Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ'

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович, Спирин Антон Павлович

В статье рассматривается российская национальная идентичность в качестве профессиональной ценности военнослужащего. Представлены направления и результаты диагностики состояния практики формирования у курсантов военных вузов российской национальной идентичности как профессиональной ценности. Рассмотрена специфика ориентации нормативно-правовых документов на формирование у курсантов исследуемого личностного образования. Проведен анализ учебно-методических материалов социально-гуманитарных дисциплин на предмет их ориентации на формирование у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности. Представлены результаты анкетирования преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в военных вузах, выявлено понимание преподавателями целей воспитательного процесса в военных вузах, изложено мнение преподавателей по вопросу организации целенаправленной работы по формированию у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности. На основе анализа состояния современной практики формирования у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности определены противоречия исследуемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович, Спирин Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSING THE STATE OF THE PRACTICE OF FORMING RUSSIAN NATIONAL IDENTITY AS A PROFESSIONAL VALUE IN CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

The article deals with the Russian national identity as a professional value of a serviceman. The directions and results of diagnosing the state of practice of forming Russian national identity as a professional value in the cadets of military universities are presented. The specifics of the focus of legal documents on the formation of the studied personal education in the cadets is considered. The teaching materials of socio-humanitarian disciplines are analyzed in terms of their focus on the formation of the Russian national identity as a professional value in the cadets. The article presents the results of the survey in which teachers of socio-humanitarian disciplines in military universities have taken part. The teachers' understanding of the objectives of the educational process in military universities is revealed. The opinion of teachers on the issue of organizing purposeful work on the formation of the Russian national identity as a professional value in the cadets is presented. The contradictions of formation of Russian national identity as a professional value in cadets are determined based on the analysis of the state of this process.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ»

Методология и технология профессионального образования

(педагогические науки)

Научная статья УДК 378:355.23

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

Вячеслав Александрович Митраховичш, Антон Павлович Спирин2

1Военная орденов Жукова и Ленина Краснознаменная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

2Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала

армии А. В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-

Петербург, Россия

1V_mitrakhovich@mail.raH

2sap1410@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается российская национальная

идентичность в качестве профессиональной ценности военнослужащего.

Представлены направления и результаты диагностики состояния практики

формирования у курсантов военных вузов российской национальной

идентичности как профессиональной ценности. Рассмотрена специфика

ориентации нормативно-правовых документов на формирование у курсантов

исследуемого личностного образования. Проведен анализ учебно -методических

материалов социально-гуманитарных дисциплин на предмет их ориентации на ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

формирование у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности. Представлены результаты анкетирования преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в военных вузах, выявлено понимание преподавателями целей воспитательного процесса в военных вузах, изложено мнение преподавателей по вопросу организации целенаправленной работы по формированию у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности. На основе анализа состояния современной практики формирования у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности определены противоречия исследуемого процесса.

Ключевые слова: социально-гуманитарные дисциплины, идентичность, национальная идентичность, российская национальная идентичность, профессиональные ценности, профессионально-ценностные ориентации, курсанты, военные вузы

Для цитирования: Митрахович В. А., Спирин А. П. Диагностика состояния практики формирования у курсантов военных вузов российской национальной идентичности как профессиональной ценности // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 58-77.

Methodology and Technology of Professional Education (pedagogical sciences)

Original article

DIAGNOSING THE STATE OF THE PRACTICE OF FORMING RUSSIAN NATIONAL IDENTITY AS A PROFESSIONAL VALUE IN CADETS OF

MILITARY UNIVERSITIES

Vyacheslav A. Mitrakhovich1H, Anton P. Spirin2

1Marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny Military Academy of Signal Communications of the Orders of Lenin, Zhukov and the Red Banner of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia 2Military Educational Institution of Logistics named after General of the Army A.V. Khrulyov» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia

1V_mitrakhovich@mail.rus 2sap1410@mail.ru

Abstract. The article deals with the Russian national identity as a professional value of a serviceman. The directions and results of diagnosing the state of practice of forming Russian national identity as a professional value in the cadets of military universities are presented. The specifics of the focus of legal documents on the formation of the studied personal education in the cadets is considered. The teaching materials of socio-humanitarian disciplines are analyzed in terms of their focus on the formation of the Russian national identity as a professional value in the cadets. The article presents the results of the survey in which teachers of socio-humanitarian disciplines in military universities have taken part. The teachers' understanding of the objectives of the educational process in military universities is revealed. The opinion of teachers on the issue of organizing purposeful work on the formation of the Russian national identity as a professional value in the cadets is presented. The contradictions of formation of Russian national identity as a professional value in cadets are determined based on the analysis of the state of this process.

Keywords: socio-humanitarian disciplines, identity, national identity, Russian national identity, professional values, professional value orientations, cadets, military universities

For citation: Mitrakhovich V. A., Spirin A. P. Diagnosing the state of the practice of forming Russian national identity as a professional value in cadets of military universities. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(2):58-77. (In Russ.).

Стремительные изменения, происходящие в наши дни в сфере военной политики и идеологии, актуализировали вопрос о роли национальной идентичности как основы стабильного развития российского государства и армии России.

Для российских военнослужащих национальная идентичность как отождествление себя с российской нацией имеет особое значение, т. к. выступает психологическим и духовным ресурсом самоотверженного служения Отечеству. Объединение и сплочение вокруг общих национальных идей и национальных интересов государства способствует гармонизации межличностных отношений, преодолению межэтнических и межконфессиональных конфликтов в армии.

Именно по этой причине перед современным военным образованием стоит цель формирования у курсантов военных вузов российской национальной идентичности в качестве устойчивого ориентира и внутреннего регулятора в профессиональной деятельности.

Российская национальная идентичность в качестве профессиональной ценности формируется в «курсантском» возрасте в процессе социализации и профессионального совершенствования военнослужащего и становится мировоззренческим основанием реализации профессиональной деятельности.

В структуре личности курсанта российская национальная идентичность как профессиональная ценность представляется когнитивно-оценочным, рефлексивно-смысловым, мотивационно-деятельностным компонентами, ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

осуществляя при этом информационную, побудительную и регулятивную функции.

Педагогическая деятельность, направленная на формирование у курсантов российской национальной идентичности в качестве профессиональной ценности и неотъемлемой составляющей профессионального становления военного специалиста, предполагает диагностику состояния образовательного процесса в военных вузах. Цель диагностики - выявление и исследование сущности противоречий между теорией и практической деятельностью по формированию исследуемого личностного образования.

В рамках проводимого процесса диагностики были определены следующие направления:

1) выявление специфики ориентации нормативно-правовых документов и учебно-методических материалов социально -гуманитарных дисциплин на формирование у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности;

2) определение потенциала социально -гуманитарных дисциплин, преподаваемых в военных вузах, по формированию у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности.

В целях реализации первого направления диагностики была рассмотрена специфика ориентации нормативно-правовых документов (в том числе в сфере образования), а также учебно-методических материалов социально-гуманитарных дисциплин на формирование у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности.

Проведенный анализ показал, что в целом ряде нормативно-правовых документов Российской Федерации российская национальная идентичность рассматривается как объект негативного информационного воздействия, отмечается «подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

области защиты Отечества» и «провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды» в пункте 13 Военной доктрины Российской Федерации [1]; а также «утрата национальной и культурной идентичности российских граждан» в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [2].

Основные аспекты российской национальной идентичности рассматриваются в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Так, дается определение общероссийской гражданской идентичности как осознания «гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества» (п. 4.2г Стратегии). Одной из целей государственной национальной политики Российской Федерации называется «укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)» (п. 17б Стратегии). Среди основных направлений государственной национальной политики отмечается формирование у молодежи «на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских ценностях» [3].

В рамках программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» перед государством поставлена цель «укрепления общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)»,

среди ожидаемых результатов программы указано увеличение уровня общероссийской гражданской идентичности (до 81 процента к 2025 году)» [4].

