tific conference, Moscow, pp. 114-117.
9. Draft Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation until 2030, available at: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (accessed 15 September 2020).
Контактная информация: sevastianovvv@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.09.2020
УДК 796.323.2
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМ ВИДАМ ВЕДЕНИЯ МЯЧА В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК
Майра Аскаровна Сергазинова, аспирант, Любовь Николаевна Минина, кандидат педагогических наук, профессор, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Николаевич Елевич, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени
П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе анализируются сложнокоординационные виды ведения мяча, которые активно используются лучшими игроками в современном баскетболе. На основе анализа современной научно-методической отечественной и зарубежной литературы, а также опроса 86 тренеров были вычленены наиболее часто и успешно применяемые в игре сложнокоординационные виды ведения мяча. Апробирована методика обучения этим игровым приемам в процессе педагогического эксперимента, которая оказалась достаточно эффективной.
Ключевые слова: современный баскетбол, методика обучения ведению мяча, сложнокоор-динационные виды ведения мяча.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p341-345
SPECIAL FEATURES OF THE COMPLEX COORDINATION SKILLS TRAINING IN THE PREPARATION OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS
Maira Askarovna Sergazinova the post-graduate student, Lyubov Nikolaevna Minina, the
candidate of pedagogical sciences, professor, Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Nikolaevich Elevich the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The article analyzes the complex coordination types of dribbling that are actively used by the best players in modern basketball. On the basis of the analysis of modern scientific and methodical national and foreign literature, as well as a survey of 86 coaches, the most frequent and successfully used in the game complex coordination types of dribbling were revealed. The method of teaching to these game techniques in the course of a pedagogical experiment has been tested and proved quite effective. Keywords: modern basketball, dribbling training, complex coordination activities.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ выступлений Национальных сборных России по баскетболу выявил, что отечественные игроки уступают зарубежным коллегам в применении навыков обыгрыша защитника с применением ведения мяча. В частности, этим во многом объясняется слабая позиция разыгрывающего защитника в сборных командах. Зарубежные игроки, при этом, обладают большим преимуществом за счет свободного использования ведения любой сложности при плотной опеке защитника на всех игровых позициях.
В специальной литературе отсутствуют данные, касающиеся обучения современным видам ведения мяча. Программы подготовки баскетболистов в системе ДЮСШ не содержат методик обучения сложнокоординационным видам ведения мяча. Сложившаяся ситуация снижает конкурентоспособность баскетболистов в сравнении со сверстниками из-за рубежа. Таким образом, существует противоречие между практической востребованностью использования баскетболистами сложнокоординационных видов ведения и отсутствием в научно-методической литературе информации, касающейся обучения им юных баскетболисток.
Цель исследования заключается в разработке методики обучения сложнокоординационным видам ведения мяча юных баскетболисток, позволяющей повысить эффективность выполнения игроками этого приема в соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Разработать методику обучения сложнокоординационным видам ведения мяча при подготовке юных баскетболистов.
2. Проверить эффективность разработанной методики обучения сложнокоординационным видам ведения мяча.
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ и обобщение специальной литературы, опрос в виде анкетирования, спортивно-педагогическое тестирование, параллельный педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Основу методики обучения сложнокоординационным видам ведения мяча составляет разработанная нами классификация, формирующая представление о существующих разновидностях ведения, применяемых для решения различных задач в процессе игры [3]. Изучение специальной литературы [1, 2, 5] и мнения тренеров, позволило сформулировать основные принципы построения методики обучения сложнокоординационным видам ведения:
1. Обучение должно начинаться на начальном этапе спортивной подготовки баскетболистов со второго года обучения (9-10 лет);
2. При обучении необходимо использовать расчленённый метод (изучение по частям).
3. Упражнения, составляющие комплекс методики, необходимо включать в каждое тренировочное занятие с продолжительностью от 15 до 30 минут.
4. Организация упражнений с ведением мяча должна осуществляться с применением группового и поточного методов.
5. Для совершенствования техники следует отдавать предпочтение методу повторного упражнения, соревновательному и игровому.
6. При проведении упражнений, необходимо использовать несколько мячей одновременно (2-3 баскетбольных, различные сочетания баскетбольного мяча с теннисными, набивными, мячами различного веса и размера).
7. Обучать ведению мяча необходимо, как для правой, так и левой рукой.
