Научная статья на тему 'МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная идентичность / анализ конкретных ситуаций / кейсы / ценностное отношение / курсанты / national identity / analysis of specific situations / cases / value attitude / cadets

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фроловичев А.В., Дегтярев А.Н., Спирин А.П., Трифонов Г.И.

В статье обоснована необходимость формирования у курсантов ценностного отношения к своей национальной идентичности. Раскрыты специфические особенности метода анализа конкретных ситуаций (кейсов), способствующие осознанию важности и значимости принадлежности курсантов к российской нации. Приведены примеры кейсов, имеющих целью патриотическое воспитание курсантов, в частности, принятия ими исторического прошлого, оценки современного состояния и прогнозирования будущего российской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Фроловичев А.В., Дегтярев А.Н., Спирин А.П., Трифонов Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF ANALYZING SPECIFIC SITUATIONS AS A WAY OF FORMING THE CADETS VALUE ATTITUDE TO NATIONAL IDENTITY

The article substantiates the need for cadets to form a value attitude to their national identity. The analyzing specific situations (cases) method specific features that contribute to the wareness of the importance and significance of the cadets belonging to the Russian nation are revealed. Examples of cases aimed at patriotic education of cadets are given, in particular, their acceptance of the historical past, assessment of the current state and forecasting the future of the Russian nation.

Текст научной работы на тему «МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

УДК 37.035.6 ГРНТИ 14.35.05

МЕТОД АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

А.В. ФРОЛОВИЧЕВ, кандидат социологических наук, доцент

ВА МТО имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург)

А.Н. ДЕГТЯРЕВ, кандидат военных наук

ВА МТО имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург)

A.П. СПИРИН

ВА МТО имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург)

Г.И. ТРИФОНОВ

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье обоснована необходимость формирования у курсантов ценностного отношения к своей национальной идентичности. Раскрыты специфические особенности метода анализа конкретных ситуаций (кейсов), способствующие осознанию важности и значимости принадлежности курсантов к российской нации. Приведены примеры кейсов, имеющих целью патриотическое воспитание курсантов, в частности, принятия ими исторического прошлого, оценки современного состояния и прогнозирования будущего российской нации.

Ключевые слова: национальная идентичность, анализ конкретных ситуаций, кейсы, ценностное отношение, курсанты.

Введение. Сегодня становится очевидным, что в эпоху информационных войн одним из способов воздействия на противника является целенаправленное изменение его самосознания, в частности, представления народа о самом себе, своем прошлом, настоящем и будущем, о своем государстве и его роли в мировых процессах. В связи с этим одной из задач военно-политической работы с обучающимися военных образовательных организаций является укрепление национального самосознания, которое во многом определяет способность общества конструктивно преодолевать кризисы и благополучно развиваться. Для этого необходимо акцентировать внимание на феномене более широком по отношению к национальному самосознанию - национальной идентичности.

Национальная идентичность не имеет в науке однозначного определения. Как правило, это понятие связывают с национальностью, этносом, его историей, культурой, а также с вопросами национализма и межнациональных конфликтов. Такой подход М.А. Родионов, Т.А. Волкова объясняют тем, что в Конституцию 1993 г. транслировалось советское отождествление национальности с этничностью [1, с. 133].

В данной работе эти понятия будут рассматриваться как взаимосвязанные, но не тождественные. В своем понимании мы опираемся на взгляды доктора исторических наук В.А. Тишкова, доктора философских наук М.К. Горшкова, доктора социологически наук В.В. Кочеткова, доктора философских наук В.Н. Бадмаева.

B.А. Тишков акцентирует внимание на том, что российская идентичность имеет кросс- или надэтническую форму [2, с. 13]. В понятии национальной идентичности важен прежде всего государственно-политический смысл, но и сводить ее только к гражданской неправомерно. В проводимых авторами исследованиях национальная идентичность трактуется согласно концепции В.Н. Бадмаева как сложное явление, «исследование которого совмещает социальные,

социально-философские, психологические, культурологические, собственно этнические аспекты» [3, с. 265]. Мы рассматриваем феномен национальной идентичности согласно историко-культурному и государственно-гражданскому принципу. Нас интересует феномен общероссийской идентичности, которую можно определить, как отождествление индивида с нацией, осознание себя как россиянина, переживание себя как части единого культурно-политического сообщества.

