Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМ ВИДАМ ВЕДЕНИЯ МЯЧА БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОБУЧЕНИЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМ ВИДАМ ВЕДЕНИЯ МЯЧА БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫЕ ВИДЫ ВЕДЕНИЯ МЯЧА / ТЕХНИКА БАСКЕТБОЛА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергазинова Майра Аскаровна, Минина Любовь Николаевна, Лосин Борис Ефимович, Елевич Сергей Николаевич

Введение. В работе обосновывается оптимальный возраст для обучения баскетболистов сложнокоординационным видам ведения мяча, которые активно используются в современном баскетболе. Цель исследования заключается в обосновании возможности освоения юными баскетболистами сложнокоординационных видов ведения мяча на раннем этапе спортивной подготовки. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение специальной литературы, опрос в виде анкетирования, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования. Результаты исследования и их обсуждение. Основываясь на мнении 86 баскетбольных тренеров и результатах спортивно-педагогического тестирования, установлено, что баскетболистки 9-10 лет готовы к обучению сложнокоординационным видам ведения мяча. Педагогический эксперимент в дальнейшем подтвердил полученную информацию. Выводы. В результате проведённого исследования обоснована возможность для начала обучения баскетболистов сложнокоординационным видам ведения мяча, начиная со второго года этапа начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сергазинова Майра Аскаровна, Минина Любовь Николаевна, Лосин Борис Ефимович, Елевич Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN COMPLEX COORDINATION TYPES DRIVING THE BALL IN BASKETBALL

Introduction. The article substantiates the optimal age for training basketball players in complex coordination types of ball dribbling, which are actively used in modern basketball. The purpose of the research is to substantiate the possibility of mastering complex coordination types of dribbling by young basketball players at the early stage of sports training. In the course of the research, the following methods were used: analysis and generalization of special literature, a survey in the form of a questionnaire, sports and pedagogical testing, a pedagogical experiment, mathematical processing of research results. Research results and discussion. Based on the opinion of 86 basketball coaches and the results of sports and pedagogical testing, it was found that 9-10 years old basketball players are ready to learn complex coordination types of ball dribbling. The pedagogical experiment further confirmed the information received. Conclusions. As a result of the study, the opportunity was substantiated for starting training basketball players in complex coordination types of dribbling, starting from the second year of the initial training stage.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМ ВИДАМ ВЕДЕНИЯ МЯЧА БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

А.В. Климов // Молодой ученый. - 2017. - № 20 (154). - С. 409-411. -https://moluch.ru/archive/154/43430/ (дата обращения: 01.09.2021).

2. Об организации образования учащихся на дому : письмо / М-во просвещения РФ от 13.06.2019 N ТС-1391/07 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. -URL: https://docs.cntd.ru/document/560524474 (дата обращения: 01.09.2021).

3. Селиверстова Н.Н. Динамика показателей физического здоровья школьников 11-13 лет, занимающихся плаванием и другими видами активности / Н.Н. Селиверстова, Д.З. Мазитова // Образование: реалии и перспективы : материалы IX Международного открытого педагогического форума. - Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2021. - № (31).- С. 130-134.

4. Тумаров, К.Б. Потенциал ДЮСШ популяризации физической культуры в г. Набережные Челны / К.Б. Тумаров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2018. - № 2 (156). - С. 243-248.

REFERENCES

1. Denisov, E.N., Ermakova, M.A. and Klimov, A.V. (2017), "The influence of the gender factor on the functional state assessment of school-age boys and girls during physical activity", Young scientist, No. 20 (154), pp. 409-411, available at: https://moluch.ru/archive/154/43430/.

2. Ministry of Education of Russian Federation (2017), "On organization of students' home education", Letter from Russian dated 13.06.2019 N TC-1391/07, available at: https://docs.cntd.ru/document/560524474.

3. Seliverstova, N.N., Mazitova, D.Z. (2021), "Dynamics of physical health indicators for 11-13 aged schoolchildren engaged in swimming and other activities, Naberezhnye Chelny", Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, No. 2 (31), pp. 130-134.

