УДК 152.3 = 370.153
ББК Ю 945. А = Ю 983
Н. Е. Кузьмина
г. Чита
Арттерапия как средство коррекции личностных качеств определяющих девиантное поведение подростков
В статье автор определяет эффективность воздействия средств коррекции на личностные составляющие, определяющие девиантное поведение подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение, психологическая коррекция, черты личности.
N. E. Kuzmina
Chita
Arttherapy means the person’ s characteristics correction that definites teenager’s deviant behavior
The article considers the effective psychological means of person' s characteristics correction that definite teenager's deviant behavior.
Keywords: psychological correction, person' s characteristics, deviant behavior.
Арттерапевтическое направление в психокоррекции девиантного поведения ориентировано на присущий каждому подростку внутренний творческий потенциал. Во многих случаях это позволяет скорректировать имеющиеся у ребенка эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения и недостатки (А. И. Копытин, Т. Н. Буякас, Ф. С. Василюк, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Ю. Е. Шабашева, С. А. Черняева).
Н. В. Дмитриева, О. А. Белобрыкина, Л. П. Букреева под девиантным поведением понимают отдельный поступок или систему поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственно-этические или социокультурные нормы. Авторы подчеркивают, что социальное в человеке никогда не функционирует единично, оно всегда опирается на индивидуальное. В то же время индивидуально-личностные особенности самого ребенка могут играть роль как побудительного, так и сдерживающего фактора в формировании девиантных форм поведения [1, с. 30].
Исследования психологов позволяют констатировать, что детерминантами отклоняющегося поведения являются личностные факторы,
а ситуативные факторы играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей (Н. В. Дмитриева, О. А. Белобрыкина, Л. П. Букреева, Н. В. Майсак, Н. В. Гузяева) [см.: 1; 3].
Поскольку причины девиантного поведения заключены и в личности самого девианта, то, чтобы понять их, необходимо изучить эту личность, выявить ее потенциальные возможности и их реализацию в коррекционной работе [см.: 5].
Позитивные черты личности закрепляются в процессе просоциальной, в том числе и творческой деятельности.
Образование должно развивать механизмы просоциальной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Творчество всегда спонтанно, интуитивно, нерационалистично, недисциплинированно, нестандартно. Оно часто не поддается здравому смыслу.
В работах Ф. Барона и Д. Харрингтона выделяется совокупность сходных черт креативных и девиантных личностей. Эти черты включают в себя самостоятельность суждений, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать. Девиантное и адекватное поведение в деятельности могут иметь сходные черты.
Знание сходных черт креативных и девиантных детей способствует определению адекватного направления организации психокоррекционной работы [см.: 6].
Так, Ю. Е. Шабашева предлагает для коррекции дезадаптивного поведения подростков использовать в качестве средств арттерапию и телесноориентированную терапию [см.: 8].
С. А. Черняева дает теоретическое обоснование применения сказкотерапии в коррекционной работе с отклоняющимся поведением [см.: 7].
Учитывая основные потребности возраста, Р. С. Завалихина акцентирует внимание на использовании коммуникативных средств коррекции девиантного поведения личности [см.: 4].
За основу оценки девиантного поведения мы принимаем результат анализа взаимодействий обследуемого с реальностью, а как главный принцип нормы — адаптивность.
Нашу выборку составили дети младшего школьного возраста 7 — 10 лет (58 человек) и подростки 11 — 13 лет (65 человек) с отклонениями в поведении из социально-неблагополучных семей, семей группы социального риска (дети из неблагополучного района г. Читы — микро-
района КСК, состоящие на учете в детской комнате милиции), нуждающиеся в особых условиях воспитания.
Всего было обследовано 123 человека. Структура отклонений поведения у подростков характеризовалась следующими наиболее выраженными проявлениями:
— табакокурение — 97 человек (81%);
— грубость, сквернословие — 104 человека (86%);
— лживость — 51человек (42%);
— бродяжничество — 84 человека (70%);
— воровство — 79 человек (66%);
— хулиганские действия — 82 человека (68%).
Выявилась достаточно высокая степень выраженности такой формы отклоняющегося поведения, как отказ от учебно-трудовой деятельности — 35 человек (28%).
Наименее выраженными являются:
— принятие алкоголя — 30 человек (25%);
— наркомания — 12 человек (10%);
— токсикомания — 5 человек (4,5%).
