Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КУРСАНТОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Е.И., Ларина Т.В., Еремин А.В., Суханова А.С.

В статье представлены возможности использования воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» для формирования патриотических ценностей курсантов - будущих офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации. На основе анализа результатов исследований и опытно-экспериментальной работы определены возможности повышения эффективности реализации воспитательного потенциала обучения иностранному языку для формирования когнитивного, эмоционального, мотивационно-деятельностного и рефлексивного компонентов патриотизма военнослужащих в русле становления их общей и профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Е.И., Ларина Т.В., Еремин А.В., Суханова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUTURE OFFICERS PATRIOTIC VALUES FORMATION PECULIAR PROPERTIES USING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE DISCIPLINE«FOREIGN LANGUAGE»

The article presents the possibilities of using the educational potential of the discipline «Foreign Language» for the formation of cadets patriotic values - future officers of the Armed Forces of the Russian Federation. Based on the analysis of the results of research and experimental work, the possibilities of increasing the effectiveness of the implementation of the educational potential of teaching a foreign language for the formation of cognitive, emotional, motivational-activity and reflexive components of the patriotism of military personnel in line with the formation of their general and professional culture are determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»»

УДК 378 ГРНТИ 14.35.05

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Е.И. МЕЩЕРЯКОВА, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Т.В. ЛАРИНА, доктор педагогических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

А.В. ЕРЕМИН

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

А.С. СУХАНОВА

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье представлены возможности использования воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» для формирования патриотических ценностей курсантов -будущих офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации. На основе анализа результатов исследований и опытно-экспериментальной работы определены возможности повышения эффективности реализации воспитательного потенциала обучения иностранному языку для формирования когнитивного, эмоционального, мотивационно-деятельностного и рефлексивного компонентов патриотизма военнослужащих в русле становления их общей и профессиональной культуры.

Ключевые слова: патриотические ценности курсантов, воспитательный потенциал, общая и профессиональная культура военнослужащих.

THE FUTURE OFFICERS PATRIOTIC VALUES FORMATION PECULIAR PROPERTIES USING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE DISCIPLINE «FOREIGN LANGUAGE»

E.I. MESCHERYAKOVA, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) T.V. LARINA, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

A.V. EREMIN

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

A.S. SUHANOVA

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article presents the possibilities of using the educational potential of the discipline «Foreign Language» for the formation of cadets patriotic values - future officers of the Armed Forces of the Russian Federation. Based on the analysis of the results of research and experimental work, the possibilities of increasing the effectiveness of the implementation of the educational potential of teaching a foreign language for the formation of cognitive, emotional, motivational-activity and reflexive components of the patriotism of military personnel in line with the formation of their general and professional culture are determined.

Keywords: cadet's patriotic values, educational potential, military personnel general and professional culture.

Введение. Целевые доминанты современного военного образования, по мнению Верховного Главнокомандующего, Президента Российской Федерации В.В. Путина, определяются необходимостью «воспитывать молодое поколение военнослужащих на примерах патриотизма, верности воинскому долгу, ответственности за Родину», ведь патриотизм - это тот фундамент, прочное моральное основание, на котором мы должны строить свое будущее [1]. Однако сегодня, по справедливому утверждению П.И. Бабочкина, «гражданско-патриотическое воспитание является одной из самых сложных сфер воспитательной работы, т.к. прежний идеал Отечества перестал существовать, а новые идеи пока еще отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе» [2, с. 275]. В связи с этим особенно важно искать и находить соответствующие современным условиям и потребностям общества, государства, личности возможности целенаправленного формирования патриотических ценностей будущих офицеров в период их обучения в военных образовательных организациях, связанные с использованием для этого воспитательного потенциала изучаемых дисциплин. Одной из дисциплин, обладающей необходимым для этого воспитательным потенциалом, является дисциплина «Иностранный язык».

