Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ИМАЖИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ДИАГНОСТИКА ИМАЖИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИМАЖИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова О. Г., Распопова Н. В.

Введение. Статья посвящена диагностике компонента познавательно-личностного развития - имажитивных способностей младших школьников. В статье обоснована актуальность проблемы исследования, определены педагогические условия реализации методики познавательно-личностного развития обучающихся начальной школы на уроках русского языка. Диагностические методики, а также результаты диагностирования младших школьников нашли отражение в научной статье. Авторы диагностировали продуктивность вербального воображения и уровень развития речевого воображения. Подчёркивается, что проявление имажитивных способностей на уроках русского языка - не только показатель сформированности полноценного восприятия текста, но и индикатор умственного развития младшего школьника. Материалы и методы. В исследовательской работе использовались следующие методы исследования: теоретические (обзор и анализ научной литературы, сравнение, классификация, обобщение, систематизация и другие). Кроме теоретических методов, нашли применение эмпирические методы (опрос, беседа, наблюдение, беседа). Интерпретация полученных результатов исследования проводилась методами количественного и качественного анализа. Результаты. В статье представлена классификация познавательно-личностных способностей детей младшего школьного возраста, рассмотрены понятия «познавательно-личностное развитие», «познавательные способности», «имажитивные способности». Теоретически обоснован выбор диагностических методик сформированности имажитивных способностей обучающихся начальной школы, определены педагогические условия для развития воображения младших школьников на уроках русского языка, предложены языковые приемы, способствующие познавательно-личностному развитию обучающихся начальных классов. Обсуждение. Актуализируется, что необходимость познавательно-личностного развития младших школьников на уроках русского языка продиктована требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы. Принятый во внимание один из основополагающих принципов образования - развитие инициативы, ответственности личности как условие её самоактуализации - означает формирование у обучающегося стремления к развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности. Младший школьник является активным участником образовательного процесса, имеющим комплекс познавательных способностей, среди которых выделяют имажитивные (от англ. “image”- образ) языковые способности. Заключение. В статье сделан вывод о том, что разработка методики и внедрение авторской программы основаны на полученных результатах диагностического исследования. Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что авторская методика нацелена на совершенствование образовательного процесса в начальной школе путем расширения содержания уроков русского языка. Предлагаемая нами программа способствует успешному взаимодействию участников образовательного процесса в рамках изучаемого предмета благодаря высокой познавательной активности обучающихся. Основные положения: - изучено познавательно-личностное развитие детей младшего школьного возраста; - сформулировано понятие «познавательно-личностное развитие младших школьников на уроках русского языка»; - предложена классификация познавательно-личностных способностей обучающихся начальной школы; - предложены педагогические условия, необходимые для развития языковых имажитивных способностей младших школьников; - выбраны диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности имажитивных языковых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF IMAGINATIVE ABILITIES AS A COMPONENT OF COGNITIVE AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Introduction. The article is devoted to the diagnosis of cognitive and personal development - imaginative abilities of younger schoolchildren. The article substantiates the relevance of the research problem, defines the pedagogical conditions for the implementation of the methodology of cognitive and personal development of primary school students in Russian language lessons. Diagnostic methods as well as the results of diagnosing younger schoolchildren are reflected in the scientific article. The authors diagnosed the productivity of verbal imagination and the level of development of speech imagination. It is emphasized that the manifestation of imaginative abilities in Russian lessons is not only an indicator of the formation of a full-fledged perception of the text, but also an indicator of the mental development of a younger student. Cognitive and personal development of elementary school student is a process that acts as an effective initiative of the student, on the one hand, and as an effective teacher organizing cognitive activity, on the other. One of the tasks of the modern education is the development of learning, cognition, development of cognitive abilities. It is an important effectiveness of effective learning at school. Materials and methods. The following research methods were used in the research work: theoretical (review and analysis of scientific literature, comparison, classification, generalization, systematization and others). In addition to theoretical methods, empirical methods (survey, conversation, observation, conversation) have been used. The interpretation of the obtained research results was carried out by methods of quantitative and qualitative analysis. Results. The article presents the classification of cognitive and personal abilities of children of primary school age, the concepts of "cognitive and personal development", “cognitive abilities”, “imaginative abilities” are considered. The choice of diagnostic methods for the formation of imaginative abilities of primary school students is theoretically justified, pedagogical conditions for the development of the imagination of younger schoolchildren in Russian lessons are determined, language techniques that contribute to the cognitive and personal development of primary school students are proposed. Discussion . It is actualized that the need for cognitive and personal development of younger schoolchildren in Russian lessons is dictated by the requirements imposed on a primary school graduate. Taking into account one of the fundamental principles of education - the development of initiative, personal responsibility as a condition for its self-actualization - means the formation of a student's desire to develop his personal capabilities, including cognitive activity. The younger schoolchildren are active participants in the educational process with a complex of cognitive abilities, among which there are language abilities. Conclusion. The article concludes that the development of the methodology and the implementation of the author's program are based on the results of a diagnostic study. The practical significance of the research work lies in the fact that the author's methodology is aimed at improving the educational process in elementary school by expanding the content of Russian language lessons. The program we offer contributes to the successful interaction of participants in the educational process within the framework of the subject being studied due to the high cognitive activity of students. Highlights: The cognitive and personal development of children of primary school age was studied; The concept of “cognitive and personal development of younger schoolchildren in Russian language lessons” was formulated; A classification of cognitive-personal abilities of elementary school students is proposed; The pedagogical conditions necessary for the development of linguistic imaginative abilities of younger students are proposed; Diagnostic methods were chosen to determine the level of formation of imaginative language abilities.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ИМАЖИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Научная статья

