Научная статья на тему 'Резервы совершенствования хормейстерской подготовки педагога-музыканта на основе рефлексивной деятельности'

Резервы совершенствования хормейстерской подготовки педагога-музыканта на основе рефлексивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХОРМЕЙСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕФЛЕКСИЯ / REFLEXION / РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА / REFLEXIVE CULTURE / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД / REFLEXIVE APPROACH / ТЕХНОЛОГИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ РАБОТЫ / РЕПЕТИЦИОННЫЕ ЭТАПЫ / REHEARSAL STAGES / РЕПЕТИЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / CHORUS CONDUCTING TRAINING / MEANS OF REHEARSAL ACTIVITY / REHEARSAL MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.Н.

В статье рассматривается проблема совершенствования хормейстерской подготовки педагога-музыканта. Раскрывается роль рефлексии как основополагающего фактора, объединяющего содержание хормейстерской подготовки и форму ее освоения. Автор полагает, что, пронизывая основные компоненты содержания хормейстерской подготовки, рефлексивная деятельность студентов позволяет фиксировать внимание на актах осознанного освоения формы их реализации основных репетиционных этапах; специально организованный учебный процесс в условиях хоровых занятий направлен на развитие у студентов самооценки, самоконтроля, самоанализа, коррекции собственных действий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of the perfection of a music teachers chorus conducting training. It reveals the role of reflexion as of a basic factor which connects the content of the conducting training with its mastering. Being a crossing part of the main components of the conducting training, students reflexive activity allows to focus their perception on the acts of the conscious frame realization on the basic rehearsal stages. A specially organized teaching atmosphere during choral classes is aimed at the development of students self estimation, self control, inner monitoring and correction of their own actions.

Текст научной работы на тему «Резервы совершенствования хормейстерской подготовки педагога-музыканта на основе рефлексивной деятельности»

РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОРМЕЙСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Н. Никитина

Аннотация. В статье рассматривается проблема совершенствования хормейстерской подготовки педагога-музыканта. Раскрывается роль рефлексии как основополагающего фактора, объединяющего содержание хормейстерской подготовки и форму ее освоения. Автор полагает, что, пронизывая основные компоненты содержания хормейстерской подготовки, рефлексивная деятельность студентов позволяет фиксировать внимание на актах осознанного освоения формы их реализации - основных репетиционных этапах; специально организованный учебный процесс в условиях хоровых занятий направлен на развитие у студентов самооценки, самоконтроля, самоанализа, коррекции собственных действий.

Ключевые слова: хормейстерская подготовка, рефлексия, рефлексивная культура, рефлексивный подход, технология репетиционной работы, репетиционные этапы, репетиционные модели.

Summary. The article deals with the issue of the perfection of a music teacher's chorus conducting training. It reveals the role of reflexion as ofa basic factor which connects the content of the conducting training with its mastering. Being a crossing part of the main components of the conducting training, students' reflexive activity allows to focus their perception on the acts of the conscious frame realization - on the basic rehearsal stages. A specially organized teaching atmosphere during choral classes is aimed at the development ofstudents' self - estimation, self - control, inner monitoring and correction of their own actions.

Keywords: Chorus conducting training, reflexion, reflexive culture, reflexive approach, means of rehearsal activity, rehearsal stages, rehearsal models.

65

Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности школьников, который является мощным источником эстетического воспитания и приобщения к музыкальному искусству, действенным средством всестороннего развития учащихся. В России всегда с обучением пению связывали не только про-

цесс приобретения определенных умений и навыков, но, главным образом, решение задач формирования личности ребенка, его морального и духовного облика.

Сегодня работать со школьниками в жанре академического пения непросто, поскольку на их музыкальные предпочтения значительное влияние

66

оказывают средства массовой информации, часто пропагандирующие и таким образом воспитывающие низкопробные вкусы. Ввести ребенка в мир высокохудожественной музыки, приобщить его к вокально-хоровому искусству может только такой педагог-музыкант, который по-настоящему увлечен своим делом и профессионально владеет хормейстерским и педагогическим искусством.

