Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ'

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАРУШЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / СКРИНИНГ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Якушева Елена Алексеевна

В работе обосновывается необходимость разработки компьютерной программы для организации диагностической и коррекционной работы по формированию процесса словообразования у детей старшего дошкольного возраста. Дается общее представление о компьютерной программе и возможностях её применения в работе с детьми. Отмечена эффективность применения программы в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Приводятся рекомендации для логопедов, занимающихся корригированием нарушений словообразования у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Якушева Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF WORD FORMATION DISORDERS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF COMPUTER PROGRAMS

The paper substantiates the need to develop a computer program for the organization of diagnostic and correctional work on the formation of the word formation process in 54 older preschool children. A general idea of the computer program and the possibilities of its application in working with children is given. The effectiveness of the program in working with children with general speech underdevelopment is noted. Recommendations are given for speech therapists engaged in correcting word formation disorders in preschool children.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ»

УДК 376

Е. А. Якушева

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Современный информационный прогресс образовательной деятельности диктует условия по внедрению цифровых технологий в образовательные учреждения различного уровня, в том числе и в специальное образовательное пространство. В качестве обоснования можно привести государственные программы по актуализации интеграции информационных технологий в образовательный процесс [1]:

1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», полностью описывающий модель и методологию цифровой трансформаций отрасли образования в целом, и в отдельных отраслях [2].

2. Программа «Десятилетие детства», ставящая цель улучшение качества образования, в том числе с помощью внедрения информационных технологий [3].

3. Федеральный проект «Цифровая школа» [4], базирующийся на создании инфраструктурных условий для педагогов и воспитанников, благотворно влияющих на овладении навыками взаимодействия с цифровыми технологиями, а также помогающих в формировании цифровой грамотности и новых профессиональных компетенций у всех участников образовательного процесса, не исключая инклюзивного и интегрированного образования. В качестве подтверждающего аргумента, можно привести формулировку

одной из задач федерального проекта: «Разработка и адаптация под особые образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ электронных ресурсов по всем предметным областям» [5].

По мнению Н. Н. Малофеева [6], И. С. Ульяниной и В. В. Якушевой [7] внедрение компьютерных технологий в образовательную систему лиц с ОВЗ и включение дистанционных форм образовательного процесса, предоставит платформу для расширения границ взаимодействия, коммуникации и социализации для данных групп, обучающихся в условиях информационно-коммуникационной среды.

Современная российская информационная среда логопедического образования представлена уникальной научно-практической базой, включающей различные логопедические компьютерные программы для осуществления и диагностики, и коррекционного обучения [8- 9].

Опираясь на передовой опыт интеграции информационно-коммуникационных технологий в педагогическую деятельность, становится актуальным вопрос о разработке компьютерной программы для логопедического диагностического и кор-рекционного сопровождения детей. В качестве объекта исследования

был выбран процесс развития навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как нарушения данной функции препятствует овладению детьми грамматического строя языка, что приводит к появлениям аграмматизмов в речи и, как следствие, проявлению аграммати-ческой дисграфии в будущем [10-11].

Цель данной работы: показать значимость применения компьютерной программы «Диагностика и коррекция нарушений словообразования у детей дошкольного возраста».

Разработанная компьютерная программа позволяет:

• диагностировать уровень сформи-рованности навыка словообразования, формируя при этом количественно-качественную оценку полученных результатов с фиксацией ошибочных ответов в отдельный файл;

• производить статистическую обработку полученных данных;

• проводить коррекционную программу, опираясь на уровень актуального развития словообразовательной функции, выявленный по результатам диагностического исследования.

В апробации программы участвовали дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в количестве 30 детей, имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи (ОНР) - Ш-й или ГУ-й уровень речевого развития.

Использование электронного ресурса позволило создать условия для непосредственного включения ребёнка в процесс работы, даёт возможность ему регулировать временные рамки выполнения задания, осуществлять самоконтроль и проверку выполнения задания.

Структура программы представлена в виде модулей (рис. 1).

Модуль «Диагностика» и модуль «Коррекция» включает задания на выявление уровня сформированно-сти речевых функций (словоизменения и словообразования), так и неречевых процессов. Отбор тестовых заданий строился на подробном анализе работ в области логопедии известных ученых Р. И. Лалаевой [12], Т. В. Тумановой [13], О. Б. Иншако-вой [14].