УДК 482 (07) : 371.015

ББК 74.268.12 : 88.840

DOI 10.25588^Ри.2022.168.2.016

О. Г. Филиппова1, Н. В. Распопова2

1ORCГО № 0000-0002-6691-5778 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогикии психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический ^

а

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Н

E-mail: mishanovaog@cspu.ru

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

о

о

к

g

2ORCID № 0000-0002-6708-9471 к

g

Аспирант кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому 8

к

языку и литературе, Южно-Уральский государственный §

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. |

E-mail: raspopova-nataly@mail.ru °

s о

ДИАГНОСТИКА ИМАЖИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ |

КАК КОМПОНЕНТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ®

РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ g

§

с а

а н

Аннотация ^ л

к §

Введение. Статья посвящена диагностике компонента познавательно-лич- * я

о

ностного развития - имажитивных способностей младших школьников. В статье § Й

обоснована актуальность проблемы исследования, определены педагогические и §

§ §

* н н §

условия реализации методики познавательно-личностного развития обучаю-

щихся начальной школы на уроках русского языка. Диагностические методики, а а

о

^ и

также результаты диагностирования младших школьников нашли отражение в § н

^ §

а р

научной статье. Авторы диагностировали продуктивность вербального воображе- | * §

^ н

ния и уровень развития речевого воображения. Подчёркивается, что проявление р а

И §

а ^

§ а

о

имажитивных способностей на уроках русского языка — не только показатель сформированности полноценного восприятия текста, но и индикатор умственного о § развития младшего школьника. § §

© Филиппова О. Г., Распопова Н. В., 2022

Материалы и методы. В исследовательской работе использовались следующие методы исследования: теоретические (обзор и анализ научной литературы, сравнение, классификация, обобщение, систематизация и другие). Кроме теоретических методов, нашли применение эмпирические методы (опрос, беседа, наблюдение, беседа). Интерпретация полученных результатов исследования проводилась методами количественного и качественного анализа.

Результаты. В статье представлена классификация познавательно-личностных способностей детей младшего школьного возраста, рассмотрены понятия «познавательно-личностное развитие», «познавательные способности», «има-житивные способности». Теоретически обоснован выбор диагностических методик сформированности имажитивных способностей обучающихся начальной школы, определены педагогические условия для развития воображения младших школьников на уроках русского языка, предложены языковые приемы, способст-вую-щие познавательно-личностному развитию обучающихся начальных классов.

Обсуждение. Актуализируется, что необходимость познавательно-личностного развития младших школьников на уроках русского языка продиктована требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы. Принятый во внимание один из основополагающих принципов образования — развитие инициативы, ответственности личности как условие её самоактуализации — означает формирование у обучающегося стремления к развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности. Младший школьник является активным участником образовательного процесса, имеющим комплекс познавательных способностей, среди которых выделяют имажитивные (от англ. "image"— образ) языковые способности.

