Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ МОЛОДЫХ ТРЕНЕРОВ КАК ГАРАНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ МОЛОДЫХ ТРЕНЕРОВ КАК ГАРАНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ ТРЕНЕРЫ / ЮНЫЕ БАСКЕТБОЛИСТЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ / УСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гу Даньдун, Макеева В.С., Мищук Д.Е., Чернов С.В.

В исследовании показана необходимость подготовки студентов к организации тренировочного процесса юных баскетболистов на основе дидактической коммуникации; превращения тренировочного процесса из простого «натаскивания» на результат к творческому, разнообразному процессу, построенному на целостной системе взаимных действий и реакций, включающих обмен мыслями, знаниями, идеями; к непрекращающемуся и вызывающему интерес к баскетболу тренировочному процессу как у тренеров, так и баскетболистов на всех этапах подготовки. Цель исследования заключается в оценке роли дидактической коммуникации при взаимодействии молодого тренера с юными баскетболистами и ее влиянии на эффективность подготовки к соревновательной деятельности, в их стремлении к пониманию сущности выполняемых действий. Установлено, что ориентирующая, побудительная, оценочно-экспрессивная категория общения является продуктивной коммуникацией для всех участников подготовки. Однако недостаточно сформированная дидактическая коммуникация замедляет процесс осознания и понимания сущности двигательных действий и перехода от простого копирования к качественному и целесообразному выполнению технических действий юными баскетболистами в соответствии с задачами соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гу Даньдун, Макеева В.С., Мищук Д.Е., Чернов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC COMMUNICATION OF YOUNG COACHES AS A GUARANTOR OF EFFECTIVE TECHNICAL TRAINING OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS

I diverse process built on an integral system of mutual actions and reactions, including the exchange of thoughts, knowledge, ideas; to the ongoing and provoking interest in basketball training process of both coaches and basketball players at all stages of training. The aim of the study is to evaluate the role of didactic communication in the interaction of a young coach with young basketball players and its impact on the effectiveness of preparation for competitive activities, in their desire to understand the essence of the actions performed. It has been identified that the orienting, stimulating, evaluative-expressive category of communication is a productive means of interaction for all participants of training. However, insufficiently formed didactic communication slows down the process of realization and understanding of the essence of motor actions and the transition from simple copying to qualitative and expedient performance of technical actions by young basketball players in accordance with the tasks of competitive activity.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ МОЛОДЫХ ТРЕНЕРОВ КАК ГАРАНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ»

УДК 796.323.2 ББК 75.566

Образование и физическая культура DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-199-206

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ МОЛОДЫХ ТРЕНЕРОВ КАК ГАРАНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ

| Гу Даньдун, В.С. Макеева, Д.Е. Мищук, С.В. Чернов

Аннотация. В исследовании показана необходимость подготовки студентов к организации тренировочного процесса юных баскетболистов на основе дидактической коммуникации; превращения тренировочного процесса из простого «натаскивания» на результат к творческому, разнообразному процессу, построенному на целостной системе взаимных действий и реакций, включающих обмен мыслями, знаниями, идеями; к непрекращающемуся и вызывающему интерес к баскетболу тренировочному процессу как у тренеров, так и баскетболистов на всех этапах подготовки. Цель исследования заключается в оценке роли дидактической коммуникации при взаимодействии молодого тренера с юными баскетболистами и ее влиянии на эффективность подготовки к соревновательной деятельности, в их стремлении к пониманию сущности выполняемых действий. Установлено, что ориентирующая, побудительная, оценочно-экспрессивная категория общения является продуктивной коммуникацией для всех участников подготовки. Однако недостаточно сформированная дидактическая коммуникация замедляет процесс осознания и понимания сущности двигательных действий и перехода от простого копирования к качественному и целесообразному выполнению технических действий юными баскетболистами в соответствии с задачами соревновательной деятельности.

Ключевые слова: молодые тренеры, юные баскетболисты, дидактическая коммуникация, передача информации, усвоение информации.