4. Tumarov, K.B., Kudyasheva, A.N. and Kudyashev, N.Kh (2018), "Potential of the CSS to popularize physical culture in the Naberezhnye Chelny", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (156), pp. 243-248.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.09.2021

УДК 796.323.2

ОБУЧЕНИЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМ ВИДАМ ВЕДЕНИЯ МЯЧА БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Майра Аскаровна Сергазинова, преподаватель, Любовь Николаевна Минина, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Сергей Николаевич Елевич, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. В работе обосновывается оптимальный возраст для обучения баскетболистов сложнокоординационным видам ведения мяча, которые активно используются в современном баскетболе. Цель исследования заключается в обосновании возможности освоения юными баскетболистами сложнокоординационных видов ведения мяча на раннем этапе спортивной подготовки. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение специальной литературы, опрос в виде анкетирования, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования. Результаты исследования и их обсуждение. Основываясь на мнении 86 баскетбольных тренеров и результатах спортивно-педагогического тестирования, установлено, что баскетболистки 9-10 лет готовы к обучению сложнокоординацион-ным видам ведения мяча. Педагогический эксперимент в дальнейшем подтвердил полученную информацию. Выводы. В результате проведённого исследования обоснована возможность для начала обучения баскетболистов сложнокоординационным видам ведения мяча, начиная со второго года этапа начальной подготовки.

Ключевые слова: сложнокоординационные виды ведения мяча, техника баскетбола, методика обучения ведению мяча.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p261-266

TRAINING IN COMPLEX COORDINATION TYPES OF DRIVING THE BALL IN

BASKETBALL

Maira Askarovna Sergazinova, the teacher, Lyubov Nikolaevna Minina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Sergey Nikolaevich Elevich the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.

Petersburg

Abstract

Introduction. The article substantiates the optimal age for training basketball players in complex coordination types of ball dribbling, which are actively used in modern basketball. The purpose of the research is to substantiate the possibility of mastering complex coordination types of dribbling by young basketball players at the early stage of sports training. In the course of the research, the following methods were used: analysis and generalization of special literature, a survey in the form of a questionnaire, sports and pedagogical testing, a pedagogical experiment, mathematical processing of research results. Research results and discussion. Based on the opinion of 86 basketball coaches and the results of sports and pedagogical testing, it was found that 9-10 years old basketball players are ready to learn complex coordination types of ball dribbling. The pedagogical experiment further confirmed the information received. Conclusions. As a result of the study, the opportunity was substantiated for starting training basketball players in complex coordination types of dribbling, starting from the second year of the initial training stage.

Keywords: complex coordination types of dribbling, technique of dribbling, methods of teaching of dribbling.

ВВЕДЕНИЕ

Сложнокоординационные виды ведения мяча активно используются лучшими игроками в современном баскетболе. Сложность их выполнения заключается в сочетании нескольких базовых видов ведения мяча в одном с проявлением одновременно максимальной скорости, телесной и ручной ловкости, аритмии, в условиях ограничения пространства и площади опоры во время ведения [5].

В специальной литературе по теории и методике баскетбола отсутствует информация, касающаяся сложнокоординационных видов ведения мяча [4, 6, 7]. Анализ содержания примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СШОР по баскетболу выявил, что обучение сочетанию разных видов ведения мяча и выполнению нескольких приёмов подряд рекомендовано начинать лишь на пятом году спортивной подготовки, что, в нынешних условиях соответствует второму году тренировочного этапа (11-12 лет). Годом раньше юные баскетболисты осваивают обводку соперника с изменением высоты отскока, направления и скорости ведения, а также поворот с переводом мяча, перевод под ногой и за спиной. При этом, 20 наиболее часто встречаемых и выявленных нами [5] в современном баскетболе сложнокоординационных видов ведения мяча, практически никак не представлены в программах подготовки спортивных школ и учебниках подготовки тренеров [4, 5, 6, 7]. На практике тренеры подходят к процессу обучения ведению мяча, основываясь на собственной интуиции. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что благоприятный (сенситивный) период для начала обучения сложнокоординационным видам ведения мяча может быть «упущен». Успешно восполнить этот «пробел» удается далеко не всегда и может потребовать длительного времени, также дополнительных усилий со стороны тренеров и игроков.

