Научная статья на тему 'Исследование психологических особенностей личности склонной к девиантному поведению'

Исследование психологических особенностей личности склонной к девиантному поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
800
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕВИАЦИЯ / АДДИКЦИЯ / ДЕСТРУКЦИЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / PERSONALITY / DEVIATION / ADDICTION / DESTRUCTION / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хусаинова С. В., Хакимзянов Р. Н.

Статья направлена на изучение особенностей личности, склонной к девиантному поведению. Разнообразие проявления форм отклоняющегося поведения требует проведения сравнительного анализа и выявления теоретических предпосылок объяснения девиации личности. Учеными в настоящее время изучаются рядоположенные характеристики, описываемые ими как деструкции, аддикции и другие формы отклоняющегося поведения. В связи с этим возникает необходимость проведения сравнительного анализа характеристик, объясняющих феномен девиации. Цель исследования: выявить личностные особенности, характеризующие лиц с девиантными формами поведения. Авторами выявлено, что существуют значимые статистические различия между группой девиантных подростков и группой обычных школьников по показателю социальной адаптации. В исследовании определено, что личностные особенности девиантных подростков характеризуются сообразностью эмоционального, коммуникативного, регулятивного, интеллектуального компонентов. Проведенное авторами исследование вносит вклад в теорию отклоняющегося поведения, расширенного описания девиантных форм поведения личности, выраженных в склонности к применению физического насилия, негативизму, подозрительности, чувствам обиды и вины, агрессивности и враждебности. Статья предназначена для аспирантов, исследователей и педагогов-психологов, изучающих формы отклоняющегося поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хусаинова С. В., Хакимзянов Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY ORIENTED ON DEVIANT BEHAVIOR

The article is aimed at studying personality traits prone to deviant behavior. The variety of manifestations of forms of deviant behavior requires a comparative analysis and identification of theoretical prerequisites for explaining personality deviation. Scientists are currently studying the parallel characteristics described by them as destruction, addiction and other forms of deviant behavior. In this respect, it becomes necessary to conduct a comparative analysis of the characteristics that explain the phenomenon of deviation. The purpose of the study: to identify personal characteristics characterizing individuals with deviant forms of behavior. The authors revealed that there are significant statistical differences between the group of deviant adolescents and the group of ordinary schoolchildren in terms of social adaptation. The study determined that the personality characteristics of deviant adolescents are characterized by the conformity of the emotional, communicative, regulatory, intellectual components. The study conducted by the authors contributes to the theory of deviant behavior, in particular an expanded description of deviant forms of personality behavior, expressed in a tendency to use physical violence, negativity, suspicion, feelings of resentment and guilt, aggressiveness and hostility. The article is intended for graduate students, researchers and educational psychologists studying forms of deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических особенностей личности склонной к девиантному поведению»

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СКЛОННОЙ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

С.В. Хусаинова, Р.Н. Хакимзянов1

1Статъя выполнена по государственному заданию № 0599-2019-0043 «Проблема отклоняющегося поведения в системе современного человековедения»

Аннотация. Статья направлена на изучение особенностей личности, склонной к девиантному поведению. Разнообразие проявления форм отклоняющегося поведения требует проведения сравнительного анализа и выявления теоретических предпосылок объяснения девиации личности. Учеными в настоящее время изучаются рядоположенные характеристики, описываемые ими как деструкции, аддикции и другие формы отклоняющегося поведения. В связи с этим возникает необходимость проведения сравнительного анализа характеристик, объясняющих феномен девиации. Цель исследования: выявить личностные особенности, характеризующие лиц с девиантными формами поведения. Авторами выявлено, что существуют значимые статистические различия между группой девиантных подростков и группой обычных школьников по показателю социальной адаптации. В исследовании определено, что личностные особенности девиантных подростков характеризуются сообразностью эмоционального, коммуникативного, регулятивного, интеллектуального компонентов. Проведенное авторами исследование вносит вклад в теорию отклоняющегося поведения, расширенного описания девиантных форм поведения личности, выраженных в склонности к применению физического насилия, негативизму, подозрительности, чувствам обиды и вины, агрессивности и враждебности.

