Научная статья на тему 'Диалектика взаимодействия природы и человека в рассказе А. С. Серафимовича «На льдине»'

Диалектика взаимодействия природы и человека в рассказе А. С. Серафимовича «На льдине» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1390
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. СЕРАФИМОВИЧ / РАССКАЗ / ПОЭТИКА / ГЕНЕЗИС / ПРОЗВИЩНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА / ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА / АНТРОПОМОРФИЗМ / ЗООМОРФИЗМ / СМЕРТЬ / ALEXANDER SERAFIMOVICH / SHORT STORY / POETICS / GENESIS / NICKNAME FOLKLORE / PEOPLE AND NATURE / SOCIETY AND NATURE / ANTHROPOMORPHISM / ZOOMORPHISM / DEATH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копцов Алексей Николаевич

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с проблематикой рассказа «На льдине», первого произведения в творческой биографии Александра Серафимовича. Автор статьи предпринимает попытку иначе посмотреть на рассказ писателя. Имманентный анализ художественного произведения сочетается с обращением к историко-литературным, биографическим, культурным, этнографическим данным. Оппозиция «человек - природа» занимает важное место не только в исследуемом рассказе, но и в контексте всего раннего творчества писателя, поэтому автор исследования основной своей задачей считает постижение специфики художественной рецепции феноменов человека и природы в рассказе «На льдине». Автор показывает неоднозначность философского осмысления места человека в природном пространстве и влияния природы на жизнь и на смерть человека. Анализ рассказа позволяет выйти за границы рассмотрения его исключительно в аспекте классовой борьбы, изображение которой получило пристальное внимание со стороны советского литературоведения. В статье рассматривается также проблема генезиса раннего литературного творчества Серафимовича. Собранные литературные факты, опора на критику и сравнительный анализ приводят к выводу о преемственности между художественными мира- ми раннего Серафимовича и раннего Короленко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dialectic interaction of people and nature in the short story Alexander Serafimovich «On the Ice»

This article examines questions related to the story «On the Ice», the first work in the creative biography of Alexander Serafimovich. The author tries new way to explore the story of the writer. Immanent analysis of artistic works combined with an appeal to historical and literary, biographical, cultural, ethnographic facts. The opposition of «people nature» is important not only in studying the story, but in the context of the early works of the writer, therefore, the study’s author believes the main task is comprehension of the specificity of art the reception of the phenomena of people and nature in the story «On the Ice». The author shows all the ambiguity of philosophical understanding by the writer: of people’s place in the natural space and the influence of nature on the life and death of a person. Analysis of the story opens the possibility of studying not only in the aspect of class struggle, the image of which received close attention from the Soviet literature. The article also deals with the problem of the genesis of early literary creativity of Alexander Serafimovich. Collected literary facts, bearing on the criticism and comparative analysis leads to the conclusion about the connection between the artistic worlds of early creative work of Alexander Serafimovich and the one of Vladimir Korolenko.

Текст научной работы на тему «Диалектика взаимодействия природы и человека в рассказе А. С. Серафимовича «На льдине»»

УДК 821.161.1.09"20"

Копцов Алексей Николаевич

Московский педагогический государственный университет

[email protected]

ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ А.С. СЕРАФИМОВИЧА «НА ЛЬДИНЕ»

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с проблематикой рассказа «На льдине», первого произведения в творческой биографии Александра Серафимовича. Автор статьи предпринимает попытку иначе посмотреть на рассказ писателя. Имманентный анализ художественного произведения сочетается с обращением к историко-литературным, биографическим, культурным, этнографическим данным. Оппозиция «человек - природа» занимает важное место не только в исследуемом рассказе, но и в контексте всего раннего творчества писателя, поэтому автор исследования основной своей задачей считает постижение специфики художественной рецепции феноменов человека и природы в рассказе «На льдине». Автор показывает неоднозначность философского осмысления места человека в природном пространстве и влияния природы на жизнь и на смерть человека. Анализ рассказа позволяет выйти за границы рассмотрения его исключительно в аспекте классовой борьбы, изображение которой получило пристальное внимание со стороны советского литературоведения. В статье рассматривается также проблема генезиса раннего литературного творчества Серафимовича. Собранные литературные факты, опора на критику и сравнительный анализ приводят к выводу о преемственности между художественными мирами раннего Серафимовича и раннего Короленко.

