Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЕЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русскова Юлия Николаевна

В статье представлена авторская дидактическая модель, которая наглядно отражает процесс формирования профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России. Проанализирована проблема интерактивного обучения в высшей школе, с позиций теории и практики. Представлено авторское определение дидактической модели и обоснованы теоретико-методологические подходы, лежащие в ее основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русскова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC MODEL OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA THROUGH INTERACTIVE TECHNOLOGIES

The article presents the author's didactic model, which clearly reflects the process of forming professional competencies of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author's definition of the didactic model is given and the theoretical and methodological approaches underlying it are justified.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 37.013.32; ББК 74.48

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-155-158

© Русскова Ю.Н. 2021

DIDACTIC MODEL OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA THROUGH INTERACTIVE TECHNOLOGIES

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Julia N. Russkova,

associate Professor of faculty of training of scientific and pedagogical staff of Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: russkovaj@mail.ru

Юлия Николаевна Русскова,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 Е-mail: russkovaj@mail.ru

Для цитирования: Русскова Ю.Н. Дидактическая модель формирования профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 155-158.

Научная специальность: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

Abstract. The article presents the author's didactic model, which clearly reflects the process of forming professional competencies of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author's definition of the didactic model is given and the theoretical and methodological approaches underlying it are justified.

Аннотация. В статье представлена авторская дидактическая модель, которая наглядно отражает процесс формирования профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России. Проанализирована проблема интерактивного обучения в высшей школе, с позиций теории и практики. Представлено авторское определение дидактической модели и обоснованы теоретико-методологические подходы, лежащие в ее основе.

Keywords: didactic model, professional competencies, modeling, educational practice.

Ключевые слова: дидактическая модель, профессиональные компетенеции, моделирование, образовательная практика.

Теоретико-методологической анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выявить многозначность в трактовке понятийно-категориального аппарата темы и его недостаточную проработанность. Это свидетельствует о состоянии начального этапа в развитии нтерак-тивного обучения на уровне профессиональной подготовки студентов вузов, курсантов образовательных организаций МВД России.

В современной науке и образовательной практике моделирование педагогического процесса все чаще признается приоритетным и перспективным методом, который представляет собой построение, исследование и практическую проверку определенной модели. При этом важно понимать,

что модель выступает абстрактным, искусственно созданным объектом в виде идеального образа, который схож с изучаемым педагогическим объектом, явлением или процессом и воспроизводит в упрощенном виде структуру, свойства и взаимосвязи между компонентами данного объекта, явления или процесса.

В исследовании А.В. Гладкова отмечается: «...модель - это такая мысленно-представленная или материальная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна представить его так, что ее изучение даст нам новую информацию об этом объекте» [1].

Теоретико-методологические аспекты дидактики высшей школы и их частное проявление в раз-

личных методиках представлены в многочисленных психолого-педагогических исследованиях. Например, в работе В.В. Краевского и А.В. Хуторского подчеркивается, что «...дидактика рассматривает свой объект - обучение - в первую очередь как особый вид деятельности, направленный на передачу подрастающему поколению культуры, или социального опыта, необходимого для личностной самореализации; дидактика рассматривает содержательную и процессуальную стороны обучения в их единстве; имея ввиду задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно обоснованного конструирования» [2, С. 98].

Теоретико-методологический анализ различных научных источников позволил нам сформулировать собственно-научную трактовку термина «дидактическая модель» с учетом темы настоящего диссертационного исследования.

Под дидактической моделью понимается специально созданный, целенаправленный и контролируемый профессорско-преподавательским составом процесс профессиональной подготовки курсантов, реализуемый в образовательной организации высшего образования МВД России, в основе которого лежат компетентностный, личностноори-ентированный, средовой и ситуативный подходы, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций обучающихся посредством интерактивных технологий.

Обращаясь к ситуативному подходу, следует, с одной стороны, подчеркнуть его сопряженность с компетентностным, личностно ориентированным подходами, с другой стороны, - подтвердить автономность и универсальность. А.С. Плотников раскрывает многоплановость ситуации как «фрагмента объективного мира, высвеченного человеческим взором для каких-либо действий, например познавательных или преобразовательных». В содержание понятия «ситуация» автором включаются «субъект - действующее лицо ситуации; человек, решающий задачу; объект - часть, фрагмент объективного мира, взятый для рассмотрения, или его модель, отсюда вытекают отношения субъект-объект, для которых характерны отдельность, уникальность, неповторимость понимания и описания культурных и социальных объектов; субъект, вступающий в отношения, - это не просто активное лицо, а лицо, знающее ту область, которую он исследует. Поэтому третьим компонентом будут знания, как фундаментальные (учитывая множественность ситуаций, их изменяемость и непредсказуемость), так и прикладные (навык, опыт решения ситуаций, алгоритм); . условия, созданные ходом событий или искусствен-

но сконструированные (воображаемые) для решения какой-либо задачи, моделирует ситуацию; ... обстоятельства, являющиеся частью объективной действительности, которые выбираются субъектом для доказательства точки зрения, мнения, позиции; .действие, - только тогда ситуация начинает рассматриваться, оцениваться или решаться, в результате возникает отношение субъект-действие, которое выражает существенный признак ситуации, ее деятельностный характер, ее каркас, определяющее ситуацию как обусловленное действие субъекта в определенных обстоятельствах» [3, С. 102-103].

