Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РУССКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошина Наталья Викторовна, Хисамутдинова Арина Леонидовна

В настоящее время является актуальным развитие познавательной деятельности младших школьников как на конкретных учебных занятиях, так и на протяжении всего процесса обучения. Это является одной из важных задач ФГОС НОО. От развития познавательной деятельности зависит эффективность усвоения учебного материала. Учителю важно организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся не только получали знания в готовом виде, но и самостоятельно их «открывали» в процессе практической деятельности. В этом может помочь использование учителем на уроках русского языка в начальной школе проблемных ситуаций. Благодаря их решению младшие школьники будут учиться отделять известное знание от неизвестного, определять проблему и намечать пути её решения, а также делать выводы. Организация познавательной деятельности на уроках русского языка посредством проблемных ситуаций способствует развитию у детей младшего школьного возраста логического и критического мышления, памяти, речи, внимания. Всё это актуализирует необходимость разработки теоретического обоснования проблемы и практическую проверку выдвигаемых нами положений. В разработанной нами статье объясняется актуальность проблемы развития познавательной деятельности у младших школьников. На основании изученной литературы выводится принятое в нашем исследовании ключевое понятие «познавательная деятельность», а также понятие «проблемная ситуация». На основании теоретических положений формулируются педагогические условия и раскрывается их внедрение в педагогический процесс. К каждому из разработанных нами показателей развития познавательной деятельности младших школьников подобран диагностический инструментарий. В качестве подтверждения целесообразности использования в педагогической практике педагогических условий по теме исследования предоставляются результаты диагностики развития познавательной деятельности у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игошина Наталья Викторовна, Хисамутдинова Арина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS THROUGH PROBLEMATIC SITUATIONS

Currently, the development of cognitive activity of younger schoolchildren is relevant both in specific training sessions and throughout the entire learning process. This is one of the important tasks of the FGOS DOE. The effectiveness of learning depends on the development of cognitive activity. It is important for the teacher to organize the educational process so that students not only receive knowledge in a ready-made form, but also independently "discover" them in the process of practical activity. Russian language lessons are difficult for younger students. The study of the Russian language itself requires considerable efforts of students to assimilate the norms of its use and writing. That is why it is important to develop the need for children to learn Russian, plan a situation of knowledge search and create a situation of success for each student. The use of problematic situations by a teacher in Russian lessons in elementary school can help in this. Thanks to their solution, younger schoolchildren will learn to separate the known knowledge from the unknown, identify the problem and outline ways to solve it, as well as draw conclusions. The organization of cognitive activity in Russian language lessons through problem situations contributes to the development of logical and critical thinking, memory, speech, attention in primary school children. All this actualizes the need to develop a theoretical justification of the problem and practical verification of the propositions put forward by us. The article developed by us explains the relevance of the problem of the development of cognitive activity in younger schoolchildren. Based on the literature studied, the key concept of "cognitive activity" adopted in our study is derived, as well as the concept of "problem situation". On the basis of theoretical provisions, pedagogical conditions are formulated and their implementation in the pedagogical process is revealed. Diagnostic tools have been selected for each of the indicators of the development of cognitive activity of younger schoolchildren developed by us. As a confirmation of the expediency of using pedagogical conditions in pedagogical practice on the subject of the study, the results of diagnostics of the development of cognitive activity in younger schoolchildren at the ascertaining and control stages of the experiment are provided.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ»

Педагогика

УДК 372.8

доцент кафедры педагогического образования и документоведения Игошина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск);