Для цитирования: Гу Даньдун, Макеева В.С., Мищук Д.Е., Чернов С.В. Дидактическая коммуникация молодых тренеров как гарант эффективной технической подготовки юных баскетболистов // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. Часть 1. С. 199-206. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-199-206

199

DIDACTIC COMMUNICATION OF YOUNG COACHES AS A GUARANTOR OF EFFECTIVE TECHNICAL TRAINING OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS

I Gu Dandong, V.S. Makeeva, D.E. Mishchuk, S.V. Chernov

Abstract. The study demonstrates the need to prepare students to organize the training process of young basketball players on the basis of didactic communication; to transform the training process from a simple «coaching» for the result to a creative,

© Макеева В.С., Чернов С.В., Гу Даньдун, Мищук Д.Е., 2022

l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

1 , 2022 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1

' 2022 ВЕК

I diverse process built on an integral system of mutual actions and reactions, including the exchange of thoughts, knowledge, ideas; to the ongoing and provoking interest in basketball training process of both coaches and basketball players at all stages of training. The aim of the study is to evaluate the role of didactic communication in the interaction of a young coach with young basketball players and its impact on the effectiveness of preparation for competitive activities, in their desire to understand the essence of the actions performed. It has been identified that the orienting, stimulating, evaluative-expressive category of communication is a productive means of interaction for all participants of training. However, insufficiently formed didactic communication slows down the process of realization and understanding of the essence of motor actions and the transition from simple copying to qualitative and expedient performance of technical actions by young basketball players in accordance with the tasks of competitive activity.

Keywords: young coaches, young basketball players, didactic communication, information transfer, information learning.

Cite as: Gu Dandong, Makeeva V.S., Mishchuk D.E., Chernov S.V. Didactic Communication of Young Coaches as a Guarantor of Effective Technical Training of Young Basketball Players. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 1, part 1, pp. 199-206. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-199-206

Введение. В развитии баскетбола и эффективности подготовки спортивного резерва ведущую позицию занимает тренер, осуществляющий поиск и направленность педагогических воздействий, способствующих росту спортивной карьеры спортсмена. Так, в частности, в прописанных требованиях к содержанию обучения в подготовке 200 тренеров по баскетболу в России и Китае при работе с юными баскетболистами просматриваются общие черты: необходимо вести работу обдуманно, с учетом реформ высшего образования, в соответствии с требованиями учебных программ, условиями учебного заведения, в полной мере способствуя индивидуальному развитию спортсмена [1, с. 7-13; 2, с. 57-59; 3, с. 63-67]. Сам характер предмета преподавания (баскетбола) должен отражать специфику игры и осуществляться с учетом современных методов обучения и воспитания. Все это в совокупности должно стимулировать будущих тренеров к сотрудничеству, а юных спортсменов к применению своих знаний, умений и навыков на практике, т. е. в соревновательной деятельности.

Однако стремление многих тренеров к получению быстрых результатов, использованию в тренировочном процессе средств и методов тренировки преимущественно из арсенала баскетбола, заучивание двигательных действий в упрощенных условиях, а также разногласия в методическом обеспечении инновационными разработками упрощают арсенал двигательных действий баскетболистов, превращая занятия баскетболом уже на начальном этапе в «тяжелый» физический труд, который для многих детей становится непосильным и не всегда способствует достижению запланированных результатов одновременно у всех (в силу специфики индивидуального развития). Это ведет, с одной стороны, к значительному отсеву игроков на начальном этапе подготовки, повышенному травматизму, раннему уходу из спорта, а с другой — снижению интереса к избранной профессии среди молодых тренеров [1, с. 7-13; 4, с. 84-111; 5].

Задекларированная в требованиях стандартов и программах профессиональной

подготовки специальная подготовка студентов (будущих тренеров) к дидактической коммуникации, целью которой является активизация деятельности юного спортсмена к саморегуляции, самовоспитанию и самообразованию, должным образом не ведется и не отражается в примерной образовательной программе российских, а также китайских вузов [4, с. 84-111; 6, с. 7-13]. Эффективность коммуникации определяется степенью совпадения того, что тренер должен передать игроку, с тем, чтобы он понял поступающую информацию. При этом понять другого — значит почувствовать, осознать, должным образом выразить в действии в соответствии с поставленными задачами, следовательно, коммуникации надо учить [5; 7, с. 205-227]. При этом способ передачи информации через разные каналы ее восприятия оказывает существенное воздействие на результаты деятельности как тренера, так и спортсмена.