При проектировании дидактической модели (рис. 1) ставились следующие цели:

1) представить, предварительно охарактеризовав, методологический базис модели;

2) дидактическая модель должна отражать специфику целенаправленного педагогического воздействия на каждого курсанта с учетом личностных особенностей;

3) дидактическая модель должна способствовать максимальному приближению учебной деятельности к профессиональной деятельности сотрудника полиции;

4) дидактическая модель должна способствовать курсантам посредством решения квазипрофессиональных задач на плановых учебных занятиях накоплению первичного профессионального опыта реализации операциональных действий при выполнении оперативно-служебных задач.

Целостность дидактической модели обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием ее блоков, изменение одного из которых влияет на все другие.

Существующие в науке теоретические знания о моделировании и моделях дают возможность определить разработанную дидактическую модель как аналог алгоритма организации управления качеством профессиональной подготовки курсантов на основе компетентностного (и включенных в него других подходов) подходов, выраженного в виде уровней управления качеством, отражающего ее целостность и включающего следующие блоки: функционально-целевой, содержательный, деятельностный и критериально-результативный. При разработке дидактической модели были учтены современные образовательные тенденции (децентрализации, профессионализации, системности, субъектности), принципы (социальной направленности, целостности, системности, объективности, центрации на личности курсанта, открытости, доверительности, субъект-субъектного взаимодействия, толерантности) и законодательных требований в сфере высшего образования в ведомственной образовательной организации МВД России.

Научные подходы: Общенаучные: личностью ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК Цель - формирование профессиональных компетенций профессорско-преподавательским составом у курсантов образовательных организаций МВД России.

Задачи: создание на плановых учебных занятиях оптимальных условий для реализации интерактивных технологий; выявление основных направлений деятельности профессорско-преподавательского состава по оптимизации высшего образования курсантов; привлечение сотрудников территориальных ОВД как консультантов и экспертов качества профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к условиям служебной деятельности.

ориентированный; компетнентностный; средовой; ситуативный. Дидактические: развивающее обучение; проблемное обучение. Принципы: социальной направленности, целостности и системности, объективности, центрации на личности курсанта, открытости, доверительности, субъект-субъектного взаимодействия, толерантности.

П-*

содержательный блок

Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки курсантов к служебной деятельности в условиях образовательной организации МВД России

Субмодуль-интеракция

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ БЛОК

Разработка и реализация условий преодоления служебно-дидактического барьера между курсантами и профессорско-преподавательским составом в процессе реализации интерактивных технологий

Осмысление накопленного опыта организации учебного процесса в образовательной организации МВД России: планирование индивидуальной работы с каждым курсантом с целью его успешной подготовки к служебной деятельности; прогнозирование результатов; поиск оптимальных интерактивных технологий при проведении плановых учебных занятий.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:

приобретение новых знаний (лещин. семинары. практические занятия, конференции, Диспуты, круглые спюям^ «НЩШШЯ8 штурм^ индивидуальные и коллективные беседы, коллоквиум,

портфолио. и пр.); формирования умений и навыков по применению полученных знаний на практике (д&яавые Ц ролеше цвры. ситуационные ц треншгоеые упражнения, моделирование, метод проектов).

Этапы педагогического эксперимента: организационно-аналитический; диагностический; действенно-преобразующий; рефлексивный

Диагностические методы изучения уровня сформированности профессиональных компетенций:

рефлексивная самодиагностика, самоанализ, устный и письменный опрос, рейтинговая и экспертная оценка, анкетирование, тестирование, диагностика остаточных знаний по изучаемым дисциплинам и пр.

Разработка и апробация авторской программы формирования профессиональных компетенций

Компоненты сформированости профессиональных компетенций:

мотивационнр-ценностный;

когнитивный; деятельностный

КРИТЕРИАЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫ!! БЛОК

РЕЗУЛЬТАТ - КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ДНЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СПОСОБНЫЙ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ Ц КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровни сформированности профессиональных компетенций:

продуктивно-творческий (высокий); продуктивный (выше Среднего); формально-допустимый (средний); нормативно-удовлетворительный (низкий)

Рис. 1. Дидактическая модель формирования профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций

МВД России посредством интерактивных технологий

Исследование показало, что интерактивные технологии обладают признаками вариативности (разноуровневости, множественности, гибкости и мобильности), могут повлиять на эффективность профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Отметим, что в разработанной дидактической модели все представленные формы, методы и средства выступают как взаимосвязанные. Их традиционные варианты дополнены инновационными.

