке полилога диалоговых сопряжений, обеспечивающего воспроизведение текстуально-полилогических процессов обучения и духовно-нравственного воспитания с целью эффективного освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО. Полилог диалоговых сопряжений представляет систему полилогов, аккумулирующую диалоговую коммуникацию (субъект-объектное взаимодействие), диалоговое общение (субъект-субъектное взаимодействие), духовное субъект-объектное и субъект-субъектное аналитическое и эмоциональное восхождение в противоречивом и (или) синтезирующем (гармоничном, унисонном) образовательном пространстве курса «Русская духовно-музыкальная культура» (РДМК); обеспечивающую возможности продуктивной текстуально-полилогической деятельности студентов-музыкантов и направленную на эффективную профессиональную подготовку в области РДМК.

В нашем исследовании представлена содержательная модель объектно-функционального типа.

При построении дидактической системы полилогической технологии нами были учтены:

• минимальный уровень требований к субъектам системы - субъектами в нашей модели выступают студенты и преподаватели УСПО. Минимальный уровень требований к преподавателям - готовность к реализации предложенной методики профессиональной подготовки педагогов-музыкантов ССПО в области РДМК с применением полилогической технологии;

• принципы полилогического подхода в курсе «РДМК» - «единство объективного и

субъективного», «единство части и целого», отражающие структурную целостность данной дидактической системы, необходимый и достаточный компонентный состав, который обеспечивает её эффективное функционирование; «единство индивидуальной и поликультур», «единоуправляемость», определяющие общую стратегию или ориентацию развития системы в направлении повышения её эффективности; «единство высказывания и интерпретации», «единство реального и потенциального», «единство сознательного и бессознательного», определяющие конкретные механизмы совершенствования и адаптивности системы к изменённым условиям внешней и внутренней среды объектов в направлении идеальности -конструирования содержания, организации текстуально-полилогической деятельности преподавателя и студентов, отбора ведущих методов, средств и форм текстуально-полилогического обучения в курсе «РДМК»;

• педагогические условия - разработка полилогической среды: полилог диалоговых смыслов, полилог речевых диалогов, духовное восхождение в проблемном полилоге; оптимальное наращивание самообучающихся функций студентов в курсе «РДМК»; применение педагогами-музыкантами и студентами-музыкантами полилогической технологии освоения РДМК в музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской деятельности, необходимые для достижения цели рассматриваемой системы.

Направленность цели дидактической системы полилогической технологии вытекает из существующего социального заказа по среднему профессиональному образованию: готовности будущих педагогов-музыкантов к непрерывному повышению качества профессиональной подготовки, их конкурентоспособности на рынке труда в условиях инновационных технологий и духовно-культурных основ. В качестве цели рассматриваемой нами дидактической системы выступает применение полилогической технологии в курсе «РДМК» как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО. Обозначенная нами цель дидактической системы является ближней целью, тогда как перспективная цель - это подготовка высокопрофессионального педагога-музыканта, способного грамотно осваивать русскую духовно-музыкальную культуру.

В определении содержания дидактической системы была уточнена позиция целеполагания -

на формирование каких качеств, знаний и умений студента они должны быть направлены.

На основе анализа научно-педагогической литературы [1-3, 6, 7, 10, 12, 13], результатов собственного исследования мы определили

содержание методологических, теоретических и технологических знаний, которое представлено в табл. 1.

Средства, формы и методы образования в дидактических системах, в том числе и нашей,

Таблица 1

Содержательный компонент дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования

Компоненты содержания Краткая характеристика структуры компонента

Методологические знания 1. Философские знания: - знание философских категорий, принципов, законов; - философское понимание «культуры», «духовности», «ценности», «русской духовно-музыкальной культуры»; - философское понимание «диалога», «полилога», «полилогической технологии». 2. Общенаучные знания: - знание общенаучных понятий (структура, модель, система, функция, объект, субъект, взаимодействие, развитие, профессиональная подготовка и др.); - знание общей теории систем (системный, структурно-объектный анализ, структурно-функциональный анализ); - знание технологии субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия в системе диалоговой коммуникации и общения; - знание теории полилога диалоговых взаимодействий; - знание математических и информационных методов; - знание методов научных исследований по теории, технологии разработки и применения профессионально-ориентированных текстуально-полилогических систем; - знание основных принципов организации текстуально-полилогических систем; - знание оптимизационного, кибернетического подходов; - знание методов системного анализа в предметной области. 3. Специально-научные знания: - знание методологических основ применения полилогической технологии для эффективной профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК

Теоретические знания - знание основных направлений применения ПТ для повышения профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК; - знание задач предметной области курса «РДМК» и методы их решения посредством ПТ; - знание полилог диалоговых взаимодействий и особенностей его применения для повышения профессиональной подготовки; - знание требований и эффективности текстуально-полилогических систем в области применения; - знание перспектив диалоговых технологий и полилогов диалоговых систем в предметной области курса «РДМК», их взаимосвязь со специальными дисциплинами; - знание системы полилогической технологии

Технологические знания - знания по применению системы ПТ для эффективной профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК; - знания по применению компонентов полилогической среды: полилога диалоговых смыслов, полилога речевых диалогов и духовное восхождение в проблемном полилоге в профессиональной текстуально-полилогической деятельности; - знание модели ПТ в решении конкретных текстуально-полилогических задач в музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской практиках; - знание решения задач проектирования полилогической технологии с использованием различных методов в курсе «РДМК»; - знание системы ПТ для осуществления эффективной профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК; - знание технологии внедрения системы ПТ в предметной области специальных циклов

в единстве с этапами образуют её технологический компонент (текстуально-полилогический процесс передачи информации). В качестве основного средства дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО мы выделяем задачу. Выбор обусловлен тем, что а) дидактический статус задачи характеризует диалектическое единство цели и средства её достижения: с одной стороны, задача -это форма предъявления содержания, с другой - способ активизации, управления и самоуправления, организации и самоорганизации, диагностики и самодиагностики и т.д. [3, 5, 8]; б) задача выступает ядром, цементирующим началом различных типов самостоятельной работы студентов, она даёт возможность преподавателю заранее предусмотреть характер познавательной текстуально-полилогической деятельности студентов, их текстового продукта и, следовательно, эффективно управлять этим процессом.

Для целей нашего исследования имеет значение проблема классификации задач. В научной литературе имеется большое количество разнообразных классификаций задач. В своём исследовании мы использовали подход к классификации задач, опирающийся на таксономию целей, описаннный в работах [4, 11]. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что для достижения иерархии поставленных целей необходима субординированная заданная система, в которой место и порядок каждого элемента строго определены и отражают структуру полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО. В результате функционирования такой системы мы получим больший эффект, определяющийся процессами организации и упорядочения компонентов, чем при использовании разрозненных задач.

Классификация задач на основе триады «умения использовать полилогическую технологию для эффективной профессиональной подготовки в области РДМК - типы задач -качества личности» представлена в табл. 2.

Кратко остановимся на методах и формах рассматриваемой нами системы полилогической технологии.

Выделяя методы обучения, способствующие эффективности организации процесса полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки

педагогов-музыкантов в УСПО, мы опирались на определение метода, данное Г.Г. Гранатовым [4, с. 14], классификацию методов, предложенную И.Я. Лернером [7] и М.Н. Скатки-ным [10], которые справедливо отмечали, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

В своем исследовании мы использовали предложенные учёными [4, 7] пять методов обучения, применяемых в полилогической технологии, которые позволяют постепенно наращивать степень текстуально-полилогической активности и самостоятельности студентов в их профессиональной подготовке в области РДМК: 1) объяснительно-иллюстративный, обеспечивающий передачу большого массива информации (научной, религиозной); 2) репродуктивный, включающий студентов в текстуально-полилогическую деятельность по применению знаний в полилоговых ситуациях курса «РДМК» по представленным алгоритмам, предписаниям, правилам; 3) проблемное вопрос-ответное взаимодействие, позволяющее включить будущих учителей музыки, хормейстеров в совместный поиск; 4) эвристический, обеспечивающий организацию активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных студентами) профессиональных задач; 5) исследовательский, позволяющий включать студентов в самостоятельную текстуально-полилогическую деятельность по творческому применению ПТ для повышения своей профессиональной подготовки в области РДМК.

Мы применяли также продуктивные методы обучения, которые стимулируют активность обучаемого и базируются на таких технологиях, как развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, метод проектов, обучение на основе объектов, разноуровневое обучение. Характеристика и специфика использования данных методов для решения проблемы нашего исследования представлена в табл. 3.