Для повышения эффективности применения ведения мяча баскетболистками 9-10 лет были внедрены в тренировочный процесс разработанные нами комплексы упражнений. Описание содержания комплексов входящих упражнений и последовательности обучения представлены в виде схемы на рисунке 1. Для решения поставленных задач были выбраны следующие сложнокоординационные виды ведения мяча: ведение с двумя переводами мяча подряд (Double crossover), ведение для разрыва дистанции с защитником в комбинации с переводом (Bounce-off + crossover), ведение с шагом в противоположную сторону от предполагаемого направления движения в сочетании с переводом мяча (Negative step + cross) [3, 4].
•Упражнения с максимальной скоростью выполнения ведения в целом или его составляющих.
•Упражнения, подводящие к преодолению активного сопротивления защитника
•Упражнения, направленные на проявление телесной и ручной ловкости одновременно
•Упражнения для разучивания сложнокоординационных видов ведения мяча.
Рисунок 1
•Упражнения на ведение с передачами и бросками мяча: игрок делает ведений мяча и передачу в стену, контролируя мяч только одной рукой. •Упражнения с введением внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования.
•Упражнения с ведением с имитацией движений защитника. •Упражнений с ведением мяча с имитацией выбора действия игрока с мячом, на внешние раздражители: сигнал звуковой/зрительный, движение и реакция защитника.
•Упражнения в игре 1x1 с ограничением времени на обыгрывание. •Упражнения в игре 1 х 1 на ограниченном пространстве. •Упражнения в игре 1x1 с активным сопротивлением защитника. •Упражнения в игре 1x1 с активным сопротивлением нескольких защитников. •Упражнения с решением конкретной тактической задачи (см. классификацию).___/
■ Содержание и последовательность комплексов упражнений при обучении сложнокоординацион-ным видам ведения мяча
В параллельном педагогическом эксперименте принимали участие две группы баскетболисток 9-10 лет по 20 человек в каждой. Проведённые исследования не выявили достоверных различий в антропометрических данных, показателях физической подготовленности, показателях работы нервной системы, а также в навыках применения ведения мяча у юных баскетболисток обеих групп.
Владение юными баскетболистками базовыми видами ведения мяча позволило перейти к обучению его сложнокоординационным видам. В качестве критериев для оценки эффективности применения сложнокоординационных видов ведения мяча, использовались количественные показатели, характеризующие их применение в игровых условиях. Результаты проведённого тестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты эффективности применения сложнокоординационных видов ве-
Показатели применения ведения мяча Суммарные статистические показатели Стат. Вывод
КГ (п=20) ЭГ (п=20)
Количество применения сложнокоординационных видов ведения в игре 1х1 / из них результативных (раз) 12/1 12/1 р > 0,05
Количество потерь на ведении мяча в игре 1х1, раз 12 17 р > 0,05
Количество применения ведения мяча за 1 матч, раз 75 75 р > 0,05
Количество атак кольца с ведением мяча в 1 матче / из них результативных (раз) 36/10 35/8 р > 0,05
Количество применения сложнокоординационных видов ведения за 1 матч, раз 2 2 р > 0,05
Количество потерь на ведении мяча за 1 матч, раз 8 17 р < 0,05
Анализ выполнения баскетболистками обеих групп контрольных упражнений не выявил статистически достоверных различий в полученных результатах, р>0,05.
Занятия проводились в соответствии с перечисленными выше пунктами. Переход от одного комплекса упражнений к следующему осуществлялся тренером экспериментальной группы при усвоении упражнений предыдущего. После каждого этапа введения комплекса упражнений проводились контрольные испытания в состязании 1х1 и наблюдение за соревновательной деятельностью юных баскетболисток.
При повторном тестировании после проведения педагогического эксперимента
(таблица 2) были получены достоверные различия между показателями, демонстрируемыми участниками контрольной и экспериментальной группы, р<0,05.
Таблица 2 - Результаты эффективности применения сложнокоординационных видов ведения мяча в игровой деятельности баскетболистками 9-10 лет (п=40) после эксперимента
Показатели применения ведения мяча Суммарные статистические показатели Стат. Вывод
КГ (п=20) ЭГ (п=20)
Количество применения сложнокоординационных видов ведения в игре 1х1 / из них результативных (раз) 12/2 54/16 р < 0,05
Количество потерь на ведении мяча в игре 1х1, раз 10 10 р > 0,05
Количество применения ведения мяча за 1 матч, раз 70 101 р < 0,05
Количество атак кольца с ведением мяча в 1 матче / из них результативных (раз) 32/8 41/12 р < 0,05
Количество применения сложнокоординационных видов ведения за 1 матч, раз 4 13 р < 0,05
Количество потерь на ведении мяча за 1 матч, раз 8 18 р < 0,05
Сравнительный анализ результатов тестирования баскетболисток экспериментальной и контрольной групп, после окончания формирующего эксперимента позволил констатировать следующее:
• Предлагаемые в методике обучения подходы и специальные упражнения способствовали формированию у юных баскетболисток навыков выполнения сложнокоорди-национных видов ведения мяча, что подтверждается положительной динамикой показателей применения ведения, подтверждённой статистически достоверными различиями при проведении тестирования (тест «Змейка», тест с игрой 1х1, в двусторонней учебной игре, (р<0,05));
• В результате применения разработанной методики увеличилось количество результативных атак с ведением мяча и его сложнокоординационных видов. После завершения эксперимента у спортсменок экспериментальной группы показатели выше на 33,4%, чем у баскетболисток контрольной группы. Результативность применения сложно-координационных видов ведения баскетболистками экспериментальной группы в соревновательных условиях увеличилась на 87,5%. В то время как, за этот же период в контрольной группе этот показатель не изменился.
