Научная статья на тему 'Диагностика сформированности познавательных процессов младших школьников на уроках русского языка'

Диагностика сформированности познавательных процессов младших школьников на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2198
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INFORMATIVE AND PERSONAL DEVELOPMENT / DIAGNOSTIC METHODS / LANGUAGE PERSONALITY / INFORMATIVE ACTIVITY / COMPONENTS OF INFORMATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Распопова Н.В.

Введение. В статье представлены диагностические методики познавательно-личностного развития детей младшего школьного возраста, а также описаны результаты диагностирования. Материалы и методы. Основные методы исследования: анализ научной литературы, государственного образовательного стандарта начального общего образования, наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов. Результаты. Автором статьи изучены особенности познавательного развития детей младшего школьного возраста, уточнены понятия «познавательное» и «личностное» развитие, «языковая личность». В статье представлено теоретическое обоснование выбора диагностических средств познавательно-личностного развития обучающихся начальной школы. Выявлены компоненты познавательно-личностного развития. Обсуждение. Актуализируется, что для повышения результативности начального языкового образования требуется эффективная и систематическая работа по познавательно-личностному развитию младших школьников в условиях общеобразовательной организации. Заключение. В статье сделан вывод о том, что создание психолого-педагогических условий и регулярное использование заданий на формирование знаний о системе языка, умений анализировать языковой материал, формирование навыков речевой деятельности, а также использование занимательных форм работы на уроках русского языка в начальной школе будет способствовать познавательно-личностному развитию ребенка. Основные положения: уточнены понятия «языковая личность» и «познавательное развитие» в разных источниках; изучено познавательно-личностное развитие детей младшего школьного возраста; выявлены факторы развития языковой личности младшего школьника; предложены психолого-педагогические условия познавательно-личностного развития младших школьников; определены компоненты познавательно-личностного развития младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE PROCESSES FORMATION DIAGNOSTIC OF YOUNGER SCHOOL PUPILS AT RUSSIAN LESSONS

Introduction. There are diagnostic methods of informative and personal development of primary school children and the results of diagnostic, described in this article. Materials and methods. The main research methods are: analysis of scientific literature, state educational standard of the primary general education, observation, conversation, inquiry, analysis of results. Results. The author of the article studied features of children’s informative development; concepts "informative" and "personal" development, "the language personality". There is the theoretical underpinning of the choice of diagnostic means of informative and personal development of younger school pupils. Components of informative and personal development are revealed in this article. Discussion. Advanced topic is the effectiveness of primary language education which requires effective and systematic work on informative personally development of younger school pupils in the conditions of the general education organization. Conclusion. In this article there is the following conclusion: the creation of psychology and pedagogical conditions and regular using of tasks for formation of knowledge in the language system, abilities to analyze language material, formation of speech skills activity and also using of entertaining forms of work at Russian lessons on the elementary school lessons will contribute informative personally to the development of the child. Highlights: The concepts "language personality" and "informative development" in the different sources are specified in this article; Informative and personal development of younger school children is studied; Factors of language personality development of the younger school pupils are revealed; Psychology and pedagogical terms of informative and personal younger school pupils development are offered; Components of informative and personal development of younger school pupils are defined.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности познавательных процессов младших школьников на уроках русского языка»

DOI 10.25588/CSPU.2019.89.50.009

УДК 372.881 ББК 74.202

Н. В. Распопова

ORCID № 0000-0002-6708-9471 Учитель английского языка, аспирант кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

Е-mail: raspopova-nataly@mail. ru

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Введение. В статье представлены диагностические методики познавательно-личностного развития детей младшего школьного возраста, а также описаны результаты диагностирования.

Материалы и методы. Основные методы исследования: анализ научной литературы, государственного образовательного стандарта начального общего образования, наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов.

Результаты. Автором статьи изучены особенности познавательного развития детей младшего школьного возраста, уточнены понятия «познавательное» и «личностное» развитие, «языковая личность». В статье представлено теоретическое обоснование выбора диагностических средств познавательно-личностного развития обучающихся начальной школы. Выявлены компоненты познавательно-личностного развития.

Обсуждение. Актуализируется, что для повышения результативности начального языкового образования требуется эффективная и систематичес-§ кая работа по познавательно-личностному развитию младших школьников

о

| в условиях общеобразовательной организации.