М.К. Горшков, И.Ю. Тюрина подчеркивают, что «скрепляющим («системообразующим») элементом национальной идентичности выступает смысловая целостность как характеристика нации...» [5, с. 47]. В связи с тем, что нация обладает множеством факторов развития и различными интерпретациями, акцентируем внимание на том, что придерживаемся взглядов В.В. Кочеткова, который выделяет следующие факторы развития нации: территория проживания, общность экономической деятельности, культурное единство, отражаемое в общности языка, религии, социальных нормах поведения, общее этническое происхождение людей, хотя этот фактор не является решающим, общий исторический опыт, ощущение общей судьбы, общности прошлого, настоящего и будущего; общность национального самосознания [4, с. 153-154].

Нация и, соответственно, национальная идентичность отличаются динамичностью в современном обществе (в отличие от традиционного общества). Особенно сейчас, в период кризиса, который Ю.А. Кожевникова в диссертационном исследовании характеризует «наложением на традиционно «значимые атрибуты» национальной идентичности новых универсалий, продуцируемых глобальными трансформациями, что провоцирует изменение их роли и, как следствие, деконструкцию конкретной национальной идентичности и недостаточную проясненность вопроса отнесения индивида к своей нации» [6, с. 9].

Трудно не согласиться с утверждением И.С. Семененко, В.В. Лапкина, А.Л. Бардина, В.И. Пантина о том, что без целенаправленной деятельности «по развитию и укреплению общероссийской идентичности, вероятно дальнейшее обострение кризиса идентичности и, как следствие - потеря нравственных и ценностных ориентиров у молодежи и других слоев общества» [7, с. 51].

Молодые люди уже в школе знают и понимают то, что они россияне. Однако профессиональное определение в юношеском возрасте привносит новые смыслы, новую интерпретацию в уже сформированную на уровне распознавания национальную идентичность. Поэтому в центре нашего внимания не столько формирование национальной идентичности, сколько принятие ее как важной и значимой профессиональной составляющей военных специалистов. Это время напряженных идентификационных процессов. Если каждый человек соотносит себя с обществом посредством национальной принадлежности («Я как представитель своей нации»), то человек, выбравший профессию военного, является еще и защитником нации. На этапе вхождения в профессию принципиальное значение имеет не только когнитивный уровень самоидентификации, но также эмоциональный и поведенческий.

Актуальность. Возникает вопрос о дидактических методах, позволяющих формировать отношение к национальной идентичности как профессиональной ценности, другими словами, осознание ее значимости и важности в жизни каждого человека, особенно в жизни военнослужащего, а также понимание ее роли в развитии чувства патриотизма.

В настоящее время тема национальной идентичности только начинает раскрываться в учебно-воспитательном контексте. Так, на наш взгляд, особо значимыми в этом отношении являются работы В.А. Тишкова [8], М.С. Инкижековой [9], С.В. Куликовой [10], Л.А. Семеновой [11].

В статье «Российская идентичность молодежи в условиях социокультурных деформаций: возможности педагогического влияния» авторы А.Н. Махинин, Т.Ю. Скибо размышляют о способах педагогического воздействия на обретение молодыми людьми позитивной российской идентичности. В частности, они рассматривают институт образования как социальную структуру, способную помочь молодым людям управлять своими эмоциональными состояниями,

ы g

и

воспитать чувства и личностные качества, определяться в своем образе «Я». С учетом вышеизложенных тезисов, авторами работы была разработана функциональная модель формирования российской идентичности молодежи в воспитательном пространстве образовательных организаций [12].

Появляются в гражданских вузах и самостоятельные спецкурсы на тему национальной идентичности:

«Глобализация и национальная идентичность» (2003 г., автор В.Н. Бадмаев, доктор философских наук, Институт экономики и права Калмыцкого государственного университета) [3, с. 19];

«Национальная идентичность в условиях глобализации» (2008 г., автор С.В. Кортунов, доктор политических наук, профессор, «Высшая школа экономики» [13]);

«Национальная идентичность и национальные движения в прошлом и настоящем» (2018 г., автор А.Ю. Полунов, доктор исторических наук, профессор, МГУ [14]);

«Национальная и гражданская идентичность» (2019 г., авторы П.К. Дашковский, доктор исторических наук, Е.А. Шершнева, кандидат исторических наук, Алтайский государственный университет [15]) и др.