Актуальность. Возможности использования воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» для формирования патриотических ценностей будущих офицеров в современных психолого-педагогических исследованиях изучены недостаточно, особенно в русле развития патриотизма как важнейшего личностного качества, составляющей общей и профессиональной культуры военнослужащих. При этом, нельзя не отметить, что проблема развития патриотизма изучается многими исследователями и нашла отражение в многочисленных публикациях (А.Т. Абдуллаев, В.В. Дьяченко, Н.М. Конжиев, В.И. Лутовинов, С.А. Марков, В.Ю. Микрюков, Г.Х. Мухамедова, Н.М. Снопко, А.В. Тимофеев, С.Н. Томилина, Р.О. Яковлев и др.). В последние годы усиливается и внимание к изучению воспитательного потенциала иноязычной подготовки будущих специалистов (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.Н. Карташова, О.В. Коновалова, В.П. Кузовлев, Л.В. Меглинская, Е.И. Пассов, А.И. Тюнякин, В.Б. Царькова и др.). Однако комплексных исследований развития патриотизма будущих офицеров, формирования патриотических ценностей в аспекте реализации воспитательного потенциала, заложенного в иноязычном образовании, как актуальной и значимой психолого-педагогической проблемы, не проводилось. В то же время, как показывают результаты проведенных исследований и опытно-экспериментальной работы, успешная реализация воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в образовательном процессе военных вузов способствует эффективному и устойчивому формированию патриотических ценностей будущих офицеров, если она осуществляется в русле становления общей и профессиональной культуры курсантов. Акцент на формирование общей и профессиональной культуры особенно важен, так как иноязычное образование обладает мощной культурологической составляющей, способствует становлению ценностных и морально-нравственных ориентаций, духовно-нравственных качеств будущих офицеров, их гражданского сознания и активной социальной позиции, укрепляет их веру в Отечество и чувство ответственности за его защиту перед настоящими и будущими поколениями россиян.

Объекты, методы и методики исследования. Общим объектом проведенного исследования, результаты которого положены в основу настоящей статьи, стал образовательный процесс военных вузов, включающий процессы обучения, воспитания и личностного развития курсантов. Непосредственным объектом - воспитание патриотизма курсантов, которое вслед за авторами Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) рассматривалось нами как «педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества», формирование его активной жизненной позиции и готовности к служению Родине [3, с. 7-8]. Изучая воспитание патриотизма, мы

выделили в процессе воспитания такое его направление как формирование патриотических ценностей с использованием воспитательного потенциала обучения иностранному языку.

Для проведения исследования использовались в качестве ведущих культурологический, личностно-деятельностный и аксиологический подходы, позволившие: культурологический -направить исследование на обоснование теоретико-методологических положений и выявление условий, обеспечивающих культурное самоопределение курсантов, развивающее личность каждого из них, а также понимание культурной деятельности как способа развития человека в культуре (общей, профессиональной); личностно-деятельностный - обеспечить решение основной воспитательной задачи образования, как ее определяет один из авторов этого подхода И.А. Зимняя, «создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активацию внутренних резервов» [4, с. 251-252]; аксиологический - учесть возможности позитивного соотнесения курсантами своих жизненных ценностей с ценностями Отечества для реализации личностных потребностей и интересов, положенных в основу военно-профессиональной деятельности. Использованием системного методологического подхода обеспечивалась педагогическая интеграция методологических подходов, а также форм, методов и средств, использованных в процессе проведения исследования педагогической проблемы формирования патриотических ценностей будущих офицеров в аспекте актуализации воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык».

В процессе проведения исследования использовались теоретические (общенаучные: абстракция и конкретизация, сравнение и противопоставление, моделирование и частнонаучные: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение опыта разработки и использования инновационных педагогических технологий) и эмпирические (создание диагностических ситуаций, анкетирование и тестирование, проведение бесед и опросов и др.) методы. Опытно-экспериментальная работа проводилась с применением авторских и адаптированных (модифицированных) методик, в том числе: методики диагностики социализированности М.И. Рожкова, методики самооценки отношения к патриотическим ценностям С.А. Будасси, методики ранжирования ценностей М. Рокича и др. Кроме того, аналитическая оценка динамики изменения уровней сформированности патриотических ценностей курсантов осуществлялась с использованием разработанной и апробированной в ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» системы программно-диагностического сопровождения процесса формирования и развития патриотизма военнослужащих.

Результаты и их обсуждение. Изучая формирование патриотических ценностей будущих офицеров в образовательном процессе военных вузов с использованием воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык», важно учитывать возможности реализации аксиологической направленности образовательной деятельности с учетом ее специфики применительно к иноязычной подготовке будущих офицеров. Аксиологическая направленность иноязычной подготовки в русле формирования патриотических ценностей курсантов предполагает определение системы патриотических ценностей военнослужащих для ее интериоризации и последующей экстериоризации, а также соотнесение этой системы ценностей с содержанием иноязычного образования. Профессиональное поведение военнослужащих во многом определяется принятыми и осознанными ценностными доминантами, которые А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов характеризуют как «ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека» [5, с. 199]. Такой своеобразной «осью» в системе ценностных доминант военнослужащих становятся патриотические ценности (осознание своей ответственности за судьбу Отечества, воинская честь и достоинство, верность воинскому долгу, внутренняя осознанная готовность выполнить поставленные задачи по защите Родины и др.). «Верьте, русский офицер, в великое ваше призвание, - призывал в начале прошлого века Л.Л. Толстой, - не сомневайтесь в его величии потому, что всякое сомнение - начало гибели.

Вы призваны служить благу России и через служение и воспитание благу всего мира, если вы любите вашу страну, верите в нее и в себя» [6, с. 7].

Доминирующее воздействие на формирование патриотических ценностей курсантов в процессе иноязычного образования оказывают уже сформированная и продолжающая формироваться общая культура и развивающаяся профессиональная культура обучающихся, их осознанное отношение к ценностям военно-профессиональной деятельности. От того, насколько сформирована общая культура будущих офицеров, зависит формирование культуры профессиональной, а вместе с тем - становление ценностного восприятия военно-профессиональной деятельности. «На этапе профессионального овладения иностранным языком, - уверены А.Н. Утехина, Н.В. Маханькова и Е.В. Тройникова, категория воспитания ... - основная смыслообразующая категория, способствующая профессионально-нравственному и интеллектуальному развитию личности будущего специалиста» [7].

Характеризуя возможности использования воспитательного потенциала иноязычного образования для формирования патриотических ценностей курсантов, важно отметить, что установленную систему патриотических ценностей необходимо «погрузить» в содержание дисциплины «Иностранный язык» с помощью ценностной интерпретации составляющих образовательной деятельности: получения курсантами знаний о культуре носителей изучаемого языка, традициях, коммуникативном взаимодействии, приобретения умений и навыков осуществления такого взаимодействия, а также получения и усвоения информации на изучаемом иностранном языке, накопления опыта эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету. Аксиологическая направленность изучения дисциплины «Иностранный язык» посредством реализации ее воспитательного потенциала связана с преимуществами эмоциональной и убедительной трансляции педагогом патриотических ценностей и обоснованием их значимости, воздействием на эмоциональную сферу будущих офицеров средствами иноязычного обучения, что вызывает восприятие и осмысление курсантами иноязычной информации, стимулирует рефлексивную деятельность, побуждает к сопоставлению патриотических ценностей офицеров российской армии с общечеловеческими гуманистическими ценностями: справедливостью и достоинством личности, социальным равенством и равноценностью людей независимо от их расовой и национальной принадлежности, уважением культурных традиций разных народов и нравственной ответственностью и др. В связи с этим интересной представляется характеристика главной особенности общечеловеческих гуманистических ценностей с философских позиций, приведенная в исследовании И.Г. Сухиной, которая видит такую особенность в том, что они «сублимируются и удостоверяются с позиции глобального мировоззрения и мышления» [8, с. 363], однако при этом «преломляются» через сознание каждого человека.

