Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ФОКУС-ГРУППА / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНЫЕ РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лифанова Т.Е., Межуева В.А.

В статье рассматриваются прикладные аспекты девиантологии: обосновывается необходимость социологического исследования склонности к девиантному поведению несовершеннолетних. Актуальность исследования обусловлена тем, что существование современного общества в цифровой реальности способствует вовлечению молодежи в виртуальное общение и часто сопровождается формированием девиаций. Авторы статьи представляют результаты диагностики несовершеннолетних (фокус-группа) с целью определения у них агрессивных и враждебных реакций, способных стать катализатором девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лифанова Т.Е., Межуева В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS AS ONE THE REQUIREMENTS OF SOCIAL REALITY

The article deals with applied aspects of deviantology: the necessity of a sociological study of the propensity to deviant behavior of minors is justified. The relevance of the research is due to the fact that the existence of a modern society in digital reality contributes to the involvement of young people in virtual communication and is often accompanied by the formation of deviations. The authors present the results of diagnostics of minors (focus group) in order to determine their aggressive and hostile reactions that can become a catalyst for deviant behavior.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 316. 624

ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Т.Е. Лифанова, В.А. Межуева ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

В статье рассматриваются прикладные аспекты девиантологии: обосновывается необходимость социологического исследования склонности к девиантному поведению несовершеннолетних. Актуальность исследования обусловлена тем, что существование современного общества в цифровой реальности способствует вовлечению молодежи в виртуальное общение и часто сопровождается формированием девиаций. Авторы статьи представляют результаты диагностики несовершеннолетних (фокус-группа) с целью определения у них агрессивных и враждебных реакций, способных стать катализатором девиантного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, психологическая диагностика, фокус-группа, деструктивное поведение, агрессивные реакции.

Обзор исследований по проблеме девиантного поведения старших школьников позволяет сделать вывод, что определение причин и типов девиаций в системе современного образования является актуальной темой исследования с целью развития современных способов профилактики и коррекции отклоняющегося поведения учащихся в средних общеобразовательных учебных заведениях.

Помимо этого, актуальность исследования обусловлена тем, что деятельность по цифро-визации многих сфер жизни общества способствует еще большему вовлечению молодежи в виртуальное общение, что является негативным фактором, способствующим формированию девиации. На данном этапе развития общества, когда актуализируются социальные ожидания в отношении образования, рассматриваемого в качестве одного из ведущих факторов развития общества, растет внимание к проблемам отклоняющегося поведения обучающихся.

В связи с актуальностью проблемы девиантного поведения молодежи и ростом числа факторов, негативно влияющих на процесс формирования личности, возрастает интерес ученых к этой проблеме, что нашло отражение в увеличении числа научных публикаций.

Необходимость рассмотрения выбранной темы основана на исключительной важности понимания педагогическим сообществом трудностей формирования личности в возрасте 15-17 лет и особенностей поведения учащихся в этот период их жизни. Учителя и преподаватели имеют возможность заметить признаки отклоняющегося поведения и принять меры для коррекции девиации. Ведь выпускник среднего образовательного учреждения должен обладать не только знаниями, но и перенимать принципы поведения и морали, соответствующие его статусу.

В основе любой публикации по девиантному поведению лежат труды И.Ю.Блясовой, Н.В. Галустян, М.И. Еникеева, Е.В. Змановской, В.А. Менделеевича, Г.М. Коджаспировой, Л.Б. Шнейдер, Л.В. Мардахаева. Отдельные аспекты рассматриваемой темы освещены в периодических научных статьях Апиняна Г.В., Вакулы И. М., Загутина Д.С., Кирикова А.А., Калининой Е.В., Фроловой Е. В., Рудневой Е.В., Радюкина Е.Е., Морозовой О.А. и др.

Интерес к теме не угасает, так как количество и виды проявлений девиации среди всех слоёв населения, в том числе и у несовершеннолетних, не уменьшается, лишь видоизменяется. Данная проблема является одной из ключевых как в социологии, так и в социальной работе. В нашей работе мы хотели бы обсудить проблему девиантного поведения несовершеннолетних, ее причины, а также взгляды известных ученых в области социологии и психологии относительно данной темы.

Стоит отметить, что существует множество подходов к определению понятия «девиантное поведение». К тому же каждый из авторов трактует его по-своему.

В современном психологическом словаре мы можем встретить следующее определение: «Девиантное поведение - действия, не соответствующие официально установленным или факти-

чески сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию» [6, с.90].

Блясова И.Ю. трактует данное понятие так: «Девиантное поведение - это действия, не соответствующие социально одобряемым нормам, ценностям, культуре поведения, сложившиеся в условиях социальной дезорганизации с преобладанием таких факторов-детерминантов, как насилие, аморальность, изолированность от социально-культурной среды, нередко с дефектами психического здоровья, отсутствием внешнего и внутреннего контроля» [2, с.77].

Научная позиция доктора педагогических наук, профессора Мардахаева Л.В. более конкретна: «Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отдельных отклонений от принятых в обществе норм» [5, с.406].