Таким образом, имеется противоречие между необходимостью совершенствования процесса подготовки юных баскетболистов и недостаточной разработанностью методики применения дидактической коммуникации при обучении их баскетболу. В то время как успешность соревновательной деятельности во многом определяется качеством освоения технических действий, их целесообразным применением в игре, творческой и разнообразной работой тренера как коммуникатора и учителя в соответствии с поставленными целями и условиями каждого этапа подготовки.

Целью настоящего исследования является определение роли дидактической коммуникации во взаимоотношениях субъектов подготовки в связке тренер — юный спортсмен и обоснование эффективности ее влияния на осознание и понимание технических действий юными баскетболистами на начальном этапе подготовки.

Методы исследования. Оценка динамики показателей осуществлялась по результатам педагогического наблюдения и выборочно по ответам на вопросы анкеты по методике КОС, имеющих отношение к ее коммуникативной части и отражающих особенности поведения респондентов в различных ситуациях с переводом их в 5-балльную шкалу [8, с.104-108]. Результаты педагогического наблюдения получены на основе контент-анализа способов вербальной и невербальной передачи информации в деятельности тренера при работе с юными баскетболистами на начальном этапе подготовки.

Организация исследования. Аналитическая деятельность, педагогическое наблюдение и опытно-экспериментальная работа проводилась с выпускниками вуза, молодыми российскими и китайскими тренерами, стаж работы которых составляет не более трех лет, работающих с юными баскетболистами по программе начального этапа подготовки (всего 10 человек). Основу такой работы составляет дидактически направленная прием-передача информации через восприятие игроками действий и речи тре- 201 нера, взаимные действия и установление определенных отношений межу ними и тренером. В процессе эксперимента все тренеры получили рекомендации по внедрению программы дидактической коммуникации в тренировочный процесс в соответствии с задачами соревновательной деятельности для более качественной технико-тактической подготовки юных баскетболистов, целевым ориентиром которой выступает освоение умений правильно и грамотно донести необходимую информацию юным баскетболистам по превращению психомоторных движений в навык с высокой способностью различения и осознания изменений характеристик движения.

В процессе подготовки наряду с освоением предметного поля деятельности — технико-тактических действий — им предлагалось обеспечивать целенаправленное формирование у юных баскетболистов умений управлять внешними характеристиками своих психических состояний и возникающих эмоций, обеспечивать взаимоотношения и взаимодействия в соответствии с задачами соревновательной деятельности. Всего анализу было подвергнуто 30 тренировочных занятий (по 3 на каждого тренера). В рамках контент-анализа была выделена следующая информация, составляющая интерес нашего исследования и включающая ответы на вопросы: что, как и почему технико-тактическое действие надо делать именно так.

Результаты исследования. Процесс педагогических наблюдений позволил констатировать, что дидактическая коммуникация создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, ориентирует на совместные согласованные действия, способствует обеспечению эффективной соревновательной деятельности, переходу от неявных ощущений и восприятия 202 информации к знаниям, умениям и навыкам при выполнении базовых технических действий, а от них — к творческому применению их сочетаний в соревновательной деятельности.

Эффективность педагогического процесса заключается со стороны деятельности тренера в дидактическом мышлении, подборе методов, форм, средств обучения, разнообразии учебного материала. Проведенный контент-анализ действий тренера позволил установить, что основным способом передачи информации спортсмену является вербальное обозначение действия, преимущественно относимое нами к понятию что делать — 43,1%; как надо делать — техническое действие, преимущественно осуществляемое в невербальной

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

форме с акцентированием внимания на показе как самого технического действия, так и его деталей — 18,2% от общего количества зафиксированных действий; почему надо делать так, а не иначе (с воздействием на аудиальный и визуальный каналы восприятия информации) — 12,2% и 20,4% составляют действия, отнесенные нами к действиям непродуктивного характера.

Ранее проведенные исследования показали, что к занятиям спортом, в частности баскетболом, приходят дети с хорошо развитым кинестетическим восприятием информации, и потому (особенно на первых занятиях) основным способом освоения технических действий становится простое копирование действий тренера. В результате чего процесс освоения базовых технических действий у большинства занимающихся проходит быстро и безболезненно до тех пор, пока качество их выполнения не проверится в разнообразных условиях соревновательной деятельности, где требуется их осознание и перестройка в соответствии с поставленными целями и задачами игры.

Определено, что на начальном этапе подготовки юные игроки выстраивают коммуникативные связи в соответствии со своими способностями потому, что для них задача проявления накопленного опыта в игре еще достаточно сложна. Эффективность их коммуникации определяется, в первую очередь, фактором «умение», а группировка элементов технических действий, их перестройка во внутригрупповые связи, установленные предшествующими операциями, задерживается и в соревновательной деятельности проявляется в использовании преимущественно индивидуальных технико-тактических действий и недостаточной готовности к групповым взаимодействиям.

Анализ полученных данных позволил установить роль дидактической коммуникации в эффективности подготовки юных

1 /2022

баскетболистов, которая в значительной степени определяется не только освоением предметного поля, качественного исполнения технических действий в игре, но и степенью сформированности взаимопонимания с тренером, взаимоотношений и взаимодействий игроков команды, их индивидуальных потребностей в других сферах деятельности (см. табл.).

Недостатки ориентирующей информации (почему и зачем так делать) негативно влияют на побудительные мотивы к взаимодействию с другими, т. к. баскетбол является командной игрой. Недостаточное внимание к вовлечению в процесс обучения оценочно-экспрессивной категории в общении не способствует формированию умений к самоорганизации и самовоспитанию, приводит к рассогласованию в способах решения групповых задач, эгоцентрическим устремлениям отдельных членов команды, нежеланию сотрудничать и помогать друг другу. При этом продуктивная коммуникация, построенная на основе дидактики, вызывает желание у юных баскетболистов выполнять реальную сознательную деятельность по освоению технических действий и взаимодействий между игроками, а не только копировать действия своего тренера, что вызывает соответствующие психические и эмоциональные переживания и является ценным опытом в овладении

важными для взрослой жизни коммуникативными и двигательными навыками.

Результаты контент-анализа позволяют констатировать, что к проблемам молодых тренеров можно отнести недостаточно развитый мнемический потенциал коммуникативной деятельности, вызванный преимущественным использованием учебного материала с требованием что делать и показе двигательных действий. И чаще всего созданный образ двигательного действия, базируемый лишь на команде к выполнению действия и зрительных впечатлениях через наглядность, негативно влияет на качество выполнения технических приемов. Недостаток объяснительной, доказательной и оценочно-экспрессивной базы при передаче информации, разделении на категории и установлении состава и структуры того, чему они учат юных баскетболистов, замедляют процесс осознания и понимания того, для чего и почему нужно делать так, а не иначе. Полагаем, что неудачи молодых тренеров в этом плане связаны с их неумением построить семантические связи между мыслью и деятельностью в способах передачи информации и ее восприятия юными 203 баскетболистами, что выступает когнитивным барьером для успешного перехода от простого копирования к поиску и выделению ключевых характеристик, обеспечивающих качество выполнения

Оценка коммуникативности и уверенности юных баскетболистов на исходном этапе подготовки

Таблица

Показатели Уровень проявления

Уверенность в себе Низкий

Отсутствие эмоционального напряжения Низкий

Владение умениями понимать мимику, жесты, действия партнеров по команде и команды противника Средний

Стремление к преодолению трудностей подготовки Средний

Умение правильно объяснить, показать и выполнить технический элемент Низкий

технического действия юными баскетболистами и способа их группировки в организации коллективной игры [6, с. 67-76; 9, с. 184-191].

Анализ индивидуальных ответов юных баскетболистов на вопросы анкеты, сопоставление их с оценками тренера позволили внести существенные коррективы в работу с игроками команд, учитывая их субъективное восприятие поступающей информации. В свою очередь, это способствует тому, что тренер более тонко чувствует все происходящее в команде. Анализ результатов педагогического наблюдения показал положительную динамику по всем показателям и перевод их на уровень выше среднего. Этому способствовали действия, направленные на управление своими состояниями, что послужило поводом для выражения уверенности юных баскетболистов.