В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года среди основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму в сфере образования и государственной молодежной политики указывается «включение в учебные планы, учебно -методические материалы учебных предметов, направленных на воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России» [5].

В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечена значимость национальной идентичности для российской молодежи: «важно выработать в молодежной среде приоритет национально-государственной идентичности, а также воспитать чувство гордости за Отечество», ставится приоритетная задача по поддержке образовательных программ и проектов, направленных на формирование у молодежи национально-государственной идентичности и воспитание уважения к представителям разных этносов [6].

В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренной Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 года № 201, в качестве ведущей цели современной системы образования провозглашается «создание благоприятных условий для формирования этнокультурной и общероссийской идентификации учащихся»

[7].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России подчеркивается, что система образования должна способствовать ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

формированию российской идентичности, которая представляет собой «высшую ступень процесса духовно-нравственного развития личности» [8, с. 17]. Только человек, освоивший культурные ценности многонационального народа Российской Федерации, осознавший их значимость, может стать россиянином.

Проведенный анализ нормативных документов позволил прийти к следующим выводам.

1. В нормативных документах делается акцент на следующих структурных элементах российской национальной идентичности: принадлежности к своему государству, народу, обществу; ответственности за судьбу страны; соблюдении гражданских прав и обязанностей; приверженности базовым ценностям российского общества; единой системе духовно -нравственных и культурно-исторических ценностей; самобытных культурах многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемой части российской культуры.

2. Утрата национальной идентичности российских граждан называется одной из основных военных угроз национальной безопасности Российской Федерации.

3. Формирование и укрепление российской национальной и гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации -одна из ведущих целей национальной политики государства.

4. Активное участие в реализации вышеуказанной цели принимает система образования Российской Федерации. Так, нормативными документами перед системой образования на сегодняшний день поставлены следующие цели:

«создание благоприятных условий для формирования этнокультурной и общероссийской идентификации учащихся» (Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации); ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

«формирование у <...> молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности» (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года);

совершенствование образовательных программ и учебно-методических комплексов по изучению значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства и солидарности (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года);

совершенствование системы обучения в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года);

включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей (Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года).

На следующем этапе диагностики был проведен анализ учебно -методических материалов социально-гуманитарных дисциплин на предмет их ориентации на формирование у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности. Анализ был проведен по следующим направлениям:

выявление значения, которое придается преподавателями военных вузов формированию у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности;

определение степени ориентированности учебного материала на раскрытие сущности профессиональной ценности «российская национальная

идентичность», на осмысление и принятие курсантами личностного смысла указанной профессиональной ценности.

В рамках исследования были проанализированы следующие учебники, используемые в обучении курсантов военных образовательных организаций: История: базовый электронный учебник / Ковалевский Н. Ф. (рук. авт. колл.) и др. (2017); История Отечества: учебник для военных вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова (2019); Матюхин А. В. и др. История России (2016); Философия: электронный учебник - версия 2.0 / Под ред. проф. П. В. Петрия (2017); Философия: учебник для военных вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова (2017); Культурология: электронный учебник (версия 2.0) / Под общ. ред. проф. Б. В. Воробьева (2017); Культурология: учебник для военных вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова (2017); Волков Ю. Г. Социология: учебник для студентов (2014); Политология: базовый электронный учебник (2017); Психология и педагогика: электронный учебник (2016); Караяни А. Г. Военная психология в 2 ч. (2018).

Проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам:

1. Учебники разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, в них содержится материал, который может способствовать формированию у курсантов российской национальной идентичности только на уровне представлений о профессиональной ценности и ее структуре.

2. Материал учебников по истории направлен на формирование основ исторического сознания будущих офицеров, формирование их личности как патриотов и защитников своей страны. В учебнике по истории Отечества под редакцией О. Ю. Ефремова содержится материал об уникальности и неповторимости российской цивилизации как самобытном и самодостаточном явлении в мировой истории, раскрывается такая важная функция истории, как социальная память, т. е. единая общая историческая память, объединяющая поколения. Единое историческое сознание рассматривается как «фактор ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего» [9, с. 22]. Авторы учебника обращаются и к современному состоянию исторического сознания российской нации, указывая, что кризис, в котором в настоящее время оказалось историческое сознание российского народа, требует от будущих офицеров особых усилий для сохранения основ российской нации.

