ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 2 Мамутова З.С. , Пасхина К.В.
1Мамутова Зекие Суфьяновна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Пасхина Кристина Васильевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмоционально -оценочный, поведенческо-деятельностный), показатели и уровни сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: дружеских отношений, дружба, театрализованная игра, педагогические условия, диагностика, критерии, показатели, уровни дружеских отношений,, дети старшего дошкольного возраста.
УДК 372.3
Для дошкольной педагогики становятся актуальным поиск эффективных путей и средств формирования отношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Проблема воспитания гуманных отношений, к которым относятся дружеские, привлекала многих исследователей. Изучены возможности старших дошкольников в развитии справедливых отношений (О.М. Гостюхина), доброжелательных отношений (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева), дружеских отношений (А.И. Аржанова, В.П. Залогина, Т.А. Маркова), отзывчивости (М.В. Воробьева), гуманистической направленности поведения (С.А. Улитко, П.А. Цуканова).
Особое значение, на наш взгляд, в становлении дружеских отношений дошкольников имеют театрализованные игры, потому что дошкольный возраст -период активного становления художественного восприятия ребенка, которое является основой активного мысленного сопереживания литературным героям, переноса на себя действий, чувств, мыслей любимых персонажей (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина) [4].
Дружеские отношения определяются одним из обязательных компонентов внутренней структуры нравственных отношений дошкольников в коллективе, доброжелательность создает эмоционально-положительный правильный тон общения, что обеспечивает ценность совместной деятельности.
Дружба - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы [2].
Под дружескими отношениями мы понимаем систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании. Потребность детей в общении со сверстниками [3].
Неоценимая роль в социальном становлении и воспитании ребенка принадлежит игре - ведущему виду детской деятельности, которая является эффективным
средством воспитания морально-волевых качеств ребенка. В игре реализуется потребность детей и возможность преобразовывать, но, прежде всего, познавать окружающий их социальный и предметный мир.
Эффективным средством формирования дружеских отношения детей друг с другом может оказать театрализованная игра, которая является для дошкольника, в том числе, школой взаимоотношения людей. Театрализованные игры - это игры в театр, сюжет которых является известные сказки или театрализованные пьесы по готовым сценариям. Театрализованные игры классифицируются по замыслу, по литературному тексту и по предложенным обстоятельствам. А также они делятся на две группы: игры-драматизации и режиссерские игры [1].
В играх формируются многие положительные качества ребенка: сочувствие и отзывчивость, умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь, которые являются основой для формирования дружеских отношений.
К основным педагогическим условиям формирования дружеских отношений у старших дошкольников в театрализованной игре мы относим: создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста; подбор художественной литературы способствующей воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников; готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.); взаимодействие ДОУ с семьей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников.
В эксперименте приняли участия 40 детей старшего дошкольного возраста (Группа А и Группа Б).
В результате анализа психо лого -педагогической литературы по проблеме формирования дружеских отношений у дошкольников и на основе исследований
B.П. Залогиной, Т.А. Марковой, А.В. Булатовой, З.В. Лиштван нами были определены критерии (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческо -деятельностный) и показатели сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Также нами был подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление критериев, показателей, уровней (высокий, средний, низкий) сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Задания составлены по материалам Т.И. Бабаевой, Р.М. Калининой,
C.А. Козловой, а также на основе практических разработок, предлагаемых Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Было предложено 7 серий заданий.
Обобщенные результаты об уровнях сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста по всем семи диагностическим заданиям свидетельствуют, что большинство детей находятся на среднем и высоком уровне сформированности дружеских отношений. Но, тем не менее, в группе находятся дети с низкий уровнем сформированности дружеских отношений.
Так, к высокому уровню сформированности дружеских отношений относятся 50% (10 детей) Группы А и 40% (8 детей) Группы Б. К среднему уровню отнесены 40% (8 детей) детей Группы А и 50% Группы Б (10 детей). На низком уровне находится по 10% (2 ребенка) детей Группы А и Группы Б. Низкий уровень наблюдался у детей, которые часто болеют и редко посещают дошкольное учреждение, также в беседе с педагогами нам удалось выяснить, что данные дети не имеют братьев и сестер, что также имеет значение для развития коммуникативных навыков, которые лежат в основе формирования дружеских взаимоотношений.
Таким образом, свою дальнейшую деятельность видим в апробации педагогических условий, направленной на формирование дружеских отношений в театрализованной игре.
Список литературы
1. АртемоваЛ.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. М.: Просвещение, 2000. 122 с.
2. Батманова М.С. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений / М.С. Батманова, И.В. Зотова // Наука и образование сегодня. М.: «Проблемы науки», 2018. № 5 (28). С. 87-89.
3. Воспитание дружеских чувств у детей / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. Киев: Педагогическая школа, 2007. С. 84-156.
4. Смолина Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых [Текст] / Л.П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2014. № 4. С. 73-76.
ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СОЗНАНИЕ
СТУДЕНТОВ Акилова У.М.
Акилова Угилхон Мирзапоясовна - ассистент, кафедра общественных наук, Ташкентский институт ирригации и мелиорации, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье отмечено значение и необходимость внедрения национальных ценностей в учебно-воспитательный процесс с целью повышения и улучшения качества обучения и знаний учащихся о ценностях нашего народа.
В условиях модернизации общества и профессионального образования, принципиальное значение имеет исследование методов совершенствования системы образования в республике.
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны, одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами [1].
Как отмечал наш Президент Шавкат Мирзиёев, развитие сферы образования и науки зависит от следующих факторов: продолжение курса дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования, повышение доступности качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда; кардинальное повышение качества общего среднего образования, углубленное изучение иностранных языков, информатики, других важных востребованных предметов, включая математику, физику, химию, биологию; повышение качества и эффективности деятельности высших образовательных учреждений на основе внедрения международных стандартов обучения и оценки качества преподавания, поэтапное увеличение квоты приёма в высшие образовательные учреждения и другие.
Говоря о воспитании молодого поколения, необходимо отметить, что каждый из нас, особенно юноши и девушки, вступающие в самостоятельную жизнь, всегда должны помнить мудрые наставления нашего великого просветителя Абдурауфа Фитрата: