УДК 796.323.2
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВЕДЕНИЯ МЯЧА ДЕВУШЕК 9-11 КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ
Е. Е. Яворская, к. п. н., доцент кафедры физического воспитания и спорта, Благовещенский государственный педагогический университет; Ю. А. Дьяченко, к. б. н., доцент кафедры физической культуры и спорта, Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск;
А. Г. Родионова, к. п. н., доцент кафедры физического воспитания, Хабаровская академия экономики и права;
Ю. А. Кретов, к. п. н., доцент кафедры физического воспитания и спорта, Благовещенский государственный педагогический университет.
Контактная информация для переписки: 675025, Россия, г. Благовещенск, Дальневосточный государственный аграрный университет, ул. Политехническая, 86, e-mail: d_djulia@mail.ru
В работе раскрываются проблемы организации работы спортивных секций в школе. Цель исследования: повышение эффективности обучения юных баскетболисток технике ведения мяча в условиях секционных занятий общеобразовательной школы. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической статистики. Определены особенности применения ведения мяча в соревновательной деятельности юных спортсменок, занимающихся в школьной секции баскетбола. Разработана программа по баскетболу для спортивной секции общеобразовательного учреждения. Систематизированы и представлены в виде методических рекомендаций средства, методы обучения ведению мяча на месте и в движении. В содержание методических рекомендаций включены: подготовительные, подводящие и специальные упражнения, предусматривающие овладение, закрепление техники ведения мяча на месте и в движении; подвижные игры и эстафеты, игровые задания и соревновательные упражнения, направленные на повышение эмоционального фона занятий, решающие задачи формирования наиболее правильного стереотипа движений. Методические
рекомендации состоят из 3-х разделов. Каждый раздел включает 5 основных этапов: ведение на месте, ведение шагом, бегом по прямой, ведение по кругу, ведение с изменением направления, ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости, ведение мяча при сближении с соперником. На каждом этапе использовались разнообразный инвентарь, оборудование, технические средства обучения. Доказана эффективность обучения технике ведения мяча юных баскетболисток, занимающихся в условиях секционных занятий в школе. Использование эффективных средств и методов обучения ведению мяча в условиях секционных занятий в школе позволило повысить эффективность учебно-тренировочного процесса юных баскетболисток.
Ключевые слова: физическое воспитание; внеклассная работа; секционные занятия; ведение мяча; юные баскетболистки; средства обучения; этапы обучения; методические рекомендации; соревновательная деятельность.
Введение. Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом включены в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. В ней опреде-
ляется содержание занятий в школьных секциях популярными видами спорта, в группах ОФП и кружках по физкультуре. Внеклассная работа является обязательной, и учителя физкультуры и педагоги дополнительного образования должны неукоснительно выполнять программные требование, а ученики - сдавать нормативы, повышая спортивное мастерство в избранном виде спорта [5, с. 279-282; 8, с. 3-8].
Начальное обучение баскетболу - это путь, ведущий либо к популяризации игры среди школьников, либо отвращающий их от этой игры. Проблема начального обучения технике является сложной и актуальной и ставит вопрос об использовании эффективных средств и методов, позволяющих на более высоком методическом уровне проводить секционные занятия по баскетболу в школе [5, с. 280; 9, с. 29; 10, с. 31].
Предполагалось, что использование методических рекомендаций на секционных занятиях позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса юных баскетболисток и результативность их соревновательной деятельности.
Методика исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2014 по 2016 год на базе МОКУ Малиновская СОШ отделения № 1 и 2 Бурейского района. На первом этапе был проведен теоретический анализ научно-методической литературы с целью конкретизации основных положений работы, поиска форм и методов организации и проведения исследования. Анализ научно-методической литературы позволил определить основные аспекты работы спортивных секций в школе: программное обеспечение, организация работы, планирование и учет [5, с. 99; 8, с. 14-28; 11, с. 230-236].