Немаловажным в рассмотрении темы девиантного поведения является знание его видов. Проанализировав труды нескольких известных ученых в данной области, мы решили выделить классификацию девиантного поведения Е.В. Змановской. Данный автор делит девиантное поведение на следующие виды [4, с. 11]:

- антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию;

- асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений;

- аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Общество, окружающее «девианта», выступает в двух проявлениях. Во-первых, окружение девианта, которое может оказывать влияние на формирование у индивида склонностей к девиантному поведению. Во-вторых, учреждения или личности, оценивающие и реагирующие на поступки девианта, а также лица, корректирующие эти поступки.

Проанализировав подходы к определению понятия «девиантное поведение», можно заключить: авторы проявлением девиантного поведения называют действия индивида, на которых основываются поступки, выходящие за понятие «нормы». Система поступков такого индивида и формирует само девиантное поведение.

Причины отклонения человеческого поведения от нормы разные ученые видят по-разному. Если мы обратимся к мыслям великого социолога Эмиля Дюркгейма, к его тезисам в труде «Педагогика и социология», - «в самом деле, я считаю как раз основой всякого теоретического построения в педагогике положение о том, что воспитание - явление главным образом социальное как по своим функциям, так и по происхождению, и, следовательно, педагогика зависит от социологии сильнее, чем от любой другой науки» [3, с.148],- то можем проследить мысль о том, что вся человеческая природа зависит именно от воспитания и того, что заложено в человека в самом детстве. То есть, если в поведении человека происходят какие-либо отклонения, то причину стоит искать в его детстве.

Суть теории социальной дезорганизации Н. Смелзера заключена в утверждении: « ...социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения. Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу»[7, с.234].

Теория стигматизации в качестве фактора девиантного поведения называет «неследование стандартам поведения», навязанным авторитетными, референтными группами общества. Г. Беккер пишет: «Социальные группы создают девиацию, поскольку следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, которым «наклеиваются ярлыки» аутсайдеров. С этой точки зрения девиация - это не качество поступка, который совершает человек, а скорее - следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя"» [1, с.9].

Наиболее распространенными формами отклоняющегося поведения несовершеннолетних исследователи называют: употребление алкогольсодержащих напитков, курение сигарет и прочих курительных приспособлений, употребление наркотиков и токсических средств, проституция, чрезмерное употребление в речи нецензурных выражений, чрезмерное

увлечение социальными сетями и компьютерными играми, хулиганство, вандализм, насилие, экстремизм, попытки суицида, необоснованные трансформации тела, «гламуризация».

В основе данных девиаций часто лежат внутренние проблемы молодых людей: чувство вины перед родителями, чувство страха перед будущим и неуверенность в своих силах, вербальная и физическая агрессия.

Для более полного понимания проблемы и убеждения в том, что она действительно является актуальной в современном обществе, нами была на практике применена психологическая диагностика с помощью опросника Басса-Дарки. Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций [4, с.230 ].

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1) физическая агрессия - использование физической силы против другого лица,

2) косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная,

3) раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость),

4) негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов,

5) обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия,

6) подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред,

7) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы),

8) чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

В тестирование приняли участие 20 учащихся 10 класса МБОУ Стародубской СОШ № 2. Полученные при проведении тестирования результаты (по пяти респондентам) мы представляем ниже.

■ физическая агрессия

25

■ косвенная агрессия

20 ■ раздражение

Ш вербальная агрессия

15 10

■ подозрительность

негативизм чувство вины

5

vi индекс агрессии

□ 11 индекс

Тест 1 враждебности

Тест 1. Респондент 1. Пол женский; возраст 16 лет.

У респондента 1 в возрасте 16 лет индекс агрессии достаточно высок, индекс враждебности в два раза ниже. Среди проявлений деструктивного поведения выделяются вербальная агрессия, подозрительность, чувство вины. Самый низкий показатель- обидчивость.

Тест 2. Респондент 2. Пол женский, возраст 17 лет

У респондента 2 в возрасте 17 лет при высоком индексе агрессии резко возрастает индекс враждебности. Среди проявлений деструктивного поведения на первое место выходит подозрительность, далее - вербальная агрессия, далее - обида и физическая агрессия. Самый низкий показатель имеют такие качества, как негативизм, раздражение, косвенная агрессия.

■ ¡Ьизи ческа йагоессия

■ косвенная агрессия ■ раздражение

еербэльнзя агрессия ■ обида ■ пплтгитрпкмпгтк

■ ] негативизм чувство ВИНЫ

1 1 индекс агрессии индекс враждебности

Тест 3

Тест 3. Респондент 3. Пол женский, возраст 16 лет

У респондента 3 в возрасте 17 лет при высоком индексе агрессии индекс враждебности достаточно низкий. Среди проявлений деструктивного поведения на первое место выходит раздражение, вербальная агрессия, подозрительность, чувство вины. Самый низкий показатель имеют такие качества, как обида, негативизм, физическая агрессия.

