Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурные ценности / педагогические условия / дети дошкольного возраста / ценностно-смысловая сфера ребенка / взаимодействие. / socio-cultural values / pedagogical conditions / preschool children / value-semantic sphere of the child / interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Шульгина, М.Н. Терещенко, И.Е. Емельянова

Статья посвящена актуальной проблеме формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования – теоретико-экспериментальное обоснование эффективности внедрения педагогических условий формирования основ ценностно-смысловой сферы личности ребенка на этапе дошкольного детства. Научная новизна исследования заключается в определении и апробации комплекса педагогических условий, способствующих повышению уровня социокультурных ценностей детей. В результате исследования определено понятие социокультурных ценностей; описаны их компоненты и содержание. Представлены результаты диагностики исследования уровня сформированности социокультурных ценностей до и после опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.В. Шульгина, М.Н. Терещенко, И.Е. Емельянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF FOUNDATIONS OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE CHILD’S PERSONALITY AT THE STAGE OF PRESCHOOL CHILDHOOD

The article is dedicated to the actual problem of formation of socio-cultural values in children of senior preschool age. The purpose of the research is to provide theoretical and experimental justification of the effectiveness of introducing pedagogical conditions for the formation of the foundations of the value-semantic sphere of a child’s personality at the stage of preschool childhood. The scientific novelty of the research consists in determining and testing a set of pedagogical conditions that contribute to improving the level of socio-cultural values of children. As a result of the research, the concept of socio-cultural values is defined; the components and content of socio-cultural values are described. The results of diagnostics of the level of formation of socio-cultural values before and after experimental work with children of senior preschool age in interaction with adults and peers are presented.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА»

5. Чухрова М.Г Взаимосвязь психосоматического состояния младших школьников и их голосо-речевых характеристик. Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: Издательство ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2018: 99 - 104.

6. Альманах психологических тестов. Москва: «КСП», 2006.

У. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

8. Фетисова О.Г., Фетисов ГМ., Коррекция темпо-ритмо-интонационной организации речи у младших школьников. Мир науки, культуры и образования. 2009; № 14 (16): 282 - 284.

References

1. Gumbol'dt V. fon. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu. Moskva, 1984.

2. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1982; T. 2.

3. Potebnya A.L. Mysl' i yazyk. Polnoe sobranie sochinenij. Kiev: Gosudarstvennoe izdatel'stvo Ukrainy, 1926; T. 1.

4. Makuha V.K., Fetisova O.G., Chuhrova M.G. Ob'ektivizaciya goloso-recheobrazovaniya u detej. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 6 (31): 322 - 324.

5. Chuhrova M.G. Vzaimosvyaz' psihosomaticheskogo sostoyaniya mladshih shkol'nikov i ih goloso-rechevyh harakteristik. Nauka i socium: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk: Izdatel'stvo ChUDPO Sibirskij institut prakticheskoj psihologii, pedagogiki i social'noj raboty, 2018: 99 - 104.

6. Al'manah psihologicheskih testov. Moskva: «KSP», 2006.

У. Isaev D.N. Psihosomaticheskierasstrojstva udetej: rukovodstvo dlya vrachej. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

8. Fetisova O.G., Fetisov G.M., Korrekciya tempo-ritmo-intonacionnoj organizacii rechi u mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2009; № 14 (16): 282 - 284.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 378

Shulgina E.V., postgraduate, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: ekaterina.bernga@mail.ru

Tereshchenko M.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: tereshenkomn@mail.ru

Yemelyanova I.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South Ural State

Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: yanova_77@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF FOUNDATIONS OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE CHILD'S PERSONALITY AT THE STAGE OF PRESCHOOL CHILDHOOD. The article is dedicated to the actual problem of formation of socio-cultural values in children of senior preschool age. The purpose of the research is to provide theoretical and experimental justification of the effectiveness of introducing pedagogical conditions for the formation of the foundations of the value-semantic sphere of a child's personality at the stage of preschool childhood. The scientific novelty of the research consists in determining and testing a set of pedagogical conditions that contribute to improving the level of socio-cultural values of children. As a result of the research, the concept of socio-cultural values is defined; the components and content of socio-cultural values are described. The results of diagnostics of the level of formation of socio-cultural values before and after experimental work with children of senior preschool age in interaction with adults and peers are presented.

