УДК 377
Барковская Светлана Петровна
Доцент кафедры эстетики, этики и культурологии Магнитогорского государственного университета, pedagog@masu.ru, Магнитогорск
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИЛОГИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ-МУЗЫКАНТАМИ
Barkovskaya Svetlana Petrovna
Assistant professor of aesthetics, ethics and kulturologies Magnitogorsk State University, pedagog@masu.ru, poliolog@mail.ru, Magnitogorsk
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM POLILOGICHESKOGO DEVELOPMENT OF RUSSIAN SPIRITUAL- MUSIC CULTURE OF THE FUTURE TEACHER-
MUSICIAN
Проблему освоения русской духовно-музыкальной культуры (РДМК) будущими педагогами-музыкантами мы решаем с позиций полилогического подхода, включающего идеи разных подходов - антропологического, системного, технологического, как основных и культурологического, диалогического, проблемного, уровневого, как дополнительных.
С позиции антропологического подхода, освоение РДМК предстаёт в качестве системы и процесса становления целостности человека, выступающего как субъект жизнетворчества и культуротворчества, как личность в отношении к Другому и как индивидуальность в пространстве музыкально-педагогического духовно-нравственного развития теоретико-прксиоло-гических основ полилогического освоения РДМК у будущих педагогов-музыкантов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО).
В исследовании проблемы освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО мы стоим перед трудной задачей понимания целостности человека в его профессиональной подготовке. Как говорит В. И. Слободчиков, «весь человек, во всей потенциальной полноте своего бытия открыт только своему Создателю, которого рационализм Нового Времени как раз и выносит за пределы собственно человеческого в человеке» [12, с. 21)]. Принцип целостности предполагает не столько «всеобъемлемость», сколько адекватность в работе с человеком как продуктом культуры. Такая адекватность возникает в процессе освоения РДМК студентами-музыкантами, например, тогда, когда педагог, преобразуя внешнее пространство субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, не вторгается во внутреннюю сферу личности и ничего «не достраивает» в другом человеке.
Освоение РДМК будущими педагогами-музыкантами, в контексте методологии целостности, рассматривается как проблема преодоления человеком в процессе познания, деятельности и общения полярности - «субъект -объект».
Профессиональная подготовка педагогов-музыкантов в образовательных учреждениях СПО, русская духовно-музыкальная культура, мир - даны в своей онтологии как целостность (тотальность). Необходим поиск такой деятельности, которая, по словам Ф. Е. Василюка, «свяжет субъект и объект» [4; 5] и которая может начаться тогда, когда «она должна получить санкцию в исходной ситуации разъединённости субъекта и объекта» [7, с. 261].
Идея единого континуума «субъект - объект» - одна из важнейших в исследовании процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО. Единство субъекта (студента-музы-канта) и объекта (РДМК) есть ведущее положение принципа целостности, на котором держится «каркас» теории полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО. В этом единстве, когда «объединены познающий и познаваемое», заключено подлинное существование человека [13]. Познание РДМК в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов, с точки зрения идей целостности, раскрытых П.А. Флоренским [13, с. 184-197], можно рассматривать как «объединение энергий» (взаимодействие энергий), как «со-дейс-твие», как «взаимодействие деятельностей». Это «сущностное познание».
С. Л. Рубинштейн рассматривает идею «бытийного» (сущностного) образования, которая развивается как идея «соучастия» - пребывании в бытии. «Подлинность бытия объекта - не в его внешней данности и независимости в этом смысле от познания, а в закономерности, «обоснованности» субъектом его содержания» [9, с. 258]. С такой точки зрения объект (РДМК), который познаёт студент-музыкант в образовательных учреждениях СПО, должен получить его личностное «обоснование». И значит, акцент смещается с кулыуры на субъект, который познаёт эту культуру.
Пространство освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами - это пространство «событийной общности» [12], которая одновременно несёт в себе и целевые ориентиры совместной деятельности, и ценностные основания своего единства как коллективного субъекта [12, с. 6].