В учебнике по истории А. В. Матюхина [10] история представляется курсантам как одна из важнейших форм самосознания людей, главный способ самоидентификации общества и средство ориентации людей в социальном пространстве.

3. Материал учебников по философии и культурологии ориентирован на формирование у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности на уровне формирования идей: общего исторического прошлого российской нации, общей системы ценностей современной российской нации, ответственности курсантов за будущее российской нации.

Так, в учебнике по философии под редакцией О. Ю. Ефремова отмечается необходимость формирования личности воина-патриота России, «способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности и ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего важность и ценность общероссийской идентичности» [11, с. 8]. В разделе «Будущее человечества: прогнозы и сценарии» говорится о важности формирования у будущих офицеров системы ценностных отношений как основы будущего российского общества.

Не менее важным для курсанта является способность ориентироваться в системе современной культуры, в том числе российской культуры. Учебники ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

по культурологии содержат в себе материал, раскрывающий понятие профессиональной культуры военнослужащего, неотъемлемым элементом которой является система профессионально-ценностных отношений, а приоритетом - государственность и патриотизм.

4. Содержания учебников по политологии и социологии также направляют курсанта на формирование профессионально -ценностных ориентаций. Разделы «Социализация», «Социальное взаимодействие» и «Политическая культура» включают материал, который может быть использован для разработки учебных задач, ориентированных на формирование у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности.

5. Представленные во всех учебниках комплексы вопросов и заданий для самостоятельной работы в большей степени ориентированы на проверку степени усвоения курсантом знаний и умений, при этом не встречаются вопросы, которые преподаватель может использовать в процессе формирования ценностного отношения к российской национальной идентичности, что ориентирует преподавателя на необходимость самостоятельной разработки подобных заданий.

Одним из направлений диагностики состояния практики формирования у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности стало определение характера реализации в педагогическом процессе возможностей социально-гуманитарных дисциплин для формирования указанного личностного образования. В рамках реализации поставленной задачи анализировались занятия по социально-гуманитарным дисциплинам, посвященные изучению тем, которые связаны с вопросами формирования российской национальной идентичности. С целью определения особенностей организации педагогического процесса, способов и методов формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов проводились беседы с ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

преподавателями военных вузов по вопросам практики формирования у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности. Для определения понимания преподавателями целей социально -гуманитарных дисциплин, выявления их мнения по вопросу организации целенаправленной работы в военных вузах по формированию у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности было организовано анкетирование преподавателей военных вузов.

В рамках диагностики проанализировали 50 анкет для преподавателей, 30 семинарских и практических занятий, на которых рассматривались темы, отражающие аспекты формирования у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности.

Результаты проведенного анкетирования, а также бесед с преподавателями военных вузов показали следующее: 66 % преподавателей среди основных целей воспитательного процесса в военном вузе назвали патриотическое воспитание, воспитание гражданина-патриота, воспитание чувства любви, уважения к Родине, гордости за нее, формирование потребности и готовности защищать Отечество; 32 % определили формирование личностных качеств офицера как основную цель воспитательного процесса в военном вузе; 28 % среди основных целей воспитательного процесса в военном вузе назвали формирование профессиональных качеств военнослужащего, профессионализма, воспитание любви к профессии и гордости за нее.

Среди ценностей, которые должны быть освоены курсантами при получении высшего военного образования, 66 % преподавателей указали любовь и уважение к Родине, преданность ей, готовность служить Родине, защищать ее и национальные интересы государства, гордость за государственную, культурную и национальную принадлежность; 26 % в качестве основополагающих профессиональных ценностей для курсантов

назвали военно-профессиональное мастерство, профессиональную грамотность, профессиональную культуру, профессиональное развитие.

