Научная статья на тему 'Концептуальная модель полилогической технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях'

Концептуальная модель полилогической технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВМУЗЫКАНТОВ / РУССКАЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОЛИЛОГ ДИАЛОГОВ / ПОЛИЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ТЕКСТУАЛЬНО-ПОЛИЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕКСТУАЛЬНО-ПОЛИЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ПОЛИЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ДИАЛОГ В ПОЛИЛОГЕ ДИАЛОГОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / ПОЛИЛОГ ДИАЛОГОВЫХ СОПРЯЖЕНИЙ / ПОЛИЛОГ ДИАЛОГОВЫХ СМЫСЛОВ / ПОЛИЛОГ РЕЧЕВЫХ ДИАЛОГОВ / ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛИЛОГЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борковская Светлана Петровна

Изучение процесса профессиональной подготовки педагоговмузыкантов в области русской духовно-музыкальной культуры под воздействием полилогической технологии является принципиально новым направлением. Полилогическая технология имеет характер концептуальной модели, которая включает методологические основания, основные идеи, сущностные характеристики. Задаётся содержанием предметных моделей первого, второго, третьего порядков и функциональными подсистемами: научной, нормативной, технологической, эмпирической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борковская Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель полилогической технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях»

РАЗДЕЛ V

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 377

Борковская Светлана Петровна

Доцент кафедры эстетики, этики и культурологии Магнитогорского государственного университета, pedagog@masu.ru, Магнитогорск

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Barkovskaya Svetlana Petrovna

Assistant professor of aesthetics, ethics and kulturologies Magnitogorsk State University, peda-gog@masu.ru, Magnitogorsk

CONCEPTUAL MODEL OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT POLYLOGICAL RUSSIAN SPIRITUAL-MUSICAL CULTURE AS A COMPONENT OF TRAINING OF TEACHERS-MUSIC1ANS IN SPECIALIZED SECONDARY SCHOOLS

В условиях XXI., в ситуации общественных изменений (критического взгляда на прежние идеалы; раскола в общественном самосознании; возрождения традиций русской православной культуры, православной педагогики и музыки; роста интереса к религиозной вере и поиска общечеловеческих ценностей в её духовных основаниях), проблема полилоги-ческой технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры (РДМК) как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ) становится особенно актуальной для профессионального образования и музыкальной педагогики.

Нами установлено, что самостоятельное предметное изучение процесса профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК под воздействием полилогической технологии является принципиально новым направлением.

В педагогической науке не представлены концептуальные основы полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ, отсутствуют концептуальные модели, позволяющие разрабатывать методическое обеспечение полилогической технологии в курсе «Русская духовно-музыкальная культура» («РДМК»), не сформулированы научные основы влияния полилогической технологии на профессиональную подготовку педагогов-музыкантов системы среднего профессионального образования (ССПО) в области РДМК.

Под полилогической технологией нами понимается совокупность диалоговых методов и средств, объединённых и выстроенных в технологическом порядке полилога диалоговых сопряжений, обеспечивающего воспроизведение текстуально-полилогических процессов обучения и духовно-нравственного воспитания с целью эффективного освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ.

Теоретическими основами концепции полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ являются следующие положения.

Методологическими основаниями построения исследуемой концепции служат культурологические, философские, антропологические, социологические, психолого-педагогические, музыкально-педагогические, музыкально-исполнительские концепции профессионального музыкального образования, определяющие образование как социокультурную сферу, создающую внешние и внутренние условия для развития человека в процессе освоения культуры, её областей, включая музыкальную культуру религиозной традиции, культуру профессиональной подготовки педа-гогов-музыкантов в условиях поликультурного обновления России, открытой для восприятия духовного и практического опыта предшествующих поколений, осмысления духовно-нравственных основ национальных традиций.

При реализации функции обеспечения личности системой профессиональных знаний, умений и навыков, представляющих собой по-лилогический опыт мышления, познания, общения и деятельности в курсе «РДМК» должны достигаться цели профессиональной подготовки педагогов-музыкантов как опыт осмысления своего уникального становления в культуре («полилогическое познание»).

При реализации функции воспитания полилогического отношения к культуре, РДМК как части, природе, другому человеку, группе людей, самому себе достигаются цели духовно-нравственного, биосоциального, социокультурного уровня личностного развития («полилогическое воспитание»).

