Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / коммуникативные компетенции / иностранный язык / научно-исследовательская работа / individual work / communicative competencies / foreign language / research work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Альфия Ильдусовна, Хузина Екатерина Александровна, Царева Екатерина Евгеньевна

В статье обозначена возрастающая роль самостоятельной работы в условиях сокращения часов на аудиторные занятия; раскрыты цель, задачи самостоятельной работы при обучении иностранным языкам, в том числе достижение должного уровня иноязычной коммуникативной компетенции, формирование умения самостоятельно повышать уровень владения языком; требования к методической составляющей организации самостоятельной работы с перспективой разработки программ. Авторами представлены актуальные формы организации самостоятельной работы студентов с акцентом на развитие речевых навыков (коммуникативные задания, применение видеокурсов, внеаудиторное чтение и др.); обоснована значимость организации научно-исследовательской деятельности, исходя из опыта реализации компонента «Язык научного общения» и творческих видов деятельности студентов (моделирование проблемных ситуаций, игровые формы, метод проектов); рассмотрены формы контроля и самоконтроля самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Альфия Ильдусовна, Хузина Екатерина Александровна, Царева Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' INDIVIDUAL WORK IN DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The paper identifies the increasing role of individual work in the context of reducing hours for classroom classes; the goal and tasks of individual work in teaching foreign languages as achieving the proper level of foreign-language communicative competence and forming the ability to improve the level of language proficiency individually are disclosed; requirements to the methodological component of organizing individual work with the prospect of program development are revealed. The authors present actual forms of organizing individual work with an emphasis on the development of students' speech skills (communication tasks, the use of video courses, out-of-audience reading, etc.); the importance of developing research activities based on the experience of implementing the "Language of Scientific Communication" component and creative activities of students (modeling problem situations, game forms, project method) is justified; forms of monitoring and self-monitoring of individual work of students are considered.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №1 2023 Раздел I. Педагогика и образование

УДК 372.881.111.1

А.И. Газизова, Е.А. Хузина, Е.Е. Царева

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье обозначена возрастающая роль самостоятельной работы в условиях сокращения часов на аудиторные занятия; раскрыты цель, задачи самостоятельной работы при обучении иностранным языкам, в том числе достижение должного уровня иноязычной коммуникативной компетенции, формирование умения самостоятельно повышать уровень владения языком; требования к методической составляющей организации самостоятельной работы с перспективой разработки программ. Авторами представлены актуальные формы организации самостоятельной работы студентов с акцентом на развитие речевых навыков (коммуникативные задания, применение видеокурсов, внеаудиторное чтение и др.); обоснована значимость организации научно-исследовательской деятельности, исходя из опыта реализации компонента «Язык научного общения» и творческих видов деятельности студентов (моделирование проблемных ситуаций, игровые формы, метод проектов); рассмотрены формы контроля и самоконтроля самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, коммуникативные компетенции, иностранный язык, научно-исследовательская работа

Alfia I. Gazizova, Ekaterina A. Khuzina, Ekaterina E. Tsareva STUDENTS' INDIVIDUAL WORK IN DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The paper identifies the increasing role of individual work in the context of reducing hours for classroom classes; the goal and tasks of individual work in teaching foreign languages as achieving the proper level of foreign-language communicative competence and forming the ability to improve the level of language proficiency individually are disclosed; requirements to the methodological component of organizing individual work with the prospect of program development are revealed. The authors present actual forms of organizing individual work with an emphasis on the development of students' speech skills (communication tasks, the use of video courses, out-of-audience reading, etc.); the importance of developing research activities based on the experience of implementing the "Language of Scientific Communication" component and creative activities of students (modeling problem situations, game forms, project method) is justified; forms of monitoring and self-monitoring of individual work of students are considered.