Таким образом, наблюдение за коммуникацией юных баскетболистов с тренером и между собой, анализ ее содержания

и соответствие задачам соревновательной деятельности, логике совместных действий, постоянная работа над их совершенствованием является необходимым и важным условием обеспечения эффективности соревновательной деятельности юных баскетболистов. Правильно и грамотно доведенная информация по освоению технических действий обеспечивает, с одной стороны, согласованную работу психических процессов, качество переработки сенсорно-перцептивной информации, физической подготовки в соответствии с задачами соревновательной деятельности, а с другой — осознанную работу юного спортсмена на пути к конкретному результату, который проявляется в свободной и продуктивной коммуникации и уверенности юных баскетболистов в выполнении предложенных действий. А разнообразие средств и методов подготовки позволяет сохранять интерес к профессии и достижению результатов у молодых тренеров.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

204 1. Клестова, О.А., Ишимова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5. № 2. С. 7-13.

2. Макеева, В.С., Сунь, М., Чернов, С.В. Формирование профессиональной коммуникации у студентов-баскетболистов // Научные исследования и разработки. Современная коммуника-тивистика. 2020. Т. 9. № 5. С. 57-59.

3. Макеева, В.С., Чернов, С.В., Шайкина, О.Е. Начальная подготовка юных баскетболистов на основе рефлексивно-деятельностного подхода // Экстремальная деятельность человека. 2021. № 1 (59). С. 63-67.

4. Веселова, П.А., Королёва, С.П. Взаимосвязь типов взаимодействия в системе «спортсмен-тренировочная среда» и мотивация достижений успеха спортсмена // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2016. № 2 (20). С. 84-111.

5. Луганский, К.А., Макеева, В.С. Формирование коммуникативного взаимодействия баскетболистов 13-15 лет в учебно-тренировочном процессе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 1. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=273 (дата обращения: 20.02.2022).

6. Вильцер, А.М. Семантика мышления и системное отражение мыслительной деятельности человека в решении разнообразных когнитивных задач // Здравоохранение, образование и безопасность. 2019. № 2 (18). С. 67-76.

7. Токарева, К.Е., Макеева, В.С., Ямалетдинова, Г.А. Эмоционально-волевая готовность к полисубъектному взаимодействию бакалавров физической культуры // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 1. С. 205-227.

8. Синявский, В.В. Федорошин, В.А. Коммуникативные и организаторские склонности (КОС). URL: https://onUnetestpad.com/iUtes1/1378-diagnostika-kommumkativnykh-i-orgamzatorskikh-sklonnostej-kos-2 (дата обращения: 20.12.2021).

9. Дмитриев, С.В., Загревская, А.И. Смысловое проектирование решения двигательных задач в контексте онтодидактики // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 427. С. 184-191.

10. Шабаловская, М.В. Дефицит мнемического потенциала понятийного мышления как когнитивный барьер в научно-исследовательской деятельности начинающих ученых / М.В. Шабаловская, Т.Г. Бохан, И.Ю. Малкова, О.Н. Галажинская, А.Л. Ульянич // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1 (15). С. 133-141.

REFERENCES

1. Klestova, O.A., Ishimova, I.N. Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti budushchih specialistov fizicheskoj kultury i sporta [Development of Communicative Competence of Future Specialists of Physical Culture and Sports], Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreaciya = Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation, 2020, vol. 5, No. 2, pp. 7-13. (in Russ.)

2. Makeeva, V.S., Sun, M., Chernov, S.V. Formirovanie professionalnoj kommunikacii u studentov-basketbolistov [Formation of Professional Communication among Basketball Students], Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika = Scientific Research and Development. Modern Communication Studies, 2020, vol. 9, No. 5, pp. 57-59. (in Russ.)