Вряд ли можно согласиться с утверждением о том, что воспитательный потенциал - это всего лишь «возможность учебной дисциплины «Иностранный язык» оказывать развивающее, формирующее влияние на человека, его свойства и качества, личность в целом» (М.Е. Гненик) [9]. Анализ определений воспитательного потенциала, содержащихся в психолого-педагогических публикациях, привел нас к выводу о том, что воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» применительно к изучению возможностей целенаправленного формирования патриотических ценностей у будущих офицеров следует определить как совокупность ресурсов, заложенных в иноязычном обучении, которые либо вовлечены, либо могут быть вовлечены в образовательную деятельность, составляющей которой является патриотическое воспитание, а также «достаточный интеллектуальный, морально-нравственный, научно-методический уровень профессорско-преподавательского состава, обеспечение мотивации педагогов к эффективному использованию современных воспитательных технологий» [10, с. 115]. Что касается ресурсов иноязычного обучения, то они включают: целевую установку на формирование патриотических ценностей будущих офицеров, становление значимых для осуществления военно-профессиональной деятельности общей и

профессиональной культуры; разработанные и используемые в процессе обучения иностранному языку педагогические технологии, включающие эффективные методы (традиционные и инновационные, их сочетание) и средства (источники, отражающие культурное наследие, аутентичные материалы, программы, учебные и учебно-методические пособия, мультимедийные презентации и видеофильмы и др.) аксиологического воспитания; материально-техническое обеспечение изучения иностранного языка; межпредметная интеграция, позволяющая использовать воспитательный потенциал гуманитарных и специальных военных дисциплин для повышения эффективности восприятия патриотических ценностей в процессе изучения иностранного языка и др.

Безусловно, целенаправленное формирование патриотических ценностей у будущих офицеров требует рационального использования всех составляющих воспитательного потенциала в их взаимодействии. Однако можно изучать и возможности применения отдельных элементов воспитательного потенциала иноязычного обучения, учитывая при этом их включенность в целостный воспитательный потенциал формирования патриотических ценностей в образовательном процессе военного вуза. Так, в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в ВУНЦ ВВС «ВВА» в период с 2017 по 2020 гг. для формирования патриотических ценностей будущих офицеров были использованы такие элементы воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык», как Программа и учебно-методическое пособие по формированию патриотических ценностей курсантов на основе военно-исторических событий. Анализ процесса и результатов формирования патриотических ценностей проводился в соответствии с установленными когнитивным, эмоциональным, мотивационно-ценностным и рефлексивным компонентами.

Для проведения опытно-экспериментальной работы были отобраны контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. На стадии констатирующего эксперимента (КЭ) с использованием диагностического инструментария (методики диагностики социализированности М.И. Рожкова, методики ранжирования ценностей М. Рокича, опросника по методике С.А. Будасси, модифицированных методик, выполненных с учетом структуры патриотических ценностей и ориентации на военно-профессиональную специфику, и др.) было установлено, что в обеих группах уровни сформированности патриотических ценностей у курсантов примерно одинаковые. Так, в КГ для когнитивного компонента ценностно-творческий уровень установлен у 45,2 % курсантов, мотивационно-ценностный уровень - у 35,7 % курсантов и базово-ценностный уровень - у 19,1 % курсантов. В ЭГ ценностно-творческого уровня сформированности достигли 42,2 % курсантов, мотивационно-ценностного - 35,1 % курсантов и базово-ценностного уровня - 22,7 % курсантов. Для эмоционального компонента ценностно-творческий уровень определен у 41,8 % курсантов КГ и 39,5 % курсантов ЭГ; мотивационно-ценностный - у 32,7 % курсантов КГ и 32,7 % курсантов ЭГ, базово-ценностный - у 25,5 % КГ и 27,8 % курсантов ЭГ. Уровень сформированности мотивационно-деятельностного компонента у большинства курсантов КГ и ЭГ оказался базово-ценностным (54,3 % в КГ и 49,2 % в ЭГ). Что касается рефлексивного компонента, то более трети опрошенных отметили наличие у себя черт, свойственных патриоту (в КГ 36,1 %, в ЭГ 40,6 % курсантов), при этом у 26,6 % курсантов КГ и 28,4 % курсантов ЭГ установлен базово-ценностный уровень сформированности рефлексивного компонента патриотических ценностей.

