Научная статья на тему 'Духовное восхождение в проблемном полилоге дидактического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры'

Духовное восхождение в проблемном полилоге дидактического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ / РУССКАЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМНЫЙ ПОЛИЛОГ / ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛИЛОГЕ / ПОЛИЛОГ ДИАЛОГОВЫХ СМЫСЛОВ / АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ / ТЕКСТУАЛЬНО-ПОЛИЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТОВЫЙ ПРОДУКТ / ПРОБЛЕМНАЯ ТЕКСТУАЛЬНО-ПОЛИЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЛИЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / TEACHER-MUSICIAN TRAINING / RUSSIAN SPIRITUAL AND MUSICAL CULTURE / POLYLOGICAL PROCESS / PROBLEM POLYLOGUE / SPIRITUAL ASCENDING IN PROBLEM POLYLOGUE / DIALOGICAL MEANINGS POLYLOGUE / ANALYTICAL ASCENDING / EMOTIONAL ASCENDING / TEXTUAL AND POLYLOGICAL ACTIVITY / POLYLOGICAL TEXTUAL PRODUCT / TEXTUAL AND POLYLOGICAL PROBLEM SITUATION / POLYLOGICAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барковская Светлана Петровна

Представлены дидактические средства реализации духовного восхождения в проблемном полилоге как педагогическое условие полилогического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры педагогами-музыкантами в учреждениях среднего профессионального образования. Обосновано, что духовное восхождение в проблемном полилоге посредством аналитико-эмоционального движения формирует готовность студентов к восприятию искусства религиозной традиции, полилогического текста, проблемной текстуально-полилогической деятельности в полилоге субъект-объектных и субъект-субъектных взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барковская Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual ascending in problem polylogue of mastering Russian spiritual and musical culture didactic process

Didactic facilities of spiritual ascending implementation in problem polylogue as a pedagogical condition of polylogical process of mastering Russian spiritual and musical culture by a teacher-musician in high vocational education institutions are reviewed. Spiritual ascending in a problem polylogue by means of analytical and emotional motion is substantiated to develop students' readiness to perceive religious tradition art, polylogical text, problem textual and polylogical activity in the polylogue of individual and object, individual and individual coordinated actions.

Текст научной работы на тему «Духовное восхождение в проблемном полилоге дидактического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры»

УДК 377.016:78 ББК Щ 31+4476.67

ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛИЛОГЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

С.П. Барковская

Магнитогорский государственный университет

SPIRITUAL ASCENDING IN PROBLEM POLYLOGUE OF MASTERING RUSSIAN SPIRITUAL AND MUSICAL CULTURE DIDACTIC PROCESS

S. Barkovskaya Magnitogorsk State University

Представлены дидактические средства реализации духовного восхождения в проблемном полилоге как педагогическое условие полилогического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры педагогами-музыкантами в учреждениях среднего профессионального образования. Обосновано, что духовное восхождение в проблемном полилоге посредством аналитикоэмоционального движения формирует готовность студентов к восприятию искусства религиозной традиции, полилогического текста, проблемной тексту-ально-полилогической деятельности в полилоге субъект-объектных и субъект-субъектных взаимодействий.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов-музыкантов, русская духовно-музыкальная культура, полтогический процесс, проблемный полилог, духовное восхождение в проблемном полилоге, полилог диалоговых смыслов, аналитическое восхождение, эмоциональное восхождение, текстуально-полилогическая деятельность, полтогический текстовый продукт, проблемная текстуально-полилогическая ситуация, полилогические отношения.

Didactic facilities of spiritual ascending implementation in problem polylogue as a pedagogical condition of polylogical process of mastering Russian spiritual and musical culture by a teacher-musician in high vocational education institutions are reviewed. Spiritual ascending in a problem polylogue by means of analytical and emotional motion is substantiated to develop students’ readiness to perceive religious tradition art, polylogical text, problem textual and polylogical activity in the polylogue of individual and object, individual and individual coordinated actions.

Keywords: teacher-musician training, Russian spiritual and musical culture, polylogical process, problem polylogue, spiritual ascending in problem polylogue, dialogical meanings polylogue, analytical ascending, emotional ascending, textual and polylogical activity, polylogical textual product, textual and polylogical problem situation, polylogical relations.