Ключевые слова: А.С. Серафимович, рассказ, поэтика, генезис, прозвищный фольклор, человек и природа, общество и природа, антропоморфизм, зооморфизм, смерть.

Первым литературным опытом ссыльного студента физико-математического факультета Петербургского университета Александра Серафимовича Попова стал рассказ «На льдине», написанный в г. Мезени Архангельской губернии в 1888 г. и опубликованный в «Русских ведомостях» в 1889 г. под псевдонимом Серафимович. В 1901 г. названный рассказ, наряду с рассказами «На плотах» и «В тундре», высоко оценил В.Г. Короленко за его «прекрасный язык, образный, сжатый и сильный, яркие, свежие описания и набросанные эскизно и бегло, но всё-таки живые фигуры...»; (курсив наш. - А.К.) [6, т. 8, с. 313]. Сорок с лишним лет спустя, в 1932 году, Серафимович признался, что написал «На льдине» «целиком под влиянием загоревшегося тогда Короленко» [11, с. 343].

Заметим, в 1925-1928 гг. вышло посмертное собрание сочинений Короленко с дневником, что является доказательством высокого авторитета писателя в советскую эпоху, несмотря на его последовательную критику большевистской революции, отразившуюся в письмах к А.В. Луначарскому. Для Серафимовича позднее свидетельство истоков своего творчества было ещё и указанием на особенный путь в общественных и писательских прениях начала 30-х гг.

Серафимович не хвалил своих работ, многие из которых в предисловии к собранию сочинений (1940-1948 гг.) характеризовал как «явно слабые в художественном <...> отношении» [12, с. 3]. Начиная с ранних рассказов, он выбрал путь реалиста и до конца творческого пути не менял своей эстетической позиции. Эту особенность подметили, например, советские исследователи, для которых творчество Серафимовича есть «неприкрашенная жизненная правда <... > суровая жизненная прав-

да», по выражению одного из них - Ф.Т. Алексан-друшкина [1, с. 7]. Однако не всё так однозначно в творчестве писателя. Не случайно в современном литературоведении рассматривается не столько реализм прозы Серафимовича, сколько философская глубина ранних рассказов писателя. Н.Д. Котов-чихина называет ранние рассказы Серафимовича «навек созданными маленькими шедеврами» [8, с. 7] и отмечает, что для автора оказывается важной не социальная проблема, а «жестокий поединок человека с природой, из которого человек далеко не всегда выходит победителем» [8, с. 8].

Для миропонимания Серафимовича характерно развитое систематическим образованием представление о взаимоподобии общества и природы. В уже процитированной автобиографии (1932 г.) и «Рассказе о первом рассказе» (1933 г.) Серафимович говорит о том, как некогда он разрывался между человеческим и природным, как ему, с одной стороны, «хотелось описать громадное впечатление от северного сияния» [13, с. 401], а с другой -показать «целый мир ненависти к гнетущей силе эксплуататоров», потянуться «к бедноте, к труду, к загнанным, забитым, к тем, кого сосут» [11, с. 343].

В других набросках той же автобиографии Серафимович не рассредоточивает мир людей и мир природы, соотносит натуральное, естественное и материальное, созданное человеком, отмечает, как его «поразила природа, железный человеческий труд», «почернелые, как грибы, дома» Мезени, «синяя грудь океана» и «всё тот же бесконечный труд, всё то же человека человеком поедание». Природа в изображении писателя словно реагирует на социальные катаклизмы: отсюда и логически неожиданные переходы мысли: «...читаю страшное: "Александр Ульянов и ещё четверо каз-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2015

© Копцов А.Н., 2015

98

нены". Весенний день померк» [11, с. 343]. Заметим, что казнь студента-террориста А.И. Ульянова состоялась в мае 1887 г., а рассказ появился много месяцев спустя, когда первый шок уже прошёл. Переживание смерти университетского товарища выразилось в первом, написанном в ссылке рассказе, в котором писатель попытался художественно осмыслить смерть как феномен природный и вместе с тем социальный. Нужно отметить и важность самой ссылки в жизни писателя, оказавшейся для него достаточно суровой.

Подтверждением этому служит, например, письмо Серафимовича, написанное в 1936 г. для радиопередачи, где он характеризует ссылку: «Лучшие писатели в те времена учились не столько в школах, университетах, сколько в ссылке да по тюрьмам. Попал и я в ссылку <... > Тут передо мной развернулась суровая картина природы и чудовищная, страшная жизнь <...> крестьянина, рабочего, женщины, ребёнка. Всё это нахлынуло именно в ссылке...» [14, с. 3]. На наш взгляд, данное радиовыступление нельзя считать вполне достоверным в связи с его тенденциозностью, обусловленной общественно-политической обстановкой 1936 года, спецификой адресации и ориентацией не столько на далёкое прошлое, сколько на представление писателем радиослушателям и без того известной эпопеи «Железный поток».

Советское литературоведение (например, Н.А. Ерёмина [4], Е.Л. Лепешинская [9]) рассматривало раннее творчество Серафимовича с позиций марксизма-ленинизма. Разумеется, тема классового неравенства важна для начинающего писателя, приговорённого к ссылке за антиправительственную прокламацию, но проблематика «северных» рассказов гораздо шире; на наш взгляд, ведущие вопрос, поставленные автором в его первом рассказе, есть вопросы философские - о человеческом и природном в феномене смерти, зверином начале в человеке, границе между живой природой и мертвой природой.

В рассказе «На льдине» природа - не просто фон развивающихся событий, а ещё и постоянная спутница человека. В этом смысле человека и природу нельзя противопоставлять: человек со всеми его социальными контактами всё равно остаётся лишь малой частью природного пространства. Социальное поведение человека, перенесённое в природу, проявляется во всей силе своих достоинств и пороков. Смысл природы в её отношении к человеку, таким образом, амбивалентен: она одновременно его друг и враг, спаситель и губитель, судья. Серафимович ставит человека на самую грань, отделяющую мир живой природы (сцена в промысловой избушке, часть IV рассказа) от беспощадного мира природы неживой.

В пейзажной экспозиции рассказа открывается картина суровой стихии и тяжелейших условий

жизни поморов. При этом обнажается внутренний катастрофизм природы как норма её существования: здесь «мохнатые сизые тучи <...> низко несутся над морем», а «пронзительный, резкий ветер <. > то сбивает их в темную сплошную массу, то<...> разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания», здесь «тяжко встают свинцовые воды и <. > с глухим рокотом катятся в мглистую даль», а «с прибрежных высот <. > хмуро надвинулся дремучий лес» [12, с. 5].

Природа в рецепции Серафимовича предстаёт человекоподобной замкнутой системой с её естественными катаклизмами, внутренними войнами и перемириями, в которые человек вмешиваться не должен. Доминирующие свойства природы в экспозиции - её напряженность, внутренняя дисгармоничность; природа здесь уподобляется человеку-провидцу, предчувствующему опасность и готовящемуся к схватке с врагом. Особенно иллюстративен в плане антропоморфизма стоящий «спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе» дремучий лес, который становится свидетелем человеческого вторжения и которому приписывается исключительно человеческое чувство - «угрюмая досада» [12, с. 5]. Таким образом, природа со всеми её силами не есть лишь локус или арена для дальнейшего развёртывания социального конфликта, а есть один из участников неравного противостояния.