Таким образом, в современном баскетболе существует противоречие между практической востребованностью использования баскетболистами сложнокоординационных

видов ведения и отсутствием в научно-методической литературе информации, касающейся возраста начала обучения им юных баскетболисток.

Цель исследования заключается в обосновании возможности освоения юными баскетболистками сложнокоординационных видов ведения мяча на раннем этапе спортивной подготовки.

Задачи исследования:

1. Выявить характеристики и определить показатели, которые свидетельствуют о готовности юных баскетболисток к освоению сложнокоординационных видов ведения мяча.

2. Проверить эффективность обучения сложнокоординационными видам ведения мяча на начальном этапе подготовки юных баскетболисток.

Для решения поставленных задач использовались методы: анализ и обобщение специальной литературы, опрос в виде анкетирования, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Освоение баскетболистами сложнокоординационных видов ведения мяча, по мнению тренеров, во многом определяется показателями физического, психологического и физиологических развития. По итогам проведённого опроса, в котором приняли участие 86 специалистов по баскетболу, выявлено, что для успешного освоения сложнокоордина-ционных видов ведения мяча значимы следующие характеристики: координация движений (96%); время сложной двигательной реакции (80%); быстроты движений рук (73%) и ног (68%); индивидуальные личностные особенности (67%); антиципация (64%); внимание и память (32%); интеллектуальные способности (30%).

Большинство опрошенных тренеров считает, что начинать обучение сложнокоор-динационным видам ведения мяча в баскетболе следует со второго года этапа начальной подготовки. Учитывая мнение респондентов, нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы баскетболисток 9-10 лет: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), состоящие из 20 человек.

Важнейшим этапом исследования стало определение готовности юных баскетболисток к успешному освоению новых сложных видов ведения мяча. Основываясь на научных сведениях и результатах проведённого опроса, было проведено спортивно-педагогическое тестирование. Результаты первой части проведённого тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели специальной физической подготовленности баскетболисток 9-10 лет (п=40) до педагогического эксперимента_

Показатели физической подготовленности М±т Заключение

КГ (п=20) ЭГ (п=20)

Телесная ловкость, с 3,3±1,14 3,64±1,15 р > 0,05

Ручная ловкость, раз 16,4±3,41 17,05 ±3,19 р > 0,05

Время простой реакции, с 0,37±0,04 0,36±0,06 р > 0,05

Время сложной реакции, с 0,39 ±0,04 0,39 ±0,05 р > 0,05

Для выявления показателей развития координации юных баскетболисток применялись два теста, оценивающие специальную ловкость: телесную (маневренность) и ручную (предметную) [1, 5]. Для измерения ручной ловкости применялся тест «С хлопками за спиной», а для измерения телесной - тест «Шестиугольник». Оценка времени простой и сложной реакции осуществлялась с помощью онлайн компьютерных тестов [2, 3].

Показатели развития координационных способностей и быстроты двигательной реакции свидетельствуют о готовности нервной системы юных баскетболисток к обучению сложным видам ведения мяча.

Выполнение баскетболистами сложнокоординационных двигательных действий предъявляет высокие требования к работоспособности нервной системы, которая определяет готовность к их выполнению [1, 5]. Для определения силы и выносливости нервной системы нами была применена методика экспресс-диагностики свойств нервной системы (теппинг-тест), основанная на определении динамики максимального темпа движения кистей рук. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом, что определяет способность к обучению.

Следующий показатель, влияющий на освоение сложнокоординационных видов ведения мяча - это амбидекстрия. Определить и сравнить работоспособность правой и левой руки позволила методика теппинг-теста, которая отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью в максимальном темпе [2, 3].

Выполнение сложнокоординационных движений требует от спортсмена высокой скорости переработки информации [1], которая определялась с помощью теста «Кольца Ландольта». Показатель скорости переработки информации характеризует функциональную подвижность нервной системы — скорость смены возбуждения торможением или наоборот. Результаты проведённого тестирования представлены в таблице 2.