Осмысление личностных достижений в полилогическом процессе освоения русской духовно-музыкальной культуры (РДМК) будущими педагогами-музыкантами в учреждениях среднего профессионального образования (УСПО) невозможно без включения личности в самоанализ своих действий, сравнения их с текстуально-полилогическим «образцом» на основе самооценки, самопро-

ектирования своего развития, воспитания и совершенствования - духовного восхождения (ДВ) в проблемном полилоге. Поскольку самоанализ и самооценка - основные компоненты самодиагностики, то стимулировать личностные достижения студентов-музыкантов можно посредством их включения в решение диагностико-проектиро-вочных задач.

Проектировочные задачи - это задачи, которые включают студентов в аналитикопрогностическую деятельность по построению образа «Я - профессиональное» (или «Я - концепции»). В научно-педагогической литературе доказано, что эффективность построения образа «Я» обеспечивается за счет работы личности в системах «Я и другое», «Я и другие», «Я и другое Я» в трех временных рамках: прошлое - «Я - ретроспективное», настоящее - «Я - настоящее», будущее - «Я-будущее», реальное и желаемое [4 и др.]. Следует отметить, что работа будущих педагогов-музыкантов в системах «Я тексту ально-полилогических образов» невозможна без самодиагностики, то есть диагностика - это основа анализа и прогнозирования личностных достижений, выливающееся в образ «Я - профессиональное».

В обучающем эксперименте включение студентов в решение диагностико-проектиро-вочных задач осуществлялось нами по следующей схеме: знакомство будущих педаго-гов-музыкантов с диагностической программой и методикой отслеживания личностных достижений в духовном восхождении -* работа в системе «Я-другое» (субъект-объектное взаимодействие) и «Я-другое Я» (субъект-субъектное взаимодействие) на основе самодиагностики имеющихся на данный момент достижений («Я - настоящее») -> работа в системе «Я и другие» на основе сопоставления своих результатов с результатами однокурсников и текстуально-полилогическим «образцом» прогнозирование личностных достижений на определенный период времени («Я - будущее» реально достижимое) и более длительный период («Я - желаемое») -* проектирование конкретных проблемно-диалоговых текстуально-полилогических действий по достижению построенных образов «Я - реально достижимое» и «Я - желаемое».

В ходе обучающего эксперимента студенты отслеживали свои личностные достижения в субъект-объектном и субъект-субъектном восхождении (интеллектуально-эмоциональном движении), вместе с преподавателем анализировали и оценивали результаты и перспективы развития самостоятельного полило-гического мышления в полилоге диалогов, отношения (противоречие, синтез) к РДМК и нравственно-эстетического переживания содержания произведения (православного песнопения) русской духовной музыки. При этом мы проводили работу по отслеживанию раз-

вития рефлексивной позиции будущих педа-гогов-музыкантов, анализируя адекватность их самооценки своего уровня подготовленности к полилогическому процессу освоения РДМК как духовного восхождения в проблемном полилоге в целом и развития тех или иных критериев, сравнивая свои результаты с результатами работы студентов по самодиагностике. На основе полученных нами данных вместе со студентами делалась корректировка в организации процесса аналитического и эмоционального восхождения - движения на всех этапах педагогического эксперимента.

В данном контексте «движение» представляет момент развития всех составляющих обучения и воспитания в системе педагогического управления полилогическим процессом освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в УСПО. Из философии известно [3, с. 125], что в широком смысле движение (всякое изменение, изменение вообще) включает единство противоположностей: с одной стороны, относительный покой, представляющий момент движения и относительную обусловленность, представляющий момент связи, изучаемые метафизикой, с другой

- абсолютное движение и всеобщую связь, изучаемые диалектикой [1, с. 105].

Духовное восхождение в проблемном полилоге процесса освоения РДМК включает разновидность движения, представляющую единство противоположностей: метафизику, основанную на памяти и анализе - методе разложения целого на его составные части и сведения частных положений к субъект-объект-ному и субъект-субъектному полилогу диалоговых сопряжений, и диалектику, основанную на полилогическом мышлении и полилогиче-ском синтезе - обратном методе сложения целого из частей, или элементов, а также выведении следствий из полилога диалоговых сопряжений, где частное положение, вывод, следствие находятся в таком же отношении, в каком духовное восхождение в проблемном полилоге находится к проблеме полилогиче-ского освоения РДМК педагогами-музыкан-тами в УСПО.