Социальный план повествования составляют помор Сорока и кулак Ворона. Имена героев оригинальны для русской литературы, в особенности - для реалистического рассказа. Прозвища героев передают их первобытное состояние, Сорока и Ворона не являются личностями в полном смысле слова: они зооморфны, напоминают полузверей. Этнографические данные, отражающие культуру и ценностный мир русского Севера, также подтверждают данную мысль. Так, Н.В. Дранникова рассматривает локально-групповые прозвища, отражённые в так называемом прозвищном фольклоре. Она отмечает, что «орнитомические прозвища -одни из наиболее распространённых наименований в корпусе прозвищной словесности <... > Они широко бытуют в Мезенском, Пинежском, Онежском районах Архангельской области...» [3, с. 124-125]. Автор пишет, что причиной появления коллективных прозвищ у определённой семьи могло быть нарушение какого-либо табу, например, нарушение запрета охотиться на определённые виды птиц и употреблять в пищу их мясо. По наблюдениям учёного, именно в Мезени наиболее популярными прозвищами являются сороки и вороны.

С одной стороны, перед нами одушевлённая природа; с другой - звероподобные люди. И действительно, борьба героев за жизнь напоминает природную конкуренцию, борьбу видов за выживание. Хищническая сущность Вороны более масштабна: кулак порабощает не только естественную

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3. 2015

99

среду, но и социальную. Но у героев есть общее: подобно покрутчику, кулак, прозванный Вороной, вероятно, за поедание непромысловой птицы (если опираться на данные этнографии), знал голод, переживал и тяжёлые времена, но сейчас понять некогда равного себе Сороку он не в силах: природный инстинкт, сближающий героев, всё-таки оказывается слабее инстинкта социального, разобщающего их.

В связи с этим «распределение» прозвищ между хозяином и работником представляется возможным объяснить также и в свете народной символики птиц. В работе А.В. Гуры «Символика животных в славянской народной традиции» образы сороки и вороны характеризуются как отрицательные, им отводится место в параграфе «Нечистые птицы»: люди «сороку считают нечистым созданием», а в русских загадках, например, сравнивают её «с бесом: «скачет, как бес», «вертится, как бес».» [2, с. 556]. Охотник Сорока действительно подвижен, ловок, прыгуч. Ворону же в славянской культуре отличают «хищность и кровожадность», что сближает эту птицу «в народных представлениях и обрядах с таким хищником, как волк» [2, с. 531]. Кроме того, ворона «связывается с кровопролитием, насилием и войной» [2, с. 535], а также «обладает сокровищами и богатством» [2, с. 539].

Кулак Ворона обладает не только материальным богатством: он владеет человеком. Психологически насыщенное описание поведения героев на промысле подчёркивает существующую между ними социальную дистанцию: Сорока «стоит <. > на торосе, в руках длинный багор держит» и «зорко всматривается <. > в холодную даль», застывши «в напряжённом ожидании», а уверенный в себе Ворона «стоит себе, на багор слегка опёрся, глядит на море, видно не тужит» [12, с. 6-7]. Помор Сорока являет пример человеческого мужества: он умелый охотник, а его поведение мотивировано желанием спасти семью. Однако герой будет жестоко наказан. Несомненно, виной всему окажется жадность помора и то, что он пренебрёг временем. Заметим, что время - категория, приписываемая исключительно миру человеческому. Внешней причиной трагедии, случившейся с Сорокой, будет разбушевавшаяся стихия, но на самом деле истоки несчастья кроются в социальном пространстве: Сороку погубило классовое неравенство, эксплуатация.

Мотивы человека и природы чередуются в композиции рассказа - стихия вступает с человеком в безмолвный диалог. Кульминационным моментом становится демонизация природы, встретившей «незваных гостей» (начало III части): «Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось стоногое чудовище» [12, с. 8]. Но даже это последнее предупреждение оказалось не услышанным: предчувствие удачной

охоты доводит героя до умопомрачения. Хронотоп повествования приближается к фольклорной фантастичности - Сорока удивительно ловко, как по волшебству, преодолевает пространство и время, «прыгая со льдины на льдину» [12, с. 8] и оказываясь на роковой льдине «в один прыжок» [12, с. 9].