Key words: socio-cultural values, pedagogical conditions, preschool children, value-semantic sphere of the child, interaction.

Е.В. Шульгина, аспирант, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: ekaterina.bernga@mail.ru

М.Н. Терещенко, канд. пед. наук, доц., Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: tereshenkomn@mail.ru

И.Е. Емельянова, д-р пед. наук, доц., проф., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: yanova_77@mail.ru.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ОСНОВ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Статья посвящена актуальной проблеме формирования социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования -теоретико-экспериментальное обоснование эффективности внедрения педагогических условий формирования основ ценностно-смысловой сферы личности ребенка на этапе дошкольного детства. Научная новизна исследования заключается в определении и апробации комплекса педагогических условий, способствующих повышению уровня социокультурных ценностей детей. В результате исследования определено понятие социокультурных ценностей; описаны их компоненты и содержание. Представлены результаты диагностики исследования уровня сформированности социокультурных ценностей до и после опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Ключевые слова: социокультурные ценности, педагогические условия, дети дошкольного возраста, ценностно-смысловая сфера ребенка, взаимодействие.

Актуальность исследования проблемы формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии со сверстниками и взрослыми обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию. Изменившееся отношение к периоду дошкольного детства потребовало пересмотра содержания, методов, форм, средств педагогической работы, создания новых педагогических технологий. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, способным воздействовать на окружающую действительность. Способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию эмоционального состояния других людей развивается эффективнее при создании определенных педагогических условий.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практике;

- определить критерии и показатели сформированности социокультурных ценностей детей;

- проверить эффективность реализации педагогических условий. В исследовании использовались методы тестирования, бесед, наблюдения, математической обработки результатов данных.

Теоретической базой исследования послужили публикации педагогов А.Ш. Назарова, Н.В. Космачева, которые рассматривают социокультурные ценности как нравственные и ценностные ориентиры, отношение к объектам действительности, корректирующие поведение и деятельность личности. Также работы З.М. Назаркиной [1], Б.И. Кононенко [2], где утверждается, что социокультурные ценности представляют собой связующее звено введения личности в коллективную деятельность в процессе постижения и осуществления ценностей конкретного общества, обеспечивая способы контроля социального поведения.

Педагогические условия в психолого-педагогической литературе рассматриваются как комплекс объективных возможностей содержания, методов, форм, средств обучения и воспитания, возможности окружающей материально-пространственной среды, которая направлена на разрешение поставленных педагогических задач [2].

Использование технологии решения проблемных ситуаций стимулирует развитие познавательной активности ребенка, позволяющей ребенку определить значимые ценности в разных видах детской деятельности. Создавая проблемные ситуации, необходимо побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы. Активным изучением различных исследований, направленных на определение психолого-педагогических условий социокультурного развития детей дошкольного возраста в разных видах деятельности, занимались в изобразительном искусстве, игре, музыкальной деятельности. Формирование положительного отношения дошкольников к сверстникам является многоаспектной проблемой, включающей становление и развитие межличностных отношений дошкольников и их взаимоотношений в процессе общения (Л.В. Коломийченко, Т.Д. Репина, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина) [3]; развитие общения и отношений с детьми с усложнением игровой деятельности; влияние успешности продуктивной деятельности ребенка на его отношения со сверстниками в группе образовательного учреждения (Н.С. Ежкова, Л.Д. Бухтиярова, A.A. Рояк) [4, с. 22].