Следующей стратегической линией ДВ в проблемном полилоге является создание атмосферы единства противоположностей «спокойного анализа и напряжённого состязательного синтеза» [1, с. 106] в аналитическом и эмоциональном восхождении каждого студента.

Содержательная часть ДВ в проблемном полилоге выстраивается на субъект-объект-

ном восхождении в системе полилога диалоговых смыслов и субъект-субъектном восхождении в системе полилога речевых диалогов, отражающих и воплощающих последовательное движение познания от аналитической (аналитическое восхождение) к эмоциональной (эмоциональное восхождение) ступени в соответствии с анализом и синтезом учебного материала, обеспечивающих его познание.

Уточним, под полилогом диалоговых смыслов мы понимаем способ полилогическо-го познания РДМК, который выражает целостное и конструктивное постижение объективно (текстуально) представленных субъективных ценностей в условиях процесса выстраивания открытых, доверительных, эм-патических, проблемных и непроблемных во-прос-ответных, свободных, равноправных, конструктивных, осознанных отношений как полилог диалогов-противоречий и полилог диалогов-синтезов с ними. Полилог речевых диалогов аккумулирует субъект-субъектное взаимодействие в полилоге диалогового общения, текстуально-полилогические и техно-лого-методические ресурсы, обеспечивающие продуктивность полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в УСПО.

Содержательная часть ДВ в проблемном полилоге предусматривает три этапа построения системы знаний в соответствии с единст-

вом анализа и синтеза в аналитическом и эмоциональном восхождении (см. рисунок).

Первый этап ДВ в проблемном полилоге включает индивидуальный практический анализ и синтез, полилог коллективного синтеза. Он выстраивается от анализа текста гласовых песнопений, авторских композиций русской духовной музыки, основанного на культурологическом, музыковедческом, хороведче-ском и богословском, регентском подходах, выделения эстетической и нравственной красоты образно-эмоциональной сферы текста к постижению эстетической и нравственной красоты музыки, её прослушиванию, анализу выразительных средств, выявлению диалога-синтеза текста и музыки. В основе первого этапа лежат шесть шагов духовного (аналитического и эмоционального) восхождения.

Второй этап выстраивается на вокальнохоровой работе студентов с произведением, их переживании религиозно-духовных, общечеловеческих, художественных, нравственноэстетических ценностей.

На третьем этапе студенты исполняют произведение, воплощая результат - личное отношение к русской духовно-музыкальной культуре.

Эта схема отражает путь к адекватному восприятию музыки религиозной традиции, путь постижения нравственно-эстетической красоты текста и музыки, связанный с инди-

Схема этапов содержательной части духовного восхождения в проблемном полилоге

видуальным (субъективным) восприятием каждого студента, личностным духовным восхождением, которое В.В. Медушевский определяет как «познавательные силы души... умный свет творящей красоты» [6, с. 59].

В том ключе, в котором мы понимаем принцип единства анализа и синтеза в аналитическом и эмоциональном «движении», он связан с ситуацией успеха. Успешность тек-стуально-полилогической Деятельности сту-дентов-музыкантов в полилогическом процессе освоения РДМК - мощная мотивировка к достижению более высоких результатов в субъект-объектном, субъект-субъектном восхождении. В нашем эксперименте атмосфера духовного восхождения в полилоге диалогов, направленного на успех каждого студента в полилогическом процессе освоения РДМК, обеспечивалась:

- предварительным обучением студента технологическим действиям в аналитическом и эмоциональном движениях по решению профессиональных (музыкально-педагогических, музыкально-исполнительских, хормейстерских) и исследовательских задач. При этом мы исходили из того, что успех в тексту-ально-полилогической деятельности может быть обеспечен, если учебный материал и способы ДВ в проблемном полилоге будут понятны и доступны студенту (т.е. осуществляется опора на общепедагогические принципы дидактики: доступности, последовательности и т. д.);

- использованием приоритетных позиций выбора, которые позволяют студенту проявить самостоятельность и интеллектуальное творчество в выборе научных и религиозных приоритетов в полилоге диалоговых смыслов и проблемно-диалоговых способов выполнения задания. В основе приоритета выбора лежит мотив достижения как успех высокого уровня профессионализма в полилогическом процессе освоения РДМК. Чтобы ощутить себя настоящим профессионалом, студент должен, во-первых, не только рискнуть выбрать более трудное задание и самый непростой текстуально-полилогический вариант его решения, но и сделать этот выбор соразмерным своим возможностям и знаниям, во-вторых, не только продемонстрировать уровень профессионального мастерства, но и попытаться предложить новые способы аналитического и эмоционального движения в решении проблемной текстуально-полилоги-ческой задачи. Следовательно, приоритет

выбора открывает перед студентом смыслообразующее поле дальнейшего личностного развития, желание постоянно повышать свою профессиональную подготовку в области РДМК.