При реализации функции развития способности целостного саморазвития, самовоспитания в самообучении, достигаются цели обеспечивающие единство бытийного и рефлексивного уровня сознания («полилогическое развитие») будущих учителей музыки, хормейстеров.

Нормативными основаниями построения концепции полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ служат положения:

• Концепции среднего специального образования (1991.);

• Закона РФ «Об образовании» (1992/1996.);

• Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (1995/2002.);

• Государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальностям 0310 Музыкальное образование и

0503 Хоровое дирижирование (2001.);

• Требований к квалификации учитель музыки в общеобразовательной школе, музыкальный руководитель в детском саду (2002.); руководитель хора и творческого коллектива (2002.).

• Учебных планов базового уровня по специальностям 0310 Музыкальное образование и 0503 Хоровое дирижирование (1994-2010.).

Концептуальными идеями выступают следующие положения:

• полилогическая технология является обязательным компонентом процесса профессиональной подготовки педагогов-музыкантов ССПО в области РДМК, поэтому необходимо структурировать дидактические возможности данной технологии и выявить все целесообразные направления её использования на каждом из этапов профессиональной подготовки в курсе «РДМК»;

• содержание профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в курсе «РДМК», выступает по отношению к содержанию профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ как средство по отношению к цели, включающее целесообразный отбор содержания знаний и умений, необходимых и достаточных для успешного выполнения профессиональной деятельности; отражает целесообразное соотношение и соответствие содержания и объема теоретической и практической подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК, необходимых для достижения высокого уровня его профессионального развития;

• в качестве теоретико-методологической стратегии построения концепции полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ должен выступать такой научный подход, который обеспечивает условия формирования полилогического опыта субъект-объектного, субъект-субъектного взаимодействия и духовного восхождения в полилоге диалоговых сопряжений в условиях восприятия, интерпретации, понимания и создания учебного полилогического текста - продукта авторской образовательной деятельности личности студента-музыканта в курсе «РДМК», отражающего уровень полилогических отношений его с культурой, РДМК как её части;

• полилог диалоговых сопряжений, совокупность принципов поли-логическонго подхода, положенные в основу теории и практики процесса полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ, необходимо представлять на целевом, содержательном, процессуальном и оценочном уровнях;

• концептуальная модель полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ должна включать в себя научную, нормативную, технологическую и эмпирическую подсистемы, каждая из которых соответственно направлена на выполнение соответствующей функции: создание научного, нормативного, методического, практического обеспечения исследуемого процесса;

• профессиональная подготовка педагогов-музыкантов в курсе

«РДМК» с применением полилогической технологии должна иметь структурную организацию и реализовываться в следующих подструктурах: целевая, содержательная, технологическая, организационно-

исполнительная, уровнево-результативная;

• полилогическая технология освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ протекает наиболее эффективно при комплексном соблюдении педагогических условий: а) разработка полилогической среды - полилога диалоговых сопряжений: полилога диалоговых смыслов, полилога речевых диалогов, духовное восхождение в проблемном полилоге, направленной на расширение и углубление профессиональной подготовки учителей музыки, хормейстеров в области русской духовно-музыкальной культуры; б) оптимальное наращивание самообучающихся функций студентов в курсе «РДМК»; в) применение педагогами-музыкантами и студентами-музыкантами полилогической технологии освоения РДМК в музыкально-педагогической, музыкальноисполнительской, хормейстерской деятельности;

• критерии результативности полилогической технологии определяются в параметрах и процедурах мониторинга качества профессиональной подготовки педагогов-музыкантов ССПО в области РДМК, устанавливающих эффективность концепции.

В качестве основных сущностных характеристик исследования выступают следующие основные понятия:

1. Профессиональная подготовка педагогов-музыкантов включает общеобразовательное, общенаучное, общепрофессиональное, общепедагогическое, психолого-педагогическое, специальное и методическое направления теоретической и практической деятельности во взаимосвязи характеризующих их знаний, умений и навыков, необходимых для достижения эффективной профессиональной подготовки.

2. Русская духовно-музыкальная культура - часть отечественной культуры, в которой отражены ценности художественного творчества и православной аскетической системы, а также соответствующие историческому этапу процесс и результаты творческой деятельности человека, обогащающие духовную культуру посредством вокально-хоровой и православно-инструментальной технологии.

3. Полилог диалогов как большой диалог (B.C. Библер), актуализирующий смысл в полилоге диалоговых смыслов.