В.К. Михайлова отмечает: «..в ст рукту-репр офессиональныхко мпетенций со трудника ор ганов вн утренних де л сп особность к ре флек-сиии творческое мы шление яв ляются ва жней-шими составляющими» [4, С. 58]. Однако анализ учебной документации (учебно-методические комплексы по профилирующим дисциплинам) показал, что это не всегда учитывается при разработке рабочих учебных программ по профилирующим дисциплинам и программ профессиональной подготовки будущих специалистов для ОВД. В этой связи может возникнуть ситуация рассогласованности планов, целей и учебных реалий.

Полагаем, что посредством применения интерактивных технологий профессорско-преподавательским составом образовательной организации МВД России на плановых учебных занятиях будут формироваться все компоненты (мотивационно-цен-ностный, когнитивный, деятельностный) профессиональных компетенций.

Большое значение в разработанной модели имеет «субмодуль интеракции» как педагогический феномен, концентрирующий внимание всех субъектов образовательного процесса (преподавателя, курсанта, учебного взвода) на готовности открыто, продуктивно взаимодействовать для эффективного решения учебных, квазипрофессиональных задач, на совершенствовании коммуникативных навыков, развитии актуальных способностей как общекультурных и профессиональных компетенций.

Резюмируя все вышеизложенное отметим, что дидактическая модель процесса формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий - это графи-

ческое отражение концепции организации конгруэнтной дидактической среды, которая способствует повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов [5]. Отличие авторской модели от предлагаемых другими разработчиками дидактических моделей состоит в учете особой специфики образовательной организации МВД России, в использовании интерактивных технологий обучения и комплекса общепедагогических подходов (среди которых фундаментальными являются компетентностный, личностно-ориенти-рованный, средовой, ситуативный)как наиболее адекватно отражающих этапы процесса профессионально-личностного развития курсантов и являющихся системообразующими факторами исследуемого процесса. Предложенную модель можно реализовывать на протяжении всего периода обучения курсантов в образовательной организации МВД России, причем развитие содержания будет носить концентрический характер, то есть углублять и расширять в каждом последующем цикле обучения дополнительные актуальные дидактические средства. Наряду с этим очевиден прогноз стабильного личностного развития курсантов, когда будут совершенствоваться уже первично сформированные их культурно, профессионально сообразные качества.

Библиографический список

1. Гладков, А.В. Моделирование профессионального обучения курсантов в условиях военно-инженерного вуза : дисс. ... канд. педагог. наук. Н. Новгород, 2006. 147 с.

2. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Основы обучения: Дидактика и методика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Кра-евский, А.В. Хуторской. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.

3. Плотников, А.С. Ситуационный подход и методология социально-гуманитарного познания / А.С. Плотников // Ценности и смыслы. 2017. № 1 (47). С. 100-111.

4. Михайлова, В.К. Технология развития критического мышления по средством работы с текстом в образовательных учреждениях МВД России (тезисы) / Педагогические технологии в со вре-

менном высшем профессиональном образовании: со стояние, проблемы, развитие: материалы международной учебно-методической конференции / под ред. А.Г. Парадникова, А.В. Шувалова, Т.Ю. Морозовой. Омск : Омская академия МВД России, 2011. С. 58.

5. Русскова, Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий / Ю.Н. Русскова, И.В. Ульянова // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 65-71. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14012.(0,3 п.л./ самостоятельно - 0,2 п.л.)

References

1. Khazhirokov V. A., Kardanov A. K., Voprosy moralno-volevoy podgotovki politsei: metodicheskiy podkhod [Questions of moral and volitional training of a police officer: a methodological approach]. 2017. No. 3 (13). pp. 111-115.

2. Zhikrivetskaya Yu. V. Psychological analysis of personal qualities of police officers in stressful situations. 2013. No. 4 (25). pp. 29-30.

3. Afov A. Kh., Tactical and physical actions of employees of the Ministry of Internal Affairs in extreme situations / / Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2016. Vol. 1. No. 3. pp. 75-77.

4. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 "On the Police".

5. Zheltobryukh A.V., Soshin A. A. Preparation of police officers for actions related to the inspection of places of probable location of lawbreakers // XX All-Russian scientific and methodological conference "Training of personnel for power structures: modern trends and educational technologies". Irkutsk : East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. p. 196.

6. Trufanov, N. I. On the issue of improving the methodology of conducting practical classes on the discipline "Personal safety of police officers" / / Training of personnel for power structures: modern trends and educational technologies. Materials of the twentieth All-Russian scientific and Methodological conference. Irkutsk : FGKOU V VSI MVD of Russia, 2016. pp. 323-326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.