о

а- Заключение. В статье сделан вывод о том, что создание психолого-педа-

^ гогических условий и регулярное использование заданий на формирование

знаний о системе языка, умений анализировать языковой материал, формирование навыков речевой деятельности, а также использование занимательных форм работы на уроках русского языка в начальной школе будет способствовать познавательно-личностному развитию ребенка.

Ключевые слова: познавательно-личностное развитие, диагностические методики, языковая личность, познавательная активность, факторы познавательного процесса.

Основные положения:

- уточнены понятия «языковая личность» и «познавательное развитие» в разных источниках;

- изучено познавательно-личностное развитие детей младшего школьного возраста;

- выявлены факторы развития языковой личности младшего школьника;

- предложены психолого-педагогические условия познавательно-личностного развития младших школьников;

- определены компоненты познавательно-личностного развития младших школьников.

1 Введение (Introduction)

Младший школьный возраст является сенситивным для успешного развития языковой личности. Урок, обогащенный занимательным материалом, эффективно стимулирует языковую интуицию и лингвистическую догадку детей, формирует у них коммуникативно-эстетические качества, элементы языкового творчества [1]. Это повышает мотивацию к удовлетворению коммуникативных потребностей и подтверждает актуальность исследуемой проблемы.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В пункте 12.1 ФГОС начального общего образования сказано, что освоившим учебную программу по предмету «Русский язык» считается обучающийся, у которого «сформированы первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания» [2].

В современном образовательном пространстве обучение, развитие

1

а

§

ж о о S

и *

а

0 ^

1

1

о № а ж ж о о

ж о

з ж

а

№ а

о-ж

о-

X з

о

№ о

о о

а д

х

ь

о-ж

1

о

№ ж

а з о *

о о

о § § о ^

3

о-а

а

«о

о к о к и а

йн

сц

и воспитание ребенка — это процессы формирования его как члена социума, процессы становления как личности.

В философии «личность» определяется как индивид. Личность — это способность человека выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человеческих форм поведения и деятельности [3]. В социологии под личностью понимают индивида, определившего свою деятельную позицию ко всему,что его окружает.

Воспитание ребенка происходит средствами языка и посредством языка. В процессе овладения системой родного языка в сознании ребенка возникают образы. Это свидетельствует о становлении ребенка как языковой личности. Ученые представляют языковую личность в виде пирамиды. В основании пирамиды — семья, дошкольные учреждения, начальная школа. На этом этапе ребенком осваивается репродуктивное мышление, возникают простейшие навыки интерпретации. Происходит усвоение основного словарного запаса, грамматических норм, в речи употребляются простые предложения и незначительное количество сложных синтак-

сических структур. Следующий сектор пирамиды представляет собой продвинутый этап формирования языковой личности, осуществляющийся в семье, школе, а также формирующийся под влиянием разнообразных источников информации. Таким образом, «языковая личность» - это личность речевая. В процессе становления языковой личности происходит формирование лингвистической, языковой и речевой компетенций.

На формирование языковой личности младшего школьника оказывают влияние различные факторы: речевое окружение ребёнка; привычка к чтению художественной литературы; систематическое языковое образование; язык средств массовой информации; современная речевая ситуация в обществе [4].

Познавательное развитие младших школьников — одна из актуальных проблем современного этапа развития педагогической теории и практики. Учение — ведущий вид деятельности школьников. Значимыми для учебной деятельности являются познавательные интерес и активность. Познавательная активность младшего школьника — это постоянно изменяющееся глубокое и качест-

венное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Проблема развития познавательных процессов не нова в педагогике. Она является индивидуально-психологической человеческой характеристикой, отражает при этом взаимодействие биологических, психофизиологических, а также социальных условий. Требования современной жизни к организации обучения актуализируют проблему развития познавательных процессов школьников для поиска более эффективных теоретико-методологических подходов. Одним из важных направлений в решении этой проблемы выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, качеств ума, навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности в поисках способов решения задач [5].

Мы предполагаем, что процесс познавательно-личностного развития детей младшего школьного возраста будет эффективнее при выполнении

следующих психолого-педагогических условий:

- создание целостной культурно-языковой картины мира в начальном языковом образовании;

- обогащение коммуникативно-речевых умений обучающихся единицами языка с национально-культурным компонентом значения;

- применение на уроках рече-творческих задач и способов лингвистического анализа разножанровых текстов;

- систематическое использование на уроках филологической предметной области этнолингвистических средств.

