Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна

В статье рассматривается значение диагностики и мониторинга для реализации идеи инклюзивного образования. Автор обосновывает значение и сущность педагогической, психологической, медицинской диагностик в развитии системы инклюзивного образования. Дает обоснование педагогического мониторинга в минимизации барьеров на пути обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дается краткая предыстория развития педагогической диагностики. Описываются объекты диагностики в системе инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS AND MONITORING IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

The article considers the importance of diagnostics and monitoring in implementation of the inclusive education concept. The author justifies the importance and essence of the pedagogical, psychological and medical diagnostics in development of the system of inclusive education. It gives a justification of the pedagogical monitoring in minimizing the barriers on the way of teaching the persons with limited health capacities. It gives a brief background of the pedagogical diagnostics development. It describes the object of diagnostics in the system of inclusive education.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Каткова И. А. Результаты экспериментального изучения педагогических условий обучения младших школьников в классах для детей со сложной структурой дефекта коррек-ционных образовательных организаций VIII вида // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - № 2 (64). - С. 7-12.

3. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. - Мн.: Изд-во «Нар. Асвета», 1984.

4. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н. Н. Малофеева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019 - 120 с.

5. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. - М.: Академия, 2010. - 219 с.

6. Ткачева В. В., Каткова И. А. Особенности психологического базиса чтения умственно отсталых школьников со сложными нарушениями развития. - М., 2021. - 215 с.

7. Шохова О. В. Психодиагностические и коррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - М.: Спутник+, 2012. -350 с.

8. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 1995. - 414 с.

9. Carr E. G. Behavioral approaches to language and communication // Communication problems in autism. - New York: Plenum Press, 1985. - P. 37-57.

10. Duffy B. Supporting creativity and imagination in the early years. - Buckingham: Open University Press, 1998. - 231 p.

11. Eremina A., Shokhova O., Firsova E. The competence of parents raising a child with special health needs // Innovative technologies in science and education. - Moscou; Rostov-on-Don, 2020. - URL: https://itno.donstu.ru/en/ main-directions-of-the-itse-2020-conference/.

12. Kuhl P. K. A new view of language acquisition // Proceeding of the National Acad, of Science. - 2000. - V. 97. - № 22. - P. 850-857.

13. Garfin D. G., Lord K. Communication as a Social Problem in Autism // Social behavior in autism. - New York: Plenum Press, 1986. -P. 107-201.

Т. А. Челнокова

УДК. 37

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I реди актуальных тем современных педагогических исследований - тема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Достижение равенства образовательных прав людей, имеющих нарушения психофизического развития, определяет необходимость перемен в сфере образования, обществе в целом, поэтому тема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья становится популярной темой исследований. Популярность темы в научных исследованиях предопределила формирование теоретических основ инклюзивного образования. Приведем фамилии ряда авторов, благодаря работам которых формировалась теоретическая база инклюзивного образования: С. В. Алехина, Д. З. Ах-метова, Т. Г. Богданова, Н. Н. Малофеев, Н. В. Микляева, З. Г. Нигматов, Т. В. Фуряе-ва и др. [1; 3; 4; 10; 12].

Согласно 2 ст. ФЗ № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации», «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образователь-

ных потребностей и индивидуальных возможностей» [16]. Такая широкая трактовка термина «инклюзивное образование» предполагает многообразие организационных форм обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Теоретический поиск путей в достижении равенства образовательных прав лиц с ОВЗ протекает параллельно с новообразованиями, вводимыми в деятельность образовательных организаций. А любые новшества сопряжены с определенными трудностями, это определяет актуальность научных поисков по вопросам развития моделей инклюзивного образования. Результаты данных поисков должны стать технологической базой перемен в системе образовательной практики. Ее достижения измеряются качеством образования и качеством самих образовательных услуг. В связи с этим актуальной темой научного исследования становится «Диагностика и мониторинг в системе инклюзивного образования». Цель настоящего исследования - определение основных направлений, содержания диагностики и мониторинга в измерении качества образования лиц с ОВЗ и уровня инклюзив-ности образовательной системы.

Развитие измерительной деятельности в России в начале прошлого столетия было тесно связано со становлением и развитием кор-рекционной педагогики, что еще раз подчеркивает значимость диагностической деятельности в системе инклюзивного образования. А. Ф. Лазурский, В. П. Кащенко, Г. И. Рос-солимо, П. П. Блонский и другие отмечали актуальность педагогических и психологических измерений в работе с детьми. Приостановленные в 30-е годы педагогические измерения начнут возрождаться в 60-е годы ХХ столетия. Именно в эти годы К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой будет предложено понятие «педагогической диагностики». Однако, как отмечает Н. В. Горностаева, в отечественной науке термин «педагогическая диагностика» получит распространение только в 80-е годы прошлого столетия [7].