Тема национальной идентичности нашла отражение и в научно-образовательном курсе «Психология идентичности» (составители: кандидат психологических наук О.Р. Тучина, кандидат философских наук И.А. Аполлонов, кандидат социологических наук В.Н. Муха, Краснодар 2013 г.), разработанном в соответствии с федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» [16].

На наш взгляд, подобные спецкурсы необходимо разработать и для военных вузов. А эффективной реализации на практике указанных спецкурсов будет способствовать применение метода анализа конкретных ситуаций (метод кейсов). Метод заключается в том, что преподаватель заранее готовит тексты об исторических, политических, культурных событиях (ситуации в письменном виде), отражающие актуальные проблемы общественной жизни, профессионального сообщества военнослужащих. Обучающиеся самостоятельно изучают тексты, затем вырабатывают свое видение ситуации и обсуждают его в совместных дискуссиях в аудитории под руководством преподавателя или готовят письменные ответы в форме эссе.

Значимая особенность метода кейсов - это возможность органично объединить решение обучающих, исследовательских и воспитательных задач образовательного процесса. В связи с этим, актуальной задачей педагогов военных образовательных организаций становится моделирование кейсов, цель которых заключается в погружении курсантов в ситуации, способствующие овладению разными способами интегрирования умений работы с информацией, а самое важное - ценностному самоопределению, личностному и профессиональному становлению.

В рамках социально-гуманитарных дисциплин можно разработать кейсы о прошлом российской нации, ее настоящем и будущем, а также кейсы, которые условно можно назвать «Россияне о России и россиянах» («Мы о себе») и «Восток и Запад о России и россиянах» («Другие о нас»). Логику работы обучающихся с указанными кейсами рекомендуется выстраивать из настоящего «здесь и сейчас» (оно более знакомо, близко, понятно обучающимся) к прошлому, формируя культурно-историческую память, которая С.В. Кортуновым определяется как составная часть российской национальной идентичности [17, с. 56], а от прошлого -к будущему, задавая позитивный, желаемый образ России в перспективе.

Для кейсов «о настоящем» лучше всего использовать обсуждение актуальных новостных материалов. Например, хорошим материалом для кейса может служить тот факт, что в 2012-2013 гг. состоялся конкурс арт-концепций «Национальная идея России». Первое место в конкурсе получила арт-концепция «Россия - неваляшка. Страна Ванька-встанька» В. Сабурова. Основную идею автор представил следующим образом: «Мы - как неваляшка: вроде бы, вот он, наш путь, и надо спокойно идти по нему, но нет, приводят опять Россию в движение внутренние

ы

силы и противоречия, опять поиск своего предназначения, опять качаемся из стороны в сторону». Но в этом вечном движении и качании есть и залог нашей непобедимости. Часто казалось: «Пропала Россия!!! Нет у нее будущего...». Но восстает опять страна, как неваляшка, на удивление всем неверующим в нее» [18]. Арт-концепция получила воплощение в пятиметровой скульптуре со слоганом «Россия - попробуй завали». К представленному материалу преподавателем готовится перечень вопросов для выявления и обсуждения представлений курсантов об образе России и россиян, включающем в себя как положительные, так и отрицательные характеристики. При проведении занятий можно задать следующие вопросы:

- Знаете ли вы о целях проведения и результатах этого конкурса?

- На ваш взгляд, на чем основывался автор победившей арт-концепции, выбирая именно этот образ для России?

- Разделяете ли вы идею автора арт-концепции?

- Какой образ России вам ближе? Можете предложить альтернативный?

- Какие качества должен воплощать в себе этот образ? и др.

Значительный потенциал в работе по формированию ценностного отношения к своей национальной идентичности имеют обозрения, статьи, публикации о том, как россиян воспринимают иностранцы сегодня. К таким, например, можно отнести статью о помощи России итальянцам в борьбе с пандемией «Мой дед их помнил». Почему итальянцев не удивила помощь России» [19]. В статье рассказывается о том, как моряки русской эскадры помогли итальянцам во время Мессинского землетрясения 1908 г., и в знак благодарности итальянцы в 2012 г. в Мессине (остров Сицилия) открыли памятник морякам России. Курсантам может быть дано задание найти материал, собрать «копилку» событий, когда российские военные оказывали помощь иностранцам, что было с особой благодарностью оценено с их стороны. Подобные материалы позволяют связать настоящую политическую ситуацию с историческим прошлым нашей страны и других стран, выявить определенные модели поведения российских военных, в частности, их готовность оказывать помощь.