Статья предназначена для аспирантов, исследователей и педагогов-психологов, изучающих формы отклоняющегося поведения.

Ключевые слова: личность, девиация, аддикция, деструкция, отклоняющееся поведение.

RESEARCH ON PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY ORIENTED ON DEVIANT BEHAVIOR

S. Khusainova, R. Khakimzyanov

Abstract. The article is aimed at studying personality traits prone to deviant behavior. The variety of manifestations of forms of deviant behavior requires a comparative analysis and identification of theoretical prerequisites for explaining personality deviation. Scientists are currently studying the parallel characteristics described by them as destruction, addiction and other forms of deviant behavior. In this respect, it becomes necessary to conduct a comparative analysis of the characteristics that explain the phenomenon of deviation. The purpose of the study: to identify personal characteristics characterizing individuals with deviant forms of behavior. The authors revealed that there are significant statistical differences between the group of deviant adolescents and the group of ordinary schoolchildren in terms of social adaptation. The study determined that the personality characteristics of deviant adolescents are characterized by the conformity of the emotional, communicative, regulatory, intellectual components. The study conducted by the authors contributes to the theory of deviant behavior, in particular an expanded description of deviant forms of personality behavior, expressed in a tendency to use physical violence, negativity, suspicion, feelings of resentment and guilt, aggressiveness and hostility.

The article is intended for graduate students, researchers and educational psychologists studying forms of deviant behavior.

Keywords: personality, deviation, addiction, destruction, deviant behavior.

В настоящее время актуализируются исследования, направленные на изучение отклоняющегося поведения человека. В современном мире аддиктивность проявляется в поведении человека, в стремлении к уходу от реальности. Формируется искусственное создание своего психического состояния через принятие психоактивных веществ или следование виду деятельности путем фиксации на ней

внимания, что способствует поддержанию переживания интенсивных эмоций. Однако необходимо отметить, что уже сегодня выявлены и нехимические формы аддикции, которые создаются внешней средой, средой Интернета, коммуникациями с элементами манипуляций. Объясняя данные явления, можно причислить проявления особенных характеристик

аддиктивной личности с ее дисгармоничным состоянием.

Одной из причин проявления девиантного поведения являются недостаток воспитания (наследственность, педагогическая запущенность, негативное воздействие социума) и рассогласованность социальных институтов (семья, образовательная организация, органы управления), но и нельзя не отметить влияния личностных особенностей и способностей к приобретению собственного опыта к противодействию формирования аддикций.

А.Ю. Кржечковским [1] выявлены особенности функции самопознания как важный компонент генеза девиантного поведения, следствием которого являются психопатические расстройства. Уже с 12 - 13 лет у подростков отмечаются: снижение динамики образа Я и его искажение, низкие показатели степени зрелости личности, снижение социально-психологической адаптации. Кржечковским А.Ю. подчеркивается, что именно в подростковом возрасте формируются предпосылки формирования ценностей и самопознания, несформированность которых создает основу для развития отклоняющегося поведения и разного рода аддикций.

Изучая девиантное поведение, нельзя не отметить исследования авторов, направленных на изучение деструктивного поведения. Ц.П. Короленко [4] в своих исследованиях деструкции личности показал, что это отклоняющееся поведение, которое наносит вред самому человеку и его окружению.

Ю.А. Клейбергом [5] деструктивное поведение определено как «нарушающее, разрушающее или приводящее к распаду построения социальных связей». Некоторыми учеными подчеркивается, что деструктивность обусловлена биологическими факторами (Р. Кречмер, К. Лоренц, Ч. Ламброзо, У. Шелдон), у других это поведение, формирующееся в процессе социализации личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.) [2;3;6].

К.О. Чедия, В.П. Стрельцов, Ю.В. Столбун определяют влияние на личность человека внешних условий, особенности взаимоотношений родителей, воспитателей и сверстников [7;8].