Опыт работы учителей физической культуры показал, что традиционные средства и методы, используемые при обучении школьников основам техники баскетбола, не могут обеспечить качественную подготовку учащихся школ к соревновательной деятельности [1, с. 23-24; 6, с.12-13].
Учебно-методические источники предлагают лишь набор различных упражнений, подвижных игр с элементами баскетбола, не выстроенных в общую, целостную систему подготовительных, подводящих и специальных упражнений для обучения основам технике баскетбола [2, с.175-180; 3, с. 26-53; 4, с. 110-116; 5, с. 98106; 6, с. 32-33; 7, с. 34-44; 10, с. 31-33 и др.].
На этом же этапе был осуществлен подбор тестов, позволяющих диагностировать исследуемые виды подготовленности спортсменок. Проводились педагогические наблюдения, анализировались материалы тренировочной и соревновательной деятельности.
Педагогические наблюдения за учебно-тренировочным процессом по баскетболу в общеобразовательных школах показали: низкий уровень технической подготовленности школьников; однообразие применяемых средств и методов при обучении ведению мяча; отсутствие специализированного инвентаря и оборудования, позволяющего повысить эффектив-
ность процесса обучения; недостаточное количество специальных упражнений, используемых при обучении техническим приемам игры, малоэмоциональный фон занятий.
Игровая деятельность юных баскетболисток Малиновской МОКУ изучалась в товарищеских играх и на соревнованиях среди учащихся школ Бурейского района. Анализ показателей соревновательной деятельности выявил, что наибольшее количество ошибок юные баскетболистки совершают выполняя ведение мяча. В основном это происходит тогда, когда игрок не должен вести мяч во второй раз после того, как его первое ведение закончилось (двойное ведение) - 32 %; выполняется пронос мяча - 28 % или движения без ведения мяча и более двух шагов с мячом в руках (пробежка) -41%.
Выявлены особенности применения ведения мяча школьниками: неравномерность использования ведения мяча; наименьшее применение ведения мяча, осуществляемое после подбора мяча от щита; преобладание потерь мяча в начальный момент осуществления ведения мяча и при его завершении.
Изучение литературных источников, педагогические наблюдения, изучение документов планирования и учета учебно-тренировочного процесса показали, что организация и проведение секционных занятий в условиях школы не позволяют обеспечить эффективность обучения юных спортсменок основам техники баскетбола.
Экспериментальная часть. На втором этапе исследования разработана программа дополнительного образования по баскетболу для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию; систематизированы и представлены в виде методических рекомендаций средства и методы начального обучения технике ведения мяча на месте, в движении.
Методические рекомендации состояли из 3-х разделов: ведение мяча в упрощенных условиях; ведение мяча в усложненных условиях; ведение мяча в игровой и соревновательной форме. Каждый раздел обучения технике ведения мяча на месте и в движении включал 5 основных этапов: ведение на месте, ведение шагом, бегом по прямой, ведение по кругу, ведение с изменением направления, ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости, ведение мяча при сближении с соперником. Для каждого этапа определены задачи, последовательность обучения.