В рамках работы преподавателя по формированию у курсантов ценностного отношения к своей национальной идентичности особую значимость приобретают кейсы с материалами, посвященными системе ценностей современного российского общества. Например, совместная работа преподавателя и курсантов со статьей секретаря Совета безопасности Н.П. Патрушева «Нужны ли России «универсальные» ценности?» [20] может способствовать формированию у курсантов представления о том, что такое традиционные российские ценности, какова их роль в жизни человека, общества, армии и государства, сформировать понимание опасности для российской нации ценностей, навязанных извне. В процессе работы с кейсом курсантам могут быть предложены следующие задания: укажите жизненные ценности, которые для вас являются безусловными; расположите их по мере значимости; посмотрите, на каком месте оказались ценности профессии и социальные ценности (общества, народа, страны в целом); как вы думаете, офицеры русской императорской, советской армий так же проранжировали бы жизненные ценности? что позволяет так думать? и др.

Актуальные новостные материалы, появляющиеся в средствах массовой информации, еще не получившие однозначной оценки общественности, содержат в себе много дискуссионных вопросов, а значит, обладают потенциалом для эмоционального его переживания и запечатления в памяти курсантов. Так А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, Д.А. Китова, Т.А. Нестик и А.В. Юревич в книге «Массовое сознание и поведение: Тенденции социально-психологических исследований» обращают наше внимание на то, что «целенаправленная трансформация социальной памяти является наиболее действенной, если осуществляется не через научные монографии и памятники, а через разговоры об истории, через повседневное обсуждение новостей, мнений и т.д.» [21, с. 181].

Учебные задачи, стоящие перед преподавателем, заключаются в том, чтобы связать изучаемый материал с жизненным опытом обучающихся, выявить пробелы и недостаток знаний

и опыта для объяснения явлений, представленных в кейсе, включить анализируемую ситуацию в более широкий культурный и исторический контекст, проследив временную ретроспективу и перспективу. Работа преподавателя с группой кейсов «о прошлом» должна быть направлена на возможность формирования у курсантов идеи единого исторического прошлого нации, что позволяет влиять на коллективную (социальную, историческую) память курсантов, переосмысливать историю в контексте настоящего.

В рамках кейсов «о прошлом» важно проработать материал о способах целенаправленного негативного воздействия на историческую память с целью ослабления государства в информационной войне. Например, рассматривая формирование в национальном сознании отрицательного образа своей истории как метод информационной борьбы, можно предложить курсантам самостоятельно подготовить кейс-иллюстрацию распространения негативной и порочащей информации о ярких исторических личностях, национальных героях, стране в целом; ограничение доступа, либо умалчивание или искажение информации о позитивных событиях и достижениях нации в прошлом; популяризацию идеи о непростительной вине, лежащей на всей нации или ее отдельной социальной группе и др.

В рамках работы с материалами по противодействию манипуляциям с исторической памятью возможно, например, сконструировать кейс на основе идей, представленных в концепции Э. Хобсбаума «Изобретение традиций» [22]: в кризисные времена стабилизирующей основой для государства выступают традиции, нередко такие традиции искусственно создаются государством на основе фактов из прошлого с целью сплочения народа (новые памятники, праздники, символы, герои и др.). Анализируя указанное произведение, можно обсудить с курсантами их отношение к идеям концепции, рассмотреть и выявить эффективность тех способов укрепления «духа» и единства российского народа, российской армии, которые смогут предложить сами курсанты.

Третья группа кейсов - это кейсы «о будущем», основная цель которых заключается в формировании у курсантов идеи общей ответственности за будущее российского государства и российской нации. Материалы и задания этой группы кейсов должны быть ориентированы на развитие у курсантов способности проектировать и прогнозировать свою профессиональную деятельность, критически осмысливать события, происходящие в обществе, а также на формирование понимания необходимости постоянного повышения уровня своей информационной и профессиональной культуры. Значимость будущего России как темы для кейсов связана с ценностью безопасности и чувством принадлежности к нации, что актуально для защитников Отечества, так как определяет их социальную и, в частности, профессиональную ответственность.