4. Диалог в полилоге диалоговых смыслов — способ полилогического познания в курсе «Русская духовно-музыкальная культура», выражающий целостное и конструктивное постижение объективно (текстуально) представленных субъективных ценностей в условиях процесса выстраивания открытых, доверительных, эмпатических, проблемных и непроблемных вопрос-ответных, свободных, равноправных, конструктивных, осознанных отношений как полилог диалогов-противоречий и полилог диалогов-синтезов с ними.

5. Полилогический текст - особый тип жизнедеятельности личности, группы личностей, продукт их авторского творчества, отражающийся в знаке (знаках) как личностные смыслы индивидуального сознания и отношения к себе, своей профессиональной подготовке, к объектам и субъектам полилогического процесса в обучающем курсе «Русская духовномузыкальная культура».

6. Текстуально-полилогическая деятельность, понимаемая как специфическая работа с музыковедческим, искусствоведческим, культурологическим и богословским текстами; их восприятие, интерпретация, создание и предъявление.

7. Полилогическое познание - специфическое познание, сопряженное с поиском личностью вопросов к самому себе и к своей образовательной ситуации.

8. Диалог в полилоге диалоговых взаимодействий, где диалог выступает способом организации полилогического познания РДМК, тексту-ально-полилогической деятельности в обучающем курсе «РДМК», а полилог является формой и содержанием диалоговой коммуникации (субъект-объектное взаимодействие), диалогового общения (субъект-субъектное взаимодействие), духовного субъект-объектного и субъект-субъектного восхождения в полилоге диалоговых сопряжений.

9. Полилог диалоговых сопряжений - система полилогов, аккумулирующая диалоговую коммуникацию (субъект-объектное взаимодействие), диалоговое общение (субъект-субъектное взаимодействие), духовное субъект-объектное и субъект-субъектное аналитическое и эмоциональное восхождение в противоречивом и (или) синтезирующем (гармоничном, унисонном) образовательном пространстве курса «Русская духовно-музыкальная культуцра»; обеспечивающая возможности продуктивной текстуально-полилогической деятельности студентов-музыкантов и направленная на эффективную профессиональную подготовку в области РДМК.

Процедура построения концепции предполагает также рассмотрение подходов к полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ. Нами был определен полилогический подход, который задаёт систему регуляторов в проектировании содержательного и процессуального аспектов полилогической технологии и определяет специфическую организацию текстуально-полилогической деятельности в полилоге диалогов. Такая организация предусматривает образовательную деятельность на основе ценностносмысловых отношений в полилоге диалоговых сопряжений.

Полилогическая технология освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ включает в себя четыре базовых подсистемы: научную подсистему - основания, подходы, принципы полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ; нормативную подсистему - цели, положения, критерии, стандарты, направленные на профессиональную подготовку педагогов-музыкантов в области

РДМК с применением полилогической технологии в системе среднего профессионального образования; технологическую подсистему - средства, условия, формы, способы реализации положений полилогической технологии освоения РДМК в обучающем курсе, музыкальнопедагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской практиках ССУЗ; эмпирическую подсистему - задачи, процессы, оценки, результаты полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ.

Взаимосвязь и балансировка научной, нормативной, технологической, эмпирической подсистем является важнейшим условием функционирования полилогической технологии и достижения цели её развития. Каждая подсистема направлена на выполнение определенной функции. Научная подсистема направлена на выполнение функции научного обеспечения процесса полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ. Нормативная подсистема направлена на выполнение функции управления данным процессом, технологическая подсистема связана с функцией методического обеспечения процесса, эмпирическая подсистема направлена на практическое обеспечение процесса полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ. Каждая из перечисленных функций связана с предыдущей и является основой для реализации последующей функции. В целом, лишь реализации всех четырех описанных функций приводят к достижению цели и переход на более высокий уровень.

Специфический характер полилогической технологии - целостность её системы, представляющей собой результат непосредственного взаимодействия всех входящих в неё компонентов как частей полилогической технологии, где в качестве компонентов выступают подсистемы с элементами. Полилог диалоговых смыслов, полилог речевых диалогов, духовное восхождение в проблемном полилоге, представляя компоненты полилога диалоговых сопряжений, являются неотъемлемыми частями полилогической технологии - компонентами её полилогической среды в объектно-функциональной системе (рисунок 1).