Основная задача преподавателя при реализации принципа единства анализа и синтеза в аналитическом и эмоциональном восхождении - обеспечить атмосферу доброжелательной критики и объективной оценки работы каждого студента членами группы, коллектива на практических занятиях. Это значит, что признание высокого профессионализма в полилогическом процессе освоения РДМК идёт не от оценки преподавателя (хотя и его мнение учитывается), а является общепризнанным мнением всех участников совместной учебной деятельности на практических занятиях. При этом открытие для студентов перспективы роста, перехода в ранг «настоящего профессионала» происходит не на административном, а на моральном уровне.

Отметим, что приём высокого профессионализма не обособляет студентов, ибо каждый может быть в группе настоящих профессионалов. Для этого необходимо выдержать необъявленный конкурс на свой текстуально-полилогический субъект-объект-ный и субъект-субъектный подход, продемонстрировать более высокий уровень овладения знаниями в полилогическом процессе освоения РДМК. По сути, мотивирующим фактором выступает ситуация успеха, но через стремление самореализоваться, отличиться, быть признанным в студенческой группе, коллективе. Итак, используя ситуацию успеха как действенный стимул к личностному достижению (аналитическому и эмоциональному восхождению), мы обеспечивали реальную возможность для студента отличиться в полилогическом процессе освоения РДМК при решении учебных текстуально-полилогических и исследовательских задач.

В полилогическом процессе освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в УСПО мы создавали четыре типа полилоги-ческих проблемных ситуаций:

1) полилогическая проблемная ситуация, связанная с тем, что студент в полилогическом процессе освоения РДМК не знает способа решения текстуально-полилогической задачи (задания) в субъект-объектном полилоге диалоговых смыслов, не может ответить на проблемный вопрос, поскольку не имеет достаточного объема необходимых знаний;

2) полилогическая проблемная ситуация, которая ставит студента в новые условия по-лилогического процесса освоения РДМК, где для решения текстуально-полилогической задачи (задания, вопроса) требуется субъект-субъектный полилог диалогового общения, а студент располагает лишь опытом субъект-объектной коммуникации в полилоге диалоговых смыслов;

3) полилогическая проблемная ситуация, связанная с возникновением у студента противоречия между теоретически возможными путями решения текстуально-полилогической задачи и практической (музыкально-педагоги-ческой, музыкально-исполнительской, хормейстерской) неосуществимостью избранного способа;

4) полилогическая проблемная ситуация, обеспечивающая возникновение у студента противоречия между практически достигнутым результатом выполнения текстуально-полилогического задания и отсутствием произведённого полилогического текстового продукта.

Для создания указанных выше проблемных ситуаций в ходе аналитического и эмоционального восхождения в полилогическом процессе освоения РДМК мы использовали следующие способы и приёмы: побуждение студентов к теоретическому объяснению способов, приёмов, особенностей полилога диалоговых сопряжений в решении проблемной ситуации на этапах ДВ в проблемном полилоге; широкое использование полилогических ситуаций из опыта применения полилога диалоговых смыслов, проблемно-диалогового дискуссионного полилога для проектирования предстоящей профессиональной (музыкальнопедагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской) деятельности (принцип связи теории с практикой); поиск текстуально-полилогических условий использования результата выполнения проблемного задания в аналитическом и эмоциональном восхождении; побуждение к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и другим мыслительным операциям в субъект-объектном и субъект-субъетном полилоге диалоговых сопряжений для производства полилогического текстового продукта; выдвижение предположений в аналитическом и эмоциональном восхождении и др.