Внедрение в образовательный процесс социоигровых технологий, отражающих нравственные нормы взаимодействия детей дошкольного возраста, используется как при организации совместной деятельности детей и педагога, так и при организации самостоятельной деятельности детей. Дети объединены одним делом, в котором обсуждают, договариваются. В процессе социоигровой технологии дети общаются, и взрослому необходимо организовать это общение, продолжать учить их правилам и культуре коммуникации, в ходе чего они начинают слышать и слушать, развивая собственную речь, организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить поставленную задачу.

Новым способом организации детско-взрослых сообществ является проект, в котором дети вместе с взрослыми наблюдают, экспериментируют. По определению педагога Л.М. Клариной, «детско-взрослое сообщество - это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности» [5]. Проект выступает как содружество взрослых и детей, решающих социальные и практические задачи общества, это взаимодействие происходит в атмосфере общения, в котором проявляется чувство солидарности, общности. В проектной деятельности дети показывают познавательный интерес, выдвигают гипотезы, задают вопросы об окружающей действительности и мире отношений между взрослыми и детьми.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций.

Методика проведения исследований

Нами были определены и использованы диагностические методики оценки уровня сформированности компонентов социокультурных ценностей:

• познавательный компонент (методики «закончи историю» (Ю.А. Афонь-киной, Г.А. Урунтаевой), «проигрышная лотерея» (модификация методики М.Т. Бурке-Бельтран) [6].

• Личностный компонент («сюжетные картинки» (Ю.А. Афонькиной, ГА. Урунтаевой), «цветовой тест отношений» (А.М. Эткинда) [6].

• Поведенческий компонент (методика «сделаем вместе» (ГА. Салми-ной, С.Л. Мищенко), методика «подели игрушки» (Ю.А. Афонькиной, ГА. Урунта-евой) [6].

Исследование познавательного компонента формирования социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста осуществлялось нами с двух позиций:

- изучения представлений о социокультурных категориях (любовь, ответственность, чувство благодарности, потребность делиться и т.д.);

- изучения нравственных качеств и норм поведения (целеполагание и планирования собственных действий, правильное выражение своих желаний и просьб и т.д.).

Личностный компонент исследования формирования социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста определяет отношение к социокультурным ценностям (понимает ценности и нормы человеческих отношений, осознает себя в коллективе, обществе и мире).

Поведенческий компонент исследования формирования социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста обеспечивает социокультурную направленность дошкольника (в конфликтных ситуациях стремится наладить диалог предлагает конкретные пути разрешения ситуации и опирается на освоенные требования позитивного взаимодействия со всеми людьми и т.д.).

Мы полагаем, что уровень социокультурных ценностей повысится при следующих педагогических условиях:

- использования технологии решения проблемных ситуаций, позволяющей ребенку определить значимые ценности в разных видах детской деятельности;

- внедрения в образовательный процесс социоигровых технологий, отражающих нравственные нормы взаимодействия детей дошкольного возраста;

- организации детско-взрослых сообществ в совместной деятельности с детьми через проекты.

Для оценки эффективности условий необходимо провести диагностику.

Нами были определены уровни и показатели сформированности социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодей-

ствии с взрослыми и сверстниками. Мы выявили исходный уровень сформированности социокультурных ценностей детей, который проходил по отобранным диагностическим методикам (методика «закончи историю» (Ю.А. Афонькиной, ГА. Урунтаевой), «проигрышная лотерея» (модификация методики М.Т. Бур-ке-Бельтран),«сюжетные картинки» (Ю.А.Афонькиной, ГА.Урунтаевой), «цвето-войтестотношений»(А.М.Эткинда),методика«сделаемвместе»(Г.А.Салминой, С.Л. Мищенко), методика «подели игрушки» (Ю.А. Афонькиной, ГА. Урунтаевой) [6].