Использование представленных в таблице методов позволяет решить две задачи: ликвидировать абстрактность обучения (развить реальные практические навыки у студентов), а также осуществить ориентацию на само-

Таблица 2

Классификация задач полилогической технологии освоения РДМК по умениям и качествам

Умения Типы задач Качества

Умения применять средства ПТ при субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействии с полилогическим текстом - Задачи на анализ и оценка возможностей средств ПТ при взаимодействии с полилогическим текстом; - задачи на осмысление основных средств ПТ при взаимодействии с текстуально-полилогической информацией; - задачи на освоение средств ПТ при взаимодействии с текстуально-полилогической информацией; - задачи на применение средств ПТ для получения текстуально-полилогической информации в процессе профессиональной подготовки в области РДМК; - задачи на применение средств ПТ для получения текстуально-полилогической информации в ходе исследовательской работы; - задачи на осмысление и корректировку предложенных схем решения профессиональных проблем в области РДМК при применении средств ПТ в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействии с текстуально-полилогической информацией; - задачи на распределение обязанностей в процессе полилогической деятельности над совместным проектом с применением средств ПТ при взаимодействии с текстуально-полилогической информацией - Способность сбора необходимой текстуально-полилогической информации посредством ПТ и применять её в условиях задачи; - самостоятельность полилогического мышления; - системность полилогического мышления; - гибкость полилогического мышления; - способность применения средств ПТ при обработке текстуально-полилогических данных в качестве инструмента для решения музы-кально-педагогических, музыкально-исполнительских, хормейстерских проблем в области РДМК; - способность к самоуправлению, самоорганизации

Умения применения инструментальных систем ПТ педагогического назначения - Задачи на выбор инструментальных систем ПТ педагогического назначения в зависимости от целей обучения и воспитания; -задачи на создание «текстуально-полилогических продуктов»; - задачи на анализ и оценку созданных «текс-туально-полилогических продуктов»; - задачи на самостоятельное построение алгоритмов решения определённого класса музыкально-педагогических, музыкально-исполнительских, хормейстерских задач; - задачи на создание этапов полилогической деятельности в ходе производства текстуально-полилогического продукта - Способность к самореализации; - способность к музыкально-педагогическому производству текстуально-полилогического продукта в области РДМК; - с амо стояте л ьно сть полилогического мышления; - способность к творческому тексту ально-полилогическому субъект-объектному, субъект-субъектному взаимодействию

Умения применения полилога диалоговых взаимодействий в текстуально- полилогическом поиске - Задачи на освоение возможностей полилога диалоговых взаимодействий; - задачи на отбор необходимой текстуально-полилогической информации по проблеме РДМК с помощью полилога диалоговых взаимодействий; - задачи на толерантность, корректность по поиску необходимой текстуально-полилогической информации; - задачи по полилоговому текстовому поиску в научных источниках; - задачи по полилоговому текстовому поиску в религиозных источниках; - задачи по полилоговому тестовому поиску в субъект-субъектном общении - Способность находить нужную информацию с помощью средств полилога диалоговых взаимодействий; - способность поиска информации по проблемам производства текстуально-полилогического продукта

Окончание табл. 2

Умения Типы задач Качества

Умения использования средств ПТ в принятии решения - Задачи по нахождению текстуально-полилогической информации посредством ПТ, полезной для принятия правильных решений по различным проблемам в области РДМК - Способность нахождения текстуально-полилогической информации посредством ПТ, полезной для принятия музыкально-педагогических, музыкально-исполнительских, хормейстерских решений по различным проблемам РДМК

Умения использования средств ПТ в экспертной оценке - Задачи на построение модели процесса решения учебных, профессиональных проблем в области РДМК посредством ПТ; - задачи, предполагающие осуществление предложения студенту-музыканту принять решение задачи посредством ПТ, превосходящее его возможности; - задачи, предполагающие пояснение рассуждений в процессе получения решения - Способность выработки принятия толерантных, корректных профессиональных решений; - способность получения консультаций экспертов по профессионально-ориентированным проблемам в области РДМК

Умения использования в ПТ средств управления - Задачи на создание различных видов отчётов - Самостоятельность мышления

