Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО СОЦИУМА'

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети старшего дошкольного возраста / провинциальный социум / социальный опыт / социализация / диагностика социального опыта / senior preschool children / provincial society / social experience / socialization / diagnostics of social experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неясова Ирина Александровна, Горшенина Светлана Николаевна, Серикова Лариса Александровна, Буянова Ирина Борисовна

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева» по теме: «Формирование социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума». В статье актуализируется проблема диагностики особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума. Целью данного исследования является выявление уровня сформированности структурных компонентов социального опыта у детей старшего дошкольного возраста и определение особенностей изучаемой категории у старших дошкольников в условиях провинциального социума. В результате исследования авторам удалось представить компоненты социального опыта, продиагностировать особенности их освоения у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума, определить критерии, показатели и уровни сформированности изучаемой категории у данной возрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неясова Ирина Александровна, Горшенина Светлана Николаевна, Серикова Лариса Александровна, Буянова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF STRUCTURAL COMPONENTS OF SOCIAL EXPERIENCE IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN A PROVINCIAL SOCIETY

The article actualizes the problem of diagnosing the peculiarities of socialization of older preschool children in the conditions of provincial society. The purpose of this study is to identify the level of formation of structural components of social experience in older preschool children and to determine the characteristics of the studied category in older preschoolers in a provincial society. As a result of the study, the authors managed to present the components of social experience in a meaningful way, to diagnose the features of their development in older preschool children in a provincial society, to determine the criteria, indicators and levels of formation of the studied category in this age group.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО СОЦИУМА»

4. Nurbekova, SH. SH. Razvitie navykov samostoyatel'noj raboty studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku // Sociokul'turnaya sreda vuza i yazykovoe razvitie lichnosti inostrannogo studenta: sb. materialov mezhd. nauch.-prakt. konf., Moskva, 07-09 noyabrya 2019 goda. - Moskva: Rossijskij gos. universitet im. A.N. Kosygina, 2019. - S. 152-154.

5. Naumenko N. P., Ryabova T. V. Rol' samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze // Mezhvuzovskij sbornik nauch. trudov. Vyp. 25 / Krasnodarskoe vysshee voennoe aviacionnoe uchilishche letchikov im. A.K. Serova.- Krasnodar, 2021. - S. 163-168.

6. CHiknaverova K. G. Obuchenie inostrannomu yazyku dlya special'nyh celej (na osnove aktivizacii samostoyatel'nosti studentov vuza) / MGIMO MID RF. - Moskva, 2018. - 208 s.

7. SHorkina O. D. K voprosu ob organizacii samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannym yazykam v ekonomicheskom vuze // Sociogumanitarnyj vestnik. - 2015. - № 1(14). - S. 7-12.

8. SHugajlo I. V. Rol' i vidy samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku // Matrica nauchnogo poznaniya. - 2019. - № 5. - S. 307-313.

УДК 373.24

И. А. Неясова, С. Н. Горшенина Л. А. Серикова, И. Б. Буянова

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО СОЦИУМА

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева» по теме: «Формирование социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума».

В статье актуализируется проблема диагностики особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума. Целью данного исследования является выявление уровня сформированности структурных компонентов социального опыта у детей старшего дошкольного возраста и определение особенностей изучаемой категории у старших дошкольников в условиях провинциального социума.

В результате исследования авторам удалось представить компоненты социального опыта, продиа-гностировать особенности их освоения у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума, определить критерии, показатели и уровни сформированности изучаемой категории у данной возрастной группы.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, провинциальный социум, социальный опыт, социализация, диагностика социального опыта

Irina A. Neyasova, Svetlana N. Gorshenina, Larisa A. Serikova, Irina B. Buyanova DIAGNOSTICS OF STRUCTURAL COMPONENTS OF SOCIAL EXPERIENCE IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN A PROVINCIAL SOCIETY

The article actualizes the problem of diagnosing the peculiarities of socialization of older preschool children in the conditions of provincial society. The purpose of this study is to identify the level of formation of structural components of social experience in older preschool children and to determine the characteristics of the studied category in older preschoolers in a provincial society.

As a result of the study, the authors managed to present the components of social experience in a meaningful way, to diagnose the features of their development in older preschool children in a provincial society, to determine the criteria, indicators and levels of formation of the studied category in this age group.

Key words: senior preschool children, provincial society, social experience, socialization, diagnostics of social experience

Ведение

В условиях трансформации современного общества актуальной является задача изучения особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный возрастной период характеризуется постепенным

вхождением ребенка в мир социальных отношений, осознанием социокультурных связей, расширением и изменением форм коммуникации в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» и т. д. При изучении особенностей социализации ребенка старшего до-

школьного возраста особое внимание следует уделить результату, выраженному в определенном объеме социального опыта ребенка и определению основных тенденций его освоения под влиянием конкретных социокультурных условий.

В педагогических исследованиях последних лет (М. В. Алаева [7], А. Н. Атарова [2], А. П. Валицкая [1], А. Г. Гогоберидзе [2], Н. В. Кондрашова [3], Н. В. Микляева [4], М. С. Новиков [2], В. А. Новицкая [2], И. А. Па-хомов [5], Т. Д. Савенкова [6], К. В. Султанов [1], Н. Ф. Сухарева [7], Р. И. Яфизова [2]) отмечается интерес к рассмотрению социально-психологических и социально-педагогических механизмов, факторов, агентов, влияющих на освоение социального опыта детьми старшего дошкольного возраста. Однако малоисследованным аспектом остается изучение влияния провинциального социума на процесс формирования социального опыта у старших дошкольников.

Материалы и методы

Основными методами исследования выступают теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация материала по проблеме формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума, прогнозирование, сравнение) и эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, педагогический эксперимент).

С целью определения исходного уровня сформированности социального опыта у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях провинциального социума, был проведен эксперимент на базе МАДОУ «Детский сад № 76» г. о. Саранск Республики Мордовия. В исследовании приняли участие 108 детей старшего дошкольного возраста (57 лет).

В качестве диагностического инструментария, подобранного с целью выявления уровня сформированности структурных компонентов социального опыта у детей старшего дошкольного возраста, использовались следующие методики: «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс), «Закончи историю» (Р. Р. Калинина), «Картинки» (А. Жиль), «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина).

Литературный обзор

Теоретико-методологической базой

исследования социального опыта в контексте

социализации детей старшего дошкольного возраста явились работы И. Н. Андреевой, В. С. Волгиной, С. Н. Гамовой, О. В. Груздевой, Т. Н. Дмитриевой, Т. П. Клековкиной, М. А. По-гореловой, Т. А. Серебряковой, И. В. Сушковой, Ж. В. Чуйковой, А. Ш. Шахманова и др.

Изучению особенности влияния провинциального социума на результат социализации детей посвящены

исследования Ю. Л. Балюшкиной, П. Д. Бочарова, С. В. Касаткиной, М. В. Никитского.

Анализ данных исследований позволил сделать вывод, что к специфическим характеристикам провинциального социума можно отнести совокупность экономических, социально-культурных, психолого-

педагогических условий жизнедеятельности, определяющих ценности и нормы данного сообщества, особенности межкультурного и межличностного взаимодействия, социальное партнерство субъектов образовательных отношений и т. д.

Под провинциальным социумом следует понимать поселенческую структуру, где происходит самоидентификация человека, соотнесение себя с определенной общностью и образом жизни, отличных от бытия мегаполисов.

Результаты

Основными структурными компонентами социального опыта детей старшего дошкольного возраста являются когнитивный, дея-тельностный и эмоционально-ценностный.

