Научная статья на тему 'Интерактивное обучение'

Интерактивное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19126
3317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Вавилова Лидия Николавна

В статье рассматривается сущность интерактивного обучения, принципы, формы и методы его реализации, условия, обеспечивающие педагогические результаты. Более подробно описаны методы и приемы интерактивного обучения в образовании взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Татьяна Семеновна, Вавилова Лидия Николавна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение»

3. Немова Н. В. Школа достижений: начало пути к успеху. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.

4. Яшнова О. А. Успешность младшего школьника. - М.: Акад. проект, 2003. - 144 с.

Т. С. Панина,

Л. Н. Вавилова

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В статье рассматривается сущность интерактивного обучения, принципы, формы и методы его реализации, условия, обеспечивающие педагогические результаты. Более подробно описаны методы и приемы интерактивного обучения в образовании взрослых.

The essence of interactive training, principles, forms and methods of its realization, the conditions providing pedagogical results and effects of interactive training are described in the article; using of methods and ways of interactive training for adults’ education are shown more detailed.

Понятие «интеракция» (от англ. interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Джордж Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми [14, с. 213]. Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в современной практике образования и воспитания.

В психологии «интеракция» - «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)» [2]. Понятие «интеракция», как отмечает А. П. Панфилова, включает внутриличностную (различные составляющие личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную («я» вступает в контакт с другими людьми) коммуникацию [9, с. 23].

Социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей легче осуществляются в групповом, а не в индивидуальном контексте.

В последнее десятилетие появились интерактивные опросы, программы на телевидении и радио, предполагающие «живое» общение, свободный обмен мнениями со зрителями и слушателями, дающие им возможность влиять на некоторые содержательные линии передач.

Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали использоваться в статьях и работах по педагогике, разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Т. Ю. Аветова, Б. Ц. Бадмаев, Л. К. Гейхман, Е. В. Коротаева, М. В. Кларин, А. П. Панфилова, и др.), как модель профессионального самообучения и самообразования в сфере дистанционного образования, основанную на постоянном взаимодействии субъектов преподавания и учения (Ю. Г. Репьев).

Наиболее часто термин «интерактивное обучение» употребляется в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернет, работой с электронными учебниками и справочниками, работой в режиме он-лайн и т. д. Современные компьютерные коммуникации позволяют участникам вступать в живой (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также осуществлять «активный обмен сообщения между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [6, с. 50]. Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, дают возможность учащимся управлять процессом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение», оно понимается как:

• «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [10, с. 107];

• «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» [1, с. 74];

• «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» [7, с. 102];

• обучение, основанное «на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта... Опыт учащегося-участника служит центральным источником учебного познания» [5, с. 13].

Таким образом, интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия участников и свое собственное поведение, погружаются в реаль-

ную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При интерактивном обучении осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игр, дискуссий, работы в малых группах, теоретических блоков (минилекций). Т акое обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообуче-ния и взаимообогащения. Учащиеся берут на себя часть функций преподавателя, что повышает мотивацию и продуктивность обучения. Интерактивная модель наиболее эффективна в дополнительном профессиональном образовании, в неформальном образовании взрослых, поскольку данная категория учащихся имеет большой жизненный и профессиональный опыт.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами, отношения подчиненности заменяются отношениями партнерства. В соответствии с этим в образовательной практике востребована модель взаимодействия, основанная на диалоге, предполагающая переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым. Интерактивное обучение способствует не только изменению опыта и установок участников, но и окружающей действительности, так как часто интерактивные методы обучения - это имитация видов деятельности, применяемых в общественной и государственной практике демократического общества.

Во-вторых, практическое решение проблемы мотивации познавательной активности обучаемых достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося. И. П. Смирнов отмечает: «Умение общаться друг с другом и с обучаемыми станет, вероятно, одним из важнейших, если не самым важнейшим фактором, определяющим рейтинг педагогического коллектива учебного заведения, его способность добиться наилучших результатов учебно-воспитательной деятельности» [12, с. 365].

В-третьих, Концепция модернизации российского образования это ориентирует, прежде всего, не на усвоение учащимся определенной суммы знаний, а на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, формирование опыта самостоятельной деятельности, ответственности

учащихся, а также современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

Среди важнейших современных компетенций следует отметить следующие:

• способность действовать в рамках согласованных целей и задач;

• умение согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого);

• умение жить вместе (кооперироваться, идти на компромисс.);

• способность самоизменяться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.

