Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ВОПРОСЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / INTERACTIVE LEARNING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / STUDENTS / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русскова Юлия Николаевна, Апухтин Михаил Павлович, Ильин Сергей Юрьевич

В статье проанализированы теоретические аспекты интерактивного обучения и его применение в высшей школе. Описана специфика интерактивного обучения в деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования. Отмечается положительный вклад интерактивного обучения в процесс усвоения обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF INTERACTIVE LEARNING IN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the theoretical aspects of interactive learning and its application in higher education. The article describes the specifics of interactive learning in the activities of the teaching staff of educational institutions of higher education. The positive contribution of interactive learning to the process of mastering professional knowledge and skills by students is noted.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.013.32

ББК 74.48

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10310

ВОПРОСЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Юлия Николаевна РУССКОВА,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Е-mail: russkovaj@mail.ru

Михаил Павлович АПУХТИН,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук Е-mail: gen.barmaglot@mail.ru

Сергей Юрьевич ИЛЬИН,

преподаватель кафедры огневой подготовки юридического факультета Академии ФСИН России, Рязань Е-mail: remengton@mail.ru

Аннотация. В статье проанализированы теоретические аспекты интерактивного обучения и его применение в высшей школе. Описана специфика интерактивного обучения в деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования. Отмечается положительный вклад интерактивного обучения в процесс усвоения обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: интерактивное обучение, педагогические технологии, обучающиеся, профессионально-личностное развитие.

QUESTIONS OF INTERACTIVE LEARNING IN HIGHER EDUCATION

Annotation. The article analyzes the theoretical aspects of interactive learning and its application in higher education. The article describes the specifics of interactive learning in the activities of the teaching staff of educational institutions of higher education. The positive contribution of interactive learning to the process of mastering professional knowledge and skills by students is noted.

Key words: interactive learning, pedagogical technologies, students, professional and personal development.

Julia Nikolaevna RUSSKOVA,

associate Professor of faculty of training of scientific and pedagogical staff of Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikot Е-mail: russkovaj@mail.ru

Mikhail Pavlovich APUKHTIN,

associate Professor of civil law at the Plekhanov Russian University of Economics, PhD in law Е-mail: gen.barmaglot@mail.ru

Sergey Yurievich ILYIN,

teacher of the Department of fire training, faculty of law, Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan Е-mail: remengton@mail.ru

№ 5/2020

В процессе реформирования российской системы высшего образования, несмотря на значительные достижения, еще наблюдаются существенный разрыв и противоречия между требованиями работодателей к профессиональным знаниям, умениям, навыкам и реально сформированными компетенциями у выпускников образовательных организаций высшего образования. Основная цель высшего образования заключается в интеграции у обучающихся теоретических знаний с практикой, в формировании у них представлений о целостной модели будущей профессиональной деятельности, что пока не стало устойчивой нормой. Полагаем, это обусловлено тем, что в высшей школе еще существенную когорту составляют специалисты, ориентированные преимущественно на сугубо традиционное обучение, которое опирается преимущественно на субъект-объектное взаимодействие с обучающимися. Однако современная компетентностно-ориентированная парадигма высшего образования ориентирована на приоритет субъект-субъектного взаимодействия между преподавателем и обучающимся.

Профессиональные компетенции неразрывно связаны с личностью обучающегося и формируются в процессе профессионального образования посредством активного участия самого обучающегося в решении учебных, квазипрофессиональных задач, смоделированных преподавателем1.

Реализация интерактивного обучения опирается на принципы:

■ диалогового взаимодействия;

■ работы в малой группе на основе сотрудничества и кооперации;

■ активно-ролевого взаимодействия (сюжет -но-ролевая игра);

■ тренинговой формы организации процесса обучения.

В исследовании Б.М. Бим-Бада дается следующее определение: «интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску»2.

М.В. Кларин указывает: интерактивное обучение представляет собой перевод англоязычного термина interactive learning, который обозначает научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии, и обучение, построенное на взаимодействии3.

Под методами интерактивного обучения понимается совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения обучающихся между собой и в процессе общения с преподавателем.

Интерактивный методический подход — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся не только оказываются вовлеченными в процесс познания, но и имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивное обучение помогает преодолеть различные учебные противоречия. В ходе интерактивного взаимодействия происходит активизация познавательной деятельности обучающихся, повышение их самостоятельности и инициативности, что, в свою очередь, стимулирует личную ответственность. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что осуществляется обмен знаниями, идеями, способами деятельности, ценностями. Происходить подобное может исключительно в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокий уровень кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на учебных занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение предполагает создание комфортных условий обучения - таких, при которых курсант чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, стимулирует такой психологический феномен, как заражение, и тогда любая высказанная партне-

№ 5/2020

ром мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию на тот или иной вопрос.

Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, практиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобретать навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы над аналогичными проблемами. Интерактивное обучение в полной мере реализует воспитательную функцию образования, выходя в итоге на внутренний диалог, на душевный отклик обучающегося, без которого невозможно обретение экзистенциальных ориентиров. Внутреннее переживание полученной информации способствует соотнесению ее с личным опытом обучающегося, выделению из нее личностных смыслов.

Интерактивные формы дают возможность использовать психологическую энергию в учебных процессах, они усиливают мотивацию обу-

чения, способствуют пониманию сложных межличностных взаимосвязей, помогают изучить особенности индивидуального поведения. Применение интерактивных форм позволяет достичь широкий спектр учебных целей — полнее, чем при традиционных формах обучения.

Говоря об эффективности интерактивных форм обучения по сравнению с традиционными, мы их не противопоставляем, а рассматриваем как взаимодополняющие феномены, где первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций имеют интерактивные. Объединяет их степень активности обучающихся на занятии. Например, на лекции она одна, на практическом занятии — другая, а при выполнении курсовой или дипломной работы — третья.

С учетом сказанного выше нами разработана «Логическая схема реализации ситуаций интерактивного обучения», представленная на рис. 1.

Рис. 1. Логическая схема реализации ситуаций интерактивного обучения

Однако для полноценного формирования у обучающихся высшей школы профессиональных компетенций недостаточно реализовывать только интерактивные методы обучения. Необходимо выйти на уровень интерактивных технологий. Благодаря этому появится возможность научно проектировать конкретные интерактивные ситуации, реализовать их и диагностировать.

1 Маркелов H.H., Тихомиров С.Н., Чуманов Ю.В. Формирование профессионально-личностных качеств у кур-

сантов в условиях учебно-воспитательного процесса образовательной организации МВД России / / Совершенствование профессиональной подготовки психологов для подразделений органов внутренних дел: Сб. материалов межведом. науч.-практ.конф. 2020. С. 261—264.

2 Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография / Предисл. Л.С. Пе-репелкина. Федеральная целевая программа «Культура России. М.: Интеллектуальная книга: Новый хронограф, 2010.

3 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Учеб. пособие. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.

№ 5/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.