Педагогическая диагностика - изучение и установление определенных свойств и признаков субъектов образовательной деятельности, позволяющих оценить результаты обучения, воспитания и развития, спрогнозировать возможные отклонения, определить пути преодоления обнаруженных нарушений. Педагогическая диагностика становится особенно актуальным видом деятельности в условиях развития инклюзивного образования, которое предполагает разнообразные варианты инклюзии, такие как совместное обучение вместе со здоровыми сверстниками или обучение вместе с детьми с подобными нарушениями развития, обучение в массовой школе или в школе, работающей по адаптированным программам. С развитием современных технологий популярной формой образования лиц с ОВЗ становится дистанционное образование, электронное обучение.

Преимущества организации образования на диагностической основе доказаны Ю. К. Ба-банским, В. П. Беспалько, А. И. Кочетовым и другими исследователями. В современных условиях, когда стандартами общего образования предопределены в качестве результатов освоения образовательной программы предметные, личностные, метапредметные результаты, диагностика приобретает особое значение. А три обозначенных в стандартах результата образования становятся областью педагогических измерений обученности и воспитанности обучающихся. На основе этих измерений планируются перспективы дальнейшей педагогической деятельности по включению обучающих с ОВЗ в образовательный процесс.

Авторы учебного пособия по педагогике отмечают три важнейших функции педагогической диагностики, благодаря которым происходит обратная связь в педагогической системе. Этими функциями являются контрольно-корректировочная, прогностическая и воспитывающая. «Первая состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии

учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учащихся» [13, с. 51]. Осмысляя данные функции, нельзя не заметить их особую актуальность при работе с детьми с ОВЗ. Согласно современным условиям, обучающийся с ОВЗ требует создания особых условий обучения. К таким особым условиям относится и вариант программы обучения, который зависит от особенностей психофизического развития. Правильный выбор варианта адаптированной основной образовательной программы для организации обучения требует четко организованного процесса диагностики развития обучающегося, его обучаемости и воспитуемости. Педагогическая диагностика призвана оценить результаты овладения академическими знаниями и жизненными компетенциями обучающихся с ОВЗ. Педагогическая диагностика также предполагает оценку личностных качеств обучающегося, которые проявляются в его отношении к миру, другим людям, самому себе.

Наряду с педагогической диагностикой в системе инклюзивного образования особое место занимает психологическая диагностика. По мнению Р. С. Немова, одно из определений психодиагностики относится к психологической области знаний и связано с разработкой диагностического инструментария, другое - указывает на деятельность психолога, связанную с постановкой психологического диагноза [11, с. 7]. Психодиагностическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии направлено на изучение уровней познавательного развития обучающихся с ОВЗ, уровня развития эмоционально-волевой сферы, социального развития ребенка. Психодиагностическое исследование позволяет выявить индивидуальные особенности обучающегося с ОВЗ и на этой основе сформировать программу индивидуального развития ребенка. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) становится важным элементом для включения в образо-

вательные отношения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

На основе психологической диагностики можно определить зоны актуального и ближайшего развития обучающегося, спрогнозировать перспективы образовательных достижений, доступных для него. Организация психологического обследования детей с ОВЗ в системе инклюзивного образования обеспечивает поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых [4, с. 6]. Активная деятельность психологической службы помогает спрогнозировать траектории развития обучающегося с особыми образовательными потребностями, организовать коррек-ционную работу, являющуюся обязательным элементом адаптированных образовательных программ.

На основе психодиагностических методик устанавливается в количественных и качественных показателях наличие того или иного свойства человека, особенности его поведения, производится описание поведенческих особенностей, сравнение развитости изучаемых свойств личности ребенка [14, с. 8]. Данная информация необходима педагогу, родителям обучающегося, она позволяет психолого-медико-педагогическому консилиуму спроектировать образовательные перспективы ребенка. По результатам педагогической диагностики и психодиагностики обучающийся с ОВЗ может быть отправлен на повторное обследование ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) и переведен на вариант доступной для освоения адаптированной основной образовательной программы.

Включение обучающихся с психофизическими нарушениями в образовательный процесс предполагает медицинское сопровождение. Медицинская диагностика призвана определить психическое и физическое состояние ребенка. В связи с этим сейчас разрабатываются стандартизированные шкалы для проведения медицинских измерений. Апробируются зарубежные оценочные шкалы. Например, в работе с аутистами апробировалась

шкала The Childhood Autism Rating Scale (CARS), описывающая значимые для обследования области проявления ребенка («стремление к контакту с окружающими», «способность к подражанию», «особенности эмоциональных реакций» и т. д.) [8].