Содержательно когнитивный компонент социального опыта детей старшего дошкольного возраста выражен в наличии базовых представлений о социальной действительности; в знаниях об элементарных нормах и правилах взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; умении устанавливать связь и взаимозависимость между понятиями; дея-тельностный компонент представлен эффективным взаимодействием с социальной средой, способностью поступать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами; проявлением потребности в общении и одобрении, желанием занять определенное место среди значимых для ребенка людей - взрослых и сверстников; умением осуществлять взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение оценивать свое и чужое поведение с позиции соответствия социальным нормам; пониманием мотивов поступков других людей, способностью адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста; эмоционально-ценностный

компонент - умение устанавливать эмоциональную связь со взрослыми, сверстником или группой сверстников; эмоциональная отзывчивость; стремление к совершенствованию эмоционально-положительного поступка; осознанное восприятие своих чувств и выражение их таким образом, чтобы они были поняты другим, восприимчивость к чувствам, желаниям и мыслям людей [4, 5].

Проведение методики «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс) было направлено на диагностику уровня принятия и осознания нравственной нормы старшими дошкольниками. В ходе исследования экспериментатор предлагал старшим дошкольникам найти варианты решения в проблемных ситуациях. Предложенные детям ситуации в рамках данной методики раскрывают особенности взаимодействия ребенка с референтно значимыми субъектами отношений (родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сверстники, воспитатель и т д.). В приоритете старшие дошкольники (46%) предлагали варианты решения ситуации, соответствующие социально-нравственным нормам. Демонстрировалось знание конструктивно разрешать проблемные ситуации с взрослыми и сверстниками, умение аргументировать данный поступок. 33% старших дошкольников не смогли аргументировать свой ответ, испытывали незначительные трудности в поиске решения задачи, требовалась помощь экспериментатора. 21% респондентов не справились с заданием, предложили варианты решения, не соответствующие нравственной норме.

Для исследования понимания старшими дошкольниками содержания и модальности таких социально-нравственных категорий, как доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость применялась методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина). Старшим предлагалось определить модальность поступка в конкретной ситуации.

Анализ полученных материалов показал, что почти все опрошенные (97,9%) имеют представления о «доброте», «щедрости», «трудолюбии», «правдивости». По их мнению, такими качествами обладают взрослые (в первую очередь родители, другие близкие люди), друзья-сверстники, а в качестве обобщенных образцов - литературные герои, герои кинофильмов (хотя дети нередко воспринимают их как реально существующих). 12% респондентов смогли перечислить признаки и отметили отличительные оттенки изучае-

мых категорий, определить к какому из терминов относится каждый из них. Было установлено, что 73% старших дошкольников не смогли дать аргументированного, мотивированного и верного ответа.

По результатам исследования были выделены группы старших дошкольников с высоким (29%), средним (33%) и низким (38%) уровнями сформированности когнитивного компонента социального опыта.

Уровень сформированности деятельност-ного компонента социального опыта детей старшего дошкольного возраста определялся по методике «Картинки» (А. Жиль). Данная методика нацелена на определение уровня социального интеллекта. Старшим дошкольникам предлагались четыре картинки с сюжетами из повседневной жизни в детском саду. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте персонажа из предложенных ситуаций.

Наряду с данной методикой была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативного навыка со сверстниками. В ходе исследования заполнялась карта наблюдения за детьми, в которой отмечалась степень проявления интереса ребёнка к сверстнику в общении, чувствительность к воздействиям, инициативность ребёнка в общении, демонстрация просоциальных действий. Для старших дошкольников с высоким уровнем (20%) сформированности деятельного компонента социального опыта характерно выражение интереса к процессу общения со сверстниками на протяжении длительного времени, постоянное проявление инициативы, демонстрация ярко выраженной настойчивости в коммникации, употребление в общении вежливых слов, показ желания действовать совместно, предложение сверстнику игрушек, учет его желаний, помощь в чем-либо, стремление избежать конфликтов, проявление эмоционального отклика на чувства и переживания партнера по общению, выражение сочувствия, сопереживание собеседнику, желание понять и ответить на его вопросы.

Старшие дошкольники, не демонстрирующие инициативу в коммуникации, проявляющие равнодушие в процессе общения к сверстникам, действующие в ситуации общения неуверенно, откликающиеся на инициативу сверстников, подстраивающиеся под их действия в процессе общения, эпизодически выражающие свое эмоциональное отношение

к ситуации, не проявляющие инициативы, но иногда откликающиеся на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником, составляют группу детей со средним уровнем (32%) сформированности данного компонента.

48% детей старшего дошкольного возраста составили группу с низким уровнем сформированности деятельностного компонента. Дети данной группы не проявляют интереса к общению со сверстниками, не обращаются к ним, не стремятся привлечь внимание, первыми не вступают во взаимодействие, не отвечают на инициативу, занимают пассивную позицию, не желают действовать совместно, не реагируют на просьбы и предложения сверстников, не хотят помогать, отнимают игрушки, проявляют агрессию, не умеют без внешней помощи решать конфликтные ситуации.

Методика «Характер проявлений эмпати-ческих реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина) позволила выявить умение устанавливать эмоциональную связь со взрослыми, сверстником или группой сверстников; проявлять эмоциональную отзывчивость, чувство эмпатии по отношению к окружающим. В ходе наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста было установлено, что 38% старших дошкольников проявляют интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагируют, активно включаются в ситуацию, пытаются помочь, успокоить другого.

Данная форма поведения свидетельствует о гуманистическом типе эмпатии и соответствует высокому уровню сформированности эмоционально-ценностного компонента социального опыта. Для детей со средним уровнем сформированности изучаемого компонента социального опыта свойственно проявление эгоцентрической эмпатии. 44% старших дошкольников не проявляли интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагировали на их переживания и совершали эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого, что свидетельствует о низком уровне сформированности эмоционально-ценностного компонента социального опыта.

Обсуждение

Результатом социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума выступает социальный опыт. Под социальным опытом детей старшего дошкольного возраста следует понимать результат познавательной

и практической деятельности, выраженный в определенном объеме знаний о социальной действительности, социальных умений и навыков поведения, единстве позитивного отношения к действительности и способности выразить это отношение в практике повседневной жизни.

Данный возрастной период

характеризуется активным вхождением в социокультурную среду, с расширением интереса к познанию социальной действительности, сферы взаимодействия с «миром людей». В процессе взаимодействия с миром и окружающими людьми выражаются потребности ребенка в самореализации как проявлении себя среди «других» и потребность найти свое собственную индивидуальную позицию.

На формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста оказывают влияние условия

провинциального социума, среди основных из них можно выделить: консервативность, устойчивость и традиционность. Вследствие этого родители и ближайшие родственники имеют большое влияние на воспитание детей. Это связано со слаборазвитым социально-культурным пространством; наличием условий для сохранения целостности национального самосознания, внутреннего духовного богатства, устойчивой

нравственно-этической среды, что способствует более раннему и глубокому формированию уважения к семейным традициям, почитанию старших, уважению к людям труда, чувства взаимопомощи. Опыт общения детей в провинции ограничен численностью, но отличается

углубленностью, пониманием

эмоционального состояния окружающих людей. Но следует отметить, что иногда низкий образовательный и культурный уровень взрослых в провинции сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей и т. д. Особенности организации образовательной среды в условиях провинциального социума раскрывают более широкие возможности для освоения детьми культурными ценностями; обеспечивают успешность овладения социальными ролями; в разновозрастном коллективе создаются условия для организации социально-психологической защиты в виде помощи старших младшим в жизнедеятельности, преодолению

психологической депривации ребёнка и т. д.