Освоение РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО с позиции методологии целостности и антропологизма разворачивается в поликультурном пространстве, где возможно объединение внешнего и внутреннего, познающего и познаваемого, частного и общего, субъект-субъективного (смыслового) и субъект-объектного (вещного) как полилог культурных смыслов. Такую возможность объединения даёт диалог (полилог) как универсальный, всеохватывающий способ существования культуры и человека в культуре [6], как метод познания целостности [1].
Целостность профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в образовательных учреждениях СПО и целостность самого процесса освоения
РДМК будущими педагогами-музыкантами обеспечивается диалогом, полилогом. Именно диалог, полилог позволяют удерживать все те полярности, между которыми существует человеческое бытие и, соответственно, процесс освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами.
Проблема освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО оборачивается проблемой осознавания сту-дентом-музыкантом себя в границах субъективного-объектного, индиви-дуального-личностного, реального-потенциального, частичного-целого. В педагогической реальности освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО обнаруживается перекос: зачастую то, что рефлексируется во внешнем пространстве образовательного процесса, не «проживается» личностыо во внутреннем мире, а то, что внутренне ею «проживается», не рефлексируется. Происходит разрыв биосоциальной, социокультурной, аналитико-эмоциональной целостности в сознании и, следовательно, в самом процессе освоения РДМК. Внешние и внутренние планы бытия в освоении РДМК будущими педагогами-музыкантами в ситуации профессиональной подготовки в образовательных учреждениях СПО не совпадают. Задача полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО -прийти к единству его внешнего и внутреннего аспектов.
Таким образом, полилогический процесс освоения РДМК будущими педаго-гами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО ставит в центр внимания осознающую себя личность, которая диалогически, полилогически познаёт РДМК как поликультурную реальность, где РДМК предстаёт в собственном восприятии и мышлении будущего педагога-музыканта.
Опираясь на характеристики гуманитарного образования [2], нами выделены сущностные характеристики процесса освоения РДМК будущими педа-гогами-музыкантами, которыми являются: ценносгность, метапредметность, авторство, соавторство, адресность, интериоризованность, бытийность, событийность, диалогичность, полилогичность, креативность, целостность, незавершенность. Данные характеристики раскрыты в таблице 1.
Таблица 1 - Сущностные характеристики процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами
Характеристики процесса освоения РДМК Антропологические основания
1 2
ценностность ценности как императив, которому следует субъект, признаются им в качестве стратегических жизнедеятельностн-ных целей и служат ориентиром в полилогическом процессе освоения РДМК
метапредметность содержание процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО находится в надъиндивидуальном, надпредметном опыте личности
Окончанне таблицы
1 2
авторство специфика бытия человека связана с его субъектной творческой позицией в познании РДМК, музыкально-педагогической и музыкально-исполнительской деятельности, взаимодействии
соавторство процесс освоения РДМК будущими педагогами-музы-кантами в образовательных учреждениях СГ70 обусловлен совместной деятельностью и характером субъект-объект-ных и субъект-субъектных взаимодействий и отношений
адресность проектирование процесса освоения РДМК предполагает предвидение, связанное с отношением личности к Другому (адресату) в полилогическом (поликультурном, политекс-туальном) пространстве
бытийность процесс освоения РДМК осуществляется в контексте по-лилогической реальности, внутри которой субъективно пребывает личность
со-бытийность результаты освоения РДМК будущими педагогами-музы-кантами в образовательных учреждениях СПО детерминированы характером совместных переживаний, ценностей между участниками полилогического процесса
интериоризированность внешний результат освоения РДМК будущими педагогами-му-зыкантами в образовательных учреждениях СПО обусловлен характером внутренней работы; принципом существования конкретной личности является её непосредственное само-бы-тие, практическое отношение к собственной жизнедеятельности
креативность полилогический процесс освоения РДМК будущими пе-дагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО включает музыкально-творческую, полигексту-альную составляющие и предполагает творение новой формы культуры - культуры полилогического освоения РДМК