В содержание методических рекомендаций включены: подготовительные, подводящие и специальные упражнения, предусматривающие овладение, закрепление техники ведения мяча на месте и в движении; подвижные игры и эстафеты, игровые задания и соревновательные упражнения, направленные на повышение эмоционального фона занятий, решающие задачи формирования наиболее правильного стереотипа движений. На каждом этапе использовались разнообразный инвентарь, оборудование, технические средства
Таблица
Показатели подготовленности юных баскетболисток контрольной и экспериментальной групп за время
педагогического эксперимента
№ п/п Параметры Контрольная группа Экспериментальная группа
до после разница Р до после разница Р
М±т М±т Ед. % М±т М±т Ед. %
1 Скоростная техника (с) 14,24 ±0,23 13,71 ±0,24 -0,53 3,8 >0,05 14,36 ±0,27 13,34 ±0,25 -1,02 7,6 <0,05
2 Скоростное ведение (с) 16,61 ±0,29 16,43 ±0,02 -0,18 2,8 >0,05 16,63 ±0,32 16,07 ±0,05 -0,56 9,2 <0,05
3 Обводка области штрафного броска с двух сторон (с) 13,23 ±0,11 13,09 ±0,03 -0,14 4,5 >0,05 13,21 ±0,10 12,96 ±0,04 -0,25 8,4 <0,05
4 Ведение мяча в корзину из-под щита (с) 30,13 ±1,13 29,45 ±1,13 -0,68 2,4 >0,05 30,09 ±1,12 28,32 ±1,23 -1,77 17,1 <0,05
5 Слалом с ведением (с) 8,07 ±0,15 7,75 ±0,08 -0,32 4,1 >0,05 8,01 ±0,16 7,46 ±0,07 -0,55 7,4 <0,05
обучения, позволяющие юным спортсменкам настойчиво и многократно повторять, закреплять и шлифовать отдельные элементы техники баскетбола.
На третьем этапе (сентябрь - май 2016 г.) в целях выявления эффективности и научного обоснования разработанных методических рекомендаций, направленных на совершенствование техники владения мячом юных баскетболисток, был проведен педагогический эксперимент в естественных условиях учебно-тренировочного процесса.
В педагогическом эксперименте приняли участие 24 юные спортсменки (9-11 класс), занимающиеся в секциях баскетбола на базе Малиновских СОШ отделение № 1и 2 Бурейского района. Занятия в обеих группах проводились по 1,5-2 часа, 3 раза в неделю, с сентября 2015 г. по апрель 2016 г. Учебно-тренировочные занятия в контрольной группе были организованы по программе А. Н. Каинова [8, с. 28]. В контрольной группе применялись традиционные, обусловленные программой, средства и методы обучения основам баскетбола в школе. Занятия экспериментальной группы проводились по разработанной программе с учетом методических рекомендаций, позволяющих эффективно осуществлять обучение технике ведения мяча на месте и в движении.
Результаты исследования. Результаты проводимого научного поиска сопоставлялись на основе сравнительного анализа среднегрупповых показателей контрольной (п=12) и экспериментальной (п=12) групп в течение эксперимента. Сравнительный анализ среднегрупповых показателей исходного уровня подготовленности показал, что учащиеся контрольной и экспериментальной групп имели в целом равный уровень подготовленности. Различия в исследуемых показателях не являлись статистически достоверными.
Для выявления эффективности подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп
был проведен сравнительный анализ показателей технической подготовленности в начале и в конце эксперимента.
Анализ результатов контрольных испытаний свидетельствует о том, что за период эксперимента произошли положительные изменения в исследуемых показателях в обеих группах.
Показатели технической подготовленности улучшились в контрольной группе: в скоростной технике (с) -на 3,8 %, в скоростном ведении (с) - на 2,8 %, в обводке области штрафного броска - на 4,5 %, в ведении мяча в корзину из-под щита - на 4,5 %, в слаломе с ведением (с) - на 2,4 % (Р>0,05). В экспериментальной группе достоверное улучшение показателей: в скоростной технике (с) - на 7,6 %, в скоростном ведении (с) - на 9,2 %, в обводке области штрафного броска - на 8,4 %, в ведении мяча в корзину из-под щита - на 17,1 %, в слаломе с ведением (с) - на 7,4 %.
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной, достоверно улучшились показатели технических возможностей: в скоростном ведении (с.) - на 5,9 %, в обводке области штрафного броска - на 4,5 %, в ведении мяча в корзину из-под щита - на 6,2 %.
Эффективность методических рекомендаций, разработанных для начального обучения технике ведения мяча юных баскетболисток в условиях секционных занятий в школе, проверялась в контрольных играх между группами после окончания педагогического эксперимента. По итогам трех встреч команда, представленная баскетболистками экспериментальной группы, одержала победу во всех играх, показав превосходство над юными спортсменками контрольной группы.