Каждый блок заданий структурирован согласно появлению грам-

Модуль визуализации результатов

Модуль сбора результатов диагностики

Модуль оценки результатов коррекции

Модуль формирования р(Ц-отчёта

Модуль диагностики и коррекции

Модуль диагностики Модуль коррекции

Модуль выдачи

заданий на существительные

Модуль выдачи

заданий на прилагательные

Модуль ьыдачи заданий на

Модуль редактирования исходного речевого материала

Модуль создания заданий

Модуль создания заданий для диагностики Модуль создания заданий для коррекции

Модуль замены заданий

Модуль замены заданий для: диагностики Модуль замены заданий для коррекции

Модуль загрузки файлов

Модуль загрузки заданий для диагностики Модуль загрузки заданий для коррекции

Модуль выбора сценариев создания задания

Модуль загрузки сценария заданий тиагностиьл Модуль загрузки сценария заданий коррекции Модуль загрузки уникальных сценариев

Рис. 1. Структура компьютерной программы

матических форм в онтогенезе. Все задания сопровождаются демонстрацией образца и инструкцией по его выполнению. Для облегчения выполняемых задач педагогам предлагается кнопка помощи с руководством к действию. Содержательная часть заданий базируется на трех частях речи: имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Блок «Имена существительные» в диагностике и коррекции включает задания на:

1. Образование имен существительных с уменьшительными суффиксами: -ик-, -чик-, -очк-/-ечк, -ц-, -иц-.

2. Образование названий детёнышей животных (рис. 2).

3 Коррекционный блок также включает задания на образование имен существительных с помощью суффиксов -ниц-, -инк-.

Блок «Имена прилагательные» в обоих модулях включает задания:

1. Образование притяжательных прилагательных.

Рис. 2. Пример задания на образование имен существительных с суффиксом - онок—

Рис. 3. Пример задания на образование качественных прилагательных

2. Образование качественных прилагательных (рис. 3).

3. Образование относительных прилагательных.

Данное задание подразумевает поиски лишней картинки среди представленных и объяснение причины выбора, параллельно проговаривая каждое полученное прилагательное. Оно направлено не только на формирование навыка образования качественного прилагательного, но также и на развитие мышления.

Блок «Глаголы» в двух модулях включает задания:

1. Образование глаголов совершенного/ несовершенного вида.

2. Образование глаголов с приставками при-, за-, у- (рис. 4).

3. Образование возвратных глаголов.

4. Образование глаголов с антони-мичными приставками.

В качестве наглядного материала в данном модуле применяются видеофрагменты и GIF-анимация.

В структуре программы также представлены модули «Редактор» и

«Результат». В формировании любого раздела программы можно использовать неограниченное количество однотипных примеров и менять наглядный материал по своему видению. Существует возможность вписать ответ ребёнка в специальную строку на экране монитора. Программа сохраняет полученные данные в таблице в окне программы и формате PDF, параллельно отмечая правильность или ошибочность ответа.

Выводы. Представленная компьютерная программа «Диагностика и коррекция нарушений словообразования у детей дошкольного возраста» прошла успешную апробацию в условиях дошкольной образовательной организации. Анализ результатов исследования свидетельствует об эффективности применения данной программы. Её применение способствовало повышению уровня сформированности процесса словообразования, а также заинтересованности детей к процессу выполнения заданий. Предъявленная в игровой форме информация и возможность

Слоеообрдзоеанм

Время прохождения теста: 0040

Вопрос 28 из 34

при-

за-

у.

едет

Ж!! ¡fggfi Шгк

заедет у

Подтвердить ответ

Нужна помощь?

Рис. 4. Пример задания на образование глаголов с приставками при-, за-, у-

осуществлять самоконтроль при вы- что создало условия включения его в полнении заданий вызывали положи- процесс работы. тельный отклик со стороны ребенка,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Якушева В. В., Якушева Е. А. К вопросу о разработке авторской компьютерной программы для выявления предпосылок к аграмматической дисграфии / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2019. № 4 // URL: http://scipress.ru/ pedagogy/articles/k-voprosuo-razrabotke-avtorskoj-kompyuternoj-programmy-dlya-vyyavleniya-predposylokk-agrammaticheskoj-disgrafii.html (дата обращения: 25.10.2021).