В ходе исследования на констатирующем этапе эксперимента дети старшего дошкольного возраста показали следующие результаты: 40,7% детей со средним уровнем, у дошкольников дифференцированные, стереотипные, необоснованные представления о способах поведения и взаимоотношения между взрослыми и сверстниками, проявление эмоций носит ситуативный, фрагментарный и неустойчивый характер, старшие дошкольники устанавливают как эмоционально-положительные, так и конфликтные, безразличные отношения с взрослыми и сверстниками, выбор характера взаимоотношений ситуативен; 47,8% дошкольников с низким уровнем, детям этого уровня характерно то, что они договариваются и оценивают свои и чужие поступки отдельными необоснованными, первоначальными представлениями о ценностных ориентирах, не проявляет готовность к пониманию и уважению себя, семьи, культуры своего народа, особенностей их культуры, им необходима помощь взрослого для решения конфликтной ситуации. Анализ полученных в ходе исследования результатов показывают, что проблема формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста на современном этапе актуально именно во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Проанализировав результаты исследования, можно утверждать, что большинство детей осознают свое место в коллективе, мире и обществе, легко адаптируются к социальной действительности, но не могут чётко дать оценку своему поступку и выбору действий. Большая часть детей понимают ценности и нормы человеческих отношений. Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента позволяют организовать формирующий этап исследования, направленный на практическую реализацию педагогических условий формирования социокультурных ценностей.

Рассмотрим реализацию первого педагогического условия - использование технологии решения проблемных ситуаций, позволяющих ребенку определить значимые ценности в разных видах детской деятельности. «Решая проблемные ситуации, дети учились взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, делать выбор между правильным и неправильным, самостоятельно договариваться, оценивая свои и чужие поступки. Этот опыт способствовал развитию позитивной внутренней мотивации к повторению нравственных поступков у детей. Использовались ситуации проблемного характера, специально созданные на основе художественных произведений и произведений фольклорной направленности, близких и знакомых для дошкольников, т.к. детям проще войти в уже знакомый сюжет и переосмыслить его по-новому, в которых решение проблемы направлено на поиск моральных и нравственных ценностей» [7, с. 430].

Реализация второго педагогического условия - внедрение в образовательный процесс социоигровых технологий, отражающих нравственные нормы взаимодействия детей дошкольного возраста. Используя социоигровые технологии, педагогу необходимо сделать общение педагогическим средством. Общение детей в рамках данной технологии было организовано в три этапа: на самом первом этапе необходимо учить детей правилам и культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); на втором этапе ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить поставленную задачу; на третьем этапе общение - это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Для того чтобы настроить детей на совместную деятельность, целесообразно играть с ними в социоигры: «Дружба», «Разведчики», «Стою, на кого-то смотрю» и т.п. Цель данных игр: положительный эмоциональный настрой, развитие внимания, ориентирование детей друг на друга и на педагога. Благодаря этим играм у детей развивалась память, мышление, обогащался словарный запас; они учились уступать друг другу, считаться с мнением партнера по игре. Все игры проводились в кругу.

Анализ нашей деятельности показывает, что новым способом организации детско-взрослых сообществ является проект, в котором дети вместе с взрослыми наблюдают, экспериментируют. Третье условие - организация детско-взрослых сообществ. Главное, что отметили педагоги - это интерес детей, изменение их познавательной активности. Педагогам приходилось перестраиваться, менять свои традиционные методы работы, давая возможность детям самостоятельно заниматься поиском информации, выдвигать гипотезу, создавать продукт.

Одним из интересных проектов был проект «Территория добра», направленный на укрепление отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом, чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, осваивать и наследовать лучшие традиции отечественной культуры. Дети с удовольствием включились в проект, стали внимательнее относиться к просьбам и желаниям взрослых и сверстников,

выражали чувство сопереживания, учились делать комплименты и совместно с родителями совершали добрые дела.