Заключение. В статье сделан вывод о том, что разработка методики и

внедрение авторской программы основаны на полученных результатах диагно-

а

о стического исследования. Практическая значимость исследовательской работы § состоит в том, что авторская методика нацелена на совершенствование образова-

тельного процесса в начальной школе путем расширения содержания уроков русского языка. Предлагаемая нами программа способствует успешному взаимодей-

« ствию участников образовательного процесса в рамках изучаемого предмета

о

§ благодаря высокой познавательной активности обучающихся. а

§ Ключевые слова: языковые способности; имажитивные способности;

в

^ познавательно-личностное развитие; диагностические методики; младший 3 школьник.

Основные положения:

- изучено познавательно-личностное развитие детей младшего школьного возраста;

- сформулировано понятие «познавательно-личностное развитие младших школьников на уроках русского языка»;

- предложена классификация познавательно-личностных способностей обучающихся начальной школы;

- предложены педагогические условия, необходимые для развития языковых имажитивных способностей младших школьников;

- выбраны диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности имажитивных языковых способностей.

и а

г н

о с

ик

1 Введение (Introduction) а

им

Требования современности обусловили необходимость стрем- а

ления каждой языковой личности к познавательно-личностному разви- |

к

тию. В процессе обучения младшие школьники должны не только овла- ы

х

девать системой научных языковых компетенций, но и развивать свои §

о

с о

познавательные и творческие способности. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена противоречием между социальным заказом общества, цифровыми трансформациями в образовании и требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы в контексте освоения

н о с т е к а к

ко

филологической предметной области. Познавательно-личностное раз- к §

^ §

а ^

витие обучающегося начальной школы — это процесс, выступающий ^ §

I ^

как результат совместных действий ученика, с одной стороны, и как ~ §

~ § §

результат усилий учителя, организующего познавательную деятель- § §

и

ность, с другой [1]. Одна из задач современной начальной школы — К е

развитие интереса к обучению, познанию, формирование и развитие а

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

05 Н

познавательных способностей — является важным фактором эффек- о ч

к О а

тивности обучения. о т

ру но

2 Материалы и методы (Materials and methods) К О

0 р

В ходе исследования мы выдвинули предположение о том, что о аз

& и

познавательно-личностное развитие детей младшего школьного возрас- ык т

а &

а

в §

к

§

§

а

йн

и

§

о

с:)

та на уроках русского языка является результатом реализации инновационной методики, адекватной требованиям социальной среды и способствующей развитию языковой личности ребенка [2].

Успешность реализации методики познавательно-личностного развития младшего школьника на уроках русского языка зависит от создания комплекса педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем «совокупность мер в образовательном процессе, которая обеспечивает познавательно-личностное развитие детей на более высоком уровне» [3]:

- формирование языковой догадки, языкового наблюдения;

- обогащение коммуникативно-речевых умений обучающихся языковыми единицами с национально-культурными компонентами;

- применение на уроках речетворческих заданий, способов лингвистического анализа текстов;

- использование языковых упражнений с целью стимулирования познавательного интереса и повышения познавательной активности младших школьников.

Анализ научных работ ученых (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ри-вин, А. Н. Соколов, В. В. Фирсов, А. М. Фридман, Д. Б. Эльконин и др.) позволил конкретизировать ключевое понятие исследования: познавательно-личностное развитие обучающихся начальной школы на уроках русского языка — это целенаправленный процесс формирования познавательных и языковых способностей личности, стремящейся к овладению знаниями о языковых явлениях, обладающей коммуникативно-речевыми действиями, основанными на применении аттенционных, мнемических, интеллектуальных, имажитивных, вербально-логичес-

а

в §

I ких и рефлексивных способностей.

Анализируя познавательно-личностные способности младших школьников, мы разработали классификацию:

1) аттенционные способности (внимание);

2) мнемические (память);

3) вербально-логические (мышление);

4) имажитивные (воображение);

5) рефлексивные (самоанализ).

Остановимся подробнее на имажитивной способности. Ребенок, у которого развито умение воображать, прогнозировать, способен лучше понимать учебный материал, может найти несколько вариантов

§

решения языковых задач. §

0

Мы поставили перед собой цель - определить уровень сформи- | рованности имажитивных способностей у младших школьников, для §

1

достижения которой определены следующие задачи: §

1) подбор диагностических методик, определяющих уровень |

сформированности имажитивных способностей обучающихся началь- ж

х

о §

о

о

о §

о о

|

Й §

х

о

ной школы;

2) использование на уроках русского языка упражнений на развитие воображения;

3) аргументация результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы;