Для кейсов о будущем важно использовать работы футурологов О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, которые формируют позитивное представление о будущем. В таких кейсах важно работать с понятием «намерение» автора, смыслом его высказывания, провести сравнительный анализ прогнозов и субъективной оценки их реалистичности курсантами, обратиться к «вечному вопросу» об особой миссии России в мировой истории. Кейсы «о будущем» будут во многом определять самооценку курсантов как представителей нации и, одновременно, своей профессии.

Сформировать тему национальной идентичности помогут кейсы, посвященные изучению особенностей национального характера. Для кейсов, позволяющих лучше изучить и понять национальный характер народа и менталитет в целом, рекомендуется привлекать работы русских философов, начиная с П.Я. Чаадаева, который одним из первых дал оценку роли и места России в мировой цивилизации. Также в кейсах по указанной теме могут применяться работы Н.В. Гоголя, В.О. Ключевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.И. Гончарова, Г.В. Плеханова, П.А. Флоренского, И.А. Ильина, Г.Е. Струве, Л.П. Карсавина, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, Г.Г. Шпета, Л.Н. Гумилева, А.И. Солженицына и др.

В кейс о национальном характере можно включить, например, следующие мысли Н.А. Бердяева: «Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине» [23, с. 6].

В представленный кейс могут быть включены следующие вопросы:

- Согласны ли вы с идеей Н.А. Бердяева?

- Как вы думаете, какие черты характера русского человека определены «бесконечностью русской земли»?

- Какие еще национальные черты выделили бы вы? Чем они обусловлены?

- Что изменилось со времени создания этого произведения?

Можно предложить курсантам проанализировать негативные черты характера: «Вам говорят о некотором недостатке вашего национального характера. Предположите, какой это может быть недостаток? Что позволяет думать, что это недостаток? Нет ли скрытого «положительного», «адаптационного» смысла в этом качестве? Какую «выгоду» получает человек, выявляющий этот недостаток? Надо ли избавляться от этого недостатка? Как? Какой способ реакции вам видится адекватным в данной ситуации?».

Приступая к подготовке кейса (описание конкретной ситуации и заданий к ней) преподаватель должен осознавать, что важнейшие его характеристики состоят в актуальности, проблемности, неоднозначности, многоальтернативности решения и эмоциональной напряженности. Процесс обучения с использованием метода анализа конкретных ситуаций должен осуществляться преподавателем с учетом дидактических принципов: соответствия содержания и методов целям обучения; учета возрастных и индивидуальных особенностей курсантов; необходимости развития аналитических, критических умений курсантов с учетом межпредметных связей (философии, психологии, культурологии, политологии, социологии, истории и др.).

Выводы. Проблема национальной идентичности на данный момент остается недостаточно изученной, однако, следует констатировать факт того, что ее исследование имеет в последнее время особую актуальность, поскольку данное понятие связывают с национальностью, этносом, его историей, культурой, а также с вопросами национализма и межнациональных конфликтов.

В ходе изучения гуманитарных дисциплин высокую эффективность демонстрирует метод анализа конкретных ситуаций (кейсов), что находит подтверждение в работах В.А. Тишкова, М.С. Инкижековой, С.В. Куликовой, Л.А. Семеновой.

Метод анализа конкретных ситуаций способствует формированию у курсантов ценностного отношения к национальной идентичности, ценностному самоопределению, их личностному и профессиональному становлению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Родионов М.А., Волкова Т.А. Политические элиты и национальная идентичность // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 4. С. 126-137.

2. Тишков В.А. Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа. СПб.: СПбГУП, 2010. 36 с.

3. Бадмаева В.Н. Феномен национальной идентичности: Социально-философский анализ: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Волгоград. 2005. 292 с.

4. Кочетков В.В. Национальная и этническая идентичность в современном мире // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 144-162.

5. Горшков М.К., Тюрина И.О. Синтез этнонационального и гражданского как основа российской идентичности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 44-57.

6. Кожевникова Ю.А. Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире: автореф. дис ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Ю.А. Кожевникова. М.: Изд-во МГУ, 2012. 22 с.

ы

7. Семененко И.С., Лапкин В.В., Бардин А.Л., Пантин В.И. Между государством и нацией: дилеммы политики идентичности на постсоветском пространстве // Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 54-78.

8. Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010. 191 с.

9. Инкижекова М.С. Категории «национальная идентичность» и «патриотизм» в современном образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 34-44.

