Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФИЛЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ'

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФИЛЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПЕДАГОГ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучергина Ольга Викторовна

Цель исследования - разработка эффективного диагностического инструментария выявления и оценки профессиональных дефицитов у педагогов инклюзивного профиля, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АООП НОО обучающихся с ЗПР). В статье говорится о том, что в настоящее время на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» (далее - ГАУ ДПО ИРО) ведется исследование, в рамках которого разрабатываются и апробируются стандартизированные оценочные процедуры по выявлению и оценке профессиональных дефицитов слушателей дополнительных профессиональных программ, в том числе направленных на формирование у слушателей профессиональных компетенций в сфере инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Научная новизна заключается в определении эффективных оценочных материалов для диагностирования профессиональных затруднений у педагогов инклюзивного профиля. В результате доказано, что выявление профессиональных дефицитов у данной группы педагогов возможно при использовании тестов и практических заданий, разработанных исходя из содержания профессиональных компетенций учителей начальных классов в соответствии с положениями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучергина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL DEFICITS OF SUBJECT COMPETENCIES FORMATION AMONG INCLUSIVE PRIMARY GENERAL EDUCATION TEACHERS: REGIONAL EXPERIENCE

The study aims to develop effective diagnostic tools for identifying and assessing professional deficits among inclusive education teachers implementing adapted basic general education programmes for students with mental retardation (hereinafter referred to as ABGEP for students with MR). The paper discusses a study that is being conducted currently at the State Autonomous Institution of Additional Professional Education of Irkutsk Region “Education Development Institute of Irkutsk Region” (hereinafter - SAI APE EDI), within the framework of which standardised assessment procedures are being developed and practically evaluated to identify and assess professional deficits among students of additional professional education programmes, including those aimed at developing professional competencies in the field of inclusive education of students with health limitations (hereinafter - HL). Scientific novelty lies in determining effective assessment materials for the diagnostics of professional difficulties among inclusive education teachers. As a result, it has been proved that the identification of professional deficits in this group of teachers is possible using tests and practical tasks developed based on the content of professional competencies of primary school teachers in accordance with the provisions of the professional standard “Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)”.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФИЛЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

^rpQmOTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 5. С. 530-535 | 2022. Volume 7. Issue 5. P. 530-535

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Диагностика профессиональных дефицитов сформированности предметных компетенций педагогов начального общего образования инклюзивного профиля: региональный опыт

Кучергина О. В.

Аннотация. Цель исследования - разработка эффективного диагностического инструментария выявления и оценки профессиональных дефицитов у педагогов инклюзивного профиля, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АООП НОО обучающихся с ЗПР). В статье говорится о том, что в настоящее время на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» (далее - ГАУ ДПО ИРО) ведется исследование, в рамках которого разрабатываются и апробируются стандартизированные оценочные процедуры по выявлению и оценке профессиональных дефицитов слушателей дополнительных профессиональных программ, в том числе направленных на формирование у слушателей профессиональных компетенций в сфере инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Научная новизна заключается в определении эффективных оценочных материалов для диагностирования профессиональных затруднений у педагогов инклюзивного профиля. В результате доказано, что выявление профессиональных дефицитов у данной группы педагогов возможно при использовании тестов и практических заданий, разработанных исходя из содержания профессиональных компетенций учителей начальных классов в соответствии с положениями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

EN

Diagnostics of Professional Deficits of Subject Competencies Formation among Inclusive Primary General Education Teachers: Regional Experience

Kuchergina O. V.

Abstract. The study aims to develop effective diagnostic tools for identifying and assessing professional deficits among inclusive education teachers implementing adapted basic general education programmes for students with mental retardation (hereinafter referred to as ABGEP for students with MR). The paper discusses a study that is being conducted currently at the State Autonomous Institution of Additional Professional Education of Irkutsk Region "Education Development Institute of Irkutsk Region" (hereinafter -SAI APE EDI), within the framework of which standardised assessment procedures are being developed and practically evaluated to identify and assess professional deficits among students of additional professional education programmes, including those aimed at developing professional competencies in the field of inclusive education of students with health limitations (hereinafter - HL). Scientific novelty lies in determining effective assessment materials for the diagnostics of professional difficulties among inclusive education teachers. As a result, it has been proved that the identification of professional deficits in this group of teachers is possible using tests and practical tasks developed based on the content of professional competencies of primary school teachers in accordance with the provisions of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)".