В опытно-экспериментальном исследовании нами были сформированы четыре группы детей старшего дошкольного возраста. В ЭГ-1 (МДОУ «Детский сад № 50 п. Западный») формирование социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось в ходе внедрения первого педагогического условия, в ЭГ-2 (МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Рощино») - второе условие. В ЭГ-3 (МДОУ «Детский сад № 18 д. Казанцево») были реализованы всетри педагогическихусловия.В КГ (МДОУ «Детский сад № 5я п . ес«адный») ерллнр за^иярбраиоврпельногспроцесса осуществлялась по основарй ебразовательнойпрограллеДООибезона^ на зыделенйые нами «едазобичесзееуииовиа.

Дпуеделеник уубоес цдндивиеИ о етей

старшхер пишемьноговозр^с^"^^ во взеимлуейстыеи с № рослпмпи уасссзника-ми проходило по тем же методикам. Представим сравнительные результаты на начало з зсгео ц эаспернемеаза.У детей PВcпУcиментaльнoй оруппы №д пезкий ^рзиень сфо^ироианности социеп^льу«свых цeсйг^cвогíрмзиьшнлся на е°,3%, ер^^кс^де гpoвeнипoвйlcилcя на9,4%, вырйуиИ пролрннувоыи чзлсое а а.2%.Дети гхлппы № 2исвзиапи ало^хюЩ^ РР%ПЛ ьтытсени зу«иурюв ень Нювпьшилия на14Н%,е^[^едепе лccвынн зс^ыа^а^у^с^ей ни 5,9%, ^с^1еокн^11^зивень увеличилзс на Cl8%. У дeтeйэкcпддимeетaльнoефXP пы N93 пн з кар доев ень сформированности социокультурных ценностей уменьшился на 30,5%, средний урыи eикпoвыcзгон па 8,а% ^ ыассий ^юнонь yвыг ояился не1^,ы%.Дыие кон-ерюл ь всй гр^пынрйуиили следующиа ре зультат ы: «иквзй ухoзампcфсpмтpo ван-псене оулзнкулзтуроых змоопштлея ое 4,ув^lcескйcПcpыгень повы-

силея нлК,Ы%: кыcocийypoвыгв увешчился нон^н^ачитмлоо - не4,6%. Нэнис. 1 кыcдcтaнлe«ыcpaгейтслыеыe ехвплькрзыепывнл-язoйeыгмсзтoлп«уИ ир^оы на кoиетыукpyющкм и контрольном этапах.

«ни. 1.Срезнителзиые иеи^ьтаты опытно-экспериментальной работы нaиыиcтaглскющем и контрольном этапах

Peиyгейaтыкаинpoлинoгo этапа подпнордили пoлoжниeлйпыю дннсмику lвlркo^o^^^xо^с-^^^lлхoпaиаосен тoциoкклйтypтыx бPннoхесйдeтбИcтapдeгo до-швoг ьсс го гомсбPВх во ввaкмo1тейcпвии хвзроодыми и во всех

группах. По результатам контрольного среза в ЭГ-3 произошли значительные изменения по всем критериям формирования социокультурных ценностей.

Ставя своей целью сравнение уровня сформированности социокультурных ценностей детей при внедрении педагогических условий, нами был использован статистический критерий Фишера. Результаты полученных значений подтверждают статистические гипотезы о существовании различий между экспериментальной и контрольной группами. Нулевые гипотезы отметаются во всех трёх случаях.

Использование технологии решения проблемных ситуаций, позволяющей ребенку определить значимые ценности в разных видах детской деятельности, не обеспечивает эффективности формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Это связано с тем, что обнаруженный нами уровень достоверности различий в показателях уровня сформированности социокультурных ценностей детей между первой экспериментальной группой (ЭГ-1) и контрольной группой (КГ) находится в зоне неопределённости. Для подтверждения данного положения проверим существование различий между самими экспериментальными группами.