Key words: individual work, communicative competencies, foreign language, research work

Введение

Возрастающие требования к личности специалиста, его готовности к профессиональному росту на основе самообразования логично актуализируют вопрос активизации самостоятельной работы студентов на этапе обучения в вузе. На фоне изменения соотношения между работой в аудитории и самостоятельной работой в пользу последней ученые данной проблеме уделяют еще большее внимание. В методике преподавания иностранных языков также обобщается опыт практической работы в этом направлении, изучаются способы рациональной организации культуры умственного труда студентов и достижения основной цели - формирования коммуникативной компетенции. Задачи направлены на достижение должного уровня иноязычной коммуникативной компетенции и одновременно формирование у будущих специалистов умения самостоятельно поддерживать и повышать уровень владения языком.

Эффективность самостоятельной работы обусловлена, с одной стороны, готовностью студентов к ее выполнению, что определяется преимущественно наличием мотивации к овладению языком и сформировавшимися навыками индивидуальной работы в области чтения, говорения, аудирования и письма, с другой стороны, целенаправленной деятельностью преподавателя по развитию у студентов коммуникативной компетенции, в том числе речевых умений, что является предметом нашего исследования.

Материалы и методы

При коммуникативном подходе к обучению иностранным языкам самостоятельная работа занимает значительное место в учебных программах, их разделах. Совершенствование речевого аспекта коммуникативной компетенции актуализирует уточнение требований к методическому обеспечению самостоятельной работы, выявление ее эффективных видов и форм, развитие новых форм

контроля усвоения знаний, поощрение самоконтроля обучающихся. Материалы данного исследования основаны на анализе и обобщении специальной литературы по теме, практическом опыте преподавания авторами дисциплины «Иностранный язык» с акцентом на формирование речевых умений и реализации компонента «Язык научного общения» в процессе обучения.

Методологическую основу исследования составили концептуальные положения самостоятельной работы студентов (П.И. Пидкаси-стый, А.Д. Баранов, Т.В. Кудрявцев, И.С Якиманская и др.), положения современной педагогики и лингводидактики об инновационных формах обучения иностранным языкам (И.В. Бабенко, В.А. Бордовский, Е.В. Вохрыше-ва).

Литературный обзор

Тема самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку, формирования коммуникативной компетенции находятся в поле зрения многих современных ученых (И.М Кондюрина [1], Е.С. Кузнецова [2], К.Г. Чикнаверова [6], О.Д. Шоркина [7]). Раскрывая общедидактические, методические и психологические аспекты самостоятельной работы, ученые едины во мнении, что ее существенным признаком является познавательная активность студентов в аудиторное или внеаудиторное время, что подчеркивает ее комплексный характер (А.И. Лагерь и Т.Н. Любимова [3], Ш.Ш. Нурбекова [4] и др.). Выполнение самостоятельной работы осуществляется по заданию и под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Вместе с тем, отмечается возможность помощи в выполнении заданий со стороны преподавателя на консультациях, при ликвидации задолженностей, в ходе творческих контактов [8].

Значимость эффективного сочетания самостоятельной деятельности студентов на занятии и дома определяет разработку новых методических приемов и технологий обучения иностранному языку, рекомендаций, инструкций др. В контексте нашего исследования методическое оснащение должно быть ориентировано на: 1) формирование коммуникативной компетенции и наличие достаточного количества коммуникативных заданий для речевой практики; 2) введение типичных образцов речи, используемых в ситуациях повседневного и делового общения; 3) многократную актуализацию речевого материала с опорой на языковые знания и навыки;

4) включение лингвострановедческого и лингвокультурного аспекта; 5) развитие мотивации и поддержание интереса к овладению иноязычным речевым общением.

Благоприятный фон для достижения необходимого результата создают программы самостоятельной работы/ методические указания, разработанные с позиции учета индивидуальных особенностей и возможностей студентов, что позволяет дифференцировать обучение. Более того, программы должны основываться на некоторых принципах отбора, в числе которых: 1) определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем, вопросов и заданий для аудиторной и внеаудиторной работы студентов (на первом этапе - это тематика и лексико-грамматический материал, необходимые для ежедневного общения (семья, интересы, спорт, путешествия и т.д.), на втором этапе отбор определяется направлением профессиональной подготовки); 2) определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые относятся к самостоятельной работе; 3) отбор методов и форм самостоятельной работы в соответствии с современными технологиями обучения, в том числе с максимальным привлечением мультимедийных материалов и средств [6].