Известно, что научиться хоровому делу только по книжке нельзя, и мой собственный многолетний опыт работы в системе высшего и общего школьного музыкального образования позволяет утверждать о необходимости самого пристального внимания к практической работе студентов музыкального факультета в области хормейстерской деятельности.

В хормейстерской подготовке студентов музыкально-педагогических факультетов сложились устойчивые традиции, определенная система и практика занятий. Тем не менее, высокий профессиональный уровень подготовки студентов-музыкантов достигается не всегда, и методы ее дальнейшего совершенствования постоянно находятся в зоне особого внимания музыкально-педагогической науки.

В работах Н.В. Венедиктовой, ГГ Го-лыка, РН. Ерман, В.Л. Живова, К.П. Матвеевой, Т.А. Первушиной, Э.А. Скрип-киной, Т.А. Эстриной, Б.Д. Яркина и других нашли отражение отдельные аспекты хормейстерской подготовки будущих учителей музыки. Однако для ее качественного совершенствования считаю необходимым определить взаимодействие различных элементов в рамках единого подхода, предполагающего формирование и развитие наряду с хормейстерскими знания-

ми, умениями и навыками, психологических составляющих, в том числе - рефлексии.

Как известно, рефлексия - это деятельность сознания, направленная на осмысление собственных действий, то есть своего рода направленность внутрь себя. Сегодня, с развитием научного знания, границы применения категории рефлексии значительно расширились. Она активно используется на общенаучном уровне, выступая в качестве: методологического средства междисциплинарных разработок современной науки (теория рефлексивных игр, теория рефлексивного управления); объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (социология, логика, лингвистика, экология и др.). Психолого-педагогической наукой активно разрабатываются такие сферы, как педагогическая рефлексия, рефлексивная готовность, рефлексивная компетентность, рефлексивный потенциал, которые являются составляющими более широкого понятия - рефлексивная культура.

Рефлексивная культура представляет собой интегративное, динамическое образование личности, включающее в себя овладение комплексом рефлексивных знаний и умений, способов самопознания, самооценки, выработку установки на ценностное отношение к предстоящей профессиональной деятельности и на развитие профессионально личностных качеств. Процесс формирования рефлексивный культуры будущего педагога-музыканта мы рассматриваем в контексте профессионально-педагогической подготовки студентов, важнейшим звеном которой является хормейстерская подготовка.

Рефлексия приводит студента к целостному представлению о содер-

жании, способах и средствах хормейстерской деятельности; позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности благодаря тому, что она оказывается неразрывно связанной с профессионально-личностным «Я», с собственным сознанием; делает его субъектом своей активности, а потому выступает средством экстраполяции и интеграции познанного в личностный контекст.

Характерными признаками рефлексивной культуры педагога-хор мей сте ра можно считать его готовность и способность творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые художественно-духовные смыслы и ценности; умение адаптироваться в непривычных межличностных проблемах отношений; умение ставить и решать неординарные практические задачи.

Для формирования рефлексивной культуры будущего педагога-хормейстера необходимо развивать у студентов следующие умения:

• «приостановить» собственную деятельность, «встать» над ней;

• выделять главные моменты своей деятельности и деятельности «другого» как некое целое;

• объективировать свою деятельность, то есть переводить ее с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

Все это предполагает наличие у будущего педагога-музыканта - хормейстера определенной культуры мышления: логичность, аргументированность, системность, тщательность, всесторонность и полноту анализа и оценки ситуации; наличие в сознании совокупности средств, приемов, методов, которые предпочтительнее при-

менять в конкретной ситуации; развитие общего критического подхода.

Исследователи роли рефлексии в процессе профессиональной подготовки (И.С. Ладенко, И.С. Никифоров, Е.П. Прудникова, И.А. Стеценко, Е.Н. Шиянов, Л.В. Яковлева) считают, что сущность рефлексии сводится к превращению знания формального в знание реальное, и рассматривают рефлексию как связующее звено между знанием, концептуальными представлениями и личным опытом. Кроме того, рефлексия является способом освоения деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов. Следовательно, необходим рефлексивный тип управления учебно-воспитательным процессом дирижера-хоровика. Целью совместной деятельности преподавателей и студентов в таких условиях является развитие у последних способности к самоуправлению.