Это позволяет сделать вывод о том, что только использование технологии решения проблемных ситуаций, позволяющей ребенку определить значимые ценности в разных видах детской деятельности, не обеспечивает достаточной сформированности социокультурных ценностей. В КГ наблюдается незначительная динамика изучаемого критерия. Большая часть детей с трудом налаживают дружеские контакты со сверстниками, часто прибегают к помощи взрослого при

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

решении конфликтной ситуации, проявляют негативную реакцию к предъявляемым общепринятым требованиям.

Таким образом, наиболее высокий прирост показателей на контрольном этапе эксперимента сформированности социокультурных ценностей детей отмечался в группе (ЭГ-3), где был реализован весь комплекс педагогических условий формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Большинство детей ЭГ-3 принимают нормы и ценности в качестве собственных идеалов и установок, проявляют эмпатию и могут самостоятельно оценить поведение свое и сверстников, умеют сформулировать нравственную норму (поступил хорошо, потому что уступил место пожилому человеку или помог одеть малыша), знают о моральных качествах (например, таких как честность). Дошкольники этой группы дают полный ответ о том, что такое нравственная норма, знают, что нужно защищать тех, кто слабее, что необходимо здороваться и говорить культурно и вежливо и т.д. Сократилось количество конфликтов между детьми, взаимодействие осуществляется доброжелательно. Дошкольники проявляют активную жестикуляцию, эмоции адекватные, имеют нравственную направленность. Ориентированность дошкольника на положительную нравственную направленность свидетельствует о том, что он самостоятелен, умеет ставить и достигать цели, планирует свою деятельность, владеет навыками общения со сверстниками и взрослыми в выстраивании диалога, регулирует свои действия и эмоции, проявляет коммуникативную активность и взаимопонимание.

Основные результаты и выводы

Согласно поставленным задачам мы:

• во-первых, проанализировали состояние проблемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками с целью определения теоретико-методологических возможностей ее решения. Впервые появляются предпосылки к ориентации педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, но без применения взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Процесс формирования социокультурных ценностей признаётся важной составляющей общего развития детей дошкольного возраста, значимость которого заключается в овладении способами поведения дошкольниками в том или ином обществе, согласно нормам и правилам, приобщении к культурным ценностям, реализации субъективной «самости» каждого ребёнка. Эффективность данного процесса будет зависеть от взаимодействия взрослого, который отвечает за успешность решения задач воспитания и обучения детей, создание условий для максимальной адаптации дошкольников к сложным социальным ситуациям;

• во-вторых, определили критерии и показатели сформированности социокультурных ценностей детей: когнитивный (полнота представлений и аргументированность), эмоционально-чувственный (интерес и устойчивое уважение, желание и инициатива), поведенческий (вариативность владения различными способами взаимодействия, способность самостоятельно планировать и организовывать);

• в-третьих, диагностические мероприятия на контрольном этапе эксперимента продемонстрировали, что в результате внедрения в образовательную практику педагогических условий в ЭГ-3 возросло число детей с критериями сформированности социокультурных ценностей, что подтверждается статистически достоверной динамикой.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что во взаимодействии с взрослыми и сверстниками дошкольники осваивают общественный опыт, приобретают знания, умения и навыки, в процессе чего происходит освоение норм и правил, принятых социумом. В нашем исследовании процесс формирования социокультурных ценностей происходит в овладении способами поведения в дошкольной среде, в которой ребенок социализируется согласно нормам, правилам и культурным ценностям общества, происходит освоение ценностно-смысловой сферы дошкольника.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показывают, что взаимодействие взрослого направлено на создание благоприятных условий для более успешного вхождения ребенка в социум и приобщение его к нормам, ценностям, правилам, нравственным ориентирам, принятым в обществе. Взрослый и значимый для ребенка сверстник становится ориентиром в формировании социокультурных ценностей в процессе их взаимодействия.

Данное исследование можно продолжить в русле более глубокого изучения общекультурных ценностей (включающих в себя межличностные отношения, семью, труд как ценность, традиции, отношение к себе как представителю человеческого рода, отношение к Родине и т.д.), выявления и развития представлений о социокультурных ценностях на протяжении всего периода дошкольного детства.

