Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHING STAFF / PROFESSIONAL COMPETENCE / CADETS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / PROFESSIONAL EDUCATION / SUBJECT-SUBJECT INTERACTION / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русскова Юлия Николаевна

В статье проводится анализ факторов влияющих на эффективность учебного процесса и формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России. предполагается, что одним из факторов успешного усвоения знаний, умений и навыков является субъект-субъектное взаимодействие между профессорско-преподавательским составом и курсантами. Представлено экспериментальное исследование факторов и индивидуальных качеств влияющих на эффективность формирования компонентов профессиональных компетенций (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный), посредством экспертного опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русскова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FACTORS INFLUENCING EFFICIENCY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article analyzes the factors that affect the effectiveness of the educational process and the formation of professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. it is assumed that one of the factors of successful learning of knowledge, skills and abilities is the subject-subject interaction between the teaching staff and cadets. The article presents an experimental study of factors and individual qualities that affect the effectiveness of the formation of components of professional competencies (motivational-value, cognitive, activity), by means of an expert survey.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 37.013.32; ББК 74.48

DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10052

© Русскова Ю.Н. 2020

ANALYSIS OF THE FACTORS INFLUENCING EFFICIENCY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Yulia N. Russkova,

associate professor of faculty of training of scientific and pedagogical staff of Moscow university of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot Е-mail: russkovaj@mail.ru

Юлия Николаевна Русскова,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России

имени В. Я. Кикотя Е-mail: russkovaj@mail.ru

Для цитирования: Русскова Ю.Н. Анализ факторов влияющих на эффективность формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2020. С. 113-117.

Научная специальность: 13.00.08. - Теория и методика профессионального образования.

Научный руководитель: Ульянова Ирина Валентиновна, профессор кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, доцент.

Abstract. The article analyzes the factors that affect the effectiveness of the educational process and the formation of professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. it is assumed that one of the factors of successful learning of knowledge, skills and abilities is the subject-subject interaction between the teaching staff and cadets. The article presents an experimental study of factors and individual qualities that affect the effectiveness of the formation of components of professional competencies (motivational-value, cognitive, activity), by means of an expert survey.

Keywords: teaching staff, professional competence, cadets, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, professional education, subject-subject interaction.

Аннотация. В статье проводится анализ факторов влияющих на эффективность учебного процесса и формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России. предполагается, что одним из факторов успешного усвоения знаний, умений и навыков является субъект-субъектное взаимодействие между профессорско-преподавательским составом и курсантами. Представлено экспериментальное исследование факторов и индивидуальных качеств влияющих на эффективность формирования компонентов профессиональных компетенций (мотивационно-ценност-ный, когнитивный, деятельностный), посредством экспертного опроса.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, профессиональные компетенции, курсанты, образовательных организаций МВД России, профессиональное образование, субъект-субъектное взаимодействие.

На сегодняшний день отмечается качественное улучшение образовательного процесса в связи с реформированием высшей школы, однако еще наблюдаются существенный разрыв и противоречия между требованиями работодателей к профессиональным знаниям, умениям, навыкам и реальными сформированными компетенциями у выпускников образовательных организаций высшего образования. Основная цель высшего образования заключается в интеграции теоретических знаний

с практикой, в формировании у обучающегося целостной модели будущей профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что в высшей школе еще существенный пласт в подготовке высококвалифицированных специалистов занимает традиционное обучение, основанное на субъект-объектном взаимодействие между профессорско-преподавательским составом и обучающимися. Следовательно, профессорско-преподавательский состав должен умело интегрировать традицион-

ные и инновационные модели обучения, быть ориентирован на субъект-субъектное и личностно-ориентированное взаимодействие с обучающимися, а также не только научить их учиться, но и применять полученные знания на практике.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы отмечается: «из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования. При этом в ближайшей перспективе будет увеличиваться дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных педагогических работниках и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности, будет усугубляться проблема нехватки объектов социальной и инфраструктурной направленности для повышения конкурентоспособности российского образования. Отсутствие механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях не позволит в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного образования. В рамках Программы должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования - профессионального (включая высшее), общего и дополнительного, а также достижения качественно нового уровня развития молодежной политики, повышения доступности программ социализации детей и молодежи для успешного вовлечения их в социальную практику. Решение указанных задач одновременно позволит в полном объеме реализовать основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016-2020 годы, определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития».