Однако изучение личности, склонной к девиации, требует новых исследований и раскрытия ее особенностей в проявлении различных форм отклоняющегося поведения.

Нами проведено исследование с участием обучающихся школ закрытого типа (32 человека) и средних образовательных школ (68 человек)

городов Казани, Чистополя, Нижнекамска, Набережных Челнов.

Для выявления личностных особенностей, характеризующих лиц с девиантными формами поведения, мы выделили две группы испытуемых:

1 группа - девиантные подростки (отбывающие наказание в школах закрытого типа);

2 группа - подростки с обычных школ (контрольная группа).

Данные группы диагностировались при помощи следующих методик:

1) 16 - факторный опросник Дж. Кеттела (форма С), используемый для сбора данных, описывающих широкий спектр индивидуально-личностных особенностей;

2) опросник уровня агрессивности А. Басса и Э. Дарки для диагностики эмоционально-волевых компонентов личности;

3) вторая часть ценностного опросника (профиль личности) Ш. Шварца, используемого для описания ценностно-смысловой сферы личности;

4) методика для изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова, диагностирующая уровень социальной адаптации личности.

При сравнении группы девиантных подростков с группой обычных школьников с помощью 1>кригерия Стьюдента по показателю социальной адаптации были выявлены значимые статистические различия, что обосновывает сравнение данных групп, как различающихся с точки зрения социальной адаптированности, см. таблицу 1, рисунок 1.

При статистическом сравнении группы девиантных подростков с группой обычных школьников по показателям 16-факторного опросника Кеттелла выявились значимые статистические различия, наглядно

представленные в таблице 2 и в виде рисунка 2. Значимые различия обнаружились в эмоциональном блоке: у группы девиантных подростков показатели фактора С тяготеют к полюсу эмоциональной нестабильности, а фактора Q4 к напряжённости. При этом отличия по фактору С имеют значимость р<0,01. Такие параметры эмоционально-волевой сферы личности девиантной группы и стали причиной социальной дезадаптации, которая впоследствии только усугубила положение.

Также значимые различия выявились в коммуникативном блоке, а именно: у группы девиантных подростков показатели по фактору А ближе к полюсу замкнутости, а по фактору L к

подозрительности. Полученные результаты и низкого уровня способности к установлению

являются следствием социальной неустроенности социальных контактов.

Таблица 1. - Значение икритерия Стьюдента при сравнении 1 и 2 групп по параметру социальной адаптации

Признак Значение ^критерия Уровень значимости

Общий показатель социальной адаптации -2,832 р<0,01

Значимые различия между группой девиантных подростков и обычных школьников также были выявлены в регулятивном блоке: у девиантной группы показатели фактора О тяготеют к полюсу низкой нормативности

поведения, а фактора Q3 - к низкому самоконтролю. Такие характеристики регулятивной системы личности могут обусловливать подверженность к импульсивным поступкам и к девиантному поведению.

2,5 2 1,5 1

0,5 0

^1 группа И 2 группа

Среднее значение общего показателя уровня социальной адаптации в группе

Рисунок 1. - Сравнение по икритерию Стьюдента уровня социальной адаптации 1 и 2 групп

Также из таблицы 2 видно, что статистически значимые различия (р<0,01) также наблюдаются в интеллектуальном блоке, а именно у девиантной группы фактор В ближе к полюсу ограниченного мышления. Можно предположить, что данный факт может обусловливать низкую лабильность адаптационной системы и её ограниченность в актуальных способах реагирования на окружающую действительность.

Значимые различия также выявились по фактору I: у девиантной группы этот показатель

ближе к полюсу практицизма, в отличие от группы обычных школьников. Данный результат может быть обусловлен проблемами в эмоциональном развитии личности социально-дезадаптивных подростков.