Выводы. Использование методических рекомендаций для обучения ведению мяча в условиях секционных занятий в школе позволило повысить эффективность учебно-тренировочного процесса юных
баскетболисток и результативность их соревновательной деятельности.
Таким образом, полученные результаты по внедрению эффективных средств и методов в учебно-тренировочный процесс секционных занятий в условиях школы, направленных на совершенствование техники владения мячом, позволяют сделать вывод о возможности их реализации в практике подготовки юных баскетболисток, что подтверждается данными исследования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абакумов А. А. Без зрительного контроля / А. А. Абакумов // Физкультура в школе. - 2002. - № 8. - С. 2324.
2. Авакумович А. Баскетбол для молодых игроков: руководство для тренеров / А. Авакумович, Х. М. Бусета, Л. Килик, М. Мондони. - Красноярск: Поликор, 2010.
- 376 с.
3. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков: пер. с англ. / Ник Сортэл. - М.: АСТ: Астрель, 2005.
- 237 с.
4. Гатмен Б. Все о тренировке юного баскетболиста / Б. Гатмен, Т. Финнеган; пер. с англ. Т. А. Бобровой. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - С. 110-116.
5. Дулин А. Н. Баскетбол в школе / А. Н. Дулин. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - 400 с.
6. Макаркина Л. А. Баскетбол. Ведение мяча / Л. А. Ма-каркина // Физкультура в школе. - 2002. - №1. - С. 1213; - 2005. - №7. - С. 32-33.
7. Мацак А. Б. Баскетбол для молодежи. Некоторые рекомендации по работе с детьми 12-14 лет / А. Б. Мацак, В. Г. Башкирова, Е. А. Чернова. - Самара, 2002. -С. 34-44.
8. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации / авт.-сост. А. Н. Каинов. -Волгоград: Учитель, 2014. - 167 с.
9. Сарапкин А. Л. Эффективность построения учебно-тренировочного процесса на начальных этапах подготовки юных баскетболистов / А. Л. Сарапкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. - 2004. - № 3. - С. 29-31.
10. Смирнов В. Н. Школа мяча. Баскетбол / В. Н. Смирнов // Физкультура в школе. - 2000. - № 3. - С. 31-33.
11. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / авт.-сост. А. Н. Каинов, Г. И. Курьеро-ва. - Волгоград: Учитель, 2014. - 169 с.
12. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю. А. Янсон. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - С. 230-245.
INCREASING OF TRAINING EFFICIENCY OF DRIBBLE TECHNOLOGY AMONG GIRLS FROM 9-11 FORMS AT A BASKETBALL SCHOOL SECTION
E. Yavorskaya, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Physical Education and Sports Department, Blagoveshchensk State Pedagogical University
Y. Dyachenko, Candidate of Biological Sciences, Assistant Professor of Physical Education and Sports Department, Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk
A. Rodionova, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Physical Education and Sports Department, Khabarovsk Academy of Economics and Law
Y. Kretov, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Physical Education and Sports Department, Blagoveshchensk State Pedagogical University
Contact information for correspondence: 675025, Russia, Blagoveshchensk, Far Eastern State Agrarian University, Politechnicheskaya str., 86, e-mail: d_djulia@mail.ru
The study reveals the problems of the organization of sport sections in school. The study objective: increasing the training efficiency of dribbling techniques among young female basketball players at sectional classes of a secondary school. Methods: theoretical analysis and literature studying, pedagogical observation, testing, meth-
ods of mathematical statistics. The features of dribbling in competitive activity among young female athletes involved in the school basketball section were identified. Developed the basketball program for the sports section of the educational institution. The basketball program for the sports section of the educational institution was devel-
oped. Teaching means and methods of dribbling in place and in motion were systematized and presented in the form of guidelines. The guidelines content included: preparatory, leading-in and special exercises, involving the mastery, consolidation of dribbling in place and in motion; outdoor games and relay races, game tasks and competition exercises aimed at improving of the emotional background of the training, which solve education problems of the most correct movement stereotype. Guidelines have 3 sections. Each section includes 5 main stages: dribbling on-site, dribbling step, running in a straight line, dribbling circles, dribbling with a change of the height of ball rebound, direction and speed, dribbling when approaching an opponent. At each stage varieties of tools, equipment and training facilities were used. efficiency of training techniques of dribbling among young female basketball players involved in sectional classes at schools were proved. The use of effective tools and methods for dribbling training during sectional classes at schools helped to increase the effectiveness of the training process of young female basketball players.
