Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИСТОВ УЧИТЬСЯ ФОРМИРОВАТЬ В СЕБЕ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИСТОВ УЧИТЬСЯ ФОРМИРОВАТЬ В СЕБЕ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / МЕТА КОГНИТИВНЫЕ / КОГНИТИВНЫЕ / КОМПЕНСАТОРНЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Полина Анатолиевна

В статье предпринята попытка обосновать значимость рефлексивного подхода в процессе организации самостоятельной работы будущих экономистов при обучении английскому языку. Был рассмотрен вопрос вовлечения рефлексивного подхода в процесс организации самостоятельной работы, который обеспечивает более качественное овладение знаниями и навыками, необходимыми для формирования иноязычной компетентности. Проанализирована сущность понятия самостоятельной работы студентов, как одной из форм учебной деятельности. При самостоятельном овладении иноязычными компетентностями студентам необходимо использовать общеобразовательные и специальные стратегии и их подвиды, которые подробно описанные в статье. Также выявлены наиболее важные стратегии овладения лексико-грамматической компетентностью в процессе самостоятельной работы будущих экономистов при изучении английского языка, а именно учебно-информационные, мета когнитивные, когнитивные, компенсаторные и стратегия запоминания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Полина Анатолиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL WORK AS A METHOD OF TEACHING STUDENTS ECONOMISTS TO LEARN TO FORM NEW KNOWLEDGE AND COMPETENCIES IN TEACHING ENGLISH

The article attempts to justify the importance of the reflexive approach in the process of organizing the individual work of future economists when learning English. The issue of involving the reflexive approach in the process of organizing individual work was considered which provides a better mastery of knowledge and skills necessary for the formation of foreign language competence. The essence of the concept of students' individual work as one of the forms of educational activity is analyzed. When self-mastering foreign language competencies, students need to use general educational and special strategies and their subtypes, which are described in detail in the article. Also, the most important strategies for mastering lexical and grammatical competence in the process of individual work of future economists in learning English have been identified, namely educational and informational, metacognitive, cognitive, compensatory and memorization strategies.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИСТОВ УЧИТЬСЯ ФОРМИРОВАТЬ В СЕБЕ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

7. Kuklina S.S. Uchebnaja dejatel'nost' po ovladeniju inojazychnym obshheniem i ejo organizacionnye formy [Educational activities for mastering foreign language communication and its organizational forms]. Kirov: Raduga, 2013. 158 p.

8. Ljahovickij M.V. Metodika prepodavanija inostrannyh jazykov [Methodology of teaching foreign languages]. Moscow: Vyssh. shk., 1981. 159 p.

9. Passov E.I. Osnovy kommunikativnoj metodiki obuchenija inojazychnomu obshheniju [Basics of communicative methods of teaching foreign language communication]. Moscow: Rus. jaz., 1989. 276 p.

10. Passov E.I. Sorok let spustja, ili sto i odna metodicheskaja ideja [Forty years later or a hundred and one methodological idea]. Moscow: Glossa-Press, 2006. 240 p.

11. Passov E.I. Teorija metodiki: prijom kak edinica teorii i tehnologii. Kn. 7 [Theory of methodology: reception as a unit of theory and technology. Book 7]. Lipeck, 2014. 656 p.

12. Rizaeva L.M. Formirovanie poznavatel'nogo interesa detej starshego doshkol'nogo vozrasta k dialogu kul'tur: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of the cognitive interest of older preschool children in the dialogue of cultures. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Cheljabinsk, 2014. 198 p.

13. Shamov A.N. Metodika obuchenija inostrannym jazykam. Teoreticheskij kurs: ucheb. posobie [Methodology for teaching foreign languages. Theoretical course]. Moscow: FLINTA, 2020. 296 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

М.Н. Татаринова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИНМО, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: mayya.tatarinova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1593-8213.

М.Э. Татаринов, студент 1-го курса магистратуры направление подготовки «Педагогическое образование. Иностранный язык», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: tatarinow-mark@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

M.N. Tatarinova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associated Professor of the Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: mayya.tatarinova@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1593-8213.

M.E. Tatarinov, 1st year Master's Student, the direction "Pedagogical Education. Foregn Language", Vyatka State University, Kirov, Russia, Россия, e-mail: tatarinow-mark@mail.ru.