Прирост в показателях применения ведения мяча баскетболистками 9 -10 лет экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента представлены на рисунке 2.
150 -
101
Кол-во СК в Потери в 1х1 Кол-во ведения Кол-во атак с Кол-во СК в 1 Потери в 1 игре 1х1 в 1 матче ведением в 1 матче матче
матче
до эксперимента ■ после эксперимента
Рисунок 2 - Прирост в показателях применения ведения мяча баскетболистками 9-10 лет экспериментальной группы (п=20) после педагогического эксперимента
Полученные в ходе проведённого исследования данные могут быть использованы в практической деятельности тренеров спортивных школ, при обучении спортсменов на начальном этапе подготовки; в системе подготовки специалистов по баскетболу в высших учебных заведениях; на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по баскетболу.
ВЫВОДЫ
1. Сложнокоординационные виды ведения мяча в современном баскетболе позволяют нападающим существенным образом повысить эффективность атакующих действий. Эти виды ведения мяча необходимо включать в программы подготовки спортивно -го резерва, а также программы обучения будущих и действующих тренеров по баскетболу. Целесообразно использовать методику обучения сложнокоординационным видам ведения мяча, путем включения в тренировочный процесс упражнений основанных на классификациях видов ведения мяча, игровых ситуаций его применения, и признаках сложнокоординационных видов ведения мяча.
2. Включение в тренировочный процесс подготовки баскетболисток 9-10 лет методики обучения сложнокоординационным видам ведения мяча повышает частоту их применения и результативность атак.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аль Анссари, З.А. Содержание и методика тренировки ручной и телесной ловкости у квалифицированных баскетболистов 16-18 лет : дис. ... канд. пед. наук / Аль Анссари Захид Сбхи Абдулразак. - Санкт-Петербург, 2017. - 146 с.
2. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва : Дивизион, 2006. - 290 с.
3. Классификация ведения мяча в баскетболе / М.А. Сергазинова, Л.Н. Минина, Б.Е. Лосин, С.Н. Елевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3(181). - С. 396-397.
4. Яхонтов, Е.Р. Эволюция ведения мяча в баскетболе / Баскетбол: научно-методический вестник ; Выпуск 5 / Сост. Б.Е. Лосин, Е.Р. Яхонтов. - Санкт-Петербург : Изд-во «Олимп», 2008. -С. 84-90.
5. Basketball drills, plays, and strategies. A comprehensive resource for coaches / Clinton M. Adkins, Steven R. Bain, Edward A Dreyer, and Robert A Starkey. // First Edition - Cincinnati, Ohio : Bet-terway books, 2007 - 304 c.
REFERENCES
1. Al Anssari, Z.A. (2017), The content and methodology of training manual and bodily flesh among qualified basketball players aged 16-18, dissertation, St. Petersburg.
2. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnosis and development, Division, Moscow.
3. Sergazinova, M.A., Minina, L.N., Losin, B.E. and Elevich S.N. (2020), "Classification of dribbling in basketball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3(181), pp. 396-397.
4. Yakhontov, E.R. (2008), "The evolution of dribbling in basketball",Basketball: scientific and methodological bulletin, year-book, Issue 5, "Olimp", St. Petersburg, pp. 84-90.
5. Clinton M. Adkins, Steven R. Bain, Edward A Dreyer, and Robert A Starkey (2007), Basketball drills, plays, and strategies. A comprehensive resource for coaches, First Edition, Betterway books, Cincinnati, Ohio.
Контактная информация: sergazinovam@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.09.2020
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ И УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Сергей Васильевич Сидоренков, кандидат педагогических наук, доцент, Адик Накиевич
Шарипов, кандидат педагогических наук, профессор, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации