Научная статья на тему 'Диалог поколений как диалог культур'

Диалог поколений как диалог культур Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5049
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ / КУЛЬТУРА / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА / ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА / ЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕКСТ / GENERATION / INTERGENERATIONAL DIALOGUE / CULTURE / INTERCULTURAL DIALOGUE / YOUTH CULTURE / DOMINANT CULTURE / LANGUAGE AREA / TEXT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Введенская Ольга Вячеславовна

В статье рассматривается диалог поколений в контексте диалога культур. Произведен анализ имеющихся в научной литературе определений понятия «поколение», представлена его авторская трактовка. Указано, что признание культурного разнообразия позволяет обеспечить эффективное осуществление прав человека в условиях глобализации. Диалог культур является формой существования культуры, которая внутренне неоднородна и распадается на множество несхожих культур, в данном случае культур различных поколений. Необходимость исследования диалога культур в межпоколенческом контексте объясняется остротой кризисных процессов, протекающих в современном обществе (отсутствие идеологии, государственной идеи и др.). Показано, что диалог поколений в контексте культуры способствует формированию и укреплению ценностей (уважение, милосердие, толерантность), снимает напряженность между представителями различных поколений и способствует разрешению конфликтов. Охарактеризован феномен молодежной культуры, установлено, что культура молодого поколения склонна подвергаться давлению со стороны доминирующей культуры. Предлагается находить консенсус между поколениями через СМИ, рассматривая общее и отличное через тексты представителей разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intergenerational dialogue as an intercultural dialogue

The study discusses the intergenerational dialogue in the context of intercultural dialogue. The paper analyzes the definitions of the term ‘generation’ and presents its original interpretation by the author. The research notes that the recognition of cultural diversity ensures the effective enjoyment of human rights in the light of globalization. Intercultural dialogue is a form of heterogeneous culture, which consists of many disparate cultures, including intergenerational culture. The dialogue between cultures should be studied in the multi-generational context because of the acute crisis in modern society (lack of ideology, public idea). The intergenerational dialogue fosters and encourages values (respect, compassion, tolerance), relieves the tension between different generations and helps resolve conflicts for the purpose of culture. The study describes the phenomenon of youth culture and proves the fact that it is exposed to pressure from the dominant culture. The author proposes to build a consensus among generations by means of mass media reviewing the common and distinctive features through the texts of different generations.

Текст научной работы на тему «Диалог поколений как диалог культур»

УДК 316.7:79-053

Введенская Ольга Вячеславовна

аспирант факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ КАК ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Vvedenskaya Olga Vyacheslavovna

PhD student, Journalism Department, Saint Petersburg State University

INTERGENERATIONAL DIALOGUE AS AN INTERCULTURAL DIALOGUE

Аннотация:

В статье рассматривается диалог поколений в контексте диалога культур. Произведен анализ имеющихся в научной литературе определений понятия «поколение», представлена его авторская трактовка. Указано, что признание культурного разнообразия позволяет обеспечить эффективное осуществление прав человека в условиях глобализации. Диалог культур является формой существования культуры, которая внутренне неоднородна и распадается на множество несхожих культур, в данном случае - культур различных поколений. Необходимость исследования диалога культур в межпоколенческом контексте объясняется остротой кризисных процессов, протекающих в современном обществе (отсутствие идеологии, государственной идеи и др.). Показано, что диалог поколений в контексте культуры способствует формированию и укреплению ценностей (уважение, милосердие, толерантность), снимает напряженность между представителями различных поколений и способствует разрешению конфликтов. Охарактеризован феномен молодежной культуры, установлено, что культура молодого поколения склонна подвергаться давлению со стороны доминирующей культуры. Предлагается находить консенсус между поколениями через СМИ, рассматривая общее и отличное через тексты представителей разных поколений.

Ключевые слова:

поколение, диалог поколений, культура, диалог культур, молодежная культура, доминирующая культура, языковое пространство, текст.

Summary:

The study discusses the intergenerational dialogue in the context of intercultural dialogue. The paper analyzes the definitions of the term 'generation' and presents its original interpretation by the author. The research notes that the recognition of cultural diversity ensures the effective enjoyment of human rights in the light of globalization. Intercultural dialogue is a form of heterogeneous culture, which consists of many disparate cultures, including intergenerational culture. The dialogue between cultures should be studied in the multi-generational context because of the acute crisis in modern society (lack of ideology, public idea). The in-tergenerational dialogue fosters and encourages values (respect, compassion, tolerance), relieves the tension between different generations and helps resolve conflicts for the purpose of culture. The study describes the phenomenon of youth culture and proves the fact that it is exposed to pressure from the dominant culture. The author proposes to build a consensus among generations by means of mass media reviewing the common and distinctive features through the texts of different generations.

Keywords:

generation, intergenerational dialogue, intercultural dialogue, youth culture, dominant culture, language area, text.

Культура далеко неоднородна. Она распадается на множество национальных культур, культур разных поколений, которые формировались в различных общественно-политических условиях. Национальные культуры могут взаимодействовать друг с другом. Культурное разнообразие стало главной проблемой на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Культура часто подвергается воздействию глобализации и даже может исчезнуть под влиянием более сильной культуры.

По прогнозам ЮНЕСКО, глобализация и либерализация рынка товаров и услуг приведут к стандартизации, укреплению существующих дисбалансов между культурами. Утверждается также, что разрушение биполярного мира холодной войны и затмение политических идеологий приведут к новым религиозным, культурным и даже этническим разломам, претворяя возможное «столкновение цивилизаций». Ученые предупреждают об угрозах окружающей среды, создаваемых человеческой деятельностью, проводят параллели между эрозией биоразнообразия и исчезновением традиционных способов жизни в результате нехватки ресурсов и распространения современного образа жизни. Культурное разнообразие бросает вызов принципам международного сотрудничества. Многие специалисты придерживаются мнения, что полное и безоговорочное признание культурного разнообразия укрепляет универсальность прав человека и обеспечивает их эффективное осуществление [1].

Диалог культур является формой существования культуры. По мнению русского философа М. Бахтина, культура лишь в диалоге начинает понимать саму себя [2]. Глядя на себя глазами другой культуры, она преодолевает свою ограниченность и односторонность. Культуры существуют и развиваются только благодаря диалогу друг с другом. Только в глазах другой культуры

чужая культура получает возможность в полной мере раскрыть себя. Человек может полноценно познать себя при условии взаимодействия с многообразием культур, в результате которого его духовный мир расширяется. Именно диалог культур, в том числе в межпоколенческом контексте, служит предпосылкой для формирования и укрепления таких ценностей, как уважение, милосердие, толерантность и взаимопомощь.

Понятия «поколение» и «диалог поколений» применяются в различных общественных и гуманитарных науках. В специальном историко-культурном и обычном общеязыковом употреблении данное понятие включает два аспекта - формально-логический и содержательно-номенклатурный. В первом случае под поколением подразумевается единица временной периодизации жизни общества или культуры. Во втором случае поколение интерпретируется как совокупность людей, объединенных (как минимум) более или менее одинаковым возрастом; это не только временная единица [3].

Западноевропейские философы второй половины XIX в. по-разному трактовали понятие «поколение». Их подходы актуальны и в наше время. Так, в демографическом плане поколения совсем не зависят от состояния общества. Позитивисты определяют поколение как пространственно-хронологическую общность, где определенная возрастная группа рассматривается в режиме места и времени. С точки зрения культурологии поколение - идейно-духовная общность. Историко-политический подход трактует поколение как временно образующуюся на историческом отрезке общность. Немецкий и британский социолог К. Мангейм истолковал поколение как специфический социальный статус, взаимосвязь различных социальных групп. Следует отметить, что смена поколений представляет собой процесс передачи и переосмысления культурного опыта. С конца XIX в. смена поколений стала рассматриваться как борьба молодежи за власть со старшими. По мнению испанского философа и социолога Х. Ортега-и-Гассета, поколение -субъект исторической деятельности. Социолог Ю.Р. Вишневский рассматривает поколение как группу сверстников, ограниченную от других общностей по возрасту и являющуюся определенным компромиссом между массой и индивидом. Для каждого поколения характерны общие признаки: проживание одного исторического периода, одинаковые социальные условия формирования, решение общих задач, достижение целей осуществления одних социальных ролей и функций в обществе, одинаковые социально-психологические характеристики, единое сознание и дух.

С социологической точки зрения поколение рассматривается как социальная общность людей. Критерием для ее определения могут выступать схожие социально-возрастные характеристики индивидов и групп (дети, молодежь, люди среднего и пожилого возраста). Также критерием может являться социально-исторический опыт и судьба современников, которые одновременно прожили конкретный этап общественного развития. В стабильные периоды развития общества поколенческая общность современников состоит из перечисленных четырех возрастных когорт. В переходные периоды сосуществуют как возрастные, так и «современные» поколенческие общности. Кроме того, критерием может выступать соотнесение с определенными семейными ролями - в данном случае можно выделить поколения детей, родителей и прародителей [4, с. 265].

На основе всего перечисленного будем рассматривать поколение как социально-демографическую группу людей, объединенную на основе более или менее схожих ценностей, жизненных установок, ценностных ориентаций, социальных условий формирования в определенный хронологический период времени. При этом возраст имеет достаточно условное значение.

Теперь перейдем к интерпретации понятия «диалог поколений». Поколенческие общности обусловлены социальными связями, которые возникают по «горизонтали» и «вертикали», т. е. в результате отношений внутри одного поколения и между поколениями. Такие отношения предполагают как сотрудничество, взаимодействие, так и конфликты. Непосредственные взаимоотношения поколений строятся в рамках социальных институтов. Семья - первичная группа, где индивид проходит первичную социализацию, инкультурацию, усваивает те или иные культурные ценности и установки, непосредственно взаимодействует с родительским, прародительским, своим (братьями, сестрами) поколением.

Проблема взаимодействия поколений родилась вместе с возникновением человеческого общества.

С социологической точки зрения диалог - информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, с помощью которого происходит понимание. Согласно новейшему философскому словарю, диалог может трактоваться либо как выбор сторонами совместного курса взаимодействия, либо как рационализированный диалог, когда события рассматриваются исходя из результата. Также бывает диалог логический и феноменологический. Логический диалог осуществляется через речь, а феноменологический есть обмен между мирами и пространствами сторон. Конечно, диалог во всей полноте может быть рассмотрен при условии соблюдения всего перечисленного [5].

Под диалогом поколений также можно подразумевать взаимодействие поколений: детей и молодежи, молодежи и людей среднего возраста, людей среднего и пожилого возраста и т. п. Также диалог поколений можно интерпретировать как детского-родительское взаимодействие. Диалог между поколениями может быть ориентирован на решение общих задач, достижение конкретных целей, поиск консенсуса по общественно значимым вопросам и т. д.

Безусловно, как упоминалось выше, для каждого поколения, которое формировалось в определенных исторических условиях, характерна определенная культура. Культура есть форма одновременного бытия, общения людей различных - прошлых, настоящий и будущих - культур (каждая из которых есть форма одновременного бытия). При этом время такого общения - настоящее [6].

Диалог культур является формой существования культуры. Культура внутренне неоднородна. Она распадается на множество несхожих культур, в данном случае - культур различных поколений.

Изоляция культуры - один из вариантов противостояния культуры одного поколения давлению культур других поколений, как следствие, возникают различные субкультуры и контркультуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, пресечению внешних влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей.

Для существования, обогащения и развития любой культуре, в том числе выраженной в форме диалога поколений, необходимы диалог, взаимодействие. Идея диалога поколений как формы диалога культур подразумевает некую открытость, преемственность. Однако это возможно при выполнении ряда условий: равенство культур всех поколений, признание права каждой культуры на самоопределение, уважение к культуре других поколений.

Преемственность поколений представляет собой процесс передачи смыслового мира, ценностей и традиций из поколения в поколение. Можно выделить следующие формы преемственности поколений: историческая память, освоение культурного наследия предыдущих поколений, воспроизводство норм, ценностей и традиций, присущих старшим поколениям.

Под исторической памятью подразумевается набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа [7, с. 28].

Культурным наследием является часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое [8, с. 148].

Воспроизводство норм, ценностей, традиций - трансляция образцов культуры в контексте необходимой обществу идеологии, образ жизни в бытовом плане.

Таким образом, тематика диалога поколений в контексте культуры обусловлена прежде всего усилением напряжения в общественных отношениях. Диалог при этом становится важнейшим средством, обеспечивающим эффективное взаимодействие на разных уровнях общества. В условиях культурного многообразия поднимается вопрос о проблеме культурного диалога как форме и способе равноправного общения культур. Многие исследователи рассматривают культуру как органичное явление. Для определения ее смысла люди должны затратить определенные творческие усилия. Культура при этом может представлять «вторую природу», «новый мир». Диалог культур может быть представлен в форме непосредственного контакта с культурой, воспроизводства ее достижений. Эффективный диалог поколений в контексте культуры снимает напряженность между ними, способствует разрешению конфликтов.

Диалог культур является скорее метафорой, нежели строгим научным понятием. Межпоко-ленческое общение предполагает отклик на нужды и запросы собеседника, умение выслушать и понять его, необязательно при этом следуя его образу жизни и разделяя его идеи. Так или иначе каждая культура самобытна и должна находиться в мирном диалоге с другими культурами для последующего обогащения. Между культурами недопустимы отношения подавления, доминирования, они должны лишь бережно и осторожно соприкасаться. Участники диалога должны осознавать ценности другой культуры, как и своей.

Необходимость исследования диалога поколений как особой формы диалога культур обусловлена противоречивыми, кризисными процессами современного общества (отсутствие определенной идеологии, государственной идеи и т. д.). Важно искать согласие. Культура охватывает все процессы жизнедеятельности людей - быт, образ жизни, труд, досуг и т. д. Следовательно, нужно задуматься о том, где представители различных поколений могут найти точки соприкосновения, чтобы эффективно коммуницировать; как сберечь мир, отстаивая при этом свою идентичность.

Начало научному осмыслению понятия «диалог» положили такие ученые, как И. Фихте, Ф. Шеллинг и И. Кант. Они изучали проблематику субъекта и возможностей его познания, субъективных и межсубъективных отношений. Фейербах положил начало исследованию диалога XX в.

Он развивал идеи инаковости и взаимообусловленности «я» и «другого». И. Гердер отмечал, что взаимодействие культур - это не что иное, как способ сохранить культурное многообразие [9]. Культурная замкнутость приводит к гибели культуры. Тем не менее изменения не должны касаться основы, базовой сущности культуры. Современные культуры возникли и формировались уже как результат взаимодействия. В контексте истории возвращение к диалогу свидетельствует о смене научной парадигмы. Однако постепенно и современная культура начинает переходить на новый уровень бытия, человек начинает по-новому осмысливаться в культуре.

Возможность философского диалога одновременно представляет собой способ разных интерпретаций философских парадигм. Методологию взаимодействия культур разработал в своих трудах М. Бахтин. По его мнению, «диалог культур - это взаимопонимание участвующих в этом процессе и в то же время сохранение своего мнения, своей в другого (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места)» [10]. Диалог объединяет, а не разъединяет. Быть - значит находиться в диалоге. По М. Бахтину, каждая культура развивается под влиянием другой, более великой культуры. Нам открываются ее закрытые стороны, внутренние, неизвестные ранее глубины.

Диалог начинается с проявления интереса. Диалог культур - объективная необходимость. Он возможен лишь на основе индивидуального в каждой отдельной культуре. Вместе с тем необходимо сближение культурных кодов и, конечно же, наличие определенной ментальности. Основным условием диалога культур является самосохранение человечества, а главным результатом - достижение духовного единства [11].

Охарактеризуем культуру каждого поколения. Молодежная культура представляет собой явление в определенном смысле крайне тяжелое. Долгое время само ее существование подвергалось сомнениям. Еще в прошлом веке молодость заканчивалась к 20 годам, человек рано включался в трудовую деятельность. Однако сейчас уже никто, наверное, не сомневается в том, что молодежь - социально-демографическая группа с интересами и психологическими особенностями, весьма отличающимися от мира взрослых, которые в свою очередь неоднородны и весьма неустойчивы. Так, молодежная культура может распадаться на разные субкультуры и контркультуры. Молодежная культура является следствием процесса социализации в широком смысле и культурной в особенности. Все каналы социализации давят на молодежь, за исключением общества сверстников. Взрослые требуют просто принять их ценности, ценности существующей культуры. Однако свежий взгляд молодого поколения позволяет увидеть, что некоторые составляющие культуры старшего поколения уже изжили себя. Критическое осмысление культуры делает возможным появление новой молодежной культуры.

На Западе истоки зарождения молодежной культуры рассматриваются в русле теории «конфликта поколений», конфликта «отцов и детей». В их основе лежит система психоанализа З. Фрейда, одним из ключевых понятий которой является эдипов комплекс. В античном мифе о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на матери, исследователь увидел универсальное объяснение межпоколенческих отношений. Его последователи рассматривают конфликт поколений как главную движущую силу истории. Они считают, что весь исторический процесс являлся своего рода борьбой между молодыми и старыми, подмастерьями и мастерами, молодыми студентами и старыми профессорами. В качестве примера можно привести различные студенческие волнения, протесты, молодежные движения [12].