Умения использования в ПТ мультимедиа средств - Задачи, предполагающие решение с использованием видео материалов: обрядовой практики, иконографии, библейских сюжетов в изобразительном искусстве, концертов РДМ, монастырской хоровой культуры и т.п. - Способность к самореализации; - способность к созданию текстуально-полилогического продукта; - самостоятельность мышления; - способность к творческому взаимодействию

Умения применения средств ПТ в создании полилоговых систем - Задачи на построение полилоговых моделей: полилога диалоговых смыслов, полилога речевых диалогов, духовное восхождение в проблемном полилоге как компонентов среды ПТ для решения профессионально-практических задач в области РДМК - Способность моделирования полилогических процессов и полилоговых объектов; - способность прогнозирования

Умения использования информационных полилоговых средств - Задачи на освоение основных понятий диалоговых коммуникаций; - задачи, направленные на способность субъект-субъектного общения и обмена полилоговой информацией по интересующей профессиональной проблеме в области РДМК с будущими коллегами; - задачи на использование полилога диалоговых коммуникаций, полилога диалогового общения в решении профессиональных задач на предметах специального цикла; - задачи, направленные на проектирование полилога диалоговых взаимодействий в курсе «РДМК»; - задачи по участию в полилоговых профессионально-ориентированных проектах - Способность к полилогу в субъект-объектной коммуникации, субъект-субъектном общении; - способность отслеживать поли-логовые инновационные технологии в музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской практиках

обучение студентов и глубокое осмысление теоретических и практических основ профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК. Последнее особо актуально в связи с объёмом и характером информации, получаемой на дисциплинах дирижёрско-хорового цикла.

В музыкально-педагогических УСПО в основном функционируют следующие орга-

низационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности - семинары, практикумы, научно-исследовательские работы студентов (анализ музыкального произведения), самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач, и в

о

ф

тз а

о

о\ ■о ш

(л)

о

ш ш

X

X ф

ф

За ш

5 X Ф

О *

Ф X

ш

го

Е □

ч: о ж

00

Дидактическое обеспечение полилогической технологии профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК

Таблица 3

Технология обучения

Обучение в полилоговом

сотрудничестве

Метод проектов

Методы

Методы

полилогового

обучения

Эвристические

методы;

постановка

проблемных,

тексту ально-

полилогиче-

ских задач

Содержание

Совместная (коллективная, парная, индивидуальная) текстуально-полилогическая деятельность, коллективное конструирование, продуцирование нового знания (текстуально-полилогического продукта), потребление тексту ально-полилоговых знаний

Комплексный метод полилогового обучения, позволяющий строить текстуально-полилогический процесс исходя из интересов (запрашивания) студентов, дающий им возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей текстуально-полилогической деятельности, в создании текстуально-полилогического продукта

Задачи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Развитие умений устанавливать диалоговые субъект-объектные и субъект-субъектные взаимодействия;

- развитие умений грамотного и логического производства текстуально-полилогического продукта;

- организация совместной познавательной текстуально-полилогической деятельности

- развитие текстуально-полилогияческих познавательных, творческих интересов студентов;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

-развитие умений ориентироваться в текстуально-полилогическом пространстве;

- развитие полилогического мышления

Роль преподавателя

- Ставит учебную задачу; -управляет полилогом диалоговых взаимодействий;

- создаёт толерантную среду общения, психологический климат творческого сотрудничества;

- является полноправным участником полилогического процесса обучения

- выбор и обсуждение основополагающей идеи, целей и задач будущего проекта;

- подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов;

- выделение подзадач для определённых групп студентов и подбор необходимых материалов; подведение итогов__

Характер взаимодействия

Коллективная, парная, индивидуальная работа над решением проблемы, темы, вопроса (проблемного, непроблемного)

Самостоятельная текстуально-полилогическая деятельность студентов (индивидуальная, парная, групповая), которую студенты выполняют в течение определённого отрезка времени

Возможность использования полилогов

01 «

§ ф

о £

о

2 Ф

о

ф

а: §

о

о §

с<

о с

о

о

о а:

0

1

г

I

г а: о

с< с<

<5 3

О со

5 о-

3 ?