Особое значение для нашего исследования имело понимание респондентами содержания феноменов «российская национальная идентичность» и «профессиональные ценности» курсантов.

Понятие «профессиональные ценности» курсантов определяется преподавателями как «совокупность знаний, навыков, умений, связанных с эмоционально-волевыми качествами личности», «корпоративные ценности военной культуры», «навыки действовать верно в профессиональной среде», «ориентиры для успешной профессиональной деятельности выпускников», «знания и навыки для военно-профессиональной деятельности, для развития личности», «ценности, включающие в себя общественно-социальные, индивидуально-личностные, военно-профессиональные, мировоззренческие, регулятивно-коммуникативные, функционально-деятельностные», «военно-патриотические», «качества, позволяющие курсанту выполнять свои должностные обязанности», «профессиональные компетенции», «то, что важно в деятельности военного».

Понятие «российская национальная идентичность» определялось преподавателями как «чувство принадлежности человека к нации, государству и его традициям», «осознание себя представителем определенного этноса», «знание и следование национальным, культурным традициям, в т. ч. военным», «знание истории своей Родины, обычаев, нравов, культуры России, их учет в профессиональной деятельности и обычной жизни», «принадлежность к стране, государству», «принадлежность к нации», «отнесение себя к определенному сообществу людей на основе убеждений, взглядов, языка, вероисповедания, традиций культуры и национальных ценностей», «то, как человек представляет свою принадлежность к конкретному социуму (нации, стране)», «соотношение своих ценностей с ценностями культуры, страны, нации», «готовность ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

отстаивать интересы нации», «осознанное ощущение личной сопричастности к определенной национальной общности в массе прочих», «идентификация себя с определенной нацией, ее культурой, языком, религией, историей», «компонент идентичности, связанный с ощущением принадлежности к окружающему этносу, нации, государству».

На вопрос «Организуете ли Вы образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся осознали свою сопричастность с ценностями будущей профессии?» 88 % преподавателей ответили утвердительно, 10 % - иногда, 2 % - дали отрицательный ответ.

Большинство преподавателей (56 %) отметили, что считают российскую национальную идентичность профессиональной ценностью современного военнослужащего, 24 % не согласились с данным утверждением, 20 % затруднились ответить.

За необходимость формирования у курсантов военных вузов российской национальной идентичности как профессиональной ценности высказались 54 % опрошенных преподавателей, против - 26 %, затруднились с ответом - 20 %.

При этом только 20 % опрошенных преподавателей отметили, что в своей профессиональной деятельности уделяют внимание целенаправленной работе по формированию у курсантов военных вузов российской национальной идентичности как профессиональной ценности, 46 % - иногда, 34 % - никогда.

Особое место в опросе преподавателей отводилось педагогическим методам, которые должны лежать в основе процесса формирования у курсантов военных вузов российской национальной идентичности как профессиональной ценности. Рассмотрение ответов показало, что преподаватели часто обращаются к таким педагогическим методам, как убеждение, личный пример, беседы, дискуссии, дебаты, конференции, метод контент-анализа, игровой метод. Большую значимость имеют педагогические методы, связанные с

анализом исторических событий (экскурс в историю, обсуждение примеров из истории, национальных традиций и национальных героев).

Анализ результатов анкетирования и бесед с преподавательским составом, проведенный с целью изучения полноты реализации преподавателями потенциала социально -гуманитарных дисциплин для формирования у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности, позволил прийти к следующим выводам:

1) у преподавателей не всегда четко прослеживается понимание системы и целей воспитательной работы в современном военном вузе;

2) преподавателями в полной мере осознается значимость процесса формирования системы профессионально-ценностных ориентаций у курсантов в рамках воспитательной работы в военном вузе, российская национальная идентичность (в большинстве случаев) признается преподавателями в качестве профессиональной ценности курсантов (при этом не всеми преподавателями осознается полнота понятия «российская национальная идентичность»);

3) преподаватели имеют небольшой опыт организации целенаправленной работы по формированию у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности, но проявляют готовность совершенствоваться в этом направлении, однако при этом испытывают сложности с выбором и реализацией педагогических методов, направленных на формирование указанного личностного качества;

4) работа по формированию у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности в военных вузах носит эпизодический, фрагментарный и бессистемный характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты, полученные в ходе диагностики состояния практики формирования у курсантов военных вузов российской национальной идентичности как профессиональной ценности, позволили выявить ряд противоречий: противоречие между возрастанием социальной и ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

профессиональной значимости российской национальной идентичности личности военнослужащего и отсутствием научного обоснования процесса формирования у курсантов исследуемого личностного образования; противоречие между наличием потенциальных возможностей социально -гуманитарных дисциплин, преподаваемых в военных вузах, для формирования у курсантов российской национальной идентичности как профессиональной ценности и отсутствием процессуально -технологической поддержки решения поставленной задачи; противоречие между закономерной потребностью курсантов военных вузов в формировании профессионально-ценностных ориентаций и недостаточной ориентированностью преподавателей на организацию соответствующего процесса.

Список источников

1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976) // Российская газета. 30 декабря 2014 г.

2. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http ://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.

3. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 г. № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики». URL: https://base.garant.ru/71580894/.

5. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45555.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052 deb74264bbf282e889ef/.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.08.2006 г. № 201 «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90016/.

8. Данилюк А. Я. И др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.

9. Ефремов О. Ю. История Отечества: учебник для военных вузов. СПб.: Питер, 2019. 528 с.

10. Матюхин А. В. и др. История России. М.: МФПУ «Синергия», 2016.

336 с.

11. Ефремов О. Ю. Философия. Учебник для военных вузов. СПб.: Питер, 2017. 463 с.

References

1. Military Doctrine of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 No. Pr-2976). Rossyiskaya Gazeta. December 30, 2014. (In Russ.).

2. Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642 «On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449. (In Russ.). ©Митрахович В. А., Спирин А. П., 2022

3. Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 No. 1666 «On the Strategy of State National Policy of the Russian Federation for the period until 2025». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512. (In Russ.).

4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2016 No. 1532 «On Approval of the State Program of the Russian Federation «Implementation of State National Policy». URL: https://base.garant.ru/71580894/. (In Russ.).

5. Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 2020 No. 344 «On approval of Strategy of Counteraction to Extremism in the Russian Federation until 2025». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45555. (In Russ.).

6. Decree of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 No. 2403-r «On Approval of the Fundamentals of State Youth Policy of the Russian Federation for the Period until 2025». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052 deb74264bbf282e889ef/. (In Russ.).

7. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from August 3, 2006 No. 201 «On the concept of national educational policy of the Russian Federation». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90016/. (In Russ.).

8. Danilyuk A. Ya. Concept of spiritual and moral development and education of a person and citizen of Russia. Moscow: Prosveshcheniye; 2009. 23 p. (In Russ.).

9. Efremov O. Yu. History of Motherland: textbook for military universities. St. Petersburg: Piter; 2019. 528 p. (In Russ.).

10. Matyukhin A. V., et al. History of Russia. Moscow: MUIF Synergy; 2016. 336 p. (In Russ.).

11. Efremov O. Yu. Philosophy. Textbook for military universities. St. Petersburg: Piter, 2017; 463 p. (In Russ.).

Информация об авторах В. А. Митрахович - доктор педагогических наук, профессор; старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела организации инновационной деятельности и оценки качества образовательного процесса;

А. П. Спирин - кандидат педагогических наук; преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах).

Information about the authors Vyacheslav A. Mitrakhovich - Doctor of Science in Pedagogics, Full Professor; Senior researcher of the research department of the organization of innovation and evaluation of the quality of the educational process;

Anton P. Spirin - Candidate of Science in Pedagogics; lecturer of the Department of Military-Political Work in the military (forces).

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.10.2022; одобрена после рецензирования 27.10.2022; принята к публикации 8.11.2022.

The article was published 20.10.2022; approved after reviewing 27.10.2022; accepted for publication 8.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.