Анализ результатов обследования с помощью шкалы СПА показал, что преобладающее большинство испытуемых показывают хорошую адапацию к своему окружению (11% — на высоком, 83% — на среднем уровне адаптиро-ванности); самопринятие, принятие других; эмоциональная комфортность, интернальность также оценены довольно высоко (удовлетворенность названными показателями шкалы в названном здесь порядке сооветственно на высоком и среднем уровне оказались: 25% и 61%; 48% и 47%; 35% и 46%; 54% и 36%; 14% и 66%). Однако высокие показатели по стремлению к доминированию не соответствуют адаптирован-ности по другим показателям.
Противоречивые данные, полученные при обследовании адаптивности подростков с помощью шкалы СПА, потребовали дальнейшего изучения уровня их социальной адаптации по показателям проявления ими агрессивности, т. к. такая форма поведения характерна для данной выборки.
Тестирование агрессивности по опроснику Басса-Дарки дали более точную характеристику девиантности испытуемых детей. Соответствующие результы наших наблюдений выявили:
— высокий уровень агрессии у 55% подростков;
— высокий уровень враждебности у 60% подростков;
— средний уровень агрессии у 45% подростков;
— средний уровень враждебности у 40% подростков;
— низкий уровень не выявлен.
Анализируя результаты использования двух методик, можно увидеть, что у наших подростков высокие и средние показатели социальной адаптированности достигаются преимущественно за счет ставшей привычной опоры на агрессивные формы поведения.
Процесс психологической коррекции осуществляется с помощью различных психологических средств коррекции, под которыми понимаются способы, действия, направленные на изменение и развитие личности, на закрепление норм поведения ребенка по отношению к окружающим людям, на преодоление или ослабление недостатков психического развития, нарушений той или иной психической функции, на определенные психологические структуры личности с целью обеспечения полноценного развития и функционирования данной личности.
Учет возрастных особенностей, внутреннего творческого потенциала подростков, знание сходных черт креативных и девиантных детей — все это способствует определению адекватного направления организации психокоррекционной работы. Мы считаем целесообразным как комплексное, так и вполне самостоятельное применение таких психологических средств коррекции девиантного поведения личности подростков, как арттерапия и сказкотерапия.
Для проведения формирующей части исследования было образовано две группы: в каждую из которых вошли подростки 12-13-летнего возраста, мальчики (по 13 человек) с разными формами девиаций, без органических нарушений.
Нами был проведен анализ изменения личностного профиля в результате коррекционного воздействия арттерапевтическими средствами (рисование, лепка).
Значения критерия Т. Вилкоксона при сравнении выраженности показателей до и после коррекционного воздействия по шкалам методики исследования самоотношения показывают, что произошли изменения в сторону увеличения таких характеристик в личностном профиле, как «самоуверенность» (р<0,05), «саморуководство» (р<0,05), «самопринятие» (р<0,05), «самопривязанность» (р<0,05); в сторону уменьшения — «самообвинение» (р<0,05).
По результатам индивидуально-типологического опросника Л. Н. Собчик мы увидели изменения по следующим шкалам: в сторону уменьшения — шкалы «ригидности» (р<0,05) и «тревожности» (р<0,05); в сторону увеличения значений — шкалы «спонтанности» (р<0,05) и «сензитивности» (р<0,05).
Статистически значимые различия мы получаем при обработке данных результатов, по-
лученных в ходе формирующего исследования с помощью опросника Басса Дарки. Наблюдаются изменения в сторону снижения по шкале «индекс агрессивности» (р<0,05), «вербальная агрессивность» (р<0,05), «раздражение» (р<0,05), «чувство обиды» (р<0,05).
В данной группе были выявлены статистически достоверные различия до и после коррекционного воздействия по показателям шкал методики Кетелла: «самостоятельность» (р<0,05), «напряжение» (р<0,05); «беспечность» (р<0,05), «риск» (р<0,05), «богатство воображения» (р<0,05), «самоконтроль» (р<0,05), «беспокойный» (р<0,05) — которые также подтверждают эффективность психокоррек-ционых воздействий арттерапии с использованием рисования.
По результатам анализа данных в группе испытуемых до и после психокоррекции с применением арттерапии, были выделены по 4 фактора в том и другом случае соответственно. До психокоррекции: освоение коммуникации (20 % дисперсии); самоуважение (18,2% дисперсии); саморегуляция (14,7% дисперсии); аутосимпатия (11% дисперсии). После психокоррекции: аутосимпатия (18,4% дисперсии); освоение коммуникации (14,2% дисперсии); развитие творческих сил (13,5% дисперсии); саморегуляция (11,5% дисперсии).