Северная природа наказывает героя и за невнимательность к её очевидным подсказкам. Неразрывную связь с природой Сорока ощутит в последний момент, когда уже сама ночь вочелове-чится и сойдётся с героем один на один: «Он огляделся кругом: глухая ночь мрачно глядела на него мёртвыми очами. Острое предчувствие кольнуло его» [12, с. 10]. Важным для объяснения трагедии героя оказывается его видение, в котором к нему приходит ограбленный им самоед, семью которого Сорока когда-то напоил водкой и лишил стада оленей: «Напоил Сорока самоеда до-пьяна, напоил и самоедку и купил у них за грош всех оленей <... > Уехал Сорока, а самоед остался в тундре. И теперь Сорока никак не может отвязаться от этого самоеда: смотрит он на него <... > и не то поет, не то плачет: «Олешки, олешки... ах, олешки!..»» [12, с. 15]. Этот эпизод подталкивает нас к поиску ответа на вопрос: а может, Сорока ничем не лучше своего хозяина Вороны, и этих героев следует рассматривать как двойников? Действительно, нравственная составляющая конфликта особенно важна для Серафимовича, знавшего о бедственном положении самоедов.

Культура, быт и нравы самоедов раскрываются в очерке Н. Козмина «Архангельские самоеды» (1913 г.). Автор, характеризуя состояние племени в целом как первобытное, отмечает их простодушие и доверчивость, зачастую оказывающиеся губительными для них: «пользуясь пристрастiемъ самоЪдовъ къ пьянству, руссюе промышленники начали ввозить въ тундры тайнымъ об-разомъ въ большомъ количества горячее вино и, когда самоЪды напивались, такъ сказать, до безчувствiя, отбирали у нихъ оленей и другое имущество...» [5, с. 16-18].

Козмин рассказывает и об особенном отношении самоедов к своим оленям. Олени для племени являются не только источником мяса и меха; самоеды относятся к животным как к членам семьи, установили с ними прочную внутреннюю связь. Таким образом, потеря оленей («олешек», как ласково называет их самоед в рассказе «На льдине») равносильна расставанию с родным человеком. Подтверждением этому служит история из книги Козмина: «Темной ночью 10 сентября мы стояли чумомъ на тундрЪ <... > Вдругъ собаки наши тревожно залаяли, замЪтивъ какую-то фигуру <... > Оказалось, къ намъ шелъ съ Волонги безоленный самоЪдъ Соболевъ, съ единственной цЪлью побыть вмЪстЪ съ оленями, по которымъ онъ страшно соскучился» [5, с. 18].

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015

Историю с самоедом автор включает именно в финал рассказа. Это проясняет в некоторой степени и причины гибели героя, дающейся ему в наказание (поступок Сороки по отношению к самоеду куда циничнее, нежели порабощение героя кулаком), и высвечивает нравственную позицию писателя, который до конца остаётся на стороне природы. Самоед, дикий и примитивный во всём, ближе к природе и более человечный в отличие от охотника Сороки, превратившегося в зверя. Самоед, оставшийся там, на большой земле, зовёт в сорокиной полудрёме своих «олешек», испытывая к ним духовную близость, и у читателя есть надежда, что эта встреча случится, ведь финал истории с дикарём Серафимович оставляет открытым; судьба же Сороки, находящегося на льдине, предрешена - своей семьи он не увидит больше никогда.

Приговорив Сороку к смерти, природа-победитель начинает вести себя иначе - она утихомиривается, успокаивается: «Сбежали последние лёгкие тени тучек, морозное небо фосфорически заискрилось мириадами. Море улеглось необъятно, и в нём дробились звёзды» [12, с. 12]. Уже не только ночь, но и море, и мороз олицетворяются и начинают медленно убивать помора: «... Охватило холодное море, а в очи неподвижно глядит побелевший мороз, неслышно подбирается, острыми иглами проникает в стынущее тело» [12, с. 12-13]. Образ мороза сроду убийце, а его иглы подобны ножам: всё это передаёт картину казни.