В исследовании С.Ю. Берлевой, А.А. Зуйковой и М.М. Романовой отмечается: «...в каждой отрасли знания, для осуществления любой профессиональной деятельности необходим свой уникальный набор компетенций. Поэтому требуется специфическая формулировка целей образования в компе-тентностном подходе, что представляет собой отдельную важную задачу. В то же время необходим и новый подход к построению педагогического процесса, который предполагает не только изменение структуры целеполагания, но и перестройку всего

образовательного процесса» [1]. В этой связи можем констатировать, что в ведомственных образовательных организациях системы МВД России на сегодняшний день такие компетенции сформулированы и формируются у курсантов, что находит подтверждения в ФГОС ВО поколений 3 и 3+ для разных специальностей и направлений подготовки.

Сравнительный анализ стратегических документов, федеральных нормативных правовых актов, в части касающейся высшего образования и анализ трудов современных исследователей (А.С. Андри-енко, В.И. Байденко, Р.А. Быкова, А.М. Митяева, Н.В. Шестак и др.) специфики компетентностного подхода в высшей школе, позволяет отметить необходимость усовершенствования практической ориентации образовательного процесса. Эффективное выполнение указанной задачи, возможно посред-ствам внедрения в образовательный процесс педагогических технологий ориентированных на качественное формирование компетенций у будущих специалистов. Полагаем, что благодаря внедрению интерактивных технологий в образовательный процесс у обучающихся формируются способности к решению квазипрофессиональных задач.

Сравнительный анализ ведомственных нормативных правовых актов и анализ ежегодных итогов деятельности МВД России показал, что вопрос повышения качества профессиональной подготовки наиболее остро проявляется в том, что выпускники образовательных организаций МВД России (по отзывам руководителей территориальных подразделений ОВД) придя на службу не в полной мере используют полученные в ходе обучения профессиональные знания, умения и навыки при выполнении служебных задач. Нередко, обнаруживая неплохие теоретические знания, они не могут творчески применить их на практике. В связи с этим возникает необходимость поиска новых педагогических идей и средств для их внедрения в процесс высшего образования курсантов образовательных организаций МВД России.

Недостаточная связь между знаниями, полученными в период обучения и реальными практическими действиями, с которыми курсанту придется столкнуться после выпуска из образовательной организации МВД России, придя на службу, объясняется во многом тем, что сама образовательная система, несмотря на высокую практикоориенти-рованность учебных дисциплин, содержит в себе явные недостатки в связи теории с практикой, образования с решением служебных задач (например, раскрытие преступлений в условиях неопределенности и пр.), социумом и другими элементами правоохранительной деятельности.

Необходимость удовлетворения требований руководства МВД России к качеству подготовки выпускников образовательных организаций МВД России повышает актуальность решения проблемы формирования профессиональных компетенций, адекватных требованиям служебной деятельности и включенных в контекст будущей профессиональной деятельности независимо от учебного предмета, образовательного цикла профессиональной образовательной программы. В современных условиях это требует реализации нового подхода к обучению, использования активных методов и интерактивных технологий обучения для формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих специалистов для органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России, обусловлен гибким, многофункциональным образовательным пространством, которое обеспечивает профессионально-личностное развитие каждого курсанта. Каждая специальность, по сути, является практико-ориентированной площадкой освоения профессиональных компетенций каждым курсантом в соответствии с требованиями ФГОС ВО. В этой связи, профессорско-преподавательский состав должен на семинарских и практических занятиях разрабатывать и апробировать квазипрофессиональные задачи, которые обеспечат формирование способностей у курсантов применять полученные знания после выпуска при решении служебных задач.

Изменение вектора высшего образования на компетентностный и практико-ориентиро-ванных подходы, обусловило необходимость совершенствования традиционных форм обучения и внедрению в образовательный процесс активных методов и интерактивных технологий обучения. Можно констатировать тот факт, что активные методы и интерактивные технологии являются производным проблемного обучения, так как в их основе лежит субъект-субъектное взаимодействие между преподавателем и обучающимися и личностно-ори-ентированной направленностью учебного процесса (рис. 1). Это положение подкрепляется мнением С.Н. Тихомирова, который в своих исследованиях отмечает: «Особенностью современной компетент-ностно-ориентированной парадигмы образования является субъект-субъектный характер взаимо-

действия педагогов и обучающихся. Компетенция неразрывно связана с личностью обучающегося и не может быть сформирована без его активного участия в рамках субъект-объектного взаимодействия. Это актуализирует проблему обоснования сущности субъект-субъектного взаимодействия «педагогический работник - обучающийся» в современной системе профессионального образования, которое в условиях компетентностного подхода не ограничено традиционной коммуникацией в процессе трансляции готового знания» [2].