Повторная психологическая диагностика проводилась спустя месяц после осуществления психокоррекционной работы.
Результаты факторизации данных отличаются от предыдущих выделением новых и их смещением, с учетом дисперсионного распределения, а также изменением их структуры.
Первый фактор, который стал наиболее значимым — «аутосимпатия» (объясняет 18,4% дисперсии). В структуру фактора, в отличие от первичной диагностики, вошли такие показатели: «интеллект» (0,64); «напористость» (0,63); «самоуверенность» (0,60); «самоценность» (0,84); «са-мопринятие» (0,68). Обращает на себя внимание тот факт, что данный фактор перемещается на первую позицию, притом показатель дисперсии остается неизменным. Здесь выделяется показатель «интеллект», принадлежащий первому фактору в первичной диагностике «Освоение коммуникации». Мы видим, что показатель проявляется с противоположным знаком: знак меняется с отрицательного на положительный, что, как мы полагаем, может объясняться рождением новой индивидуальной смысловой структуры. Данные показатели совпадают с результатами по Кэттеллу. Появляются новые показатели: «склонность к новаторству», что также определяется появлением критичности
мышления; «самопринятие» характеризуется дружеским отношением к себе. Сохраняются показатели самоуверенности и самопринятия. Они перемещаются с незначительным изменением весовых нагрузок.
Фактор «освоение коммуникации» перемещается с первого места на второе с уменьшением дисперсии с 20% до 14%. Меняется и структура фактора. Мы полагаем, что данный факт может быть связан с тем, что коррекционное воздействие в нашем случае в первую очередь повлияло на развитие творческих сил и чувстви-тельност в общении через рисунок. Результат отражен в первой шкале. Фактор представлен следующими параметрами: «общительность» (0,92); «самостоятельность» (0,63); «склонность к новаторству» (0,74); «тревожность» ( 0,88); «негативизм» ( 0,69).
Мы наблюдаем: повышение весовой нагрузки параметра «общение». Данный факт говорит о том, что дети становятся более открытыми, научаются договариваться. Становятся более самостоятельными, этого требует от них игровое пространство — самостоятельный выбор темы рисунка, спонтанность рисования. Снижается весовая нагрузка признака «негативизм». Обращает на себя внимание проявление такого признака, как «тревожность» с отрицательной весовой нагрузкой (подтверждается анализом данных по Кэттеллу). Во-первых, мы наблюдаем снижение весовой нагрузки; во- вторых, данный признак себя проявляет в четвертом факторе «аутосимпатия» в данной группе до психокор-реции. В целом, по данному результату видится, что происходит выравнивание по выделенному признаку в сторону снятия тревожности.
Нам представляется возможность выделения третьего фактора, который был озвучен как «развитие творческих сил» (13,5% дисперсии), под ним мы понимаем в первую очередь социальный аспект творчества, проявляющийся в гибкости, адаптируемости, приспособляемости. Появление данного фактора, мы полагаем, можно объяснить высвечиванием дополнительного параметра — «воображение». Итак, фактор представлен параметрами с высокими факторными нагрузками: «воображение» (0,70); «физи-ческа агрессия» (-0,82); «индекс агрессивности» (-0,89); «ригидность» (-0,68), «самопривязан-ность» (-0,64). Появление данного фактора, думается, является возможным по ряду причин, которые отражены в признаках, включенных в него. Во-первых, мы отмечаем высвечивание «ригидности» с отрицательным показателем (снижение факторной нагрузки в сравнении с данным показателем констатирующего экспериментального исследования), что мы можем
интерпретировать как появление гибкости, приспособляемости. Снижение нагрузки «са-мопривязанности» подтверждает тот факт, что испытуемые перестают отрицать возможность развития собственного «Я». Также значительно снижается нагрузка «индекса агрессивности», и происходит его перемещение из первой шкалы «освоение коммуникации» в третью. Данная картина является ярким показателем результата отреагирования отрицательных эмоций и нивелирования проявлений девиаций с помощью графических средств коррекции.