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220085

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Введение

Ежегодное увеличение количества обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях Иркутской области, которые обучаются совместно со здоровыми сверстниками в условиях инклюзии, привело к возникновению в региональной педагогической практике такого профессионального феномена, как педагог инклюзивного профиля. С нашей точки зрения (Кучергина, 2021), «педагог инклюзивного профиля - это учитель массовой школы (условное обозначение общеобразовательной организации; применительно к Иркутской области - это муниципальные общеобразовательные организации. - примечание автора статьи. - О. К.), который наряду с основной образовательной программой реализует АООП при совместном обучении в одном классе здоровых обучающихся и обучающихся с ОВЗ, например с нарушениями слуха или зрения, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра или нарушениями опорно-двигательного аппарата. Образно говоря, это учитель-мультиинструменталист, который на одном уроке реализует две образовательные программы (основную образовательную программу (далее - ООП) и адаптированную основную общеобразовательную программу (далее - АООП)), использует две методики обучения (общую и специальную), обеспечивает ситуацию успешности и комфорта для разных групп обучающихся, исходя из актуального уровня их психофизического развития» (с. 73). Поэтому такая сложная профессиональная ситуация требует от учителя помимо желания работать в инклюзивном классе еще и наличия ряда компетенций, обеспечивающих эффективную реализацию соответствующей АООП.

Проблема обеспечения готовности педагогов к обучению школьников с нарушениями развития для отечественной системы общего и профессионального образования не нова. За последние двадцать лет условия и механизмы повышения готовности как будущих педагогов (студентов), так и работающих педагогов к взаимодействию с обучающимися с ОВЗ разных нозологических групп в условиях инклюзии неоднократно обсуждались в рамках научно-практических конференций такими известными учеными, как С. В. Алехина, Н. В. Бабкина, Н. Ю. Левченко, Е. Л. Инденбаум, И. А. Коробейников, Н. М. Назарова, Т. А. Соловьева. Например, отмечается: «Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов» (Алехина, 2013, с. 82). Авторами указывается на необходимость оказания адресной информационно-методической и организационной помощи каждому педагогу на основании выявленных у него профессиональных затруднений (дефицитов).

Но несмотря на эту концептуальную позицию, на сегодняшний день наблюдается недостаточность стандартизированных оценочных процедур, в том числе дефицитарность оценочных материалов для непосредственного выявления профессиональных затруднений у педагогов в зависимости от того, с какой нозологической группой обучающихся с ОВЗ они работают, что свидетельствует о необходимости разработки инструментария для выявления профессиональных затруднений у педагогов инклюзивного профиля в Иркутской области, исходя из фактического контингента обучающихся с ОВЗ в региональных общеобразовательных организациях.

Задачи исследования:

- обосновать актуальность выявления профессиональных дефицитов у педагогов при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, в том числе обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзии, для коллективов общеобразовательных организаций Иркутской области;

- рассмотреть предметные компетенции, необходимые учителю начальных классов для реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР;

- представить диагностические задания, используемые для выявления профессиональных дефицитов в части определения сформированности предметных компетенций слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Построение образовательной среды для учащихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования».

Для достижения цели исследования был использован ряд методов, в том числе:

- теоретические методы (изучение и анализ нормативных правовых актов в сфере образования федерального и регионального уровней; анализ эффективного опыта организаций дополнительного профессионального образования);

- эмпирические методы (включенное наблюдение за деятельностью педагогов; тестирование; изучение результатов практических работ педагогов);

- статистические методы (качественный и количественный анализ результатов).

Теоретической базой исследования стали положения национальной системы профессионального роста педагогических работников (Об утверждении..., 2019; Об утверждении..., 2020; О внедрении..., 2021), направленные на выявление и компенсацию имеющихся дефицитов профессиональной деятельности педагогов инклюзивного профиля (Об утверждении., 2021) в рамках индивидуальных траекторий профессионального развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, что были разработаны и апробированы оценочные (контрольно-измерительные) материалы для выявления профессиональных дефицитов педагогов,

проектирующих и реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.

Основная часть

В начальных классах общеобразовательных организаций Иркутской области самой многочисленной нозологической группой обучающихся с ОВЗ, получающих образование в условиях инклюзии, являются дети с задержкой психического развития. Они представляют собой весьма неоднородную по степени тяжести нарушений развития и возможностям обучаемости группу детей, но в целом характеризуются наличием ряда компенсаторных предпосылок, позволяющих при осуществлении систематической, достаточно продолжительной по времени (не менее 4-5 лет), адресной коррекционно-развивающей работы устранить или значительно сгладить отставание в развитии таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Образовательный процесс учащихся в ОВЗ осуществляется в рамках АООП НОО обучающихся с ЗПР, разрабатываемой в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Об утверждении., 2021) (далее - ФГОС НОО ОВЗ) по двум вариантам: 7.1 и 7.2. Данные программы имеют разные сроки освоения, так АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) реализуется с 1 по 4 класс при совместном обучении детей с ЗПР с нормотипичными сверстниками, а АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) реализуется в пролонгированные сроки за счёт введения 1 (дополнительного) класса в условиях инклюзии или специально созданных для обучающихся с ЗПР классах.