студент 4 курса, кафедры педагогического образования и документоведения Хисамутдинова Арина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация. В настоящее время является актуальным развитие познавательной деятельности младших школьников как на конкретных учебных занятиях, так и на протяжении всего процесса обучения. Это является одной из важных задач ФГОС НОО. От развития познавательной деятельности зависит эффективность усвоения учебного материала. Учителю важно организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся не только получали знания в готовом виде, но и самостоятельно их «открывали» в процессе практической деятельности. В этом может помочь использование учителем на уроках русского языка в начальной школе проблемных ситуаций. Благодаря их решению младшие школьники будут учиться отделять известное знание от неизвестного, определять проблему и намечать пути её решения, а также делать выводы. Организация познавательной деятельности на уроках русского языка посредством проблемных ситуаций способствует развитию у детей младшего школьного возраста логического и критического мышления, памяти, речи, внимания. Всё это актуализирует необходимость разработки теоретического обоснования проблемы и практическую проверку выдвигаемых нами положений. В разработанной нами статье объясняется актуальность проблемы развития познавательной деятельности у младших школьников. На основании изученной литературы выводится принятое в нашем исследовании ключевое понятие «познавательная деятельность», а также понятие «проблемная ситуация». На основании теоретических положений формулируются педагогические условия и раскрывается их внедрение в педагогический процесс. К каждому из разработанных нами показателей развития познавательной деятельности младших школьников подобран диагностический инструментарий. В качестве подтверждения целесообразности использования в педагогической практике педагогических условий по теме исследования предоставляются результаты диагностики развития познавательной деятельности у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Ключевые слова: развитие, познавательная деятельность, проблемная ситуация, младший школьный возраст, русский язык.

Annotation. Currently, the development of cognitive activity of younger schoolchildren is relevant both in specific training sessions and throughout the entire learning process. This is one of the important tasks of the FGOS DOE. The effectiveness of learning depends on the development of cognitive activity. It is important for the teacher to organize the educational process so that students not only receive knowledge in a ready-made form, but also independently "discover" them in the process of practical activity. Russian language lessons are difficult for younger students. The study of the Russian language itself requires considerable efforts of students to assimilate the norms of its use and writing. That is why it is important to develop the need for children to learn Russian, plan a situation of knowledge search and create a situation of success for each student. The use of problematic situations by a teacher in Russian lessons in elementary school can help in this. Thanks to their solution, younger schoolchildren will learn to separate the known knowledge from the unknown, identify the problem and outline ways to solve it, as well as draw conclusions. The organization of cognitive activity in Russian language lessons through problem situations contributes to the development of logical and critical thinking, memory, speech, attention in primary school children. All this actualizes the need to develop a theoretical justification of the problem and practical verification of the propositions put forward by us. The article developed by us explains the relevance of the problem of the development of cognitive activity in younger schoolchildren. Based on the literature studied, the key concept of "cognitive activity" adopted in our study is derived, as well as the concept of "problem situation". On the basis of theoretical provisions, pedagogical conditions are formulated and their implementation in the pedagogical process is revealed. Diagnostic tools have been selected for each of the indicators of the development of cognitive activity of younger schoolchildren developed by us. As a confirmation of the expediency of using pedagogical conditions in pedagogical practice on the subject of the study, the results of diagnostics of the development of cognitive activity in younger schoolchildren at the ascertaining and control stages of the experiment are provided.

Key words: development, cognitive activity, problem situation, primary school age, Russian language.

Введение. В настоящее время одной из главных целей образования является формирование у учащихся компетентности в решении различных проблемных ситуаций, как в жизни, так и в процессе образования, через постановку цели, задач, выбора методов и средств для их решения, что развивает мышление, творчество и формирует умение приобретать знания самостоятельно. Уроки русского языка являются для младших школьников сложными. Само изучение русского языка требует значительных усилий учащихся для усвоения норм его употребления и записи. Именно поэтому важно развивать у детей потребность в изучении русского языка, планировать ситуацию поиска знаний и создавать для каждого учащегося ситуацию успеха. Следовательно, важным аспектом является использование на уроках русского языка проблемных ситуаций для развития познавательной деятельности младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Понятие «познавательная деятельность» рассматривается в трудах В.С. Ильина [2], Э.И. Красновского [3], Г.И. Щукиной [13] и др.