Четвертый фактор обозначен нами как «способность к саморегуляции» (11,5% дисперсии). Мы отмечаем его наличие при факторизации в констатирующем исследовании с незначительно отличающейся дисперсией. Происходит снижение факторной нагрузки переменной «контролирование себя» (0,66); сохранение показателя «напряженный» с уменьшением нагрузки (0,84); перемещение показателей: «раздражение» из первой шкалы «Освоение коммуникации» констатирующего исследования с уменьшением нагрузки (-0,63); «обида» — из второй шкалы констатирующего эксперимента «самоуважение» с уменьшением нагрузки (-0,78); «индекс враждебности» - из первой шкалы первичной диагностики «Освоение коммуникации» с уменьшением нагрузки (-0,63). Следует учитывать и то, что игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для ребенка средствами психической защиты и саморегуляции, к которым он прибегает в трудных для себя обстоятельствах, что, в частности, связано с возможностью изобразительного образа достаточно длительное время «удерживать» аффекты, не давая им «выплеснуться» наружу, а также с его способностью «дистанцировать» переживания за счет механизма проекции и достигаемой, таким образом, более высокой степени контроля над ними. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным «контейнером» («накопителем»), внутри которого сложные чувства сохраняются до тех пор, пока детское сознание не сможет их «увидеть» или «принять».
Привлекает внимание появление нового показателя «экстраверсия» с отрицательным знаком (-0,62). Думается, что если мы сравним нагрузку этого показателя до и после экспериментального исследования по фактору «способность к саморегуляции», то мы можем отметить тенденцию к уменьшению этого показателя. Скорее всего, данный факт связан с тем, что ребенок научается не оставлять без внимания явления своего внутреннего мира, при этом не оставаясь социально пассивной личностью.
В контексте сказкотерапии мы стараемся предлагать испытуемому те виды деятельности, которые являются доступными и интересными для его возраста и актуализируют его творческое, созидательное начало. В первую очередь, это сочинение сказок.
По шкалам МИС С. Р. Пантелеева мы видим изменения в сторону увеличения значения по шкале «самоотношение» (р<0,05) и в сторону уменьшения по показателям шкал: «закрытость» (р<0,05), «самообвинение» (р<0,05).
Результаты проведения формирующего исследования с помощью индивидуальнотипологического опросника Л. Н. Собчик показали, что произошли изменения в сторону уменьшения значений по шкалам: «агрессивность» (р<0,05), «тревожность» (р<0,05), «сен-зитивность» (р<0,05).
Значимые различия были выявлены в изменениях показателей по шкалам методики Басса Дарке. Смещения произошли в сторону уменьшения значений по шкалам: «обида» (р<0,05), «физическая агрессия» (р<0,05).
Во второй группе, участвовавшей в психокоррекционной работе с использованием сказки, статистически значимые различия до и после коррекционной работы по шкалам методики Кетелл, установлены между показателями «общительность» (р<0,05), «самостоятельность» (р<0,05), «устойчивость» (р<0,05) — (во втором случае показатели повышаются); «беспокойный» (р<0,05), «напористый» (р<0,05), «риск» (р<0,05) — (во втором случае показатели снижаются).
По результатам анализа данных констатирующего исследования во второй группе испытуемых, проходящих психокоррекцию средствами сказкотерапии, было выделено четыре фактора. До психокоррекции: эмоциональная сензитивность (16,8% дисперсии); стремление к доминированию (13,8% дисперсии); освоение коммуникации (12% дисперсии); самоуважение (10,2% дисперсии); после психокоррекции: эмоциональная сензитивность (19,4% дисперсии); стремление к доминированию (15,2% дисперсии); самоуважение (13,9% дисперсии); освоение коммуникации (12,6% дисперсии).
Результаты факторизации данных контрольного исследования отличаются от констатирующего увеличением дисперсии, структурным содержанием и сменой мест третьего и четвертого факторов.
Первый фактор сохраняет свое преимущество — это фактор «эмоциональная сензитивность». Он представляется с увеличением дисперсии до 19,4%. Происходит изменение в структуре фактора в сторону уменьшения нагрузки показателей.
Уменьшаются нагрузки показателей «беспечный», «тревожный», «напряженный», происходит смена полюсов во втором и третьем случае. Это позволяет нам сделать вывод о возможностях сказки в помощи решения трудностей во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страха и пр.