10. Куликова С.В. Воспитание национального самосознания и патриотизма в России: от истории к современности. Известия ВГПУ, 2015. № 3 (98). С. 11-16.

11. Семенова Л.А. Формирование российской идентичности студентов в процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 88-92.

12. Махинин А.Н., Скибо Т.Ю. Российская идентичность молодежи в условиях социокультурных деформаций: возможности педагогического влияния // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2019. № 11. С. 114-123. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://академия-ввс.рф/images/docs/vks/11-2019/114-123.pdf (дата обращения 15.01.2021).

13. Программа дисциплины «Национальная идентичность в условиях глобализации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://Kortunov_Nats_identichnostj_MO.doc (дата обращения 12.02.2021).

14. Программа учебного курса «Национальная идентичность и национальные движения в прошлом и настоящем». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.spa.msu.ru/uploads/ files/aspirantura/nazionalnaj a_identitchnost_i_nazionalnie_dvij enij a_v_proshlom_i_nastoj achem.pdf (дата обращения 12.02.2021).

15. Рабочая программа учебной дисциплины «Национальная и гражданская идентичность». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-i-grazhdanskaya-identichnost-rabochaya-programma-uchebnoy-distsipliny/viewer (дата обращения 12.02.2021).

16. Научно-образовательный курс «Психология идентичности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psikhologija_identichnosti.pdf (дата обращения 12.02.2021).

17. Кортунов С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла. М.: Аспект Пресс, 2009. 58 c.

18. Национальной идеей России стал «Ванька-встанька». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iz.ru/news/547031 (дата обращения 28.12.2020).

19. Мой дед их помнил. Почему итальянцев не удивила помощь России / отв. ред. А. Лисицын. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20200325/1569098686.html (дата обращения 28.12.2020).

20. Патрушев Н.П. Нужны ли России «универсальные» ценности? Российская газета -Федеральный выпуск, 2020. № 132 (8186). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/06/17/nuzhny-li-rossii-universalnye-cennosti.html (дата обращения 28.12.2020).

21. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А., Нестик Т.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: Тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 179-185.

22. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии, 2000. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izobretenie-traditsiy (дата обращения 28.12.2020).

23. Бердяев Н.А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. 318 с.

REFERENCES

1. Rodionov M.A., Volkova T.A. Politicheskie "elity i nacional'naya identichnost' // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2018. № 4. pp. 126-137.

2. Tishkov V.A. Nacional'naya identichnost' i duhovno-kul'turnye cennosti rossijskogo naroda. SPb.: SPbGUP, 2010. 36 p.

3. Badmaeva V.N. Fenomen nacional'noj identichnosti: Social'no-filosofskij analiz: dis. doktor filosofskih nauk: 09.00.11 - Social'naya filosofiya. Volgograd. 2005. 292 p.

4. Kochetkov V.V. Nacional'naya i 'etnicheskaya identichnost' v sovremennom mire // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. 18. Sociologiya i politologiya. 2012. № 2. pp. 144-162.

5. Gorshkov M.K., Tyurina I.O. Sintez etnonacional'nogo i grazhdanskogo kak osnova rossijskoj identichnosti // Vestnik RUDN. Seriya: Sociologiya. 2018. T. 18. № 1. pp. 44-57.

6. Kozhevnikova Yu.A. Krizis nacional'noj identichnosti v globaliziruyuschemsya mire: avtoref. dis ... kand. filos. nauk: 09.00.11 / Yu.A. Kozhevnikova. M.: Izd-vo MGU, 2012. 22 p.

7. Semenenko I.S., Lapkin V.V., Bardin A.L., Pantin V.I. Mezhdu gosudarstvom i naciej: dilemmy politiki identichnosti na postsovetskom prostranstve // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2017. № 5. pp. 54-78.

8. Tishkov V.A. Rossijskij narod: kn. dlya uchitelya. M.: Prosveschenie, 2010. 191 p.

9. Inkizhekova M.S. Kategorii «nacional'naya identichnost'» i «patriotizm» v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2017. № 4. pp. 34-44.

10. Kulikova S.V. Vospitanie nacional'nogo samosoznaniya i patriotizma v Rossii: ot istorii k sovremennosti. Izvestiya VGPU, 2015. № 3 (98). pp. 11-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Semenova L.A. Formirovanie rossijskoj identichnosti studentov v processe obucheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 3. pp. 88-92.