Как определить компетенции, необходимые учителю начальных классов для реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР независимо от варианта программы? В соответствии с положениями профстандарта педагога (Об утверждении., 2013), профессиональные компетенции педагога инклюзивного профиля делятся на предметные, методические, психолого-педагогические, коммуникативные и представлены как совокупность трудовых действий, развитие которых обеспечивается наличием определенных знаний и умений (Кучергина, 2022). Исходя из положений профстандарта, нами установлено, что учитель, участвующий в проектировании и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР, должен знать особенности психофизического и гендерного развития данных обучающихся; понимать сущность коррекционной направленности их образовательного процесса; владеть умениями разработки программного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ; осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР, координацию взаимодействия участников образовательных отношений и т.д.

Однако из-за ограниченных рамок данной статьи остановимся более подробно только на рассмотрении предметных компетенций, необходимых учителю начальных классов для реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР. В Таблице 1 они представлены рядом знаний и умений, формируемых у учителей начальных классов в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (далее - ДПП ПК) «Построение образовательной среды для учащихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования». Обучение слушателей проходит в очном режиме в объеме 50 академических часов на базе ГАУ ДПО ИРО.

Таблица 1. Предметные компетенции учителя начальных классов, реализующего АООП НОО обучающихся с ЗПР

Профессиональные компетенции учителя Реализация АООП НОО обучающихся с ЗПР

Знания Умения

Предметные 1. Знать ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и Примерную АООП НОО обучающихся с ЗПР. 2. Знать основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста с ЗПР. 1. Уметь ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей с ЗПР, сохраняя при этом баланс предметной и ме-тапредметной составляющей их содержания. 2. Уметь осуществлять в соответствии с задачами достижение всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных).

Используемые диагностические материалы Серия заданий теоретического характера: 1. Заполнение теста из 30 вопросов посредством выбора одного или нескольких правильных ответов на вопросы. 2. Выполнение задания на установление соответствия или последовательности данных. 3. Заполнение опросника. Серия практических заданий: 1. Проектирование программ (фрагментов программ) учебных предметов, курсов внеурочной деятельности. 2. Определение содержания и структуры урока для обучающихся с ЗПР и (или) с участием обучающихся с ЗПР. 3. Оценка планируемых предметных, личностных и метапредметных результатов.

С целью выявления профессиональных дефицитов перед обучением слушатели проходят входную диагностику, включающую выполнение тестов и практических заданий. Входная диагностика представляет собой стандартизированную оценочную процедуру. Полученные данные используются для оказания адресной информационно-методической помощи педагогам в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации. Например, для развития психолого-педагогических компетенций осуществляется ознакомление педагога с особенностями психофизического развития детей с ЗПР, его включение в работу школьного психолого-педагогического консилиума посредством проведения стажировки на базе общеобразовательной организации, имеющей эффективные практики реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР. Также данные материалы используются в дальнейшем при оценивании освоения слушателями ДПП ПК «Построение образовательной среды для учащихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования» в рамках текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

В связи с ограниченными рамками статьи не представляется возможным раскрыть содержание всех тестовых и практических заданий, используемых при проведении входной диагностики, поэтому представим ряд из них в части выявления сформированности предметных компетенций.

Тест. Так, при определении знания педагогами ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Об утверждении..., 2014) и Примерной АООП НОО обучающихся с ЗПР (2015) слушателям предлагается тест, включающий 20 вопросов. При ответе на вопросы слушатель выбирает один или несколько правильных ответов, например:

1. К чему ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ предъявляет требования? (выберите один ответ)

а) к учителю и обучающемуся;

б) к общеобразовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся с ОВЗ;

в) к структуре и содержанию урока;

г) к администрации общеобразовательной организации.

2. Какими разделами представлена структура Примерной АООП НОО обучающихся с ЗПР? (выберите один ответ)

а) целевой раздел, содержательный раздел, учебный план, организационный раздел;

б) целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел;

в) программа коррекционной работы, краткая презентация, описание результатов освоения, учебный план;

г) пояснительная записка, аналитический раздел, целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.

3. На какой период в общеобразовательной организации разрабатывается и утверждается АООП НОО обучающихся с ОВЗ? (выберите один ответ)

а) на период своей реализации;

б) на четыре года;

в) на пять лет;

г) на один учебный год;

д) сроки реализации установлены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

4. Что не относится к специальным условиям получения образования для обучающихся с ЗПР в начальной школе? (выберите несколько ответов)

а) использование дополнительной подсветки рабочего стола;

б) использование специальных учебников;

в) использование АООП НОО обучающихся с ЗПР;

г) использование шрифта Брайля;

д) проведение коррекционных занятий;

е) использование звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.