Несомненно, принудить или заставить студентов использовать рефлексию невозможно, но вполне реально оказание опосредованно-стимулирую-щего воздействия, инициирование рефлексии в ходе анализа конкретных затруднений в ходе практической хормейстерской работы.

Овладение механизмами рефлексии в процессе хормейстерской работы происходит в процессе самонаблюдения студента. И хотя наблюдение за внешним поведением более реактивно, чем наблюдение за внутренними процессами, самонаблюдение меняет поведение активнее и существеннее, чем при оценке со стороны. Проявлениями действия рефлексии становятся осознание, самокритика и самооценка. Самооценка же является составляющей «Я-концепции», элементом самопознания. Этот процесс

67

ВЕК

68

предполагает наличие критического отношения к себе, соотнесения своих возможностей с результатами деятельности. Детерминированная самоанализом самооценка выполняет регуля-торную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности студента.

Рефлексивное углубление в предметное содержание будущей профессиональной хормейстерской деятельности способствует органичному «включению» механизмов развития личности, раскрытию ее «сущностных сил», внутреннего потенциала. Буквально пронизывая основные компоненты содержания музыкального образования, рефлексия выполняет функцию своеобразного внутреннего двигателя, активизируя профессиональную подготовку студентов-музыкантов. Осознанное освоение содержания предметов хормейстерского цикла является необходимым условием дальнейшего успешного продолжения самообразования (самообучения) будущих специалистов области профессионального музыкального образования.

Рефлексия приводит будущего хормейстера к относительной независимости от разного рода внешних влияний, к способности к саморазвитию и развитию окружающего мира. Обращение к своему внутреннему духовному миру, своему опыту жизнедеятельности, дает возможность личности не только осмыслить их, но и перестраивать, развивать свой внутренний мир, обогащать свой опыт.

Проблема рефлексии находится в зоне особого внимания педагогов-музыкантов, которые рассматривают ее как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, Т.А. Ко-

лышева); как важнейшую составляющую творческого процесса музыканта-исполнителя (Г.М. Цыпин); как необходимый элемент профессиональной техники дирижера (ГЛ. Ержемский). В широком смысле, проблема рефлексии в творчестве связана с более общей проблемой взаимосвязи сознательного и бессознательного, с вопросом роли сознания в данном процессе.

В полной мере это относится к деятельности хормейстера, где рефлексия приобретает особое значение. Работа хормейстера предполагает выполнение не только исполнительских функций, но и педагогических, связанных с владением так называемой «технологией репетирования». В связи с этим роль аналитического начала - анализ репетиционной ситуации, собственных действий, действий певцов хора - значительно возрастает.

Вопрос о важности управления дирижером собственными действиями поднимали многие симфонические и хоровые дирижеры (К.П. Кондрашин, Н.А. Малько, К.А. Ольхов, Л.А. Сидель-ников, В.Г Соколов, П.Г Чесноков). Известное мнение, что, если хор плохо поет, то виноват в этом прежде всего дирижер, является косвенным тому подтверждением.

Для меня принципиально важным является то, что рефлексия, как элемент хормейстерской деятельности, в то же время является способом ее освоения, то есть выполняет обучающую функцию. В связи с этим становление рефлексивной культуры студентов в процессе хормейстерской подготовки может стать обучающим фактором, активизирующим данный процесс. Исследование хормейстерской подготовки в таком ракурсе дает право заявлять о правомерности рефлек-

сивного подхода, реализация которого является средством, носящим дидактическую направленность.

Рефлексивный подход предполагает комплекс психолого-педаго ги че-ских средств, направленных на активизацию процесса самопознания студентом внутренних психических актов и состояний. Рефлексивный подход в качестве дидактической направленности учебного процесса действует как установка, стратегия обучения хормейстерской деятельности. Данный подход предполагает организацию специального обучения, в ходе которого студенты овладевают средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней деятельностью. В ходе такого обучения формируется и развивается способность студента к самоотчету об испытываемых ощущениях, самоанализу, самооценке, формируется рефлексивная культура в широком смысле.