Организация медицинского сопровождения инклюзии - одно из обязательных условий достижения равенства образовательных прав обучающихся с ОВЗ. Реализация реабилитационных программ невозможна без участия медицинских работников. Идея комплексного обследования ребенка, развиваемая еще в работах педологов начала прошлого столетия, получает новое звучание в системе инклюзивного образования. Интеграция усилий педагогов, психологов, медицинских работников, комплексное обследование ребенка -обязательное условие построения индивидуального образовательного маршрута. Совместными усилиями определяются «содержание и пути реализации мероприятий оздоровительной, коррекционно-развивающей, образовательной направленности по отношению к каждому ребенку с ОВЗ» [15, с. 104]. Средствами образования и медицины создается основа реабилитационной работы.

Любой вид диагностики (педагогической, психологической, медицинской) не является единичным замером. Предполагается не только комплексность, но и системность проведения замеров, мониторинг всех получаемых количественных и качественных результатов измерений. В. И. Андреев определяет педагогический мониторинг как системную диагностику «качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технологические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива» [2, с. 252]. Объектом педагогического мониторинга является весь воспитательно-образовательный процесс, индивидуально-личностное развитие не только обучающегося, но и педагога. Объектом педагогического мо-

ниторинга может выступать коллектив обучающихся, педагогических коллектив. Внедрение модели инклюзивного образования в практику общеобразовательной массовой школы предполагает мониторинг готовности детского и педагогического коллектива к взаимодействию с особым обучающимся (например, ребенком с синдромом Дауна).

Педагогический мониторинг как длительное наблюдение за состоянием обучения и воспитания обучающегося с ОВЗ, осуществляемый на основе комплексного подхода, обеспечивает своевременное информирование о возможном наступлении критических ситуаций. Предупреждение наступления неблагоприятной ситуации для обучающегося с РАС или гиперактивного ребенка обеспечит снижение рисков дезадаптации.

Особенности инклюзивной системы образования, которая предлагает в качестве одной из моделей инклюзии совместное обучение детей с ОВЗ вместе с их здоровыми сверстниками, определяют актуальность мониторинга обучающихся с учетом особенностей их развития. Предметом мониторинга может стать общение слабослышащего ребенка с одноклассниками, степень принятие обучающегося с ДЦП и нарушенной речью сверстниками, взаимодействие ребенка аутиста с педагогом и другими детьми, опыт выхода из конфликта гиперактивного ребенка и т. п.

Учет образовательных возможностей и особенностей развития делает необходимым мониторинг дидактических и технологических средств. Необходимость модификации образовательных средств продиктована самой идей инклюзивного образования, которое призвано обеспечить равенство образовательных прав ребенка с нарушением зрения, слуха, поведенческими нарушениями и т. д.

Функции мониторинга связаны с получением информации об образовательной системе. Объектом диагностирования выступают доступность образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями; готовность педагогического состава работать в условиях инклюзивного обра-

2022//-

зования; степень развитости детских коллективов; нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса. Настоящая информация становится основой для управления образовательной организацией.

К функциям мониторинга относится непрерывность отслеживания качества образования всех без исключения обучающихся. Это важно по двум причинам: во-первых, надо отслеживать результаты обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, чтобы выполняемые ими задания находились в зоне их ближайшего развития, во-вторых, нормотипичные сверстники также должны обучаться в зоне их ближайшего развития, испытывая успех при преодолении трудностей выполнения учебных заданий.

Среди функций мониторинга - выявление потребностей педагогических кадров в повышении квалификации. Сегодня все учителя должны пройти дополнительную подготовку в области дефектологического образования.

Диагностика и мониторинг связаны с определенными видами деятельности. В частности, необходимо установление требований образовательных стандартов. Сегодня приняты стандарты для обучающихся с ОВЗ начального образования, на сайте можно найти рекомендованные к применению примерные АООП. Большое значение имеет процесс опе-рационализации стандартов в измеряемых величинах, установление показателей и критериев измерения.

В управлении образовательной организацией, внедряющей идеи инклюзивности в образовательный процесс, необходимо создание контрольно-измерительных материалов, разработка контрольно-оценочных процедур, техники и технологии обработки. В условиях инклюзивных классов эта деятельность сопряжена с определенными сложностями, ведь оценка «5» может быть поставлена ребенку, осваивающему основную образовательную программу, и ребенку, осваивающему третий вариант АООП, чье завершение образования закончится получением свидетельства. Процедура оценивания результатов освоения об-

разовательной программы обучающимся инклюзивных классов требует специальной подготовки аудитории для принятия и понимания идеи равенства образовательных прав.