Назаркина З.Н. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография. Санкт-Петербург: Амалтея, 2015. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. Москва: Вече: АСТ, 2003.

Коломийченко Л.В. Социокультурная компетентность: ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1, №: 36 - 48.

Ежкова Н.С. Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей. Молодой ученый. 2016; № 13: 22 - 34.

Кларина Л.М. Воспитываем дошкольников самостоятельными: сборник статей РАПУ имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2000. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2016. Шульгина Е.В. Проблемные ситуации как средство формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2019; № 2 (47) №: 430 - 435.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Nazarkina Z.N. Razvitie nravstvennoj sfery lichnosti doshkol'nika: monografiya. Sankt-Peterburg: Amalteya, 2015.

2. Kononenko B.I. Bol'shojtolkovyjslovar'po kul'turologii. Moskva: Veche: AST, 2003.

3. Kolomijchenko L.V. Sociokul'turnaya kompetentnosf: ee kul'turologicheskie aspekty, suschnost', podhody k opredeleniyu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 1, №: 36 - 48.

4. Ezhkova N.S. Sociokul'turnye cennosti i problema priobscheniya k nim detej. Molodoj uchenyj. 2016; № 13: 22 - 34.

5. Klarina L.M. Vospityvaem doshkol'nikov samostoyatel'nymi: sbornik statej RAPU imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg: Detstvo-PRESS, 2000.

6. Schetinina A.M. Diagnostika social'nogo razvitiya rebenka: uchebno-metodicheskoe posobie. Velikij Novgorod: NovGU imeni Yaroslava Mudrogo, 2016.

7. Shul'gina E.V. Problemnye situacii kak sredstvo formirovaniya sociokul'turnyh cennostej detej doshkol'nogo vozrasta. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2019; № 2 (47) №: 430 - 435.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 376.744

Li Hongjuan, senior teacher, Heihe University (China), E-mail: 1664880677@qq.com

RESEARCH OF ACTIVITIES FOR TEACHING NANAIS THE NATIVE LANGUAGE IN THE FAR EASTERN REGIONS OF RUSSIA. The article analyzes the laws of the Russian Federation and the productivity of measures to teach the native language, carried out in relation to the small indigenous peoples of the Far East. In particular, the study considers the teaching of the Nanai language as a native language, its coexistence with the state Russian language. In addition to the fact that the position of small peoples is enshrined in the Constitution of the Russian Federation, various spheres of life of the Nanai people are regulated by regulatory documents at the federal and regional levels. The activities carried out in the Khabarovsk Territory to preserve the national identity of the Nanai people are investigated, since a closer linguistic community is observed in this region. Teaching the Nanai language is carried out within the framework of school programs or in the form of additional optional classes. Further education is possible at specialized universities in philology. Although small nationalities received legislative protection of their rights, nevertheless, the current policy is not enough to preserve linguistic and cultural identity. It is necessary to create conditions and legislatively consolidate the possibility of using bilingualism, instill in those around them understanding, tolerance and interest in another language in order to contribute to its preservation.

Key words: small nations, Nanai, Far East, native language, ethnic group, Russia.

Ли Хунцзюань, ст. преп., Хэйхэский университет, г. Хэйхэ, E-mail: 1664880677@qq.com

АНАЛИЗ ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ НАНАЙЦЕВ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Данная статья публикуется в рамках задачи исследования о философии и общественных науках Китая на тему «Сравнительное исследование в области образования Китайско-российских трансграничных наций бассейнов реки Хэйлунцзян (Амур)», Проект №17BMZ072.