4) контрольное диагностирование уровня сформированности I §

^ §

§

имажитивных способностей. ^ §

ж

8

Проанализировав литературу по проблеме исследования, изу- ~ §

§ §

чив особенности познавательно-личностного развития детей младшего § § школьного возраста, классифицировав познавательно-личностные спо-

собности, применив на практике диагностические методики по опреде- §§

§ §

к 3 § §

§ §

§

к

о §

лению уровня сформированности имажитивных способностей обучаю- §

§ §

щихся начальной школы, обобщив собственную профессионально- * 1

у §

педагогическую деятельность и эффективный педагогический опыт, 0 §

о *

мы описали значимость проблемы исследования. Обратимся к практи- § §

& к

ческой части работы. ж I

а &

g

«о

о к

о §

g

йн

и;

S

§

о

О

3 Результаты (Results)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование проводилось на протяжении 2020-2021 учебного года на базе средней общеобразовательной школы г. Копейск Челябинской области. Принимали участие 124 обучающихся третьих классов. Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, а также обобщающий.

На первом этапе был выявлен уровень развития воображения младших школьников, поскольку воображение является одним из показателей развития творческой активности ребёнка.

Для диагностики имажитивных способностей мы использовали «Метод трех слов» (тест Масселона, целью которого является оценка продуктивности вербального воображения), и методику Р. С. Немова «Вербальная фантазия» [4], позволяющую оценить уровень развития речевого воображения младших школьников.

Согласно критериям, мы выделили три уровня развития имажи-тивных способностей: высокий, средний, низкий. В диагностике принимали участие ученики 3 а и 3б классов, составивших контрольную группу, 3в и 3г — экспериментальную, по 62 человека в каждой группе.

Получив результаты, мы выяснили, что процент обучающихся с высокой степенью развития имажитивных способностей составляет 10% (экспериментальная группа), 44% детей имеют средний уровень, 46% третьеклассников обладают низким уровнем развития воображения. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития имажитивных способностей на уроках русского языка.

Исследование в контрольной группе показало, что 9 % обучающихся имеют высокий уровень развития воображения, 41,2 % — средний уровень, а у 49,8 % отмечается низкий уровень.

g

«о

0

1 Сравнивая результаты исследования контрольной и экспери-

ментальной групп, мы пришли к выводу, что младшие школьники обеих групп обладают примерно одинаковым уровнем развития имажитивных

и § г § §

с

способностей. Очевиден низкий уровень развития воображения, свидетельствующий о необходимости формирования познавательно-личностных способностей на уроках русского языка в начальной школе.

Мы принимаем во внимание, что выбранные диагностические методики по изучению воображения дают неточную оценку сформиро-ванности имажитивных способностей, так как для полного осуществления процесса воображения требуются установка педагога, регулярная мотивация и эмоциональный настрой младших школьников.

Формирующий этап психолого-педагогического эксперимента

был направлен на развитие имажитивных способностей обучающихся

к

на уроках русского языка в третьих классах. Для формирования у обу- §

1

чающихся языковой догадки использовалось упражнение «Соедини §

стрелками начало и конец пословиц», прием «Конверсия» (образование |

и§

слова одной части речи от слова другой части речи). ж

х с

§ § с § § § с | е к § к к§

С целью обогащения коммуникативно-речевых умений обучающихся единицами языка с национально-культурным компонентом значения обучающимся предлагалось найти пословицы и поговорки на определенную тематику (дружба, труд, здоровье и т. д.), а также определить значение фразеологизмов (прикусить язык, зарубить себе

на носу, реветь белугой, ломать голову, клевать носом и т. д.). Топони- I §

§

§

мические ребусы помогли закрепить написание названий географичес- ^ §

I х

ких объектов: Челябинск, (Уральские горы, Урал, Аркаим и т. д.). В рам- ~ §

ках применения на уроках речетворческих задач совместно с обучаю- § §

§и §|

щимися заполнили карту-речекреатив, выполняли упражнение «Я К №

начну, а ты закончи» (на доске записываются две строки из стихотво- §§

о § §

ж

рения, дети находят рифму и дополняют по смыслу до четверостишия). § ч

к §

В процессе анализа литературного текста младшие школьники | х 1

у §

находили основную мысль, называли тему, описывали внешность и ана- сс г§

к

г *

лизировали поведение героев, составляли план пересказа. Комплекс- § §

& к

ный лингвистический анализ текста включает работу со словарями. к I

&

Для стимулирования познавательного интереса и повышения познавательной активности младших школьников нами использовались следующие языковые упражнения: «Шарада», «Переставь буквы в словах и запиши новые слова» и другие.