Чтобы «восходить» аналитически и эмоционально, нужно быть настроенным на проблемную ситуацию полилога диалоговых со-пряжений, на духовно-образную сферу

РДМК, на эстетические и нравственные переживания, отношения к изучаемому. Это возможно, когда в условиях полилогического процесса освоения РДМК: 1) обучение носит ярко выраженный бинарный характер, а учение рассматривается как относительно самостоятельный компонент в процессе обучения;

2) в учении развиты субъектные элементы (самостоятельность, активность, индивидуальность); 3) в обучении наряду с воспитанием выделяется и становится относительно самостоятельным самовоспитание; 4) наряду с рефлексивностью процесса обучения у студента наблюдается развитость саморефлек-сии; 5) в процессе обучения фигурирует и реализуется не только развитие, но и саморазвитие; 6) наряду с образованием реализуется самообразование; 7) наряду с понятием «деятельность» приобретает значимость и вес понятие «самодеятельность».

Поэтому к духовному восхождению в проблемном полилоге мы подходим с точки зрения: 1) духовной и психологической культуры человека; 2) саморазвития и самовоспитания в самообучении личности юношеского возраста; 3) полилогического мышления сту-дента-музыканта; 4) эвристических методов проектирования, моделирования и программирования с их эмоциональным переживанием и личностным отношением к РДМК.

В ходе педагогического эксперимента мы широко использовали метод учебных проектов. Так, например, вместо традиционной аннотации на произведение русской духовной музыки студенту уже на первых занятиях предлагается, с учётом его потенциальных интересов, выбрать музыкальное произведение (песнопение), в котором будет исследоваться тема, близкая предметной области курса «Русская духовно-музыкальная культура» («РДМК»), Причем список тем и песнопений для исследования является открытым, так что студент может сам предложить тему и музыкальную композицию для своего исследования, что повышает мотивацию обучения. По каждому разделу темы работу выполняют несколько студентов - микрогруппа: 2-3 человека, которые исследуют разные музыкальные сочинения. Каждый студент такой рабочей группы выполняет своё собственное задание, определенное для него преподавателем, исходя из учета индивидуальных возможностей и отсутствия дублирования.

При этом основной задачей начального периода такого исследования является поиск

и сравнительный анализ научной и религиозной текстуально-полилогической информации по каждому разделу темы исследования. Для поиска соответствующих текстуально-поли-логических информационных ресурсов студенты используют как печатные источники, так и современные Интернет-технологии поиска информации. Исследовательский характер работы определяется, прежде всего, заранее неизвестным её результатом. Поэтому уже на первом этапе духовного восхождения от студента требуется освоение полилога диалоговых смыслов и применение текстуально-полилогического поиска.

На следующем этапе духовного восхождения - обобщения отобранной научной и религиозной текстуально-полилогической информации отрабатываются навыки проектирования полилогического текстового продукта как результата исследовательской работы по анализу произведения. В итоге выполнения этой части работы студент создаёт свой полилогический текстовый продукт, отражающий состояние вопроса по избранной теме.

Преподаватель в ходе выполнения проекта осуществляет необходимое обучение, консультирование и руководство работой на всех её этапах. Согласно цели проекта, будущие педа-гоги-музыканты должны были освоить необходимые знания в предметной области курса «РДМК», активно использовать компоненты полилогической среды - полилога диалоговых сопряжений: полилог диалоговых смыслов, полилог речевых диалогов, ДВ в проблемном полилоге как дидактические единицы педагогических условий, а также технологию проектирования и создания собственной текстуально-полилогической модели исследования произведения русской духовной музыки.

Полилогическая форма проведения занятий позволила увеличить стремление студентов к повышению эффективности своей профессиональной подготовки в области РДМК, улучшить субъект-субъектные взаимоотношения с преподавателем и студентами в по-лилогическом процессе освоения РДМК в обучающем курсе, способствовала осуществлению перехода от управления текстуально-полилогическим процессом со стороны преподавателя к самоуправлению данным процессом со стороны студентов.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили необходимость и эффективность оптимального наращивания самоуправляю-щих функций студентов, осуществляемого в

режиме субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, студентов между собой.

В ходе педагогического эксперимента мы также использовали метод эвристического программирования, который позволяет моделировать не только результат текстуально-полилогической деятельности в духовном восхождении будущего педагога-музыканта, но и сам эвристический поиск решения творческих задач.