I часть-подсистема Полилог диалоговых смыслов часть-подсистем: Полилог речевых диалогов III часть-подсистема Духовное восхождение в проблемном полилоге

4 1

Компонент Толилог диалоговой комм? никации Компонент "Голилог диалогово! общения Компонент Духовное восхождение Б полилоге диалогов

* т *

Элементы Элементы Элементы

Диалог культур Диалог культурных текстов Диалог двух мировоззрений Диалог наук Диалог искусства и науки Диалог-синтез искусств 1арный диалог 1н диви дуальный иалог (,иалог объяснение (налог дискуссия (иалог унисон 1налитическое восхожде-ие: 1нешний диалог (нутренний диалог Эмоциональное восхождс ние: 1нешний диалог 1 нутренний диалог

Рисунок 1 - Схема структурных частей, компонентов и элементов среды полилогической технологии

В предметно-структурной модели полилогической технологии компоненты: «Полилог диалоговых смыслов», «Полилог речевых диалогов» и «Духовное восхождение в проблемном полилоге», взятые в отдельности друг от друга, не являются частями полилогической технологии, хотя и имеются в ней. Полилогическая технология перестаёт быть полилогической технологией, если исключить из системы её взаимоотношений хотя бы один из компонентов. Поэтому, специфический характер полилогической технологии - целостность её системы, представляющей собой результат непосредственного взаимодействия всех входящих в неё компонентов как частей полилогической технологии, где в качестве компонентов выступают подсистемы с элементами. Элемент, являясь структурообразующей частью системы, представляет собой некоторую обособленную и автономную её часть [5, с. 69]. Например, принцип «Диалог двух мировоззрений» -элемент полилога диалоговых смыслов. В то же время он - сложная совокупность идей, взглядов, верований, договорённостей, условностей и др.

Знаковое выражение предметных моделей полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педа-гогов-музыкантов в ССУЗ даёт представление о полилогической технологии как объекте в моделях различных конструкций.

Применяя моделирование как метод исследования объектов на их моделях [4, с. 146], рассмотрим знаковое выражение предметной модели взаимодействия преподавателя и студентов в курсе «РДМК», которая представ-

ляет технологию субъект-субъектного, субъект-объектного коллективного взаимодействия и восхождения (рисунок 2).

Условные обозначения: 8 - С: субъект — студент; Б - П: субъект - преподаватель; О -РДМК: объект — русская духовно-музыкальная культура.

Рисунок 2 - Полилогическая технология коллективного взаимодействия

Основу этой модели определяет полилог субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия и восхождения, в которой нами определена последовательность технологических шагов в соответствии с логикой взаимодействия с субъективной реальностью, развиваемой в условиях «событийной общности» полилога диалоговых сопряжений. Внутри этой общности и происходит освоение определенных форм культуры, РДМК и накопление полилогического опыта в духовном (аналитическом, эмоциональном) восхождении. Логика выстраивания текстуально-полилогической деятельности зависит от первичного текста, который педагог включает в педагогический процесс как его «стартовое начало». Таким текстом является текстовый продукт культуры, обращенный преподавателем к студентам и содержащий приглашение к полилогу диалоговых сопряжений. И вся последующая цепочка полилогических ситуаций обусловлена характером, содержанием, возможностями предшествующих ситуационных совокупностей.

Модель полил огической технологии коллективного взаимодействия выражает совокупность ситуаций полилога диалоговых сопряжений, где каждая последующая обусловлена предыдущей. Схематично технологическую цепочку ситуаций полилога диалоговых сопряжений с концептом «духовное восхождение» можно представить следующим образом (рисунок 3).

с

с.

с.

с,

Рисунок 3 - Схема технологической цепочки полилогической технологии

Условные обозначения: Сь С2 и т.д. - полилогические ситуации.

Полилогическая ситуация как «единица» полилогической технологии

ВТПсЗ

Рисунок 4 - Схема ситуаций субъект-субъектного, субъект-объектного текстуально-полилогического взаимодействия и восхождения

Условные обозначения: ТП-1 - полилогическая ситуация предъявления вопрошающего (первичного) текстового продукта; ВТПс1 (2, 3) - акт восприятия первичного текстового продукта, переживание отношения к тексту (бытийный уровень) разными субъектами образовательного процесса; РВ - рефлексия акта восприятия; ПТПс1 (2, 3) - акт интерпретации и понимания субъектами первичного текстового продукта; РПТП - рефлексия процесса понимания текстового продукта; ОТП -1 (2, 3) - акт создания (творчество) ответных текстовых продуктов; РТП - анализ ответного текстового продукта и рефлексия текстуально-полилогического творчества.