Результаты, полученные по итогам диагностики патриотических ценностей у курсантов КГ и ЭГ, были зафиксированы как исходные для определения динамики изменения уровня сформированности патриотических ценностей у курсантов КГ и ЭГ по установленным компонентам в процессе проведения эксперимента на его формирующем этапе (ФЭ), целью которого стало повышение уровня сформированности патриотических ценностей у курсантов ЭГ посредством реализации Программы и использования учебно-методического пособия по формированию патриотических ценностей курсантов на основе военно-исторических событий.

На формирующем этапе эксперимента занятия в КГ проводились традиционно и без использования каких-либо дополнительных учебных материалов, в то время как в ЭГ в соответствии с разработанной Программой на практических занятиях проводились с использованием материалов учебно-методического пособия по формированию патриотических ценностей курсантов на основе военно-исторических событий. Тем самым решались следующие задачи:

1) расширение и углубление системы патриотических знаний в контексте патриотических ценностей, развитие интереса и сохранение памяти и уважения к прошлому своего народа;

2) побуждение к осознанию содержания и значения патриотических ценностей, формирование положительного отношения к ним;

3) формирование целостной личности будущего военного специалиста, его ответственности и готовности достойно представлять и защищать интересы страны, руководствоваться патриотическими ценностями в будущей деятельности [11, с. 386].

В ходе эксперимента на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» проводились беседы и дискуссии по патриотической тематике, связанной с военно-историческими событиями, курсанты выполняли творческие упражнения и анализировали конкретные ценностные ситуации, представляли презентации проектных заданий. Интересно, что изучение пословиц и выполнение творческих заданий позволило курсантам не только приобретать знания патриотической направленности, но и способствовало их накоплению, а в дальнейшем -становлению в качестве взглядов и мотивов, выступающих установками поведения. В ходе бесед и дискуссий, выполнения творческих заданий и проектов обучающиеся подвергали анализу поступки и события, представляя себя в различных ситуациях. Это позволило не только ставить и анализировать проблемные вопросы, но и способствовало формированию патриотических ценностей у будущих офицеров - защитников Отечества.

По окончании формирующего этапа эксперимента с использованием диагностического инструментария, применявшегося на этапе констатирующего эксперимента, были установлены уровни сформированности патриотических ценностей курсантов КГ и ЭГ по когнитивному, эмоциональному, мотивационно-деятельностному и рефлексивному компонентам. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты диагностики уровня сформированности патриотических ценностей курсантов КГ и ЭГ по

Уровни / Компоненты Когнитивный Эмоциональный Мотивационно-деятельностный Рефлексивный

КГ Базово-ценностный 15,2 19,6 32,6 21,7

Мотивационно-ценностный 34,7 34,7 28,3 32,6

Ценностно-творческий 50,1 45,7 39,1 45,7

ЭГ Базово-ценностный 6,8 9,1 6,8 9,1

Мотивационно-ценностный 22,7 25 36,3 27,3

Ценностно-творческий 70,5 65,9 56,9 63,6

В связи с тем, что особый интерес представляет динамика сформированности патриотических ценностей у курсантов ЭГ, приведем результаты сопоставительного анализа данных об изменении количества курсантов, находившихся на базово-ценностном, ценностно-творческом и мотивационно-ценностном уровнях сформированности патриотических ценностей по когнитивному, эмоциональному, мотивационно-деятельностному и рефлексивному компонентам до и после проведения формирующего эксперимента. Согласно данным, приведенным в таблице 1, количество обучающихся с базово-ценностным уровнем сформированности патриотических ценностей в ЭГ уменьшилось: когнитивный компонент - с