С целью активизации познавательного интереса обучающимся была предложена интеллект-карта (mind-map) по части речи «существительное». Мы использовали прием «Ты — учитель» для повышения познавательной активности. Обучающимся был предложен текст, в котором следовало исправить орфографические и пунктуационные ошибки, представив себя в роли учителя.

Контрольный этап эксперимента позволил обработать и обобщить результаты исследования. Мы пришли к выводу, что количество обучающихся третьих классов с низким уровнем имажитивных способностей уменьшилось (на 13,9 %). Произошло увеличение количества третьеклассников с высоким и средним уровнями (на 5 % и 8,9 % соответственно).

4 Обсуждение (Discussion)

Становится очевидна эффективность работы во время формирующего этапа эксперимента: наблюдаются позитивные изменения при реализации ряда педагогических условий. Эффективными условиями можно назвать: использование упражнений на развитие языковой догадки, коммуникативно-речевых умений, анализ текстов, стимулирование

а познавательного интереса. Вышеперечисленные факторы способствуют

о

§ познавательно-личностному развитию младших школьников на уро-

8

ках русского языка.

5 Заключение (Conclusion)

Практическая значимость проведенного исследования состоит

сц

а

в

о

пп в том, что полученные результаты совершенствуют образовательный

лии

и процесс в начальной школе, расширяя содержание уроков по предмету ^ «русский язык», способствуя успешному взаимодействию участников

Библиографический список

и а г н

о

с

образовательного процесса в рамках изучаемого предмета благодаря их высокой познавательной активности. Однако, повышение результативности обучения младших школьников не снимает проблемы таких социально значимых качеств, как становление личности и познавательные способности. Формирование на уроках русского языка познавательных способностей в младшем школьном возрасте положительно влияет на становление личности. В силу этого необходима, на наш взгляд, педагогическая деятельность, направленная на познавательно-личностное развитие младших школьников [5].

Полученные промежуточные результаты научно-исследователь-

к

ской работы нацеливают на разработку оригинальной методики и реа- а

им

лизацию авторской образовательной программы, которые в совокупнос- а

ти будут соответствовать современным потребностям в познавательно- т

ив

личностном развитии младших школьников. ж

с

п

о

с

о

1. Денисова Е. П. Развитие и стимулирование познавательной активности н

ос

младших школьников // Вестник Университета Российской академии образова- т ния. 2020. № 3. С. 44-49.

2. Никитина Е. Ю., Кушнерова Д. П. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста : монография / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск : Южно-Уральский X научный центр РАО, 2020. - 182 а

3. Кукубаева А. Х., Садвакасова А. Б. Формирование познавательных способностей младших школьников // Наука и реальность. 2021. № 4 (8). С.94-97.

л к

а к п ла о н е н

а у

л

тельных способностей младших школьников // Проблемы современного педаго- § Ч

а §

гического образования. 2019. № 63-3. С. 325-328. X с

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Баширова М. А., Шилханова А. Н., Рабаданова Г. Г. Закономерности и

с г к §

особенности развития личности младшего школьника // Образование и право. § р

г а

2021. № 12. С. 204-210. DOI 10.24412/2076-1503-2021-12-204-210 £ в

а

ж т ки

а £

O. G. Filippova1, N. V. Raspopova2

:ORCID No. 0000-0002-6691-5778 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: mishanovaog@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-6708-9471 Postgraduate of the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: raspopova-nataly@mail.ru

DIAGNOSIS OF IMAGINATIVE ABILITIES AS A COMPONENT OF COGNITIVE AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Abstract

Introduction. The article is devoted to the diagnosis of cognitive and personal development — imaginative abilities of younger schoolchildren. The article substantiates the relevance of the research problem, defines the pedagogical conditions for the implementation of the methodology of cognitive and personal development of primary school students in Russian language lessons. Diagnostic methods as well as the results of diagnosing younger schoolchildren are reflected in the scientific article. The authors diagnosed the productivity of verbal imagination and the level of development of speech imagination. It is emphasized that the manifestation of imaginative abilities in Russian ^ lessons is not only an indicator of the formation of a full-fledged perception

va of the text, but also an indicator of the mental development of a younger stu-

op

^ dent. Cognitive and personal development of elementary school student is a

a o

ej ci

process that acts as an effective initiative of the student, on the one hand, and as an effective teacher organizing cognitive activity, on the other. One of the

tasks of the modern education is the development of learning, cognition, development of cognitive abilities. It is an important effectiveness of effective learning at school.