Реализация рефлексивного подхода целесообразна в условиях работы хорового класса, поскольку он является предметом обобщающе-интегратив-ного характера в дирижерско-хоровом цикле дисциплин. Рефлексию можно рассматривать в качестве основополагающего фактора, объединяющего содержание хормейстерской подготовки и форму ее освоения. Иными словами, рефлексия, пронизывая основные компоненты содержания хормейстерской подготовки, фиксирует внимание студентов на актах осознанного освоения формы их реализации - основных репетиционных этапах.

Мы определили три основных этапа, наиболее полно отражающих технологию репетиционной работы: начальный этап, промежуточный и за-

ключительный (предконцертный). Каждый этап разучивания хорового произведения имеет не только свои цели и смысловые акценты, но и предполагает различный удельный вес хормейстерских средств, различные способы и приемы репетиционной работы. В связи с этим они могут быть представлены в сознании студентов в качестве целостных репетиционных моделей. Под репетиционной моделью в данном случае понимается особый комплекс смысловых, технических, психологических и методических задач и путей их реализации, схематично отражающий специфику одноименного репетиционного этапа.

Анализ выделенных репетиционных этапов и фиксация внимания студентов на характерных для каждого этапа методах, приемах работы стимулируют аналитические мыслительные процесс. Кроме того, учебный процесс в хоровом классе может быть построен таким образом, чтобы присутствовали различные проявления рефлексии: индивидуальная рефлексия студентов, рефлексия руководителя хора, коллективная рефлексия.

Необходимо особо отметить, что руководитель учебного хора постоянно находится в центре внимания учащихся, и этот факт возлагает на преподавателя особую ответственность. От того, насколько слитны в нем профессиональные, нравственные, личностные качества, зависит цельность личности руководителя, мера его творческого самовыражения. Его рефлексивная позиция в отношении хормейстерской деятельности является эталоном, поведенческой моделью для студентов.

Важнейшая задача рефлексивного подхода - осуществление координации хормейстерских действий, образую-

69

ВЕК

70

щих основу познавательной и исполнительной деятельности студентов. Ведущим звеном реализации рефлексивного подхода является рефлексивный анализ - познавательный процесс, осуществляемый на основе анализа собственных хормейстерских действий, их составляющих, и репетиционной ситуации в целом. Изучение, разбор и характеристика хормейстерских действий происходит в процессе сопоставления результатов наблюдения, анализа и оценки хормейстерских действий «другого» и самонаблюдения, самоанализа, самооценки собственных хормейстерских действий студента.

Средствами, активизирующими процесс обучения, являются:

• оснащение студентов инструкциями-памятками, отражающими содержание основных репетиционных этапов;

• применение различных форм рефлексивного анализа (письменный, устный, мысленный);

• использование приема повторного рефлексивного анализа с новых позиций;

• составление хормейстерских «самохарактеристик» и характеристик на студентов-сокурсников;

• разработка самоотчетов о путях преодоления возникающих трудностей в репетиционной работе;

• использование примеров рефлексивного отражения руководителем хора различных аспектов своей хормейстерской деятельности.

Уровень развития рефлексивной культуры студентов проявляется в глубине осмысления собственного хормейстерского опыта и степени готовности к планированию и осуществлению хормейстерской деятельности в ходе проведения хорового практикума.

Таким образом, специально организованный учебный процесс нацелен на решение взаимосвязанных и взаимозависимых задач - формирование рефлексивной культуры и совершенствование хормейстерской подготовки педагога-музыканта.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем педагогики музыкального (музыкально-педагогического) образования// Методологическая культура педагога-музыканта. - М., 2001.

2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.

3. Ержемский Г.Л. Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии.- СПб., 2007.

4. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997.

5. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская; С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. - СПб., 2002.

6. Ладенко И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем // Рефлексия в науке и обучении: сб. научн. тр. / Отв. ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 1989.

7. Никитина Е.Н. Методические рекомендации к проведению хорового практикума. - М., 2007.

8. Никитина Е.Н. Хормейстерская подготовка педагога-музыканта в условиях рефлексивного подхода: Учебное пособие. - М., 2006.

9. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / Рос. акад. наук, Ин-т психологии, Ин-т рефлекс. Психологии сотворчества. - М., 2000.

10. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебное пособие. - М., 2008. ■

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.