5. Укажите несуществующий вариант программы. (выберите несколько ответов)

а) АООП НОО обучающихся с ЗПР;

б) АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1);

в) АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);

г) АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.3).

Выполнение задания на установление соответствия или последовательности данных. Слушателям предлагается установить соответствие между номерами и названиями разделов программы учебного предмета:

A. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Б. Описание места учебного предмета в учебном плане.

B. Общая характеристика учебного предмета.

Г. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Д. Содержание учебного предмета.

Е. Пояснительная записка.

Ж Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

З. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

I Г—? I 2 — ? I 3—? I 4—? I 5—? I 6—? I 7—? I 8 — ? I

Заполнение опросника.

1. Сформулируйте требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ применительно к структуре АООП НОО обучающихся с ЗПР.

Проектирование программ (фрагментов программ) учебных предметов. Слушателям предлагается заполнить таблицу в части определения используемых на уроке видов учебной деятельности обучающихся с ЗПР (к разделу «Тематическое планирование» программы учебного предмета «Математика», АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)).

Класс / неделя обучения Раздел/подраздел Тема урока Используемые на уроке виды учебной деятельности

1 класс/ 1 неделя Числа и величины. Счёт предметов Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных) от 0 до 10 1. Слушание объяснения учителя. 2. Устный счет. 3. 4.......

Определение содержания и структуры урока для обучающихся с ЗПР и (или) с участием обучающихся с ЗПР. Слушателям предлагается заполнить таблицу в части определения цели, задач и основных этапов урока по математике для обучающихся с ЗПР (АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)).

Класс / неделя обучения Раздел/подраздел Тема урока Содержание урока

1 класс/ 1 неделя Числа и величины. Счёт предметов Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных) от 0 до 10 Цель урока: Задачи урока: Основные этапы урока:

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов, в том числе:

1. Выявление профессиональных дефицитов педагогов при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в условиях инклюзии, их соотнесение с основными компонентами профессиональной деятельности в контексте осуществления образовательного процесса обучающихся с задержкой психического развития крайне актуальны и своевременны для коллективов общеобразовательных организаций Иркутской области.

2. Рассмотрение предметных компетенций, необходимых учителю начальных классов для реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР, с точки зрения положений профстандарта позволило определить знания и умения, подлежащие оценке.

3. Выявление профессиональных дефицитов у педагогов инклюзивного профиля возможно при использовании тестов и практических заданий, разработанных исходя из содержания их профессиональных компетенций.

В ходе исследования удалось разработать достаточно эффективные оценочные материалы для диагностирования профессиональных затруднений у педагогов инклюзивного профиля, что подтверждается участием в апробации оценочных материалов за 2021-2022 учебный год 60 человек. Выявленные затруднения наглядно показывают слушателю необходимость повышения квалификации по ДПП ПК «Построение образовательной среды для учащихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования», мотивируют его на формирование и развитие необходимых профессиональных компетенций.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальной разработке оценочных материалов и их комплексной апробации с участием большого количества участников, в совершенствовании способов обработки результатов и их использовании при проектировании индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов, что будет представлено нами в последующих публикациях.

Источники | References

1. Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Новикова Н. В., Казакова Л. А., Алехина С. В. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под общ. ред. Н. В. Лалетина. Красноярск, 2013.

2. Кучергина О. В. О диагностировании профессиональных затруднений у педагогов инклюзивного профиля в региональной системе научно-методического сопровождения // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58).

3. Кучергина О. В. Самообразование как инструмент повышения профессиональной мотивации педагогов инклюзивного профиля // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1 (44).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О внедрении системы научно-методического сопровождения педагогических работников от 16.07.2021 г. № 1263-мр: Распоряжение Министерства образования Иркутской области. URL: https://docs.iro38.ru/ document/6440

5. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников: Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. № Р-76. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/d475d8e9529575f14d90efa1693c832978ec77ca

6. Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана: Распоряжение Министерства просвещения РФ от 27.08.2021 г. № Р-201. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395866

7. Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему педагогического роста: Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 3273-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_342668

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155553

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495

10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП НОО обучающихся с ЗПР): одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15. URL: https://fgosreestr.ru/poop/47

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Кучергина Ольга Викторовна1, к. пед. н.

1 Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск Kuchergina Olga Viktorovna1, PhD

1 Education Development Institute of Irkutsk Region, Irkutsk

1 kucherginaolga@rambler.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.05.2022; опубликовано (published): 24.06.2022.

Ключевые слова (keywords): диагностирование профессиональных дефицитов; обучающиеся с задержкой психического развития; оценочные материалы; педагог инклюзивного профиля; diagnostics of professional deficits; students with mental retardation; assessment materials; inclusive education teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.