Формирование данных компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, который может быть получен в режиме интерактивного обучения.

Среди основных принципов интерактивного обучения можно отметить диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации, центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. По мнению Б. Ц. Бадмаева, «при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную, или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную» [1, с. 74]. Наиболее полно эти эффекты проявляются при игровых и тренинговых формах проведения занятий.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на

• дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, эвристическая беседа, метод «круглого стола», «мозговой штурм», кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), обсуждение видеозаписей, включая запись собственных действий, встречи с приглашенными специалистами, коллективное моделирование производственных процессов или ситуаций и др.;

• игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие); ролевые, оганизационно-деятельностные игры;

• тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности и т. п.), которые могут включать в себя практиче-

ские групповые и индивидуальные упражнения, дискуссионные и игровые методы обучения.

Очень многие из названных форм и методов интерактивного обучения предполагают такую форму организации познавательной деятельности учащихся, как работа в малых группах.

В практической дидактике в последнее время по примеру психологов для описания технологических шагов стали использовать термин «методика» в значении «совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо», часто термин «методики интерактивного обучения» встречается в зарубежных источниках.

К интерактивным технологиям обучения (технология обучения включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированного результата) можно отнести коллективную мыследеятельность (КМД) - «форму взаимодействия педагога - учебной группы, протекающего в поисковых созидательных ситуациях» (К. Я. Вазина), модерацию, коллективный способ обучения (В. К. Дьяченко) и др.

В современной отечественной образовательной практике осваиваются различные формы и методы интерактивного обучения, создаются оригинальные техники ведения дискуссий, обучающих игр, адаптируются наработки зарубежных коллег.

Остановимся подробнее на некоторых педагогических результатах и эффектах интерактивного обучения.

Согласно Е. В. Коротаевой, интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

1) учебно-познавательную (предельно конкретную);

2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) [7, с. 103].

Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения используются регулярно, то у учащихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не несет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности, побуждает к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, так как вносит свой вклад в общий результат групповой работы - процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует умение мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции и жизненные ценности; развивает такие черты, как умения выслушивать иную точку зрения, сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Поскольку интерактивное обучение предполагает возможность коммуникации с преподавателем, партнерами по учебной деятельности, сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности, то система контроля над усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные ЗУНы в различных ситуациях может строиться на основе оперативной обратной связи, что делает контроль ЗУНов перманентным, более гибким и гуманным.

Эффекты внедрения интерактивного режима обучения:

1) для конкретного обучающегося:

• опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с другими обучающимися и с преподавателем;

• развитие личностной рефлексии;

• освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;

• развитие толерантности;

2) для учебной микрогруппы:

• развитие навыков общения и взаимодействия в группе;

• формирование ценностно-ориентационного единства группы;

• поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

• принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

• развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

3) для системы «преподаватель - группа»:

• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

• многомерное освоение учебного материала;

• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал.

Для эффективной организации интерактивного обучения необходимо соблюдение ряда условий. Первое: важно создание благоприятной атмосферы в группе; атмосфера доверия и взаимного уважения даст возможность каждому быть открытым, свободно высказывать свои мысли, принимать чужую точку зрения; нужно обеспечить возможность общения на разных уровнях: между собой, с преподавателем, с учебным материалом. Для создания доброжелательной атмосферы и положительного эмоционального фона используются персонифицированные обращения к учащимся, динамичное ведение занятия, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные разминки.

Организация учебного пространства является вторым важнейшим положением, обусловливающим эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействий предполагают, что собеседники обращены лицом к лицу, поэтому мебель, должна расставляться таким образом, чтобы была возможность визуального контакта участников и свободного перемещения в аудитории.

Интерактивное обучение наиболее широко используется в формальном и неформальном обучении взрослых. Это обусловлено характеристиками данной категории учащихся, целями образования взрослых, особенностями анд-рагогической модели. У каждого учащегося уже есть своя система ценностей, свои ожидания относительно процесса обучения, своя мотивация, свой социальный контекст. Взрослые избирательно реагируют на педагогические воздействия, готовы сделать осознанный запрос по поводу содержания и способов своего обучения и взять за это на себя ответственность; при этом обучение не является для взрослого основной деятельностью, оно рассматривается им как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем. У взрослых сформированы коммуникативные умения, достаточные для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.