Самостоятельная работа планируется преподавателем для каждого занятия, исходя из уровня знаний студентов в опоре на специальную учебно-справочную литературу. При обучении в небольших группах возможно применение личностно ориентированного подхода, разработка учебно-методических программ и комплексов может базироваться на компетентностном подходе.

Результаты

В зависимости от творческой индивидуальности студентов и преподавателей можно использовать самые разнообразные формы самостоятельной работы (Н. П. Науменко [5], И.В. Шугайло [8]). Главное, чтобы они обеспечивали осознанную отработку языкового учебного материала и автоматизированность, устойчивость речевых умений; поиск путей самостоятельного решения коммуникативной задачи; выработку навыков анализа и обсуждения аутентичных иноязычных текстов;

Исходя из собственного опыта преподавания, приведем некоторые продуктивные коммуникативно-речевые формы самостоятельной работы студентов: 1) выполнение разноуровневых упражнений на основе об-

разцов речи, беседа по теме с применением клише; 2) составление тематического глоссария, активизация лексики по темам на основе учебных ситуаций, мини-диалоги; 3) коммуникативные задания на основе повторения грамматических блоков тем; 4) работа с текстовым источником информации, подготовка диалогических и монологических высказываний в рамках тем практических заданий; 5) работа с интернет-контентом, подготовка устных сообщений и презентаций по разным лексическим и грамматическим темам; 6) подготовка и представление презентации в Power Point по прочитанному материалу; 7) задание по двустороннему устному и письменному переводу аутентичных и адаптированных текстов; 8) написание эссе на иностранном языке с выбором способа представления произведения, обсуждение позиций студентов.

Накоплению опыта речевого общения способствует также широкое применение видеокурсов на иностранном языке. Сюжеты видеокурсов создают речевые ситуации, дают ценный лингвострановедческий материал для обсуждений, дискуссий на занятиях, что в значительной мере мотивирует иноязычную речевую деятельность студентов. Заслуживает рассмотрения внеаудиторное чтение дополнительных текстов (произведения художественной литературы; тексты профессионально-ориентированного характера) [1]. Данный вид работы связан преимущественно с умением выполнять перевод, аннотирование, реферирование, рецензирование, работу с отбором лексики профессионально-ориентированного характера. Вместе с тем, поддержка преподавателя в последующем представлении и обсуждении результатов на занятии способствует развитию творческой речевой активности студентов.

Психологи отмечают, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя. В этой связи, значимым видится выделение научно-исследовательской работы как наиболее совершенной формы самостоятельной работы. При этом мы исходим из того, что подготовка к научной деятельности является одной из важнейших задач образовательного процесса в вузе.

Опыт авторов в развитии исследовательских учебных действий студентов показал, что включение в курс иностранного языка такого компонента как «Язык научного обще-

ния» определенно способствует достижению существенных результатов в развитии устной речи: знание норм и особенностей научного стиля речи; умение вести беседу по обозначенной проблеме; создание на иностранном языке научных текстов, презентаций; понимание на слух коммуникативных целей научных докладов; участие в научной дискуссии.

Тематика речевых коммуникативных заданий может содержать научные знания: конкурсы, гранты, стипендии, академическую мобильность, деловую корреспонденцию, биографии выдающихся ученых,

предпосылки и перспективы научных открытий и изобретений и т. д. В ходе самостоятельной работы рекомендуется использование различных типов речи: сообщение о выдающихся деятелях науки, выступление в рамках «круглого стола» или научной конференции по обозначенной проблематике, интервью. Обучение продукции иноязычной научной речи в организационном плане может проходить индивидуально под руководством

преподавателя; в рамках научного студенческого кружка; в сотрудничестве с преподавателями кафедры.