Рассмотрим компоненты познавательного процесса младшего школьника: восприятие, внимание, воображение, память, мышление. В развитии произвольного восприятия большое значение имеет слово. В результате учебной деятельности восприятие переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Внимание — это основа развития познавательных процессов. Воображение — опора ребенка на имеющиеся у него представления во время создания мысленных образов. Память младших школьников так же важна, как и

а

§

ж о о

к *

а

о ^

к

к

о № а ж ж о о

ж

о

^

ж а

№ а

о-ж

о-

X з

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ о

о о

а д

8

I

о-ж

к

о

ж а з о *

о о

о §

§ о

о-а

а

№ о

к

о

к

о

а

йн

и;

мышление. Она играет важную роль в освоении учебного материала, овладении новым социальным опытом: знаниями, умениями, навыками. Возрастает объем произвольной и словесно-логической памяти [6]. Мышление младших школьников выдвигается в центр психического развития ребенка и становится основным в системе других психических функций, которые под его влиянием совершенствуются и приобретают произвольный характер. Благодаря этому интенсивно развиваются мыслительные процессы, способствующие развитию различных психических функций.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте, ведь оно неразрывно связано с мышлением. Овладевая речью, ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, а также связно выражать свои мысли. Речь помогает ребенку вербализовать собственные чувства, переживания, кроме того, осуществлять самоконтроль деятельности и саморегуляцию.

Познавательный и личностный подходы в диагностике активно стали применяться с 50-70-х годов XX века.

Отечественные психологи С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшин и др. применяли данные подходы в своих исследованиях [7]. Как познавательное, так и личностное развитие являются неотъемлемыми факторами формирования коммуникативно-развивающейся личности. Мы принимаем во внимание, что «коммуникативно-развивающаяся языковая личность младшего школьника» — это субъект, владеющий интегратив-ной системой собственных взглядов, оценок, убеждений и качеств, проявляющихся в учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности [8].

Проанализировав научную литературу по проблеме, изучив особенности познавательного развития детей младшего школьного возраста, обобщив педагогический опыт и собственную профессионально-педагогическую деятельность, мы описали значимость проблемы исследования и необходимые условия познавательно-личностного развития младших школьников. Обратимся к описанию практической части исследования.

3 Результаты (Results)

Констатирующий этап диагностики познавательного развития позво-

лил определить уровень развития мышления, памяти и внимания у обучающихся начальной школы. Нами использовались следующие диагностические методики:

- для определения особенностей мышления «Словесные субтесты» (Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова и др.) [9];

- для определения особенностей памяти «Заучивание десяти слов» (А. Р. Лурия и др.);

- для определения уровня внимания «Исправь ошибки» (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылицкая и др.).

В исследовании, направленном на изучение познавательно-личностного развития младших школьников на уроках русского языка, приняли участие 134 обучающихся третьих классов МОУ «СОШ №№ 44 им. С. Ф. Баронен-ко» Копейского городского округа.

Анализ результатов диагностики показал, что у большинства детей возраста выявлен в основном средний уровень сформированности мыслительных процессов, памяти и внимания. 54 % обучающихся имеют средний уровень развития мышления, у 27 % — ниже среднего, у 19 % — низкий. С «Методикой заучивания 10 слов» успешно справились 72 % тре-

тьеклассников, у 18 % наблюдалась повышенная утомляемость, а 10 % младших школьников можно охарактеризовать как забывчивых, рассеянных в силу индивидуальных особенностей. При диагностике особенностей внимания были получены следующие результаты: 36 % обучающихся имеют высокий уровень внимания, 40 %—хороший, 12 % — средний и столько же с низким уровнем внимания.

Формирующий этап исследования был направлен на повышение уровней развития мышления, памяти и внимания посредством включения обучающихся в активную работу на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, включая в поурочное планирование разные приемы работы со сказками (инсценировка сюжетов, подготовка иллюстрированных индивидуальных проектов, работа со «сказочным словом» и др.). Использование упражнений на формирование знаний о системе языка, умений анализировать языковой материал, применение на уроках лингвистических игр (С. В. Ломакович, Е. Ю. Никитина, Л. И. Тимченко и др.) способствует повышению уровня развития познавательных процессов

и а г ж о о и к а о

^

к

и

з

о № а ж ж о о

о ^ ж а № а

о-ж

о-

X 5

з

о

к е

о о о №

а д

8

II

о-ж

и

ко №

ж а з

о к

о о

о

ког г

о

ока

а

«о

о s о s

SJ

а

йн

И5

младших школьников.