Рис. 1. Взаимосвязь видов обучения в высшей школе

Сущность интерактивного обучения становится более ясной в сравнении основных форм взаимодействия педагога и обучающихся. Все методические подходы к обучению можно разделить на три группы:

— пассивные методы;

— активные методы;

— интерактивные методы. Интерактивное обучение основано на прямом

взаимодействии обучаемых с учебным окружением, на собственном опыте участников. Традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а учащегося - объекта педагогического процесса. В концепции интерактивного обучения это положение заменяется представлением об учащемся как о субъекте своей учебной деятельности [3].

Реализация интерактивного обучения опирается на принципы:

— диалогового взаимодействия;

— работы в малой группе, на основе сотрудничества и кооперации;

— активно-ролевого взаимодействия (сюжетно-ролевая игра);

— тренинговой формы организации процесса обучения [4].

Под интерактивными (диалоговые) технологиями понимаются такие технологии, в которых главным ресурсом обучения является социальное взаимодействие, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, т.е. значительно повысить и углубить содержатель-

ную сущность изучаемых дисциплин. К интерактивным технологиям относятся не все технологии активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния учебной группы на процесс усвоения каждым обучаемым опыта взаимодействия и взаимообучения.

Анализ научных трудов по изучаемой проблеме позволил сформулировать собственно-научное определение термина «интерактивные технологии». Итак, интерактивные технологии - это целенаправленное научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий преподавателя, базирующееся на учебно-профессиональном (преимущественно коммуникативном) взаимодействии преподавателя и курсантов, их равноправном сотрудничестве, опирающемся на субъект-субъектные отношения всех участников конкретных дидактических ситуаций.

Мы солидарны с мнением В.К. Михайловой которая отмечает: «..в структуре профессиональных компетенций сотрудника органов внутренних дел способность к рефлексии и творческое мышление являются важнейшими составляющими» [5]. Однако анализ учебной документации (учебно-методические комплексы по профилирующим дисциплинам) показал, что это не всегда учитывается при разработке рабочих учебных программ по профилирующим дисциплинам и программ профессиональной подготовки будущих специалистов для органов внутренних дел. В этой связи может возникнуть ситуация, когда предлагается одно, говорится другое, думается третье, по факту происходит четвертое, а проверяется и оценивается пятое. Полагаем, что по-средствам применения профессорско-преподавательским составом образовательной организации МВД России на плановых учебных занятиях интерактивных технологий будут формироваться все компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный) профессиональных компетенций.

Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий показал, что это целостный и относительно самостоятельный процесс, характеризующийся достаточно сложным внутренним составом и многообразием внешнего проявления. В этой связи организация и реализация экспериментальной работы осуществлялась на основе следующих принципов:

— конкретизации и учета особенностей организации учебно-воспитательного процесса образовательной организации МВД России;

— единства внешних воздействий и внутренних условий;

— взаимозависимости теории и практики на основе объективности, систематичности и научности;

— сохранения и преемственности различных стадий экспериментального обучения;

— системного проектирования;

— активности сознания личности;

— учета профессиональных и жизненных интересов и ценностей курсантов.

В рамках настоящего исследования был проведен экспертный опрос профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров и сотрудников группы обеспечения учебного процесса управления учебно-методической работы. Опрос был направлен на определение внешних и внутренних факторов влияющих на формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России.

По результатам экспертного опроса сотрудников Университета нами были составлены два ранжированных списка: 1-й отражает значимость индивидуальных качеств, влияющих на формирование профессиональных компетенций (см. табл. 1); 2-й -факторы, способствующие повышению эффективности процесса формирования профессиональных компетенций (см. табл. 2).