Все вышеперечисленные особенности свидетельствуют о том, что обучение взрослых более сложный процесс, чем обучение детей, и, как постулирует наука андрагогика, этот процесс должен быть организован особым образом. Основными отличиями андрагогической модели обучения от педагогической являются, во-первых, реальная, а не декларируемая совместная деятельность обучающих и обучающихся на всех этапах образовательного процесса; во-вторых, использование богатого опыта взрослых обучающихся как источ-

ника обучения, в-третьих, широкое использование активных и интерактивных технологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятельность и активность взрослых при обучении (С. Г. Вершловский, С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин, М. Ш. Ноулз, Р. Смит и др.).

В обучении взрослых преобладает партнерский, диалоговый стиль общения учащихся и преподавателей. Обучающиеся могут выступать как носители нового содержания образования для своих коллег и преподавателей. Все это оправдывает широкое применение интерактивных технологий, форм и методов обучения.

Творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации, способствуют выработке новых взглядов и установок специалистов, формированию умений и навыков, моделированию нового опыта, коррекции негативных установок, «приращению» новых компетенций.

Как уже отмечалось, в основе большинства интерактивных форм обучения лежит групповая работа. Обучение взрослых через взаимодействие в микрогруппе имеет много преимуществ: взрослые держатся более свободно, уверенно, снимаются психологические барьеры в обучении, мнение каждого принимаются и ценятся группой, наблюдается тесный психологический контакт; в условиях группового обучения взрослые соучаствуют в процессе само-изменения других коллег, помогая им в анализе их личных профессиональных затруднений и потребностей; в процессе групповой работы вырабатывается умение выступать перед референтной аудиторией специалистов, а не в привычном коллективе, емко и четко излагать свои мысли.

Интерактивные методы и приемы стали все чаще включаться и в такую традиционную форму обучения взрослых, как лекция: например, лекция-беседа или диалог со слушателями предполагают непосредственный контакт с аудиторией, позволяют привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики аудитории, расширять круг мнений обучающихся, использовать коллективный опыт и знания. Лекция-дискуссия представляет собой свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами сообщения учебного материала, она активизирует познавательную деятельность аудитории, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных суждений некоторых учащихся. Лекция с интенсивной обратной связью, лекция с применением элементов «мозгового штурма» (брейнсторминга), лекция с разбором микроситуаций по форме аналогичны лекции-дискуссии, на них обсуждаются

конкретные ситуации из реальной практики; лекция -«пресс-конференция» проводится с привлечением высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.

В то же время практика использования интерактивных форм и методов обучения показывает, что

• часть обучающихся не готовы занять субъектную позицию в обучении, так как она требует принятия на себя большей ответственности за результаты своего образования;

• некоторые формы и методы интерактивного обучения не вписываются в установленные нормативные и временные рамки традиционного обучения;

• не у всех преподавателей есть необходимые компетенции и опыт работы с применением интерактивных методов обучения: многим легче действовать традиционно, на основе привычных стереотипов: самим объяснить, раскладывать «по полочкам» материал, не давая возможности обучающимся проявить свои знания и опыт.

Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников как в практике общего образования, так и в профессиональном образовании, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит, более качественным. Эффект от интерактивного обучения, помимо решения профессионально-образовательных задач, заключается еще и в том, что у учащихся развиваются навыки вербализации и визуализации, умение слушать, задавать вопросы и отвечать на них, умение разрешать возникающие проблемы, регулировать межличностные конфликты, преодолевать свои комплексы и барьеры

и, несомненно, получать удовольствие от процесса обучения.

Литература

1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

3. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. - 2002. - № 3. - С. 135-146.

4. Интерактивные формы в обучении менеджеров: Материалы семинара для преподавателей Президентской программы подготовки управленческих кадров. - М., 2000.

5. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 12-18.

6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ., высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

7. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М.: Сентябрь, 2003. - 176 с.

8. Лернер П. С., Пало О. Д., Гудимов В. В. Концепция интерактивного учебника // Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 101-105.

9. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В. А. Сластени-на, И. А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

11. Репьев Ю. Г. Интерактивное самообучение: Монография /

Ю. Г. Репьев. - М.: Логос, 2004. - 248 с.

12. Смирнов И. П. Человек - образование - профессия - личность: Монография. - М.: Граф-Пресс, 2002. - С. 365.

13. Современные технологии обучения: Метод. пособие по использованию интерактив. методов в обучении / Под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Авето-вой и Л. Ю. Косовой. - СПб.: Полиграф, 2002. - 79 с.

14. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. И. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Попов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.