22,7 % до 6,8 %; эмоциональный компонент - с 27,8 % до 9,1 %; мотивационно-деятельностный компонент - с 49,2 % до 6,8 %; рефлексивный компонент - с 28,4 % до 9,1 %. Вместе с тем, количество курсантов с ценностно-творческим уровнем увеличилось: когнитивный компонент - с 42,2 % до 70,5 %; эмоциональный компонент - с 39,5 % до 65,9 %; мотивационно-деятельностный компонент - с 26,9 % до 56,9 % и рефлексивный компонент - с 40,6 % до 63,6 %.

Таким образом, часть курсантов ЭГ, имевших на момент начала эксперимента мотивационно-ценностный уровень сформированности патриотических ценностей, перешли на ценностно-творческий, в то же время многие курсанты перешли с базово-ценностного на мотивационно-ценностный уровень сформированности патриотических ценностей.

Безусловный интерес представляет сопоставительный анализ данных о динамике уровня сформированности патриотических ценностей у курсантов ЭГ в сравнении с аналогичными данными о динамике уровня сформированности патриотических ценностей у курсантов КГ. Данные, полученные в процессе диагностики уровней сформированности патриотических ценностей у курсантов КГ и ЭГ на этапах констатирующего и формирующего экспериментов, приведены в таблице 2 (для динамики показателей КГ) и таблице 3 (для динамики показателей ЭГ).

Таблица 2 - Динамика изменения уровней сформированности патриотических ценностей курсантов КГ, %

Критерии/ Уровни Когнитивный Эмоциональный Мотивационно-деятельностный Рефлексивный

КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ

Базово-ценностный 15,2 13,2 19,6 7,8 32,6 26,8 21,7 14,1

Мотивационно-ценностный 34,7 29,3 34,7 36,3 28,3 26,3 32,6 34,3

Ценностно-творческий 50,1 57,5 45,7 55,9 39,1 46,9 45,7 51,6

Таблица 3 - Динамика изменения уровней сформированности патриотических ценностей курсантов ЭГ, %

Критерии/ Уровни Когнитивный Эмоциональный Мотивационно-деятельностный Рефлексивный

КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ

Базово-ценностный 12,1 6,8 20,3 9,1 40,6 6,8 19,9 9,1

Мотивационно-ценностный 37,2 22,7 33,7 25 27,1 36,3 36,6 27,3

Ценностно-творческий 50,7 70,5 46 65,9 32,3 56,9 43,5 63,6

На основе данных, приведенных в таблицах 2 и 3, построены диаграммы (рисунки 1-4), наглядно демонстрирующие сопоставительную динамику уровней сформированности патриотических ценностей у курсантов КГ и ЭГ по компонентам патриотических ценностей.

80 60 40 20 0

Ценностно-творческии Мотивационно-ценностный Базово-ценностный

Когнитивный компонент

■ Базово-ценностный

■ Мотивационно-ценностный

■ Ценностно-творческий

Рисунок 1 - Динамика изменения уровней сформированности когнитивного компонента патриотических

ценностей у курсантов КГ и ЭГ

80 60 40 20 0

Ценностно-творческий Мотивационно-ценностный Базово-ценностный

Эмоциональный компонент

■ Базово-ценностный

■ Мотивационно-ценностный

■ Ценностно-творческий

Рисунок 2 - Динамика изменения уровней сформированности эмоционального компонента патриотических

ценностей у курсантов КГ и ЭГ

60 40 20 0

Ценностно-творческий Мотивационно-ценностный Базово-ценностный

Мотивационно-деятельностный компонент

Базово - ценностный

Мотивационно-ценностный

Ценностно-творческий

Рисунок 3 - Динамика изменения уровней сформированности мотивационно-деятельностного компонента