Согласно теории программирования [7], мы используем эвристический приём, где решение проблемной задачи выстраивается от конца: от того, что требуется узнать, к имеющимся богословским, регентским и хоровед-ческим, хормейстерским данным. Так, студентам после прослушивания двух произведений на один текст «Ныне отпущаеши» -обиходного по напеву шестого гласа и С. Рахманинова из «Всенощного бдения» (соч. 37, № 5 киевского роспева) в сравнительном анализе необходимо определить и сформулировать качественную характеристику хорового звука в русской богослужебной и концертной духовной музыке. Если сразу решить данную задачу не удаётся, то им предлагается решить вспомогательную (более лёгкую) задачу - обратиться и преломить вокально-хоровую характеристику, которая имеет применение в анализе светской хоровой музыки. Решение такой вспомогательной задачи может навести на мысль о методах (в данном случае - сравнения и сопоставления), которыми следует решить основную духовномузыкальную проблемную задачу.

В процессе эвристического поиска решения проблемных текстуально-полилоги-ческих задач целесообразно также воспользоваться такими специальными эвристическими приёмами, как редукция, допущение, инверсия.

Приёмов редукции существует множество, их назначение - свести выделенную сложную проблему к более простой либо применить известный метод решения вместо неизвестного. Используя приёмы редукции, студенты приходят к выводу о том, что в процессе решения проблемной текстуально-полилогической задачи важно не просто отыскать идею её решения, но более ценным будет отыскание наиболее адекватной - рациональной, творческой идеи решения, которая к тому же может сэкономить силы и время у решающего.

В процессе эвристического поиска решения проблемной задачи большое значение должно придаваться такой эвристической категории, как допущение. Смысл допущения состоит в том, что в той или иной тестуально-полилогической задаче ослабляется жесткость условий, в результате чего получается целая система задач, имеющая большее число степеней свободы, нежели в данной. На основе допущений выводится ряд следствий. Если следствия не противоречат фактам (основополагающему значению слова, двойственности содержания духовной музыки и др.), считающимся истинными и если следствия исчерпывают все возможные варианты их проявления, то гипотеза принимается; если же хотя бы одно из полученных следствий противоречит неопровержимым фактам, то гипотеза либо переконструируется, либо отбрасывается вовсе.

На основе эвристической категории «допущения» можно дать схему рассуждений при прямом доказательстве: 1) вначале тезис вводится как допущение - «допустим, что (вариант «а») музыкальные средства призваны усилить религиозное состояние в распетой молитве или (вариант «б») музыкальные средства играют главную роль в религиозном состоянии распетой молитвы»; 2) к этому тезису подключаются ранее полученные знания, связанные с доказываемой проблемой, а из них выводят следствия; 3) получают заключение об истинности (в варианте «а») или ложности (в варианте «б») доказываемого тезиса.

Структура инверсии - косвенного доказательства (методом от противного) также начинается с введения допущения об условии доказываемого предположения, но, в отличие от прямого доказательства, здесь добавляется еще одно допущение — отрицание заключения доказываемого тезиса - «допустим, что в концертной духовной музыке художественные средства музыкальной выразительности не имеют равноправного с текстом значения». Доказательство заканчивается тем, что обнаруживается противоречие между допу-щением-отрицанием, известными фактами и условиями тезиса.

В процессе доказательства духовномузыкальной проблемы следует руководствоваться двумя видами правил: 1) правила, которыми определяется схема доказательства (ввести допущение -»• вывести следствие -» прийти к выводу); 2) правила, посредством которых из имеющихся предложений получаются новые предложения в виде следствий.

Пользуясь первым видом правил, студент может найти идею доказательства, последовательность его осуществления, то есть схему. Применяя вторую группу правил, студент заполняет пустые места в этой схеме, поэтому первую группу правил можно назвать «правилами творчества», а вторую -«правилами исполнения».

Существует логическая связь между рассуждением в момент «рождения идеи» и рассуждением на стадии строгого доказательства. Сам процесс построения логичных доказательств, пополняющий теорию новыми истинами или уточняющий известные положения, представляет собой разновидность эвристической деятельности. Поэтому студенты в поли-логическом процессе освоения РДМК, приобщаясь к использованию эвристических методов и приёмов ДВ в проблемном полилоге, тем самым оказываются способными к самостоятельному добыванию новых знаний, к субъективному аналитическому восхождению.