Materials and methods. The following research methods were used in the research work: theoretical (review and analysis of scientific literature, comparison, classification, generalization, systematization and others). In addition to theoretical methods, empirical methods (survey, conversation, observation, conversation) have been used. The interpretation of the obtained research results was carried out by methods of quantitative and qualitative analysis.

Results. The article presents the classification of cognitive and personal abilities of children of primary school age, the concepts of "cognitive and personal development", "cognitive abilities", "imaginative abilities" are considered. The choice of diagnostic methods for the formation of imaginative

n

abilities of primary school students is theoretically justified, pedagogical cone

ditions for the development of the imagination of younger schoolchildren in x

i

Russian lessons are determined, language techniques that contribute to the i

e

cognitive and personal development of primary school students are proposed. a

s

Discussion. It is actualized that the need for cognitive and personal development of younger schoolchildren in Russian lessons is dictated by the requirements imposed on a primary school graduate. Taking into account one

JS'

S

9

o n

en

of the fundamental principles of education — the development of initiative, B.

o

personal responsibility as a condition for its self-actualization — means the

formation of a student's desire to develop his personal capabilities, including C ^

oh iti

cognitive activity. The younger schoolchildren are active participants in the 0 | educational process with a complex of cognitive abilities, among which there gU d

are language abilities. n e

tr

s

Conclusion. The article concludes that the development of the meth- ^ n

R al

odology and the implementation of the author's program are based on the re- g D

si e

sults of a diagnostic study. The practical significance of the research work lies n l

in the fact that the author's methodology is aimed at improving the educational a m

a e

process in elementary school by expanding the content of Russian language g t

is ^

H P

a 3

lessons. The program we offer contributes to the successful interaction of participants in the educational process within the framework of the subject being

o S

studied due to the high cognitive activity of students. g y

Keywords: Language abilities; Imaginative abilities; Cognitive and personal development; Diagnostic methods; Junior student. Highlights:

The cognitive and personal development of children of primary school age was studied;

The concept of "cognitive and personal development of younger schoolchildren in Russian language lessons" was formulated;

A classification of cognitive-personal abilities of elementary school students is proposed;

The pedagogical conditions necessary for the development of linguistic imaginative abilities of younger students are proposed;

Diagnostic methods were chosen to determine the level of formation of imaginative language abilities. .

References

1. Denisova Ye.P. (2020), Razvitiye i stimulirovaniye poznavatel'noy aktivnosti mladshikh shkol'nikov [Development and stimulation of cognitive activity of younger students], Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obra-zovaniya, 3, 44-49. (In Russian).

2. Nikitina E.Yu. & Kushnerova D.P. (2020), Informacionno-kommu-nikacionnye tekhnologii kak sredstvo aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Information and communication technologies as a means of activating the cognitive activity of children of senior preschool age], Monografiya, Yuzhno-Ural'skij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet, Chelyabinsk, Yuzhno-Uralskij nauchnyj centr Rossiyskoy akademii obrazovaniya (RAO), 182 p. (In Russian).

q 3. Kukubaeva A.H. & Sadvakasova A.B. (2021), Razvitie poznavate-va

op lnih sposobnostei mladshih shkolnikiv [Formation of cognitive abilities of

o

^ younger students], Nauka i realnost', 4 (8), 94-97. (In Russian).

aR

^ 4. Tregubova N. A. (2019), Obzor metodov diagnostiki razvitiya mys-

^ litel'nykh sposobnostey mladshikh shkol'nikov [Review of methods for diagnosing the level of development of mental abilities of younger schoolchildren],

a v

o p

^ Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 63-3, 325-328. (In £ ej o

Russian).

5. Bashirova M.A., Shilkhanova A.N. & Rabadanova G.G. (2021), Za-konomernosti i osobennosti razvitiya lichnosti mladshego shkolnika [Patterns and features of the development of the personality of a younger student], Ob-razovaniye i pravo, 12, 204-210. DOI 10.24412/2076-1503-2021-12-204-210 (In Russian).

Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.

The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.

a

gi n

a

i v

e b

o

mpo o

n e n

o

Si h ti

0 iv

01 e

£ n d d

e P ne

tr

s

io

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

n

R l s b

л

ie ia ve

n _

ap

an me g §

at g ^

ss m

oa

ns ry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.