В нашем исследовании мы рассматриваем познавательную деятельность младших школьников как специфическую форму активной организации процесса познания младшими школьниками окружающего мира и самих себя, осуществляемую ими самостоятельно или под руководством учителя, проявляющуюся в постоянном стремлении к приобретению новых знаний и постижению закономерностей объективного мира с целью удовлетворения потребности в познании через преодоление противоречия между нехваткой знаний и определения способа их получения в ходе организации процесса обучения через применение определенных методов и средств. В процессе организации познавательной деятельности в начальной школе необходимо учитывать мотивы младших школьников, их познавательные потребности и интересы, которые позволят им осознать значимость процесса познания, определить личностный смысл к данной деятельности, и, следовательно, повысить качество обучения.

В настоящее время в педагогической практике для повышения познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка используются: творческие задания, развивающие упражнения, кроссворды, ребусы, загадки, разные виды игр, интерактивные технологии, нетрадиционные уроки и пр. Однако недостаточно внимания уделяется

использованию проблемных ситуаций как педагогического средства для развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Вопросами использования проблемных ситуаций в образовательном процессе занимаются М.И. Махмутов [5], дающий толкование понятию «проблемная ситуация», А.М. Матюшкин [4], который приводит классификацию всех видов проблемных ситуаций, Т.С. Панина [11] определяет условия создания проблемных ситуаций и др.

Под проблемной ситуацией в нашем исследовании будем понимать субъективное интеллектуальное затруднение, включающее в себя неизвестное знание, познавательные потребности и интеллектуальные возможности учащихся, возникающие в результате появления противоречия между имеющимися знаниями и их недостатком при решении образовавшейся проблемы, требующей поиска новых знаний и путей их нахождения самостоятельно или под руководством учителя. Цель применения проблемных ситуаций в начальной школе - развитие познавательной деятельности младших школьников, мыслительных и творческих способностей, а также формирование мотивации к учению и необходимых умений, навыков для поиска решения проблемных ситуаций.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил нам разработать три педагогических условия, направленных на развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством проблемных ситуаций.

Педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения, являющиеся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей [12].

Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством проблемных ситуаций будет осуществляться, если:

1) учащиеся проявляют интерес к решению проблемных ситуаций на уроках русского языка;

2) учащиеся участвуют в практической деятельности по открытию нового знания под руководством учителя;

3) учащиеся после решения проблемной ситуации под руководством учителя формулируют общий вывод или правило по теме урока.

Рассмотрим данные условия более подробно.

Первое педагогическое условие - учащиеся проявляют интерес к решению проблемных ситуаций на уроках русского языка. Для того чтобы учащиеся проявляли интерес к решению проблемных ситуаций на уроках русского языка необходимо учителю при организации учебной деятельности учитывать следующее:

1) предоставлять детям проблемные ситуации, используя не только тексты как таковые, но и наглядные и занимательные задания в виде интересных историй (дидактических сказок), противоречивых ситуаций, загадок, картинок, ребусов, головоломок и пр., соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников;

2) использовать на уроке эмоциональность с целью привлечения внимания учащихся;

3) использовать разные формы работы на уроке: индивидуальные, групповые, парные, дифференциальные, а также возможности интерактивных технологий;

4) следить за тем, чтобы учащиеся самостоятельно делали открытия и получали новые знания через решение проблемных заданий, вопросов, направляя и корректируя их деятельность, создавая для каждого ученика ситуацию успеха.

Для проверки данного условия нами был разработан критерий оценивания - мотивационная установка, показателями которого являются: потребность и интерес в изучении русского языка.

Первый показатель - потребность в изучении русского языка - мы проверяли с помощью методики Н.Г. Лускановой «Изучение познавательных потребностей младших школьников» [8].

Второй показатель - интерес к изучению русского языка - мы проверяли с помощью методики Е.П. Михалевой «Выявление уровня интереса к изучению русского языка у младших школьников» [10].

Таким образом, формирование потребности и интереса в изучении русского языка являются основополагающим в работе над развитием познавательной деятельности младших школьников.