Таблица 1

Индивидуальные качества личности курсантов, влияющие на эффективность формирова-

ния профессиональных компетенций

№ п/п Индивидуальные качества личности курсантов Ранг (среднее значение) Ранг (стандартное отклонение)

1 Креативность 6,15 2,722361

2 Способность к творчеству 7,38 1,85262

3 Самостоятельность 7,63 1,675843

4 Целеустремленность 7,83 1,534422

5 Самодисциплинированность 7,98 1,428356

6 Способность к рефлексии 8,14 1,315219

7 Волевая саморегуляция 9,12 0,622254

8 Ответственность 9,28 0,509117

9 Коммуникативная компетентность 9,84 0,113137

10 Мотивация 9,87 0,091924

11 Высокий уровень интеллектуального развития 9,96 0,028284

Исходя из анализа представленных данных мы можем отметить, что наиболее важными являются: интеллектуальные способности; мотивация;

волевая регуляции личности; коммуникативная компетентность; ответственность; способность к рефлексии. Все вышеуказанные качества, по мнению экспертов, способствуют успешному усвоению теоретического материала преподаваемого на плановых учебных занятиях, следовательно, формированию профессиональных компетенций.

Таблица 2

Факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных компетенций курсан-

Анализируя полученные данные, можно сказать, что такие факторы, как высокий уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, наличие специализированных классов/ лабораторий, регулярная посещаемость лекционных/ семинарских/ практических занятия, высокий уровень мотивации к обучению, высокий уровень технической оснащенности учебных аудиторий/ классов/ залов/ полигонов наиболее всего по мнению экспертов, значимы в процессе формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России.

Проведенный теоретический анализ изучаемой проблемы и экспертный опрос профессорско-преподавательского состава, послужит фундаментальной основой для разработки дидактической модели формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России.

Библиографический список

1. Романова, М.М., Зуйкова, А.А., Берлева, С.Ю. Особенности компетентностного подхода при преподавании поликлинической терапии в медицинском вузе / М.М.Романова, А.А. Зуйкова, С.Ю. Берлева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2018. - № 6. - С. 41-45.

2. Тихомиров, С.Н. О субъект-субъектном характере взаимодействия в компетентностно-ориентированном образовательном процессе / С.Н. Тихомиров // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. -2019.- № 3. - С. 63-67.

3. Русскова Ю.Н. Сущность и содержание интерактивных технологий обучения как средства формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России / Ю.Н. Русскова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 4-4. - С. 19-23.

4. Фролова, Т.М. Оптимизация учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе МВД РФ России на основе современных информационных технологий : автореф. дисс... канд. пед. наук / Т.М. Фролова. - СПб., 2014. - 25 с.

5. Михайлова, В.К. Технология развития критического мышления посредством работы с текстом в образовательных учреждениях МВД России (тезисы) / Педагогические технологии в современном высшем профессиональном образовании: состояние, проблемы, развитие: материалы международной учебно-методической конференции / под ред. А.Г. Парадникова, А.В. Шувалова, Т.Ю. Морозовой. - Омск, Омская академия МВД России, 2011. - С. 58.

тов, согласно экспертному опросу

№ п/п Факторы Ранг (среднее значение) Ранг (стандартное отклонение)

1 Правильно и эффективно организованная самостоятельная подготовка 8,23 1,251579

2 Наличие хороших взаимоотношений с профессорско-преподавательским составом 8,47 1,0818734

3 Отсутствие служебно-ди-дактического барьера 8,59 0,9970206

4 Благоприятный социально-психологический климат внутри учебных взводов 8,86 0,8061017

5 Интересная подача учебного материала преподавателем 8,93 0,7566043

6 Формирование у обучающихся мотивов профессионально-личностного роста и самосовершенствования 8,98 0,7212489

7 Престиж обучаться в образовательной организации высшего образования МВД России 9,12 0,622254

8 Материальное и моральное поощрение за отличную успеваемость 9,13 0,6151829

9 Обязательная практическая отработка полученных знаний 9,33 0,4737615

10 Участие в различных научно-представительских мероприятиях 9,45 0,3889087

11 Высокий уровень технической оснащенности учебных аудиторий/ классов/ залов/ полигонов 9,46 0,3818377

12 Высокий уровень мотивации к обучению 9,59 0,2899138

13 Регулярная посещаемость лекционных/ семинарских/ практических занятия 9,78 0,1555635

14 Участие курсанта в научных кружках профилирующих кафедр 9,83 0,1202082

15 Высокий уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава 9,95 0,0353553

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.