При статистическом сравнении группы девиантных подростков с группой обычных школьников по результатам опросника Басса-Дарки были выявлены значимые статистические, представленные в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 2. - Значимые статистические различия между 1 и 2 группами по результатам 16-факторного опросника Дж. Кеттелла

Фактор Значение ^критерия Уровень значимости

А (замкнутость/общительность) 2,592 р<0,05

В (ограниченное/развитое мышление) 6,005 р<0,01

С (эмоциональная нестабильность/стабильность) 2,803 р<0,01

в (низкая/высокая нормативность поведения) 2,395 р<0,05

I (практицизм/чувственность) 2,418 р<0,05

Ь (доверчивость/подозрительность) -2,407 р<0,05

Q3 (низкий/высокий самоконтроль) 2,458 р<0,05

Q4 (расслабленность/напряжённость) -2,113 р<0,05

8 6 4 2 0

■ 1 группа И 2 группа

А* В** С** в* I* Ь* 03* 04

Рисунок 2. - Сравнение по икритерию Стьюдента результатов 16-факторного опросника Дж. Кеттелла 1 и 2 групп

Примечание: рисунок построен на основе средних значений результатов 16-факторного опросника Кеттелла в группах с обозначением уровней значимости: * - р<0,05; ** - р<0,01.

Таблица 3. - Значимые статистические различия между 1 и 2 группами по результатам опросника Басса-Дарки

Параметр Значение ^критерия Уровень значимости

Физическая агрессия -2,861 р<0,01

Негативизм -2,360 р<0,05

Обида -2,016 р<0,05

Подозрительность -2,224 р<0,05

Вина -2,423 р<0,05

Агрессивность -2,084 р<0,05

Враждебность -2,587 р<0,05

18 16 14 12 10 8 6 4 2

0

■ 1 группа □ 2 группа

ФА** Нгт* Обд* Пдзрт* Вина* Агр* Вржд*

Рисунок 3. - Сравнение по икритерию Стьюдента результатов опросника Басса-Дарки 1 и 2 групп

Примечание: рисунок построен на основе средних значений результатов опросника Басса-Дарки в группах с обозначением уровней значимости: * - р<0,05; ** - р<0,01.

Показатели: ФА - Физическая агрессия; Нгт - Негативизм; Обд - Обида; Пдзрт - Подозрительность; Агр - Агрессивность; Вржд - Враждебность.

Из таблицы 3 видно, что наиболее значимое статистическое различие выявлено по параметру «Физическая агрессия», то есть у группы девиантных подростков этот показатель выше, чем у группы обычных школьников, что говорит о большей склонности представителей девиантной группы к применению физического насилия.

Значимые различия были обнаружены в таких показателях, как «Негативизм», «Обида», «Подозрительность», «Вина», «Агрессивность» и «Враждебность», выявляя большую

выраженность этих параметров у девиантной группы, что, характеризует напряжённость эмоционально-волевой сферы личности её

респондентов, а также их общее негативное и враждебное отношение к окружающему миру.

При сравнении данных групп по результатам ценностного опросника Ш. Шварца выявились значимые статистические различия в категориях ценностей, см. таблицу 4, рисунок 4.

Из таблицы 4 видно, что для группы девиантных подростков характерно оценивать такие категории ценностей, как «Конформизм», «Доброта» и «Стимуляция» как менее значимые, по сравнению с группой обычных школьников, а «Безопасность» как более значимую.

Конформизм, как понимает его Ш. Шварц (ограничение действий и побуждений,

причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию), и доброта являются гуманистическими ценностями, а так как девиантное поведение в основе своей антигуманно, то представляется обоснованным, что группа девиантных подростков придает данным ценностям меньшую значимость.

В то же время более высокая важность безопасности может говорить о фрустрированности данной потребности у девиантных подростков, что и находит выражение во враждебном отношении к миру, который воспринимается ими как несущий угрозу и опасность.