Второе педагогическое условие - учащиеся участвуют в практической деятельности по открытию нового знания под руководством учителя.

Усвоение нового материала будет эффективным, если учащиеся его будут открывать в процессе практической деятельности, а не получать от учителя в готовом виде. Выполнение практической деятельность должно быть организовано учителем на уроке в разных формах с использованием разных педагогических приёмов, средств, методов, доступных для младших школьников и соответствующих их возрастным особенностям, а также дающих возможность ощущать каждым учеников на уроке ситуацию успеха. Для этого учитель может использовать разные приёмы создания проблемных ситуаций (3 класс, УМК «Школа России»):

1) Подведение учащихся к противоречию через использование дидактических сказок, рассказов, «писем», «публикаций» и пр. Так, например, при изучении темы урока «Правописание безударных гласных в корне слова» учитель может прочитать детям историю про то, что от неправильно написанного слова («мяч» или «меч») может зависеть неправильное понимание всего контекста, что может привести к разногласию.

2) Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос (столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием). При изучении темы урока «Омонимы» учитель может использовать слова «атлас» и «замок», попросив детей прочитанное слово изобразить на бумаге или описать этот предмет для того, чтобы другие отгадали заданное слово. Далее учитель обращает внимание учащихся на толковые словари, класс определяет, что такое разногласие связано с многозначностью слов, значение которых зависит от контекста. Учитель приводит пример предложений с использованием данных слов (Я принес на урок географии атлас. В магазине мама купила атлас, чтобы сшить мне платье. На двери висит большой замок. На горе стоял красивый замок), а учащиеся выясняют в каком значении они используются. Учитель подводит учащихся к тому, что такие слова называют омонимами.

3) Использование проблемных теоретических и практических заданий.

Тема урока: «Род имён существительных».

На доске записаны слова: свеча, кот, солнце, белка, карандаш, дерево. Учитель просит учащихся распределить эти слова на два столбика. Учащиеся их распределяют по принципу одушевленности и неодушевленности. После этого, учитель просит разделить эти же слова на три столбика. У учащихся возникает затруднение. Учитель и учащимися выясняют цель урока, которая будет связана с определением какого-то признака, по которому можно существительные распределить в три столбика. Учитель работает с предметами, имеющимися в классе. Для знакомства детей со словами женского рода использует ручку, принадлежащую одному ученику, и спрашивает: «Ручка чья?», ученик отвечает: «Моя». Далее просит составить со словом «ручка» словосочетание (например, синяя ручка), потом просит заменить в данном словосочетании слово «ручка» так, что оно не повторялось: она синяя. Учитель выясняет, к названию каких предметов можно добавить местоимения «моя» или заменить словом «она». Учащиеся приводят примеры слов: кошка, книга, ромашка и пр. Учитель

объясняет, что имена существительные, к которым можно подставить слова «моя» или «она» относятся к женскому роду и обозначаются: ж.р. Например, кошка (она моя), ромашка (она моя) и пр. По такому же принципу происходит работа со словами «пенал» и «кольцо», в ходе которой учащиеся выясняют, что имена существительные бывают женского, мужского и среднего родов. После этого учитель возвращает учащихся к выполнению задания, которое было представлено в начале урока.

4) Формулировка проблемных задач.

На доске записаны два текста:

1) Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.

2) Сова - хищная птица. Она считается лучшим охотником. У неё мощные когти и чуткие уши.

Учитель просит учащихся назвать имена существительные, имеющиеся в текстах, а позже личные местоимения. Учащиеся не могут назвать личные местоимения, т.к. не знакомы с ними. Следовательно, учитель вместе с учащимися решают проблемную ситуацию. Учащиеся сравнивают тексты и выясняют, что в первом тексте повторяется имя существительное «сова» в каждом предложении, а во втором тексте эти повторы заменены словами «она», «неё». Учащиеся вместе с учителем формулируют цель урока: знакомство со словами, заменяющими имена существительные.