Эта схема не передаёт всей глубины и многообразия ситуаций полилога диалоговых сопряжений. В реальном полилогическом процессе она подвижна, и разные «текстуально-полилогические» фазы могут комбинироваться по-разному, наслаиваться друг на друга. Предложенная схема изображает схематическую связь полилогических ситуаций между собой. Ситуации обозначены цифрами, которые означают, что каждая предыдущая ситуация некоторым образом определяет характер последующей и включена в её содержание.

Полилогические ситуации, составляющие основу полилогической технологии, имеют в определенном смысле «вневременную» и «внепро-странственную» форму. Занятия в курсе «РДМК» представляют собой такой фрагмент образовательного процесса, где возможно сосуществование самых разных полилогических ситуаций, в которые по-разному погружены участники занятия. Лекции, семинары, музыкальнопрактические занятия (озвучивание произведения на инструменте, хормейстерская работа) могут совпадать по содержанию и форме с полилогической ситуацией, а могут и не совпадать. Заметим также, что на одном и том же занятии кто-то из студентов может находиться в диалоге, полилоге, а кто-то вообще внутренне «отсутствовать». Сравнивая занятие и ситуацию, мы имеем в виду, с одной стороны, внешнюю обусловленность

и внешние границы субъект-объектного, субъект-субъектного взаимодействия и восхождения студентов в образовательном процессе обучающего курса, с другой стороны, внутреннюю предрасположенность конкретной личности к происходящему на занятии и к своей профессиональной подготовке в полилогической деятельности. Занятие начинается и заканчивается, а личность может оставаться в полилогической ситуации, возникшей на занятии.

Учебные действия в полилогической технологии - это действия, совершаемые студентами в соответствии с целью поиска и получения в процессе текстуально-полилогической учебной деятельности в полилоге диалоговых сопряжений новой информации об объекте - РДМК и о себе как субъекте этой деятельности. Это информация о характере отношений студента с той или иной полилогической информацией (субъективными ценностями и смыслами). И эти действия основаны на проявлении «самости»: само-наблюдение, само-познание, само-рефлексия, само-отношение, само-контроль, само-оценка. Преподаватель в данном случае выступает в роли фасилитатора, помогающего студенту осознавать эту самость [2]. Учебные действия должны быть «санкционированы» студентом, его субъектностью, его смыслом профессиональной подготовки в области РДМК.

Знаковое выражение модели полилогической технологии, отражающей текстуально-полилогический процесс можно представить следующим образом (рис. 5). При разработке модели мы опирались на модель проектирования гуманитарного образования С.В. Беловой [1].

Рисунок 5 - Схема модели текстуально-полилогического процесса

Моделируя тексту ал ьно-полилогическую учебную деятельность в курсе «Русская духовно-музыкальная культура», мы руководствовались тем, что полилогическое обучение связано с системой научных знаний, умений и навыков, включающих факты, понятия и законы восприятия, понимания и создания текстового продукта. Это не противоречит закону невмешательства во внутреннюю жизнь личности. Изучается не эта внутренняя жизнь, не субъективная реальность личности, а текст как объективная данность субъективности. Полилогическое обучение, таким образом, предстаёт как процесс индивидуального осознания личностью объективных законов и закономерностей функционирования субъективной реальности. В своей воспитательной функции полилогическая технология имеет нравственный воспитательный эффект. Полилог диалоговых сопряжений, как среда полилогической технологии, сам по себе - это уже нравственная ситуация, запрашивающая гармонизацию отношений и личную ответственность за эти отношения.

Познавательные задачи в контексте полилогического обучения отличаются от традиционных познавательных задач тем, что они связаны не с познанием объекта РДМК как такового, а с познанием себя в отношении к данному объекту. Познание объекта РДМК, таким образом, включено в целостную структуру самопознания. В логике полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ учебные задачи выступают как задачи, связанные с изучением личностью своих возможностей установления отношений: открытости (конгруэнтности), толерантности, эмпатии, осознанности и конструктивности. Преподаватель здесь инициирует данные задачи, а само их решение и оценка находятся во власти конкретной личности.