Таблица 4. - Значимые статистические различия между 1 и 2 группами по результатам личностного профиля ценностного опросника Ш. Шварца

Ценности Значение ^критерия Уровень значимости

Конформизм -3,900 р<0,01

Доброта -2,083 р<0,05

Стимуляция -2,131 р<0,05

Безопасность 2,739 р<0,01

8 7 6 5 4 3 2 1 0

Конформизм

Доброта*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимуляция*

Безопасность**

■ 1 группа 13 2 группа

Рисунок 4. - Сравнение по икритерию Стьюдента результатов личностного профиля ценностного опросника Ш. Шварца 1 и 2 групп

Примечание: рисунок построен на основе средних значений результатов личностного профиля ценностного опросника Ш. Шварца в группах с обозначением уровней значимости: * - р<0,05; ** - р<0,01.

Таким образом, мы выявили значимые статистические различия между группой девиантных подростков и группой обычных школьников по показателю социальной адаптации, что делает обоснованным наше сравнение данных групп с точки зрения изучения личностных особенностей девиантных подростков. Мы можем утверждать, что личностные особенности девиантных подростков характеризуются особенностями эмоционального блока факторов, а именно большей эмоциональной нестабильностью и

напряжённостью; коммуникативного

блока - большей замкнутостью и подозрительностью; регулятивного

блока - меньшей нормативностью поведения и меньшим уровнем самоконтроля;

интеллектуального блока - большей ограниченностью мышления. Лица с девиантными формами поведения более склонны к применению физического насилия, негативизму, подозрительности, чувствам обиды и вины, что выражается в большей агрессивности и враждебности респондентов данной группы, по сравнению с группой обычных школьников. С точки зрения ценностно-смысловой сферы, для

лиц с девиантным поведением характерно более низко оценивать значимость таких гуманистических ценностей, как «Конформизм» (в трактовке Ш. Шварца) и «Доброта» и более высокую значимость придавать ценности безопасности, что говорит о большей фрустрированности данной потребности у лиц с девиантным поведением.

Полученные результаты проведенного исследования вносят вклад в развитие теории отклоняющегося поведения, в части изучения девиации личности, и могут быть использованы в разработке программ развития уровня адаптации, социализации и повышения коммуникативности лиц, требующих особого внимания.

1. Марченко И.А. Системно-феноменологический подход в решении проблемы девиантного поведения личности: сб. научных трудов / И.А. Марченко // Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика / Материалы Первой международной научной школы (Казань, 26-27 мая 2016 г.); под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 99-103. - 156 с.

2. Купцова М.Е. Сравнительный анализ особенностей ценностно-мотивационной сферы аддиктивных подростков: сб. научных трудов / М.Е. Купцова // Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика // Материалы Первой международной научной школы (Казань, 26-27 мая 2016 г.); под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 95-99. - 156 с.

3. Кузнецова М.Н. Обзор теоретических аспектов деструктивного поведения личности [Электронный ресурс] / М.Н. Кузнецова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - № 2(156). -Режим доступа: https://cyberkmnka.I•u/artide/n/obzor-

teoreticheskih-aspektov-destruktivnogo-povedeniya-ИсЬПОБЙ

4. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 222 с.

5. Клейберг Ю.А. Типология деструктивного поведения / Ю.А. Клейберг // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2008. - № 1. - С. 130-135.

6. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека / И.В. Лысак; Таганрогский радиотехнич. унт. - Ростов-на-Дону, Таганрог, 2004. - 160 с.

7. Чедия К.О. К вопросу о природе деструктивного поведения / К.О. Чедия // Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве / Материалы III регион. науч.-практ. конф. -Ижевск, 2004. - С. 39-50.

8. Столбун Ю.В. Некоторые причины деструктивности и возможности ее преодоления / Ю.В. Столбун // Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве / Материалы III регион. науч.-практ. конф. - Ижевск, 2004. - С. 60-63.

Сведения об авторах:

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]

Хакимзянов Руслан Наильевич (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», старший преподаватель кафедры психологии личности, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

S. Khusainova (Kazan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, senior researcher, FGBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", e-mail: [email protected]

R. Khakimzyanov (Kazan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, leading scientific researcher "Institute of pedagogy, psychology and social problems", senior lecturer of the Department of personality psychology, Institute of psychology and education, Kazan federal university, e-mail: [email protected]

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

DOI: 10.34772/KPJ.2019.137.6.010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.