диалогичность методом постижения целостности выступает диалог, который определяет содержание структурных элементов системы (полилогической) личности
полилогичность способ смыслообразующего субъект-объектного и субъект- субъектного взаимодействия, развивающийся с непредсказуемым итогом и выражающий особую логику интерсубъективного события
целостность полилогическая система освоения РДМК будущими педа-гогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО выстраивается как диалектическое единство всех структурных элементов, соотнесённых с идеей биосоциальной, социокультурной, аналитико-эмоциональной целостности человека
незавершённость полилогическая ситуация соотносится с ситуацией непрерывного развития человека; существует взаимообусловленность полилогических ситуаций, наличие неоп-ределённости и случайности
На основе данных характеристик и предыдущих выводов нами выделены следующие функции процесса освоения РДМК будущими педагогами-музы-кантами в образовательных учреждениях СПО:
- обеспечение личности системой профессиональных знаний, умений и навыков, представляющих собой иолилогический опыт мышления, познания, общения и деятельности как опыт осмысления своего уникального становления в полилоге культур (полилогическое познание);
- воспитание полилогического отношения к культуре, природе, другому человеку, самому себе, которое является показателем духовно-нравственного, собственно-человеческого, уровня личностного развития (полилогическое воспитание);
- развитие способности целостного саморазвития и самоуправления, обеспечивающего единство бытийного и рефлексивного уровня сознания (полилогическое развитие).
Антропологический подход к полилогическому процессу освоения русской духовно-музыкальной культуры будущими педагогами-музыкантами был реализован в рамках следующих принципов:
а) принцип поликультурной субъектности как главного новообразования в ситуации субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия и духовного восхождения в полилоге диалоговых сопряжений, как показатель способа полилогического познания РДМК в процессе её освоения;
б) принцип политекстуапъной субъективности - признание полилога диалоговых смыслов в процессе полилогического освоения РДМК;
в) полилогической незавершённости - признание случайного, неопределенного и незавершённого в качестве объективного фактора полилога диалоговых сопряжений и процесса полилогического освоения РДМК в целом.
Освоение РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО имеет системообразующее значение. Системный подход является компонентом методологической базы анализа полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО. По мнению Г.Н. Серикова [11], системный анализ в педагогике необходим по ряду причин: во-первых, педагогический процесс выступает как сложная система, которой можно управлять только на основе системного подхода; во-вторых, без системного анализа невозможно проникнуть в сущность педагогических явлений, выявить связи, смоделировать факторы, условия совершенствования педагогического процесса; в-третьих, исследовательская деятельность требует применения методов, соответствующих структуре объекта; педагогическому процессу как системе должны соответствовать системный подход и соответствующие ему системные методы; в-четвертых, системный подход и системный анализ - это не только способ познания, но и организация функционирования системы в более широкой системе.
Системный анализ, применительно к полилогическому процессу освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреж-
дениях СПО был реализован в рамках следующих принципов: а) принцип политекстуальной объекта ости, связанный с предметной областью РДМК разбиваемой на некоторое множество относительно независимых смысловых сущностей - объектов РДМК, текстовых продуктов (текстов культуры);
б) принцип полилогической объективности, то есть научности, позволяющий вскрыть сущность исследуемого процесса, его связи, движущие силы и закономерности; в) принцип политекстуальной преемственности, связанный с рассмотрением смыслообразующего процесса освоения РДМК, учитывающего православные традиции.
Исследуемая нами полилогическая система освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО является подсистемой по отношению к профессиональной подготовке студента-му-зыканта в системе среднего профессионального образования, поэтому внешней средой (макроструктурой) для неё будут являться компоненты этой системы: профессиональная подготовка в системе СПО, профессиональная (учебная, исполнительская, педагогическая, дирижёрская, преддипломная) практика (в учреждениях дошкольного, школьного, дополнительного образования). профессиональное самообразование (рисунок 1).