Выявлено, что у испытуемых обеих групп средне-слабый тип нервной системы. Баскетболистки 9-10 лет могут выполнять работу небольшой по величине и длительности нагрузки. Учитывая это, на тренировочном занятии следует варьировать скорость выполнения упражнений от нормальной до медленной, и не заставлять их работать быстрее возможного.

Таблица 2 - Показатели функционального состояния нервной системы баскетболисток 910 лет (п=40) до педагогического эксперимента_

Показатели функционального состояния нервной системы М±т Заключение

КГ (п=20) ЭГ (п=20)

Коэффициент силы нервной системы, у.е. -3,92±0,11 -5,58±0,7 р > 0,05

Коэффициент функциональной асимметрии, у.е. 0,11±0,05 0,12±0,21 р > 0,05

Уровень концентрации внимания, % 70,28±15,09 76,49±13,27 р > 0,05

Скорость переработки информации, бит*с-1 0,77±0,15 0,745±0,13 р > 0,05

Знак коэффициента функциональной асимметрии у баскетболисток обеих групп имеет положительное значение, что свидетельствует о смещении баланса нервной системы в сторону возбуждения и является нормой для этого возраста.

Показатель уровня концентрации внимания баскетболисток 9-10 лет выше среднего и находится в диапазоне 61-80%. Скорость переработки информации испытуемых -удовлетворительная, соответствует средне- подвижному типу.

Определить умение баскетболисток выполнять базовые виды ведения мяча позволил стандартный тест «Змейка» [2, 3]. Среднее значение времени выполнения теста в контрольной группе составило 49 с, а в экспериментальной - 51 с. Статистически достоверных различий в полученных результатах не выявлено, р>0,05. Степень сформирован-ности технического приёма позволяет перейти баскетболисткам 9-10 лет к обучению сложнокоординационным видам ведения мяча.

Результаты спортивно-педагогического тестирования, свидетельствуют о том, что показатели физической подготовленности, работы нервной системы и умения выполнять базовые виды ведения мяча позволяют начать обучение баскетболисток 9-10 лет сложно-координационным видам ведения мяча на втором году этапа начальной подготовки. Для проверки полученной информации был проведен педагогических эксперимент. В тренировочный процесс экспериментальной группы была внедрена методика обучения слож-нокоординационным видам ведения мяча. Тренировочный процесс контрольный группы основывался на содержании учебного материала, рекомендованного в примерной программе спортивной подготовки. Оценка эффективности применения сложнокоординаци-онных видов ведения мяча, основывалась на количестве их применения в игровых усло-

виях противоборства 1х1 и в двусторонней игре. До начала обучения сложнокоординаци-онным видам ведения мяча действия игроков носили интуитивный характер, баскетболистки обеих групп практически не применяли их в игре. После педагогического эксперимента у баскетболисток экспериментальной группы повысилась эффективность ведения мяча, а именно: увеличилось количество применения сложнокоординационных видов ведения мяча; количество результативных атак с применением сложнокоординационных видов ведения; общее число применения ведения в одном матче; количество атак с ведением мяча и количество результативных из них; количество применения сложноко-ординационных видов ведения в двусторонней игре. Полученные показатели имеют статистически достоверные различия, p<0,05. Результаты, продемонстрированные баскетболистками контрольной группы в аналогичных испытаниях, несмотря на тенденцию к увеличению, не имели статистически достоверных различий, в сравнении с результатами, полученными до педагогического эксперимента [5].

Таким образом, в проведённом исследовании установлено, что баскетболистки 910 лет (второго года начального этапа подготовки), готовы к обучению сложнокоордина-ционным видам ведения мяча, что выявлено в ходе спортивно-педагогического тестирования, основанного на мнении баскетбольных тренеров и подтверждено последующим педагогическим экспериментом. Обучение сложнокоординационным видам ведения мяча на ранних этапах подготовки баскетболисток позволит существенным образом расширить технических арсенал игроков, сделает их более успешными при обыгрывании соперника один на один в нападении, повысив эффективность их индивидуальных игровых действии и соревновательной деятельности команды в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аль Анссари З.А. Содержание и методика тренировки ручной и телесной ловкости у квалифицированных баскетболистов 16-18 лет : дис. ... канд. пед. наук / Аль Анссари Захид Сбхи Абдулразак. - Санкт-Петербург, 2017. - 146 с.