В статье осуществляется анализ законов Российской Федерации и эффективность мероприятий по обучению родному языку проводимых в отношении малочисленных коренных народов Дальнего Востока. В частности, рассматривается обучение нанайскому языку как родному, его сосуществование с государственным русским языком. Помимо того, что положение малочисленных народов закрепляется Конституцией РФ, различные сферы жизни нанайской народности регламентируется нормативно-правовой документацией на федеральном и региональном уровнях. Исследуются проводимые в Хабаровском крае мероприятия по сохранению национальной идентичности нанайского народа, так как в данном регионе наблюдается более тесное языковое сообщество. Обучение нанайскому языку проводится в рамках школьных программ или в виде дополнительных факультативных занятий. Дальнейшее образование возможно в специализированных университетах на филологических специальностях. Хотя малочисленные народности и получили законодательную защиту своих прав, но все же проводимой политики недостаточно для сохранения языковой и культурной самобытности. Необходимо создать условия и закрепить законодательно возможность применения двуязычия, прививать окружающим понимание, терпимость и заинтересованность в другом языке, чтобы способствовать его сохранению.

Ключевые слова: малочисленные народы, нанайцы, Дальний Восток, родной язык, этнос, Россия.

На смену умирающим и редким языкам всегда приходят другие, наиболее престижные, применяемые большинством в определенных условиях развития общества. Это неизбежно и логично, скажут многие, но автор считает, что все зависит от проводимой государством политики и от желания самих обладателей редкого языка.

Подобное сейчас происходит с нанайским языком на Дальнем Востоке России. На протяжении многих лет наблюдается постепенное угасание родного языка и переход на государственный русский. В настоящее время молодежь с детства обучается на русском языке как государственном и общепринятом. Только небольшая доля пожилого населения еще помнит и употребляет родной язык.

Этому способствовала в целом проводимая политика времен СССР, а современные законодательные акты слишком слабо стремятся возродить утраченное, ограничиваясь лишь письменными указами о сохранности культуры малочисленных народностей. О восстановлении и сохранности языка заговорили в 90-х годах, предпринимаются попытки преподавания родной речи в школах, но катастрофически не хватает специалистов, а также домашнего общения на родном языке.

Какие предпринимаются попытки по сохранению наследия? Что делается на законодательном уровне для малых народностей? Как обстоит дело на практике? Все эти вопросы требуют тщательного рассмотрения для лучшего понимания эффективности проводимой политики, положительные моменты которой можно применять на практике в других странах. Политика РФ в данной области интересна автору для обоснования лучшей модели преподавания родного языка. Нанайский язык выбран неслучайно: изначально народность была едина, и только с установлением границ началось ее разделение и перенятие особенностей двух государств.

В рамках статьи автор анализирует проводимые мероприятия по обучению нанайцев родному языку в Дальневосточных регионах России.

Задачи, поставленные перед автором:

1. Рассмотреть законодательную политику РФ в отношении малочисленных коренных народов Дальнего Востока (ДВ).

2. Рассмотреть положение дел с нанайским языком на Дальнем Востоке: как происходит обучение родному языку, что предпринимается для его сохранности.

3. Определить перспективы сохранности нанайского языка в рамках проводимой политики РФ и выдвинуть возможные способы улучшения решения проблемы.

Язык и национальная самобытность являются неотъемлемой частью друг друга. Законодательно РФ выделяет малочисленные народы, наделяя их особыми правами. Если важно сохранить данную часть истории и саму народность, то необходимо предпринимать активные действия в указанном направлении, привлекать внимание общественности, стараться сохранить культуру на местах, всячески поддерживая коренное население и уменьшая отток из привычных мест обитания. Необходимо создать условия и закрепить законодательно возможность использования двуязычия, прививать окружающим понимание, терпимость и заинтересованность в ином языке, чтобы способствовать его возрождению. В отношении нанайского народа можно успеть вовлекать пожилое поколение, которое помнит родной язык, в активный диалог с молодежью для передачи и сохранения языковых особенностей. Очень печально, если память останется только в записях, когда имеется превосходная возможность передачи знаний от живых носителей. Необходимо привлекать внимание к исчезающему языку, пусть даже на уровне научных исследований. В идеале выход на международное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.