30

25

20

15

10

■ физическая агрессия

р косвенная агрессия ■ раздражение

■ вербальная агрессия ■ обида

■ подозрительность 1 негативизм

1 1 чувство вины индекс агрессии

р 1 индекс враждебности

Тест 4

Тест 4. Респондент 4. Пол мужской, возраст17 лет

У респондента 4 в возрасте 17 лет при высоком индексе агрессии индекс враждебности очень низкий. Обладает такими деструктивными качествами, как физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражение. Самый низкий показатель имеют такие качества, как чувство вины и обида.

Тест 5. Респондент 5. Пол мужской, возраст 16 лет

У респондента 5 в возрасте 16 лет при высоком индексе агрессии индекс враждебности достаточно средний. Среди проявлений деструктивного поведения на первое место выходит раздражение, вербальная агрессия, подозрительность, чувство вины. Самый низкий показатель имеют такие качества, как негативизм, физическая агрессия.

В ходе исследования было выяснено, что данная анкета является быстрым и эффективным способом психологической диагностики склонности к девиантному поведению у несовершеннолетних.

При обобщении результатов по группе тестируемых в целом нами были сделаны следующие выводы.

Среднее значение индекса агрессии равно 20,3, что не превышает норму (24). Уровень нормального значения был превышен лишь у двух опрошенных мужского пола на 1 единицу, что не так критично.

Из этого мы можем сделать вывод, что проявление девиаций среди данной группы подростков маловероятно, но тем не менее очевидно, что проблема девиантного поведения актуальна среди современной молодежи.

Список литературы

1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход.- М.: ГУ ВШЭ, 2003.670 с.

2. Блясова, И.Ю. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона : автореферат ... д-ра пед. наук / И.Ю. Блясова. - Челябинск, 2016.- 51 с.

3. Дюркгейм Э. Педагогика и социологии // Дюркгейм Э. Социологии. - М.: Канон, 1995.- 250 с.

4. Змановская, Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2017. - 288 с.

5. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Л.В. Мардаха-ев. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. - 817 с.

6. Мещерякова, Б.Г. Современный психологический словарь : учеб. пособие для вузов / под общ. ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Санкт-Петербург.: Прайм-Еврознак, 2015. - 634 с.

7. Смелзер, Н. Социология/ пер. с англ. - М.: феникс, 1998.- 688 с.

Сведения об авторах

Лифанова Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», доцент кафедры социологии и социальной работы.

e-mail: lifanovargsu@mail.ru

Телефон: +79102965104, рабочий: +74832643031

Межуева Вероника Алексеевна - студентка 4 курса по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

e-mail: veronika20002018@gmail.com

Телефон: +79621347983, рабочий: +74832643031

UDC 316. 624

DIAGNOSTICS OF PROPENSITY TO DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS AS ONE OF

THE REQUIREMENTS OF SOCIAL REALITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T.E. Lifanova, V. A., Mezhueva

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Bryansk State Academician I.G. Petrovski University» The article deals with applied aspects of deviantology: the necessity of a sociological study of the propensity to deviant behavior of minors is justified. The relevance of the research is due to the fact that the existence of a modern society in digital reality contributes to the involvement of young people in virtual communication and is often accompanied by the

formation of deviations. The authors present the results of diagnostics of minors (focus group) in order to determine their aggressive and hostile reactions that can become a catalyst for deviant behavior.

Keywords: deviant behavior, psychological diagnostics, focus group, destructive behavior, aggressive reactions

References

1. Becker G. Human behavior: an economic approach.- M.: GU VSHE, 2003.- 670 p.

2. Vlasova, I. Y. Theoretical and methodological basis of prevention of deviant behavior of teenagers in the socio-cultural environment of the region : the dissertation ... d-RA PED. Sciences / I. Y. Vlasova. - Chelyabinsk, 2016. - 51 p.

3. Durkheim E. Pedagogy and sociology // Durkheim E. Sotsiologii. - M.: Kanon, 1995. -

250 p.

4. Zmanovskaya, E. V. Deviantology. Psychology of deviant behavior / E. V. Zmanovskaya. - M.: Academy, 2017. - 288 p.

5. Mardakhaev, L. V. Social pedagogy: textbook for bachelors / L. V. Mardakhaev - - 8th ed., reprint. Moscow: yurayt, 2015. - 817 p.

6. Meshcheryakova, B. G. Modern psychological dictionary: textbook. manual for universities / under the General editorship of B. G. Meshcheryakova, V. P. Zinchenko. - Saint Petersburg: Prime-euroznak, 2015. - 634 p.

7. Smelzer, N. Sotsiologiya / per. s angl. - M.: Feniks, 1998. - 688 p

Author's information

Tatyana Lifanova-candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, associate Professor of the Department of sociology and social work.

e-mail: lifanovargsu@mail.ru Phone: +79102965104, work: +74832643031

Mezhueva Veronika Alekseevna-4th year student in the field of training 39.03.02 "Social work" of the Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky e-mail: veronika20002018@gmail.com Phone: +79621347983, work: +74832643031

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.