2. Копысова Л.В. Комплексная оценка двигательных способностей в процессе начального отбора детей для специализированных занятий спортивными играми (на примере баскетбола) : дис. ... канд. пед. наук / Копысова Любовь Владиславовна. - Санкт-Петербург, 2002. - 173 с.

3. Лосин Б.Е. Регистрация и оценка соревновательной деятельности квалифицированных баскетболистов: учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург : Олимп-СПб, 2011. - 24 с.

4. Нестеровский Д.И. Теория и методика баскетбола : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Д.И. Нестеровский. - Москва : Академия, 2014. - 348 с.

5. Особенности обучения сложнокоординационным видам ведения в подготовке юных баскетболисток / М.А. Сергазинова, Л.Н. Минина, Б.Е. Лосин, С.Н. Елевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 341-345.

6. Портнов, Ю.М. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Москва : Советский спорт, 2012. -100 с.

7. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта баскетбол / Министерство спорта Российской Федерации. - Москва : Советский спорт, 2014. - 25 с.

REFERENCES

1. Al Anssari, Z.A. (2017), The content and methods of training manual and bodily dexterity in qualified basketball players aged 16-18 years, dissertation, St. Petersburg.

2. Kopysova, L.V. (2002), Complex assessment of motor abilities in the process of initial selection of children for specialized sports games (on the example of basketball), dissertation, St. Petersburg.

3. Losin, B.E. (2011), Registration and evaluation of competitive activity of qualified basketball players: an educational and methodological guide, Olymp-SPb, St. Petersburg.

4. Nesterovskiy, D. I. (2014), Theory and methodology of basketball : textbook for students of higher educational institutions enrolled in the direction "Pedagogical education", Academy, Moscow.

5. Sergazinova, M. A., Minina, L. N., Losin, E. B. and Elevich, S. N., (2020), "Features of training clearing difficult types of reference in the training of young basketball players", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 341-345.

6. Portnov, Y. M., (2012), Basketball: Approximate sports training program for children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve, Soviet sport, Moscow.

7. Ministry of Sports of the Russian Federation, (2014), Federal standard of sports training for the sport basketball, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.09.2021

УДК 796.071.2

РЕАКЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ПОЛА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТОВ

ПЧЕЛОВОДСТВА

Наталья Владимировна Серединцева, кандидат биологических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград, Екатерина Андреевна Осипова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Татьяна Валентиновна Бахнова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

Был проведен эксперимент с целью изучения влияния курсового приема пчелиной перги на параметры физической работоспособности и некоторые показатели внешнего дыхания юных спортсменов разного пола. Результаты исследования показали, что в конце исследуемого периода у спортсменок контрольной группы наблюдали снижение физической работоспособности и ухудшение функционального состояния дыхательной системы, в то время как у юношей контрольной группы наблюдали незначительный прирост физической работоспособности и оптимальные параметры внешнего дыхания. После приема пчелиной перги было отмечено повышение физической работоспособности и в большей степени у спортсменов мужского пола. Однако у спортсменок показатели внешнего дыхания имели более значительные положительные изменения по сравнению с юношами.

Ключевые слова: физическая работоспособность, юные спортсмены, параметры внешнего дыхания, пчелиная перга.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p266-269

REACTION OF THE RESPIRATORY SYSTEM OF YOUNG ATHLETES OF DIFFERENT SEXES TO THE USE OF BEE PRODUCTS IN THE TRAINING

PROCESS

Natalya Vladimirovna Seredintseva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Ekaterina Andreevna Osipova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd institute of management -branch of Russian academy of national economy and public service, Tatyana Valentinovna Bakhnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of

Physical Culture, Volgograd

Abstract

The experiment was carried out to study the effect of the course intake of bee on the parameters of physical performance and some indicators of external respiration of young athletes of different sexes. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.