патриотических ценностей у курсантов КГ и ЭГ

80 60 40 20 0

Ценностно-творческий Мотивационно-ценностный Базово - ценностный

Рефлексивный компонент

Базово - ценностный

Мотивационно-ценностный

Ценностно-творческий

Рисунок 4 - Динамика изменения уровней сформированности рефлексивного компонента патриотических

ценностей у курсантов КГ и ЭГ

Выводы. Результаты проведенного исследования, актуальной и недостаточно разработанной в отечественных педагогических исследованиях, проблемы формирования патриотических ценностей курсантов в аспекте реализации воспитательного потенциала, заложенного в иноязычном образовании, позволили установить, что успешная реализация воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в образовательном процессе

военных вузов способствует эффективному и устойчивому формированию патриотических ценностей будущих офицеров, если она осуществляется в русле становления их общей и профессиональной культуры. При этом воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» должен рассматриваться как совокупность ресурсов, заложенных в иноязычном обучении, которые либо вовлечены, либо могут быть вовлечены в образовательную деятельность в процессе патриотического воспитания обучающихся, а также интеллектуальные, морально-нравственные, научно-методические качества профессорско-преподавательского состава, позволяющие обеспечивать эффективное использование современных воспитательных технологий.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что использование воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» позволяет повысить уровень сформированности патриотических ценностей будущих офицеров. Основой проведения опытно-экспериментальной работы послужили Программа и учебно-методическое пособие по формированию патриотических ценностей курсантов на основе военно-исторических событий. Данные элементы воспитательного потенциала иноязычного обучения способствуют расширению и углублению системы патриотических знаний в контексте патриотических ценностей, побуждению к осознанию содержания и значения патриотических ценностей, формированию положительного отношения к ним, а также формированию целостной личности будущего военного специалиста, его ответственности и готовности достойно представлять и защищать интересы страны.

Констатирующий эксперимент позволил установить примерно одинаковый уровень сформированности патриотических ценностей у курсантов в КГ и ЭГ. По завершении формирующего этапа эксперимента стало возможным констатировать повышение уровня сформированности патриотических ценностей у курсантов ЭГ, доля обучающихся с ценностно-творческим уровнем возросла, в то время как количество курсантов с базово-ценностным уровнем сформированности всех компонентов патриотических ценностей в ЭГ уменьшилось. Часть курсантов ЭГ, продемонстрировавших мотивационно-ценностный уровень сформированности патриотических ценностей на момент начала эксперимента, перешла на ценностно-творческий, многие курсанты перешли с базово-ценностного на мотивационно-ценностный уровень.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, повышение уровня сформированности патриотических ценностей будущих офицеров происходит при условии рационального использования всех составляющих воспитательного потенциала в их взаимодействии:

- в синтезе аксиологического потенциала дисциплины «Иностранный язык»;

- в возможностях образовательной среды военного вуза и использовании материалов, включающих комплекс заданий и упражнений, нацеленных на формирование патриотических ценностей курсантов, и их системной реализацией в условиях высших военных учебных заведений.

Все вышеперечисленное будет способствовать формированию патриотических ценностей будущих офицеров, укрепит их веру в Отечество и повысит чувство ответственности за его защиту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Путин В.В. Выступление на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи 12 сентября 2012 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения 14.11.2020).

2. Бабочкин П.И. Основные направления системы воспитания студентов вузов // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы: сб. под ред. И.А. Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис». 2004. С. 267-278.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с.

4. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса / Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244-252.

5. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Том 2. М.: Мысль, 1965. С. 189-208.

6. Толстой Л.Л. Памятка русского офицера. Патриотическая библиотека. СПб.: Доброе дело, 1907. 8 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kvrf.milportal.m>lev-lvovich.. .pamyatka-russkogo.. .g/ (дата обращения 20.11.2020).

7. Утехина А.Н., Маханькова Н.В., Тройникова Е.В. Воспитательно-развивающий потенциал иноязычного образования на современном этапе: уровень целеполагания // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16617 (дата обращения 12.11.2020).