3. Makeeva, V.S., Chernov, S.V., Shajkina, O.E. Nachalnaya podgotovka yunyh basketbolistov na osnove refleksivno-deyatelnostnogo podhoda [Initial Training of Young Basketball Players Based on a Reflexive-Activity Approach], Ekstremalnaya deyatelnost cheloveka = Extreme Human Activity, 2021, No. 1 (59), pp. 63-67. (in Russ.) 205

4. Veselova, P.A., Korolyova, S.P. Vzaimosvyaz tipov vzaimodejstviya v sisteme "sportsmen-trenirovochnaya sreda" i motivaciya dostizhenij uspekha sportsmena [The Relationship between the Types of Interaction in the "Athlete-Training Environment" System and the Motivation for the Success of the Athlete], Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya = Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Psychology, 2016, No. 2 (20), pp. 84111. (in Russ.)

5. Luganskij, K.A., Makeeva, V.S. Formirovanie kommunikativnogo vzaimodejstviya basketbolistov 13-15 let v uchebno-trenirovochnom processe [Formation of Communicative Interaction of Basketball Players Aged 13-15 Years in the Educational and Training Process], Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki = Scientific Review. Pedagogical Sciences, 2014, No. 1. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=273 (accessed: 20.02.2022). (in Russ.)

6. Vilcer, A.M. Semantika myshleniya i sistemnoe otrazhenie myslitelnoj deyatelnosti cheloveka v reshenii raznoobraznyh kognitivnyh zadach [Semantics of Thinking and Systemic Reflection of Human Mental Activity in Solving Various Cognitive Tasks], Zdravoohranenie, obrazovanie i bezopasnost = Healthcare, Education and Security, 2019, No. 2 (18), pp.67-76. (in Russ.)

7. Tokareva, K.E., Makeeva, V.S., Yamaletdinova, G.A. Emocionalno-volevaya gotovnost k polisubektnomu vzaimodejstviyu bakalavrov fizicheskoj kultury [Emotional-Volitional Readiness

for Polysubject Interaction of Bachelors of Physical Culture], Rossijskij psihologicheskij zhurnal = Russian Psychological Journal, 2018, vol. 15, No. 1, pp. 205-227. (in Russ.)

8. Sinyavskij, V.V., Fedoroshin, V.A. Kommunikativnye i organizatorskie sklonnosti (KOS) [Communicative and Organizational Inclinations (CBS)]. Available at: https://onlinetestpad.com/ ru/test/1378-diagnostika-kommunikativnykh-i-organizatorskikh-sklonnostej-kos-2 (accessed: 20.12.2021). (in Russ.)

9. Dmitriev, S.V., Zagrevskaya, A.I. Smyslovoe proektirovanie resheniya dvigatelnyh zadach v kontekste ontodidaktiki [Semantic Design of Motor Problem Solving in the Context of Ontodidactics], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University, 2018, No. 427, pp. 184-191. (in Russ.)

10. Shabalovskaya, M.V., Bohan, T.G., Malkova, I.Yu., Galazhinskaya, O.N., Ulyanich, A.L. Deficit mnemicheskogo potenciala ponyatijnogo myshleniya kak kognitivnyj barer v nauchno-issledovatelskoj deyatelnosti nachinayushchih uchenyh [The Deficit of the Mnemic Potential of Conceptual Thinking as a Cognitive Barrier in the Research Activities of Novice Scientists], Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie = Scientific and Pedagogical Review, 2017, No. 1 (15), pp. 133-141. (in Russ.)

Гу Даньдун, аспирант, кафедра теории и методики баскетбола, 1980598920@qq.com Gu Dandong, Postgraduate Student, Basketball Theory and Methodology Department, 1980598920@ qq.com

Макеева Вера Степановна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики

баскетбола, vera_191@mail.ru Vera S. Makeeva, ScD in Education, Professor, Basketball Theory and Methodology Department, vera_191@mail.ru

Мищук Дмитрий Евгеньевич, магистр, Российский государственный университет физической ТПА культуры, спорта, молодежи и туризма, mr.mishchuk@ramler.ru

Dmitry E. Mishchuk, Master's Degree Student, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, mr.mishchuk@ramler.ru

Чернов Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра теории и методики баскетбола, kafsi@rambler.ru Sergey V. Chernov, ScD in Education, Professor, Chairperson, Basketball Theory and Methodology Department, kafsi@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2022. Принята к публикации 25.02.2022 The paper was submitted 15.01.2022. Accepted for publication 25.02.2022

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ^^__1 , 2022

ВЕК ' 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.