В условиях полилогического процесса состав учебных задач, а по сути - проблемных, непроблемных вопросов и ответов, связан со сложными феноменами и явлениями, относящимися к внутренней сфере человека. «Данное и искомое», «известное и неизвестное», «условие и требование», представленные в форме исходного состояния и «модели потребного будущего» (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), связаны здесь с системой представлений личности о себе, своём внутреннем мире, своих потребностях, ценностях и целях, смысле жизни. Если традиционно в составе учебной задачи выделяются цель (требование), объекты, условия решения и функции, находящиеся в учебном предмете (Е.И. Машбиц, Л.М. Фридман), то в рамках полилогического обучения полилог диалоговых сопряжений (действие), полилогический текст (продукт деятельности - текстовый продукт), а также сама личность выступают в качестве «цели», «объекта», «условия» и «функции». Речь идет о полилогической образовательной задаче.

В ходе формирующего эксперимента, проводимого в ССУЗ, была спроектирована модель формирования полилогического отношения как основы содержания полилогической технологии в курсе «РДМК». При составлении модели мы опирались на модель учебного занятия по специальной дисциплине М.А. Петухова [3], модель текстуально-

диалогической технологии С.В. Беловой [2]. Обобщённо модель показана в таблице 1.

Проектируя организационную модель полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ, при определении типа данных: начальных, итоговых, управляющих мы придерживались следующих положений: начальная информация - это те данные, которые используются для преобразования функций (полилогических процессов). В качестве управляющей информации используются положения преобразования начальной информации в итоговую информацию.

Учитывая этот принцип классификации данных, отнесём:

- к начальным данным: несистематизированные знания, умения по применению полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ; научная система обоснования полилогической технологии; стандарты и методики, направленные на профессиональную подготовку педагогов-музыкантов в области РДМК с применением полилогической технологи; студенты -музыканты (будущие учителя музыки хормейстеры) с начальным уровнем профессиональной подготовки;

- к итоговым данным: будущие педагоги-музыканты с высоким уровнем профессиональной подготовки в области РДМК.

- к управляющим: социальный заказ, госстандарты ССПО, стандарты по профессиональной подготовке педагогов-музыкантов, критерии оптимальности полилогической технологии профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК, повышение квалификации педагогов-музыкантов в области РДМК с использованием полилогической технологии в профессиональной деятельности.

Таблица 1 - Схема текстуально-полилогических отношений ПТ

Этапы Цель Компоненты полило-гического отношения как вида опыта Ведущий тип текста Ведущий тип деятельности Основные типы полило-гических ситуаций

Организационный -«Презента-ционно-ориентировочный» Формирование эмоционального опыта полилоги-ческих отношений Эмоцио- нально- ценностный Субъек- тивный Предъявление и восприятие ПОЛИ' логического текста «Самопредъявление преподавателя», «Самопредъ-явление студента», «Взаимные договорённости», «Рефлексивная пауза», «Моё творческое пространство»

Дидактич-ский -«Коллективнотворческий» Формирование сознательного опыта полилоги-ческих отношений Коммуника- тивно- смысловой, когнитивно- конструк- тивный Герменев- тический Интерпретация и понимание поли-логического текста, создание полилогического текста «Размышление в слух», «Речеткорчество», «Проблемная группа», «Ситуационная мастерская», «Коллективный проект», «Парный проект», «Индивидуальный проект», «Диалог-синтез мыслей»

Технологический -«Рефлек-сивнопро-ектировоч-ный» Формирование творческого опыта полилогиче-ских отношений Рефлексив- но- творческий, духовно- преобра- зующий Авторский Создание полилогического текста, рефлексия полилогической деятельности и проектирование авторской системы профессиональной подготовки в области РДМК «Саморефлексия», «Проектирование занятия», «Проведение занятия», «Мой полилогический проект профессиональной подготовки», «Самоотно-птение», «Творческий самоотчёт», «Самооценка»

Мы придерживаемся в исследовании не только системного, но и деятельностного подхода, поэтому подфункция реализации полилогической технологии нами выделена как необходимый элемент модели. В полилоги-ческом процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в курсе «РДМК» реализуются полилогические задачи конкретной предметной области. Данная функция возможна только в процессе профессиональной полилогической деятельности. Событийным образом здесь служит музыкально-педагогическая, музыкально-исполнительская и хормейстерская практики.