Keywords: physical education, extracurricular activities, sectional classes, dribbling, young basketball players, learning tools, stages of training, guidelines, competitive activity.
References:
1. Abakumov A. A. Without visual control. Fizkul'tura v shkole [Physical culture at school], 2002, no. 8, pp. 23-24. (in Russian).
2. Avakumovich A., Buseta Kh. M., Kilik L., Mondoni M. Bas-ketbol dlia molodykh igrokov: rukovodstvo dlia trenerov [Basketball for young players: a management for trainers]. Krasno.iarsk, Polikor, 2010, 376 p. (in Russian).
3. Nick Sortel, Basketball: 100 exercises and councils for young players. Moscow, AST, Astrel', 2005, 237 p. (Russ. Ed.: Nick Sortel, Basketbol: 100 uprazhnenii i sovetov dlia iunykh igrokov. Moscow, AST, Astrel', 2005, 237 p.)
4. Bobrovoi T. A., Gatmen B., Finnegan T. In total about a training of the young basketball player. Moscow, AST, Astrel', 2007, pp. 110-116. (Russ. Ed. Bobrovoi T. A. Vse o tre-nirovke iuno.go basketbolista. Moscow, AST, Astrel', 2007, pp. 110-116.)
5. Dulin A. N. Basketbol v shkole [Basketball at school]. Izhevsk, Izd-vo Udm. Un-ta, 1996, 400 p.
6. Makarkina L. A. Basketball. Dribbling. Fizkul'tura vshkole [Physical culture at school], 2002, no. 1, pp. 12-13, 2005, no. 7, pp. 32-33.
7. Matsak A. B., Bashkirova V. G., Cherno.va E. A. Basketbol dlia molodezhi. Nekotorye rekomendatsii po rabote s det'mi 12-14 let. [Basketball for youth. Some recommendations about work with children of 12-14 years]. Samara, 2002, pp. 34-44. (In Russian)
8. Kaino.v A. N. Organizatsiia raboty sportivnykh sektsii v shkole: programmy, rekomendatsii [The organization of work of sports sections at school]. Volgograd, Uchitel', 2014, 167 p.
9. Sarapkin A. L. Efficiency of creation of educational and training process at the initial stages of training of young basketball players. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, ob-razovanie, trenirovka: Detskii trener: Zhurnal v zhurnale [Physical culture, education, training], 2004, no. 3, pp. 29-31.
10. Smirno.v V. N. School of a ball. Basketball Fizkul'tura v shkole [Physical culture at school], 2000, no. 3, pp. 31-33.
11. Liakha V. I., Zdanevicha A. A., Kaino.v A. N., Kur'erova G. I. Fizicheskaia kul'tura. 1-11 klassy: kompleksnaia programma fizicheskogo vospitaniia uchashchikhsia [Physical culture. 1-11 classes, comprehensive program of physical training of pupils]. Volgograd, Uchitel', 2014, 169 p. (in Russian)
12. Ianson Iu. A. Fizicheskaia kul'tura v shkole. Nauchno.-pedagogicheskii aspekt. Kniga dlia pedagoga [Physical culture at school. Scientific and pedagogical aspect. The book for the teacher]. Rostov n/d, Feniks, 2009, pp. 230245. (in Russian)