УДК 378.016:33

Полина Анатолиевна Трофимова

г. Донецк, ДНР

Самостоятельная работа как метод обучения студентов экономистов учиться формировать в себе новые знания и компетентности при обучении

английскому языку

В статье предпринята попытка обосновать значимость рефлексивного подхода в процессе организации самостоятельной работы будущих экономистов при обучении английскому языку. Был рассмотрен вопрос вовлечения рефлексивного подхода в процесс организации самостоятельной работы, который обеспечивает более качественное овладение знаниями и навыками, необходимыми для формирования иноязычной компетентности. Проанализирована сущность понятия самостоятельной работы студентов, как одной из форм учебной деятельности. При самостоятельном овладении иноязычными компетентностями студентам необходимо использовать общеобразовательные и специальные стратегии и их подвиды, которые подробно описанные в статье. Также выявлены наиболее важные стратегии овладения лексико-грамматической компетентностью в процессе самостоятельной работы будущих экономистов при изучении английского языка, а именно учебно-информационные, мета когнитивные, когнитивные, компенсаторные и стратегия запоминания.

Ключевые слова: самостоятельная работа, рефлексивный подход, лексико-грамматическая компетентность, учебно-информационные стратегии, мета когнитивные, когнитивные, компенсаторные.

Polina Anatolievna Trofimova

Donetsk, DPR

Individual work as a method of teaching students economists to learn to form new knowledge and competencies in teaching English

The article attempts to justify the importance of the reflexive approach in the process of organizing the individual work of future economists when learning English. The issue of involving the reflexive approach in the process of organizing individual work was considered which provides a better mastery of knowledge and skills necessary for the formation of foreign language competence. The essence of the concept of students' individual work as one of the forms of educational activity is analyzed. When self-mastering foreign language competencies, students need to use general educational and special strategies and their subtypes, which are described in detail in the article. Also, the most important strategies for mastering lexical and grammatical competence in the process of individual work of future economists in learning English have been identified, namely educational and informational, metacognitive, cognitive, compensatory and memorization strategies.

Keywords: individual work, reflexive approach, lexical and grammatical competence, educational and informational strategies, metacognitive, cognitive, compensatory.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 94_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

В современных условиях жесткой конкуренции на рынке труда особое значение приобретает ориентация на формирование профессионально релевантных компетентностей. В своей профессиональной деятельности будущие специалисты нуждаются в таких способностях как когнитивные, творческие и организаторские, роль которых не уступает перед профессиональной компетентностью. Овладение способностями и их развитие предполагает обеспечение гибкости парадигмы современного образования, перемещение акцента на субъект учебной деятельности. Повышение качества обучения и имплементация требований современности зависит от гибкости образования. Одним из компонентов стратегии обеспечения гибкости образования является самостоятельная работа. В связи с этим становится актуальной проблема организации самостоятельной работы студентов с целью формирования иноязычной компетентности. В последнее время этому вопросу уделяется большое внимание в нашем вузе.

Цель статьи - обосновать значимость рефлексивного подхода в процессе организации самостоятельной работы будущих экономистов при обучении английскому языку.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1) проанализировать сущность понятия самостоятельной работы;

2) обосновать значимость рефлексивного подхода в процессе организации самостоятельной работы будущих экономистов при изучении английского языка;

3) выявить и предложить основную стратегию овладения лексико-грамматической компетентностью в процессе самостоятельной работы будущих экономистов при изучении английского языка.

Под самостоятельной работой студента мы понимаем форму учебной деятельности, которую организует и контролирует студент на основе опосредованного управления преподавателем.

Н.С. Харламова добавляет в это понятие также виды и формы индивидуальной и групповой познавательной деятельности студентов, которая происходит в процессе обучения на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время [3].

Поэтому в рабочих программах вузов самостоятельная работа определяется как особое условие продуктивного обучения, которое направлено на усвоение совокупности знаний, умений, навыков и самостоятельная работа рассматривается как фактор оптимизации процесса обучения.

Цель самостоятельной работы - научить студента учиться, формировать в себе новые знания и компетентности; запустить механизм саморазвития и самосовершенствования. Исследователь С.И. Архангельский отмечает, что главными задачами самостоятельной работы является развитие умения приобретать научные знания путем лич-

ных поисков и активного интереса к получению этих знаний [1].

Привлечение рефлексивного подхода обеспечивает самостоятельное овладение знаниями в процессе обучения. Планирование и управление самостоятельной работой предполагает изучение определенной лексики, усвоение грамматического материала, формирование навыков произношения, определение цели речевого задания (чтение/аудирование/письмо). А также помогают сконцентрироваться и спланировать последовательность работы с языковым материалом (например: сначала изучение грамматического явления, а затем употребление лексики в контексте).

С методической точки зрения рефлексию рассматривают как средство и процесс моделирования личностных отношений, знаний, действий к объекту исследования. Рефлексия способствует оцениванию качества и результативности своей деятельности. Рефлексия функционирует как анализ субъектом собственного психического состояния и направленна на его самосовершенствование. Поэтому развитие рефлексивных умений является необходимым условием для успешного овладения будущими экономистами иноязычной компетентностью, в том числе и лексико-грамматической. Под рефлексивными умениями понимают усвоенные студентами способы выполнения рефлексивной деятельности на основе знаний о сущности, средствах и способах осуществления рефлексии над собственной познавательной деятельностью. Таким образом, для осуществления рефлексии необходимы умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать, систематизировать, выделять главное, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи, ставить задачи, производить гипотезы, избирать методы решения задач. Не всегда рядом со студентами есть педагог, поэтому возникает необходимость учиться самим находить выход из различных ситуаций, брать на себя ответственность за свою деятельность.