Для проверки данного условия нами был разработан критерий оценивания - отношение к практической деятельности, показателями которого являются: умение находить способы решения логических заданий и творческий подход к их выполнению.

Первый показатель - умение находить способы решения логических заданий, мы проверяли с помощью методики А.Е. Падалко «Отсутствующая буква» [6].

Второй показатель - творческий подход к выполнению практических заданий, мы проверяли с помощью методики П. Гилфорда «Словесная ассоциация» [1].

Таким образом, формирование умения не только находить способы решения логических заданий, но и подходить к выполнению заданий творчески является необходимой и важной работой над развитием познавательной деятельности младших школьников, что помогает развивать их мышление.

Третье педагогическое условие - учащиеся после решения проблемной ситуации под руководством учителя формулируют общий вывод или правило по теме урока.

Вывод или правило могут быть сформулированы двумя способами:

1) учитель задаёт вопросы, а учащиеся отвечают на них. Вывод по теме «Омонимы»: что такое омонимы (это слова), чем схожи омонимичные слова (звучанием и написанием), чем они различаются (лексическим значением); приведите примеры (петрушка - это кукла и трава и пр.);

2) учащиеся дополняют правило, представленное учителем. Правило по теме «Род имён существительных»: каждое имя существительное (в единственном числе) принадлежит к определенному роду: мужскому, (женскому) или (среднему). Имена существительные, которые можно заменить местоимением он - (мужского) рода. Имена существительные, которые можно заменить местоимением (она) - женского рода. Имена существительные, которые можно заменить местоимением (оно) - (среднего) рода.

Для проверки данного условия нами был разработан критерий оценивания - коммуникативный компонент, показателями которого являются: умение учитывать позицию собеседника и умение излагать свои мысли в устной форме.

Для оценки умения учитывать позицию собеседника мы использовали методику Г.А. Цукермана «Кто прав?» [7].

Для оценивания умения излагать свои мысли в устной форме мы использовали методику Т. П. Кузютиной «Найди причину события» [9].

Таким образом, предлагаемый диагностический инструментарий дает возможность объективно оценить уровень развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику 20-ти учащихся 3 класса МОУ «Агаповской СОШ № 2» (Агаповский район, Челябинской области) по нашим критериям и показателям, результаты которой представлены ниже (таблица 1).

Таблица 1

Уровень оценки развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка на

констатирующем этапе эксперимента

Уровень развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка Низкий Средний Высокий

Количество учащихся 3 (15%) 11 (55%) 6 (30%)

С помощью математической обработки данных, мы получили соответствующие результаты. Констатирующий этап эксперимента показал, что на низком уровне развития познавательной деятельности находятся 3 человека, что составляет 15% от общего числа учащихся; на среднем уровне данное умение развито у 11 человек, что составляет 55%; на высоком уровне - 6 человек, что составляет всего 30% от общего числа учащихся. В результате эксперимента коэффициент эффективности Кэ = 0,6 (менее 0,7), что по правилу определения коэффициента эффективности педагогического процесса является неэффективным.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы доказывают необходимость внедрения разработанных нами педагогических условий по развитию познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством проблемных ситуаций.

После внедрения разработанных нами педагогических условий мы ещё раз продиагностировали 20 учащихся 3 класса МОУ «Агаповской СОШ № 2» по нашим критериям и показателям. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень оценки развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка на

контрольном этапе эксперимента

Уровень развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка Низкий Средний Высокий

Количество учащихся 2 (10%) 8 (40%) 10 (50%)

С помощью математической обработки данных, мы получили соответствующие результаты. Контрольный этап эксперимента показал, что на низком уровне развития познавательной деятельности находятся 2 человека, что составляет 10% от общего числа учащихся; на среднем уровне данное умение развито у 8 человек, что составляет 40%; на высоком уровне - 10 человек, что составляет 50% от общего числа учащихся. В результате эксперимента коэффициент эффективности Кэ = 0,8, что по правилу определения коэффициента эффективности педагогического процесса является эффективным.