Функция анализа и коррекции направлена на изменение положений полилогической технологии в курсе «РДМК» в связи с полученными промежуточными результатами данного процесса. Функция оценки и интерпретации направлена на объяснение конечных результатов. Следует отметить, что данные функции имеют выход на центральную функцию организации процесса полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ, Этот выход играет роль обратной связи, за счет которой возможны изменения

положений и коррекция технологии в самой объектно-функциональной системе полилогической технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 6 [в основе проектно-организационная схема формирования профессионального потенциала Е.М. Разинкиной (246)] в знаковом выражении показана схема проектно-организационной модели полилогической технологии, в которой реализована поставленная нами цель - описание процесса организации полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ.

Таким образом, нами создано достаточно четкое концептуальное представление об объектно-функциональной системе полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ. Полилогическая технология имеет характер концептуальной модели, которая включает методологические основания, основные идеи, сущностные характеристики и задаётся 1) содержанием предметных моделей; первого порядка - полилог диалоговых взаимодействий, полилог диалоговых сопряжений; второго порядка - структурная модель полилогической среды, модель полилогического взаимодействия, модель текстуально-полилогического процесса, модель текстуально-полилогических отношений; третьего порядка - модель функциональных подсистем, проектно-организационная модель и 2) функциональными подсистемами: научной - создание научного обеспечения; нормативной - создание нормативного обеспечения; технологической - создание дидактического обеспечения; эмпирической - создание практического обеспечения.

Студенты с начальным уровнем Студенты с высоким уровнем профс<

профессиональной подготовки в сиональной подготовки в области

области РДМК РДМК

Рисунок 6. Проектно-организационная модель полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов музыкантов в ССУЗ

Библиографический список

1. Белова, С.В. «Гуманитарная школа»: наука управления и искусство руководства [Текст] / С.В. Белова. - М.: АПКиПРО, 2002. - 340 с.

2. Белова, С.В. Диалог - основа профессии педагога [Текст] / С.В. Белова. - М.: АПКиПРО, 2002.-146 с.

3. Никитина, Н.Н., Железнякова, О.М., Петухов, М.А. Основы профессиональнопедагогической деятельности [Текст] / Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнова, М.А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002. -288 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

5. Радугин, А.А. Основы менеджмента [Текст] / А.А. Радугин. - М., 1997. - 432 с.

6. Разинкина, Е.М. Профессиональный потенциал студентов вуза и новые информационные технологии [Текст]: монография / Е.М. Разинкина. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 349 с.

7. Калинина, Е. А. Аксиология в воспитательной деятельности вуза [Текст] / Е. А. Калинина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 279-287.

8. Осадчук, О. Л. Профессиональная надежность педагога как педагогический феномен [Текст] / О. Л. Осадчук // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 136-146. '

9. Щуркова, Н. Е, Психологические механизмы педагогики нежности [Текст] / Н. Е. Щуркова// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 191-204.

10. Игнатова, В. В. Роль театрализации в формировании коммуникативного имиджа будущего инженера [Текст] / В. В. Игнатова, Е. Н. Мартьянова, В. С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 212-223.

11. Денисенко, Ю. В. Социально-педагогические условия и принципы нравственного воспитания студентов в вузе [Текст] / Ю. В. Денисенко II Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 223-230.

12. Бирюкова, М. А. Развитие способности к профессиональному общению на основе комплекса учебно-коммуникативных ситуаций [Текст] / М. А. Бирюкова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 1. - С. 231-238.

13. Ильенко, Е. В. Понимание права как социально-педагогический феномен [Текст] / Е. В. Ильенко, В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. ■ № 2. -С. 265-273.

14. Слесарев, Ю. В. Воспитание толерантности у будущих специалистов-менеджеров [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. — 2008. -№2. - С. 221-241.

15. Щуркова, Н. Е, Профессиональная типология или образ субъекта воспитательного процесса [Текст] / Н. Е. Щуркова, Е. Ф. Баранова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 129-149.

16. Арынгазин, К. М. Менталитет-субстанция духовная, образовательная и воспитательная [Текст] / К. М. Арынгазин, Б. Т. Сардибекова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 149-159.

17. Алдошина, М. И. Ценностная основа формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей [Текст] / М. И. Алдошина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 168-173.

18. Иванова, В. М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов [Текст] / В. М. Иванова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№4. - С. 207-215.

19. Куликова, Л. Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования [Текст] / Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. -2009. - №2. - С. 166 - 179.

20. Князева, Т. Б. Становление человека в обществе: культурно-исторический аспект рассмотрения [Текст] / Т. Б. Князева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№2. - С. 180 - 192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.