Рисунок / - Взаимосвязь полилогической системы освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО с внешней средой
Наиболее значимые достижения системного подхода связывают с его использованием в рамках педагогической технологии, то есть с позиции взаимосвязи системного и технологического подходов (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, Н. М. Яковлева и др.). При этом мы, полностью соглашаясь с В. П. Беспалько [3], полагаем, что системный подход должен быть положен в основу любой педагогической технологии, воспроизводимость и планируемая эффективность которой целиком зависит от её системности и структурированности.
Для решения проблемы поль/логического освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами особое значение имеют основные положения технологического подхода [8, с. 331]:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежит определённая теоретико-методологическая позиция автора;
- технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- педагогическая технология строится на основе деятельностного подхода с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и материально-технических возможностей;
- элементы предлагаемой педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимыми, с другой - гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися;
- органическая часть педагогической технологии - диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Вышеперечисленные положения технологического подхода учитывались нами при построении программы диагностики уровня эффективности полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музы-кантами в образовательных учреждениях СПО, направленного на развитие теоретико-праксиологических основ полилогического освоения РДМК у будущих педагогов-музыкантов; при проектировании содержательнопроцессуальных особенностей реализации положений полилогической технологии (полилогического взаимодействия, текстуально-полилогичес-кой деятельности в полилоге диалоговых сопряжений, текстуально-поли-логических отношений), организующих дидактический процесс освоения РДМК в рамках выделенных педагогических условий, а также при построении логики организации экспериментального исследования и доказательства достоверности его результатов.
В рамках реализации технологического подхода были выделены следующие принципы организации полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО:
- принцип полилогической последовательности, суть которого заключается в том, что полилогический процесс освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО должен представлять систему последовательных взаимосвязанных процедур, которые имеют целью достижение его высокой эффективности;
- принцип полилогического подбора подходящих методов и инструментальных средств, их адаптации и интеграции в поли логическом процессе освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО.
Помимо вышеперечисленных основных подходов в исследовании использовались культурологический, диалогический, уровневый и проблемный подходы.
Выбор представленных научных подходов был обусловлен тем, что:
- культурологический и диалогический подходы содействуют выявлению сущностных характеристик РДМК;
- антропологический подход выступает в значении общенаучной основы и теоретико-методологической стратегии исследования биосоциальной, социокультурной, аналитико-эмоциональной целостности человека;
- системный подход помогает выделить структуру, определить содержание, построить теоретические модели, оценить влияние полилогической системы освоения РДМК на эффективность развития теоретико-праксиологических основ полилогического освоения РДМК у будущий педагогов-музыкантов;
- технологический и проблемный подходы способствуют разработке дидактического обеспечения полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО;
- уровневый подход даёт возможность разработать оценочно-критери-альный инструментарий педагогического мониторинга.
Анализ рассматриваемых подходов позволяет утверждать, во-первых, что между ними существует глубокая взаимосвязь, внутреннее единство. Это объясняется взаимосвязью тех категорий, которые лежат в основе каждого из них. В философской литературе отмечается [10], что взаимосвязь между категориями существует одновременно, по крайней мере, в трёх аспектах - в типологическом (принципиальная, качественная сущность), в содержательном (имеющем онтологическую и логическую стороны) и в генетическом (отражающем важные черты их формирования). Следовательно, можно говорить и об этих аспектах взаимосвязи анализируемых подходов.
Во-вторых, каждый из этих подходов представляет собой качественно новый, единый тип средств научного познания, имеющий специфические существенные положительные стороны.
В-третьих, каждый из подходов содержит в себе не только научный аппарат исследования, но и идеи реализации научной проблемы.
В-четвертых, не считая уже исчерпанными возможности названных подходов, мы имеем основания утверждать, что ни один из них (на данном этапе разработки) в достаточной мере не решает проблемы эффективного развития теоретико-праксиологических основ полилогического освоения РДМК у будущих педагогов-музыкантов в образовательных учреждениях СПО.