Возникающий в такой сюжетной перипетии мотив памяти ознаменовывает интуитивное осмысление героем случившегося с ним: Сорока ожидает помилования от природы, но та, как и прежде, безответна: «Поднял голову и недоумевающее посмотрел затуманившимися очами на далёкое небо, отливавшее холодным блеском, точно ждал ответа, но стояло ночное безмолвие над застывшим миром» [12, с. 13]. Архаичное и высокое очи употреблено здесь неслучайно: у автора очи неэквивалентны глазам. В современном языке слово очи ограничено в употреблении и соотносится исключительно с человеком. Обретение природой очей есть высшая степень её персонификации.

В финале рассказа показана не только смерть самоеда: Серафимович поэтизирует северную природу и сливает с нею героя. Сорока впервые в жизни ощущает свою связь с прекрасным, очищающим началом природы. Перед смертью вновь происходит помрачение ума героя, но содержательно уже не такое, как в начале повествования, когда он прыгал с льдины на льдину в предвкушении будущей добычи, а совершенно иное - Сорока единится с природой, которая боле не враг ему, и погружается в предсмертное блаженство: «Чудилось ему, что ожило мёртвое море и тихо дышало бесконечным простором, и тонкий пар его дыхания подымался к далёким звёздам, а в его недрах

совершалось неведомое. Казалось <...> прежняя жизнь потухла, затаилась в этой загадочной пустоте, наполнилась биением какой-то другой, незримой жизни» [12, с. 15].

Соотношение членов оппозиции «человек -природа» в развязке рассказа коренным образом меняется: если в экспозиции разворачивался конфликт социального пространства с природным, то в финале умирающий Сорока становится равен природе: «Сияя величавой красотой Севера, тихо дремлет над спокойным морем полярная ночь <...> Мягкий синеватый отсвет озаряет необъятную водную гладь <...> и в морозной дали неподвижно скорчившуюся на одинокой льдине фигуру, опушённую белым инеем» [12, с. 16].

Человеческая трагедия в рассказе многогранна: она есть следствие варварского вторжения в природу и непонимания её законов, результат многолетнего угнетения человека, итог социального неравенства. Несчастный помор не является личностью в полном смысле слова, и Серафимович-художник отчётливо понимает, насколько трагичны последствия психической деградации человека из народа, фанатично служащего своему эксплуататору.

Характеризуя генезис рассказа Серафимовича в русле мемуарного свидетельства самого писателя, отсылающего нас к поиску истоков своего творчества в прозе раннего Короленко, рассмотрим, как пантеистическое мировоззрение и связанное с ним осмысление человека и природы сближает художественные миры Серафимовича и Короленко. В этом плане иллюстративен рассказ Короленко «Лес шумит» (1886 г.), где отчётливо проводится идея натуралистического пантеизма, в основу которой положены неразрывная связь человека и природы, божественность природы, синтез всего живого, отрицание антропоцентризма.

Полесская легенда «Лес шумит» подготовила эстетическую почву для первого рассказа Серафимовича: наряду с социальной темой, конфликтом барина и работника (пан погибает от рук крепостного мужика Романа) в рассказе философски осмысливается оппозиция «человек - природа». Природный мотив в легенде связан, прежде всего, с образом деда, рассказчика событий далёкого прошлого: «.старый дед, с лысою головой и седыми усами, сидит на завалинке и ковыряет лапоть. Усы у деда болтаются чуть не до пояса...» [7, с. 72].

Человек и природа в легенде «Лес шумит» представляют некий синкретизм: сознание старика свободно ото всего - имён людей, событий, но природе в нём отводится особое место, вернее сказать - единственное. Сознание героя, поглощённое природным пространством, уже не вписывается в рамки календарного времени: жизнь деда настолько уподобилась жизни природы, что приобрела во временном отношении характер вечности. Эта заполненность сознания человека природным

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015

101

пространством очевидна уже в начале беседы «я»-повествователя с дедом. На вопрос путника о том, много ли старик на своём веку видел, дед уверенно отвечает: «А что же мне видеть хлопче? Лес видел... Шумит лес, шумит и днём и ночью, зимою шумит и летом... И я, как та деревина, век прожил в лесу и не заметил...» [7, с. 73]. Изоморфизм природы и человека раскрывает и секрет долголетия старика из легенды Короленко. Свой долгий век дед получает в награду от живой природы, тогда как Сорока в рассказе Серафимовича наказывается природой за непонимание её великих законов, за «игру не по правилам». Связь между легендой Короленко и рассказом Серафимовича нам помогает установить и авторитетный взгляд Д.С. Мережковского на поэтику легенды «Лес шумит».