Преподаватель при реализации любой из обозначенных форм, очевидно, выступает и координатором, осуществляющим взаимодействие аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, и консультантом, оказывающим дифференцированную помощь в языковом образовании, наставником и источником свежих идей при реализации студенческих проектов творческого характера, что в целом обусловливает необходимость систематического повышения своей профессионально-педагогической компетентности.

Обсуждение

Эффективность организации самостоятельной работы во многом обусловлена организацией процесса обратной связи. Контроль выполненных заданий помогает преподавателю оценить ход и содержание самостоятельной работы. Учебные достижения обучающихся определяются на основе критериев оценки монологической и диалогической речи: соответствие высказывания по данной теме; полнота изложения фактических данных, умение выражать свое отношение к фактам и их критический анализ; правильность речи, т.е. умение правильно выстраивать фразы, согласно нормам языка; количество и качество моделей, которые используют студенты в процессе речевой деятельности. Кон-

троль может осуществляться во время теку- применением разноуровневых тестовых за-щего собеседования, консультации, анализа, даний и последующая самооценка результа-рецензирования и корректировки выполняе- тов способствует формированию самообразо-мых работ, мотивационных бесед [4]. Широко вательной компетенции на материале ино-используются также мотивирующие факторы странного языка. контроля знаний, в том числе накопительные Заключение

баллы, рейтинги, тесты, нестандартные экза- Правильно организованная и эффективно менационные процедуры, вызывающие контролируемая самостоятельная работа стремление к состязательности. Введение стимулирует студентов к повышению уровня рейтинговой системы обучения обеспечивает иноязычной коммуникативной компетенции, наибольшую информационную, процессуаль- активизирует развитие индивидуальных по-ную и творческую продуктивность самостоя- знавательных способностей при решении тельной деятельности студентов при условии учебных проблем. Многообразие форм ее ор-ее реализации через технологии личностно- ганизации и совершенствование методиче-ориентированного обучения (проблемные, ского обеспечения дидактическим материа-диалоговые, дискуссионные, игровые и др. лом способствует формированию навыков образовательные технологии). иноязычной научной речи и творческого

По мере развития готовности студента к мышления, обеспечивает реальный межкуль-самостоятельной работе ключевым аспектом турный контекст общения. Перспективным выступают самоконтроль. Оценить свой про- направлением дальнейшего исследования гресс в овладении языком студенты могут обозначенной проблемы считаем разработку через тренировочные упражнения с ключами, учебно-методического обеспечения образова-тестирование, редактирование собственных тельного процесса в контексте расширения работ, реагируя на оставленные на полях учебной автономии студентов, стимулирова-преподавателем определенные ошибки [7]. ния самооценки достигнутых результатов. Правильно организованный самоконтроль с

Литература:

1. Кондюрина И. М., Альбрехт Н. В. Технология самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. - 2021. - № 10. - С. 61-69.

2. Кузнецова Е. С. Методические материалы для стимулирования самостоятельной работы при обучении иностранному языку // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. - 2020. - № 3. - С. 101-106.

3. Лагерь А. И., Любимова Т. Н. Инновационные подходы в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку в нелингвистическом вузе // Наука и образование: новое время. -2018. - № 4(11). - С. 38-43.

4. Нурбекова, Ш. Ш. Развитие навыков самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку // Социокультурная среда вуза и языковое развитие личности иностранного студента: сб. материалов межд. науч.-практ. конф., Москва, 07-09 ноября 2019 года. - Москва: Российский гос. университет им. А.Н. Косыгина, 2019. - С. 152-154.

5. Науменко Н. П., Рябова Т. В. Роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Межвузовский сборник науч. трудов. Вып. 25 / Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова.- Краснодар, 2021. - С. 163-168.

6. Чикнаверова К. Г. Обучение иностранному языку для специальных целей (на основе активизации самостоятельности студентов вуза) / МГИМО МИД РФ. - Москва, 2018. - 208 с.

7. Шоркина О. Д. К вопросу об организации самостоятельной работы при обучении иностранным языкам в экономическом вузе // Социогуманитарный вестник. - 2015. - № 1(14). - С. 7-12.