СГ

о

Окончание табл. 3

ч

ф

о и

Технология обучения

Методы

Содержание

Задачи

Роль преподавателя

Характер взаимодействия

Возможность использования полилогов

2 ф

н О 1з

Ж

ш

2 тз о

■8-

№ о о

О X

т

г х

о -1 о

о

о\

тз

ш

и

о ш ш

X

Разноуровневое обучение

Личностно-ориентирован-

ные методы обучения

Учитываются индивидуальные (поликультурные) различия студентов

Осуществление индивидуальной траектории обучения для данного конкретного студента

- Выявление индивидуальных способностей каждого студента;

- построение индивидуальной траектории текстуаль-но-полилогового обучения в соответствии с индивидуальными взможностями;

- подбор тексту ально-по-лилоговых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций;

- корректировка полилогического обучения в соответствии с достигнутыми результатами (текстуально-полилогическими продуктами)_______

Комплектование текстуальных объектов, групп студентов: с учётом общей и специальной подготовки, по интересам, конфессиональной ориентации

ГО

ф

о н

X

5

2

ю

Ю О

Обучение на основе объектов

Метод структурирования тексту ально-полилогиче-ской информации

Структурирование тексту ально-полилогической информации, содержания обучения и организации работы студентов с полными логически завершёнными учебными объектами

- Выдача с помощью каждого объекта (блока) определённого знания (тексту-ально-полилогического продукта), необходимого умения;

- организация полилогического обучения в индивидуальном режиме;

- осуществление рейтинговой оценки знаний и умений студентов

-Разработка учебных объектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- регулирование последовательности изучения учебных объектов;

- контроль за уровнем знаний и умений студентов

Возможность охватить текстуально-полилогическим процессом наличное количество студентов

то же время выступают как организационные формы обучения, поскольку являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения.

Использование разнообразных организационных форм и методов обучения с применением полилогической технологии в курсе «РДМК» обеспечивает их активность в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов, возможность самореализации. В то же время чрезмерное увлечение различными методами и формами, как и их однообразие, рождает полудеятельность или деятельностную дистрофию [2]. Исходя из этого мы считаем, что необходима определенная систематизация форм и методов. Поскольку любой метод обучения и любая форма организации в силу своих специфических особенностей реализует свойственные именно им функции, то мы рассмотрели некоторые общие проблемы, связанные с их применением в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК. Анализ научно-педагогиче-ской литературы по данной проблеме и наши исследования показали, что систематизацию организационных форм и методов необходи-

мо проводить с опорой на учебно-познавательную, научно-исследовательскую деятельность и музыкально-педагогическую, музыкально-исполнительскую, хормейстерскую практики, в которые включается будущий учитель музыки, хормейстер в процессе профессиональной подготовки. Исходя из этого нами были разработаны три взаимосвязанных блока методов и форм, структурированных по принципу соответствия содержательным видам деятельности студентов в УСПО, которые представлены в табл. 4.

Итак, разработанная нами дидактическая система полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО имеет структурную организацию, задаётся содержанием структурно-функционального инварианта дидактической системы и морфологически представлена в пяти подструктурах: целевая, организационно-исполнительная, содержательная, технологическая, уровнево-результатив-ная (см. рисунок).

Модель составлена на основе методической системы формирования профессионального потенциала студентов вуза Е.М. Разин-киной [6].

Таблица 4

Формы и методы профессиональной подготовки педагогов-музыкантов с применением полилогической технологии в курсе РДМК

Вид деятельности Формы Методы

Учебно-познавательная деятельность Лекции (объяснительно-иллюстра-тивные, проблемные, с обратной связью); лекция с заранее запланированными противоречиями, ошибками; практические семинары; работа над хоровым произведением за инструментом, со студенческой группой; работа над индивидуальным и коллективным проектами, темой Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический; учебно-деловые игры; методы разноуровневого обучения, метод обучения на основе учебных объектов, методы развивающего обучения, диалоговые методы обучения в творческом полилоговом сотрудничестве

Научно-исследовательская деятельность Проблемные лекции, проблемные семинары и практикумы, работа над научно-исследовательской темой, учебные полилогические проекты профессиональной подготовки, конференция, самостоятельная работа студентов, творческий самоотчёт Эвристический, исследовательский, герменевтический; творческие доклады, учебно-исследовательская игра (синтез мыслей, непримиримость противоречий); метод полилогических проектов, методы развивающего обучения, диалоговые методы обучения в творческом полилоговом сотрудничестве