Выводы. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы доказывают эффективность использования разработанных нами педагогических условий для развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством проблемных ситуаций.

Литература:

1. Диагностические тесты П. Гилфорда. - URL: https://azps.ru/tests/pozn/creativ.html (дата обращения: 25.05.2022).

2. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. - Москва: Педагогика, 2014. - 144 с.

3. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 5. - С. 53.

4. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - Москва. - 1972. - 38 с.

5. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - Москва: Просвещение, 1983. - 641 с.

6. Методика А.Е. Падалко «Отсутствующая буква». - URL: https://psihdocs.ru/tema-samoobrazovatelenoj-raboti-formirovanie-poznavatelenih-un.html?page=14 (дата обращения: 25.05.2022).

7. Методика Г.А. Цукермана «Кто прав?». - URL: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-poznavatelnaya-deyatelnost-uchashihsya-mladshih-klassov-vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-4490072.html (дата обращения: 25.05.2022).

8. Методика диагностики школьной мотивации Н.Г. Лускановой. - URL: https://multiurok.ru/files/anketa-vyiavleniiu-interesov-obuchaiushchikhsia-ml.html (дата обращения: 25.05.2022).

9. Методика Т.П. Кузютиной «Найди причину события». - URL: https://Ыog.zabedu.ru/garmoniya/развитие-умения-задавать-вопросы-у-мл-2/ (дата обращения: 25.05.2022).

10. Методики анкетирования учащихся. - URL: https://multiurok.ru/files/mietodiki-ankietirovaniia-uchashchikhsia.html (дата обращение: 25.05.2022).

11. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 176 с.

12. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - Москва: Academia, 2005. - 173 с.

13. Щукина, Р.И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения / Р.И. Щукина. -Москва, 1984. - 68 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат психологических наук, доцент Кабановская Елена Юрьевна

Забайкальский государственный университет (г. Чита)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Аннотация. Проблема подготовки квалифицированных, профессионально-компетентных специалистов, владеющих иностранным языком, является одной из актуальных проблем современного высшего образования. В условиях современной действительности иностранный язык стал языком профессионального сотрудничества, успех профессиональной деятельности будущих специалистов технического профиля должен обуславливаться совокупностью профессиональных знаний и определенным уровнем иностранного языка, следовательно, формированием иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. Данная статья посвящена теоретическому и практическому исследованию основных аспектов формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. Рассмотрены основные подходы к изучению иноязычной коммуникативной компетенции. Проведен теоретический обзор данной компетенции с точки зрения профессионально-ориентированного подхода. Выделены основные структурные компоненты иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. Изучены требования к ее формированию в компетентностной структуре федеральных государственных образовательных стандартов у выпускников инженерно-технического профиля. На основе сравнительного анализа требований к иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих инженеров, определена необходимость ее формирования, детерминирующая определенную специфику владения иностранным языком, обуславливающим использование языковых знаний в профессиональной деятельности, применение социокультурно-маркированных языковых единиц, совокупность профессионально-ориентированных языковых знаний, навыков и умений, определяющих высокий уровень овладения профессиональным иностранным языком, расширение языковой социализации в рамках иноязычного профессионального общения. Экспериментально исследована иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция. Изучен уровень ее сформированности. Определены условия, повышающие эффективность формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в едином образовательном пространстве. Рассмотрены основные инновационные подходы к изучению иностранного языка. Определены преимущества их использования в процессе обучения. Сделан вывод о том, что интеграция иностранного языка и содержания профессионально-ориентированных дисциплин учебного курса, использование предметно-языкового интегрированного обучения как одного из инновационных методов обучения иностранному языку в ВУЗе является одним из приоритетных. Таким образом, формирование и всестороннее развитие компонентов иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов являются необходимым ключевым условием формирования поликультурной личности в профессионально-ориентированном иноязычном пространстве.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция, структурные компоненты иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, уровень владения профессиональным иностранным языком, языковая социализация, иноязычное профессиональное общение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.