Мережковский в статье «Рассказы Вл. Короленко» (1889 г.) относит легенду «Лес шумит» к «лучшим рассказам» писателя о народной жизни. Религиозный философ и критик указывает и на переплетение природного и человеческого голосов, и на органично вписывающийся в шум леса голос деда, и на способность двух голосов взаимно заменять друг друга: «Егоречь <... > до такой степени гармонирует с однообразным гулом ветра в деревьях, что, когда дед умолкает, кажется, можно уловить продолжение прерванной повести в шуме леса, и, наоборот, когда лес умолкает, можно уловить в монотонной речи деда бесконечный шум деревьев...» [10, с. 406]. Можно предположить, что в легенде Короленко, как и в рассказе Серафимовича, имеет место мифологический мотив растворения человека в природной стихии, но не после смерти, как в ряде других произведений русской литературы (например, в «Кавказском пленнике» А.С. Пушкина или в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина), а ещё при жизни.

Этот высокий, нравственный подход к проблеме взаимодействия природы и человека вполне может служить объяснением генетической близости между «наказанным» Сорокой из рассказа Серафимовича и «вознаграждённым» дедом из легенды Короленко. Данная преемственность свидетельствует о продолжении духовно-нравственной традиции русской классической литературы в художественном мире прозы раннего Серафимовича.

Библиографический список

1. Александрушкин Ф.Т. Становление социалистического реализма в творчестве А.С. Серафимовича в первые годы Советской власти (1889— 1912 гг.). О роли мировоззрения в формировании творческого метода писателя: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1954. - 16 с.

2. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. - М.: Изд-во «Индрик», 1997. - 912 с.

3. Дранникова Н.В. Локально-групповые прозвища в традиционной культуре Русского Севера. Функциональность, жанровая система, этнопоэтика: Монография. - Архангельск: ИД Помор. ун-т, 2004. - 432 с.

4. Еремина Н.А. Рассказы А.С. Серафимовича (1889-1917): автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1952. - 16 с.

5. Козмин Н.Д. Архангельские самоеды: (Очерк их быта и верований). - СПб.: Училищ. сов. при Святейшем синоде, 1913. - 48 с.

6. Короленко В.Г. А. Серафимович. - Очерки и рассказы // Короленко В.Г. Собр. соч. в 10-ти тт. Т. 8. - М.: ГИХЛ, 1955. - С. 313-315.

7. Короленко В.Г. Собр. соч. в 5-ти тт. Т. 2. - М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1960. - 400 с.

8. Котовчихина Н.Д. А.С. Серафимович. Страницы жизни и творчества // Вестник Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. -2009. - № 4. - С. 6-23.

9. Лепешинская Е.Л. Творческий путь А.С. Серафимовича (до Октября): автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1952. - 16 с.

10. Мережковский Д.С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. - СПб.: Наука, 2007. - 904 с.

11. Серафимович А.С. Сборник неопубликованных произведений и материалов / под ред. проф. А.А. Волкова. - М.: ГИХЛ, 1958. - 596 с.

12. Серафимович А.С. Собр. соч. в 10 тт. Т. I. -М.: ГИХЛ, 1940. - 376 с.

13. Серафимович А.С. Собр. соч. в 4 тт. Т. IV -М.: Правда, 1980. - 512 с.

14. Творчество А.С. Серафимовича (микрофонные материалы управления местного вещания всесоюзного радиокомитета) / сост. П.И. Березов. -М.: Государственное изд-во по вопросам радио, 1936. - 24 с.

102

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.