В целом молодежь воспринимает мир в эмоционально-нравственном ключе. В равной степени для нее характерны резкое противопоставление добра и зла, максимализм, неприязнь несправедливости, обмана и неискренности. В данном случае молодежь, как правило, расходится с культурой старших поколений. Молодежь сама является автором собственной культуры. Она противостоит официальной массовой культуре и одновременно выходит за рамки того, что ей самой создается, включает элементы массовой культуры.

Культура среднего и старшего поколений в большей мере находит отражение в образцах господствующей, доминирующей в обществе культуры. Такая культура имеет тенденцию к усреднению. Тут вырабатываются общие шаблоны, стандарты и правила поведения. Ее часто отождествляют с массовой культурой. Она функционирует благодаря существованию социальных институтов. Субъектом доминирующей культуры считается общество, выражающее определенные культурные ценности. Господствующая культура упорядочивает лишь часть символико-коммуни-кативного пространства общества. Она не охватывает все многообразие явлений и процессов. Оставшиеся пространства занимают субкультуры и контркультуры, которые, по мнению М. Брейка и Н. Смелзера [13], также важны для общества, так как они представляют собой нормы и ценности, не соответствующие коллективному стилю жизни, и тем самым вносят новые элементы в его повседневное бытие.

Безусловно, молодежная культура вступает в некоторое противоречие с доминирующей культурой. Однако, как нам представляется, обоим субъектам общественной коммуникации

необходимо искать компромиссы, согласие, намечать общие цели и пути развития межпоколен-ческих отношений в будущем. Диалог поколений как форма диалога культур не может оставаться в стороне. Необходимо постоянно обращать внимание средств массовой информации на условия его протекания, чтобы обеспечить целостность и стабильность общественной системы.

Поскольку главным средством межкультурного общения является язык, включающий в себя память (вневременную коммуникацию, обеспечивающую сущность и особенность культуры), то можно сказать, что и культура представляет собой прежде всего язык. Язык культуры включает компоненты истории, реальные исторические традиции, действия и переживания, зашифровку данной истории особенностями живого языка. Диалог культур можно трактовать и как пересечение двух языковых пространств (Д. Лихачев). Познание в области противоречий обогащает культуры новыми смыслами и ценностями, но в конечном счете делает одну культуру недоступной, непознаваемой для другой. Носителями языка в данном случае являются представители поколений. Они обладают исторической памятью, но только относительно той эпохи, в которой они формировались. Таким образом, культура находит отражение в тексте, а диалог культур представляется столкновением текстов. Причем совпадающая часть - начало коммуникации, несовпадающая часть требует адаптации смыслов [14].

Таким образом, культура состоит из множества разных культур (в том числе культур поколений). Культуры существуют благодаря взаимодействию, диалогу. В диалоге культур в межпо-коленческом контексте расширяется духовный мир человека. В обществе появляются разные молодежные субкультуры и контркультуры. Необходимо через СМИ находить консенсус между молодежной и доминирующей культурами. В символическом плане следует рассматривать общее и отличное через тексты представителей разных поколений.

Ссылки:

1. Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue [Электронный ресурс] : UNESCO world report. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001847/184755e.pdf (дата обращения: 30.10.2017).

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 412 с.

3. Зенкин С.Н. Поколение в социокультурном контексте XX в. М., 2005. С. 130-136.

4. Исаева М.А. Поколение // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 265-268.

5. Социология : энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. М., 2003.

6. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1990.

7. Цит. по: Макарова А.Ю. Семейная и индивидуальная историческая память о войне и роль документа в процессе ее формирования: заметки исследователя // Вопросы истории, международных отношений и документоведения. Томск, 2011. Вып. 7. С. 28-30.

8. Прозоровская К.А. Социология. СПб., 2003.

9. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / пер. и примеч. А.В. Михайлова. М., 1977. 703 с.

10. Бахтин М.М. Указ. соч.

11. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Культурология : краткий курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013. 167 с.

12. Брейк М. Сравнительная молодежная культура // Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

13. Смелзер Н. Социология. М., 1998. 690 с.

14. Миронов В.В. Средство массовой коммуникации как зеркало поп-культуры [Электронный ресурс]. URL: http://evart-ist.narod.ru/text12/14.htm (дата обращения: 22.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.