Систематизация информации, анализ результатов мониторинговых исследований, оценивание достигнутых результатов относительно требований стандартов и норм выступают обязательными составляющими мониторинговой деятельности. Интерпретация полученных результатов измерений, моделирование на их основе состояния образовательной системы с прогнозированием направлений развития инклюзии выступают одной из целей мониторинга и диагностики. На основе тех или иных результатов вырабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, индивидуальных образовательных маршрутов, принимаются управленческие решения и меры, направленные на положительные изменения образовательной системы и образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ.

Развитие идеи инклюзии требует создание особой атмосферы, которая позволит включить всех обучающихся в школьную жизнь. Степень включенности обучающихся в школьную жизнь - показатель ее инклюзивности. «Инклюзия минимизирует все барьеры на пути получения образования всеми учениками», она требует признание различий между ними [6, с. 10].

Объектом диагностики и мониторинга в системе инклюзивного образования является инклюзивность образования. За основу оценивания могут быть взяты показатели инклю-зивности, предложенные представителями Центра инклюзивного образования (Бристоль, Великобритания). Каждый из предлагаемых авторами учебного пособия показателей свидетельствует о качественном развитии самой образовательной среды, где каждый обучающийся и обучающий имеют ценность [6, с. 9-10].

Распространение идеологии инклюзии в системе российского образования призвано превратить пространство образовательных организаций любого типа в пространство, поддерживающее всех обучающихся. Реализация

инклюзии на практике означает снижение барьеров на пути обучения и участия в жизни образовательной организации. Минимизация барьеров для обучающихся и тех, кто обучает, требует активного включения диагностики и мониторинга в систему деятельности образовательных организаций. Управление на основе комплексной диагностики и мониторинга становится основой развития образовательной организации.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается значение диагностики и мониторинга для реализации идеи инклюзивного образования. Автор обосновывает значение и сущность педагогической, психологической, медицинской диагностик в развитии системы инклюзивного образования. Дает обоснование педагогического мониторинга в минимизации барьеров на пути обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дается краткая предыстория развития педагогической диагностики. Описываются объекты диагностики в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогическая диагностика, психологическая диагностика, медицинская диагностика, педагогический мониторинг, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

SUMMARY

The article considers the importance of diagnostics and monitoring in implementation of the inclusive education concept. The author justifies the importance and essence of the pedagogical, psychological and medical diagnostics in development of the system of inclusive education. It gives a justification of the pedagogical monitoring in minimizing the barriers on the way of teaching the persons with limited health capacities. It gives a brief background of the pedagogical diagnostics development. It describes the object of diagnostics in the system of inclusive education.

Key words: inclusive education, pedagogical diagnostics, psychological diagnostics, medical diagnostics, pedagogical monitoring, a trainee with limited health capacities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина С. В. Инклюзивное образование от политики к практике // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. -№ 1. - С. 136-145.

2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. -608 с.

3. Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивная педагогика: учебник. - Казань: Изд-во «Познание» КИУ, 2019. - 174 с.

4. Богданова Т. Г. Педагогика инклюзивного образования. - М.: Инфра-М, 2022. -149 с.

5. Бодалев А. А., Столин В. В., Аване-сов В. С. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.

6. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие [Электронный ресурс]. - URL: https://2017.perspektiva-inva. ru//userfiles/education/publication/pokazateli-incliuzii.pdf (дата обращения: 31.01.22).

7. Горностаева Н. В. История становления педагогической диагностики в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. -URL: https://moluch.ru/archive/124/34211/ (дата обращения: 28.01.2022).

8. Касаткин В. Н. [и др.]. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма // Детский аутизм: исследования и практика: сборн. докл. гор. научно-практ. конф. - М.: Образование и здоровье, 2008. - С. 26-58.

9. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.

10. Микляева Н. В. Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. - АРКТИ, 2019. - 160 с.

11. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 693 с.

12. Нигматов З. Г., Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивное образование: История, теория, технология. - Казань: Познание, 2014. - 220 с.

13. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 297 с.

14. Психологическая диагностика: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 303 с.

15. Синевич О. Ю., Четверикова Т. Ю. Взаимодействие медицинских и педагогических работников в целях поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. - 2015. - № 2 (61). - С. 102-105.

16. Об образовании в РФ: Федеральный закон № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. -URL: http s ://fzakon.ru/laws/fede ralnyy -za-kon-ot-29.12.2012-n-273-fz/ (дата обращения: 24.01.22).

17. Фуряева Т. В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Юрайт, 2020. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.