2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» // URL: https:// edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 27.08.2021).

3. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства // Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_288278/? (дата обращения: 27.08.2021).

4. Федеральный проект «Цифровая школа» // URL: https://sitimedia.ru/ federalnyj-proekt-cifrovaya-shkola/? (дата обращения: 27.08.2021).

5. Паспорт федерального проекта «Цифровая школа» // URL: https://new. avo.ru/documents/ (дата обращения: 27.08.2021).

6. Малофеев Н.Н. Информационная безопасность и дети // URL: https:// ikprao.ru/news/information-security-and-children (дата обращения: 27.03.2021).

7. Ульянина И. С., Якушева В. В. Преимущества использования компьютерных технологий в работе с родителями детей с нарушениями речи // Инфор-

мационные технологии в прикладных исследованиях. Сборник материалов и докладов V Всероссийской научно-практической конференции. М.: НИИ механики МГУ, 2017. С. 55-61.

8. Кукушкина О. И. Информационные технологии в обучении произношению. М.: Полиграф Сервис, 2004. 158 с.

9. Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 144 с.

10. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Вла-дос, 1998. 224 с.

11. Якушева В. В., Гуторова С. М. Анализ состояния предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45) // URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ analiz-sostoyaniya-predikativnogo-slovaryau-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovenrechevogo-razvitiya.html (дата обращения: 25.10.2021).

12. Лалаева Р. И. Указ. соч.

13. Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2005. 48 с.

14. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: Владос, 2018. 279 с.

REFERENCES

1. Yakusheva V V, Yakusheva E. A. On the development of an author's computer program to identify prerequisites for agrammatic dysgraphy / World of Pedagogy and Psychology: International Scientific and Practical journal. 2019. No. 4 // URL: http://scipress.ru/ pedagogy/articles/k-voprosuo-razrabotke-avtorskoj-kompyuternoj-programmy-dlya-vyyavleniya-predposylokk-agrammaticheskoj-disgrafii.html (date of application: 25.10.2021).

2. Federal project "Digital educational environment" // URL: https://edu.gov.ru/ national-project/projects/cos / (date of application: 27.08.2021).

3. About the announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation // Decree of the President of the Russian Federation of 29.05.2017 N 240 // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_288278 /? (date of application: 27.08.2021).

4. Federal project "Digital School" // URL: https://sitimedia.ru/federalnyj-proekt-cifrovaya-shkola /? (date of application: 27.08.2021).

5. Passport of the federal project "Digital School" // URL: https://new. avo.ru/documents / (date of application: 27.08.2021).

6. Malofeev N. N. Information security and children // URL: https://ikprao.ru/ news/information-security-and-children (date of application: 27.03.2021).

7. Ulyanina I. S., Yakusheva V. V. Advantages of using computer technologies in working with parents of children with speech disorders // Information technologies in applied research. Collection of materials

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and reports of the V All-Russian Scientific and Practical Conference. M.: Research Institute of Mechanics of Moscow State University, 2017. P. 55-61. (In Russ.).

8. Kukushkina O. I. Information technologies in pronunciation teaching. M.: Polygraph Service, 2004. 158 p. (In Russ.).

9. Nikolskaya I. A. Information technologies in special education. M.: Publishing Center "Academy", 2011. 144 p. (In Russ.).

10. Lalaeva R. I. Speech therapy work in correctional classes. M.: Vlados, 1998. 224 p. (In Russ.).

11. Yakusheva V. V., Gutorova S. M. Analysis of the predicative vocabulary in preschool children with general speech underdevelopment (III level of speech development) / World of Pedagogy and psychology: International scientific and practical journal. 2020. No. 04 (45) // URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ analiz-sostoyaniya-predikativnogo-slovaryau-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovenrechevogo-razvitiya.html (date of application: 25.10.2021).

12. Lalaeva R. I. Index of the composition.

13. Tumanova T. V. Formation of wordformation competence of preschool and primary school age children with general speech underdevelopment. Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. M., 2005. 48 p. (In Russ.).

14. Inshakova O. B. Album for speech therapist. M.: Vlados, 2018. 279 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 29.11.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.