8. Шугайло И. В. Роль и виды самостоятельной работы при обучении иностранному языку // Матрица научного познания. - 2019. - № 5. - С. 307-313.

References:

1. Kondyurina I. M., Al'brekht N. V. Tekhnologiya samostoyatel'noj raboty studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku // Sociokul'turnoe prostranstvo Rossii i zarubezh'ya: obshchestvo, obrazovanie, yazyk. -2021. - № 10. - S. 61-69.

2. Kuznecova E. S. Metodicheskie materialy dlya stimulirovaniya samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku / / Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po inostrannym yazykam. - 2020. - № 3. - S. 101-106.

3. Lager' A. I., Lyubimova T. N. Innovacionnye podhody v organizacii samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze // Nauka i obrazovanie: novoe vremya. - 2018. - № 4(11). - S. 38-43.

4. Nurbekova, SH. SH. Razvitie navykov samostoyatel'noj raboty studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku // Sociokul'turnaya sreda vuza i yazykovoe razvitie lichnosti inostrannogo studenta: sb. materialov mezhd. nauch.-prakt. konf., Moskva, 07-09 noyabrya 2019 goda. - Moskva: Rossijskij gos. universitet im. A.N. Kosygina, 2019. - S. 152-154.

5. Naumenko N. P., Ryabova T. V. Rol' samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze // Mezhvuzovskij sbornik nauch. trudov. Vyp. 25 / Krasnodarskoe vysshee voennoe aviacionnoe uchilishche letchikov im. A.K. Serova.- Krasnodar, 2021. - S. 163-168.

6. CHiknaverova K. G. Obuchenie inostrannomu yazyku dlya special'nyh celej (na osnove aktivizacii samostoyatel'nosti studentov vuza) / MGIMO MID RF. - Moskva, 2018. - 208 s.

7. SHorkina O. D. K voprosu ob organizacii samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannym yazykam v ekonomicheskom vuze // Sociogumanitarnyj vestnik. - 2015. - № 1(14). - S. 7-12.

8. SHugajlo I. V. Rol' i vidy samostoyatel'noj raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku // Matrica nauchnogo poznaniya. - 2019. - № 5. - S. 307-313.

УДК 373.24

И. А. Неясова, С. Н. Горшенина Л. А. Серикова, И. Б. Буянова

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО СОЦИУМА

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева» по теме: «Формирование социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума».

В статье актуализируется проблема диагностики особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума. Целью данного исследования является выявление уровня сформированности структурных компонентов социального опыта у детей старшего дошкольного возраста и определение особенностей изучаемой категории у старших дошкольников в условиях провинциального социума.

В результате исследования авторам удалось представить компоненты социального опыта, продиа-гностировать особенности их освоения у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума, определить критерии, показатели и уровни сформированности изучаемой категории у данной возрастной группы.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, провинциальный социум, социальный опыт, социализация, диагностика социального опыта

Irina A. Neyasova, Svetlana N. Gorshenina, Larisa A. Serikova, Irina B. Buyanova DIAGNOSTICS OF STRUCTURAL COMPONENTS OF SOCIAL EXPERIENCE IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN A PROVINCIAL SOCIETY

The article actualizes the problem of diagnosing the peculiarities of socialization of older preschool children in the conditions of provincial society. The purpose of this study is to identify the level of formation of structural components of social experience in older preschool children and to determine the characteristics of the studied category in older preschoolers in a provincial society.

As a result of the study, the authors managed to present the components of social experience in a meaningful way, to diagnose the features of their development in older preschool children in a provincial society, to determine the criteria, indicators and levels of formation of the studied category in this age group.

Key words: senior preschool children, provincial society, social experience, socialization, diagnostics of social experience

Ведение

В условиях трансформации современного общества актуальной является задача изучения особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный возрастной период характеризуется постепенным

вхождением ребенка в мир социальных отношений, осознанием социокультурных связей, расширением и изменением форм коммуникации в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» и т. д. При изучении особенностей социализации ребенка старшего до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.