Для успешного овладения будущими экономистами лексико-грамматической компетентности выделяем следующие рефлексивные умения:

- анализ личных потребностей и цели при изучении английского языка;

- анализ и оценка собственного уровня формирования англоязычной компетенции;

- оценка соответствия результата (конечного и промежуточного) определенной цели;

- сравнительный анализ путей решения проблемы с разных смысловых позиций.

Вовлечение рефлексивного подхода в процесс организации самостоятельной работы обеспечивает овладение знаниями и навыками, необходимыми для формирования иноязычной компетентности. Рефлексивный подход предполагает актуализацию в сознании студентов механизмов

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (49) 2021

95

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

само регуляции и саморазвития, которые побуждают их использовать имеющийся арсенал стратегий, а также приобретенные рефлексивные навыки для достижения поставленной цели учебной деятельности.

В основе понятия «стратегия» лежат знания последовательности выполнения деятельности, выполнение определенных процедур, которые обеспечивают достижение результатов. Стратегии определяют, как систему способов, приемов; набор действий, шагов, комплекс процедурных знаний и навыков, которые способствуют достижению учебных целей [2]. Она имеет комплексный характер, охватывает ряд действий, оптимальную последовательность, организованных специально с целью достижения цели.

В процессе самостоятельного овладения иноязычными компетентностями, в том числе и лек-сико-грамматической, студенты используют общеобразовательные и специальные стратегии и их подвиды.

Учебно-информационные стратегии, которые включают в себя анализ собственного уровня формирования иноязычной компетентности и его оценку;

Мета когнитивные стратегии состоят из планирования, самоконтроля и самооценки. Планирование включает подготовку места и средств обучения, определение конкретных целей и задач, выявление цели речевого задания, выделение главного и второстепенного, планирование последовательности работы и ее повторения. Самоконтроль - это различные виды мониторинга речевых деятельностей. Самооценка включает в себя самооценку результатов, определение эффективности примененных стратегий, ведение статистики ошибок; определение проблемы, которая мешает выполнить задачу и поиск путей ее преодоления;

Когнитивные стратегии подразделяются на поиск, идентификацию и анализ и трансформация. Поиск заключается в отборе материала в соответствии с целью обучения, поиске нужной информации и определении главной мысли. Идентификация - это распознавание звуковой и графической форм, формул и образцов. Анализ и трансформация включают в себя дедуктивное обоснование и осознание материала, правил, явлений, аргументацию и использование материала, интерпретацию значений, комбинирование и семанти-зацию слов, создание схем для систематизации или иллюстрации.

Стратегии запоминания включают классификацию и группирование (по теме, по алфавиту), визуализацию (создание семантических карт, схем, иллюстраций) и механическое запоминание (проговаривание слов в уме, многократное переписывание).

Компенсаторные стратегии включают контекстуальную и лингвистическую догадку, ис-

пользование опор (выделение ключевых слов в тексте, опора на тему, ситуацию, заголовок, использование графических опор) и применение, например, использование простых предложений, упрощенная формулировка, перефразирование.

Для студентов наибольшую сложность представляют стратегии когнитивные и запоминания. Рецептивные лексические навыки основываются на дискурсивно-аналитических действиях, которые приводят к выяснению значения лексических единиц. Студенты могут определить значение незнакомой лексической единицы по ее словообразовательному компоненту, сходству звучания со словами русского языка. Овладение репродуктивными лексическими навыками предполагает анализ лексических единиц с точки зрения их сочетаемости, социокультурной информации, полисемии, употребления в контексте. Необходимо научить студентов уделять больше внимания подбору синонимов к словам, которые уже существуют в словарном запасе студентов или которые студент непосредственно изучает.

Рецептивные грамматические навыки основываются на распознавании грамматических форм и сопоставлении их с определенным значением. Студенты анализируют и осознают грамматические явления, подбирают примеры (предложения) к ним, осуществляют трансформацию предложения и соотносят с ранее усвоенными грамматическими явлениями в текстах. Репродуктивные грамматические навыки предусматривают выбор формы согласно с коммуникативным намерением, речевой ситуацией. Выполнение упражнений по образцу, выполнение упражнений на выбор, целенаправленная речевая тренировка грамматических структур в однотипных речевых ситуациях обеспечивает создание гибкости грамматического навыка для применения его в различных условиях.

Для запоминания лексического материала можно использовать такие стратегии как группирование материала по какому-то признаку (по тематике, алфавиту, по словообразовательным элементам, по парадигматической и синтагматической оси, использование графических опор для систематизации лексики). Создание образов, рисунков, таблиц, интеллект-карт, ассоциаций с родным языком также способствует эффективному усвоению лексического материала. Кроме того, студентов нужно научить создавать графические опоры (правила-обобщения), которые бы помогли им обобщать, систематизировать и визуализировать грамматические знания.

В процессе самостоятельной работы нужно развивать речевую догадку. Это не только источник пополнения словарного запаса, но и средство углубленного понимания языка как общественного явления.

На основании выполненного анализа можем прийти к таким выводам. Самостоятельная рабо-та-это форма учебной деятельности, которая оп-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

тимизирует процесс изучения иностранного языка. В процессе организации самостоятельной работы рефлексивный подход обеспечивает осознание качества и результативности учебной деятельности. В процессе самостоятельной работы для овладения будущими экономистами лексико-грамматической компетентностью предлагаем использование таких обще-учебных и специальных стратегий: учебно-информационной, мета

когнитивной, когнитивной, компенсаторной стратегии и стратегия запоминания.

Наше исследование не исчерпывает всех аспектов организации и содержания формирования лексико-грамматической компетентности будущих экономистов в процессе самостоятельной работы. Этапы формирования лексико-грамматической компетентности станут предметом дальнейших научных исследований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. - Москва : Высшая школа, 1980. - 368 c. - Текст : непосредственный.

2. Лебединская, О.В. Стратегии самостоятельной работы студентов как компонент содержания самостоятельной деятельности по иностранному языку / О.В. Лебединская, Л.В. Цыганова. - Текст : электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 4 (58). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-kak-komponent-soderzhaniya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-po-inostrannomu-yazyku/viewer (дата обращения: 15.12.2020).

3. Харламова, Н.С. Динамика роли самостоятельной работы студентов в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам / Н.С. Харламова. - Текст : электронный // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2015. - № 9 (720). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-roli-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-professionalno-orientirovannom-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 15.12.2020).

REFERENCES

1. Arhangel'skij S.I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody [The educational process in higher education, its logical foundations and methods]. Moscow: Vysshaja shkola, 1980. 368 p.

2. Lebedinskaja O.V., Cyganova L.V. Strategii samostojatel'noj raboty studentov kak komponent soderzhanija sa-mostojatel'noj dejatel'nosti po inostrannomu jazyku [Elektronnyi resurs] [Strategies for students' independent work as a component of the content of independent activities in a foreign language]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Phylology. Theory and Practice.], 2016, no. 4 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-kak-komponent-soderzhaniya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-po-inostrannomu-yazyku/viewer (Accessed 15.12.2020).

3. Harlamova N.S. Dinamika roli samostojatel'noj raboty studentov v professional'no orientirovannom obuchenii in-ostrannym jazykam [Elektronnyi resurs] [Dynamics of the role of independent work of students in professionally oriented teaching of foreign languages]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Bulletin of Moscow State Linguistic University], 2015, no. 9 (720). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-roli-samostoyatelnoy-raboty-studentov-v-professionalno-orientirovannom-obuchenii-inostrannym-yazykam (Accessed 15.12.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

П.А. Трофимова, преподаватель кафедры английского языка для экономических специальностей, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР, e-mail: trofimovne@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-7721-6905. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

P.A. Trofimova, Lecture of the Department of the English language for Economic Specialties, Donetsk State University, Donetsk, DPR, e-mail: trofimovne@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-7721-6905.

УДК 373.1

Юлия Михайловна Штольц, Ирина Викторовна Клименко

г. Луганск, ЛНР

Компетентностный подход в контексте здоровьесбережения детей старшего

дошкольного возраста

В статье рассматривается целесообразность применения компетентностного подхода в дошкольном образовании относительно организации здоровьесберегающего воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проведен анализ содержания понятий «здоровьесберегающая компетентность» и «здоровьесберегающая компетенция», а также выявлена суть педагогической деятельности, основанной на применении компетентностного подхода. Рассмотрены и определены современные взгляды и подходы научных исследователей, ученых и практикующих специалистов к необходимости формирования здоровьесберегающей компетенции именно у старших дошкольников, опираясь на возрастные особенности ребенка. В ходе теоретического анализа научной литературы определены: основные аспекты компетентностного подхода в контексте здоровьесбережения, ряд подходов к пониманию сущности здоровьесбе-регающей компетенции дошкольников, а также особенности организации, содержания и основные направления формирования здоровьесберегающего процесса обучения в условиях учреждения образования.

Ключевые слова: здоровьесбережение, компетентностный подход, компетенция, компетентность, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (49) 2021

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.