Второй фактор мы рассматриваем как «стремление к доминированию» с дисперсией (15,2%). Как и в констатирующем исследовании, данный фактор содержит такие параметры, как «индекс враждебности» и «экстраверсия», но во втором случае факторные нагрузки, хотя и не значительно, но снижаются — 0,60 и 0,67 соответственно. Факторная нагрузка показателя «интеллект» повышается, но остается с отрицательным знаком. Добавляются показатели «обида» (0,79) и «чувство вины» (-0,62), что, думается, объясняется возрастными особенностями кризиса, проявлениями эмоциональной незрелости. Привлекает внимание тот факт, что высвечивается показатель «саморуководство» (0,70) с высокой факторной нагрузкой, до этого принадлежащий первой шкале «эмоциональная сензитивность», по показателям факторного анализа констатирующего эксперимента. Здесь мы отмечаем тенденцию к смене полюса факторного веса показателя (с отрицательного на положительный). Испытуемые в процессе работы со сказкой к седьмому-восьмому занятию могут управлять и справляться со своими эмоциями и переживаниями по поводу самого себя, хотя некоторая импульсивность в поведении остается.
Третий фактор «самоуважение» переместился с четвертой позиции на третью с дисперсией 13,9. Сохраняются показатели «самоценность» (0,89) и «самоотношение» (0,69) с небольшим повышением факторных нагрузок. Появляются новые показатели «самоуверенность» (0,89), «самопринятие» (0,74). Показатель «самоуверенность» принадлежал второй шкале констатирующей факторизации «Стремление к доминированию», теперь же он переместился с положительным полярным знаком факторной нагрузки в данный фактор. Причем он несет в себе основную факторную нагрузку. Хочется отметить также изменение факторной нагрузки показателя «обида» с тенденцией к серьезному уменьшению. Анализ результатов факторизации позволяет нам думать, что в режиме тренинга или консультирования то эти сказки успешно «работают» и помогают при решении подростковых проблем, таких как неприятие себя, низкая сила своего «Я»; неконтролируемые вспышки агрессии; чувство одиночества,
что и получило подтверждение в нашем исследовании.
Четвертое место занимает фактор «освоение коммуникации». Несмотря на перемещение данного фактора с третьей позиции по результатам констатирующего исследования, дисперсия не уменьшается, и даже отмечается, хотя и не высокое, ее увеличение (12,6% дисперсии).
Как мы и предполагали, произошло увеличение факторной нагрузки показателя «общительность» (0,61), высокой становится нагрузка показателей «устойчивость» (0,65) и «напористость» (0,70). Показатель «физическая агрессия» (-0,72) становится общим для данного фактора и первого фактора «эмоциональная сензитивность» констатирующего эксперимента. Идет тенденция уменьшения показателя со сменой полярности знака факторной нагрузки. Отмечается высвечивание показателя «индекса агрессивности» с высокой факторной нагрузкой с отрицательным значением (-0,82), что в принципе, совпадает с описываемой картиной.
Как показывают результаты нашего исследования, применение графических средств коррекции дает нам возможность отметить способность выражения своих агрессивных чувств у подростков-девиантов в социально приемлемой манере, через рисунок. Важным результатом для нас является увеличение творческого потенциала, раскрепощение воображения, фантазии и ассоциативных процессов.
В результате применения сказки как средства психокоррекции девиантного поведения мы видим, что отмечается снижение напряжения, тревожности, показателей агрессивности, развивается способность к саморегуляции, рефлексии, коммуникативные способности. Ребенок учится принимать себя таким, какой есть, может давать эмоциональную оценку себе, своему «Я».
Таким образом, основным направлением нашей коррекционной работы явилось целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки детей в различных сферах предметной деятельности, в частности, творческой деятельности, проявление творческой экспрессии в арттерапии (через рисунок), сказ-котерапии (через проживание сказочных ситуаций). Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений детей.
Список литературы
1. Большунова Н. Я. Развитие индивидуальности у дошкольников // Психология и педагогика активности личности. Новосибирск, 1992. С. 30 -31.
2. Буякас Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 96 -108.
3. Гузяева Н. В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности: Экспериментально-психологическое исследование : дисс. ... канд. психол. наук. Томск, 1999. 209 с.
4. Завалихина Р. С. Коммуникативные средства коррекции девиантного поведения
личности: дисс. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2004. 267 с.
5. Майсак Н. В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: дисс....канд. психол. наук. М., 2001. 263 с.
6. Хомяков Д. С. Формирование креативности подростков и старших школьников средствами арт-терапии: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006. 161 с.
7. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2002. 168 с.
8. Шабышева Ю. Е. Психологические средства коррекции дезадаптивного поведения подростков: дисс. ... канд. психол. наук. Омск, 2006. 204 с.