Субъективное аналитическое восхождение в проблемной тестуально-полилогической ситуации способствует появлению переживания, провоцируя его, делает педагогически управляемым. Переживание представляет своеобразный показатель эффективности по-лилогического процесса освоения РДМК пе-дагогами-музыкантами. Полилогические отношения: противоречия, синтез, пронизывающие каждую новую проблемную текстуально-полилогическую ситуацию невольно заставляют студента эмоционально переживать, подключая те или иные механизмы восприятия и закрепления впечатлений. Эмоции и связанные с ними переживания всегда открыты, присущи всем, независимо от возрастного и уровневого личностного развития [2, 5, 8 и др.]. Переживания духовных, общечеловеческих, художественных, нравственных и эстетических ценностей представляют естественный элемент в практике ДВ в проблемном полилоге.

Наличие проблемной текстуально-полилогической ситуации способствует проявлению ценностного отношения студента к явлениям РДМК. Оно складывается постепенно - от первичного отношения (принятия или отторжения) к каждой конкретной теме, произведению, постепенно развиваясь, восходя до отношения к РДМК вообще. В формирующуюся сферу отношений вовлечены: преподаватель, одногруппники, однокурсники, самосознание самого студента, художествен-

ные явления, высокие духовные и рассчитанные на сиюминутное потребление. Складывающаяся в достаточной мере совокупность таких отношений у студентов определяет направленность и активную форму проявления их духовной, психологической, нравственноэстетической культуры.

Следовательно, ценностные отношения в духовном восхождении студентов представляют: 1) «эмоциональный фильтр» [5, с. 122] в процессе приобретения знаний, переработки полилога диалоговых смыслов; 2) стимул для формирования музыкально-педагогических, музыкально-исполнительских, хормейстерский умений и навыков; 3) предпосылку и условие для творческого текстуально-полилоги-ческого процесса в полилоге диалоговых сопряжений. Грамотные установочные действия преподавателя в аналитическом восхождении подводят к эмоциональному восхождению (резонансу), эмоциональной готовности студентов к восприятию искусства религиозной традиции, полилогического текста, проблемной текстуально-полилогической деятельности в полилоге субъект-объектных и субъект-субъектных взаимодействий. Поэтому в аналитическом и эмоциональном восхождении как аналитико-эмоциональная целостность, студент это, прежде всего, человек чувствующий, переживающий.

Таким образом, духовное восхождение в проблемном полилоге как педагогическое условие полилогического процесса освоения РДМК педагогами-музыкантами в УСПО обеспечивается посредством: стимулирования личностных достижений студентов в тексту-ально-полилогической деятельности, направленной на эффективную профессиональную подготовку педагогов-музыкантов в области РДМК; создания проблемных текстуально-полилогических ситуаций в процессе субъект-объектного, субъект-субъект-ного аналитического и эмоционального восхождения в полилоге диалогов; включения студентов в личностно-значимую для них тек-стуально-полилогическую деятельность в соответствии с анализом и синтезом учебного

материала, обеспечивающего построение системы знаний в аналитическом восхождении и интеллектуальных, нравственно-эстетических переживаний в эмоциональном восхождении.

Литература

1. Ботов, М.И. Проблемы мониторинга качества подготовки специалистов в системе рефлексивного управления / М.И. Ботов, М.С. Солтанова // Эффективность образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 26-28 апреля 2005 г., г. Новосибирск: в 3 ч. / Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 4 1.-276c.-C. 94-108.

2. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры /Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 510 с.

3. Краткая философская энциклопедия. -М.: Изд. группа «Прогресс»: «Энциклопедия», 1994.-576 с.

4. Кулюткин, Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Педагогика, 1981. - 120 с.

5. Малюков, А.Н. Феномен события-переживания в теории и практике художественно-эстетического воспитания школьников / А.Н. Малюков // Современные подходы к теории эстетического воспитания: материалы и тезисы Буровских чтений. - М.: ИХО РАО, 1999.-207 с.

6. Медушевский, В. В. Мысли о православной психологии музыки / В.В. Медушевский // Альманах музыкальной психологии. - М.: МПС, 1994. - С. 48-75.

7. Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения: пер. с англ. /Д. Пойа. — М.: Наука, 1975. - 464 с.

8. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.

Поступила в редакцию 23 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.