Поскольку важной особенностью внутренней взаимосвязи всех общенаучных подходов к познанию является их взаимная дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую эффективность, эвристическую мощность они приобретают во взаимодействии. Для решения такой комплексной проблемы, как эффективное освоение РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО, требуется подход, который интегрировал бы лучшие стороны уже известных подходов, при условии, что среди них нет взаимоисключающих.
В поисках известных подходов к применению научных знаний для решения проблемы нашего исследования, развития теоретико-праксиологи-ческих основ полилогического освоения РДМК у будущих педагогов-му-зыкантов в образовательных учреждениях СПО, мы учитывали тот факт, что как сама современная культура, гак и, в частности, профессиональная сфера характеризуется динамичностью, информационной насыщенностью и представляет собой совокупность поликультурных объектов и субъектов. Это послужило основанием выбора полилогического подхода в качестве обобщённой стратегии разработки теоретико-праксиологических основ полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкан-тами в образовательных учреждениях СПО. Его сущностное ядро составляет комплекс взаимодополняющих друг друга научных подходов, синтез которых даёт возможность целостного, многопланового и многоаспектного исследования проблемы (рис. 2). Вбирая в себя черты выделенных подходов, гюлилогический подход, тем не менее, не растворяется в них, поскольку имеет свои, присущие только ему особенности.
Условные обозначения: АП - антропологический подход; КП - культурологический подход; ДП - диалогический подход; СП - системный подход; ТП - технологический подход, ПП - проблемный подход; УП - уровневый подход.
Полилогический подход представляет собой особую форму включения будущих педагогов-музыкантов в познавательную и профессиональную деятельность творческого характера с учётом, применения полилогической технологии,. организующей полилогический процесс освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО. Он содержит иной теоретико-методологический ключ к пониманию проблемы эффективного освоения РДМК: процесс освоения РДМК педагогами-музы-кантами в образовательных учреждениях СПО должен быть, с одной стороны, технологичным, а с другой - субъектно-личностным к каждому из субъектов полилогического процесса освоения РДМК и объектов этой культуры.
Таким образом, теоретико-методологическим основанием полилогичес-кого процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в образовательных учреждениях СПО является интеграция антропологического, системного, технологического подходов, как основных, и культурологического, диалогического, проблемного, уровневого подходов, как дополнительных, обеспечивающая методологическую многоуровневость и иерархический характер полилогического процесса за счёт структурной взаимосвязи и концептуального единства. Полилогический подход, как теоретико-методологическая стратегия нашего исследования, даёт возможность целостного, многопланового и многоаспектного исследования проблемы, её практическую реализацию.
Библиографический список
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст]/ М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
2. Белова, С. В. «Гуманитарная школа»: наука управления и искусство руководства [Текст]/ С. В. Белова. - М.: АПКиПРО, 2002. - 340 с.
3. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем [Текст]/ В. П. Беспалько. - Воронеж: ВГУ, 1983. - 175 с.
4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М., 1984. - 200 с.
5. Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора [Текст]/ Ф. Е. Василюк. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.
- М.: Смысл, 1997. - С. 284-314.
6. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
7. Леонтьев, А. А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность) [Текст]/А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2001. - 392 с.
8. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических учеб. заведений /В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
9. Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. - СПб.: «Питер», 2003. - 512 с.
10. Сагатовский, В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий [Текст]/ В. Н. Сагатовский. - Томск, 1973. - 431 с.
11. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения [Текст]/ Г. Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
12.Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования [Текст]/ В. И. Слобод-чиков. 2-е издание, переработанное и дополненное / В. И. Слободчиков. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. - 272 с.
13. Флоренский, П. А. Оправдание космоса [Текст]/ П. А. Флоренский; Сост., вступ. статья и примечания К. Г. Исупова. - СПб.: РХГИ, 1994. -224 с.