12. Mahinin A.N., Skibo T.Yu. Rossijskaya identichnost' molodezhi v usloviyah sociokul'turnyh deformacij: vozmozhnosti pedagogicheskogo vliyaniya // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2019. № 11. pp. 114-123. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://akademiya-vvs.rf/images/docs/vks/11-2019/114-123.pdf (data obrascheniya 15.01.2021).

13. Programma discipliny «Nacional'naya identichnost' v usloviyah globalizacii». ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://Kortunov_Nats_identichnostj_MO.doc (data obrascheniya 12.02.2021).

14. Programma uchebnogo kursa «Nacional'naya identichnost' i nacional'nye dvizheniya v proshlom i nastoyaschem». ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://old.spa.msu.ru/uploads/ files/aspirantura/nazionalnaja_identitchnost_i_nazionalnie_dvijenija_v_proshlom_i_nastojachem.pdf (data obrascheniya 12.02.2021).

15. Rabochaya programma uchebnoj discipliny «Nacional'naya i grazhdanskaya identichnost'». ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-i-grazhdanskaya-identichnost-rabochaya-programma-uchebnoy-distsipliny/viewer (data obrascheniya 12.02.2021).

16. Nauchno-obrazovatel'nyj kurs «Psihologiya identichnosti». ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://psikhologija_identichnosti.pdf (data obrascheniya 12.02.2021).

17. Kortunov S.V. Nacional'naya identichnost': Postizhenie smysla. M.: Aspekt Press, 2009.

58 p.

18. Nacional'noj ideej Rossii stal «Van'ka-vstan'ka». ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://iz.ru/news/547031 (data obrascheniya 28.12.2020).

19. Moj ded ih pomnil. Pochemu ital'yancev ne udivila pomosch' Rossii / otv. red. A. Lisicyn. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ria.ru/20200325/15690 98686.html (data obrascheniya 28.12.2020).

20. Patrushev N.P. Nuzhny li Rossii «universal'nye» cennosti? Rossijskaya gazeta - Federal'nyj vypusk, 2020. № 132 (8186). ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rg.ru/2020/06/17/nuzhny-li-rossii-universalnye-cennosti.html (data obrascheniya 28.12.2020).

21. Zhuravlev A.L., Sosnin V.A., Kitova D.A., Nestik T.A., Yurevich A.V. Massovoe soznanie i povedenie: Tendencii social'no-psihologicheskih issledovanij. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2017. pp. 179-185.

22. Hobsbaum 'E. Izobretenie tradicij // Vestnik Evrazii, 2000. № 1. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/izobretenie-traditsiy (data obrascheniya 28.12.2020).

23. Berdyaev N.A. Russkaya ideya. SPb.: Azbuka-klassika, 2008. 318 p.

ы g

и

© Фроловичев А.В., Дегтярев А.Н., Спирин А.П., Трифонов Г.И., 2021

Фроловичев Андрей Васильевич, кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника академии по военно-политической работе, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, набережная Макарова, 8.

Дегтярев Алексей Николаевич, кандидат военных наук, начальник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, набережная Макарова, 8, alex01102000@yandex.ru.

Спирин Антон Павлович, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, набережная Макарова, 8, sap1410@mail.ru.

Трифонов Григорий Игоревич, младший научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения, обеспечения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, trifonov_gi@mail.ru.

UDK 37.035.6

GRNTI 14.35.05

the method of analyzing specific situations as a way of forming the cadets value attitude to national identity

A.V. FROLOVICHEV, Candidate of Sociological sciences, Associate Professor

Military Academy of Logistics (St. Petersburg)

A.N. DEGTYAREV, Candidate of Military sciences

Military Academy of Logistics (St. Petersburg)

A.P. SPIRIN

Military Academy of Logistics (St. Petersburg)

G.I. TRIFONOV

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article substantiates the need for cadets to form a value attitude to their national identity. The analyzing specific situations (cases) method specific features that contribute to the wareness of the importance and significance of the cadets belonging to the Russian nation are revealed. Examples of cases aimed at patriotic education of cadets are given, in particular, their acceptance of the historical past, assessment of the current state and forecasting the future of the Russian nation.

Keywords: national identity, analysis of specific situations, cases, value attitude, cadets.

DOI: 10.24412/2500-4352-2021-20-44-53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.