Контрольный этап исследования представил динамику изменений в уровне развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста и диагностировал эффективность примененных нами методик для повышения уровня познавательно-личностного развития.

4 Обсуждение (Discussion)

Создание на уроках русского языка необходимых психолого-педагогических условий способствует эффективному становлению языковой личности младшего школьника на основе познания языка и речи, активизирует познавательный интерес ребенка.

5 Заключение (Conclusion)

Исследование посвящено проблеме изучения познавательных процессов учеников третьих классов, которые являются предпосылками для развития языковой личности. Полученные результаты позволяют считать проведённое исследование эффективным. Мы считаем, что для наибольшей эффективности нужна долговременная систематическая работа, связанная не только с созданием необходимых психолого-педагогических условий на уроках русского языка, но и с определением теоретико-методологических оснований для разработки методики познавательно-личностного развития младших школьников на уроках русского языка.

Библиографический список

1. Мишанова О. Г. Первоначальное языковое воспитание и обучение: проблемы, опыт и перспективы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 86-91. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/pervonachalnoe-yazykovoe-vospitanie-i-obuchenie-problemy-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 04.11.2018).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373. Дата обновления 22.09.2011. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/доку-менты/922/файл/748/ФГОС_НОО^ (дата обращения: 01.11.2018).

3. Леонтьев Д. А. Очерки психологии личности. [Электронный ресурс]. - 2007. С. 7 - 9. URL: https://bookap.info/lichnost/leontev_ocherk_psihologii_lichnosti (дата обращения: 05.11.2018). DOI: 10.15293/2226-3365.1402.02

4. Андреева О. С. Мотивация на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества филологического образования. [Электронный ресурс] // Новая наука. 2016. № 3. С. 3-10. URL: https://www.koiro.edu.ru/centers/kafedra-gumanitarnykh-distsiplin/metodicheskaya-kopilka/uchitelyam-russkogo-yazyka-i-literatury/ru (дата обращения: 01.11. 2018)

5. Машарова В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал. 2008. № 2. С. 1238. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7555/2/10Popkova.pdf (дата обращения 02.11.2018)

6. Формирование языковой личности младшего школьника средствами предметов «Русский язык» и «английский язык» [Электронный ресурс] / Ю. С. Киселева [и др.] // Концепт. 2015. С. 3091-3095. URL: http://e-koncept.ru/2015/85619.htm. (дата обращения: 05.11.2018).

7. Донцов Д. А., Сабанин П. В. Методология и методики психологического исследования познавательных процессов детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Наука. Мысль. 2016. № 6-2. URL: wwenews.esrae.ru/38-428 (дата обращения: 06.11.2018).

8. Никитина Е. Ю., Милютина А. А. Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка : монография. М. : Перо, 2015. - 202 с. URL: http://www.mediagram.ru/netcat_files/99/123 (дата обращения: 05.11.2018).

9. Переслени Л. И. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 3. С. 4050. URL:http://sch2083.mskobr.ru/files/psihodiagnosticheskaya_triada_metodik_issledovaniya in-tellekta_mladshih_shkol_nikov.pdf (дата обращения: 20.10.2018).

N. V. Raspopova

ORCID No. 0000-0002-6708-9471

English language teacher, postgraduate student of chair for Russian language, Literature and teaching methods of Russian language, Literature, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. ^

E-mail: raspopova-nataly@mail.ru Г

INFORMATIVE PROCESSES FORMATION

DIAGNOSTIC OF YOUNGER SCHOOL PUPILS AT RUSSIAN LESSONS

?

о

3

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Introduction. There are diagnostic methods of informative and | personal development of primary school children and the results of | diagnostic, described in this article.

Materials and methods. The main research methods are: analysis of scientific literature, state educational standard of the primary general education, observation, conversation, inquiry, analysis of results.

Results. The author of the article studied features of children's informative development; concepts "informative" and "personal" development, "the language personality". There is the theoretical un- ^ derpinning of the choice of diagnostic means of informative and personal development of younger school pupils. Components of informative and personal development are revealed in this article.

о

о

к a

съ g

О

о ^

о

о ^^

P

a

Discussion. Advanced topic is the effectiveness of primary language education which requires effective and systematic work on informative personally development of younger school pupils in the conditions of the general education organization.