Заключение старших дошкольников со средним уровнем

По результатам диагностики на выявление (41,6%) сформированности социального уровня сформированности социального опыта характерно наличие определенного опыта у детей старшего дошкольного объема знаний об элементарных нормах и возраста были выявлены три группы с правилах взаимоотношений со сверстниками высоким, средним и низким уровнями. и взрослыми, допускают незначительные Старшие дошкольники (25%) с высоким неточности в характеристике основных уровнем сформированности социального социальных категорий и понятий, входящий в опыта имеют глубокие знания об активную лексику ребенка; поступают в элементарных нормах и правилах соответствии с общепринятыми нормами и взаимоотношений со сверстниками и правилами, но в сложных, конфликтных взрослыми; проявляют способность ситуациях руководствуются личным поступать в соответствии с общепринятыми интересом; владеют умением оценивать свое нормами и правилами; владеют умением и чужое поведение с позиции соответствия оценивать свое и чужое поведение с позиции социальным нормам; проявляют сочувствие и соответствия социальным нормам; сопереживание при условии получения пониманием мотивов поступков других одобрения. 33,4 % старших дошкольников людей; умением устанавливать продемонстрировали низкий уровень

эмоциональную связь со взрослыми, сформированности социального опыта. сверстником или группой сверстников. Для

Литература:

1. Валицкая А. П., Султанов К. В. Детство и общество в контексте культуры. - Санкт-Петербург: изд-во Политехн. Ун-та, 2009. - 393 с.

2. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта / А.Г.Гогоберидзе, А.Н. Атарова, М.С. Новиков и др. // Современное дошкольное образование. - 2018. - № 5(87). - С. 16-23.

3. Кондрашова Н. В. Ценностно-целевые ориентиры изучения дошкольного детства и социокультурных практик детей в условиях провинциального социума // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12, №4 (48). - С. 71-77.

4. Микляева Н. В. Комплексная диагностика адаптации, социализации и социального интеллекта детей дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2017. - № 4. - С.91-102.

5. Пахомов И. А. Факторы формирования социального опыта дошкольников // Вестн. Тамбов. ун-та. -2020. - № 25(185). - С. 130-139.

6. Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников: учебное пособие для вузов. -Москва: Юрайт, 2020. - 146 с.

7. Сухарева Н. Ф., Алаева М. В. Психолого-педагогические проблемы детства в провинциальном социуме // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12, №3 (47). - С. 101-109.

References:

1. Valickaya A. P., Sultanov K. V. Detstvo i obshchestvo v kontekste kul'tury. - Sankt-Peterburg: izd-vo Politekhn. Un-ta, 2009. - 393 s.

2. Doshkol'nik kak sub"ekt proektirovaniya sociokul'turnogo prostranstva i obrazovatel'noj sredy svoego razvitiya. Zamysel odnogo proekta / A.G.Gogoberidze, A.N. Atarova, M.S. Novikov i dr. // Sovremennoe dosh-kol'noe obrazovanie. - 2018. - № 5(87). - S. 16-23.

3. Kondrashova N. V. Cennostno-celevye orientiry izucheniya doshkol'nogo detstva i sociokul'turnyh praktik detej v usloviyah provincial'nogo sociuma // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2021. - T. 12, №4 (48). - S. 71-77.

4. Miklyaeva N. V. Kompleksnaya diagnostika adaptacii, socializacii i social'nogo intellekta detej doshkol'nogo vozrasta // Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. - 2017. - № 4. - S.91-102.

5. Pahomov I. A. Faktory formirovaniya social'nogo opyta doshkol'nikov // Vestn. Tambov. un-ta. - 2020. -№ 25(185). - S. 130-139.

6. Savenkova T. D. Razvitie social'nogo intellekta doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlya vuzov. - Moskva: YUrajt, 2020. - 146 s.

7. Suhareva N. F., Alaeva M. V. Psihologo-pedagogicheskie problemy detstva v provincial'nom sociume // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2021. - T. 12, №3 (47). - S. 101-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.