8. Сухина И.Г. Гуманизм и общегуманистические ценности в условиях и перспективе глобализации культурно-исторического процесса // Российский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4. С. 349-364.

9. Мещерякова Е.И. Использование воспитательного потенциала образовательной среды как фактор профессионально-личностного развития будущих специалистов // Материалы 14-ой Международной научно-практической конференции «Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера». Казань, 2020. С. 113-117.

10. Гненик М.Е. Воспитательный потенциал лингвистической подготовки в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29775 (дата обращения 06.11.2020).

11. Суханова А.С. Роль дисциплины «иностранный язык» в формировании патриотических ценностей // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: материалы V Международной научно-методической конференции (24 мая 2019 г.). Омск: ОАБИИ, 2019. С. 385-387.

REFERENCES

1. Putin V.V. Vystuplenie na vstreche s predstavitelyami obschestvennosti po voprosam patrioticheskogo vospitaniya molodezhi 12 sentyabrya 2012 goda. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (data obrascheniya 14.11.2020).

2. Babochkin P.I. Osnovnye napravleniya sistemy vospitaniya studentov vuzov // Strategiya vospitaniya v obrazovatel'noj sisteme Rossii: podhody i problemy: sb. pod red. I.A. Zimnej. M.: Agentstvo «Izdatel'skij servis». 2004. pp. 267-278.

3. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveschenie, 2014. 23 p.

4. Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatel'nostnyj podhod kak osnova organizacii obrazovatel'nogo processa / Obschaya strategiya vospitaniya v obrazovatel'noj sisteme Rossii (k postanovke problemy): Kollektivnaya monografiya. V 2 knigah. Kniga 1. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2001. pp. 244-252.

5. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Otnoshenie k trudu i cennostnye orientacii lichnosti // Sociologiya v SSSR. Tom 2. M.: Mysl', 1965. pp. 189-208.

6. Tolstoj L.L. Pamyatka russkogo oficera. Patrioticheskaya biblioteka. SPb.: Dobroe delo, 1907. 8 p. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://kvrf.milportal.ru>lev-lvovich.. .pamyatka-russkogo.. .g/ (data obrascheniya 20.11.2020).

W g

U

7. Utehina A.N., Mahan'kova N.V., Trojnikova E.V. Vospitatel'no-razvivayuschij potencial inoyazychnogo obrazovaniya na sovremennom 'etape: uroven' celepolaganiya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16617 (data obrascheniya 12.11.2020).

8. Suhina I.G. Gumanizm i obschegumanisticheskie cennosti v usloviyah i perspektive globalizacii kul'turno-istoricheskogo processa // Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2016. T. 5. № 4. pp.349-364.

9. Mescheryakova E.I. Ispol'zovanie vospitatel'nogo potenciala obrazovatel'noj sredy kak faktor professional'no-lichnostnogo razvitiya buduschih specialistov // Materialy 14-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Professional'no-lichnostnoe razvitie buduschih specialistov v srede nauchno-obrazovatel'nogo klastera». Kazan', 2020. pp. 113-117.

10. Gnenik M.E. Vospitatel'nyj potencial lingvisticheskoj podgotovki v tehnicheskom vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. № 3. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29775 (data obrascheniya 06.11.2020).

11. Suhanova A.S. Rol' discipliny «inostrannyj yazyk» v formirovanii patrioticheskih cennostej // Problemy modernizacii sovremennogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskie aspekty. Lingvometodicheskie problemy i tendencii prepodavaniya inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii (24 maya 2019 g.). Omsk: OABII, 2019. pp. 385-387.

© Мещерякова Е.И., Ларина Т.В., Еремин А.В., Суханова А.С., 2021

Мещерякова Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (проблем применения обеспечения и управления авиацией ВВС), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, elenamsol@yandex.ru.

Ларина Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, tanialar2008@yandex.ru.

Еремин Андрей Викторович, заместитель начальника военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» по военно-политической работе - начальник военно-политического отдела, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Суханова Анастасия Сергеевна, преподаватель кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, suhnastasia@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.