Conclusion. In this article there is the following conclusion: the creation of psychology and pedagogical conditions and regular using of tasks for formation of knowledge in the language system, abilities to analyze language material, formation of speech skills activity and also using of entertaining forms of work at Russian lessons on the elementary school lessons will contribute informative personally to the development of the child.

Keywords: informative and personal development, diagnostic methods, language personality, informative activity, components of informative process.

Highlights:

The concepts "language personality" and "informative development" in the different sources are specified in this article;

Informative and personal development of younger school children is studied;

Factors of language personality development of the younger school pupils are revealed;

Psychology and pedagogical terms of informative and personal younger school pupils development are offered;

Components of informative and personal development of younger school pupils are defined.

References

1. Mishanova O.G. (2016) Pervonachal'noye yazykovoye vospitaniye i obucheniye: problemy, opyt i perspektivy [Initial language education and training: problems, experience and prospects]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 7, « 86-91. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pervonachalnoe-yazykovoe-vospitanie-^ i-obuchenie-problemy-opyt-i-perspektivy (Accessed: 04.11.2018). (In Russian). § 2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego

^ obrazovaniya (utverzhdyon prikazom Minobrnauki Rossii 06 oktyabrya 2009, № 373, data ^ obnovleniya 22.09.2011.) (2009) [The federal state educational standard of the primary gene-

ral education is approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 373 of October 6, 2009. Date of update September 22, 2011.)]. Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeHTbi/922/$aH.n/748/OrOC_HOO.pdf (Accessed: 04.11.2018). (In Russian).

3. Leontyev D.A. (2007) Ocherkipsikhologii lichnosti [Sketches of personal psychology]. 7-9. Available at: https://bookap.info/lichnost/leontev_ocherk_psihologii_lichnosti (Accessed: 05.11.2018). (In Russian).

4. Andreyeva O.S. (2016) Motivatsiya na urokakh russkogo yazyka i literatury kak usloviyepovysheniya kachestvafilologicheskogo obrazovaniya [Motivation at Russian lessons and literature as a condition of improvement of philological education quality]. Novaya nauka. 3, 3-10. (In Russian).

5. Masharova V.A. (2008) Poznavatel'nyy interes shkol'nikov s pozitsiyami sovremen-nosti [Cognitive interest of the pupils from a present position]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2, 1238. Available at: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10Popkova.pdf (Accessed: 02.11.2018) (In Russian).

6. Kiselyova YU.S., Rufeeva I. A., Meleshko A. V., Nikitskaya L. S., Yefimova N. N. (2015) Formirovaniyeyazykovoy lichnosti mladshikh shkol'nikov sredstvamipredmetov «russ-kiy yazyk» i "angliyskiy yazyk" [Formation of the younger school pupil's language identity by means of subjects "Russian" and "English"]. Kontsept. 3091-3095. Available at: http://e-koncept.ru/2015/85619.htm. (Accessed: 05.11.2018). (In Russian).

7. Dontsov D.A., Sabanin P. V. (2016) Metodologiya i metodiki psikhologicheskogo issledovaniyapoznavatel'nykhprotsessov detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Methodology 0

and techniques of a psychological research of younger schoolchildren informative processes]. s

s

Nauka. Mysl'. 6-2. Available at: wwenews.esrae.ru/38-428 (Accessed: 06.11.2018). (In Russian). S

8. Nikitina E.YU., Milyutina A. A. (2015) Formirovaniye mediakompetentsii mlad-shikh shkol'nikov na urokakh russkogo yazyka [Formation of media competence of younger pupils at Russian lessons]. 202 p. (In Russian).

9. Peresleni L.I. (2014) Psikhodiagnosticheskaya triada metodologiya issledovaniya struktur intellektual'nogo razvitiya mladshikh shkol'nikov [A psychodiagnostic triad of techniques for a research of intellectual development structure of younger pupils (PD-Triada)]. Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri. 10, 40-50. Available at: O http://sch2083.mskobr.ru/files/psihodiagnosticheskaya_triada_metodik_issledovaniya intel-lekta_mladshih_shkol_nikov.pdf (Accessed: 20.10.2018). (In Russian).

g

g

s g

C ^

o

o ^^

P

S

co

a

R

S

s

3

S' n

L

s

Co

s o n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.