Педагогическая, хормейстерская, исполнительская практики Урок музыки, хоровая репетиция, концертное выступление (как дирижёра хора, певца), исполнение произведений РДМ на инструмент Диалоговые методы обучения в творческом полилоговом сотрудничестве, метод полилогических проектов, самоотношение, самооценка

о ф

Начальные данные

ГО

ф

о

ж

5

<

тз

Я

Ж ю

яяЛ

ю о

Социальный заказ

Государственный образовательный стандарт

Научное обеспечение

Полилогическая концепция

Управление процессом полилогической технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях

Целевой компонент

Конкретная цель: применение полилогической технологии в курсе «РДМК» как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ. Перспективная цель: подготовка высокопрофессионального педагога-музыканта, способного грамотно осваивать РДМК.

Оперативные цели (декомпозиция на задачи)

Уровнево-результативный компонент

Уровни, критерии, показатели, диагностические методики

Организационно-исполнительный компонент

Этапы текстуально-полилогического процесса: самоприспособление, самоопределение, преобразование.

Педагогические условия: разработка полилогической среды - полилога диалоговых сопряжений: полилога диалоговых смыслов, полилога речевых диалогов, духовное восхождение в проблемном полилоге, направленной на расширение и углубление профессиональной подготовки учителей музыки, хормейстеров в области РДМК;

оптимальное наращивание самообучающихся функций студентов в курсе РДМК;

применение педагогами-музыкантами и студентами-музыкантами полилогической технологии освоения РДМК в музыкально-педагогической, музыкально -исполнительской, хормейстерской деятельности

Содержательный компонент

Методологические знания. Теоретические знания. Методико-технологические знания

Технологический компонент

Технология обучения на основе объектов.

Технология текетуально-полилого-вого обучения.

Проблемно-диалоговая технология. Диалоговая технология творческого сотрудничества.

Технология развивающего обучения.

Технология «Духовное восхождение».

Метод проектов.

Технология разноуровневого обучения

Студенты с начальным уровнем профессиональной подготовки в области РДМК

Студенты с высоким уровнем профессиональной подготовки в области РДМК

Итоговые

данные --;-^

н

ф

о

тз

2 ф

н о

1а *

Ш □

о

-8-ф о о

О X ш П

г

X

о о

о

о\

тз

ш

со

о

ш ш

X

20

Модель дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ

Таким образом, модель дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО имеет структурную организацию и представлена в пяти подструктурах: 1) целевая, включающая цель, которая отражает главную полезную функцию системы, и задачи, представляющие собой декомпозицию цели в соответствии со структурой полилогической технологии; 2) содержательная, представленная теоретическими, методическими, технологическими знаниями; 3) организационно-исполнительная, представленная этапами процесса полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО и комплексом педагогических условий; 4) технологическая, представленная комплексом методов, средств и организационных форм включения студентов в текстуально-полилогическую деятельность в процессе полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО на этапах самоприспосабления, самоопределения, преобразования; 5) уровнево-результативная, включающая уровни, критерии, показатели и диагностические методики их определения.

Литература

1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка» /Э.Б. Абдуллин. -М.: МИРОС, 1992. - 72 с.

2. Алътшуллер, Г. С. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач) /

Г. С. Алътшуллер. - Кишинев: Картя молда-веняскэ, 1989. - 315 с.

3. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятелъностный аспект: моногр. / В.А. Беликов. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 357 с.

4. Гранатов, ГГ. Концепция современного естествознания (система основных понятий): учеб. метод, пособие / Г.Г. Гранатов. -М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 576 с.

5. Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т.Е. Климова. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 126 с.

6. Краевский, В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. - 244 с.

7. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. — М.: Знание,1976. -154 с.

8. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект /Н.Ю. Посталюк. -Казань: Казанский ун-т, 1989. - 205 с.

9. Разинкина, Е.М. Профессиональный потенциал студентов вуза и новые информационные технологии: моногр. / Е.М. Разинкина. -Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 349 с.

10. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1971. - 206 с.

11. Сластенин, В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

12. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина. - М.: Изд-во МГУ; 1975. -343 с.

13. Усова, A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / A.B. Усова. -М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

Поступила в редакцию 11 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.